Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.03.2008 N 09АП-345/2008-АК ПО ДЕЛУ N А40-20187/07-92-145

Разделы:
ТСЖ (товарищество собственников жилья); Членство в товариществе собственников жилья

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 марта 2008 г. N 09АП-345/2008-АК


Резолютивная часть постановления объявлена 04.03.2008
Постановление в полном объеме изготовлено 12.03.2008
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи П.Е.В.,
судей Я., П.В.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Х.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ТСЖ "Дубки"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.11.2007
по делу N А40-20187/07-92-145 судьи У.
по заявлению ТСЖ "Дубки"
к Префектуре САО г. Москвы, ОАО "Ханты-Мансийский банк"
третье лицо: Департамент муниципального жилья и жилищной политики г. Москвы,
об оспаривании распоряжения от 16.06.2004 N 4848 и решения МВК САО от 27.04.2004 (протокол N 5/04) и обязании совершить действия,
при участии в судебном заседании:
представителей заявителя И. (доверенность от 03.03.2008, удостоверение N 3832), К. (председатель ТСЖ, выписка от 03.10.2006, паспорт 45 02 586646),
представителей ОАО "Ханты-Мансийский банк" Ю. (доверенность от 03.03.2008, удостоверение N 3953), М. (доверенность от 22.02.2008, паспорт 46 06 122991),
представитель Префектуры САО г. Москвы не явился, извещен,
представитель третьего лица не явился, извещен,
установил:

решением Арбитражного суда г. Москвы от 21.11.2007, принятым по данному делу, отказано в удовлетворении заявления ТСЖ "Дубки" об оспаривании распоряжения Префекта САО г. Москвы от 16.06.2004 N 4848 и решения Межведомственной комиссии по использованию нежилого и жилищного фонда САО, оформленного протоколом N 5/04 от 27.04.2004, а также об обязании ОАО "Ханты-Мансийский банк" не чинить препятствия ответственных лиц ТСЖ "Дубки" и специалистов эксплуатирующих организаций в свободном круглосуточном доступе к техническим коммуникациям многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Дубки, д. 2, обязании ОАО "Ханты-Мансийский банк" не использовать подвальное помещение жилого дома под гараж без наличия согласованной в установленном порядке разрешительной документации и без согласования с собственниками жилых помещений, обязании Префектуры САО г. Москвы и ОАО "Ханты-Мансийский банк" провести комиссионное обследование помещений подвала жилого дома, находящихся в собственности банка, с привлечением ТСЖ "Дубки" и специализированной строительной организации для установления фактического нахождения коммуникаций многоквартирного жилого дома и возможности их надлежащей эксплуатации.
В обоснование принятого решения суд указал, что требования заявителя об оспаривании распоряжения Префекта САО г. Москвы от 16.06.2004 N 4848 и решения Межведомственной комиссии по использованию нежилого и жилищного фонда САО, оформленного протоколом от 27.04.2004 N 5/04, не могут быть удовлетворены ввиду отсутствия оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 201 АПК РФ, а также ввиду пропуска заявителем срока обжалования ненормативных правовых актов, установленного ч. 4 ст. 198 АПК РФ. Остальные требования ТСЖ "Дубки" удовлетворению не подлежат ввиду недоказанности обстоятельств, на которых данные требования основаны, в том числе недоказанности нарушения ответчиками прав заявителя, предусмотренных статьями 11, 30 Жилищного кодекса РФ, статьями 7, 8 Федерального закона "О товариществах собственников жилья".
Не согласившись с данным решением, в апелляционной жалобе заявитель просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. При этом податель жалобы ссылается на то, что им не пропущен срок для обращения в арбитражный суд с заявлением об оспаривании ненормативных актов. Считает, что реконструкция помещений банка произведена незаконно, в нарушение норм действующего законодательства. В результате произведенной перепланировки исключен доступ ТСЖ "Дубки" к части коммуникаций жилого дома, что влечет для жильцов дома негативные последствия. По мнению заявителя, в настоящем случае имеются оба предусмотренные законом основания для признания ненормативных актов недействительными, поскольку оспариваемые решения незаконны и нарушают права и интересы заявителя. Кроме того, заявителем приводятся доводы о незаключенности договора купли-продажи ВАМ-МКИ N 12389 от 31.12.1998, ввиду того, что в нем не определены помещения, передаваемые банку, их наименование и назначение.
Представитель ОАО "Ханты-Мансийский банк" поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать. Считает, что перепланировка принадлежащих банку помещений произведена в соответствии с утвержденной и согласованной в установленном порядке проектной документацией. Указал, что принадлежащие банку помещения отграничены от помещений ТСЖ "Дубки" капитальной стеной, и банк никоим образом не препятствует доступу Товарищества в подвальные помещения. Полагает, что заявителем пропущен установленный ст. 198 АПК РФ срок обжалования ненормативных актов.
Представители Префектуры САО г. Москвы, Департамента муниципального жилья и жилищной политики г. Москвы, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. В соответствии со ст. 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей первого ответчика и третьего лица.
Изучив материалы дела, заслушав представителя заявителя, поддержавшего в судебном заседании изложенные в жалобе доводы и требования, и представителя ОАО "Ханты-Мансийский банк", не согласившегося с доводами жалобы и поддержавшего решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Как следует из материалов дела, Товарищество собственников жилья "Дубки" является жилищной организацией в кондоминиуме - жилом доме по адресу: г. Москва, ул. Дубки, д. 2 площадью 8 525 кв. м, на земельном участке - 0,61 га, что подтверждается соответствующими свидетельствами (том 1 л.д. 12, 13).
ОАО "Ханты-Мансийский банк" принадлежат на праве собственности нежилые помещения площадью 1105,7 кв. м и 89,2 кв. м в здании по адресу: г. Москва, ул. Дубки, д. 2 (выписки из ЕГРП - том 3 л.д. 4, 5).
В период эксплуатации указанных помещений банком производилась их реконструкция (переустройство, перепланировка).
27.04.2004 Межведомственной комиссией по использованию нежилого и жилищного фонда Северного административного округа рассмотрен вопрос об утверждении ранее произведенной реконструкции принадлежащих банку ОАО "Ханты-Мансийский банк" нежилых помещений.
Согласно выписке из протокола заседания Межведомственной комиссии от 27.04.2004 N 5/04 (том 1, л.д. 51) утверждена ранее выполненная перепланировка встроенно-пристроенных нежилых помещений подвала и 1-го этажа, общей площадью 1194,9 кв. м в доме 2 по ул. Дубки, при условии сохранности инженерных коммуникаций горячего, холодного водоснабжения, системы отопления, вентиляции, канализации, электроснабжения.
Решение Межведомственной комиссии, оформленное протоколом от 27.04.2004 N 5/04, утверждено Распоряжением Префекта САО г. Москвы от 16.06.2004 N 4848.
Не согласившись с указанными ненормативными актами, ТСЖ "Дубки" обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции правомерно исходил из законности и обоснованности оспариваемых ненормативных актов.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (ч. 4 ст. 198 Кодекса).
Как следует из Определения Конституционного Суда РФ от 18.11.2004 N 367-О, установленный в части 4 статьи 198 Кодекса срок определен законодателем в соответствии с его исключительной компетенцией; само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлением о признании ненормативных актов недействительными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.
В настоящем случае, оценив представленные в деле доказательства, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что срок на подачу заявления ТСЖ "Дубки" пропущен. Указанный вывод основан на имеющейся в материалах дела копии протокола Общего собрания членов товарищества собственников жилья "Дубки" от 08.02.2005 (том 1 л.д. 67 - 68), согласно которому на собрании обсуждался вопрос об утверждении Межведомственной комиссией проекта произведенного ранее переоборудования принадлежащих ОАО "Ханты-Мансийский банк" помещений. Так, в протоколе указывается на то, что проект был утвержден 27.04.2004 МВК Префектуры, и Товарищество должно оспорить данное решение в арбитражном суде.
Таким образом, заявителю стало известно об утверждении произведенной банком перепланировки в 2005 году, однако в суд заявитель обратился со значительным пропуском предусмотренного ч. 4 ст. 198 АПК РФ срока - 12.04.2007.
Утверждение заявителя о том, что о нарушении своих прав оспариваемыми ненормативными актами он узнал из телефонного разговора с сотрудником Управы района "Тимирязевский" за один месяц до обращения в арбитражный суд, правомерно не принято во внимание судом первой инстанции как бездоказательное.
Довод апелляционной жалобы о том, что протокол Общего собрания членов товарищества собственников жилья "Дубки" от 08.02.2005 не является надлежащим доказательством, судом апелляционной инстанции отклоняется.
Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (ч. 2 ст. 71 АПК РФ).
В рассматриваемом случае суд оценил незаверенную копию протокола собрания от 08.02.2005 в совокупности с объяснениями присутствовавших в судебном заседании представителей заявителя, которые не отрицали факт проведения данного собрания и сослались на невозможность представления на обозрение суда подлинника этого протокола или надлежащим образом заверенной копии в связи с отсутствием этого документа.
При таких обстоятельствах следует признать правомерным вывод суда первой инстанции о пропуске заявителем установленного ч. 4 ст. 198 АПК РФ срока на обращение в суд с заявлением о признании недействительными ненормативных актов. Доказательств, указывающих, что данный срок пропущен по уважительным причинам, заявителем не представлено.
Доводы апелляционной жалобы о том, что произведенная банком реконструкция нежилых помещений произведена в нарушение требований действующего законодательства, противоречат имеющимся в деле положительным заключениям органов, регулирующих и контролирующих реконструкцию.
Согласно п. 1 ст. 4 Закона г. Москвы от 29.09.1999 N 37 "О порядке переустройства помещений в жилых домах на территории города Москвы" (в редакции, действовавшей на момент принятия Межведомственной комиссией решения, оформленного протоколом N 5/04 от 27.04.2004) переустройство помещений в жилых домах при обращении заявителей санкционируется органами исполнительной власти, а также районными Управами в соответствии с их компетенцией. Разрешения оформляются письменными распоряжениями должностных лиц, возглавляющих органы исполнительной власти, а также районные Управы, на основе заключения межведомственной комиссии соответствующего уровня.
Распоряжением Мэра Москвы от 31.07.1996 N 166/1-РМ "Об упорядочении проведения переоборудования и перепланировки жилых и нежилых помещений в жилых домах" предусмотрено, что переоборудование и перепланировку нежилых помещений в жилых домах разрешено производить только после рассмотрения вопроса на соответствующей межведомственной комиссии и получения документально оформленного разрешения. Рассмотрение вопросов, связанных с переоборудованием и перепланировкой жилых и нежилых помещений в жилых домах, возложено на межведомственные комиссии районов, а в сложных случаях перепланировки - на межведомственные комиссии административных округов. Решение межведомственной комиссии административного округа утверждается префектом.
Таким образом, оспариваемые ненормативные акты приняты ответчиками в рамках предоставленных полномочий.
Следует отметить, что занимаемые банком помещения находятся во встроенно-пристроенном блоке с подвальным помещением, что допускается Московскими городскими строительными нормами "Здания банковских учреждений", утвержденными постановлением Правительства Москвы от 06.05.1997 N 324.
Проект перепланировки принадлежащих ОАО "Ханты-Мансийский банк" нежилых помещений разработан специализированной проектной организацией - ООО "ХАРПАК" на основании технического заключения ГСЭБЦ ОАО ЦНИИЭП жилище от 17.04.2002 N 104-640.
Данный проект согласован с уполномоченными органами, что подтверждается представленными Префектурой САО г. Москвы проектной и иной разрешительной документацией, рассмотренной на заседании Межведомственной комиссии по использованию нежилого и жилищного фонда САО (том 2, л.д. 62 - 148).
В нарушение ч. 1 ст. 65 АПК РФ заявитель не доказал, что представленная разрешительная документация, подтверждающая право ОАО "Ханты-Мансийский банк" на осуществление реконструкции, не соответствует действующему законодательству.
Утверждение заявителя об отсутствии допуска сотрудников ТСЖ "Дубки" к коммуникациям дома и невозможности выполнения функции управляющей компании является необоснованным.
Балансодержателем здания и функции управляющего домом по адресу: г. Москва, ул. Дубки, д. 2, осуществляет ГУП ДЭЗ "Района "Тимирязевский", которое совместно с уполномоченными лицами банка, ответственными за техническое состояние помещений и исправность коммуникаций осуществляет круглосуточный доступ к техническим коммуникациям специалистов эксплуатирующей организации. При этом между ГУП ДЕЗ района Тимирязевский и банком заключены договоры от 01.11.2003 N 30/51, от 01.11.2003 N 41/51 на предоставление коммунальных и эксплуатационных услуг, в соответствии с условиями которых в обязанности банка входит обеспечение допуска работников ГУП ДЕЗ района Тимирязевский к водоразборной арматуре и транзитным коммуникациям в случае аварийных ситуаций на них, производить за счет собственных средств капитальный ремонт, в том числе инженерных коммуникаций, в противном случае банк несет полную материальную ответственность за причиненный ущерб строению и имуществу ГУП ДЕЗ района Тимирязевский, других лиц, проживающих в указанном здании.
Представленный заявителем суду апелляционной инстанции акт о констатации факта невозможности отключения стояков холодного и горячего водоснабжения в помещении банка в силу изложенного, при отсутствии у ТСЖ "Дубки" юридических оснований по управлению жилым домом, является недопустимым и не относимым к настоящему делу доказательством. Кроме того, данный документ подписан не всеми членами комиссии и не утвержден директором ДЕЗ "Тимирязевский".
Следует также отметить, что из содержания заявленных ТСЖ "Дубки" требований об обязании банка не чинить препятствия в доступе к техническим коммуникациям и не использовать подвальное помещение в жилом доме по адресу: г. Москва, ул. Дубки, д. 2, усматривается, что заявитель по существу пытается разрешить спор о праве пользования на указанные объекты недвижимого имущества, который должен рассматриваться в порядке искового производства, а не в порядке главы 24 АПК РФ, то есть не в рамках настоящего дела.
Все изложенное свидетельствует о правомерности вывода суда первой инстанции о необходимости отказа в удовлетворении заявленных ТСЖ "Дубки" требований.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
постановил:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.11.2007 по делу N А40-20187/07-92-145 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)