Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.01.2012 ПО ДЕЛУ N А72-6486/2011

Разделы:
ТСЖ (товарищество собственников жилья)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 января 2012 г. по делу N А72-6486/2011


Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 января 2012 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Кувшинова В.Е., Юдкина А.А.,
при ведении протокола судебного заседания Жадновой А.Ю., с участием:
от Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Городской теплосервис" - представитель не явился, извещено надлежащим образом,
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области - представитель не явился, извещено надлежащим образом,
от третьего лица: товарищества собственников жилья "Весна" - представитель не явился, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 11 января 2012 года апелляционную жалобу Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Городской теплосервис"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 03 ноября 2011 года по делу N А72-6486/2011, судья Ипполитова И.В., принятое по заявлению Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Городской теплосервис", ИНН 7303009485, ОГРН 1027301171820, г. Ульяновск, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, г. Ульяновск, третье лицо: товарищество собственников жилья "Весна", г. Ульяновск,
о признании незаконным решения от 01 августа 2011 года по делу N 7498/04-2011,

установил:

Ульяновское муниципальное унитарное предприятие "Городской теплосервис" (далее - УМУП "Городской теплосервис", предприятие, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области (далее - УФАС по Ульяновской области, антимонопольный орган) от 01 августа 2011 года по делу N 7498/04-2011.
Определением суда от 26 сентября 2011 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено товарищество собственников жилья "Весна" (далее - ТСЖ "Весна").
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 03 ноября 2011 года заявленные УМУП "Городской теплосервис" требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе УМУП "Городской теплосервис" просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования УМУП "Городской теплосервис" удовлетворить в полном объеме, ссылаясь на недоказанность наличия в его действиях нарушения антимонопольного законодательства.
В отзыве на апелляционную жалобу УФАС по Ульяновской области просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ТСЖ "Весна" 19 апреля 2011 года обратилось в УФАС по Ульяновской области с просьбой проверить законность выставления УМУП "Городской теплосервис" платы за отопление и горячее водоснабжение.
УФАС по Ульяновской области 19 мая 2011 года приказом N 162 в отношении УМУП "Городской теплосервис" возбудило дело N 7498/04-2011 по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции), что выразилось в ущемлении интересов граждан, проживающих в домах, обслуживаемых ТСЖ "Весна", путем предъявления к оплате необоснованно завышенного количества тепловой энергии на величину тепловой энергии, израсходованной в системе ГВС домов ТСЖ "Весна" в период с января 2009 года по декабрь 2009 года, с февраля 2010 года по апрель 2010 года и с октября 2010 года по апрель 2011 года.
УФАС по Ульяновской области по делу N 7498/04-2011 01 августа 2011 года вынесло решение N 4356-04 о признании действий УМУП "Городской теплосервис", выразившихся в выставлении ТСЖ "Весна" платы за тепловые потери в трубопроводах систем горячего водоснабжения в период октября 2009 года по апрель 2011 года (в течение отопительных периодов), нарушением ч. 1 ст. 10 Федерального закона N 135-ФЗ.
Согласно ст. 10 Федерального закона N 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях" деятельность по передаче тепловой энергии отнесена к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Исходя из части 1 данной статьи деятельность субъектов естественных монополий регулируется государством. В соответствии с ч. 5 ст. 5 Федерального закона N 135-ФЗ положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.
УМУП "Городской теплосервис" осуществляет деятельность в сфере услуг по передаче тепловой энергии на основании приказа от 14 декабря 2005 года N 681-э Федеральной службы по тарифам, включено в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, в раздел I "Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии", под регистрационным номером 73.1.7.
Между УМУП "Городской теплосервис" ТСЖ "Весна" заключен договор теплоснабжения N 9003 от 09 ноября 2007 года, в соответствии с которым УМУП "Городской теплосервис", являясь ресурсоснабжающей организацией, подавало ТСЖ "Весна" тепловую энергию для нужд отопления и горячего водоснабжения.
Система централизованного горячего водоснабжения жилого дома ТСЖ "Весна" (по адресу: г. Ульяновск, ул. Жигулевская, 17) подключена к сетям УМУП "Городской теплосервис" по схеме теплоснабжения с отдельными сетями горячего водоснабжения (по СанПиН 4723-88 "Санитарные правила устройства и эксплуатации систем централизованного горячего водоснабжения"). В этом жилом доме установлены общедомовые приборы учета и имеется 4-х трубная система теплоснабжения и горячего водоснабжения.
Из представленных по делу доказательств, в том числе счетов-фактур по договору N 9003 от 30 января 2009 года, 27 февраля 2009 года, 31 марта 2009 года, 30 апреля 2009 года, 30 октября 2009 года, 30 ноября 2009 года, 30 декабря 2009 года, 26 февраля 2010 года, 31 марта 2010 года, 30 апреля 2010 года, 29 октября 2010 года, 30 ноября 2010 года, 31 декабря 2010 года, 31 января 2011 года, 28 февраля 2011 года, 31 марта 2011 года, 29 апреля 2011 года, ведомостей с приборов учета, актов об оказании услуг, актов потребления тепловой энергии и теплоносителя в отчетный период, платежных требований следует факт выставления к оплате УМУП "Городской теплосервис" к ТСЖ "Весна" тепловой энергии для отопления, величина которой формировалась путем выставления дополнительной расчетной величины по показаниям приборов учета системы ГВС к показаниям приборов учета системы отопления.
УМУП "Городской теплосервис" данный факт не оспорило, пояснив, что в отопительный период потребители фактически пользовались тепловой энергией, получаемой в "полотенцесушителях", и поэтому должны дополнительно оплатить эту услугу.
В соответствии п. 1 ст. 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 137 Жилищного кодекса Российской Федерации ТСЖ вправе заключать в соответствии с законодательством договор управления многоквартирным домом, а также договоры на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоры об оказании коммунальных услуг и прочие договоры в интересах членов товарищества.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 137 Жилищного кодекса Российской Федерации ТСЖ вправе выполнять работы для собственников помещений в многоквартирном доме и предоставлять им услуги.
Таким образом, ТСЖ не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов его членов. Соответствующие обязательства товарищества перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами-членами ТСЖ, в связи с чем при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам), например, услуг по энергоснабжению, ТСЖ оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц.
В соответствии со ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органом местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Государственное регулирование тарифов на электрическую энергию в Российской Федерации определяется Федеральным законом от 14 апреля 1995 года N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", в соответствии с которым установление платы на услуги по передаче тепловой энергии, тарифов на тепловую энергию отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Органы местного самоуправления устанавливают надбавки к тарифам на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям (надбавки к ценам (тарифам) для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса), надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере теплоснабжения, тарифы этих организаций на подключение и тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры в сфере теплоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса.
В соответствии с Федеральным законом от 14 апреля 1995 года N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" для УМУП "Городской теплосервис" установлены конечные тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям муниципального образования "Город Ульяновск".
Согласно Федеральному закону от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановления Правительства РФ от 14 июля 2008 года N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" установлены тарифы на горячую воду в целях оказания услуг по горячему водоснабжению потребителей при централизованной системе горячего водоснабжения.
В соответствии с пунктами 47 - 49 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса установлен исчерпывающий перечень затрат, которые могут быть включены в тариф на горячую воду. Тепловые потери трубопроводами систем горячего водоснабжения и затраты тепловой энергии на отопление ванных комнат в расчет не включаются.
Поскольку указанные затраты не были учтены городским комитетом по регулированию цен и тарифов в тариф на горячую воду для УМУП "Городской теплосервис", предприятие обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением об оспаривании постановления комитета, которым были утверждены тарифы.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 26 ноября 2009 года в признании постановления городского комитета по регулированию цен и тарифов от 25 ноября 2008 года N 237/03-01 противоречащим действующему законодательству отказано.
Аналогичным образом то есть без учета каких-либо иных дополнительных потерь) был произведен расчет тарифов на горячую воду для УМУП "Городской теплосервис" на 2010 год. Подтверждением того, что плата за тепловые потери трубопроводами систем горячего водоснабжения не может учитываться в плате за отопление является указание ФСТ России о том, что "в случае направления документов о разногласиях в отношении тарифов на горячую воду организация коммунального комплекса, помимо документов, указанных в пунктах 1 - 8 для соответствующих организаций коммунального комплекса и статей разногласий, представляет расчет количества тепловой энергии, необходимого для нагрева 1 куб. метра холодной воды. Данный расчет должен сопровождаться документами, обосновывающими: температуру горячей воды в местах водоразбора, °С; температуру холодной воды в сети водопровода, °С; тепловые потери трубопроводами систем горячего водоснабжения и затраты тепловой энергии на отопление ванных комнат.
Данное указание содержится в п. 10 приложения 1.1 Административного регламента исполнения Федеральной службой по тарифам государственной функции по рассмотрению разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, органами местного самоуправления, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, и организациями коммунального комплекса в отношении установленных тарифов и надбавок, утвержденного приказом ФСТ от 02 октября 2007 года N 231-э (далее - Административный регламент).
Как следует из Административного регламента, тепловые потери трубопроводами систем горячего водоснабжения и затраты тепловой энергии на отопление ванных комнат определяются в составе тарифов на горячую воду, а не в плате за отопление.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 постановления от 30 июня 2008 года N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" разъяснил, что исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 Закона для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
При этом суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим.
Оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.
Действия УМУП "Городской теплосервис" нарушают статью 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая запрещает использование гражданских прав в целях злоупотребления доминирующим положением на рынке. Они совершены в важной социальной сфере, связанной с горячим водоснабжением граждан, ценообразование в которой регулируется государственными органами и органами местного самоуправления.
При этом потребителям услуги горячего водоснабжения при ее оказании при централизованной системе горячего водоснабжения, то есть по отдельной системе трубопроводов горячего водоснабжения, дополнительно навязывается услуга по отоплению, которую потребители не предполагали получать. Для получения услуги по отоплению при рассматриваемой в данном случае 4-х трубной системе у потребителей имеется отдельная система трубопроводов по отоплению.
В феврале 2010 года согласно копии счета - фактуры N 9003 от 26 февраля 2010 года расходы тепловой энергии для отопления ванных комнат и потери в стояках выставлены отдельной строкой, в иные периоды потери включались в отопление, что подтверждается представленными по делу доказательствами.
Действие пункта 18 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307, на данную ситуацию не распространяется, то есть не имеется оснований включать иные затраты или потери.
УМУП "Городской теплосервис" превысил пределы допустимого осуществления гражданских прав, необоснованно возложив на своих абонентов, по отношению к которым занимает доминирующее положение, обязанность по уплате дополнительной величины за отопление, то есть по компенсации своих затрат, не включенных в утвержденный тариф. При наличии законных оснований данный вопрос должен быть решен им через регулирующий орган, а не за счет потребителей услуг в самостоятельном порядке.
Ссылка заявителя на приказ Министерства развития РФ от 15 февраля 2011 года N 47 является несостоятельной, поскольку он вступил в законную силу с 05 апреля 2011 года, то есть после совершения заявителем указанных в оспариваемом решении действий и после принятия оспариваемого решения и выдачи предписания.
Таким образом, оспариваемое решение антимонопольного органа соответствует законодательству и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленного требования.
Доводы апелляционной жалобы о недоказанности наличия в действиях нарушений законодательства о защите конкуренции (наличия или угрозы наступления таких последствий, как недопущение, ограничение, устранение конкуренции или ущемление интересов других лиц) несостоятельны, поскольку материалами дела подтверждается ущемление интересов других лиц (в том числе граждан-потребителей коммунальных услуг) в результате неправомерного взимания заявителем в составе платы за коммунальный ресурс (горячую воду) расходов по тепловым потерям в трубопроводах систем горячего водоснабжения.
Сделанные заявителем ссылки на то, что счета-фактуры не являются доказательством возникновения у абонентов обязанности оплачивать дополнительную величину за отопление, не принимаются, поскольку счет-фактура является документом, подтверждающим оказание заявителем услуги по указанной в ней цене, которая должна быть оплачена потребителем коммунального ресурса. Кроме того, статья 10 Федерального закона N 135-ФЗ запрещает действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых может явиться ущемление интересов других лиц, то есть нарушением является не только действие, повлекшее указанные последствия, но и действие, влекущее возможность их наступления.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда по основаниям, предусмотренным статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного решение суда от 03 ноября 2011 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Расходы по госпошлине, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 333.21 НК РФ, относятся на подателя апелляционной жалобы. При принятии апелляционной жалобы к производству УМУП "Городской теплосервис" была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины до вынесения судебного акта по результатам рассмотрения жалобы. Поскольку к указанному сроку УМУП "Городской теплосервис" государственную пошлину в размере 1000 руб. не уплатило, она подлежит с него взысканию в доход федерального бюджета на основании данного постановления.
Руководствуясь статьями 110, 112, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 03 ноября 2011 года по делу N А72-6486/2011 ставить без изменения, апелляционную жалобу Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Городской теплосервис" - без удовлетворения.
Взыскать с Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Городской теплосервис" в доход федерального бюджета госпошлину за подачу апелляционной жалобы в размере 1 000 (Одна тысяча) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий
Е.Г.ФИЛИППОВА

Судьи
В.Е.КУВШИНОВ
А.А.ЮДКИН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)