Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 13.01.2012 ПО ДЕЛУ N А70-2580/2011

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 января 2012 г. по делу N А70-2580/2011


Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2012 года
Постановление изготовлено в полном объеме 13 января 2012 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Орловой Н.В.
судей Тихомирова В.В., Цыгановой Е.М.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента городского хозяйства Администрации города Тюмени (истец) на решение Арбитражного суда Тюменской области от 24.06.2011 (судья Максимова Н.Я.) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2011 (судьи Солодкевич Ю.М., Рожков Д.Г., Рябухина Н.А.) по делу N А70-2580/2011 по иску Департамента жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Тюмени (625035, г. Тюмень, ул. Урицкого, 27, ОГРН 1037200568680; ИНН 7204034314;) к товариществу собственников жилья "Искра" (625006, г. Тюмень, ул. Коммунаров, 7, ОГРН 1067203020246; ИНН 7202145428;) о взыскании 959 904 руб.,
Другие лица, участвующие в деле: Муниципальное бюджетное учреждение "Служба технического контроля за строительством (реконструкцией), ремонтов объектов жилищно-коммунального хозяйства", общество с ограниченной ответственностью "ОНИКС", Департамент финансов и налоговой политики Администрации г. Тюмени.
В заседании приняли участие представители:
От Департамента городского хозяйства: Соловьева Т.М., по доверенности от 10.01.2012
От департамента финансов и налоговой политики: Новоселова И.А., по доверенности от 11.01.2012
Суд

установил:

Департамент жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Тюмени (далее - Департамент ЖКХ) обратился в Арбитражный суд Тюменской области с исковым заявлением к товариществу собственников жилья "Искра" (далее - ТСЖ "Искра") о взыскании 1 051 455 руб. неосновательного обогащения.
Определениями от 28.03.2011, от 30.05.2011 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Муниципальное бюджетное учреждение "Служба технического контроля за строительством (реконструкцией), ремонтом объектов жилищно-коммунального хозяйства" (далее - МБУ "СТК за строительством (реконструкцией), ремонтом объектов ЖКХ"), общество с ограниченной ООО "ОНИКС" (далее - ООО "ОНИКС"), Департамент финансов и налоговой политики Администрации города Тюмени (далее - Департамент финансов и налоговой политики).
До принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уменьшил размер исковых требований до 959 904 руб.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 24.06.2011, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2011, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Департамент городского хозяйства Администрации города Тюмени просит решение и постановление отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы указывает на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, а также на неправильное применение норм материального права.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 286, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ТСЖ "Искра" как участнику региональной адресной программы по капитальному ремонту многоквартирных домов в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Закон N 185-ФЗ) предоставлены денежные средства для проведения капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных в г. Тюмени по адресам: ул. Коммунаров, 5; ул. Коммунаров, 7; ул. Софьи Ковалевской, 5А; ул. Максима Горького, 28.
30.05.2008 между ТСЖ "Искра" (клиент) и открытым акционерным обществом "Тюменьэнергобанк" (ОАО "Тюменьэнергобанк", банк) заключен договор банковского счета N 3106 (том 1 л. 25-31), по условиям которого банк обязался открыть клиенту расчетный счет N 40703810909000000225 в целях исполнения Закона N 185-ФЗ; принимать и зачислять поступающие от Департамента городского хозяйства Администрации города Тюмени на счет денежные средства; выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета на выполнение работ, указанных в разделе 3 настоящего договора.
Согласно пункту 3.1 договора банковского счета N 3106 от 30.05.2008 денежные средства, размещаемые на счете, имеют целевой характер и направляются на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, которые включены в региональную адресную программу по проведению капитального ремонта.
05.06.2008 между ОАО "Тюменьэнергобанк", Департаментом городского хозяйства Администрации города Тюмени и ТСЖ "Искра" заключено соглашение о взаимодействии по предоставлению финансовой поддержки (том 1 л. 34-38), по условиям которого Департамент городского хозяйства города Тюмени и ТСЖ "Искра" перечисляют денежные средства на финансирование капитального ремонта многоквартирных домов - участника региональной программы по проведению капитального ремонта, на счет N 40703810909000000225, открытый в банке.
Согласно заявок на оплату расходов от 07.06.2008 N 943, 944, 942 (том 1 л. 39-41) на расчетный счет ТСЖ "Искра" N 40703810909000000225 в ОАО "Тюменьэнергобанк" Департаментом городского хозяйства Администрации города Тюмени были перечислены денежные средства в общей сумме 14 611 621,12 руб.
03.12.2008 между обществом с ограниченной ответственностью "Тюменьгазстрой " (новый должник) и ОАО "Тюменьэнергобанк" (должник) заключен договор перевода долга N 477 (том 1 л. 44-45), по условиям которого должник переводит на нового должника, а новый должник принимает на себя долг перед ТСЖ "Искра" по договору банковского счета N 3106 от 30.05.2008 в сумме 8 597 919,12 руб.
08.12.2008 между Акционерным коммерческим Сберегательным банком Российской Федерации (открытое акционерное общество) (далее - Сбербанк РФ), и ТСЖ "Искра" заключен договор банковского счета N 8994 (том 1 л. 47-48), предметом которого являлось открытие ответчику расчетного счета N 40703810667100036097.
20.03.2009 между Сбербанком РФ, ТСЖ "Искра" и Департамент ЖКХ заключено соглашение о взаимодействии по предоставлению финансовой поддержки N 16 (том 1 л. 58-61), которое регулирует отношения между Сбербанком РФ, ТСЖ "Искра" и Департамент ЖКХ по взаимодействию в вопросах представления финансовой поддержки в соответствии с Законом N 185-ФЗ на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов.
По условиям пункта 1.2 соглашения N 16 от 20.03.2009 бюджетная доля денежных средств на финансирование капитального ремонта многоквартирных домов, направленная Департаментом ЖКХ участнику региональной программы по проведению капитального ремонта, составляет 8 597 919,12 руб.
В соответствии с пунктами 1.3, 1.5 соглашения N 16 от 20.03.2009 денежные средства, находящиеся на счете N 40703810667100036097, могут быть направлены только безналичным путем на финансирование видов работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, предусмотренных статьей 15 Закона N 185-ФЗ.
Пунктом 3.4 соглашения N 16 от 20.03.2009 предусмотрено, что денежные средства подлежат возврату в бюджет города Тюмени в следующих случаях: неисполнения или ненадлежащего исполнения сторонами своих обязательств по соглашению, в том числе некачественного оказания услуг по проведению капитального ремонта многоквартирных домов; нецелевого использования денежных средств, в том числе выявленного по результатам выездных проверок сотрудниками Департамента, либо уполномоченными им лицами или иных органов финансового контроля путем составления акта о выявленных недостатках в работах и иными методами, не оговоренными в соглашении, но не запрещенными действующим законодательством; расторжения соглашения о взаимодействии по предоставлении финансовой поддержки; расторжения договора на выполнение подрядных работ по капитальному ремонту; в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством.
09.06.2008 между ТСЖ "Искра" (заказчик) и ООО "ОНИКС" (подрядчик) заключен договор N 5Д-2/08 на выполнение подрядных работ по капитальному ремонту (том 1 л. 67-75), по условиям которого подрядчик обязался выполнить по заданию заказчика работы по капитальному ремонту дома N 5 по ул. Коммунаров, г. Тюмени: сантехнические работы; ремонт электроснабжения; ремонт фасада, и сдать результат работ заказчику в порядке, определенном договором, а заказчик обязался принять и оплатить выполненную работу в соответствии с условиями договора.
Стоимость работ определяется в соответствии со сметной документацией и составляет 1 139 355 руб. и является фиксированной на весь период действия договора, за исключением случаев, предусмотренных настоящим договором и действующим законодательством, в пределах выделенных бюджетных ассигнований (субсидий), согласно соглашениям о предоставлении финансовой поддержки (пункт 2.1 договора N 5Д-2/08 от 09.06.2008 в редакции дополнительного соглашения N 1 от 21.07.2009, том 1 л. 76).
Согласно представленным в материалы дела актам о приемке выполненных работ N 1 от 31.08.2008, N 1 от 10.10.2008, N 2 от 13.11.2008 и справкам о стоимости выполненных работ и затрат N 1 от 31.08.2008 и N 2 от 30.11.2008 (том 1 л. 77-93) подрядчиком по договору N 5Д-2/08 от 09.06.2008 выполнены, а заказчиком приняты работы на сумму 1 295 829 руб. Указанные документы подписаны заказчиком, подрядчиком без замечаний и согласованы с истцом.
Платежными поручениями N 91 от 17.06.2008, N 169 от 15.06.2008, N 73 от 30.04.2009, N 88 от 15.05.2009, N 98 от 02.06.2009 ТСЖ "Искра" перечислило ООО "ОНИКС" в счет оплаты по договору N 5Д-2/08 от 09.06.2008 денежные средства на общую сумму 1 503 057 руб., денежные средства перечислялись на основании разрешений на расходование денежных средств выданных ответчику Департаментом ЖКХ (том 1 л. 94, 96- 97, 99-101, 103-104, 106).
В соответствии с актом от 30.03.2010 (том 1 л. 108-117) по результатам проверки, проведенной Департаментом финансов и налоговой политики, установлено завышение стоимости выполненных работ по договору N 5Д-2/08 от 09.06.2008 на сумму 567 615 руб., в том числе: от недостоверного учета объемов выполненных работ - 173 427 руб., от неправильного применения расценок - 29 317 руб., от некачественно проведенного ремонта по замене стояков канализации, горячей и холодной воды в квартирах - 364 871 руб. По расчету Департамента финансов и налоговой политики стоимость фактически выполненных работ по договору N 5Д-2/08 от 09.06.2008 составила 571 740 руб. (1 139 355 руб. - 567 615 руб.).
Ссылаясь на то, что из стоимости фактически выполненных работ (571 740 руб.) бюджетная доля составляет 543 153 руб., и считая, что сумма 959 904 руб. (1 503 057 руб. - 543 153 руб.) является неосновательным обогащением ТСЖ "Искра", Департамент ЖКХ на основании статей 746, 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации обратился в суд с настоящим иском.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что средства, перечисляемые в качестве субсидий, являются бюджетными, а ТСЖ "Искра" является только лицом, уполномоченным на принятие и исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета, то есть выступающее в качестве заказчика по договору подряда N 5/Д-2/08 от 09.06.2008.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами арбитражных судов по настоящему делу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
В соответствии частью 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Поскольку иск обоснован наличием на стороне ответчика неосновательного обогащения, в предмет доказывания по настоящему делу входит факт увеличения стоимости собственного имущества приобретателя (ответчика), факт уменьшения имущества потерпевшего (истца) вследствие увеличения имущества ответчика и за счет такого увеличения, отсутствие правовых оснований для таких уменьшения имущества истца и увеличения имущества ответчика. Названные обстоятельства в их совокупности истцом не доказаны, более того, опровергаются материалами дела.
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Истец в соответствии с соглашением о взаимодействии по предоставлению финансовой поддержки принял на себя обязательства предоставить денежные средства на капитальный ремонт многоквартирных домов в рамках бюджетной доли.
В силу пункта 1.6 соглашения о взаимодействии по предоставлению финансовой поддержки N 16 от 20.03.2009 для перечисления по требованию клиента денежных средств на оплату работ, помимо платежного поручения одновременно предоставляется, в том числе разрешение на расходование денежных средств от Департамента ЖКХ.
Частью 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что возврату в соответствующий бюджет подлежат субсидии и субвенции в случаях их нецелевого использования в сроки, устанавливаемые уполномоченными органами исполнительной власти, а также в случаях их неиспользования в установленные сроки.
Из материалов дела следует, что бюджетные денежные средства полученные ТСЖ "Искра", как участником региональной адресной программы по капитальному ремонту многоквартирных домов в соответствии с Законом N 185-ФЗ были перечислены ответчиком подрядчику в оплату выполненных работ.
Истец в соответствии с соглашением о взаимодействии по предоставлению финансовой поддержки принял на себя обязательства предоставить денежные средства на капитальный ремонт многоквартирных домов в рамках бюджетной доли.
В силу пункта 1.6 соглашения о взаимодействии по предоставлению финансовой поддержки N 16 от 20.03.2009 для перечисления по требованию клиента денежных средств на оплату работ, помимо платежного поручения одновременно предоставляется, в том числе разрешение на расходование денежных средств от Департамента ЖКХ.
Как правильно указано апелляционным судом, действия истца, как по согласованию актов выполненных работ, так и по выдаче разрешений на расходование денежных средств в оплату этих работ, свидетельствуют о согласии Департамента ЖКХ на принятие ответчиком работ надлежащего качества и в полном объеме без каких-либо возражений или замечаний к объему выполненных работ.
Истец в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил надлежащих доказательств наличия на стороне ответчика неосновательного обогащения в сумме 959 904 руб. Ответчик не является получателем бюджетных средств, и соответственно не имел возможности обогатиться.
Таким образом, оснований для удовлетворения исковых требований у суда не имелось.
Изложенные в кассационной жалобе доводы заявителя по существу сводятся к переоценке выводов суда и их нельзя признать состоятельными, поскольку они опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
Арбитражный суд всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального права. Каких-либо оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов, являющихся обоснованными и законными, не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Тюменской области от 24.06.2011 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2011 по делу N А70-2580/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Н.В.ОРЛОВА
Судьи
В.В.ТИХОМИРОВ
Е.М.ЦЫГАНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)