Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Еременко Т.И. и Горчаковой Е.В.
при секретаре Аверине А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Ягиной Е.В. на решение Верховного суда Республики Татарстан от 11 августа 2011 года, которым ей отказано в удовлетворении заявления о признании недействующими отдельных положений Расчета расхода электрической энергии, потребленной внутри многоквартирного дома, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 16 февраля 2009 года N 87.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., объяснения представителя Ягиной Е.В. - Ягина В.Е., поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения против жалобы представителя Кабинета Министров Республики Татарстан Булатова Р.Ф., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменений, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 16 февраля 2009 года N 87 утвержден Расчет расхода электрической энергии, потребленной внутри многоквартирного дома (далее - Расчет).
Постановление официально опубликовано в изданиях "Республика Татарстан", N 31 - 32 от 19 февраля 2009 года, "Ватаным Татарстан", N 31 - 32 от 20 февраля 2009 года.
Пунктом 1 данного Расчета установлено, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при частичном или полном отсутствии индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета расчет размера платы за потребленную электрическую энергию для жилых помещений, не оборудованных индивидуальными приборами учета, производится по формуле, определенной подпунктом "а" пункта 1, для жилых помещений, оборудованных индивидуальными приборами учета, определяется по показаниям индивидуальных приборов учета с учетом потребления на общедомовые нужды исходя из 7 кВт. час на одного проживающего (подпункт "б" пункта 1).
Примечанием к Расчету предусмотрено, что установленная подпунктом "а" пункта 1 формула применяется при условии, что объем фактически потребленной электрической энергии за расчетный период, определенный по показаниям коллективного прибора учета в многоквартирном доме, превышает суммарный объем потребленной электрической энергии за расчетный период в помещениях как оборудованных, так и не оборудованных приборами учета.
Ягина Е.В. обратилась в суд с заявлением об оспаривании отдельных положений Расчета, уточнив требования, просила признать недействующими пункт 1, устанавливающий правила расчета размера платы за потребленную электрическую энергию для жилых помещений, как оборудованных, так и не оборудованных индивидуальными приборами учета, а также примечание к Расчету, ссылаясь на их противоречие Жилищному кодексу РФ и Правилам установления и определения нормативов потреблений коммунальных услуг, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306.
В обоснование требований Ягина Е.В. указала, что пунктом 1 Расчета вводится новая формула расчета размера платы за потребленную электрическую энергию для жилых помещений, не оборудованных индивидуальными прибора учета, которая в соответствии с примечанием к Расчету применяется только в том случае, когда объем фактически потребленной электрической энергии за расчетный период, определенный по показаниям коллективного прибора учета в многоквартирном доме, превышает суммарный объем потребленной электрической энергии за расчетный период в помещениях как оборудованных, так и не оборудованных приборами учета.
Таким образом, по мнению заявителя, оспариваемые положения обязывают ее фактически дважды оплачивать одну и ту же электроэнергию, поскольку возлагает на лиц, проживающих в квартирах, не оборудованных индивидуальными приборами учета, обязанность оплачивать электроэнергию по нормативу даже в том случае, если фактическое потребление энергии ниже нормативного.
Кроме того, не соответствует действующему законодательству и сам установленный пунктом 1 Расчета способ определения размера платы за потребленную электрическую энергию как для жилых помещений, оборудованных индивидуальными приборами учета, так и не оборудованных ими, поскольку, по мнению заявителя, возлагает на потребителей, осуществляющих оплату за электроэнергию по установленному нормативу, обязанность оплачивать часть расхода электроэнергии на общедомовые нужды, плату за которую должны вносить лица, проживающие в жилых помещениях, оборудованных индивидуальными приборами учета.
На основании изложенного Ягина Е.В. просила также обязать управляющие компании многоквартирных домов "Уютный дом" и "Ягодная слобода" произвести пересмотр счетов за потребленную электроэнергию и сделать перерасчет с 1 марта 2009 года, без использования подпункта "а" пункта 1 Расчета и примечания.
Определением Верховного суда Республики Татарстан от 11 августа 2011 года прекращено производство по делу в части требования Ягиной Е.В. о признании недействующими подпунктов "а" и "б" пункта 1 Расчета расхода электрической энергии, потребленной внутри многоквартирного жилого дома, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 16 февраля 2009 года N 87.
Определением Верховного суда Республики Татарстан от 11 августа 2011 года требование Ягиной Е.В об обязании управляющих компаний многоквартирных домов "Уютный дом" и "Ягодная слобода" произвести пересмотр счетов за потребленную электроэнергию и сделать перерасчет с 1 марта 2009 года без использования подпункта "а" пункта 1 Расчета и примечания выделено в отдельное производство и передано в Вахитовский районный суд г. Казани для рассмотрения.
Решением Верховного суда Республики Татарстан от 11 августа 2011 года Ягиной Е.В. отказано в удовлетворении требований о признании недействующим примечания к Расчету расхода электрической энергии, потребленной внутри многоквартирного дома, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 16 февраля 2009 года N 87.
В кассационной жалобе Ягина Е.В. ставит вопрос об отмене судебного решения, считая его незаконным и необоснованным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к отмене судебного решения.
Согласно пункту "к" части 1 статьи 72 Конституции РФ жилищное законодательство отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 16 статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относится установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы.
Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, в том числе электроснабжения, установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306.
В силу пункта 30 указанных Правил в норматив электроснабжения включается расход электрической энергии исходя из расчета расхода электрической энергии на 1 потребителя, необходимой для освещения жилых помещений, использования бытовых приборов, содержания общего имущества многоквартирного дома, а при наличии стационарных электрических плит - также для приготовления пищи.
При этом согласно пункту 25 тех же Правил при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются нормативные технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери холодной и горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии, газа во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома) и не учитываются расходы коммунальных ресурсов, возникшие в результате нарушения требований технической эксплуатации внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования, правил пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Разрешая настоящее дело, суд, проанализировав положения федерального и республиканского законодательства, пришел к правильному выводу о том, что оспариваемый Расчет принят в пределах полномочий, предоставленных органам государственной власти субъекта Российской Федерации, по вопросам, отнесенным к их ведению, и прав и законных интересов Ягиной Е.В. не нарушает.
При этом суд обоснованно исходил из того, что Расчет в соответствии с примечанием к нему устанавливает порядок определения размера платы за потребленную электрическую энергию для жилых помещений, не оборудованных индивидуальными приборами учета в тех случаях, когда объем фактически потребленной электрической энергии за расчетный период, определенный по показаниям коллективного прибора учета в многоквартирном доме, превышает суммарный объем потребленной электрической энергии за расчетный период в помещениях как оборудованных, так и не оборудованных приборами учета.
Утверждения заявителя о том, что какого-либо "сверхнормативного" потребления электрической энергии, которое могло бы превышать суммарный объем потребленной энергии как в помещениях, оборудованных, так и не оборудованных приборами учета, в многоквартирных домах существовать не может, так как все затраты электроэнергии в том числе и на содержание общего имущества дома должны быть учтены при установлении норматива электроснабжения, фактически сводятся к несогласию заявителя с установленными Кабинетом Министров Республики Татарстан нормативами потребления услуг по электроснабжению и основанием для признания недействующим оспариваемого постановления служить не могут.
Кроме того Верховным судом Республики Татарстан проверялись на соответствие федеральному законодательству по аналогичным мотивам положения пункта 1 Расчета, и решением суда от 14 мая 2009 года в удовлетворении требований о признании данного положения Расчета недействующим было отказано.
При таких обстоятельствах судом постановлено законное решение, оснований к отмене которого по доводам кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решение Верховного суда Республики Татарстан от 11 августа 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Ягиной Е.В. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 12.10.2011 N 11-Г11-30
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 октября 2011 г. N 11-Г11-30
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Еременко Т.И. и Горчаковой Е.В.
при секретаре Аверине А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Ягиной Е.В. на решение Верховного суда Республики Татарстан от 11 августа 2011 года, которым ей отказано в удовлетворении заявления о признании недействующими отдельных положений Расчета расхода электрической энергии, потребленной внутри многоквартирного дома, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 16 февраля 2009 года N 87.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., объяснения представителя Ягиной Е.В. - Ягина В.Е., поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения против жалобы представителя Кабинета Министров Республики Татарстан Булатова Р.Ф., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменений, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 16 февраля 2009 года N 87 утвержден Расчет расхода электрической энергии, потребленной внутри многоквартирного дома (далее - Расчет).
Постановление официально опубликовано в изданиях "Республика Татарстан", N 31 - 32 от 19 февраля 2009 года, "Ватаным Татарстан", N 31 - 32 от 20 февраля 2009 года.
Пунктом 1 данного Расчета установлено, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при частичном или полном отсутствии индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета расчет размера платы за потребленную электрическую энергию для жилых помещений, не оборудованных индивидуальными приборами учета, производится по формуле, определенной подпунктом "а" пункта 1, для жилых помещений, оборудованных индивидуальными приборами учета, определяется по показаниям индивидуальных приборов учета с учетом потребления на общедомовые нужды исходя из 7 кВт. час на одного проживающего (подпункт "б" пункта 1).
Примечанием к Расчету предусмотрено, что установленная подпунктом "а" пункта 1 формула применяется при условии, что объем фактически потребленной электрической энергии за расчетный период, определенный по показаниям коллективного прибора учета в многоквартирном доме, превышает суммарный объем потребленной электрической энергии за расчетный период в помещениях как оборудованных, так и не оборудованных приборами учета.
Ягина Е.В. обратилась в суд с заявлением об оспаривании отдельных положений Расчета, уточнив требования, просила признать недействующими пункт 1, устанавливающий правила расчета размера платы за потребленную электрическую энергию для жилых помещений, как оборудованных, так и не оборудованных индивидуальными приборами учета, а также примечание к Расчету, ссылаясь на их противоречие Жилищному кодексу РФ и Правилам установления и определения нормативов потреблений коммунальных услуг, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306.
В обоснование требований Ягина Е.В. указала, что пунктом 1 Расчета вводится новая формула расчета размера платы за потребленную электрическую энергию для жилых помещений, не оборудованных индивидуальными прибора учета, которая в соответствии с примечанием к Расчету применяется только в том случае, когда объем фактически потребленной электрической энергии за расчетный период, определенный по показаниям коллективного прибора учета в многоквартирном доме, превышает суммарный объем потребленной электрической энергии за расчетный период в помещениях как оборудованных, так и не оборудованных приборами учета.
Таким образом, по мнению заявителя, оспариваемые положения обязывают ее фактически дважды оплачивать одну и ту же электроэнергию, поскольку возлагает на лиц, проживающих в квартирах, не оборудованных индивидуальными приборами учета, обязанность оплачивать электроэнергию по нормативу даже в том случае, если фактическое потребление энергии ниже нормативного.
Кроме того, не соответствует действующему законодательству и сам установленный пунктом 1 Расчета способ определения размера платы за потребленную электрическую энергию как для жилых помещений, оборудованных индивидуальными приборами учета, так и не оборудованных ими, поскольку, по мнению заявителя, возлагает на потребителей, осуществляющих оплату за электроэнергию по установленному нормативу, обязанность оплачивать часть расхода электроэнергии на общедомовые нужды, плату за которую должны вносить лица, проживающие в жилых помещениях, оборудованных индивидуальными приборами учета.
На основании изложенного Ягина Е.В. просила также обязать управляющие компании многоквартирных домов "Уютный дом" и "Ягодная слобода" произвести пересмотр счетов за потребленную электроэнергию и сделать перерасчет с 1 марта 2009 года, без использования подпункта "а" пункта 1 Расчета и примечания.
Определением Верховного суда Республики Татарстан от 11 августа 2011 года прекращено производство по делу в части требования Ягиной Е.В. о признании недействующими подпунктов "а" и "б" пункта 1 Расчета расхода электрической энергии, потребленной внутри многоквартирного жилого дома, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 16 февраля 2009 года N 87.
Определением Верховного суда Республики Татарстан от 11 августа 2011 года требование Ягиной Е.В об обязании управляющих компаний многоквартирных домов "Уютный дом" и "Ягодная слобода" произвести пересмотр счетов за потребленную электроэнергию и сделать перерасчет с 1 марта 2009 года без использования подпункта "а" пункта 1 Расчета и примечания выделено в отдельное производство и передано в Вахитовский районный суд г. Казани для рассмотрения.
Решением Верховного суда Республики Татарстан от 11 августа 2011 года Ягиной Е.В. отказано в удовлетворении требований о признании недействующим примечания к Расчету расхода электрической энергии, потребленной внутри многоквартирного дома, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 16 февраля 2009 года N 87.
В кассационной жалобе Ягина Е.В. ставит вопрос об отмене судебного решения, считая его незаконным и необоснованным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к отмене судебного решения.
Согласно пункту "к" части 1 статьи 72 Конституции РФ жилищное законодательство отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 16 статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относится установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы.
Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, в том числе электроснабжения, установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306.
В силу пункта 30 указанных Правил в норматив электроснабжения включается расход электрической энергии исходя из расчета расхода электрической энергии на 1 потребителя, необходимой для освещения жилых помещений, использования бытовых приборов, содержания общего имущества многоквартирного дома, а при наличии стационарных электрических плит - также для приготовления пищи.
При этом согласно пункту 25 тех же Правил при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются нормативные технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери холодной и горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии, газа во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома) и не учитываются расходы коммунальных ресурсов, возникшие в результате нарушения требований технической эксплуатации внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования, правил пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Разрешая настоящее дело, суд, проанализировав положения федерального и республиканского законодательства, пришел к правильному выводу о том, что оспариваемый Расчет принят в пределах полномочий, предоставленных органам государственной власти субъекта Российской Федерации, по вопросам, отнесенным к их ведению, и прав и законных интересов Ягиной Е.В. не нарушает.
При этом суд обоснованно исходил из того, что Расчет в соответствии с примечанием к нему устанавливает порядок определения размера платы за потребленную электрическую энергию для жилых помещений, не оборудованных индивидуальными приборами учета в тех случаях, когда объем фактически потребленной электрической энергии за расчетный период, определенный по показаниям коллективного прибора учета в многоквартирном доме, превышает суммарный объем потребленной электрической энергии за расчетный период в помещениях как оборудованных, так и не оборудованных приборами учета.
Утверждения заявителя о том, что какого-либо "сверхнормативного" потребления электрической энергии, которое могло бы превышать суммарный объем потребленной энергии как в помещениях, оборудованных, так и не оборудованных приборами учета, в многоквартирных домах существовать не может, так как все затраты электроэнергии в том числе и на содержание общего имущества дома должны быть учтены при установлении норматива электроснабжения, фактически сводятся к несогласию заявителя с установленными Кабинетом Министров Республики Татарстан нормативами потребления услуг по электроснабжению и основанием для признания недействующим оспариваемого постановления служить не могут.
Кроме того Верховным судом Республики Татарстан проверялись на соответствие федеральному законодательству по аналогичным мотивам положения пункта 1 Расчета, и решением суда от 14 мая 2009 года в удовлетворении требований о признании данного положения Расчета недействующим было отказано.
При таких обстоятельствах судом постановлено законное решение, оснований к отмене которого по доводам кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определила:
решение Верховного суда Республики Татарстан от 11 августа 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Ягиной Е.В. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)