Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом; Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Договор управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2010 г.
Полный текст постановления изготовлен 10 марта 2010 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
судей Колупаевой Л.А., Усаниной Н.А.
при ведении протокола судебного заседания судьей Усаниной Н.А.
при участии:
от заявителя: Титовой И.Ю. - по доверенности от 01.09.2009 года,
от заинтересованного лица: Реука Ю.С. - по доверенности от 12.10.2009 года N 77,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11"
на решение Арбитражного суда Томской области
от 13.01.2010 года по делу N А67-10314/09 (судья Гапон А.Н.)
по заявлению Открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11"
к Государственной жилищной инспекции Томской области
о признании незаконным постановления о назначении административного наказания,
установил:
Открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 11" (далее по тексту - ОАО "ТГК-11", Общество, заявитель, апеллянт) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением о признании незаконным постановления Государственной жилищной инспекции Томской области от 10.11.2009 N 187 о назначении административного наказания по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 7 000 рублей (дело N А67-10314/09).
Решением Арбитражного суда Томской области от 13.01.2010 года в удовлетворении заявленного ОАО "ТГК-11" требования отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит состоявшийся судебный акт отменить и принять по делу новый судебный акт, в том числе по следующим основаниям:
- - Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденные Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 N 115 (далее по тексту - Правила N 115), обязательны для исполнения как энергоснабжающими организациями, так и абонентами тепловой энергии, в том числе, при непосредственной форме управления;
- - ответственность за эксплуатацию систем отопления несут собственники жилых помещений в многоквартирном доме;
- - судом первой инстанции не учтен факт отсутствия аттестованного персонала для обслуживания системы отопления;
- - судом первой инстанции не исследован вопрос о наличии реальной возможности у ОАО "ТГК-11" соблюсти те нормы и правила, за нарушение которых установлена административная ответственность, однако не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.
Государственная жилищная инспекция Томской области в отзыве (поступил в суд 26.02.2010 г.) возражает против доводов апелляционной жалобы по изложенным в нем основаниям, просит принятый по делу судебный акт оставить без изменения.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебном заседании при рассмотрении дела в апелляционном порядке подтвердили позиции по делу, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве к ней.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Томской области в порядке, установленном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ), изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 08.10.2009 N 961 должностным лицом Государственной жилищной инспекции Томской области проведена проверка ОАО "ТГК-11", по результатам которой составлен акт проверки от 28.10.2009 N 313, согласно которому установлено нарушение Обществом нормативов обеспечения населения коммунальными услугами (нарушение режима), а именно: ОАО "ТГК-11" не выполнило обязанности по предоставлению потребителям услуг, соответствующих обязательным требованиям нормативов и стандартов по снабжению тепловой энергией, не обеспечило своевременной подачи теплоснабжения в жилой дом по ул. Л.Толстого, 38 "б" в г. Томске.
29.10.2009 года должностным лицом Государственной жилищной инспекции Томской области составлен протокол об административном правонарушении N 195, которым установлено нарушение заявителем положений пункта 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ); статьи 541, части 2 статьи 546, части 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ); пунктов 7, 9, 12, 85, приложение N 1 пункта 4 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года N 307 (далее по тексту - Правила N 307); пункта 4.12 ГОСТ Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия"; пункта 25 МДС 41-6.2000.
10.11.2009 года по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении начальником Государственной жилищной инспекции Томской области вынесено постановление N 187, согласно которому ОАО "ТГК-11" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 КоАП РФ, и на Общество наложен административный штраф в размере 7 000 рублей за нарушение режима обеспечения населения тепловой энергией, выразившегося в отсутствии отопления более установленного срока у жильцов дома, расположенного по адресу: г. Томск, ул. Л.Толстого, 38 "б".
ОАО "ТГК-11" не согласилось с принятым постановлением и обжаловало указанный акт в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявления ОАО "ТГК-11", Арбитражный суд Томской области исходил из наличия в действиях Общества события вменяемого административного правонарушения и доказанности его вины в совершении правонарушения.
Выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствующими материалам дела и действующему законодательству.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статьей 7.23 КоАП РФ за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами предусмотрена административная ответственность.
Коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Правилами N 307, что следует из пункта 4 Правил.
В соответствии с пунктом 6 Правил N 307 состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, под которой понимается наличие в многоквартирном доме или жилом доме внутридомовых инженерных систем, позволяющих предоставлять потребителю отопление (поддержание в жилом помещении, отапливаемом по присоединенной сети, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к настоящим Правилам, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления).
Пунктом 9 Правил N 307 установлено, что при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю, бесперебойное отведение из жилого помещения бытовых стоков и бесперебойное отопление жилого помещения в течение отопительного периода в зависимости от температуры наружного воздуха.
В соответствии с пунктом 85 Правил N 307 приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) потребителям, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, не допускается.
Согласно пункту 4.12.2 ГОСТ Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия", принятого Постановлением Госстандарта РФ от 19.06.2000 года N 158-ст, поставка потребителю тепловой энергии, воды должна осуществляться в количестве, необходимом потребителю для бытового потребления.
В силу пункта 25 МДС 41-6.2000, утвержденных Приказом Госстроя РФ от 06.09.2000 года N 203, включение систем отопления потребителей должно осуществляться по графику, составленному теплоснабжающей организацией и утвержденному органом местного самоуправления. Суммарное время, необходимое для начала подачи теплоты всем подготовленным потребителям, не должно превышать пяти суток.
Из выписки к протоколу N 18 собрания ТСЖ "Эдельвейс" от 25.09.2006 года следует, что большинством числом голосов решено выбрать способ управления домом - непосредственное управление.
Согласно статье 164 ЖК РФ при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в таком доме с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, собственники помещений в таком доме заключают на основании решений общего собрания указанных собственников. При этом все или большинство собственников помещений в таком доме выступают в качестве одной стороны заключаемых договоров (статья 1).
Договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) заключаются каждым собственником помещения, осуществляющим непосредственное управление многоквартирным домом, от своего имени (статья 2).
На основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, осуществляющих непосредственное управление таким домом, от имени собственников помещений в таком доме в отношениях с третьими лицами вправе действовать один из собственников помещений в таком доме или иное лицо, имеющее полномочие, удостоверенное доверенностью, выданной в письменной форме ему всеми или большинством собственников помещений в таком доме (статья 3).
В соответствии с пунктом 3 Правил N 307 коммунальные услуги - это деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
При этом исполнителем, в силу пункта 3 Правил N 307, является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Потребителем является гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Правилами N 307, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4 Правил).
Обязанность по соблюдению указанных требований, а также установленную законодательством ответственность за нарушение качества и порядка предоставления коммунальных услуг несет исполнитель (пункты 49, 75 Правил).
При отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. В этом случае ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственниками жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми по договору собственниками помещений в многоквартирном доме либо собственниками жилых домов, или указанными собственниками самостоятельно, если договором с ресурсоснабжающей организацией не предусмотрено иное (пункт 7 Правил).
Исходя из пункта 13 Правил N 307 обязанность обеспечить готовность к предоставлению коммунальных услуг внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, находящихся в жилом помещении многоквартирного дома или в жилом доме (далее - внутриквартирное оборудование) и предназначенных для предоставления коммунальных услуг, возлагается на собственников помещений в многоквартирном доме, собственников жилых домов, а также на привлекаемых ими исполнителей и иных лиц в соответствии с договором.
Как установлено судом первой инстанции, начисление коммунальных услуг за отопление осуществляется ОАО "ТГК-11" непосредственно каждому собственнику помещения в многоквартирном доме по адресу: г. Томск, ул. Л.Толстого, 38 "б". Жилищное обслуживание указанного дома осуществляется непосредственно жильцами на основании решений общих собраний собственников с привлечением третьих лиц, в том числе и обслуживание внутридомовых инженерных коммуникаций и сетей; в спорном доме имеется сантехник, который обслуживает эти сети, следит за техническим состоянием системы. Приборы учета обслуживает компания ООО "Термогрупп".
Учитывая, что ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, судом первой инстанции обоснованно отклонен довод заявителя о том, что собственниками жилого дома не представлено информации о наличии подготовленного персонала для обслуживания систем отопления спорного жилого дома.
Кроме того, Правила N 115 устанавливают требования по технической эксплуатации следующих тепловых энергоустановок:
- - производственных, производственно-отопительных и отопительных котельных с абсолютным давлением пара не более 4,0 МПа и с температурой воды не более 200 град. С на всех видах органического топлива, а также с использованием нетрадиционных возобновляемых энергетических ресурсов;
- - паровых и водяных тепловых сетей всех назначений, включая насосные станции, системы сбора и возврата конденсата, и других сетевых сооружений;
- - систем теплопотребления всех назначений (технологических, отопительных, вентиляционных, горячего водоснабжения, кондиционирования воздуха), теплопотребляющих агрегатов, тепловых сетей потребителей, тепловых пунктов, других сооружений аналогичного назначения.
Эксплуатация тепловых энергоустановок организации осуществляется подготовленным теплоэнергетическим персоналом (пункт 2.1.1 Правил).
В зависимости от объема и сложности работ по эксплуатации тепловых энергоустановок в организации создается энергослужба, укомплектованная соответствующим по квалификации теплоэнергетическим персоналом. Допускается проводить эксплуатацию тепловых энергоустановок специализированной организацией.
Ответственный за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок и его заместитель назначаются распорядительным документом руководителя организации из числа управленческого персонала и специалистов организации (пункт 2.1.2).
Распорядительным документом руководителя организации устанавливаются границы ответственности производственных подразделений за эксплуатацию тепловых энергоустановок. Руководитель определяет ответственность должностных лиц структурных подразделений и служб, исходя из структуры производства, транспортировки, распределения и потребления тепловой энергии и теплоносителя, предусмотрев указанную ответственность должностными обязанностями работников и возложив ее приказом или распоряжением (пункт 2.1.3).
Эксплуатация тепловых энергоустановок осуществляется подготовленным персоналом. Специалисты должны иметь соответствующее их должности образование, а рабочие - подготовку в объеме требований квалификационных характеристик.
С целью предупреждения аварийности и травматизма в организации следует систематически проводить работу с персоналом, направленную на повышение его производственной квалификации (пункт 2.3.1 Правил).
В соответствии с принятой структурой в организации персонал, эксплуатирующий тепловые энергоустановки, подразделяется:
- - руководящие работники;
- - руководители структурного подразделения;
- - управленческий персонал и специалисты;
- - оперативные руководители, оперативный и оперативно-ремонтный;
- - ремонтный (пункт 2.3.2).
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно признал, что Правила N 115 распространяются на организации, эксплуатирующие и обслуживающие производственные, производственно-отопительные и отопительные котельных с абсолютным давлением пара не более 4,0 МПа и с температурой воды не более 200 град. С на всех видах органического топлива, а также с использованием нетрадиционных возобновляемых энергетических ресурсов; паровые и водяные тепловые сети всех назначений, включая насосные станции, системы сбора и возврата конденсата, и других сетевых сооружений; системы теплопотребления всех назначений (технологических, отопительных, вентиляционных, горячего водоснабжения, кондиционирования воздуха), теплопотребляющих агрегатов, тепловых сетей потребителей, тепловых пунктов, других сооружений аналогичного назначения.
Как правильно указал суд первой инстанции, наличие аттестованного в "Ростехнадзоре" персонала, ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию при непосредственной форме управления домом, Правилами N 115 не предусмотрено.
При предоставлении коммунальных услуг перерывы для проведения ремонтных и профилактических работ, а также работ по подключению новых потребителей допускаются после предварительного уведомления (в письменной форме) потребителя в установленном Правилами N 307 порядке. Продолжительность указанных перерывов устанавливается в соответствии с настоящими Правилами и иными требованиями законодательства Российской Федерации. Допускаются также перерывы в связи со стихийными бедствиями и чрезвычайными ситуациями (пункт 10 Правил N 307).
Условия определения даты начала и (или) окончания отопительного периода, а также дата начала и (или) окончания отопительного периода устанавливаются собственниками помещений в многоквартирном доме или собственниками жилых домов самостоятельно при наличии в таких домах автономной системы отопления и согласуются с исполнителем.
Если собственники помещений в многоквартирном доме или собственники жилых домов не установили условия определения даты начала и (или) окончания отопительного периода или дату начала и (или) окончания отопительного периода, а также если тепловая энергия для нужд отопления помещений подается по сети централизованного теплоснабжения, то исполнитель начинает и заканчивает отопительный период в сроки, установленные уполномоченным органом. При этом начало отопительного периода устанавливается при среднесуточной температуре наружного воздуха ниже +8 град. С, а конец отопительного периода - при среднесуточной температуре наружного воздуха выше +8 град. С в течение 5 суток подряд. Отопительный период должен начинаться или заканчиваться со дня, следующего за последним днем указанного периода (пункт 11).
В соответствии с постановлением мэра г. Томска от 16.09.2009 N 842 началом отопительного периода в г. Томске считается 17.09.2009 года.
Из материалов дела следует, что собственниками жилого дома, расположенного по адресу: г. Томск, ул. Л.Толстого, 38 "б", подготовлены к приему теплоносителя внутридомовые сети, проведены гидравлические испытания и подписан акт гидравлического испытания от 11.06.2009 года. Из акта гидравлического испытания от 11.06.2009 года следует, что представителем тепловых сетей ТФ ОАО "ТГК-11" с участием представителей дома составлен акт о том, что в их присутствии произведена проверка технического состояния и гидравлического испытания: теплотрассы-1; теплового пункта-2; системы отопления-2; водоподогревателя-2 по адресу: г. Томск, ул. Л.Толстого, 38 "б" (непосредственное управление). Заключение: системы испытания выдержали со всеми встроенно-пристроенными. Акт подписан представителем СР и ТИ ТС ТФ ОАО ТГК-11 и представителем организации.
Каких-либо замечаний, нарушений в акте не отражено. Представлений по доработке, а также устранению недостатков ОАО "ТГК-11" в адрес собственников жилого дома не выдавалось.
Из показаний представителя собственников жильцов дома, расположенного по адресу: г. Томск, ул. Л.Толстого, 38 "б", Юрцевой И.А. в суде первой инстанции следует, что 17.09.2009 года она связалась с инспектором ОАО "ТГК-11" и 18.09.2009 года начала процедуру подписания акта готовности. Подписав акт готовности со своей стороны, инспектор Каревский направил ее подписывать данный акт по адресу: г. Томск, ул. Нахимова, 8, где ей выдан список кабинетов для подписания акта готовности. При прохождении кабинетов в акт готовности вписана задолженность собственников дома и предложено "поработать" с должниками. На конечном этапе подписания акта готовности в кабинете 108 Юрцевой И.А. отказали в подписании акта ссылаясь на задолженность собственников-должников и направили к начальнику Департамента продаж тепловой энергии Ющенко И.Г, куда 22.09.2009 года и 23.09.2009 года она не попала на прием. С представителем дома Новосельцевой Е.В. они попытались зарегистрировать заявку на включение отопления в доме, но им отказали в приемной регистрации входящей корреспонденции. Тогда решением правления дома жильцы решили включить отопление самостоятельно с приглашением на включение представителей ОАО "ТГК-11" и ОАО "ТЭСК", однако представители не пришли, а инспектор Каревский пригласил Юрцеву И.А. составить акт нарушения. С актом нарушения собственники не согласны.
Из акта готовности систем теплопотребления и тепловых сетей потребителей тепловой энергии к отопительному сезону 2009 - 2010 гг., следует, что подписи со стороны представителей ТС отсутствуют в графах "Наличие аттестованного в "Ростехнадзоре" персонала, ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию, наличие акта готовности тепловых сетей, сетей ГВС, тепловых пунктов и систем ГВС потребителей тепловой энергии к включению ГВС на 2009 год, в графе "Гидропневматическая промывка внутренних систем отопления, вентиляции представителем ТС внесена надпись "нет". Однако, каких-либо предписаний в адрес абонента об устранении данных нарушений ОАО "ТГК-11" не выдавалось, также отсутствуют какие-либо доказательства, подтверждающие, что основанием для невключения отопления явились именно эти обстоятельства.
Заявка на включение отопления в жилом доме, а также копия акта готовности подавалась начальнику Департамента продаж тепловой энергии 22.09.2009 года, однако к регистрации и рассмотрению не принята, факт подачи заявки подтверждается показаниями Юрцевой И.А, данными в судебном заседании суда первой инстанции, а также надписью на заявке "в канцелярии отказались принять заявку и копию акта готовности для регистрации", запись сделана Юрцевой И.А., в присутствии Новосельцевой Е.В., собственника недвижимости в доме, расположенном по адресу: г. Томск, ул. Л.Толстого, 38 "б".
Письмом от 23.09.2009 года вх. N 7274, направленном в адрес энергоснабжающей организации собственниками квартир дома с непосредственной формой управления, собственники информировали энергоснабжающую организацию о включении отопления 24.09.2009 года и пригласили представителя организации для составления акта включения отопления. Собственниками дома отопление включено 24.09.2009 года без участия представителя энергоснабжающей организации, так как представители ОАО "ТГК-11" не явились.
24.09.2009 года представителем тепловых сетей Каревским Р.С. в присутствии представителя дома Юрцевой И.А. составлен акт нарушения о самовольном включении системы отопления жилого дома с непосредственной формой управления со всеми встроенно-пристроенными помещениями в этом доме по ул. Л.Толстого, 38 "б". На акте имеется отметка Юрцевой И.А. о несогласии с актом нарушения.
Кроме составления акта нарушения, иных доказательств реагирования энергоснабжающей организации на самовольное включение абонентом системы отопления, а также указаний на нарушение собственниками каких-либо норм законодательства (в том числе отсутствие в акте готовности подписей в графах, которые послужили основанием для непринятия акта готовности и заявки), заявителем не представлено.
Учитывая, что сроки начала и окончания отопительного сезона собственниками не устанавливались, тепловая энергия подается по сети централизованного теплоснабжения, следовательно, датой подачи тепла абонентам дома с непосредственной формой управления, расположенного по адресу: г. Томск, ул. Л.Толстого, 38 "б", следует считать 17.09.2009 года.
Суд первой инстанции правильно отметил, что отсутствие заявки на подключение, а также учитывая, что в принятии заявки отказано, не может являться основанием для неподключения отопления с начала отопительного сезона.
Доказательств необходимости подачи заявки от жильцов, а также ссылок на нормы права, предусматривающие подачу заявки на включение отопления, заявителем в материалы дела не представлено.
Исходя из установленных по делу обстоятельств, теплоснабжение в спорном жилом доме отсутствовало сверх установленного времени с 17.09.2009 года по 24.09.2009 года, что является нарушением режима обеспечения населения коммунальными услугами - тепловой энергией, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод, что Общество имело реальную возможность для соблюдения требований установленных нормативов и режима обеспечения населения коммунальными услугами по снабжению тепловой энергией, но не предприняло всех необходимых мер для их соблюдения.
При таких обстоятельствах, нарушение закона допущено по вине ОАО "ТГК-11".
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленного Обществом требования.
Нарушений порядка привлечения заявителя к административной ответственности, влекущих отмену оспариваемого постановления, судами первой и апелляционной инстанций не установлено.
Доводы апеллянта не влияют на правильность принятого по делу судебного акта.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба на решение суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Томской области от 13.01.2010 года по делу N А67-10314/09 оставить без изменения, апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.03.2010 N 07АП-1339/10 ПО ДЕЛУ N А67-10314/09
Разделы:Управление многоквартирным домом; Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Договор управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 марта 2010 г. N 07АП-1339/10
Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2010 г.
Полный текст постановления изготовлен 10 марта 2010 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
судей Колупаевой Л.А., Усаниной Н.А.
при ведении протокола судебного заседания судьей Усаниной Н.А.
при участии:
от заявителя: Титовой И.Ю. - по доверенности от 01.09.2009 года,
от заинтересованного лица: Реука Ю.С. - по доверенности от 12.10.2009 года N 77,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11"
на решение Арбитражного суда Томской области
от 13.01.2010 года по делу N А67-10314/09 (судья Гапон А.Н.)
по заявлению Открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11"
к Государственной жилищной инспекции Томской области
о признании незаконным постановления о назначении административного наказания,
установил:
Открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 11" (далее по тексту - ОАО "ТГК-11", Общество, заявитель, апеллянт) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением о признании незаконным постановления Государственной жилищной инспекции Томской области от 10.11.2009 N 187 о назначении административного наказания по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 7 000 рублей (дело N А67-10314/09).
Решением Арбитражного суда Томской области от 13.01.2010 года в удовлетворении заявленного ОАО "ТГК-11" требования отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит состоявшийся судебный акт отменить и принять по делу новый судебный акт, в том числе по следующим основаниям:
- - Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденные Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 N 115 (далее по тексту - Правила N 115), обязательны для исполнения как энергоснабжающими организациями, так и абонентами тепловой энергии, в том числе, при непосредственной форме управления;
- - ответственность за эксплуатацию систем отопления несут собственники жилых помещений в многоквартирном доме;
- - судом первой инстанции не учтен факт отсутствия аттестованного персонала для обслуживания системы отопления;
- - судом первой инстанции не исследован вопрос о наличии реальной возможности у ОАО "ТГК-11" соблюсти те нормы и правила, за нарушение которых установлена административная ответственность, однако не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.
Государственная жилищная инспекция Томской области в отзыве (поступил в суд 26.02.2010 г.) возражает против доводов апелляционной жалобы по изложенным в нем основаниям, просит принятый по делу судебный акт оставить без изменения.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебном заседании при рассмотрении дела в апелляционном порядке подтвердили позиции по делу, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве к ней.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Томской области в порядке, установленном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ), изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 08.10.2009 N 961 должностным лицом Государственной жилищной инспекции Томской области проведена проверка ОАО "ТГК-11", по результатам которой составлен акт проверки от 28.10.2009 N 313, согласно которому установлено нарушение Обществом нормативов обеспечения населения коммунальными услугами (нарушение режима), а именно: ОАО "ТГК-11" не выполнило обязанности по предоставлению потребителям услуг, соответствующих обязательным требованиям нормативов и стандартов по снабжению тепловой энергией, не обеспечило своевременной подачи теплоснабжения в жилой дом по ул. Л.Толстого, 38 "б" в г. Томске.
29.10.2009 года должностным лицом Государственной жилищной инспекции Томской области составлен протокол об административном правонарушении N 195, которым установлено нарушение заявителем положений пункта 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ); статьи 541, части 2 статьи 546, части 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ); пунктов 7, 9, 12, 85, приложение N 1 пункта 4 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года N 307 (далее по тексту - Правила N 307); пункта 4.12 ГОСТ Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия"; пункта 25 МДС 41-6.2000.
10.11.2009 года по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении начальником Государственной жилищной инспекции Томской области вынесено постановление N 187, согласно которому ОАО "ТГК-11" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 КоАП РФ, и на Общество наложен административный штраф в размере 7 000 рублей за нарушение режима обеспечения населения тепловой энергией, выразившегося в отсутствии отопления более установленного срока у жильцов дома, расположенного по адресу: г. Томск, ул. Л.Толстого, 38 "б".
ОАО "ТГК-11" не согласилось с принятым постановлением и обжаловало указанный акт в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявления ОАО "ТГК-11", Арбитражный суд Томской области исходил из наличия в действиях Общества события вменяемого административного правонарушения и доказанности его вины в совершении правонарушения.
Выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствующими материалам дела и действующему законодательству.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статьей 7.23 КоАП РФ за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами предусмотрена административная ответственность.
Коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Правилами N 307, что следует из пункта 4 Правил.
В соответствии с пунктом 6 Правил N 307 состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, под которой понимается наличие в многоквартирном доме или жилом доме внутридомовых инженерных систем, позволяющих предоставлять потребителю отопление (поддержание в жилом помещении, отапливаемом по присоединенной сети, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к настоящим Правилам, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления).
Пунктом 9 Правил N 307 установлено, что при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю, бесперебойное отведение из жилого помещения бытовых стоков и бесперебойное отопление жилого помещения в течение отопительного периода в зависимости от температуры наружного воздуха.
В соответствии с пунктом 85 Правил N 307 приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) потребителям, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, не допускается.
Согласно пункту 4.12.2 ГОСТ Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия", принятого Постановлением Госстандарта РФ от 19.06.2000 года N 158-ст, поставка потребителю тепловой энергии, воды должна осуществляться в количестве, необходимом потребителю для бытового потребления.
В силу пункта 25 МДС 41-6.2000, утвержденных Приказом Госстроя РФ от 06.09.2000 года N 203, включение систем отопления потребителей должно осуществляться по графику, составленному теплоснабжающей организацией и утвержденному органом местного самоуправления. Суммарное время, необходимое для начала подачи теплоты всем подготовленным потребителям, не должно превышать пяти суток.
Из выписки к протоколу N 18 собрания ТСЖ "Эдельвейс" от 25.09.2006 года следует, что большинством числом голосов решено выбрать способ управления домом - непосредственное управление.
Согласно статье 164 ЖК РФ при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в таком доме с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, собственники помещений в таком доме заключают на основании решений общего собрания указанных собственников. При этом все или большинство собственников помещений в таком доме выступают в качестве одной стороны заключаемых договоров (статья 1).
Договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) заключаются каждым собственником помещения, осуществляющим непосредственное управление многоквартирным домом, от своего имени (статья 2).
На основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, осуществляющих непосредственное управление таким домом, от имени собственников помещений в таком доме в отношениях с третьими лицами вправе действовать один из собственников помещений в таком доме или иное лицо, имеющее полномочие, удостоверенное доверенностью, выданной в письменной форме ему всеми или большинством собственников помещений в таком доме (статья 3).
В соответствии с пунктом 3 Правил N 307 коммунальные услуги - это деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
При этом исполнителем, в силу пункта 3 Правил N 307, является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Потребителем является гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Правилами N 307, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4 Правил).
Обязанность по соблюдению указанных требований, а также установленную законодательством ответственность за нарушение качества и порядка предоставления коммунальных услуг несет исполнитель (пункты 49, 75 Правил).
При отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. В этом случае ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственниками жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми по договору собственниками помещений в многоквартирном доме либо собственниками жилых домов, или указанными собственниками самостоятельно, если договором с ресурсоснабжающей организацией не предусмотрено иное (пункт 7 Правил).
Исходя из пункта 13 Правил N 307 обязанность обеспечить готовность к предоставлению коммунальных услуг внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, находящихся в жилом помещении многоквартирного дома или в жилом доме (далее - внутриквартирное оборудование) и предназначенных для предоставления коммунальных услуг, возлагается на собственников помещений в многоквартирном доме, собственников жилых домов, а также на привлекаемых ими исполнителей и иных лиц в соответствии с договором.
Как установлено судом первой инстанции, начисление коммунальных услуг за отопление осуществляется ОАО "ТГК-11" непосредственно каждому собственнику помещения в многоквартирном доме по адресу: г. Томск, ул. Л.Толстого, 38 "б". Жилищное обслуживание указанного дома осуществляется непосредственно жильцами на основании решений общих собраний собственников с привлечением третьих лиц, в том числе и обслуживание внутридомовых инженерных коммуникаций и сетей; в спорном доме имеется сантехник, который обслуживает эти сети, следит за техническим состоянием системы. Приборы учета обслуживает компания ООО "Термогрупп".
Учитывая, что ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, судом первой инстанции обоснованно отклонен довод заявителя о том, что собственниками жилого дома не представлено информации о наличии подготовленного персонала для обслуживания систем отопления спорного жилого дома.
Кроме того, Правила N 115 устанавливают требования по технической эксплуатации следующих тепловых энергоустановок:
- - производственных, производственно-отопительных и отопительных котельных с абсолютным давлением пара не более 4,0 МПа и с температурой воды не более 200 град. С на всех видах органического топлива, а также с использованием нетрадиционных возобновляемых энергетических ресурсов;
- - паровых и водяных тепловых сетей всех назначений, включая насосные станции, системы сбора и возврата конденсата, и других сетевых сооружений;
- - систем теплопотребления всех назначений (технологических, отопительных, вентиляционных, горячего водоснабжения, кондиционирования воздуха), теплопотребляющих агрегатов, тепловых сетей потребителей, тепловых пунктов, других сооружений аналогичного назначения.
Эксплуатация тепловых энергоустановок организации осуществляется подготовленным теплоэнергетическим персоналом (пункт 2.1.1 Правил).
В зависимости от объема и сложности работ по эксплуатации тепловых энергоустановок в организации создается энергослужба, укомплектованная соответствующим по квалификации теплоэнергетическим персоналом. Допускается проводить эксплуатацию тепловых энергоустановок специализированной организацией.
Ответственный за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок и его заместитель назначаются распорядительным документом руководителя организации из числа управленческого персонала и специалистов организации (пункт 2.1.2).
Распорядительным документом руководителя организации устанавливаются границы ответственности производственных подразделений за эксплуатацию тепловых энергоустановок. Руководитель определяет ответственность должностных лиц структурных подразделений и служб, исходя из структуры производства, транспортировки, распределения и потребления тепловой энергии и теплоносителя, предусмотрев указанную ответственность должностными обязанностями работников и возложив ее приказом или распоряжением (пункт 2.1.3).
Эксплуатация тепловых энергоустановок осуществляется подготовленным персоналом. Специалисты должны иметь соответствующее их должности образование, а рабочие - подготовку в объеме требований квалификационных характеристик.
С целью предупреждения аварийности и травматизма в организации следует систематически проводить работу с персоналом, направленную на повышение его производственной квалификации (пункт 2.3.1 Правил).
В соответствии с принятой структурой в организации персонал, эксплуатирующий тепловые энергоустановки, подразделяется:
- - руководящие работники;
- - руководители структурного подразделения;
- - управленческий персонал и специалисты;
- - оперативные руководители, оперативный и оперативно-ремонтный;
- - ремонтный (пункт 2.3.2).
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно признал, что Правила N 115 распространяются на организации, эксплуатирующие и обслуживающие производственные, производственно-отопительные и отопительные котельных с абсолютным давлением пара не более 4,0 МПа и с температурой воды не более 200 град. С на всех видах органического топлива, а также с использованием нетрадиционных возобновляемых энергетических ресурсов; паровые и водяные тепловые сети всех назначений, включая насосные станции, системы сбора и возврата конденсата, и других сетевых сооружений; системы теплопотребления всех назначений (технологических, отопительных, вентиляционных, горячего водоснабжения, кондиционирования воздуха), теплопотребляющих агрегатов, тепловых сетей потребителей, тепловых пунктов, других сооружений аналогичного назначения.
Как правильно указал суд первой инстанции, наличие аттестованного в "Ростехнадзоре" персонала, ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию при непосредственной форме управления домом, Правилами N 115 не предусмотрено.
При предоставлении коммунальных услуг перерывы для проведения ремонтных и профилактических работ, а также работ по подключению новых потребителей допускаются после предварительного уведомления (в письменной форме) потребителя в установленном Правилами N 307 порядке. Продолжительность указанных перерывов устанавливается в соответствии с настоящими Правилами и иными требованиями законодательства Российской Федерации. Допускаются также перерывы в связи со стихийными бедствиями и чрезвычайными ситуациями (пункт 10 Правил N 307).
Условия определения даты начала и (или) окончания отопительного периода, а также дата начала и (или) окончания отопительного периода устанавливаются собственниками помещений в многоквартирном доме или собственниками жилых домов самостоятельно при наличии в таких домах автономной системы отопления и согласуются с исполнителем.
Если собственники помещений в многоквартирном доме или собственники жилых домов не установили условия определения даты начала и (или) окончания отопительного периода или дату начала и (или) окончания отопительного периода, а также если тепловая энергия для нужд отопления помещений подается по сети централизованного теплоснабжения, то исполнитель начинает и заканчивает отопительный период в сроки, установленные уполномоченным органом. При этом начало отопительного периода устанавливается при среднесуточной температуре наружного воздуха ниже +8 град. С, а конец отопительного периода - при среднесуточной температуре наружного воздуха выше +8 град. С в течение 5 суток подряд. Отопительный период должен начинаться или заканчиваться со дня, следующего за последним днем указанного периода (пункт 11).
В соответствии с постановлением мэра г. Томска от 16.09.2009 N 842 началом отопительного периода в г. Томске считается 17.09.2009 года.
Из материалов дела следует, что собственниками жилого дома, расположенного по адресу: г. Томск, ул. Л.Толстого, 38 "б", подготовлены к приему теплоносителя внутридомовые сети, проведены гидравлические испытания и подписан акт гидравлического испытания от 11.06.2009 года. Из акта гидравлического испытания от 11.06.2009 года следует, что представителем тепловых сетей ТФ ОАО "ТГК-11" с участием представителей дома составлен акт о том, что в их присутствии произведена проверка технического состояния и гидравлического испытания: теплотрассы-1; теплового пункта-2; системы отопления-2; водоподогревателя-2 по адресу: г. Томск, ул. Л.Толстого, 38 "б" (непосредственное управление). Заключение: системы испытания выдержали со всеми встроенно-пристроенными. Акт подписан представителем СР и ТИ ТС ТФ ОАО ТГК-11 и представителем организации.
Каких-либо замечаний, нарушений в акте не отражено. Представлений по доработке, а также устранению недостатков ОАО "ТГК-11" в адрес собственников жилого дома не выдавалось.
Из показаний представителя собственников жильцов дома, расположенного по адресу: г. Томск, ул. Л.Толстого, 38 "б", Юрцевой И.А. в суде первой инстанции следует, что 17.09.2009 года она связалась с инспектором ОАО "ТГК-11" и 18.09.2009 года начала процедуру подписания акта готовности. Подписав акт готовности со своей стороны, инспектор Каревский направил ее подписывать данный акт по адресу: г. Томск, ул. Нахимова, 8, где ей выдан список кабинетов для подписания акта готовности. При прохождении кабинетов в акт готовности вписана задолженность собственников дома и предложено "поработать" с должниками. На конечном этапе подписания акта готовности в кабинете 108 Юрцевой И.А. отказали в подписании акта ссылаясь на задолженность собственников-должников и направили к начальнику Департамента продаж тепловой энергии Ющенко И.Г, куда 22.09.2009 года и 23.09.2009 года она не попала на прием. С представителем дома Новосельцевой Е.В. они попытались зарегистрировать заявку на включение отопления в доме, но им отказали в приемной регистрации входящей корреспонденции. Тогда решением правления дома жильцы решили включить отопление самостоятельно с приглашением на включение представителей ОАО "ТГК-11" и ОАО "ТЭСК", однако представители не пришли, а инспектор Каревский пригласил Юрцеву И.А. составить акт нарушения. С актом нарушения собственники не согласны.
Из акта готовности систем теплопотребления и тепловых сетей потребителей тепловой энергии к отопительному сезону 2009 - 2010 гг., следует, что подписи со стороны представителей ТС отсутствуют в графах "Наличие аттестованного в "Ростехнадзоре" персонала, ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию, наличие акта готовности тепловых сетей, сетей ГВС, тепловых пунктов и систем ГВС потребителей тепловой энергии к включению ГВС на 2009 год, в графе "Гидропневматическая промывка внутренних систем отопления, вентиляции представителем ТС внесена надпись "нет". Однако, каких-либо предписаний в адрес абонента об устранении данных нарушений ОАО "ТГК-11" не выдавалось, также отсутствуют какие-либо доказательства, подтверждающие, что основанием для невключения отопления явились именно эти обстоятельства.
Заявка на включение отопления в жилом доме, а также копия акта готовности подавалась начальнику Департамента продаж тепловой энергии 22.09.2009 года, однако к регистрации и рассмотрению не принята, факт подачи заявки подтверждается показаниями Юрцевой И.А, данными в судебном заседании суда первой инстанции, а также надписью на заявке "в канцелярии отказались принять заявку и копию акта готовности для регистрации", запись сделана Юрцевой И.А., в присутствии Новосельцевой Е.В., собственника недвижимости в доме, расположенном по адресу: г. Томск, ул. Л.Толстого, 38 "б".
Письмом от 23.09.2009 года вх. N 7274, направленном в адрес энергоснабжающей организации собственниками квартир дома с непосредственной формой управления, собственники информировали энергоснабжающую организацию о включении отопления 24.09.2009 года и пригласили представителя организации для составления акта включения отопления. Собственниками дома отопление включено 24.09.2009 года без участия представителя энергоснабжающей организации, так как представители ОАО "ТГК-11" не явились.
24.09.2009 года представителем тепловых сетей Каревским Р.С. в присутствии представителя дома Юрцевой И.А. составлен акт нарушения о самовольном включении системы отопления жилого дома с непосредственной формой управления со всеми встроенно-пристроенными помещениями в этом доме по ул. Л.Толстого, 38 "б". На акте имеется отметка Юрцевой И.А. о несогласии с актом нарушения.
Кроме составления акта нарушения, иных доказательств реагирования энергоснабжающей организации на самовольное включение абонентом системы отопления, а также указаний на нарушение собственниками каких-либо норм законодательства (в том числе отсутствие в акте готовности подписей в графах, которые послужили основанием для непринятия акта готовности и заявки), заявителем не представлено.
Учитывая, что сроки начала и окончания отопительного сезона собственниками не устанавливались, тепловая энергия подается по сети централизованного теплоснабжения, следовательно, датой подачи тепла абонентам дома с непосредственной формой управления, расположенного по адресу: г. Томск, ул. Л.Толстого, 38 "б", следует считать 17.09.2009 года.
Суд первой инстанции правильно отметил, что отсутствие заявки на подключение, а также учитывая, что в принятии заявки отказано, не может являться основанием для неподключения отопления с начала отопительного сезона.
Доказательств необходимости подачи заявки от жильцов, а также ссылок на нормы права, предусматривающие подачу заявки на включение отопления, заявителем в материалы дела не представлено.
Исходя из установленных по делу обстоятельств, теплоснабжение в спорном жилом доме отсутствовало сверх установленного времени с 17.09.2009 года по 24.09.2009 года, что является нарушением режима обеспечения населения коммунальными услугами - тепловой энергией, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод, что Общество имело реальную возможность для соблюдения требований установленных нормативов и режима обеспечения населения коммунальными услугами по снабжению тепловой энергией, но не предприняло всех необходимых мер для их соблюдения.
При таких обстоятельствах, нарушение закона допущено по вине ОАО "ТГК-11".
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленного Обществом требования.
Нарушений порядка привлечения заявителя к административной ответственности, влекущих отмену оспариваемого постановления, судами первой и апелляционной инстанций не установлено.
Доводы апеллянта не влияют на правильность принятого по делу судебного акта.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба на решение суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Томской области от 13.01.2010 года по делу N А67-10314/09 оставить без изменения, апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
И.И.БОРОДУЛИНА
Судьи
Л.А.КОЛУПАЕВА
Н.А.УСАНИНА
И.И.БОРОДУЛИНА
Судьи
Л.А.КОЛУПАЕВА
Н.А.УСАНИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)