Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 30.09.2008 N ГКПИ08-1385

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 30 сентября 2008 г. N ГКПИ08-1385


Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,
при секретаре Бараненко Е.Н.,
с участием прокурора Кротова В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Гаркушева Вадима Николаевича о признании недействующим пункта 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 "Об утверждении Правил предоставления коммунальных услуг гражданам",
установил:

пунктом 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 "Об утверждении Правил предоставления коммунальных услуг гражданам" установлено, что разъяснения по применению Правил, утвержденных настоящим Постановлением, дает Министерство регионального развития Российской Федерации.
Гражданин Гаркушев В.Н. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307.
Как указывает заявитель, оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат Закону Российской Федерации "О защите прав потребителей", Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации, Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации, поскольку Правительство РФ поручает Минрегиону России принимать акты, содержащие нормы о защите прав потребителей. Нарушаются его права и свободы, поскольку дублирование законов и нормативных актов, а также их толкование и применение неуполномоченным органом (Минрегионом России) позволяет принимать точку зрения данного органа как законный порядок регулирования отношений в области защиты прав потребителей.
Гаркушев В.Н. извещен о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству регионального развития Российской Федерации (поручение от 4 сентября 2008 г. N СС-П9-5445).
Представители заинтересованного лица Правительства РФ Екимова Н.А., Акопян Г.Л. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах компетенции Правительства Российской Федерации и не нарушают права граждан.
Выслушав объяснения представителей заинтересованного лица Правительства РФ Екимовой Н.А., Акопян Г.Л., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Кротова В.А., полагавшего, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Гражданин, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются его права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части (часть 1 статьи 251 ГПК РФ).
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации 23 мая 2006 г. издало Постановление N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (действует в редакции Постановления Правительства РФ от 21 июля 2008 г. N 549). Данным актом утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам и установлено, что разъяснения по применению Правил дает Министерство регионального развития Российской Федерации.
Настоящий нормативный правовой акт опубликован в "Российской газете" N 115, 1 июня 2006 г., "Собрании законодательства Российской Федерации" N 23, 5 июня 2006 г.
В соответствии с Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность.
Осуществляя свои полномочия в сфере руководства федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти, Правительство Российской Федерации установило, что Минрегион России как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, уполномочен давать разъяснения по применению Правил предоставления коммунальных услуг гражданам.
Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 устанавливает, что отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом Правительство Российской Федерации, издавая для потребителя и продавца правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров (договоров розничной купли-продажи, энергоснабжения, договоров о выполнении работ и об оказании услуг), не вправе поручать федеральным органам исполнительной власти принимать акты, содержащие нормы о защите прав потребителей.
Оспариваемый нормативный акт не содержит указания, что Министерство регионального развития Российской Федерации вправе издавать нормативные правовые акты по применению Правил предоставления коммунальных услуг.
Существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. Разъяснения Минрегиона России по применению Правил этим признакам не отвечают.
Письма Минрегиона России, которые приводит в своем заявлении Гаркушев В.Н., не являются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, а носят информационно-разъяснительный характер.
Несостоятельными являются ссылки заявителя на противоречие пункта 6 Постановления Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307 нормам Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (ст. 304), Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ст. 390). В процессуальных нормах названных Кодексов речь идет о судебном толковании и применении норм права, что не исключает право уполномоченного федерального органа исполнительной власти давать разъяснения по применению Правил предоставления коммунальных услуг гражданам.
Учитывая, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах компетенции Правительства Российской Федерации и не нарушают прав граждан как потребителей, заявление Гаркушева В.Н. не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:

заявление Гаркушева Вадима Николаевича о признании недействующим пункта 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 "Об утверждении Правил предоставления коммунальных услуг гражданам" - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)