Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.09.2010 N 06АП-3669/2010 ПО ДЕЛУ N А37-683/2010

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 сентября 2010 г. N 06АП-3669/2010


Резолютивная часть постановления объявлена 08 сентября 2010 года. Полный текст постановления изготовлен 14 сентября 2010 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Песковой Т.Д.
судей Гричановской Е.В., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Стрекаловской О.О.
при участии в заседании:
- от Открытого акционерного общества "Магаданэлектросеть": не явились;
- от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Магаданской области: не явились;
- от третьего лица - Товарищества собственников жилья "Охотское": не явились
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Магаданской области
на решение от 28.06.2010
по делу N А37-683/2010
Арбитражного суда Магаданской области
принятое судьей Минеевой А.А.
по заявлению Открытого акционерного общества "Магаданэлектросеть"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Магаданской области
третье лицо: Товарищество собственников жилья "Охотское"
о признании незаконным предписания от 23.03.2010 N 77

установил:

Открытое акционерное общество "Магаданэлектросеть" (далее - ОАО "Магаданэлектросеть", общество) обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением, с учетом уточнений в порядке 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Магаданской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Магаданской области, управление) о признании недействительными предписания от 23.03.2010 N 77.
Определением от 28.04.2010 к участию в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечено товарищество собственников жилья "Охотское" (далее - ТСЖ "Охотское").
Требования общества обоснованы тем, что в нарушение пунктов 3, 9 статьи 16, статьи 21 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" Управление Роспотребнадзора по Магаданской области провело проверку по истечению срока проверки, без участия представителя ОАО "Магаданэлектросеть". Считает, что оспариваемое предписание нарушает экономические интересы общества, поскольку препятствует законному праву ОАО "Магаданэлектросеть" на введение ограничения подачи электроэнергии в случае неисполнения абонентом обязанности по оплате потребленной электроэнергии, а также лишает возможности предотвращения ущерба от неоплаты переданной электроэнергии и фактически понуждается к безвозмездной передаче товара.
Решением суда первой инстанции от 28.06.2010 заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что оспариваемое предписание о прекращении нарушений прав потребителей по результатам проведенной проверки является незаконным, поскольку вынесено без составления акта проверки и соблюдения прав лица, в отношении которого она проводилась.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление Роспотребнадзора по Магаданской области обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда в связи с неправильным применением норм материального права.
В обоснование доводов апелляционной жалобы управление указывает, что вывод суда о проведении в отношении ОАО "Магаданэлектросеть" повторной документарной проверки является ошибочным, поскольку в предписании от 23.03.2010 N 77 указаны факты, на основании которых управлением сделано заключение о нарушении обществом норм действующего законодательства в сфере жилищных отношений.
Кроме этого, по мнению Управления, вывод суда о несоблюдении им положений Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрений обращений граждан РФ" не соответствует материалам дела.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседании суда апелляционной инстанции участия не принимали, ими заявлены ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителей, в связи с невозможностью участия в судебном заседании.
ОАО "Магаданэлектросеть" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просило решение суда оставить без изменения, считая его законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, изучив материалы дела, Шестой арбитражный апелляционный суд находит основания для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы на основании следующего.
Из материалов дела следует, что прокуратурой г. Магадана (исх. N 1323ж-2009 от 11.12.2009) в адрес Управления Роспотребнадзора по Магаданской области направлено для рассмотрения обращение потребителя Пушкиной К.С. (П-314 от 14.12.2009), проживающей по адресу: <...>, о недостоверной информации об объеме и цене электроэнергии.
С целью проверки данного обращения руководителем Управления вынесено распоряжение от 13.01.2010 N 03 о проведении внеплановой документарной проверки ОАО "Магаданэлектросеть", которое получено обществом 14.01.2010 вх. N 89.
Основаниями для проведения проверки указаны: Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Закон РФ от 07.02.1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей", Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года N 307, Жилищный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ и другие нормативные правовые акты.
По результатам проведенной в период с 14.01.2010 по 09.02.2010 в отношении ОАО "Магаданэлектросеть" внеплановой документарной проверки специалистом-экспертом отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Магаданской области составлен акт от 09.02.2010 N 47, полученный обществом 09.02.2010 (вх N 552).
Согласно указанному акту Управлением Роспотребнадзора установлены нарушения ОАО "Магаданэлектросеть" норм действующего законодательства, а именно: пункта 5 статьи 4, абзаца 4 статьи 37 Закона РФ "О защите прав потребителей" от 07.02.1992 N 2300-1, пунктов 79 - 82 постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг".
Управлением Роспотребнадзора предписание об устранении выявленных нарушений, отраженных в акте от 09.02.2010 после составления указанного акта, в отношении ОАО "Магаданэлектросеть" не выносилось.
Предписание N 77 об устранении выявленных нарушений в отношении общества вынесено Управлением Роспотребнадзора по Магаданской области 23.03.2010.
Не согласившись с указанным предписанием государственного органа, ОАО "Магаданэлектросеть" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что предписание Управления Роспотребнадзора по Магаданской области является незаконным и необоснованным.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 1 статьи 40 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) установлено, что государственный контроль и надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальными органами), в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 40 Закона о защите прав потребителей государственный контроль и надзор в области защиты прав потребителей предусматривает, в том числе, выдачу в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предписаний изготовителям (исполнителям, продавцам, уполномоченным организациям или уполномоченным индивидуальным предпринимателям, импортерам) о прекращении нарушений прав потребителей, о необходимости соблюдения обязательных требований к товарам (работам, услугам).
Исходя из положений пункта 7 и приложения 3 к Административному регламенту Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденному Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 19.10.2007 N 658, в целях исполнения Роспотребнадзором (его территориальными органами) государственной функции по контролю за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, контролирующий орган наделен правом выдавать предписания о прекращении нарушений прав потребителей.
Таким образом, вынося оспариваемое предписание о прекращении нарушений прав потребителей, Управление Роспотребнадзора по Магаданской области действовало в рамках предоставленных законодательством Российской Федерации полномочий.
Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) регулируются отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц при осуществлении ими предпринимательской деятельности и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Частью 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ предусмотрены основания для проведения внеплановых проверок юридических лиц, в том числе: в случае нарушения прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены (пункт "в").
Как следует из материалов дела, основанием для проведения внеплановой документарной проверки послужило направленное прокуратурой г. Магадана обращение потребителя Пушкиной К.С. (П-314 от 14.12.2009), проживающей по адресу: <...>, о недостоверной информации об объеме и цене электроэнергии.
Согласно пункту 1 статьи 13 Федерального закона N 294-ФЗ срок проведения проверок не может превышать двадцать рабочих дней.
Из акта проверки от 09.02.2010 N 47 (т. 1 л.д. 105-108) усматривается, что внеплановая проверка в отношении ОАО "Магаданэлектросеть" проведена Управлением Роспотребнадзора в период с 14.01.2010 по 09.02.2010 на основании распоряжения от 13.01.2010 N 03, согласно которому основаниями проведения проверки является, в том числе Федеральный закон N 294-ФЗ.
Проведенная внеплановая документарная проверка в отношении ОАО "Магаданэлектросеть" началась 14.01.2010, окончилась 09.02.2010, то есть была проведена в течение 19 рабочих дней, следовательно, Управление Роспотребнадзора не вышло за пределы 20 дневного срока проведения проверки, предусмотренного статьей 13 Федерального закона N 294-ФЗ.
Действительно, в соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
В то же время, положения части 1 названной статьи Федерального закона N 294-ФЗ не устанавливают срока для выдачи предписаний.
Предписание N 77 об устранении выявленных нарушений в отношении ОАО "Магаданэлектросеть" вынесено 23.03.2010 после проведения проверки ТСЖ "Охотское"
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что Управлением Роспотребнадзора по Магаданской области не допущено нарушений порядка и процедуры, установленных Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" при проведении внеплановой проверки в отношении ОАО "Магаданэлектросеть", поскольку Управлением соблюдены положения статьей 13, 16, 20 названного Федерального закона.
Как следует из материалов дела, основанием для вынесения оспариваемого предписания от 23.03.2010 N 77 послужило нарушение ОАО "Магаданэлектросеть" пункта 5 статьи 4, абзаца 4 статьи 37 Закона РФ "О защите прав потребителей" от 07.02.1992 N 2300-1, пунктов 79 - 82 постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг", указанные нарушения отражены в акте N 47 от 09.02.2010.
В соответствии с абзацем 4 статьи 37 Закона РФ "О защите прав потребителей", устанавливающего, что обязательства потребителя перед продавцом (исполнителем) по оплате товаров (работ, услуг) считаются исполненными в размере внесенных денежных средств с момента внесения наличных денежных средств соответственно продавцу (исполнителю), либо в кредитную организацию, либо платежному агенту, осуществляющему деятельность по приему платежей физических лиц, либо банковскому платежному агенту, осуществляющему деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.
Из счетов-квитанций за ноябрь, декабрь 2009 года, выставленных ОАО "Магаданэлектросеть" потребителю Пушкиной К.С. на оплату за электроэнергию, указано потребление электроэнергии, рассчитанное по показаниям электросчетчика.
Оплата названных счетов - квитанций потребителем произведена.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, регулирующие отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, которыми установлен порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг.
В силу пункта 82 названных Правил, приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) может осуществляться до ликвидации задолженности или устранения выявленных нарушений. Предоставление коммунальных услуг возобновляется в течение 2 календарных дней с момента устранения причин, указанных в пунктах 79 и 80 настоящих Правил, в том числе с момента полного погашения потребителем задолженности.
В соответствии с пунктом 152 Правил функционирования розничных рынков электрической энергий в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства от 31.08.2006 N 530, по факту выявленного безучетного потребления электрической энергии или бездоговорного потребления электрической энергии составляется акт о неучтенном потреблении электрической энергии, на основании которого осуществляются расчеты за потребленную таким образом электрическую энергию. В акте о неучтенном потреблении электрической энергии должны содержаться данные о потребителе или лице, осуществляющем бездоговорное потребление электрической энергии, способе и месте осуществления выявленного нарушения, описание приборов учета на момент составления акта, дата предыдущей проверки, объяснения потребителя или лица, осуществляющего бездоговорное потребление электрической энергии, по выявленному факту и его претензии к составленному акту (в случае наличия).
Согласно акту от 08.09.2009 N 300 (т. 1 л.д. 103-104) ОАО "Магаданэлектросеть" выявлен факт безучетного потребления электроэнергии Пушкиной К.С., проживающей по адресу: <...>, произведено начисление за потребленную электроэнергию по нормативу, что подтверждается извещением от 13.11.2009 (т. 2 л.д. 24).
Вместе с тем, указанный акт составлен без участия потребителя - Пушкиной К.С., ТСЖ "Охотское", которое является исполнителем услуг, без объяснения потребителя по выявленному факту и его претензии к составленному акту (в случае наличия).
Таким образом, составление акта безучетного потребления и направления извещения от 13.11.2009 противоречит положениям Закона "О защите прав потребителей", а также Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307.
Следовательно, предписание от 23.03.2010 N 77, вынесенное Управлением Роспотребнадзора по Магаданской области в отношении ОАО "Магаданэлектросеть" соответствует нормам законодательства о предоставлении коммунальных услуг и не нарушает права и законные интересы общества.
При наличии таких обстоятельств апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а решение суда первой инстанции - отмене.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Магаданской области от 28 июня 2010 года по делу N А37-683/2010 отменить.
В удовлетворении требований Открытого акционерного общества "Магаданэлектросеть" о признании недействительным предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Магаданской области от 23.03.2010 N 77 отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в двухмесячный срок.
Председательствующий
Т.Д.ПЕСКОВА
Судьи
Е.В.ГРИЧАНОВСКАЯ
Е.А.ШВЕЦ
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)