Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 сентября 2010 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцовой Ю.А.,
судей Паньковой Г.Л., Усцова Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Исмагиловой Л.Р.,
при участии в судебном заседании:
от истца: не явились,
от ответчика: не явились,
от третьих лиц: не явились,
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрев апелляционную жалобу истца Товарищества собственников жилья "Плеханова"
к ответчику Администрации Муниципального образования "Городской округ - город Кудымкар"
на решение Арбитражного суда Пермского края постоянное судебное присутствие Арбитражного суда Пермского края в городе Кудымкаре
от 14 июля 2010 года
по делу N А50П-353/2010,
вынесенное судьей Пугиным И.Н.,
по иску Товарищества собственников жилья "Плеханова"
к Администрации Муниципального образования "Городской округ - город Кудымкар",
третьи лица МУП "Кудымкарский водоканал, УМУП "Горкоммунэлектросеть", УМП "Кудымкарские городские тепловые сети", ЗАО "Фирма Уралгазсервис",
об обязании принять в муниципальную собственность объекты коммунально-бытового назначения,
установил:
Товарищество собственников жилья "Плеханова" (далее - ТСЖ "Плеханова", истец) обратилось в Арбитражный суд Пермского края постоянное судебное присутствие Арбитражного суда Пермского края в городе Кудымкаре с иском к Администрации Муниципального образования "Городской округ - город Кудымкар" об обязании принять в муниципальную собственность и обеспечении эксплуатации соответствующими службами муниципального образования водопроводных и канализационных сетей, котельной с тепловыми сетями, трансформаторной подстанцию и кабельными сетями и газопровода низкого давления, а именно:
1) сетей водопровода и канализации во втором микрорайоне г. Кудымкара в составе:
- сети водопровода котельной, 18 м,
- сети водопровода 75-кв. жилого дома, 18 м,
- сети водопровода 45-кв. жилого дома, 71 м,
- сети водопровода к шести одноквартирным домам, 337 м,
- сети канализации котельной, 792 м,
- сети канализации 75-кв. жилого дома, 40 м,
- сети канализации 45-кв. жилого дома, 74 м,
- сети канализации к шести одноквартирным домам, 512 м,
2) котельной с тепловыми сетями в составе:
- котельной с тремя котлами КВ-М-1,0-95 по ул. Плеханова, расчетной производительностью 2,58 Гкал/час,
- теплотрассы к 75-кв. жилому дому, 43 м,
- теплотрассы к 45-кв. жилому дому, 22 м,
- теплотрассы к шести одноквартирным домам, 299 м,
3) трансформаторной подстанции с кабельными электросетями во втором микрорайоне г. Кудымкара в составе:
- трансформаторной подстанции ТП-054 с двумя трансформаторами ТМ-250/10-1,
- кабельные линии 10 кВ от ТП-134 и ТП-58 до ТП-054 - 780 м,
- кабельные линии 0,4 кВ от ТП-054 до котельной - 190 м,
- кабельные линии 0,4 кВ от ТП-054 до 75-кв. жилого дома - 25 м,
- кабельные линии 0,4 кВ от ТП-054 до 45-кв. жилого дома 120 м,
- кабельные линии 0,4 кВ от ТП-054 до 45-кв. жилого дома (2 очередь) - 115 м,
- кабельные линии 0,4 кВ от ТП-054 до шести одноквартирных домов - 240 м,
4) газопровода низкого давления во втором микрорайоне г. Кудымкара протяженностью 586 кв. м.
Определением суда от 04.05.2010 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены МУП "Кудымкарский водоканал, УМУП "Горкоммунэлектросеть", УМП "Кудымкарские городские тепловые сети", ЗАО "Фирма Уралгазсервис",
Решением суда от 14.07.2010 в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить, иск удовлетворить, указывает, что не может обеспечить эксплуатацию спорных объектов, поскольку для ТСЖ "Плеханова" такая деятельность является непрофильной; объекты коммунального хозяйства являются значимыми для города в целом, не относятся в общему имуществу многоквартирного дома; вся необходимая для принятия в муниципальную собственность документация ответчику передана, в том числе технические и кадастровые паспорта указанных объектов; суд в решении не дал оценки доводу истца о том, что спорные объекты в силу прямого указания закона являются объектами муниципальной собственности (ст. 50 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. 1 приложения N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1); суд не применил нормы материального права, подлежащие применению - пункты 5-9 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства от 13.08.2006 N 491. Кроме того, истец считает, что суд допустил нарушение норм процессуального права, поскольку сделал выводы относительно обстоятельств, которые не были включены в предмет доказывания и не исследовались в суде первой инстанции (о принадлежности объектов к имуществу многоквартирного дома).
Стороны и третьи лица в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, ответчик и третьи лица отзывы на апелляционную жалобу в суд не направили.
Законность и обоснованность решения суда проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что по акту рабочей комиссии от 16.11.2004 принята в эксплуатацию котельная с 3 котлами КВ-М-1,0-95 к 120 квартирному жилому дому по ул. Плеханова в г. Кудымкаре.
Главами 2, 4, 6 корректировки проекта 120 квартирного жилого дома по ул. Плеханова в к. Кудымкаре (рабочий проект - шифр 351-842, 351-842/2), подготовленного производственным кооперативом "Институт Пермагропромпроект", предусмотрено строительство котельной с 3-мя котлами КВМ-1,0-95, кирпичной трансформаторной подстанции, сетей 0,4 кВ к жилому дому, сетей 0,4 кВ к котельной, сетей 10 кВ, сетей водопровода котельной, сетей водопровода жилого дома, сетей канализации котельной и жилого дома, тепловых сетей, газопровода низкого давления.
17.12.2007 ЗАО "Гражданстройзаказчик" (заказчик-застройщик) получило акт приемки законченного строительством объекта - 1,2 секций 75-квартирного жилого дома со встроенными помещениями по адресу: г. Кудымкар, ул. Плеханова, 17. Согласно п. 10 акта внешние наружные коммуникации водоснабжения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения и энергоснабжения обеспечивают нормальную эксплуатацию объекта.
27.12.2007 указанный жилой дом введен в эксплуатацию, о чем ЗАО "Гражданстройзаказчик" выдано соответствующее разрешение.
23.12.2005 ЗАО "Гражданстройзаказчик" выдан акт приемки законченного строительством объекта - 3, 4 и 5 секций 120-квартирного жилого дома (45 квартир) общей площадью 2 284,7 кв. м, расположенного по адресу: г. Кудымкар, ул. Плеханова, 17, а также выдано разрешение на ввод указанного объекта в эксплуатацию. Согласно п. 8 акта приемки законченного строительством объекта от 23.12.2005 внешние наружные коммуникации водоснабжения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения и энергоснабжения обеспечивают нормальную эксплуатацию объекта.
Согласно справкам МУП "Кудымкарский Водоканал" от 22.02.2005 и от 07.11.2007 сети водоотведения и водоснабжения к строящемуся 75-квартирному жилому дому в по ул. Плеханова, выполнены в соответствии с выданными техническими условиями от 30.05.2001.
Согласно справке КМУП "Горкоммунэлектросеть" кабельные сети 0,4 кВ от ТП N 054 до строящегося 75 квартирного жилого дома обеспечивают нормальное содержание объекта (подъезды 3, 4, 5).
Пермским межрегиональным управлением по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору котельная с 3 котлами КВ-М-1,0-95 к 120 квартирному жилому дому по ул. Плеханова в г. Кудымкаре осмотрена и допущена в эксплуатацию по заявлению ТСЖ "Плеханова", что подтверждается актом от 12.11.2008 N 7 и разрешением от 14.11.2008 N 7.
Письмом от 28.11.2008 N 9 ТСЖ "Плеханова" обратилось в администрацию г. Кудымкара с заявлением о принятии в муниципальную собственность объектов, обеспечивающих энерго-, водо- и газоснабжение дома (котельную, трансформаторную подстанцию, инженерные сети, построенных в составе 120-квартирного жилого дома N 17 по ул. Плеханова г. Кудымкара, поскольку ЗАО "Гражданстройзаказчик", являвшееся заказчиком-застройщиком указанного дома ликвидировано, и собственник спорных объектов коммунального хозяйства не определен.
В ответ на указанное письмо Администрация г. Кудымкара Пермского края сообщила истцу в письме от 18.12.2008 N 3508 о том, что необходимо подготовить документы для государственной регистрации права муниципальной собственности.
В материалах дела имеется кадастровый и технический паспорт здания котельной площадью 239,1 кв. м, 2005 года ввода в эксплуатацию, расположенного по адресу: г. Кудымкара, ул. Плеханова; а также кадастровый паспорт здания трансформаторной подстанции N 054 с двумя трансформаторами по 250 кВа площадью 51,9 кв. м, 2005 года ввода в эксплуатацию, по тому же адресу и технический паспорт указанной трансформаторной подстанции, подтверждающие существование указанных объектов.
В ответ на повторное письмо от 15.05.2009 товарищества о принятии бесхозяйного имущества в муниципальную собственность Администрация г. Кудымкара в письме от 03.06.2009 N 2065 сообщила о том, что бесхозяйные объекты могут быть приняты в муниципальную собственность только по решению суда по истечении не менее года после постановки их на учет как бесхозяйных объектов.
В письме от 08.07.2010 N 2956 Администрация г. Кудымкара сообщила истцу о том, что для передачи объектов в муниципальную собственность необходимо установить собственника этого имущества, после чего передать имущество в установленном законом порядке.
ТСЖ "Плеханова", полагая, что обязанность ответчика по принятию спорных объектов в муниципальную собственность возникает в силу прямого указания закона - ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. 1 приложения N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1", обратилось в суд с рассматриваемым иском.
Истец не представил доказательств возникновения права муниципальной собственности на указанное имущество.
Согласно ст. 212 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом. Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.
Согласно справке Агентства по управлению имуществом Пермского края спорные объекты не числятся в реестре государственной собственности Пермского края.
Сведений о том, что спорные объекты относятся к федеральной собственности, в материалах дела не имеется.
В силу пункта 4 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности муниципального образования - городского округа может находиться муниципальный жилищный фонд и имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения. Содержание указанного имущества также относится к вопросам местного значения городского округа (пункты 4, 6 статьи 16 этого же Закона).
Пунктом 11.1 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ) установлен порядок безвозмездной передачи в процессе разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами в соответствии с установленным Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии с абзацем 4 п. 11.1 ст. 154 Федерального закона N 122-ФЗ разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами осуществляется правовыми актами субъектов Российской Федерации, принимаемыми по согласованным предложениям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.
В силу абзаца 11 п. 11.1 ст. 154 Федерального закона N 122-ФЗ основанием возникновения права собственности муниципального образования, принявшего имущество, является правовой акт субъекта Российской Федерации, которым осуществляется разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности.
Соответствующего правового акта субъекта Российской Федерации в отношении спорного имущества принято не было, следовательно, отсутствуют правовые основания для передачи данного имущества в муниципальную собственность.
Таким образом, истец избрал ненадлежащий способ защиты права (ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Исковые требования удовлетворению не подлежат.
Учитывая вышеизложенное доводы апелляционной жалобы об отсутствии у товарищества возможности на законном основании обеспечить эксплуатацию объектов, об использовании объектов для муниципальных нужд, о передаче ответчику технической документации на спорные объекты, не могут повлечь вывод об обязании ответчика принять имущество в муниципальную собственность.
Ссылка истца Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, крае, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" основана на неверном толковании норм материального права. Доказательств существования спорных объектов на момент принятия указанного постановления Верховного Совета Российской Федерации в материалах дела не имеется, поэтому данное постановление не подлежит применению к спорным правоотношениям.
В апелляционной жалобе истец указал, что суд первой инстанции неправильно отнес спорное имущество к общему имуществу многоквартирного дома.
Согласно п. 1 ст. 290 Гражданского кодекса Российской Федерации общие помещения в многоквартирном доме, его несущие конструкции, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры, принадлежат на праве общей долевой собственности собственникам квартир в многоквартирном доме.
В соответствии с п. ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
В состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств (п. 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, далее - Правила).
Согласно п. 6 Правил в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Также в соответствии с п. 7 Правил в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.
Пунктом 24, п.п. "е" п. 26 Правил предусмотрено, что сведения о составе и состоянии общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом.
Техническая документация на многоквартирный дом N 17 по ул. Плеханова в г. Кудымкаре, на сети водопровода, канализации, теплотрассу, кабельные линии указанной в иске протяженностью, газопровод низкого давления во втором микрорайоне г. Кудымкара протяженностью 586 кв. м не представлена, судом первой инстанции не исследовалась.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о том, что спорное имущество, построено в связи со строительством 120-квартирного дома для его обслуживания сделан без достаточных к тому оснований, однако не влечет отмену (изменение) решения суда.
Таким образом, оснований для отмены (изменения) решения суда от 14.07.2010 не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя апелляционной жалобы.
На основании и руководствуясь ст. 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края постоянное судебное присутствие Арбитражного суда Пермского края в городе Кудымкаре от 14 июля 2010 года по делу N А50П-353/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, в течение двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края постоянное судебное присутствие Арбитражного суда Пермского края в городе Кудымкаре.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.09.2010 N 17АП-9127/2010-ГК ПО ДЕЛУ N А50П-353/2010
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 сентября 2010 г. N 17АП-9127/2010-ГК
Дело N А50П-353/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 сентября 2010 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцовой Ю.А.,
судей Паньковой Г.Л., Усцова Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Исмагиловой Л.Р.,
при участии в судебном заседании:
от истца: не явились,
от ответчика: не явились,
от третьих лиц: не явились,
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрев апелляционную жалобу истца Товарищества собственников жилья "Плеханова"
к ответчику Администрации Муниципального образования "Городской округ - город Кудымкар"
на решение Арбитражного суда Пермского края постоянное судебное присутствие Арбитражного суда Пермского края в городе Кудымкаре
от 14 июля 2010 года
по делу N А50П-353/2010,
вынесенное судьей Пугиным И.Н.,
по иску Товарищества собственников жилья "Плеханова"
к Администрации Муниципального образования "Городской округ - город Кудымкар",
третьи лица МУП "Кудымкарский водоканал, УМУП "Горкоммунэлектросеть", УМП "Кудымкарские городские тепловые сети", ЗАО "Фирма Уралгазсервис",
об обязании принять в муниципальную собственность объекты коммунально-бытового назначения,
установил:
Товарищество собственников жилья "Плеханова" (далее - ТСЖ "Плеханова", истец) обратилось в Арбитражный суд Пермского края постоянное судебное присутствие Арбитражного суда Пермского края в городе Кудымкаре с иском к Администрации Муниципального образования "Городской округ - город Кудымкар" об обязании принять в муниципальную собственность и обеспечении эксплуатации соответствующими службами муниципального образования водопроводных и канализационных сетей, котельной с тепловыми сетями, трансформаторной подстанцию и кабельными сетями и газопровода низкого давления, а именно:
1) сетей водопровода и канализации во втором микрорайоне г. Кудымкара в составе:
- сети водопровода котельной, 18 м,
- сети водопровода 75-кв. жилого дома, 18 м,
- сети водопровода 45-кв. жилого дома, 71 м,
- сети водопровода к шести одноквартирным домам, 337 м,
- сети канализации котельной, 792 м,
- сети канализации 75-кв. жилого дома, 40 м,
- сети канализации 45-кв. жилого дома, 74 м,
- сети канализации к шести одноквартирным домам, 512 м,
2) котельной с тепловыми сетями в составе:
- котельной с тремя котлами КВ-М-1,0-95 по ул. Плеханова, расчетной производительностью 2,58 Гкал/час,
- теплотрассы к 75-кв. жилому дому, 43 м,
- теплотрассы к 45-кв. жилому дому, 22 м,
- теплотрассы к шести одноквартирным домам, 299 м,
3) трансформаторной подстанции с кабельными электросетями во втором микрорайоне г. Кудымкара в составе:
- трансформаторной подстанции ТП-054 с двумя трансформаторами ТМ-250/10-1,
- кабельные линии 10 кВ от ТП-134 и ТП-58 до ТП-054 - 780 м,
- кабельные линии 0,4 кВ от ТП-054 до котельной - 190 м,
- кабельные линии 0,4 кВ от ТП-054 до 75-кв. жилого дома - 25 м,
- кабельные линии 0,4 кВ от ТП-054 до 45-кв. жилого дома 120 м,
- кабельные линии 0,4 кВ от ТП-054 до 45-кв. жилого дома (2 очередь) - 115 м,
- кабельные линии 0,4 кВ от ТП-054 до шести одноквартирных домов - 240 м,
4) газопровода низкого давления во втором микрорайоне г. Кудымкара протяженностью 586 кв. м.
Определением суда от 04.05.2010 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены МУП "Кудымкарский водоканал, УМУП "Горкоммунэлектросеть", УМП "Кудымкарские городские тепловые сети", ЗАО "Фирма Уралгазсервис",
Решением суда от 14.07.2010 в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить, иск удовлетворить, указывает, что не может обеспечить эксплуатацию спорных объектов, поскольку для ТСЖ "Плеханова" такая деятельность является непрофильной; объекты коммунального хозяйства являются значимыми для города в целом, не относятся в общему имуществу многоквартирного дома; вся необходимая для принятия в муниципальную собственность документация ответчику передана, в том числе технические и кадастровые паспорта указанных объектов; суд в решении не дал оценки доводу истца о том, что спорные объекты в силу прямого указания закона являются объектами муниципальной собственности (ст. 50 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. 1 приложения N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1); суд не применил нормы материального права, подлежащие применению - пункты 5-9 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства от 13.08.2006 N 491. Кроме того, истец считает, что суд допустил нарушение норм процессуального права, поскольку сделал выводы относительно обстоятельств, которые не были включены в предмет доказывания и не исследовались в суде первой инстанции (о принадлежности объектов к имуществу многоквартирного дома).
Стороны и третьи лица в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, ответчик и третьи лица отзывы на апелляционную жалобу в суд не направили.
Законность и обоснованность решения суда проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что по акту рабочей комиссии от 16.11.2004 принята в эксплуатацию котельная с 3 котлами КВ-М-1,0-95 к 120 квартирному жилому дому по ул. Плеханова в г. Кудымкаре.
Главами 2, 4, 6 корректировки проекта 120 квартирного жилого дома по ул. Плеханова в к. Кудымкаре (рабочий проект - шифр 351-842, 351-842/2), подготовленного производственным кооперативом "Институт Пермагропромпроект", предусмотрено строительство котельной с 3-мя котлами КВМ-1,0-95, кирпичной трансформаторной подстанции, сетей 0,4 кВ к жилому дому, сетей 0,4 кВ к котельной, сетей 10 кВ, сетей водопровода котельной, сетей водопровода жилого дома, сетей канализации котельной и жилого дома, тепловых сетей, газопровода низкого давления.
17.12.2007 ЗАО "Гражданстройзаказчик" (заказчик-застройщик) получило акт приемки законченного строительством объекта - 1,2 секций 75-квартирного жилого дома со встроенными помещениями по адресу: г. Кудымкар, ул. Плеханова, 17. Согласно п. 10 акта внешние наружные коммуникации водоснабжения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения и энергоснабжения обеспечивают нормальную эксплуатацию объекта.
27.12.2007 указанный жилой дом введен в эксплуатацию, о чем ЗАО "Гражданстройзаказчик" выдано соответствующее разрешение.
23.12.2005 ЗАО "Гражданстройзаказчик" выдан акт приемки законченного строительством объекта - 3, 4 и 5 секций 120-квартирного жилого дома (45 квартир) общей площадью 2 284,7 кв. м, расположенного по адресу: г. Кудымкар, ул. Плеханова, 17, а также выдано разрешение на ввод указанного объекта в эксплуатацию. Согласно п. 8 акта приемки законченного строительством объекта от 23.12.2005 внешние наружные коммуникации водоснабжения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения и энергоснабжения обеспечивают нормальную эксплуатацию объекта.
Согласно справкам МУП "Кудымкарский Водоканал" от 22.02.2005 и от 07.11.2007 сети водоотведения и водоснабжения к строящемуся 75-квартирному жилому дому в по ул. Плеханова, выполнены в соответствии с выданными техническими условиями от 30.05.2001.
Согласно справке КМУП "Горкоммунэлектросеть" кабельные сети 0,4 кВ от ТП N 054 до строящегося 75 квартирного жилого дома обеспечивают нормальное содержание объекта (подъезды 3, 4, 5).
Пермским межрегиональным управлением по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору котельная с 3 котлами КВ-М-1,0-95 к 120 квартирному жилому дому по ул. Плеханова в г. Кудымкаре осмотрена и допущена в эксплуатацию по заявлению ТСЖ "Плеханова", что подтверждается актом от 12.11.2008 N 7 и разрешением от 14.11.2008 N 7.
Письмом от 28.11.2008 N 9 ТСЖ "Плеханова" обратилось в администрацию г. Кудымкара с заявлением о принятии в муниципальную собственность объектов, обеспечивающих энерго-, водо- и газоснабжение дома (котельную, трансформаторную подстанцию, инженерные сети, построенных в составе 120-квартирного жилого дома N 17 по ул. Плеханова г. Кудымкара, поскольку ЗАО "Гражданстройзаказчик", являвшееся заказчиком-застройщиком указанного дома ликвидировано, и собственник спорных объектов коммунального хозяйства не определен.
В ответ на указанное письмо Администрация г. Кудымкара Пермского края сообщила истцу в письме от 18.12.2008 N 3508 о том, что необходимо подготовить документы для государственной регистрации права муниципальной собственности.
В материалах дела имеется кадастровый и технический паспорт здания котельной площадью 239,1 кв. м, 2005 года ввода в эксплуатацию, расположенного по адресу: г. Кудымкара, ул. Плеханова; а также кадастровый паспорт здания трансформаторной подстанции N 054 с двумя трансформаторами по 250 кВа площадью 51,9 кв. м, 2005 года ввода в эксплуатацию, по тому же адресу и технический паспорт указанной трансформаторной подстанции, подтверждающие существование указанных объектов.
В ответ на повторное письмо от 15.05.2009 товарищества о принятии бесхозяйного имущества в муниципальную собственность Администрация г. Кудымкара в письме от 03.06.2009 N 2065 сообщила о том, что бесхозяйные объекты могут быть приняты в муниципальную собственность только по решению суда по истечении не менее года после постановки их на учет как бесхозяйных объектов.
В письме от 08.07.2010 N 2956 Администрация г. Кудымкара сообщила истцу о том, что для передачи объектов в муниципальную собственность необходимо установить собственника этого имущества, после чего передать имущество в установленном законом порядке.
ТСЖ "Плеханова", полагая, что обязанность ответчика по принятию спорных объектов в муниципальную собственность возникает в силу прямого указания закона - ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. 1 приложения N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1", обратилось в суд с рассматриваемым иском.
Истец не представил доказательств возникновения права муниципальной собственности на указанное имущество.
Согласно ст. 212 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом. Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.
Согласно справке Агентства по управлению имуществом Пермского края спорные объекты не числятся в реестре государственной собственности Пермского края.
Сведений о том, что спорные объекты относятся к федеральной собственности, в материалах дела не имеется.
В силу пункта 4 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности муниципального образования - городского округа может находиться муниципальный жилищный фонд и имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения. Содержание указанного имущества также относится к вопросам местного значения городского округа (пункты 4, 6 статьи 16 этого же Закона).
Пунктом 11.1 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ) установлен порядок безвозмездной передачи в процессе разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами в соответствии с установленным Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии с абзацем 4 п. 11.1 ст. 154 Федерального закона N 122-ФЗ разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами осуществляется правовыми актами субъектов Российской Федерации, принимаемыми по согласованным предложениям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.
В силу абзаца 11 п. 11.1 ст. 154 Федерального закона N 122-ФЗ основанием возникновения права собственности муниципального образования, принявшего имущество, является правовой акт субъекта Российской Федерации, которым осуществляется разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности.
Соответствующего правового акта субъекта Российской Федерации в отношении спорного имущества принято не было, следовательно, отсутствуют правовые основания для передачи данного имущества в муниципальную собственность.
Таким образом, истец избрал ненадлежащий способ защиты права (ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Исковые требования удовлетворению не подлежат.
Учитывая вышеизложенное доводы апелляционной жалобы об отсутствии у товарищества возможности на законном основании обеспечить эксплуатацию объектов, об использовании объектов для муниципальных нужд, о передаче ответчику технической документации на спорные объекты, не могут повлечь вывод об обязании ответчика принять имущество в муниципальную собственность.
Ссылка истца Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, крае, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" основана на неверном толковании норм материального права. Доказательств существования спорных объектов на момент принятия указанного постановления Верховного Совета Российской Федерации в материалах дела не имеется, поэтому данное постановление не подлежит применению к спорным правоотношениям.
В апелляционной жалобе истец указал, что суд первой инстанции неправильно отнес спорное имущество к общему имуществу многоквартирного дома.
Согласно п. 1 ст. 290 Гражданского кодекса Российской Федерации общие помещения в многоквартирном доме, его несущие конструкции, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры, принадлежат на праве общей долевой собственности собственникам квартир в многоквартирном доме.
В соответствии с п. ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
В состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств (п. 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, далее - Правила).
Согласно п. 6 Правил в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Также в соответствии с п. 7 Правил в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.
Пунктом 24, п.п. "е" п. 26 Правил предусмотрено, что сведения о составе и состоянии общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом.
Техническая документация на многоквартирный дом N 17 по ул. Плеханова в г. Кудымкаре, на сети водопровода, канализации, теплотрассу, кабельные линии указанной в иске протяженностью, газопровод низкого давления во втором микрорайоне г. Кудымкара протяженностью 586 кв. м не представлена, судом первой инстанции не исследовалась.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о том, что спорное имущество, построено в связи со строительством 120-квартирного дома для его обслуживания сделан без достаточных к тому оснований, однако не влечет отмену (изменение) решения суда.
Таким образом, оснований для отмены (изменения) решения суда от 14.07.2010 не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя апелляционной жалобы.
На основании и руководствуясь ст. 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края постоянное судебное присутствие Арбитражного суда Пермского края в городе Кудымкаре от 14 июля 2010 года по делу N А50П-353/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, в течение двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края постоянное судебное присутствие Арбитражного суда Пермского края в городе Кудымкаре.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий
Ю.А.ГОЛУБЦОВА
Ю.А.ГОЛУБЦОВА
Судьи
Г.Л.ПАНЬКОВА
Л.А.УСЦОВ
Г.Л.ПАНЬКОВА
Л.А.УСЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)