Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом; Договор управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лимонова И.В.,
судей Василенко С.Н., Поротниковой Е.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Курганской области (далее - инспекция, административный орган) на решение Арбитражного суда Курганской области от 04.06.2010 по делу N А34-2162/2010.
Представители лиц, участвующих в деле, извещенных судом надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Открытое акционерное общество "Курганская генерирующая компания" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании недействительным предписания инспекции от 15.03.2010 N 0000188 об устранении нарушений законодательства.
Определением суда от 25.05.2010 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное унитарное предприятие "Курганводоканал", общество с ограниченной ответственностью "УО Жилищник".
Решением суда от 25.06.2010 (судья Обабкова Н.А.) заявленное требование удовлетворено. Предписание инспекции от 15.03.2010 N 0000188 об устранении нарушений законодательства признано недействительным.
В кассационной жалобе инспекция просит указанный судебный акт отменить, в удовлетворении заявленного требования отказать, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права.
Как следует из материалов дела, в инспекцию 12.02.2010 поступила жалоба от жильца дома N 20 по ул. Белинского в г. Кургане на отсутствие горячей воды в квартире в течение 8 месяцев. В жалобе также указано, что давление отсутствует, вода периодически течет тонкой струей, затем снова кончается, в подвале стоит вода, в подъезде запах.
В связи указанной жалобой инспекцией в период с 09.03.2010 по 15.03.2010 на основании определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 09.03.2010 N 0000307 в отношении заявителя проведено внеплановое мероприятие по государственному контролю по дому N 20 по ул. Белинского в г. Кургане.
Инспекционной проверкой выявлены нарушения п. 5.3.1, 5.3.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170; п. 6, 9, 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307; п. 4.12., 4.12.3 ГОСТа Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги"; п. 2.26 СНиП 2.04.02-84 "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения", а именно: в квартирах 6 - 9 этажей услуга по горячему водоснабжению предоставляется с нарушением законодательства; в точки разбора воды квартир 6 - 9 этажей горячая вода подается в количестве, недостаточном для бытового потребления и со значительными перерывами; со слов жильцов с октября 2009 услуга по ГВС предоставляется низкого качества: слабым напором или горячая вода отсутствует по нескольку дней; на момент проведения проверки 09.03.2010 в 10 ч 40 мин в квартире N 102 (7 этаж) из крана в ванной горячая вода подавалась в незначительных количествах (тонкой струей). В подвале дома давление в трубопроводе ГВС на вводе в дом составило 2,75 атм. при нормативном 4,2 атм. согласно СНиП.
Замеры давления производились манометром МПЗ-Уф, дата поверки - сентябрь 2009 г. с периодичностью поверки - 1 год, установленном во врезке в систему ГВС на вводе в дом.
На основании выявленных нарушений обществу выдано предписание от 15.03.2010 N 0000188 об устранении нарушений законодательства. Данным предписанием общество обязано в срок до 31.03.2010 обеспечить непрерывность предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в количестве, достаточном для бытового потребления, жителям 6 - 9 этажей жилого дома; обеспечить минимальный свободный напор в системе ГВС на вводе в жилой дом не ниже 4,2 атм. в соответствии с п.п. 4.12, 4.12.2, 4.16.3. ГОСТ Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги", принятого и введенного в действие постановлением Госстандарта России от 19.06.2000 N 158-ст; п. 2.26 СНиП 2.04.02-84*, п. 5.3.1., 5.3.5. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170; п. 6, 9, 49 Приложение N 1 к "Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307.
Считая указанное предписание инспекции незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о его отмене.
Удовлетворяя заявленные требования и признавая предписание инспекции от 15.03.2010 N 0000188 недействительным, суды исходили из несоответствия предписания нормам действующего законодательства.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно п. 1.10. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 государственный контроль за соблюдением всеми участниками жилищных отношений настоящих Правил осуществляется Государственной жилищной инспекцией Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 5, 6 Положения о государственной жилищной инспекции в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1994 N 1086 главной задачей государственной жилищной инспекции в Российской Федерации является контроль за обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, отвечающих требованиям федеральных стандартов качества, использованием и сохранностью жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от их принадлежности. Органы государственной жилищной инспекции осуществляют контроль за техническим состоянием жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и их инженерного оборудования, своевременным выполнением работ по их содержанию и ремонту в соответствии с действующими нормативно-техническими и проектными документами; за соблюдением нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами (отопление, электро-, водо-, газоснабжение и т.д.). Органы государственной жилищной инспекции имеют право проводить инспекционные обследования и проверки подконтрольных объектов в соответствии с задачами и функциями, определенными данным Положением; давать предписания собственникам, владельцам и пользователям жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и придомовых территорий об устранении выявленных нарушений.
Аналогичные полномочия принадлежат инспекции в соответствии с п. 4.1.1., 4.1.2. Положения о государственной жилищной инспекции Курганской области, утвержденного постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 10.06.2005 N 219.
Поскольку в рассматриваемом случае инспекцией внеплановые мероприятия проводились в рамках контроля за соблюдением ответственными лицами нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами на основании указанных норм права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое предписание выдано уполномоченным лицом в пределах установленной компетенции.
Статья 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) предусматривает административную ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
В силу указанной статьи ответственность за нарушение нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами установлена для лиц, которыми нарушены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг).
Действие названных Правил распространяется на потребителей и исполнителей услуг по теплоснабжению, энергоснабжению, водоснабжению и канализации независимо от их ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы.
В силу п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг коммунальными услугами является деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых домах. При этом под исполнителем понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы. Потребителем является гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а ресурсоснабжающей организацией - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.
К числу коммунальных услуг в соответствии с п. 6 указанных Правил отнесены услуги по горячему водоснабжению, то есть круглосуточному обеспечению горячей водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение. Коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Правилами предоставления коммунальных услуг (п. 4 данных Правил).
Пунктом 9 Правил предоставления коммунальных услуг предусмотрено, что при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена, в том числе, бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
Согласно п. 49 Правил предоставления коммунальных услуг исполнитель обязан: предоставлять потребителю коммунальные услуги и в необходимых для него объемах; предоставлять потребителю коммунальные услуги надлежащего качества безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими правилами и договором. В свою очередь потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу.
Требования к качеству подачи горячей воды в жилые дома предусмотрены п. 5.3.1., 5.3.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - ПиН N 170).
В силу п. 5.3.1 ПиН N 170 расход воды на горячее водоснабжение жилых зданий должен обеспечиваться исходя из установленных норм. Качество воды, подаваемой в системы горячего водоснабжения жилого дома, должно отвечать требованиям ГОСТов.
Из п. 5.3.5. ПиН N 170 следует, что давление в системе следует поддерживать 0,05 - 0,07 Мпа (0,5 - 0,7 кгс/см) выше статического давления. Водонагреватели и трубопроводы должны быть постоянно наполненными водой.
В соответствии с п. 4.12, 4.12.3 ГОСТа Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия", принятому и введенному в действие постановлением Госстандарта Российской Федерации от 19.06.2000 N 158-ст, потребительские свойства и режим оказания услуг по предоставлению электрической энергии, питьевой воды, газа, тепловой энергии и горячей воды, канализации должны обеспечивать безопасность потребления в количестве, необходимом потребителю для бытового потребления, а также непрерывность потребления.
Частью 2 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Судом кассационной инстанции при рассмотрении спора по существу принято во внимание, что вступившим в законную силу постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 14.09.2010 по делу N А34-1813/2010 постановление инспекции от 24.03.2010 N 80 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.23 Кодекса, в виде взыскания штрафа в размере 5000 руб., признано законным и не подлежащим отмене. Указанным судебным актом признано доказанным наличие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотрена ст. 7.23 Кодекса. При этом из содержания судебного акта видно, что нарушения, образующие объективную сторону совершенного обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотренного ст. 7.23 Кодекса, идентичны тем, на устранение которых направлено выданное обществу оспариваемое предписание.
Таким образом, суд кассационной инстанции с учетом установленных по делу фактических обстоятельств приходит к выводу о том, что, поскольку факт наличия в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.23 Кодекса, установлен имеющим в данном случае преюдициальное значение судебным актом по делу N А34-1813/2010, у инспекции имелись правовые и фактические основания для вынесения оспариваемого предписания.
Кроме того, оценив существо изложенных в предписании инспекции требований о необходимости обеспечения непрерывного предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в количестве, достаточном для бытового потребления, жителям 6 - 9 этажей жилого дома; обеспечения минимального свободного напора в системе ГВС на вводе в жилой дом не ниже 4,2 атм. в соответствии с п. 4.12, 4.12.2, 4.16.3. ГОСТ Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги", принятого и введенного в действие постановлением Госстандарта России от 19.06.2000 N 158-ст; п. 2.26 СНиП 2.04.02-84*, п. 5.3.1., 5.3.5. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170; п. 6, 9, 49 Приложение N 1 к "Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что названные требования являются однозначными и реально исполнимыми обществом.
Таким образом, поскольку правовых оснований для признания оспариваемого предписания инспекции недействительным не имелось, решение суда первой инстанции об удовлетворении заявленного обществом требования не может являться законным и подлежит отмене.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значения для дела, судом установлены достаточно полно, однако вывод суда о недействительности предписания инспекции от 15.03.2010 N 0000188 основан на неверном толковании норм материального права, суд кассационной инстанции считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований.
Руководствуясь ст. 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решение Арбитражного суда Курганской области от 04.06.2010 по делу N А34-2162/2010 отменить.
В удовлетворении заявления открытого акционерного общества "Курганская генерирующая компания" о признании недействительным предписания от 15.03.2010 N 0000188 Государственной жилищной инспекции Курганской области отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 15.09.2010 N Ф09-7236/10-С1 ПО ДЕЛУ N А34-2162/2010 ТРЕБОВАНИЕ: ОБ ОТМЕНЕ ПРЕДПИСАНИЯ УПОЛНОМОЧЕННОГО ОРГАНА. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА: СОГЛАСНО ПРЕДПИСАНИЮ ОБЩЕСТВО ОБЯЗАНО ОБЕСПЕЧИТЬ НЕПРЕРЫВНОСТЬ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОРЯЧЕГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ ЖИТЕЛЯМ ВЕРХНИХ ЭТАЖЕЙ ЖИЛОГО ДОМА, МИНИМАЛЬНЫЙ СВОБОДНЫЙ НАПОР В СИСТЕМЕ ГОРЯЧЕГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ НА ВВОДЕ В ЖИЛОЙ ДОМ.
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом; Договор управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 сентября 2010 г. N Ф09-7236/10-С1
Дело N А34-2162/2010
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лимонова И.В.,
судей Василенко С.Н., Поротниковой Е.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Курганской области (далее - инспекция, административный орган) на решение Арбитражного суда Курганской области от 04.06.2010 по делу N А34-2162/2010.
Представители лиц, участвующих в деле, извещенных судом надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Открытое акционерное общество "Курганская генерирующая компания" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании недействительным предписания инспекции от 15.03.2010 N 0000188 об устранении нарушений законодательства.
Определением суда от 25.05.2010 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное унитарное предприятие "Курганводоканал", общество с ограниченной ответственностью "УО Жилищник".
Решением суда от 25.06.2010 (судья Обабкова Н.А.) заявленное требование удовлетворено. Предписание инспекции от 15.03.2010 N 0000188 об устранении нарушений законодательства признано недействительным.
В кассационной жалобе инспекция просит указанный судебный акт отменить, в удовлетворении заявленного требования отказать, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права.
Как следует из материалов дела, в инспекцию 12.02.2010 поступила жалоба от жильца дома N 20 по ул. Белинского в г. Кургане на отсутствие горячей воды в квартире в течение 8 месяцев. В жалобе также указано, что давление отсутствует, вода периодически течет тонкой струей, затем снова кончается, в подвале стоит вода, в подъезде запах.
В связи указанной жалобой инспекцией в период с 09.03.2010 по 15.03.2010 на основании определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 09.03.2010 N 0000307 в отношении заявителя проведено внеплановое мероприятие по государственному контролю по дому N 20 по ул. Белинского в г. Кургане.
Инспекционной проверкой выявлены нарушения п. 5.3.1, 5.3.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170; п. 6, 9, 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307; п. 4.12., 4.12.3 ГОСТа Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги"; п. 2.26 СНиП 2.04.02-84 "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения", а именно: в квартирах 6 - 9 этажей услуга по горячему водоснабжению предоставляется с нарушением законодательства; в точки разбора воды квартир 6 - 9 этажей горячая вода подается в количестве, недостаточном для бытового потребления и со значительными перерывами; со слов жильцов с октября 2009 услуга по ГВС предоставляется низкого качества: слабым напором или горячая вода отсутствует по нескольку дней; на момент проведения проверки 09.03.2010 в 10 ч 40 мин в квартире N 102 (7 этаж) из крана в ванной горячая вода подавалась в незначительных количествах (тонкой струей). В подвале дома давление в трубопроводе ГВС на вводе в дом составило 2,75 атм. при нормативном 4,2 атм. согласно СНиП.
Замеры давления производились манометром МПЗ-Уф, дата поверки - сентябрь 2009 г. с периодичностью поверки - 1 год, установленном во врезке в систему ГВС на вводе в дом.
На основании выявленных нарушений обществу выдано предписание от 15.03.2010 N 0000188 об устранении нарушений законодательства. Данным предписанием общество обязано в срок до 31.03.2010 обеспечить непрерывность предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в количестве, достаточном для бытового потребления, жителям 6 - 9 этажей жилого дома; обеспечить минимальный свободный напор в системе ГВС на вводе в жилой дом не ниже 4,2 атм. в соответствии с п.п. 4.12, 4.12.2, 4.16.3. ГОСТ Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги", принятого и введенного в действие постановлением Госстандарта России от 19.06.2000 N 158-ст; п. 2.26 СНиП 2.04.02-84*, п. 5.3.1., 5.3.5. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170; п. 6, 9, 49 Приложение N 1 к "Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307.
Считая указанное предписание инспекции незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о его отмене.
Удовлетворяя заявленные требования и признавая предписание инспекции от 15.03.2010 N 0000188 недействительным, суды исходили из несоответствия предписания нормам действующего законодательства.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно п. 1.10. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 государственный контроль за соблюдением всеми участниками жилищных отношений настоящих Правил осуществляется Государственной жилищной инспекцией Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 5, 6 Положения о государственной жилищной инспекции в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1994 N 1086 главной задачей государственной жилищной инспекции в Российской Федерации является контроль за обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, отвечающих требованиям федеральных стандартов качества, использованием и сохранностью жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от их принадлежности. Органы государственной жилищной инспекции осуществляют контроль за техническим состоянием жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и их инженерного оборудования, своевременным выполнением работ по их содержанию и ремонту в соответствии с действующими нормативно-техническими и проектными документами; за соблюдением нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами (отопление, электро-, водо-, газоснабжение и т.д.). Органы государственной жилищной инспекции имеют право проводить инспекционные обследования и проверки подконтрольных объектов в соответствии с задачами и функциями, определенными данным Положением; давать предписания собственникам, владельцам и пользователям жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и придомовых территорий об устранении выявленных нарушений.
Аналогичные полномочия принадлежат инспекции в соответствии с п. 4.1.1., 4.1.2. Положения о государственной жилищной инспекции Курганской области, утвержденного постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 10.06.2005 N 219.
Поскольку в рассматриваемом случае инспекцией внеплановые мероприятия проводились в рамках контроля за соблюдением ответственными лицами нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами на основании указанных норм права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое предписание выдано уполномоченным лицом в пределах установленной компетенции.
Статья 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) предусматривает административную ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
В силу указанной статьи ответственность за нарушение нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами установлена для лиц, которыми нарушены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг).
Действие названных Правил распространяется на потребителей и исполнителей услуг по теплоснабжению, энергоснабжению, водоснабжению и канализации независимо от их ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы.
В силу п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг коммунальными услугами является деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых домах. При этом под исполнителем понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы. Потребителем является гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а ресурсоснабжающей организацией - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.
К числу коммунальных услуг в соответствии с п. 6 указанных Правил отнесены услуги по горячему водоснабжению, то есть круглосуточному обеспечению горячей водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение. Коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Правилами предоставления коммунальных услуг (п. 4 данных Правил).
Пунктом 9 Правил предоставления коммунальных услуг предусмотрено, что при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена, в том числе, бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
Согласно п. 49 Правил предоставления коммунальных услуг исполнитель обязан: предоставлять потребителю коммунальные услуги и в необходимых для него объемах; предоставлять потребителю коммунальные услуги надлежащего качества безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими правилами и договором. В свою очередь потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу.
Требования к качеству подачи горячей воды в жилые дома предусмотрены п. 5.3.1., 5.3.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - ПиН N 170).
В силу п. 5.3.1 ПиН N 170 расход воды на горячее водоснабжение жилых зданий должен обеспечиваться исходя из установленных норм. Качество воды, подаваемой в системы горячего водоснабжения жилого дома, должно отвечать требованиям ГОСТов.
Из п. 5.3.5. ПиН N 170 следует, что давление в системе следует поддерживать 0,05 - 0,07 Мпа (0,5 - 0,7 кгс/см) выше статического давления. Водонагреватели и трубопроводы должны быть постоянно наполненными водой.
В соответствии с п. 4.12, 4.12.3 ГОСТа Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия", принятому и введенному в действие постановлением Госстандарта Российской Федерации от 19.06.2000 N 158-ст, потребительские свойства и режим оказания услуг по предоставлению электрической энергии, питьевой воды, газа, тепловой энергии и горячей воды, канализации должны обеспечивать безопасность потребления в количестве, необходимом потребителю для бытового потребления, а также непрерывность потребления.
Частью 2 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Судом кассационной инстанции при рассмотрении спора по существу принято во внимание, что вступившим в законную силу постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 14.09.2010 по делу N А34-1813/2010 постановление инспекции от 24.03.2010 N 80 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.23 Кодекса, в виде взыскания штрафа в размере 5000 руб., признано законным и не подлежащим отмене. Указанным судебным актом признано доказанным наличие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотрена ст. 7.23 Кодекса. При этом из содержания судебного акта видно, что нарушения, образующие объективную сторону совершенного обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотренного ст. 7.23 Кодекса, идентичны тем, на устранение которых направлено выданное обществу оспариваемое предписание.
Таким образом, суд кассационной инстанции с учетом установленных по делу фактических обстоятельств приходит к выводу о том, что, поскольку факт наличия в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.23 Кодекса, установлен имеющим в данном случае преюдициальное значение судебным актом по делу N А34-1813/2010, у инспекции имелись правовые и фактические основания для вынесения оспариваемого предписания.
Кроме того, оценив существо изложенных в предписании инспекции требований о необходимости обеспечения непрерывного предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в количестве, достаточном для бытового потребления, жителям 6 - 9 этажей жилого дома; обеспечения минимального свободного напора в системе ГВС на вводе в жилой дом не ниже 4,2 атм. в соответствии с п. 4.12, 4.12.2, 4.16.3. ГОСТ Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги", принятого и введенного в действие постановлением Госстандарта России от 19.06.2000 N 158-ст; п. 2.26 СНиП 2.04.02-84*, п. 5.3.1., 5.3.5. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170; п. 6, 9, 49 Приложение N 1 к "Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что названные требования являются однозначными и реально исполнимыми обществом.
Таким образом, поскольку правовых оснований для признания оспариваемого предписания инспекции недействительным не имелось, решение суда первой инстанции об удовлетворении заявленного обществом требования не может являться законным и подлежит отмене.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значения для дела, судом установлены достаточно полно, однако вывод суда о недействительности предписания инспекции от 15.03.2010 N 0000188 основан на неверном толковании норм материального права, суд кассационной инстанции считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований.
Руководствуясь ст. 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Курганской области от 04.06.2010 по делу N А34-2162/2010 отменить.
В удовлетворении заявления открытого акционерного общества "Курганская генерирующая компания" о признании недействительным предписания от 15.03.2010 N 0000188 Государственной жилищной инспекции Курганской области отказать.
Председательствующий
ЛИМОНОВ И.В.
Судьи
ВАСИЛЕНКО С.Н.
ПОРОТНИКОВА Е.А.
ЛИМОНОВ И.В.
Судьи
ВАСИЛЕНКО С.Н.
ПОРОТНИКОВА Е.А.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)