Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.03.2012 N 18АП-473/2012 ПО ДЕЛУ N А07-18443/2011

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 марта 2012 г. N 18АП-473/2012

Дело N А07-18443/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2012 г.
Полный текст постановления изготовлен 20 марта 2012 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Тимохина О.Б.,
судей Арямова А.А., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Дворницыной Ю.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Трест жилищного строительства" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 14 декабря 2011 года по делу N А07-18443/2011 (судья Кутлин Р.К.).
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Трест жилищного хозяйства" (далее - заявитель, ООО "УК "ТЖХ", управляющая компания, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Государственной жилищной инспекции по Республике Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, ГЖИ, административный орган, инспекция) о признании незаконным и отмене постановления от 08.09.2011 N 11-3739-12801, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс) в виде наложения административного штрафа в размере 5 000 руб.
Решением суда от 14 декабря 2011 года (резолютивная часть объявлена 13 декабря 2011 года) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заявитель не согласился с указанным решением и обжаловал его в апелляционном порядке - в жалобе просит решение суда первой инстанции отменить.
В обосновании апелляционной жалобы общество указывает, из оспариваемого постановления не усматривается, на основании каких доказательств инспекция пришла к выводу о нарушении управляющей компанией нормативов обеспечения граждан коммунальной услугой по водоснабжению.
Заявитель полагает, что не является энергоснабжающей организацией (поставщиком теплоэнергоресурсов), поэтому оценка наличия в его действиях состава вменяемого административного правонарушения зависит от установления реальной возможности обеспечить граждан соответствующими коммунальными услугами.
Судом не учтено, что поставщиком и лицом, ответственным за качество поставляемых коммунальных ресурсов, являются ресурсоснабжающие организации, в данном случае - ООО "БашРТС".
Общество полагает, что в его действиях (бездействии) отсутствует вина.
Инспекцией отзыва на апелляционную жалобу в материалы дела не представлено.
До начала судебного заседания от административного органа поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители заявителя и административного органа не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей сторон.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения инспекции от 16.08.2011 N 3739 (т. 1, л.д. 16) в отношении ООО "УК "ТЖХ" в период с 17.08.2011 по 14.09.2011 проведена внеплановая выездная проверка с целью проверки фактов, изложенных в обращении жителей дома, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Стерлитамак, ул. Суханова, д. 28.
В ходе проверки инспекцией в деятельности общества выявлено нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами жилого дома, а именно, несоответствие температуры горячей воды в водоразборных точках в ванной комнате квартиры N 24 вышеуказанного жилого дома (температура составляет +40 оС) и кухне (температура составляет +42 оС) квартиры N 24 установленным нормативам, что является нарушением пунктов 5.3.1, 5.3.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госкомитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170) и пункта 2.5 Приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307).
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 17.08.2011 N ЮО-11-3739-128 (т. 1, л.д. 37-38).
26 августа 2011 года инспекцией в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 11-3739-12801 по статье 7.23 Кодекса (т. 1, л.д. 40-42).
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении административным органом 08.09.2011 вынесено постановление о назначении административного наказания N 11-3739-12801 (т. 1, л.д. 13-14), которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 5 000 рублей.
Полагая указанное постановление о назначении административного наказания незаконным и подлежащим отмене, общество 17.10.2011 обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из наличия в действиях ООО "УК "ТЖХ" состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции, с учетом положений статьи 210 АПК РФ, считает, что вывод суда первой инстанции является правильным, соответствует обстоятельствам дела и действующему законодательству.
На основании статьи 7.23 КоАП РФ нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объективной стороной данного правонарушения является нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
В силу положений части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно части 2 статьи 161 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны, собственников помещений в многоквартирном доме, в течение согласованного срока за плату обязуется, в частности, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещен
Правила содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме устанавливаются Правительством Российской Федерации (статья 39 ЖК РФ).
Отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, регулируются Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
Так, подпунктом "д" пункта 10 указанных Правил установлено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома, в частности, включает в себя: текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества (подпункт "з" пункта 11 Правил N 491).
Правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации и являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления определяются Правилами N 170. Настоящие Правила определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью: проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Пунктом 5.3.1 Правил N 170 установлено, что температура воды, подаваемой к водоразборным точкам (кранам, смесителям), должна быть не менее 60оС в открытых системах горячего водоснабжения и не менее 50оС - в закрытых.
На основании пункта 5.3.2 Правил N 170 инженерно-технические работники и рабочие, обслуживающие систему горячего водоснабжения, обязаны: изучить систему в натуре и по чертежам; обеспечить исправную работу системы, устраняя выявленные недостатки.
Инженерно-технические работники обязаны проинструктировать жителей обслуживаемых домов о необходимости своевременного сообщения об утечках и шумах в водопроводной арматуре, об экономном расходовании горячей воды и осуществлять контроль за выполнением этих требований.
Виновное нарушение лицом, ответственным за содержание и ремонт жилого дома, названных положений Правил N 170 и Правил N 307, образует состав правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что 11.06.2008 между собственниками помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Стерлитамак, ул. Суханова, д. 28, и ООО "Жилищно-эксплуатационный участок N 14" заключен договор N 13 управления указанным многоквартирным домом (т. 1, л.д. 46-51), пунктом 2.1.2 которого предусмотрено, что управляющая компания обязана, в частности, предоставлять собственнику коммунальные услуги и пользующимся его помещением (-ями) в многоквартирном доме лицам в необходимых объемах, безопасные для жизни, здоровья потребителей и не причиняющие вреда их имуществу, в том числе, горячее водоснабжение и отопление (теплоснабжение). Качество коммунальных услуг не может быть ниже требований, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.
Как указано в решении, ООО "УК "ТЖХ" является правопреемником ООО "Жилищно-эксплуатационный участок N 14".
Следовательно, в соответствии с договором управления многоквартирным домом от 11.06.2008 общество является лицом, ответственным за предоставление собственнику помещений, расположенных по адресу: г. Стерлитамак, ул. Суханова, д. 28, коммунальных услуг, в том числе, горячего водоснабжения и отопления (теплоснабжения).
Вместе с тем, жилищной инспекцией установлено предоставление коммунальных услуг ненадлежащего качества, а именно, температура горячего водоснабжения в квартире N 24 жилого дома в ванной комнате с водоразборной точки составила +40 оС и на кухне +42 оС, что является ниже предусмотренной температуры в +50оС
Выявленные нарушения квалифицированы административным органом, в частности, как нарушение пункта 2.5 Приложения N 1 к Правилам N 307. Однако, названный пункт отсутствует в Правилах N 307. Следовательно, суд апелляционной инстанции не может признать обоснованным указание административного органа и суда первой инстанции на нарушение обществом пункта 2.5 Приложения N 1 к Правилам N 307.
Между тем, неудовлетворительное качество предоставления коммунальных услуг, являющиеся, в том числе нарушением пунктов 5.3.1 и 5.3.2 Правил N 170, подтверждается актом проверки от 17.08.2011 N ЮО-11-3739-128, протоколом об административном правонарушении от 26.08.2011 N 11-3739-12801, постановлением о назначении административного наказания от 08.09.2011 N 11-3739-12801.
С учетом указанных обстоятельств суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях (бездействии) заявителя объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 Кодекса лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Поскольку доказательств невозможности надлежащего исполнения требований Правил N 170 и Правил N 307 заявителем не представлено, суд полагает доказанной вину общества в совершении вмененного ему правонарушения.
Доводы общества, приведенные в апелляционной жалобе, не опровергают наличия фактов установленных нарушений, надлежащие доказательства невиновности общества в инкриминируемом правонарушении отсутствуют.
Следовательно, вывод суда первой инстанции о наличии в действиях (бездействии) ООО "УК "ТЖХ" состава правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, является обоснованным.
Наказание административным органом назначено в пределах санкции статьи 7.23 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что общество не является энергоснабжающей организацией (поставщиком теплоэнергоресурсов), а, следовательно, не является лицом, ответственным за качество поставляемых коммунальных услуг, судом апелляционной инстанции отклоняется.
Согласно части 2 статьи 161 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны, собственников помещений в многоквартирном доме, в течение согласованного срока за плату обязуется, в частности, предоставлять коммунальные услуги, в том числе услуги по теплоснабжению, собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам.
Кроме того, в соответствии с договором управления многоквартирным домом от 11.06.2008 общество является лицом, ответственным за предоставление собственнику помещений, расположенных по адресу: город Стерлитамак, ул. Суханова, д. 28, коммунальных услуг, в том числе, отопления (теплоснабжения).
Указание заявителя на ООО "БашРТС", которое, по его мнению, является лицом, ответственным за качество поставляемых коммунальных ресурсов, не является обоснованным, так как в материалах дела отсутствуют доказательства в подтверждение названного довода.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм права и опровергаются имеющимися в деле доказательствами.
Судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности, и сделаны правильные выводы по делу.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании частей 3 и 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
При таких обстоятельствах жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции,

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 14 декабря 2011 года по делу N А07-18443/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Трест жилищного строительства" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий
О.Б.ТИМОХИН

Судьи
А.А.АРЯМОВ
Н.Г.ПЛАКСИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)