Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2011 года
Постановление изготовлено в полном объеме 26 июля 2011 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фокиной Е.А.
судей Борисовой Г.В., Есиповой О.И.
при ведении протокола судебного заседания: Михайлюк Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9641/2011) Администрации муниципального образования "Черняховский муниципальный район" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 05 апреля 2011 года по делу N А21-417/2011 (судья Генина С.В.), принятое
по заявлению Администрации муниципального образования "Черняховский муниципальный район"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области
о признании недействительным решения
при участии:
от заявителя: не явился, извещен.
от ответчика: не явился, извещен.
установил:
Администрация муниципального образования "Черняховский муниципальный район" (ОГРН 1023902148764, г. Черняховск, Калининградская область, ул. Калинина, дом 7) обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 23.11.2010 N АМЗ-83/2010
Решением суда от 05 апреля 2011 года в удовлетворении заявления Администрации отказано.
Суд первой инстанции пришел к выводу о соответствии оспариваемого решения антимонопольного органа Федеральному закону от 26.07.2007 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и Жилищному кодексу Российской Федерации, указав, что постановление не нарушает права и законные интересы заявителя и не возлагает незаконно на Администрацию какие-либо обязанности.
В апелляционной жалобе Администрация просит решение суда отменить. Заявитель жалобы обращает внимание, что постановление N 901, законность принятия которого оценивалась Калининградским УФАС, принято не Администрацией муниципального образования "Черняховский муниципальный район", а должностным лицом - главой муниципального образования "Черняховский городской округ".
В связи с заключением договоров между МУП "Теплоэнергетика", ООО "Расчетно-кассовый центр" и управляющими компаниями города Черняховска, постановление N 901 фактически не применялось. В настоящее время МУП "Теплоэнергетика" не обладает полномочиями по начислению и сбору платежей за услуги теплоснабжения от населения.
От Калининградского УФАС поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, от Администрации - возражения на отзыв антимонопольного органа.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке в отсутствие сторон, надлежащим образом уведомленных о месте и времени рассмотрения дела.
Изучив материалы дела, апелляционный суд не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда, исходя из следующего.
Приказом Калининградского УФАС от 25.08.2010 N 239 по результатам рассмотрения жалобы гр-на Назарова С.А. возбуждено дело N АМЗ-83/2010 по признакам нарушения Администрацией МО "Черняховский муниципальный район" пункта 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2005 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закона N 135-ФЗ).
Как установлено антимонопольным органом, постановлением главы муниципального образования "Черняховский городской округ" от 22.07.2008 N 901 "О наделения полномочиями МУП "Теплоэнергетика", названное муниципальное предприятие наделено полномочиями по начислению и сбору платежей от населения Черняховского городского округа.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона Калининградской области от 30.06.2008 N 262 "Об организации местного самоуправления на территории муниципального образования Черняховский городской округ", МО "Черняховский городской округ" наделено статусом муниципального района и именуется МО "Черняховский муниципальный район".
Основным видом деятельности МУП "Теплоэнергетика" является выработка и отпуск тепловой энергии в горячей воде. На территории МО "Черняховский муниципальный район" производство и передачу тепловой энергии также осуществляют ООО "Черняховская тепловая станция" и СП ООО "Энергетика и экология".
Комиссией антимонопольного органа установлено, что на территории муниципального образования сложился конкурентный рынок в области предоставления услуг управляющий организаций.
Антимонопольный орган на основании пунктов 3, 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, пришел к обоснованному выводу о том, что ресурсоснабжающая организация не может быть исполнителем коммунальных услуг. Реализация положения постановления N 901 приводит к тому, что на территории муниципального образования только МУП "Теплоэнергетика" осуществляет полномочия по начислению и сбору платежей за услуги по теплоснабжению, в том числе и за те услуги, которые МУП "Теплоэнергетика" не оказывало.
Для приобретателей услуги по теплоснабжению, услуги по начислению и сбору платежей на территории муниципального образования (граждан и управляющих организаций) устанавливается ограничение выбора хозяйствующих субъектов (только МУП "Теплоэнергетика"), которые предоставляют такие услуги.
Комиссия указала на нарушение пункта 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", согласно которому органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, установление для приобретателей товаров (услуг) ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары (услуги).
Суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 3 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, пришел к правомерному выводу о том, что граждане обязаны оплачивать коммунальные услуги организациям, их оказывающим, то есть управляющей организации. МУП "Теплоэнергетика" в данном случае гражданам, в том числе обратившемуся в антимонопольный орган Назарову С.А., не оказывает коммунальные услуги и не имеет правовых оснований требовать плату ни за тепловую энергию, ни за коммунальные услуги.
Апелляционная коллегия согласна с выводом суда о том, что при вынесении спорного постановления МУП "Теплоэнергетика" поставлено в неравные (преимущественные) условия с другими хозяйствующими субъектами, действующими на рынке аналогичных услуг, а также ограничивается право приобретателей таких услуг на выбор.
Довод апелляционной жалобы о том, что постановление от 22.07.2008 N 901 принято не администрацией муниципального района, а главой муниципального образования, апелляционной коллегией отклоняется.
В соответствии со статьей 26 Устава муниципального образования "Черняховский городской округ" (действующего в период принятия постановления N 901) глава городского округа (мэр) является высшим должностным лицом муниципального образования, наделяемым настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и возглавляет администрацию городского округа (мэрию).
Из материалов дела видно, что постановление N 901 скреплено печатью общего отдела Администрации муниципального образования. Закрепление за МУП "Теплоэнергетика" муниципального имущества на праве хозяйственного ведения произведено на основании постановления Администрации МО "Черняховский муниципальный район" от 28.04.2009 N 374.
Постановление от 20.12.2010 N 1276 о признании утратившим силу постановления N 901 от 22.07.2008 принято главой Администрации МО "Черняховский муниципальный район".
Поскольку на момент вынесения антимонопольным органом решения право Администрации на правотворческую инициативу по приведению положения постановления N 901 от 22.07.2008 реализовано не было, Калининградское УФАС обоснованно указала на данное обстоятельство в оспариваемом постановлении.
Суд первой инстанции полно и всесторонне рассмотрел все обстоятельства дела, дал им надлежащую правовую оценку, апелляционный суд не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 05 апреля 2011 года по делу N А21-417/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Муниципального образования "Черняховский муниципальный район" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.07.2011 ПО ДЕЛУ N А21-417/2011
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 июля 2011 г. по делу N А21-417/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2011 года
Постановление изготовлено в полном объеме 26 июля 2011 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фокиной Е.А.
судей Борисовой Г.В., Есиповой О.И.
при ведении протокола судебного заседания: Михайлюк Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9641/2011) Администрации муниципального образования "Черняховский муниципальный район" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 05 апреля 2011 года по делу N А21-417/2011 (судья Генина С.В.), принятое
по заявлению Администрации муниципального образования "Черняховский муниципальный район"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области
о признании недействительным решения
при участии:
от заявителя: не явился, извещен.
от ответчика: не явился, извещен.
установил:
Администрация муниципального образования "Черняховский муниципальный район" (ОГРН 1023902148764, г. Черняховск, Калининградская область, ул. Калинина, дом 7) обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 23.11.2010 N АМЗ-83/2010
Решением суда от 05 апреля 2011 года в удовлетворении заявления Администрации отказано.
Суд первой инстанции пришел к выводу о соответствии оспариваемого решения антимонопольного органа Федеральному закону от 26.07.2007 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и Жилищному кодексу Российской Федерации, указав, что постановление не нарушает права и законные интересы заявителя и не возлагает незаконно на Администрацию какие-либо обязанности.
В апелляционной жалобе Администрация просит решение суда отменить. Заявитель жалобы обращает внимание, что постановление N 901, законность принятия которого оценивалась Калининградским УФАС, принято не Администрацией муниципального образования "Черняховский муниципальный район", а должностным лицом - главой муниципального образования "Черняховский городской округ".
В связи с заключением договоров между МУП "Теплоэнергетика", ООО "Расчетно-кассовый центр" и управляющими компаниями города Черняховска, постановление N 901 фактически не применялось. В настоящее время МУП "Теплоэнергетика" не обладает полномочиями по начислению и сбору платежей за услуги теплоснабжения от населения.
От Калининградского УФАС поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, от Администрации - возражения на отзыв антимонопольного органа.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке в отсутствие сторон, надлежащим образом уведомленных о месте и времени рассмотрения дела.
Изучив материалы дела, апелляционный суд не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда, исходя из следующего.
Приказом Калининградского УФАС от 25.08.2010 N 239 по результатам рассмотрения жалобы гр-на Назарова С.А. возбуждено дело N АМЗ-83/2010 по признакам нарушения Администрацией МО "Черняховский муниципальный район" пункта 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2005 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закона N 135-ФЗ).
Как установлено антимонопольным органом, постановлением главы муниципального образования "Черняховский городской округ" от 22.07.2008 N 901 "О наделения полномочиями МУП "Теплоэнергетика", названное муниципальное предприятие наделено полномочиями по начислению и сбору платежей от населения Черняховского городского округа.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона Калининградской области от 30.06.2008 N 262 "Об организации местного самоуправления на территории муниципального образования Черняховский городской округ", МО "Черняховский городской округ" наделено статусом муниципального района и именуется МО "Черняховский муниципальный район".
Основным видом деятельности МУП "Теплоэнергетика" является выработка и отпуск тепловой энергии в горячей воде. На территории МО "Черняховский муниципальный район" производство и передачу тепловой энергии также осуществляют ООО "Черняховская тепловая станция" и СП ООО "Энергетика и экология".
Комиссией антимонопольного органа установлено, что на территории муниципального образования сложился конкурентный рынок в области предоставления услуг управляющий организаций.
Антимонопольный орган на основании пунктов 3, 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, пришел к обоснованному выводу о том, что ресурсоснабжающая организация не может быть исполнителем коммунальных услуг. Реализация положения постановления N 901 приводит к тому, что на территории муниципального образования только МУП "Теплоэнергетика" осуществляет полномочия по начислению и сбору платежей за услуги по теплоснабжению, в том числе и за те услуги, которые МУП "Теплоэнергетика" не оказывало.
Для приобретателей услуги по теплоснабжению, услуги по начислению и сбору платежей на территории муниципального образования (граждан и управляющих организаций) устанавливается ограничение выбора хозяйствующих субъектов (только МУП "Теплоэнергетика"), которые предоставляют такие услуги.
Комиссия указала на нарушение пункта 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", согласно которому органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, установление для приобретателей товаров (услуг) ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары (услуги).
Суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 3 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, пришел к правомерному выводу о том, что граждане обязаны оплачивать коммунальные услуги организациям, их оказывающим, то есть управляющей организации. МУП "Теплоэнергетика" в данном случае гражданам, в том числе обратившемуся в антимонопольный орган Назарову С.А., не оказывает коммунальные услуги и не имеет правовых оснований требовать плату ни за тепловую энергию, ни за коммунальные услуги.
Апелляционная коллегия согласна с выводом суда о том, что при вынесении спорного постановления МУП "Теплоэнергетика" поставлено в неравные (преимущественные) условия с другими хозяйствующими субъектами, действующими на рынке аналогичных услуг, а также ограничивается право приобретателей таких услуг на выбор.
Довод апелляционной жалобы о том, что постановление от 22.07.2008 N 901 принято не администрацией муниципального района, а главой муниципального образования, апелляционной коллегией отклоняется.
В соответствии со статьей 26 Устава муниципального образования "Черняховский городской округ" (действующего в период принятия постановления N 901) глава городского округа (мэр) является высшим должностным лицом муниципального образования, наделяемым настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и возглавляет администрацию городского округа (мэрию).
Из материалов дела видно, что постановление N 901 скреплено печатью общего отдела Администрации муниципального образования. Закрепление за МУП "Теплоэнергетика" муниципального имущества на праве хозяйственного ведения произведено на основании постановления Администрации МО "Черняховский муниципальный район" от 28.04.2009 N 374.
Постановление от 20.12.2010 N 1276 о признании утратившим силу постановления N 901 от 22.07.2008 принято главой Администрации МО "Черняховский муниципальный район".
Поскольку на момент вынесения антимонопольным органом решения право Администрации на правотворческую инициативу по приведению положения постановления N 901 от 22.07.2008 реализовано не было, Калининградское УФАС обоснованно указала на данное обстоятельство в оспариваемом постановлении.
Суд первой инстанции полно и всесторонне рассмотрел все обстоятельства дела, дал им надлежащую правовую оценку, апелляционный суд не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 05 апреля 2011 года по делу N А21-417/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Муниципального образования "Черняховский муниципальный район" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий
Е.А.ФОКИНА
Е.А.ФОКИНА
Судьи
Г.В.БОРИСОВА
О.И.ЕСИПОВА
Г.В.БОРИСОВА
О.И.ЕСИПОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)