Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом; Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Выбор способа управления многоквартирным домом; Договор управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 27 октября 2008 года. Полный текст решения изготовлен 29 октября 2008 года.
Арбитражный суд Республики Карелия
в составе:
судьи Зинькуевой И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сидоровой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "Карелгаз"
к Государственной жилищной инспекции Государственного комитета Республики Карелия по реформированию жилищно-коммунального хозяйства
о признании незаконным и отмене постановления N 118 от 02.10.2008 о привлечении к административной ответственности
при участии юрисконсульта открытого акционерного общества "Карелгаз" Гладышевой С.В. (доверенность от 23.07.2008 N 1211),
в Арбитражный суд Республики Карелия обратилось открытое акционерное общество "Карелгаз" (далее - заявитель, общество, ОАО "Карелгаз") с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции (далее - ответчик, инспекция) от 02 октября 2008 года N 118, которым общество привлечено к административной ответственности по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.
В обоснование требования заявитель указал, что в ходе выполнения аварийной заявки на запах газа было выявлено нарушение целостности вводного газопровода жилого дома N 32 по ул. Урицкого в г. Олонце; дом N 18 по ул. К.Маркса снабжается через транзитный газопровод; утечка газа была временно локализована путем наложения бандажа, информация об этом была направлена в ООО "Управляющая компания "Олонецкое домоуправление", главе городского поселения и в прокуратуру Олонецкого района; эксплуатация газопровода с наложенным бандажом не допускается; согласно договору на техническое и аварийно-диспетчерское обслуживание внутридомового газового оборудования от 01.04.2008 ОАО "Карелгаз" приняло на себя обязательства по выполнению работ по техническому и аварийно-диспетчерскому обслуживанию внутридомового газового оборудования в жилых домах на основании отдельных заявок заказчика и после оплаты их стоимости; восстановительные работы и пуск газа в дома были произведены после получения гарантийного письма о возмещении затрат на проведение работ; исходя из "Правил предоставления коммунальных услуг" общество не является исполнителем коммунальных услуг; обязанность по надлежащему содержанию общего имущества возложена на управляющую компанию; общество осуществляет продажу коммунального ресурса (сжиженного газа) и не отвечает за обслуживание (ремонт) внутридомовых инженерных сетей; возложение на общество обязанности осуществлять ремонт внутридомового газового оборудования за счет собственных средств, незаконно; обществом были предприняты все меры, направленные на восстановление работоспособности системы газоснабжения и недопущение приостановления поставки газа.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Ответчик в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте заседания надлежащим образом, направил в суд ходатайство о рассмотрении дела без его участия. Суд считает возможным рассмотреть дело без участия ответчика в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
На основании оперативной информации об отключении в период с 26 по 31 августа 2008 года от газоснабжения жилых домов N 18 по ул. К.Маркса и N 32 по ул. Урицкого в г. Олонце Государственная жилищная инспекция провела проверку. По результатам проверки должностным лицом административного органа без участия представителя общества 18 сентября 2008 года составлен протокол об административном правонарушении, а 02 октября 2008 года - вынесено постановление N 118 о привлечении общества к административной ответственности по статье 7.23 КоАП РФ. В протоколе и в постановлении указано, что общество, ответственное за техническое и аварийно-диспетчерское обслуживание внутридомового газового оборудования, а также за подачу коммунального ресурса - газа потребителям, гражданам проживающим в многоквартирных жилых домах, не обеспечило бесперебойную подачу бытового газа надлежащего качества в необходимых объемах.
ОАО "Карелгаз" не согласилось с указанным постановлением и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Оценив в соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации процедуру привлечения общества к административной ответственности, суд не установил нарушений гарантированных законом процессуальных прав привлекаемого к административной ответственности лица, а равно и иных нарушений, носящих существенный характер и самостоятельно влекущих отмену оспариваемого постановления. Анализ административного производства свидетельствует о соблюдении административным органом срока давности привлечения заявителя к административной ответственности; процессуальные документы составлены уполномоченными должностными лицами; о времени и месте проведения процессуальных действий (составление протокола об административном правонарушении, вынесение постановления о привлечении к административной ответственности) привлекаемое лицо извещалось надлежащим образом, следовательно, возможность реализации обществом гарантированных КоАП РФ процессуальных прав в ходе производства по делу об административном правонарушении административным органом была обеспечена.
Оценив доводы сторон по существу спора, суд приходит к следующим выводам.
Открытое акционерное общество "Карелгаз" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1021000507725 и осуществляет газоснабжение, в том числе домов N 32 по ул. Урицкого и N 18 по ул. К.Маркса в г. Олонце. Одновременно на основании договора, заключенного 01.04.2008 с управляющей организацией - ООО "Управляющая компания "Олонецкое домоуправление", общество выполняет работы по содержанию и текущему ремонту входящего в состав общего имущества внутридомового газового оборудования, включающего в себя техническое обслуживание и аварийно-диспетчерское обслуживание.
08.08.2008 в ходе выполнения аварийной заявки на запах газа было выявлено нарушение целостности газопровода на вводе его во второй подъезд дома N 31 по ул. Урицкого, относящегося к внутридомовому газовому оборудованию. Дом N 18 по ул. К.Маркса снабжается газом через транзитный газопровод. Утечка газа была временно локализована путем наложения бандажа. В ходе проведения работ было установлено, что необходимо произвести замену пришедших в негодность частей газопровода. Информация об инциденте была направлена в ООО "Управляющая организация "Олонецкое домоуправление", главе городского поселения и в прокуратуру Олонецкого района.
Согласно договору от 01.04.2008 работы по ремонту вводного и внутреннего газопроводов выполняются на основании заявок заказчика после согласования с ним калькуляций или сметы (пункт 1.2 договора); при этом замену пришедших в негодность отдельных частей и деталей газопровода исполнитель производит после оплаты их стоимости заказчиком (пункт 2.7 договора).
В связи с тем, что заявок от управляющей организации не поступило, филиалом ОАО "Карелгаз" - трестом "Питкярантамежрайгаз" в адрес ООО "Управляющая компания "Олонецкое домоуправление" и главы Олонецкого городского поселения 11, 14, 21, 25 августа 2008 года направлялись письма о необходимости заключить договор на выполнение работ по замене участка газопровода.
Поскольку в соответствии с требованиями пункта 11.12 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления, утвержденных постановлением Госгортехнадзора от 18.03.2003 N 9, не допускается эксплуатация газопровода с бандажом, а управляющая организация отказалась заключать дополнительный договор на выполнение восстановительных работ, 26.08.2008 ОАО "Карелгаз" приостановило подачу газа в жилые дома. После получения гарантийного письма главы Олонецкого городского поселения о возмещении затрат на проведение работ, обществом 31.08.2008 работы по замене пришедших в негодность частей газопровода и пуск газа в дома произведены с обеспечением необходимых мер безопасности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) бремя содержания общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме несут собственники помещений многоквартирного дома, которые обязаны поддерживать помещение в надлежащем состоянии (пункт 4 статьи 30 ЖК РФ). При этом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией (пункт 2 статья 161 ЖК РФ).
В судебном заседании установлено, что управление домами N 32 по ул. Урицкого и N 18 по ул. К.Маркса в г. Олонце осуществляет управляющая организация - ООО "Управляющая компания "Олонецкое домоуправление".
По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (пункт 2 статьи 162 ЖК РФ).
Согласно статье 7.23 КоАП РФ объективную сторону вмененного обществу административного правонарушения образует нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Порядок предоставления коммунальных услуг, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, установлен Правилами представления коммунальных услуг (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307.
Данные Правила определяют следующие понятия:
- - коммунальные услуги - деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях;
- - исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги;
- - потребитель - гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
- - ресурсоснабжающая организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов;
- - коммунальные ресурсы - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия и т.п.
В силу подпункта "в" пункта 49 Правил исполнитель обязан заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям.
За нарушение качества и порядка предоставления коммунальных услуг исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации ответственность (пункт 75 Правил).
При этом пунктом 76 Правил прямо предусмотрено, что исполнитель освобождается от ответственности за ухудшение качества коммунальных услуг, если докажет, что оно произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязательств со стороны контрагентов исполнителя или действия (бездействие) исполнителя, включая отсутствие у исполнителя необходимых денежных средств.
ОАО "Карелгаз" является ресурсоснабжающей организацией, поскольку осуществляет продажу (поставку) коммунальных ресурсов (бытового газа).
В силу пункта 7 Правил возложение на ресурсоснабжающую организацию ответственности за режим и качество тепловой энергии возможно только в тех случаях, когда собственники помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственники жилых домов не заключили договор с исполнителем, а заключили договор о приобретении тепловой энергии непосредственно с ресурсоснабжающей организацией.
Руководствуясь вышеприведенными правовыми нормами и исходя из условий договора от 01.04.2008, суд считает, что ОАО "Карелгаз" не является исполнителем коммунальных услуг (в части газоснабжения) по отношению к жилым домам N 32 по ул. Урицкого и N 18 по ул. К.Маркса в г. Олонце. Кроме того, по мнению суда, обществом были предприняты все меры по восстановлению работоспособности системы газоснабжения и недопущению приостановления поставки газа.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Основываясь на изложенном суд приходит к выводу об отсутствии в действиях заявителя состава вмененного правонарушения, что в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ исключает возможность привлечения к административной ответственности и согласно части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет отмену оспариваемого постановления.
При таких обстоятельствах заявленное ОАО "Карелгаз" требование подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
1. Заявление открытого акционерного общества "Карелгаз" удовлетворить.
Признать незаконным и отменить полностью постановление Государственной жилищной инспекции Государственного комитета Республики Карелия по реформированию жилищно-коммунального хозяйства от 02 октября 2008 года N 118 о привлечении открытого акционерного общества "Карелгаз" (место нахождения: г. Петрозаводск, ул. Балтийская, 22-а, основной государственный регистрационный номер 1021000507725) к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.
2. Решение может быть обжаловано:
- в апелляционном порядке в течение десяти дней со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Санкт-Петербург);
- в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (г. Санкт-Петербург).
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ ОТ 29.10.2008 ПО ДЕЛУ N А26-6031/2008
Разделы:Управление многоквартирным домом; Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Выбор способа управления многоквартирным домом; Договор управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 29 октября 2008 г. по делу N А26-6031/2008
Резолютивная часть решения объявлена 27 октября 2008 года. Полный текст решения изготовлен 29 октября 2008 года.
Арбитражный суд Республики Карелия
в составе:
судьи Зинькуевой И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сидоровой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "Карелгаз"
к Государственной жилищной инспекции Государственного комитета Республики Карелия по реформированию жилищно-коммунального хозяйства
о признании незаконным и отмене постановления N 118 от 02.10.2008 о привлечении к административной ответственности
при участии юрисконсульта открытого акционерного общества "Карелгаз" Гладышевой С.В. (доверенность от 23.07.2008 N 1211),
установил:
в Арбитражный суд Республики Карелия обратилось открытое акционерное общество "Карелгаз" (далее - заявитель, общество, ОАО "Карелгаз") с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции (далее - ответчик, инспекция) от 02 октября 2008 года N 118, которым общество привлечено к административной ответственности по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.
В обоснование требования заявитель указал, что в ходе выполнения аварийной заявки на запах газа было выявлено нарушение целостности вводного газопровода жилого дома N 32 по ул. Урицкого в г. Олонце; дом N 18 по ул. К.Маркса снабжается через транзитный газопровод; утечка газа была временно локализована путем наложения бандажа, информация об этом была направлена в ООО "Управляющая компания "Олонецкое домоуправление", главе городского поселения и в прокуратуру Олонецкого района; эксплуатация газопровода с наложенным бандажом не допускается; согласно договору на техническое и аварийно-диспетчерское обслуживание внутридомового газового оборудования от 01.04.2008 ОАО "Карелгаз" приняло на себя обязательства по выполнению работ по техническому и аварийно-диспетчерскому обслуживанию внутридомового газового оборудования в жилых домах на основании отдельных заявок заказчика и после оплаты их стоимости; восстановительные работы и пуск газа в дома были произведены после получения гарантийного письма о возмещении затрат на проведение работ; исходя из "Правил предоставления коммунальных услуг" общество не является исполнителем коммунальных услуг; обязанность по надлежащему содержанию общего имущества возложена на управляющую компанию; общество осуществляет продажу коммунального ресурса (сжиженного газа) и не отвечает за обслуживание (ремонт) внутридомовых инженерных сетей; возложение на общество обязанности осуществлять ремонт внутридомового газового оборудования за счет собственных средств, незаконно; обществом были предприняты все меры, направленные на восстановление работоспособности системы газоснабжения и недопущение приостановления поставки газа.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Ответчик в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте заседания надлежащим образом, направил в суд ходатайство о рассмотрении дела без его участия. Суд считает возможным рассмотреть дело без участия ответчика в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
На основании оперативной информации об отключении в период с 26 по 31 августа 2008 года от газоснабжения жилых домов N 18 по ул. К.Маркса и N 32 по ул. Урицкого в г. Олонце Государственная жилищная инспекция провела проверку. По результатам проверки должностным лицом административного органа без участия представителя общества 18 сентября 2008 года составлен протокол об административном правонарушении, а 02 октября 2008 года - вынесено постановление N 118 о привлечении общества к административной ответственности по статье 7.23 КоАП РФ. В протоколе и в постановлении указано, что общество, ответственное за техническое и аварийно-диспетчерское обслуживание внутридомового газового оборудования, а также за подачу коммунального ресурса - газа потребителям, гражданам проживающим в многоквартирных жилых домах, не обеспечило бесперебойную подачу бытового газа надлежащего качества в необходимых объемах.
ОАО "Карелгаз" не согласилось с указанным постановлением и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Оценив в соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации процедуру привлечения общества к административной ответственности, суд не установил нарушений гарантированных законом процессуальных прав привлекаемого к административной ответственности лица, а равно и иных нарушений, носящих существенный характер и самостоятельно влекущих отмену оспариваемого постановления. Анализ административного производства свидетельствует о соблюдении административным органом срока давности привлечения заявителя к административной ответственности; процессуальные документы составлены уполномоченными должностными лицами; о времени и месте проведения процессуальных действий (составление протокола об административном правонарушении, вынесение постановления о привлечении к административной ответственности) привлекаемое лицо извещалось надлежащим образом, следовательно, возможность реализации обществом гарантированных КоАП РФ процессуальных прав в ходе производства по делу об административном правонарушении административным органом была обеспечена.
Оценив доводы сторон по существу спора, суд приходит к следующим выводам.
Открытое акционерное общество "Карелгаз" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1021000507725 и осуществляет газоснабжение, в том числе домов N 32 по ул. Урицкого и N 18 по ул. К.Маркса в г. Олонце. Одновременно на основании договора, заключенного 01.04.2008 с управляющей организацией - ООО "Управляющая компания "Олонецкое домоуправление", общество выполняет работы по содержанию и текущему ремонту входящего в состав общего имущества внутридомового газового оборудования, включающего в себя техническое обслуживание и аварийно-диспетчерское обслуживание.
08.08.2008 в ходе выполнения аварийной заявки на запах газа было выявлено нарушение целостности газопровода на вводе его во второй подъезд дома N 31 по ул. Урицкого, относящегося к внутридомовому газовому оборудованию. Дом N 18 по ул. К.Маркса снабжается газом через транзитный газопровод. Утечка газа была временно локализована путем наложения бандажа. В ходе проведения работ было установлено, что необходимо произвести замену пришедших в негодность частей газопровода. Информация об инциденте была направлена в ООО "Управляющая организация "Олонецкое домоуправление", главе городского поселения и в прокуратуру Олонецкого района.
Согласно договору от 01.04.2008 работы по ремонту вводного и внутреннего газопроводов выполняются на основании заявок заказчика после согласования с ним калькуляций или сметы (пункт 1.2 договора); при этом замену пришедших в негодность отдельных частей и деталей газопровода исполнитель производит после оплаты их стоимости заказчиком (пункт 2.7 договора).
В связи с тем, что заявок от управляющей организации не поступило, филиалом ОАО "Карелгаз" - трестом "Питкярантамежрайгаз" в адрес ООО "Управляющая компания "Олонецкое домоуправление" и главы Олонецкого городского поселения 11, 14, 21, 25 августа 2008 года направлялись письма о необходимости заключить договор на выполнение работ по замене участка газопровода.
Поскольку в соответствии с требованиями пункта 11.12 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления, утвержденных постановлением Госгортехнадзора от 18.03.2003 N 9, не допускается эксплуатация газопровода с бандажом, а управляющая организация отказалась заключать дополнительный договор на выполнение восстановительных работ, 26.08.2008 ОАО "Карелгаз" приостановило подачу газа в жилые дома. После получения гарантийного письма главы Олонецкого городского поселения о возмещении затрат на проведение работ, обществом 31.08.2008 работы по замене пришедших в негодность частей газопровода и пуск газа в дома произведены с обеспечением необходимых мер безопасности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) бремя содержания общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме несут собственники помещений многоквартирного дома, которые обязаны поддерживать помещение в надлежащем состоянии (пункт 4 статьи 30 ЖК РФ). При этом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией (пункт 2 статья 161 ЖК РФ).
В судебном заседании установлено, что управление домами N 32 по ул. Урицкого и N 18 по ул. К.Маркса в г. Олонце осуществляет управляющая организация - ООО "Управляющая компания "Олонецкое домоуправление".
По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (пункт 2 статьи 162 ЖК РФ).
Согласно статье 7.23 КоАП РФ объективную сторону вмененного обществу административного правонарушения образует нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Порядок предоставления коммунальных услуг, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, установлен Правилами представления коммунальных услуг (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307.
Данные Правила определяют следующие понятия:
- - коммунальные услуги - деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях;
- - исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги;
- - потребитель - гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
- - ресурсоснабжающая организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов;
- - коммунальные ресурсы - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия и т.п.
В силу подпункта "в" пункта 49 Правил исполнитель обязан заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям.
За нарушение качества и порядка предоставления коммунальных услуг исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации ответственность (пункт 75 Правил).
При этом пунктом 76 Правил прямо предусмотрено, что исполнитель освобождается от ответственности за ухудшение качества коммунальных услуг, если докажет, что оно произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязательств со стороны контрагентов исполнителя или действия (бездействие) исполнителя, включая отсутствие у исполнителя необходимых денежных средств.
ОАО "Карелгаз" является ресурсоснабжающей организацией, поскольку осуществляет продажу (поставку) коммунальных ресурсов (бытового газа).
В силу пункта 7 Правил возложение на ресурсоснабжающую организацию ответственности за режим и качество тепловой энергии возможно только в тех случаях, когда собственники помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственники жилых домов не заключили договор с исполнителем, а заключили договор о приобретении тепловой энергии непосредственно с ресурсоснабжающей организацией.
Руководствуясь вышеприведенными правовыми нормами и исходя из условий договора от 01.04.2008, суд считает, что ОАО "Карелгаз" не является исполнителем коммунальных услуг (в части газоснабжения) по отношению к жилым домам N 32 по ул. Урицкого и N 18 по ул. К.Маркса в г. Олонце. Кроме того, по мнению суда, обществом были предприняты все меры по восстановлению работоспособности системы газоснабжения и недопущению приостановления поставки газа.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Основываясь на изложенном суд приходит к выводу об отсутствии в действиях заявителя состава вмененного правонарушения, что в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ исключает возможность привлечения к административной ответственности и согласно части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет отмену оспариваемого постановления.
При таких обстоятельствах заявленное ОАО "Карелгаз" требование подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Заявление открытого акционерного общества "Карелгаз" удовлетворить.
Признать незаконным и отменить полностью постановление Государственной жилищной инспекции Государственного комитета Республики Карелия по реформированию жилищно-коммунального хозяйства от 02 октября 2008 года N 118 о привлечении открытого акционерного общества "Карелгаз" (место нахождения: г. Петрозаводск, ул. Балтийская, 22-а, основной государственный регистрационный номер 1021000507725) к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.
2. Решение может быть обжаловано:
- в апелляционном порядке в течение десяти дней со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Санкт-Петербург);
- в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (г. Санкт-Петербург).
Судья
И.А.ЗИНЬКУЕВА
И.А.ЗИНЬКУЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)