Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Урлекова В.Н., Смирновой И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бугровой С.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы товарищества собственников жилья "ЮЖА-8" и администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 17.12.2008 по делу N А79-6295/2008, принятое судьей Новожениной О.А. по заявлению товарищества собственников жилья "ЮЖА-8" о признании недействительным в части постановления главы администрации города Новочебоксарска от 26.11.2007 N 320-67 и обязании муниципального учреждения "Архитектурно-градостроительное управление г. Новочебоксарска" изменить границы земельного участка.
В судебном заседании участвуют представители:
администрации г. Новочебоксарска - Меняйлова А.Н. по доверенности от 25.12.2008 N 364 сроком действия один год.
Представители товарищества собственников жилья "Южа-8", федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Чувашской Республике, муниципального учреждения "Архитектурно-градостроительное управление города Новочебоксарска Чувашской Республики" не явились. О времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом (уведомления N 10861, 11072, 10860, 11065, 10862, 11064).
Выслушав представителя администрации города Новочебоксарска, исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Товарищество собственников жилья "ЮЖА-8" (далее - ТСЖ "ЮЖА-8", Товарищество) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением о признании недействительным постановления главы администрации города Новочебоксарска от 26.11.2007 N 320-67 "О предоставлении земельных участков в кадастровом квартале 21:02:01 05 11 в общую долевую собственность бесплатно собственникам многоквартирных жилых домов" в части предоставления в общую долевую собственность собственникам жилых помещений в многоквартирном жилом доме, расположенном по ул. Южная, д. 8 в г. Новочебоксарске, земельного участка с кадастровым номером 21:02:01 05 11:0030 площадью 0,3963 га. Одновременно заявитель просил суд обязать муниципальное учреждение "Архитектурно-градостроительное управление г. Новочебоксарска Чувашской Республики" изменить границы земельного участка, предоставленного в общую долевую собственность собственникам жилых помещений в многоквартирном жилом доме, расположенном по ул. Южная, д. 8 в г. Новочебоксарске, с кадастровым номером 21:02:01 05 11:0030, площадью 0,3963 га, исключив из его состава: автомобильный проезд вдоль жилых домов N 12а, N 6, N 8, N 10 по ул. Южная к филиалу ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике - Чувашия в г. Новочебоксарске" и лицею N 18, а также пешеходный тротуар и газон, прилегающий к дому N 10 по ул. Южная и ограждению лицея N 18.
Заинтересованными лицами по делу являются администрация г. Новочебоксарска, государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Чувашской Республике, муниципальное учреждение "Архитектурно-градостроительное управление города Новочебоксарска Чувашской Республики".
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики от 17.12.2008 требования Товарищества удовлетворены частично. Постановление главы администрации г. Новочебоксарска Чувашской Республики от 26.11.2007 N 320-67 "О предоставлении земельных участков в кадастровом квартале 21:02:01 05 11 в общую долевую собственность бесплатно собственникам многоквартирных жилых домов" в части предоставления в общую долевую собственность собственникам жилых помещений в многоквартирном жилом доме, расположенном по ул. Южная, д. 8 в г. Новочебоксарске, земельного участка с кадастровым номером 21:02:01 05 11:0030, площадью 0,3963 га, признано недействительным. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ТСЖ "Южа-8" и администрация города Новочебоксарска обратились в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами.
Администрация г. Новочебоксарска в апелляционной жалобе просит суд отменить решение в части удовлетворения требования о признании принятого ею ненормативного акта недействительным. В обоснование жалобы указано на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, а также неправильное применение норм материального права.
Товарищество просит суд апелляционной инстанции отменить решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требования о возмещении расходов по оплате услуг представителя в размере 10 000 руб.
В судебном заседании представитель администрации г. Новочебоксарска поддержал доводы апелляционной жалобы, одновременно оценивая апелляционную жалобу Товарищества как необоснованную.
Представители товарищества собственников жилья "Южа-8", федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Чувашской Республике, муниципального учреждения "Архитектурно-градостроительное управление города Новочебоксарска Чувашской Республики" в судебное заседание не явились. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 262, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с обжалованием решения в части суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта органа местного самоуправления недействительным суд должен установить наличие совокупности двух условий:
- несоответствие ненормативного правового акта органа местного самоуправления закону или иному нормативному правовому акту;
- нарушение ненормативным правовым актом органа местного самоуправления прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Установлено по делу, что 26.11.2007 администрация города Новочебоксарска Чувашской Республики издала постановление N 320-67 "О предоставлении земельных участков в кадастровом квартале 21:02:01 05 11 в общую долевую собственность бесплатно собственникам многоквартирных жилых домов".
Согласно пункту 1 постановления утверждены сложившиеся границы земельных участков в кадастровом квартале 21:02:01 05 11, установленные по результатам межевания от 16.10.2007, проведенного МУП ТИ, для содержания и эксплуатации многоквартирных жилых домов, в том числе с кадастровым номером 21:02:01 05 11:0030, площадью 0,3963 га, расположенного по ул. Южная, д. 8 (подпункт в).
В силу пункта 2 постановления для содержания и эксплуатации многоквартирного жилого дома собственникам помещений, расположенных в г. Новочебоксарске по ул. Южная, д. 8, в общую долевую собственность бесплатно предоставлен из земель населенного пункта земельный участок площадью 0,3963 га с кадастровым номером 21:02:01 05 11:0030.
ТСЖ "ЮЖА-8", полагая, что указанное постановление не соответствует требованиям закона и нарушает его права и законные интересы, поскольку возлагает дополнительные обязанности по содержанию вошедшего в состав предоставленного земельного участка автомобильного проезда, оплате земельного налога, обратилось в арбитражный суд с настоящим требованием.
Удовлетворяя требования Товарищества в части признания недействительным постановления органа местного самоуправления, суд первой инстанции исходил из того, что оно не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы собственников помещений жилого дома.
Однако суд апелляционной инстанции не может согласиться с таким выводом суда и полагает, что в рассматриваемом случае отсутствует совокупность предусмотренных статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации условий для признания недействительным ненормативного правового акта.
Установлено по делу, что 04.10.1994 администрация г. Новочебоксарска издала постановление N 474-3 "О предварительном согласовании выбора земельного участка для проектирования 4-этажного 24-квартирного жилого дома".
Постановлением от 04.05.1995 N 190 администрация г. Новочебоксарска предоставила открытому акционерному обществу "Лад" земельный участок площадью 0,4 га (4000 кв. м) для строительства 48-квартирного четырехэтажного жилого дома.
Актом государственной приемочной комиссии от 01.03.1998 принят в эксплуатацию законченный строительством объект: 24 квартиры (2 под.) в 45-квартирном жилом доме в четвертом микрорайоне г. Новочебоксарска (ул. Южная, д. 8), а постановлением администрации г. Новочебоксарска от 03.03.1998 N 60 вышеуказанный акт утвержден.
27.10.2004 решением общего собрания учредителей организовано товарищество собственников жилья "ЮЖА-8", которое зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждено документально и не оспаривается лицами, участвующими в деле.
В апреле 2006 года ТСЖ "Южа-8" начало работы по подготовке межевого дела в отношении земельного участка, поручив их ООО НПП "Землемер", однако ввиду отсутствия денежных средств они были приостановлены. При этом площадь земельного участка под домом была определена в 0,2961 га (2961 кв. м). Проект границ земельного участка и землеустроительное дело уполномоченным органом не утверждены.
В соответствии с пунктом 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
Согласно пункту 8 статьи 138 названного Кодекса товарищество собственников жилья обязано представлять законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе в отношениях с третьими лицами.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения дома, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, а также земельный участок, на котором расположен данный дом и иные предназначенные для его обслуживания, эксплуатации и благоустройства объекты, расположенные на указанном земельном участке. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно части 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка (часть 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, подлежит переходу бесплатно в общую долевую собственность собственников квартир.
Из приведенных норм следует, что собственники квартир в многоквартирном доме приобретают право собственности на земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, границы и размер которого подлежат определению в соответствии с действующим законодательством.
Таким образом, ТСЖ "ЮЖА-8", являясь законным представителем интересов собственников жилых помещений в многоквартирном доме, вправе обращаться в суд с требованиями, направленными на защиту имущественных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе по вопросам определения размера, границ земельного участка и его предоставления.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
Суд первой инстанции посчитал, что в данном случае земельный участок, на котором расположен жилой дом, был сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в силу пункта 2 статьи 16 Вводного закона перешел бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. В результате же издания оспариваемого постановления произошло изменение границ сформированного ранее земельного участка, которое в силу части 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 246 Гражданского кодекса Российской Федерации возможно лишь с согласия участников общей собственности.
Вместе с тем, суд не принял во внимание, что при установлении момента возникновения у собственников помещений в многоквартирном доме права собственности на земельный участок следует также учитывать положения Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре".
В силу статьи 1 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" государственный кадастровый учет земельных участков - описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки. Государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера.
В рассматриваемом случае земельный участок, на котором расположен жилой дом, был поставлен на кадастровый учет по оценочной описи с указанием ориентировочной площади 5000 кв. м без определения границ на местности, что не позволяет сделать вывод о том, что он был сформирован надлежащим образом, как предполагается по смыслу статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", и в силу закона с 01.03.2005 перешел в общую долевую собственность членов ТСЖ "Южа-8". Таким образом, до момента издания оспариваемого постановления спорный земельный участок из публичной собственности не выбывал.
03.10.2006 Президент Чувашской Республики издал Указ N 80 "О дополнительных мерах по завершению государственного кадастрового учета земельных участков и государственного учета объектов недвижимости в Чувашской Республике", согласно которому в целях обеспечения гарантий прав граждан на собственность, дальнейшего развития рыночных отношений и повышения инвестиционной привлекательности Чувашской Республики постановлено:
1. Считать приоритетной задачей завершение государственного кадастрового учета земельных участков и государственного учета объектов недвижимости в Чувашской Республике на основе единой автоматизированной системы и включение в эту систему сведений о всех объектах недвижимости к 1 июля 2008 года.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований:
принять активные меры по землеустройству соответствующих территорий, завершению инвентаризации, выявлению неучтенных земельных участков и объектов недвижимости, межеванию и обеспечить завершение до 1 июля 2007 г. кадастрового учета земель, технической инвентаризации и государственного технического учета объектов недвижимости на территориях муниципальных образований.
Во исполнение данного нормативного правового акта, руководствуясь статьей 69 Земельного кодекса Российской Федерации, орган местного самоуправления организовал работы по межеванию земельного участка.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1997 N 1223 утверждено Положение об определении размеров и установлении границ земельных участков в кондоминиумах (далее - Положение).
Согласно пунктам 3, 4 Положения размеры земельных участков для создания кондоминиумов на территориях существующей застройки городов и других поселений определяются в соответствии с градостроительной документацией, градостроительными нормативами и методикой расчета нормативных размеров земельных участков в кондоминиумах. Нормативный размер земельного участка, передаваемого в общую долевую собственность домовладельцев бесплатно, определяется в зависимости от площади участка, занятого непосредственно жилыми зданиями и иными объектами недвижимости, входящими в состав кондоминиума, а также прилегающими к ним территориями, необходимыми для обеспечения их функционирования (обслуживания), с учетом соблюдения требований градостроительных нормативов, противопожарной безопасности, санитарных разрывов между зданиями и иных норм, обеспечивающих нормальные условия проживания и пребывания граждан в кондоминиуме, обслуживания жилых зданий и другого имущества, входящего в состав кондоминиума, а также доступ ко всем объектам кондоминиума. При этом должны обеспечиваться нормальные условия проживания граждан на смежных земельных участках и права собственников, владельцев, пользователей и арендаторов этих участков, а также владельцев расположенных на них зданий, строений и сооружений.
Если фактическая площадь земельного участка в существующей застройке меньше нормативных размеров площади, бесплатно передаваемой в общую долевую собственность домовладельцев в соответствии с действующим законодательством, и увеличение размеров земельного участка в кондоминиуме за счет смежных земельных участков не представляется возможным, то границы передаваемого земельного участка в кондоминиуме устанавливаются по фактически существующим границам.
Порядок организации работ по определению размеров и установлению границ земельных участков в кондоминиумах определен пунктом 7 Положения.
Согласно пункту 6 Положения территория общего пользования (основные проезды, детские, физкультурные и спортивные площадки и сооружения, массивы зеленых насаждений, иные объекты общего пользования) в границах квартала, микрорайона или другого элемента планировочной структуры подлежит передаче в собственность или аренду домовладельцам или товариществу собственников жилья только при условии установления соответствующих ограничений и сервитутов.
В пункте 2 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" указано, что до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по организации территорий, размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа с соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В рассматриваемом случае орган местного самоуправления допустил нарушение вышеуказанного Положения (пункты 6 и 7), Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", что не отрицалось и самим заинтересованным лицом.
Однако данное обстоятельство при недоказанности ТСЖ "Южа-8" нарушения своих прав и законных интересов само по себе не является основанием для признания недействительным изданного постановления.
Оспариваемым постановлением администрации г. Новочебоксарска утверждены фактически сложившиеся границы земельного участка по результатам межевания, проведенного МУП ТИ г. Новочебоксарска.
Проект границ земельного участка в кадастровой квартале 21:02:010511, куда входит земельный участок с кадастровым номером 21:012:010511:0030, утвержден 13.07.2007 первым заместителем главы администрации г. Новочебоксарска и согласован Управлением архитектуры и градостроительства, Управлением земельных и имущественных отношений администрации г. Новочебоксарска, управляющей компанией в ЖКХ г. Новочебоксарска. Действия по формированию земельного участка и утверждению землеустроительного дела в установленном законом порядке не оспорены.
Вопреки требованию статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель не доказал свою позицию надлежащими доказательствами. Материалы дела, наоборот, опровергают утверждение Товарищества о нарушении его прав и законных интересов.
В дополнение к вышеизложенному (ссылка на постановления администрации г. Новочебоксарска от 04.10.1994 N 474-3, от 04.05.1995 N 190, постановка на кадастровый учет земельного участка с ориентировочной площадью 5000 кв. м, акт государственной приемочной комиссии) суд апелляционной инстанции считает необходимым сослаться на расчет нормативного размера земельного участка, произведенный муниципальным учреждением "Архитектурно-градостроительное управление города Новочебоксарска Чувашской Республики", согласно которому площадь земельного участка должна составлять 5437 кв. м (том 1 л. д. 117).
Отдел государственного пожарного надзора города Новочебоксарска в своем письме от 24.11.2008 N 227 сообщил, что при исключении из территории жилого дома автомобильного проезда буду нарушены нормы и правила пожарной безопасности (том 2 л. д. 114).
С учетом вышеизложенного в совокупности суд апелляционной инстанции считает, что Товарищество не доказало, что передаче в собственность ему подлежал земельный участок меньшей площадью, чем 3963 кв. м.
Также основанным на неверном толковании норм Земельного кодекса Российской Федерации и Градостроительного кодекса Российской Федерации является вывод суд первой инстанции о том, что не подлежали передаче в собственность Товарищества автомобильный проезд, пешеходный проход и газон как места общего пользования.
Пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Однако при этом следует учитывать, что статья 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определяет:
- красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты);
- территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).
Таким образом, при разрешении вопроса о возможности приватизации земельных участков следует исходить из того, что не все земли общего пользования не могут передаваться в частную собственность, а лишь те, которые расположены за красными линиями. В данном случае предоставленный в собственность ТСЖ "Южа-8" земельный участок находится в пределах красных линий, что подтверждается проектом границ земельного участка в кадастровом квартале 21:02:010511.
Вышеизложенное также свидетельствует об отсутствии нарушения со стороны органа местного самоуправления законодательства и прав и законных интересов Товарищества.
Согласно статье 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Суд апелляционной инстанции приходит к итоговому выводу о том, что заявитель не доказал факт нарушения своих прав и законных интересов в результате принятия органом местного самоуправления оспариваемого постановления, что свидетельствует об отсутствии предусмотренной статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации совокупности условий, необходимой для признания ненормативного правового акта недействительным. Последнее обстоятельство влечет за собой отказ в удовлетворении требования.
Несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права являются в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
Решение Арбитражного суда Чувашской Республики подлежит отмене в части признания недействительным постановления администрации г. Новочебоксарска от 26.11.2007 N 320-67 и взыскания с администрации г. Новочебоксарска в доход федерального бюджета государственной пошлины в размере 2000 руб. с принятием в этой части нового судебного акта об отказе в удовлетворении требования.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом не допущено.
С учетом изложенного не подлежит удовлетворению требование Товарищества о взыскании с администрации г. Новочебоксарска расходов по оплате услуг представителя в размере 10000 руб., а апелляционная жалоба Товарищества признается необоснованной.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за подачу заявления и апелляционной жалобы суд относит на товарищество собственников жилья "Южа-8".
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 17.12.2008 по делу N А79-6295/2008 отменить в части признания недействительным постановления администрации г. Новочебоксарска от 26.11.2007 N 320-67 и взыскания в доход федерального бюджета с администрации г. Новочебоксарска государственной пошлины в размере 2000 руб.
Товариществу собственников жилья "Южа-8" в удовлетворении требования о признании недействительным постановления администрации г. Новочебоксарска от 26.11.2007 N 320-67 отказать.
В остальной части решение Арбитражного суда Чувашской Республики оставить без изменения, апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Южа-8" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья
Т.А.ЗАХАРОВА
Судьи
В.Н.УРЛЕКОВ
И.А.СМИРНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.03.2009 ПО ДЕЛУ N А79-6295/2008
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 марта 2009 г. по делу N А79-6295/2008
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Урлекова В.Н., Смирновой И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бугровой С.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы товарищества собственников жилья "ЮЖА-8" и администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 17.12.2008 по делу N А79-6295/2008, принятое судьей Новожениной О.А. по заявлению товарищества собственников жилья "ЮЖА-8" о признании недействительным в части постановления главы администрации города Новочебоксарска от 26.11.2007 N 320-67 и обязании муниципального учреждения "Архитектурно-градостроительное управление г. Новочебоксарска" изменить границы земельного участка.
В судебном заседании участвуют представители:
администрации г. Новочебоксарска - Меняйлова А.Н. по доверенности от 25.12.2008 N 364 сроком действия один год.
Представители товарищества собственников жилья "Южа-8", федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Чувашской Республике, муниципального учреждения "Архитектурно-градостроительное управление города Новочебоксарска Чувашской Республики" не явились. О времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом (уведомления N 10861, 11072, 10860, 11065, 10862, 11064).
Выслушав представителя администрации города Новочебоксарска, исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Товарищество собственников жилья "ЮЖА-8" (далее - ТСЖ "ЮЖА-8", Товарищество) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением о признании недействительным постановления главы администрации города Новочебоксарска от 26.11.2007 N 320-67 "О предоставлении земельных участков в кадастровом квартале 21:02:01 05 11 в общую долевую собственность бесплатно собственникам многоквартирных жилых домов" в части предоставления в общую долевую собственность собственникам жилых помещений в многоквартирном жилом доме, расположенном по ул. Южная, д. 8 в г. Новочебоксарске, земельного участка с кадастровым номером 21:02:01 05 11:0030 площадью 0,3963 га. Одновременно заявитель просил суд обязать муниципальное учреждение "Архитектурно-градостроительное управление г. Новочебоксарска Чувашской Республики" изменить границы земельного участка, предоставленного в общую долевую собственность собственникам жилых помещений в многоквартирном жилом доме, расположенном по ул. Южная, д. 8 в г. Новочебоксарске, с кадастровым номером 21:02:01 05 11:0030, площадью 0,3963 га, исключив из его состава: автомобильный проезд вдоль жилых домов N 12а, N 6, N 8, N 10 по ул. Южная к филиалу ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике - Чувашия в г. Новочебоксарске" и лицею N 18, а также пешеходный тротуар и газон, прилегающий к дому N 10 по ул. Южная и ограждению лицея N 18.
Заинтересованными лицами по делу являются администрация г. Новочебоксарска, государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Чувашской Республике, муниципальное учреждение "Архитектурно-градостроительное управление города Новочебоксарска Чувашской Республики".
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики от 17.12.2008 требования Товарищества удовлетворены частично. Постановление главы администрации г. Новочебоксарска Чувашской Республики от 26.11.2007 N 320-67 "О предоставлении земельных участков в кадастровом квартале 21:02:01 05 11 в общую долевую собственность бесплатно собственникам многоквартирных жилых домов" в части предоставления в общую долевую собственность собственникам жилых помещений в многоквартирном жилом доме, расположенном по ул. Южная, д. 8 в г. Новочебоксарске, земельного участка с кадастровым номером 21:02:01 05 11:0030, площадью 0,3963 га, признано недействительным. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ТСЖ "Южа-8" и администрация города Новочебоксарска обратились в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами.
Администрация г. Новочебоксарска в апелляционной жалобе просит суд отменить решение в части удовлетворения требования о признании принятого ею ненормативного акта недействительным. В обоснование жалобы указано на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, а также неправильное применение норм материального права.
Товарищество просит суд апелляционной инстанции отменить решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требования о возмещении расходов по оплате услуг представителя в размере 10 000 руб.
В судебном заседании представитель администрации г. Новочебоксарска поддержал доводы апелляционной жалобы, одновременно оценивая апелляционную жалобу Товарищества как необоснованную.
Представители товарищества собственников жилья "Южа-8", федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Чувашской Республике, муниципального учреждения "Архитектурно-градостроительное управление города Новочебоксарска Чувашской Республики" в судебное заседание не явились. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 262, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с обжалованием решения в части суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта органа местного самоуправления недействительным суд должен установить наличие совокупности двух условий:
- несоответствие ненормативного правового акта органа местного самоуправления закону или иному нормативному правовому акту;
- нарушение ненормативным правовым актом органа местного самоуправления прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Установлено по делу, что 26.11.2007 администрация города Новочебоксарска Чувашской Республики издала постановление N 320-67 "О предоставлении земельных участков в кадастровом квартале 21:02:01 05 11 в общую долевую собственность бесплатно собственникам многоквартирных жилых домов".
Согласно пункту 1 постановления утверждены сложившиеся границы земельных участков в кадастровом квартале 21:02:01 05 11, установленные по результатам межевания от 16.10.2007, проведенного МУП ТИ, для содержания и эксплуатации многоквартирных жилых домов, в том числе с кадастровым номером 21:02:01 05 11:0030, площадью 0,3963 га, расположенного по ул. Южная, д. 8 (подпункт в).
В силу пункта 2 постановления для содержания и эксплуатации многоквартирного жилого дома собственникам помещений, расположенных в г. Новочебоксарске по ул. Южная, д. 8, в общую долевую собственность бесплатно предоставлен из земель населенного пункта земельный участок площадью 0,3963 га с кадастровым номером 21:02:01 05 11:0030.
ТСЖ "ЮЖА-8", полагая, что указанное постановление не соответствует требованиям закона и нарушает его права и законные интересы, поскольку возлагает дополнительные обязанности по содержанию вошедшего в состав предоставленного земельного участка автомобильного проезда, оплате земельного налога, обратилось в арбитражный суд с настоящим требованием.
Удовлетворяя требования Товарищества в части признания недействительным постановления органа местного самоуправления, суд первой инстанции исходил из того, что оно не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы собственников помещений жилого дома.
Однако суд апелляционной инстанции не может согласиться с таким выводом суда и полагает, что в рассматриваемом случае отсутствует совокупность предусмотренных статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации условий для признания недействительным ненормативного правового акта.
Установлено по делу, что 04.10.1994 администрация г. Новочебоксарска издала постановление N 474-3 "О предварительном согласовании выбора земельного участка для проектирования 4-этажного 24-квартирного жилого дома".
Постановлением от 04.05.1995 N 190 администрация г. Новочебоксарска предоставила открытому акционерному обществу "Лад" земельный участок площадью 0,4 га (4000 кв. м) для строительства 48-квартирного четырехэтажного жилого дома.
Актом государственной приемочной комиссии от 01.03.1998 принят в эксплуатацию законченный строительством объект: 24 квартиры (2 под.) в 45-квартирном жилом доме в четвертом микрорайоне г. Новочебоксарска (ул. Южная, д. 8), а постановлением администрации г. Новочебоксарска от 03.03.1998 N 60 вышеуказанный акт утвержден.
27.10.2004 решением общего собрания учредителей организовано товарищество собственников жилья "ЮЖА-8", которое зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждено документально и не оспаривается лицами, участвующими в деле.
В апреле 2006 года ТСЖ "Южа-8" начало работы по подготовке межевого дела в отношении земельного участка, поручив их ООО НПП "Землемер", однако ввиду отсутствия денежных средств они были приостановлены. При этом площадь земельного участка под домом была определена в 0,2961 га (2961 кв. м). Проект границ земельного участка и землеустроительное дело уполномоченным органом не утверждены.
В соответствии с пунктом 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
Согласно пункту 8 статьи 138 названного Кодекса товарищество собственников жилья обязано представлять законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе в отношениях с третьими лицами.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения дома, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, а также земельный участок, на котором расположен данный дом и иные предназначенные для его обслуживания, эксплуатации и благоустройства объекты, расположенные на указанном земельном участке. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно части 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка (часть 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, подлежит переходу бесплатно в общую долевую собственность собственников квартир.
Из приведенных норм следует, что собственники квартир в многоквартирном доме приобретают право собственности на земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, границы и размер которого подлежат определению в соответствии с действующим законодательством.
Таким образом, ТСЖ "ЮЖА-8", являясь законным представителем интересов собственников жилых помещений в многоквартирном доме, вправе обращаться в суд с требованиями, направленными на защиту имущественных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе по вопросам определения размера, границ земельного участка и его предоставления.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
Суд первой инстанции посчитал, что в данном случае земельный участок, на котором расположен жилой дом, был сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в силу пункта 2 статьи 16 Вводного закона перешел бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. В результате же издания оспариваемого постановления произошло изменение границ сформированного ранее земельного участка, которое в силу части 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 246 Гражданского кодекса Российской Федерации возможно лишь с согласия участников общей собственности.
Вместе с тем, суд не принял во внимание, что при установлении момента возникновения у собственников помещений в многоквартирном доме права собственности на земельный участок следует также учитывать положения Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре".
В силу статьи 1 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" государственный кадастровый учет земельных участков - описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки. Государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера.
В рассматриваемом случае земельный участок, на котором расположен жилой дом, был поставлен на кадастровый учет по оценочной описи с указанием ориентировочной площади 5000 кв. м без определения границ на местности, что не позволяет сделать вывод о том, что он был сформирован надлежащим образом, как предполагается по смыслу статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", и в силу закона с 01.03.2005 перешел в общую долевую собственность членов ТСЖ "Южа-8". Таким образом, до момента издания оспариваемого постановления спорный земельный участок из публичной собственности не выбывал.
03.10.2006 Президент Чувашской Республики издал Указ N 80 "О дополнительных мерах по завершению государственного кадастрового учета земельных участков и государственного учета объектов недвижимости в Чувашской Республике", согласно которому в целях обеспечения гарантий прав граждан на собственность, дальнейшего развития рыночных отношений и повышения инвестиционной привлекательности Чувашской Республики постановлено:
1. Считать приоритетной задачей завершение государственного кадастрового учета земельных участков и государственного учета объектов недвижимости в Чувашской Республике на основе единой автоматизированной системы и включение в эту систему сведений о всех объектах недвижимости к 1 июля 2008 года.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований:
принять активные меры по землеустройству соответствующих территорий, завершению инвентаризации, выявлению неучтенных земельных участков и объектов недвижимости, межеванию и обеспечить завершение до 1 июля 2007 г. кадастрового учета земель, технической инвентаризации и государственного технического учета объектов недвижимости на территориях муниципальных образований.
Во исполнение данного нормативного правового акта, руководствуясь статьей 69 Земельного кодекса Российской Федерации, орган местного самоуправления организовал работы по межеванию земельного участка.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1997 N 1223 утверждено Положение об определении размеров и установлении границ земельных участков в кондоминиумах (далее - Положение).
Согласно пунктам 3, 4 Положения размеры земельных участков для создания кондоминиумов на территориях существующей застройки городов и других поселений определяются в соответствии с градостроительной документацией, градостроительными нормативами и методикой расчета нормативных размеров земельных участков в кондоминиумах. Нормативный размер земельного участка, передаваемого в общую долевую собственность домовладельцев бесплатно, определяется в зависимости от площади участка, занятого непосредственно жилыми зданиями и иными объектами недвижимости, входящими в состав кондоминиума, а также прилегающими к ним территориями, необходимыми для обеспечения их функционирования (обслуживания), с учетом соблюдения требований градостроительных нормативов, противопожарной безопасности, санитарных разрывов между зданиями и иных норм, обеспечивающих нормальные условия проживания и пребывания граждан в кондоминиуме, обслуживания жилых зданий и другого имущества, входящего в состав кондоминиума, а также доступ ко всем объектам кондоминиума. При этом должны обеспечиваться нормальные условия проживания граждан на смежных земельных участках и права собственников, владельцев, пользователей и арендаторов этих участков, а также владельцев расположенных на них зданий, строений и сооружений.
Если фактическая площадь земельного участка в существующей застройке меньше нормативных размеров площади, бесплатно передаваемой в общую долевую собственность домовладельцев в соответствии с действующим законодательством, и увеличение размеров земельного участка в кондоминиуме за счет смежных земельных участков не представляется возможным, то границы передаваемого земельного участка в кондоминиуме устанавливаются по фактически существующим границам.
Порядок организации работ по определению размеров и установлению границ земельных участков в кондоминиумах определен пунктом 7 Положения.
Согласно пункту 6 Положения территория общего пользования (основные проезды, детские, физкультурные и спортивные площадки и сооружения, массивы зеленых насаждений, иные объекты общего пользования) в границах квартала, микрорайона или другого элемента планировочной структуры подлежит передаче в собственность или аренду домовладельцам или товариществу собственников жилья только при условии установления соответствующих ограничений и сервитутов.
В пункте 2 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" указано, что до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по организации территорий, размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа с соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В рассматриваемом случае орган местного самоуправления допустил нарушение вышеуказанного Положения (пункты 6 и 7), Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", что не отрицалось и самим заинтересованным лицом.
Однако данное обстоятельство при недоказанности ТСЖ "Южа-8" нарушения своих прав и законных интересов само по себе не является основанием для признания недействительным изданного постановления.
Оспариваемым постановлением администрации г. Новочебоксарска утверждены фактически сложившиеся границы земельного участка по результатам межевания, проведенного МУП ТИ г. Новочебоксарска.
Проект границ земельного участка в кадастровой квартале 21:02:010511, куда входит земельный участок с кадастровым номером 21:012:010511:0030, утвержден 13.07.2007 первым заместителем главы администрации г. Новочебоксарска и согласован Управлением архитектуры и градостроительства, Управлением земельных и имущественных отношений администрации г. Новочебоксарска, управляющей компанией в ЖКХ г. Новочебоксарска. Действия по формированию земельного участка и утверждению землеустроительного дела в установленном законом порядке не оспорены.
Вопреки требованию статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель не доказал свою позицию надлежащими доказательствами. Материалы дела, наоборот, опровергают утверждение Товарищества о нарушении его прав и законных интересов.
В дополнение к вышеизложенному (ссылка на постановления администрации г. Новочебоксарска от 04.10.1994 N 474-3, от 04.05.1995 N 190, постановка на кадастровый учет земельного участка с ориентировочной площадью 5000 кв. м, акт государственной приемочной комиссии) суд апелляционной инстанции считает необходимым сослаться на расчет нормативного размера земельного участка, произведенный муниципальным учреждением "Архитектурно-градостроительное управление города Новочебоксарска Чувашской Республики", согласно которому площадь земельного участка должна составлять 5437 кв. м (том 1 л. д. 117).
Отдел государственного пожарного надзора города Новочебоксарска в своем письме от 24.11.2008 N 227 сообщил, что при исключении из территории жилого дома автомобильного проезда буду нарушены нормы и правила пожарной безопасности (том 2 л. д. 114).
С учетом вышеизложенного в совокупности суд апелляционной инстанции считает, что Товарищество не доказало, что передаче в собственность ему подлежал земельный участок меньшей площадью, чем 3963 кв. м.
Также основанным на неверном толковании норм Земельного кодекса Российской Федерации и Градостроительного кодекса Российской Федерации является вывод суд первой инстанции о том, что не подлежали передаче в собственность Товарищества автомобильный проезд, пешеходный проход и газон как места общего пользования.
Пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Однако при этом следует учитывать, что статья 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определяет:
- красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты);
- территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).
Таким образом, при разрешении вопроса о возможности приватизации земельных участков следует исходить из того, что не все земли общего пользования не могут передаваться в частную собственность, а лишь те, которые расположены за красными линиями. В данном случае предоставленный в собственность ТСЖ "Южа-8" земельный участок находится в пределах красных линий, что подтверждается проектом границ земельного участка в кадастровом квартале 21:02:010511.
Вышеизложенное также свидетельствует об отсутствии нарушения со стороны органа местного самоуправления законодательства и прав и законных интересов Товарищества.
Согласно статье 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Суд апелляционной инстанции приходит к итоговому выводу о том, что заявитель не доказал факт нарушения своих прав и законных интересов в результате принятия органом местного самоуправления оспариваемого постановления, что свидетельствует об отсутствии предусмотренной статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации совокупности условий, необходимой для признания ненормативного правового акта недействительным. Последнее обстоятельство влечет за собой отказ в удовлетворении требования.
Несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права являются в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
Решение Арбитражного суда Чувашской Республики подлежит отмене в части признания недействительным постановления администрации г. Новочебоксарска от 26.11.2007 N 320-67 и взыскания с администрации г. Новочебоксарска в доход федерального бюджета государственной пошлины в размере 2000 руб. с принятием в этой части нового судебного акта об отказе в удовлетворении требования.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом не допущено.
С учетом изложенного не подлежит удовлетворению требование Товарищества о взыскании с администрации г. Новочебоксарска расходов по оплате услуг представителя в размере 10000 руб., а апелляционная жалоба Товарищества признается необоснованной.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за подачу заявления и апелляционной жалобы суд относит на товарищество собственников жилья "Южа-8".
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 17.12.2008 по делу N А79-6295/2008 отменить в части признания недействительным постановления администрации г. Новочебоксарска от 26.11.2007 N 320-67 и взыскания в доход федерального бюджета с администрации г. Новочебоксарска государственной пошлины в размере 2000 руб.
Товариществу собственников жилья "Южа-8" в удовлетворении требования о признании недействительным постановления администрации г. Новочебоксарска от 26.11.2007 N 320-67 отказать.
В остальной части решение Арбитражного суда Чувашской Республики оставить без изменения, апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Южа-8" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья
Т.А.ЗАХАРОВА
Судьи
В.Н.УРЛЕКОВ
И.А.СМИРНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)