Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 июля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кадниковой Л.А.,
судей: Чупрова А.И., Шелеминой М.М.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества Акционерная компания "Якутскэнерго" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 19 октября 2011 года по делу N А58-4665/11, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 марта 2012 года по тому же делу (суд первой инстанции Столбов В.В., суд апелляционной инстанции: Панькова Н.М., Рылов Д.Н., Ячменев Г.Г.),
установил:
Открытое акционерное общество Акционерная компания "Якутскэнерго" (г. Якутск, ОГРН: 1021401047260, далее - ОАО АК "Якутскэнерго", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (далее - Якутское УФАС России, антимонопольный орган) о признании недействительными решения от 04.05.2011 N 03/1683 и предписания N 03/1682.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены товарищество собственников жилья "Молодежный" (далее - ТСЖ "Молодежный"), гражданка Михайлова Юлия Лимовна.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 19 октября 2011 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 марта 2012 года решение суда от 19 октября 2011 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ОАО АК "Якутскэнерго" ставит вопрос о проверке законности судебных актов по основаниям неправильного применения норм материального права - пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции").
Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что исполнителем коммунальных услуг является ТСЖ "Молодежный", которое, по мнению заявителя жалобы, обязано было представлять сведения о лицах, имеющих задолженность за электрическую энергию. Поскольку ОАО АК "Якутскэнерго" не знало о наличии добросовестных плательщиков, то действия общества по введению режима ограничения потребления электрической энергии нельзя признать нарушающими права этих плательщиков.
В отзыве на кассационную жалобу Якутское УФАС России считает судебные акты законными, доводы кассационной жалобы необоснованными, просит отказать в удовлетворении кассационной жалобы.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (почтовые уведомления, информация на официальном сайте Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в сети Интернет), своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.
Проверив правильность применения норм материального права и норм процессуального права по делу и исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва относительно жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усмотрел оснований для отмены судебных актов.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Якутское УФАС России на основании заявления гражданки Михайловой Ю.Л. о нарушении ОАО АК "Якутскэнерго" требований антимонопольного законодательства приказом от 09.03.2011 N 30 возбудило в отношении общества дело N 03-23/11 А по признакам нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Антимонопольным органом было установлено, что ОАО АК "Якутскэнерго", являясь гарантирующим поставщиком по договору энергоснабжения от 06.11.2009 N 53123, заключенному с ТСЖ "Молодежный", приняло на себя обязанность осуществлять продажу электрической энергии, самостоятельно оказывать услуги по передаче электроэнергии, а также иные услуги, неразрывно связанные с процессом снабжения электрической энергией покупателя.
08.02.2011 ОАО АК "Якутскэнерго" в присутствии представителя ТСЖ "Молодежный" отключило коридорное освещение жилого дома, расположенного по адресу: город Якутск, улица Чайковского, дом 2, корпус 7, в связи с задолженностью ТСЖ "Молодежный" по оплате потребленной электрической энергии в размере 581 423,95 руб.
В связи с непогашенной задолженностью обществом была прекращена подача электрической энергии в указанный жилой дом при отключении/подключении потребителей-неплательщиков 14.02.2011 с 10 часов 10 минут до 13 часов 30 минут, 15.02.2011 с 13 часов до 16 часов 30 минут, 16.02.2011 с 13 часов 30 минут до 15 часов 45 минут. По всем фактам прекращения подачи электрической энергии составлялись акты.
04.05.2011 комиссия Якутского УФАС России решением N 03/1683 признала ОАО АК "Якутскэнерго" нарушившим пункт 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Предписанием от 04.05.2011 N 03/1682 антимонопольный орган обязал ОАО АК "Якутскэнерго" в тридцатидневный срок со дня получения предписания прекратить нарушение антимонопольного законодательства путем принятия мер, направленных на недопущение совершения действий по введению режима ограничения либо полного прекращения потребления электрической энергии потребителям, надлежащим образом исполняющим свои обязанности по оплате коммунальных услуг.
Суды двух инстанций, отказывая ОАО АК "Якутскэнерго" в удовлетворении заявления о признании недействительными решения от 04.05.2011 N 03/1683 и предписания N 03/1682, исходили из того, что оспариваемые ненормативные правовые акты соответствуют Закону о защите конкуренции и не нарушают прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суды посчитали, что ОАО АК "Якутскэнерго" своими действиями, выразившимися во введении режима ограничения потребления электрической энергии в жилом доме, допустило нарушение пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Выводы судов двух инстанций постановлены при правильном применении норм материального права и соблюдении норм процессуального права, с учетом установленных по делу фактических обстоятельств и имеющихся в материалах дела доказательств.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
Приказом Якутского УФАС России от 01.08.2007 N 02-175 ОАО АК "Якутскэнерго" включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов - купля-продажа (поставка) электрической энергии в пределах географических границ Республики Саха (Якутия), за исключением п. Артык, п. Усть-Нера, с. Терють Оймяконского улуса, п. Кысыл-Сыр, п. Промышленный Вилюйского улуса с долей более 65 процентов.
Следовательно, ОАО АК "Якутскэнерго" в соответствии со статьей 5 Закона о защите конкуренции является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке поставки электрической энергии.
Статья 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" запрещает ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства.
Согласно пункту 170 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), действующих на момент выявления нарушения, ограничение режима потребления в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем своих обязательств или в случае прекращения обязательств сторон по договору должно применяться индивидуально в отношении каждого потребителя при условии соблюдения прав и законных интересов иных потребителей, энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к одним и тем же распределительным устройствам соответствующей сетевой организации.
Как установлено материалами дела, потребителем электроэнергии является ТСЖ "Молодежный", оно же перед собственниками жилых помещений выступает в качестве исполнителя коммунальных услуг.
Как следует из пункта 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации, товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 137 Жилищного кодекса Российской Федерации ТСЖ вправе заключать в соответствии с законодательством договор управления многоквартирным домом, а также договоры на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоры об оказании коммунальных услуг и прочие договоры в интересах членов товарищества.
Из толкования во взаимосвязи названных норм Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что в рамках рассматриваемых правоотношений ТСЖ не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов ТСЖ. Соответствующие обязательства ТСЖ перед организациями, непосредственно оказывающими услуги по электроснабжению, не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами - членами ТСЖ.
Следовательно, ОАО АК "Якутскэнерго" оказывает ТСЖ "Молодежный" услуги по электроснабжению в целях обеспечения электроэнергией жильцов - членов ТСЖ.
Как следует из пункта 8 Правил N 307, условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Согласно пунктам 89, 91 Правил N 307 исполнитель коммунальных услуг приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях.
При таких условиях является правильным вывод антимонопольного органа, подтвержденный судебными актами по делу, о том, что правоотношения ТСЖ "Молодежный" и ОАО АК "Якутскэнерго" по снабжению электрической энергией жилого многоквартирного дома связаны с предоставлением коммунальной услуги гражданам, затрагивают их права и законные интересы, поэтому регулируются Правилами N 307.
Пунктами 85, 86 Правил N 307 предусмотрено, что приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (либо подача коммунальных ресурсов) потребителям, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, не допускается. Действия по приостановлению или ограничению предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) не должны приводить: к повреждению общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, нарушению прав и интересов граждан, пользующихся другими помещениями в этом многоквартирном доме; к нарушению установленных требований пригодности жилого помещения для постоянного проживания граждан.
Антимонопольный орган и суды со ссылкой на статьи 135, 137 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункты 8, 85, 86, 170 Правил N 307 пришли к выводу о том, что введение ограничения режима потребления электрической энергии возможно в отношении потребителей, не исполняющих либо ненадлежащим образом исполняющих обязательства по оплате коммунальных услуг. Право гарантирующего поставщика на введение ограничения либо полного прекращения потребления электрической энергии ограничено требованиями Правил N 307, при этом введение режима ограничения либо прекращения потребления электрической энергии не должно затрагивать права и законные интересы потребителей, надлежащим образом исполняющих обязательства по оплате коммунальных услуг.
ОАО АК "Якутскэнерго", не выявив лиц, имеющих задолженность по оплате электрической энергии, в нарушение установленных законом требований ограничило электроснабжение всех граждан, проживающих в 246 квартирах жилого дома, в том числе полностью оплативших коммунальные услуги.
Как установлено антимонопольным органом, судами двух инстанций и не опровергается ОАО АК "Якутскэнерго", отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что все жильцы (потребители электрической энергии) многоквартирного дома, в отношении которых общество ограничило, а затем и прекратило подачу электрической энергии, не исполнили свои обязательства по оплате электрической энергии.
Не соглашаясь с выводами судов о доказанности нарушения антимонопольного законодательства, ОАО АК "Якутскэнерго" в кассационной жалобе указывает на то, что общество осуществляло поставку электрической энергии по договору с ТСЖ "Молодежный", которое перечисляло обществу оплату за потребленную жильцами многоквартирного дома электрическую энергию, однако не информировало общество о добросовестных плательщиках.
Довод заявителя кассационной жалобы проверен, однако не может быть учтен в связи со следующим.
ОАО АК "Якутскэнерго", занимая доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, совершило действия, выразившиеся в прекращении подачи электрической энергии в жилой дом, в том числе в отношении потребителей, не имеющих задолженности по оплате за электрическую энергию.
Поскольку в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции названные действия квалифицируются как злоупотребление доминирующим положением и запрещены, риск наступления неблагоприятных последствий несет хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что его вина в допущенном нарушении антимонопольного законодательства не доказана, опровергается материалами дела и не основана на положениях пункта 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, в связи с которыми отсутствие вины доказывается лицом, допустившим нарушение обязательства. В данном случае нарушено обязательство перед ТСЖ "Молодежный", которое выступает в интересах членов ТСЖ.
Антимонопольный орган правильно квалифицировал действия ОАО АК "Якутскэнерго" по пункту 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в связи с чем суды двух инстанций обоснованно отказали обществу в удовлетворении заявления о признании недействительными решения и предписания от 04.05.2011.
Нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеются ссылки в кассационной жалобе, не установлено.
При таких условиях Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия), постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмене не подлежат.
При подаче кассационной жалобы ОАО АК "Якутскэнерго" уплатило государственную пошлину в размере 2 000 рублей платежным поручением от 15 мая 2012 года N 1068.
Поскольку при обращении в суд кассационной инстанции на основании подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит уплате государственная пошлина в размере 1 000 рублей, ОАО АК "Якутскэнерго" надлежит возвратить из федерального бюджета 1 000 рублей излишне уплаченной государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 104, 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 19 октября 2011 года по делу N А58-4665/11, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 марта 2012 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу Акционерная компания "Якутскэнерго" из федерального бюджета 1 000 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 15 мая 2012 года N 1068 за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Л.А.КАДНИКОВА
Судьи:
А.И.ЧУПРОВ
М.М.ШЕЛЕМИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 31.07.2012 ПО ДЕЛУ N А58-4665/11
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 июля 2012 г. N А58-4665/11
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 июля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кадниковой Л.А.,
судей: Чупрова А.И., Шелеминой М.М.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества Акционерная компания "Якутскэнерго" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 19 октября 2011 года по делу N А58-4665/11, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 марта 2012 года по тому же делу (суд первой инстанции Столбов В.В., суд апелляционной инстанции: Панькова Н.М., Рылов Д.Н., Ячменев Г.Г.),
установил:
Открытое акционерное общество Акционерная компания "Якутскэнерго" (г. Якутск, ОГРН: 1021401047260, далее - ОАО АК "Якутскэнерго", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (далее - Якутское УФАС России, антимонопольный орган) о признании недействительными решения от 04.05.2011 N 03/1683 и предписания N 03/1682.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены товарищество собственников жилья "Молодежный" (далее - ТСЖ "Молодежный"), гражданка Михайлова Юлия Лимовна.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 19 октября 2011 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 марта 2012 года решение суда от 19 октября 2011 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ОАО АК "Якутскэнерго" ставит вопрос о проверке законности судебных актов по основаниям неправильного применения норм материального права - пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции").
Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что исполнителем коммунальных услуг является ТСЖ "Молодежный", которое, по мнению заявителя жалобы, обязано было представлять сведения о лицах, имеющих задолженность за электрическую энергию. Поскольку ОАО АК "Якутскэнерго" не знало о наличии добросовестных плательщиков, то действия общества по введению режима ограничения потребления электрической энергии нельзя признать нарушающими права этих плательщиков.
В отзыве на кассационную жалобу Якутское УФАС России считает судебные акты законными, доводы кассационной жалобы необоснованными, просит отказать в удовлетворении кассационной жалобы.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (почтовые уведомления, информация на официальном сайте Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в сети Интернет), своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.
Проверив правильность применения норм материального права и норм процессуального права по делу и исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва относительно жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усмотрел оснований для отмены судебных актов.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Якутское УФАС России на основании заявления гражданки Михайловой Ю.Л. о нарушении ОАО АК "Якутскэнерго" требований антимонопольного законодательства приказом от 09.03.2011 N 30 возбудило в отношении общества дело N 03-23/11 А по признакам нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Антимонопольным органом было установлено, что ОАО АК "Якутскэнерго", являясь гарантирующим поставщиком по договору энергоснабжения от 06.11.2009 N 53123, заключенному с ТСЖ "Молодежный", приняло на себя обязанность осуществлять продажу электрической энергии, самостоятельно оказывать услуги по передаче электроэнергии, а также иные услуги, неразрывно связанные с процессом снабжения электрической энергией покупателя.
08.02.2011 ОАО АК "Якутскэнерго" в присутствии представителя ТСЖ "Молодежный" отключило коридорное освещение жилого дома, расположенного по адресу: город Якутск, улица Чайковского, дом 2, корпус 7, в связи с задолженностью ТСЖ "Молодежный" по оплате потребленной электрической энергии в размере 581 423,95 руб.
В связи с непогашенной задолженностью обществом была прекращена подача электрической энергии в указанный жилой дом при отключении/подключении потребителей-неплательщиков 14.02.2011 с 10 часов 10 минут до 13 часов 30 минут, 15.02.2011 с 13 часов до 16 часов 30 минут, 16.02.2011 с 13 часов 30 минут до 15 часов 45 минут. По всем фактам прекращения подачи электрической энергии составлялись акты.
04.05.2011 комиссия Якутского УФАС России решением N 03/1683 признала ОАО АК "Якутскэнерго" нарушившим пункт 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Предписанием от 04.05.2011 N 03/1682 антимонопольный орган обязал ОАО АК "Якутскэнерго" в тридцатидневный срок со дня получения предписания прекратить нарушение антимонопольного законодательства путем принятия мер, направленных на недопущение совершения действий по введению режима ограничения либо полного прекращения потребления электрической энергии потребителям, надлежащим образом исполняющим свои обязанности по оплате коммунальных услуг.
Суды двух инстанций, отказывая ОАО АК "Якутскэнерго" в удовлетворении заявления о признании недействительными решения от 04.05.2011 N 03/1683 и предписания N 03/1682, исходили из того, что оспариваемые ненормативные правовые акты соответствуют Закону о защите конкуренции и не нарушают прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суды посчитали, что ОАО АК "Якутскэнерго" своими действиями, выразившимися во введении режима ограничения потребления электрической энергии в жилом доме, допустило нарушение пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Выводы судов двух инстанций постановлены при правильном применении норм материального права и соблюдении норм процессуального права, с учетом установленных по делу фактических обстоятельств и имеющихся в материалах дела доказательств.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
Приказом Якутского УФАС России от 01.08.2007 N 02-175 ОАО АК "Якутскэнерго" включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов - купля-продажа (поставка) электрической энергии в пределах географических границ Республики Саха (Якутия), за исключением п. Артык, п. Усть-Нера, с. Терють Оймяконского улуса, п. Кысыл-Сыр, п. Промышленный Вилюйского улуса с долей более 65 процентов.
Следовательно, ОАО АК "Якутскэнерго" в соответствии со статьей 5 Закона о защите конкуренции является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке поставки электрической энергии.
Статья 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" запрещает ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства.
Согласно пункту 170 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), действующих на момент выявления нарушения, ограничение режима потребления в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем своих обязательств или в случае прекращения обязательств сторон по договору должно применяться индивидуально в отношении каждого потребителя при условии соблюдения прав и законных интересов иных потребителей, энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к одним и тем же распределительным устройствам соответствующей сетевой организации.
Как установлено материалами дела, потребителем электроэнергии является ТСЖ "Молодежный", оно же перед собственниками жилых помещений выступает в качестве исполнителя коммунальных услуг.
Как следует из пункта 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации, товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 137 Жилищного кодекса Российской Федерации ТСЖ вправе заключать в соответствии с законодательством договор управления многоквартирным домом, а также договоры на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоры об оказании коммунальных услуг и прочие договоры в интересах членов товарищества.
Из толкования во взаимосвязи названных норм Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что в рамках рассматриваемых правоотношений ТСЖ не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов ТСЖ. Соответствующие обязательства ТСЖ перед организациями, непосредственно оказывающими услуги по электроснабжению, не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами - членами ТСЖ.
Следовательно, ОАО АК "Якутскэнерго" оказывает ТСЖ "Молодежный" услуги по электроснабжению в целях обеспечения электроэнергией жильцов - членов ТСЖ.
Как следует из пункта 8 Правил N 307, условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Согласно пунктам 89, 91 Правил N 307 исполнитель коммунальных услуг приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях.
При таких условиях является правильным вывод антимонопольного органа, подтвержденный судебными актами по делу, о том, что правоотношения ТСЖ "Молодежный" и ОАО АК "Якутскэнерго" по снабжению электрической энергией жилого многоквартирного дома связаны с предоставлением коммунальной услуги гражданам, затрагивают их права и законные интересы, поэтому регулируются Правилами N 307.
Пунктами 85, 86 Правил N 307 предусмотрено, что приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (либо подача коммунальных ресурсов) потребителям, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, не допускается. Действия по приостановлению или ограничению предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) не должны приводить: к повреждению общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, нарушению прав и интересов граждан, пользующихся другими помещениями в этом многоквартирном доме; к нарушению установленных требований пригодности жилого помещения для постоянного проживания граждан.
Антимонопольный орган и суды со ссылкой на статьи 135, 137 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункты 8, 85, 86, 170 Правил N 307 пришли к выводу о том, что введение ограничения режима потребления электрической энергии возможно в отношении потребителей, не исполняющих либо ненадлежащим образом исполняющих обязательства по оплате коммунальных услуг. Право гарантирующего поставщика на введение ограничения либо полного прекращения потребления электрической энергии ограничено требованиями Правил N 307, при этом введение режима ограничения либо прекращения потребления электрической энергии не должно затрагивать права и законные интересы потребителей, надлежащим образом исполняющих обязательства по оплате коммунальных услуг.
ОАО АК "Якутскэнерго", не выявив лиц, имеющих задолженность по оплате электрической энергии, в нарушение установленных законом требований ограничило электроснабжение всех граждан, проживающих в 246 квартирах жилого дома, в том числе полностью оплативших коммунальные услуги.
Как установлено антимонопольным органом, судами двух инстанций и не опровергается ОАО АК "Якутскэнерго", отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что все жильцы (потребители электрической энергии) многоквартирного дома, в отношении которых общество ограничило, а затем и прекратило подачу электрической энергии, не исполнили свои обязательства по оплате электрической энергии.
Не соглашаясь с выводами судов о доказанности нарушения антимонопольного законодательства, ОАО АК "Якутскэнерго" в кассационной жалобе указывает на то, что общество осуществляло поставку электрической энергии по договору с ТСЖ "Молодежный", которое перечисляло обществу оплату за потребленную жильцами многоквартирного дома электрическую энергию, однако не информировало общество о добросовестных плательщиках.
Довод заявителя кассационной жалобы проверен, однако не может быть учтен в связи со следующим.
ОАО АК "Якутскэнерго", занимая доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, совершило действия, выразившиеся в прекращении подачи электрической энергии в жилой дом, в том числе в отношении потребителей, не имеющих задолженности по оплате за электрическую энергию.
Поскольку в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции названные действия квалифицируются как злоупотребление доминирующим положением и запрещены, риск наступления неблагоприятных последствий несет хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что его вина в допущенном нарушении антимонопольного законодательства не доказана, опровергается материалами дела и не основана на положениях пункта 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, в связи с которыми отсутствие вины доказывается лицом, допустившим нарушение обязательства. В данном случае нарушено обязательство перед ТСЖ "Молодежный", которое выступает в интересах членов ТСЖ.
Антимонопольный орган правильно квалифицировал действия ОАО АК "Якутскэнерго" по пункту 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в связи с чем суды двух инстанций обоснованно отказали обществу в удовлетворении заявления о признании недействительными решения и предписания от 04.05.2011.
Нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеются ссылки в кассационной жалобе, не установлено.
При таких условиях Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия), постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмене не подлежат.
При подаче кассационной жалобы ОАО АК "Якутскэнерго" уплатило государственную пошлину в размере 2 000 рублей платежным поручением от 15 мая 2012 года N 1068.
Поскольку при обращении в суд кассационной инстанции на основании подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит уплате государственная пошлина в размере 1 000 рублей, ОАО АК "Якутскэнерго" надлежит возвратить из федерального бюджета 1 000 рублей излишне уплаченной государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 104, 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 19 октября 2011 года по делу N А58-4665/11, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 марта 2012 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу Акционерная компания "Якутскэнерго" из федерального бюджета 1 000 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 15 мая 2012 года N 1068 за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Л.А.КАДНИКОВА
Судьи:
А.И.ЧУПРОВ
М.М.ШЕЛЕМИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)