Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом; Выбор способа управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора ЗАТО Шиханы Саратовской области о признании недействующим в части постановления Администрации от 28.11.2008 года N 334 "Об утверждении размера платы за коммунальные услуги на 2009 год для потребителей - населения, проживающего на территории ЗАТО Шиханы"
по кассационной жалобе Администрация на решение Вольского районного суда Саратовской области от 21 мая 2009 года, которым постановлено "Признать недействующим с 01.01.2009 года постановление Главы ЗАТО Шиханы Саратовской области N 334 от 28.11.2009 года "Об утверждении размера платы за коммунальные услуги на 2009 год для потребителей - населения, проживающих на территории ЗАТО Шиханы" в части, устанавливающей размер платы с граждан за захоронение твердых бытовых отходов",
заслушав доклад судьи Коршунова Р.В, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего решение оставить без изменения,
прокурор ЗАТО Шиханы Саратовской области обратился в суд с заявлением о признании недействующим с 01.01.2009 года постановления Администрации N 334 от 28.11.2009 года "Об утверждении размера платы за коммунальные услуги на 2009 год для потребителей - населения, проживающих на территории ЗАТО Шиханы" в части, устанавливающей размер платы с граждан за захоронение твердых бытовых отходов, поскольку оно в указанной части противоречат действующему законодательству более высокого уровня.
Вольским районным судом Саратовской области постановлено вышеназванное решение.
В кассационной жалобе Администрация ставит вопрос об отмене решения по тем основаниям, что оспариваемое Постановление в указанной Прокурором части не противоречит действующему законодательству, судом неправильно применены нормы материального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Правильно определив юридически значимые обстоятельства по делу (а именно: соблюдена ли компетенция Администрации при принятии оспариваемого нормативного акт, опубликован ли он в установленном порядке, нарушение принятыми нормативным актом прав и свобод граждан, гарантированных Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами, противоречие принятого нормативного акта действующему законодательству более высокого уровня), суд принял необходимые меры для выяснения действительных обстоятельств дела, прав и обязанностей сторон и на основании надлежащей правовой оценки, добытых в ходе судебного разбирательства доказательств, постановил решение по делу.
Материалами настоящего дела, установлено, что Постановлением Администрации от 28.11.2008 года N 334 утвержден размер платы за коммунальные услуги для населения, проживающего на территории ЗАТО, в том числе, размер платы за захоронение ТБО согласно Приложению N 3 (л.д. 21).
Данное Постановление в установленном порядке опубликовано в местной газете "Шиханские новости" от 05.12.2008 года N 48 (562) и вступило в законную силу с 01.01.2009 года.
Разрешая дело, суд первой инстанции правильно исходил из того, что согласно ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя:
1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем);
2) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда;
3) плату за коммунальные услуги.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) плату за коммунальные услуги.
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В соответствии со ст. 156 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства (ч. 1); размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда определяется исходя из занимаемой общей площади (в отдельных комнатах в общежитиях исходя из площади этих комнат) жилого помещения (ч. 2); размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) (ч. 3).
Статьей 157 ЖК РФ предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч. 1); размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном федеральным законом (ч. 2).
В пункте 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года N 307, дано следующее определение понятия "коммунальные услуги" - деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях. Аналогичным образом коммунальные услуги определяются в Правилах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года N 306.
Подпунктом "д" п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года N 491, установлено, что содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя, в том числе, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в таком доме.
Согласно пунктам 1.8, 3.7, 5.9 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 года N 170, техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя и его санитарное обслуживание, в том числе, уборку мест общего пользования и придомовой территории; оборудование и иные объекты, используемые для сбора твердых бытовых отходов, предназначены для обслуживания и эксплуатации всего многоквартирного дома; эксплуатация таких объектов и оборудования, заключающаяся в сборе и вывозе накапливаемых в них твердых бытовых отходов, ремонте и содержании самих объектов, осуществляется собственниками помещений многоквартирного дома в общих интересах.
С учетом вышеприведенного законодательства суд обоснованно не принял во внимание ссылку представителей Администрации на нормы Федерального закона от 30.12.2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 года N 520, предусматривающих установление регулируемых тарифов и надбавок на услуги организаций коммунального комплекса по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов. При этом судом правильно указано, что данные нормативные акты регулируют правоотношения по оказанию услуг организациями коммунального комплекса и не предусматривают, что услуга по утилизации (захоронению) ТБО относится к коммунальным услугам, оказываемым гражданам.
На основе анализа вышеуказанных норм права в их совокупности суд пришел к верному выводу о том, что, как плата за сбор и вывоз твердых бытовых отходов, так и плата за захоронение твердых бытовых отходов не включены в структуру платы за коммунальные услуги. Соответственно правомерным и обоснованным является и вывод суда о том, что оспариваемое Постановление Администрации в части установления размера платы за захоронение ТБО для населения как платы за коммунальные услуги противоречит ЖК РФ и другому законодательству более высокого уровня.
Доводы кассационной жалобы сводятся к неверному толкованию ее автором норм действующего законодательства.
Выводы суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам, требованиям закона и в кассационной жалобе не опровергнуты.
Судебная коллегия считает, что доводы жалобы несостоятельны, никаких правовых последствий по данному делу не создают, не влияют на существо принятого судом решения и не могут служить основанием к его отмене. Кроме того, все они были предметом рассмотрения суда первой инстанции, в решении им дана надлежащая правовая оценка. Сама по себе иная оценка кассатором действующего законодательства не может служить основанием к отмене правильного по существу решения.
При таком положении оснований к отмене решения суда первой инстанции не имеется.
Вместе с тем, согласно ч. 3 ст. 253 ГПК РФ решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими или сообщение о нем после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт. В связи с этим судебная коллегия считает необходимым дополнить резолютивную часть решения указанием на обязанность Администрации опубликовать в газете "Шиханские новости" сообщение о решении Вольского районного суда Саратовской области от 21 мая 2009 года по настоящему делу.
Руководствуясь ст.ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Вольского районного суда Саратовской области от 21 мая 2009 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Администрации - без удовлетворения.
Дополнить резолютивную часть решения указанием на обязанность Администрации опубликовать в газете "Шиханские новости" сообщение о решении Вольского районного суда Саратовской области от 21 мая 2009 года по настоящему делу.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУДЕБНОЙ КОЛЛЕГИИ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ САРАТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 16.07.2009
Разделы:Управление многоквартирным домом; Выбор способа управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
САРАТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 июля 2009 года
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора ЗАТО Шиханы Саратовской области о признании недействующим в части постановления Администрации от 28.11.2008 года N 334 "Об утверждении размера платы за коммунальные услуги на 2009 год для потребителей - населения, проживающего на территории ЗАТО Шиханы"
по кассационной жалобе Администрация на решение Вольского районного суда Саратовской области от 21 мая 2009 года, которым постановлено "Признать недействующим с 01.01.2009 года постановление Главы ЗАТО Шиханы Саратовской области N 334 от 28.11.2009 года "Об утверждении размера платы за коммунальные услуги на 2009 год для потребителей - населения, проживающих на территории ЗАТО Шиханы" в части, устанавливающей размер платы с граждан за захоронение твердых бытовых отходов",
заслушав доклад судьи Коршунова Р.В, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего решение оставить без изменения,
установила:
прокурор ЗАТО Шиханы Саратовской области обратился в суд с заявлением о признании недействующим с 01.01.2009 года постановления Администрации N 334 от 28.11.2009 года "Об утверждении размера платы за коммунальные услуги на 2009 год для потребителей - населения, проживающих на территории ЗАТО Шиханы" в части, устанавливающей размер платы с граждан за захоронение твердых бытовых отходов, поскольку оно в указанной части противоречат действующему законодательству более высокого уровня.
Вольским районным судом Саратовской области постановлено вышеназванное решение.
В кассационной жалобе Администрация ставит вопрос об отмене решения по тем основаниям, что оспариваемое Постановление в указанной Прокурором части не противоречит действующему законодательству, судом неправильно применены нормы материального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Правильно определив юридически значимые обстоятельства по делу (а именно: соблюдена ли компетенция Администрации при принятии оспариваемого нормативного акт, опубликован ли он в установленном порядке, нарушение принятыми нормативным актом прав и свобод граждан, гарантированных Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами, противоречие принятого нормативного акта действующему законодательству более высокого уровня), суд принял необходимые меры для выяснения действительных обстоятельств дела, прав и обязанностей сторон и на основании надлежащей правовой оценки, добытых в ходе судебного разбирательства доказательств, постановил решение по делу.
Материалами настоящего дела, установлено, что Постановлением Администрации от 28.11.2008 года N 334 утвержден размер платы за коммунальные услуги для населения, проживающего на территории ЗАТО, в том числе, размер платы за захоронение ТБО согласно Приложению N 3 (л.д. 21).
Данное Постановление в установленном порядке опубликовано в местной газете "Шиханские новости" от 05.12.2008 года N 48 (562) и вступило в законную силу с 01.01.2009 года.
Разрешая дело, суд первой инстанции правильно исходил из того, что согласно ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя:
1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем);
2) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда;
3) плату за коммунальные услуги.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) плату за коммунальные услуги.
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В соответствии со ст. 156 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства (ч. 1); размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда определяется исходя из занимаемой общей площади (в отдельных комнатах в общежитиях исходя из площади этих комнат) жилого помещения (ч. 2); размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) (ч. 3).
Статьей 157 ЖК РФ предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч. 1); размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном федеральным законом (ч. 2).
В пункте 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года N 307, дано следующее определение понятия "коммунальные услуги" - деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях. Аналогичным образом коммунальные услуги определяются в Правилах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года N 306.
Подпунктом "д" п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года N 491, установлено, что содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя, в том числе, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в таком доме.
Согласно пунктам 1.8, 3.7, 5.9 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 года N 170, техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя и его санитарное обслуживание, в том числе, уборку мест общего пользования и придомовой территории; оборудование и иные объекты, используемые для сбора твердых бытовых отходов, предназначены для обслуживания и эксплуатации всего многоквартирного дома; эксплуатация таких объектов и оборудования, заключающаяся в сборе и вывозе накапливаемых в них твердых бытовых отходов, ремонте и содержании самих объектов, осуществляется собственниками помещений многоквартирного дома в общих интересах.
С учетом вышеприведенного законодательства суд обоснованно не принял во внимание ссылку представителей Администрации на нормы Федерального закона от 30.12.2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 года N 520, предусматривающих установление регулируемых тарифов и надбавок на услуги организаций коммунального комплекса по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов. При этом судом правильно указано, что данные нормативные акты регулируют правоотношения по оказанию услуг организациями коммунального комплекса и не предусматривают, что услуга по утилизации (захоронению) ТБО относится к коммунальным услугам, оказываемым гражданам.
На основе анализа вышеуказанных норм права в их совокупности суд пришел к верному выводу о том, что, как плата за сбор и вывоз твердых бытовых отходов, так и плата за захоронение твердых бытовых отходов не включены в структуру платы за коммунальные услуги. Соответственно правомерным и обоснованным является и вывод суда о том, что оспариваемое Постановление Администрации в части установления размера платы за захоронение ТБО для населения как платы за коммунальные услуги противоречит ЖК РФ и другому законодательству более высокого уровня.
Доводы кассационной жалобы сводятся к неверному толкованию ее автором норм действующего законодательства.
Выводы суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам, требованиям закона и в кассационной жалобе не опровергнуты.
Судебная коллегия считает, что доводы жалобы несостоятельны, никаких правовых последствий по данному делу не создают, не влияют на существо принятого судом решения и не могут служить основанием к его отмене. Кроме того, все они были предметом рассмотрения суда первой инстанции, в решении им дана надлежащая правовая оценка. Сама по себе иная оценка кассатором действующего законодательства не может служить основанием к отмене правильного по существу решения.
При таком положении оснований к отмене решения суда первой инстанции не имеется.
Вместе с тем, согласно ч. 3 ст. 253 ГПК РФ решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими или сообщение о нем после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт. В связи с этим судебная коллегия считает необходимым дополнить резолютивную часть решения указанием на обязанность Администрации опубликовать в газете "Шиханские новости" сообщение о решении Вольского районного суда Саратовской области от 21 мая 2009 года по настоящему делу.
Руководствуясь ст.ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Вольского районного суда Саратовской области от 21 мая 2009 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Администрации - без удовлетворения.
Дополнить резолютивную часть решения указанием на обязанность Администрации опубликовать в газете "Шиханские новости" сообщение о решении Вольского районного суда Саратовской области от 21 мая 2009 года по настоящему делу.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)