Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 05.11.2009 ПО ДЕЛУ N А55-1946/2009

Разделы:
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 ноября 2009 г. по делу N А55-1946/2009


Резолютивная часть постановления объявлена 30 октября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 ноября 2009 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу мэрии городского округа Тольятти, г. Тольятти Самарской области,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 22.06.2009
по делу N А55-1946/2009
по исковому заявлению жилищно-строительного кооператива "ДомСтрой", г. Тольятти Самарской области, к мэрии городского округа Тольятти, г. Тольятти Самарской области, о взыскании 55 293 835 рублей 62 копеек, при участии третьего лица - закрытого акционерного общества "Строительно-монтажный трест "Химэнергострой", г. Тольятти Самарской области, прокуратуры Самарской области, г. Самара,
по встречному исковому заявлению мэрии городского округа Тольятти, г. Тольятти Самарской области, о признании недействительными размещения заказа и муниципального контракта,

установил:

решением Арбитражного суда Самарской области от 22.06.2009 с мэрии городского округа Тольятти в пользу жилищно-строительного кооператива "ДомСтрой" (далее - ЖСК "ДомСтрой") взысканы денежные средства в размере 55 000 000 рублей в оплату жилых помещений, переданных в соответствии с условиями муниципального контракта от 19.12.2008 N 1798-дг/5 на приобретение жилых помещений, а также проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 2 232 180 рублей 08 копеек.
В удовлетворении заявления ЖСК "ДомСтрой" о взыскании с мэрии городского округа Тольятти судебных издержек - расходов в размере 5000 рублей, понесенных в связи с изготовлением заключения, выполненного государственным унитарным предприятием "Центральная строительная лаборатория г. Тольятти", отказано.
Судом отказано в удовлетворении встречного искового заявления мэрии городского округа Тольятти о признании недействительными размещения заказа и муниципального контракта от 19.12.2008 N 1798-дг/5 на приобретение жилых помещений и применении последствий недействительности ничтожной сделки с двухсторонней реституцией отказано.
В кассационной жалобе мэрия городского округа Тольятти просит отменить решение суда как принятое с нарушением норм материального и процессуального права, удовлетворить встречные исковые требования.
В заседании кассационной инстанции 28.10.2009 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 14 часов 05 минут 30.10.2009.
Кассационная коллегия Федерального арбитражного суда Поволжского округа, проверив законность обжалованного судебного акта, находит его подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, согласно строке 3.1.97.1.1 муниципального заказа городского округа Тольятти на 2008 год, утвержденного постановлением мэра городского округа Тольятти от 05.03.2008 N 689-1/п (в редакции от 25.11.2008 N 2891-п/1), главным распорядителем средств бюджета городского округа Тольятти в 2008 году являлся Департамент градостроительной деятельности и землепользования мэрии (далее - Департамент), наделенный функциями муниципального заказчика, в части приобретения жилых помещений (квартир) путем аукциона на сумму в размере 55 млн. рублей.
Мэрией в лице Департамента 11.11.2008 размещено извещение о проведении открытого аукциона на право заключения муниципального контракта на приобретение жилых помещений (квартир). Предмет аукциона - приобретение жилых помещений (квартир) - однокомнатные квартиры (2 шт.), двухкомнатные квартиры (9 шт.), трехкомнатные квартиры (4 шт.).
В извещение и документацию по проведению открытого аукциона на право заключения муниципального контракта на приобретение жилых помещений (квартир) 15.11.2008 внесены изменения (приобретение однокомнатных, двухкомнатных, трехкомнатных квартир общей площадью не менее 1294 кв. м во вновь созданном жилом фонде, ранее не находившихся в эксплуатации).
В извещение и документацию по проведению открытого аукциона на право заключения муниципального контракта на приобретение жилых помещений (квартир) 22.11.2008 внесены изменения (предоставление участником аукциона (продавцом) документов (нотариально удостоверенная копия свидетельства о государственной регистрации права или подлинник выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним), подтверждающих право собственности на объекты недвижимости (квартиры), изменена дата проведения аукциона - 10 декабря 2008 года).
По результатам рассмотрения 09.12.2008 заявок на участие в открытом аукционе установлено, что поступила одна заявка от ЖСК "ДомСтрой". Аукционная комиссия рассмотрела заявку на участие в аукционе на соответствие требованиям, установленным в документации об аукционе. По итогам рассмотрения заявки принято решение о допуске к участию в аукционе и о признании участником аукциона участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в аукционе, - ЖСК "ДомСтрой".
На основании результатов рассмотрения заявки на участие в аукционе принято решение о допуске к участию в аукционе и признании участником аукциона только одного участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в аукционе, аукцион признан несостоявшимся. В соответствии с частью 6 статьи 36 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" муниципальный контракт от 19.12.2008 N 1798-дг/5 на приобретение жилых помещений (квартир) заключен на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, по начальной (максимальной) цене контракта, указанной в извещении о проведении аукциона - 55 млн. рублей.
Мэрией городского округа Тольятти в соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе от 09 декабря 2008 года N 23, а также на основании пунктов 5, 6 статьи 36 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" 19 декабря 2008 года с ЖСК "ДомСтрой" был заключен муниципальный контракт (договор) N 1798-дг/5 на приобретение жилых помещений (квартир).
В соответствии с условиями вышеуказанного контракта (договора) продавец (ЖСК "ДомСтрой") продает, а покупатель (мэрия г.о. Тольятти) приобретает жилые помещения (квартиры) общей площадью 1298,5 кв. м, в количестве 20 (двадцати) штук, расположенные в доме N 73А по бульвару 50 лет Октября Центрального района г. Тольятти и в доме 15 по ул. 40 лет Победы Автозаводского района г. Тольятти.
Согласно пункту 2.1. муниципального контракта (договора) от 19 декабря 2008 года N 1798-дг/5 на приобретение жилых помещений (квартир) цена контракта составляет 55 000 000 (пятьдесят пять миллионов) рублей, в т.ч. НДС (18%) 8 389 830,51 рублей.
В соответствии с пунктом 3.1. муниципального контракта (договора) от 19 декабря 2008 года N 1798-дг/5 на приобретение жилых помещений (квартир) мэрия г.о. Тольятти обязуется в течение 10 банковских дней после государственной регистрации настоящего контракта (договора) в органе по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним уплатить ЖСК "ДомСтрой" указанную в контракте (договоре) сумму, которая составляет 55 000 000 рублей.
Муниципальный контракт (договор) от 19 декабря 2008 года N 1798-дг/5 на приобретение жилых помещений (квартир) 25 декабря 2008 года был зарегистрирован в Управлении Федеральной регистрационной службы по Самарской области (номер регистрации 63-63-09/128/2008-077).
Между ЖСК "ДомСтрой" и мэрией г.о. Тольятти 29 декабря 2008 года был подписан акт приема-передачи квартир, в котором указано, что претензий у мэрии г.о. Тольятти как покупателя к продавцу (ЖСК "ДомСтрой") не возникло.
Согласно статье 5 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (далее также - государственный или муниципальный контракт либо контракт), а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 настоящего Федерального закона, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме.
Пунктом 12 статьи 35 названного Закона предусмотрено, что в случае, если по окончании срока подачи заявок на участие в аукционе подана только одна заявка на участие в аукционе, указанная заявка рассматривается в порядке, установленном статьей 36 настоящего Федерального закона. Если данная заявка соответствует всем требованиям и условиям, предусмотренным документацией об аукционе, заказчик в течение трех рабочих дней со дня рассмотрения заявки на участие в аукционе обязан передать участнику размещения заказа, подавшему единственную заявку на участие в аукционе, проект контракта, прилагаемого к документации об аукционе. При этом государственный или муниципальный контракт заключается с учетом положений части 4 статьи 38 настоящего Федерального закона на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, по начальной (максимальной) цене контракта (цене лота), указанной в извещении о проведении открытого аукциона, или по согласованной с подавшим указанную заявку участником размещения заказа и не превышающей начальной (максимальной) цены контракта (цены лота). Участник размещения заказа, подавший указанную заявку, не вправе отказаться от заключения государственного или муниципального контракта.
Согласно статье 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 22 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" конкурсная документация должна содержать требования к описанию участниками размещения заказа поставляемого товара, который является предметом конкурса, его функциональных характеристик (потребительских свойств), а также его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками размещения заказа выполняемых работ, оказываемых услуг, которые являются предметом конкурса, их количественных и качественных характеристик.
В соответствии с пунктом 6 статьи 12 названного Закона допуск заказчиком, уполномоченным органом, конкурсной или аукционной комиссией к участию в торгах участника размещения заказа, который в соответствии с частью 1 статьи 12 не может быть допущен к участию в торгах, является основанием для признания судом торгов недействительными по иску заинтересованного лица или по иску уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления.
Согласно утвержденной документации по проведению аукциона на право заключения муниципального контракта в технической части изложено техническое задание на приобретаемые жилые помещения (квартиры), в которых указаны общие площади приобретаемых однокомнатных, двухкомнатных квартир, а также на соответствие их санитарно-техническим требованиям.
Предложенные истцом квартиры в доме N 73 А по ул. 50 лет Октября г. Тольятти приняты в эксплуатацию согласно разрешению о вводе объекта для проживания работающих по вахтовому методу, разрешение на его строительство также выдавалось для этих целей.
Согласно статье 15 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ жилыми помещениями признаются изолированные помещения, которые являются недвижимым имуществом и пригодны для постоянного проживания граждан (отвечают установленным санитарным и техническим правилам, нормам). Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания. Согласно пунктам 9, 33, 35 названного Положения жилые помещения должны располагаться преимущественно в домах, расположенных в жилой зоне в соответствии с функциональным зонированием территории, обеспечивать безопасность жизни и здоровья граждан, располагаться на территориях, на которых не превышены показатели санитарно-эпидемиологической безопасности.
При оценке соответствия помещений, предложенных истцом, требованиям аукциона, суд не установил оснований, по которым они были отнесены к помещениям, предназначенным для проживания работающих по вахтовому методу, а также не было установлено, в какой зоне расположен дом согласно градостроительному плану.
Установление названных обстоятельств необходимо для определения соответствия предложенного истцом жилья требованиям действующих санитарно-технических норм и требований.
Кроме того, суду необходимо исследовать вопрос о порядке размещения извещения о проведении открытого аукциона на предмет его соответствия статье 33 Закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнению работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд".
Выводы суда о применении норм материального права не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, представленным сторонами доказательствам.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 22.06.2009 по делу N А55-1946/2009 отменить, направить дело на новое рассмотрение в первую инстанцию того же арбитражного суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)