Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.10.2011 N 17АП-8902/2011-ГК ПО ДЕЛУ N А50-6586/2011

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 октября 2011 г. N 17АП-8902/2011-ГК

Дело N А50-6586/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 октября 2011 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дружининой Л.В.
судей Назаровой В.Ю., Лихачевой А.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Леконцевым Я.Ю.
при участии:
- от истца, ОАО "МРСК Урала" (ОГРН 1056604000970, ИНН 6671163413) - Сатюков С.П., паспорт, доверенность от 27.12.2010 г.;
- от ответчика, ООО "Управляющая компания "Лидер" (ОГРН 1075904025009, ИНН 5904178879) - не явились;
- от третьего лица, ОАО "Пермэнергосбыт" - не явились;
- лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Лидер"
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 20 июля 2011 года
по делу N А50-6586/2011,
принятое судьей И.Н.Пугиным
по иску Открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала"
к Обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Лидер"
третье лицо: Открытое акционерное общество "Пермэнергосбыт"
о взыскании стоимости бездоговорного потребления электрической энергии,

установил:

Открытое акционерное обществ "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" (далее - ООО "МРСК Урала", истец) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к Обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Лидер" (далее - ООО "УК "Лидер", ответчик) о взыскании 369 996 руб. 30 коп. стоимости бездоговорного потребления электрической энергии на основании ст. 307, 309, 314 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктов 151, 156 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 N 530 (далее - Основные положения N 530).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 20.07.2011 г. (резолютивная часть от 13.07.2011 г., судья И.Н.Пугин) исковые требования удовлетворены (л.д. 146-150).
Ответчик, ООО "УК "Лидер", с решением суда первой инстанции не согласился, представил апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Считает, что суд первой инстанции, руководствуясь ст. 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), пунктом 89 Основных положений N 530, пришел к ошибочному выводу о том, что управляющая компания обязана заключить договор на приобретение электроэнергии для целей электроснабжения жилых помещений граждан. В соответствии с п. 4.1.3 договора N 40 управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Пермь, ул. Лесопарковый переулок, 6 от 30.06.2008 управляющая компания по заданию собственника обязалась оказывать услугу электроснабжения мест общего пользования, во исполнение этой обязанности ответчиком заключен договор электроснабжения N М-3406 от 05.06.2008 г. Поскольку собственники и наниматели жилых помещений в многоквартирном доме N 6 по ул. Лесопарковый переулок фактически потребляют электроэнергию, договор энергоснабжения в силу ст. 540 ГК РФ считается заключенным напрямую с собственниками/нанимателями жилых помещений указанного многоквартирного дома.
В судебное заседание ответчик явку представителя не обеспечил.
Истец, ОАО "МРСК Урала", представил возражения на апелляционную жалобу ответчика, в которых указал на необоснованность доводов жалобы.
В судебном заседании представитель истца против доводов жалобы возражал, просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Пояснил, что неосновательное обогащение на стороне ответчика связано с включением ОАО "Пермэнергосбыт" обществу "МРСК Урала" в число потерь количества электроэнергии, потребленной гражданами, проживающими в доме N 6 по Лесопарковому переулку и последующей оплатой истцом потребленной многоквартирным домом электроэнергии.
Третье лицо, ОАО "Пермэнергосбыт", письменный отзыв на апелляционную жалобу не представило, в судебное заседание явку представителя не обеспечило.
Апелляционным судом жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ в отсутствие ответчика и третьего лица, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "УК "Лидер" является управляющей компанией многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: город Пермь, ул. Лесопарковый переулок, 6 в соответствии с протоколом общего собрания собственников помещений от 23.06.2008 г.
23.06.2008 г. ООО "УК "Лидер" и Собственниками помещений многоквартирного дома заключен договор управления многоквартирным домом, целью которого является обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан в многоквартирном доме, предоставление коммунальных услуг, обеспечение сохранности, надлежащего управления, содержания и ремонта общего имущества дома, его инженерных систем и оборудования, мест общего пользования и придомовой территории, решение вопросов пользования указанным имуществом Собственниками помещений посредством управления многоквартирным домом управляющей компанией (л.д. 134-142).
В соответствии с пунктом 4.1.3 договора N 40 от 23.06.2008 г. Управляющая компания по заданию Собственника помещений обязуется за плату в рамках полученных средств, в том числе обеспечивать предоставление Собственнику помещений и проживающим с ним лицам следующих коммунальных услуг: горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение мест общего пользования, газоснабжения, теплоснабжение.
В целях исполнения указанной обязанности ОАО "Пермская энергосбытовая компания" (Гарантирующий поставщик) и ООО "УК "Лидер" (Покупатель) подписан договор электроснабжения N М-3406 от 05.06.2008 г.
Указанный договор подписан со стороны покупателя с учетом протокола разногласий, в том числе по Приложению 1В, регулирующему количество потребляемой покупателем электроэнергии и относящемуся в силу п. 1 ст. 541 ГК РФ к существенным условиям договора энергоснабжения.
Сведений об урегулировании в дальнейшем возникших разногласий, материалы дела не содержат.
Из приложения N 1 Б к договору N М-3406 от 05.06.2008 г. следует, что точками поставки электроэнергия являются лестничные клетки, т.е. для использования на общедомовые нужды (л.д. 101-102).
ОАО "МРСК Урала" является сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электроэнергии, в том числе в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Лесопарковый переулок, 6.
21.12.2009 г. в ходе плановой проверки технического состояния эксплуатируемых электрических сетей представителями ОАО "МРСК Урала" выявлено потребление электроэнергии многоквартирным жилых домом, расположенным по адресу: г. Пермь, ул. Лесопарковый переулок, 6, без договора энергоснабжения и приборов учета электроэнергии.
По результатам проверки составлен акт о неучтенном потреблении электрической энергии N 95 от 21.12.2009 г., которым установлено, что электроснабжение жилого дома по адресу: г. Пермь, ул. Лесопарковый переулок, 6 осуществляется от ТП 4442 по ВК 0,4 кВ. Электроустановка включена самостоятельно, эксплуатируется потребителем без разрешения сетевой организации, договор на электроснабжение объекта с энергосбытовой компанией отсутствует, организационно-техническая документация на объект не предоставлена. Указанный акт, как видно из его содержания, составлен в присутствии представителя лица, осуществляющего неучтенное потребление электроэнергии - начальника договорного отдела (л.д. 21).
Отказ от подписи акта о неучтенном потреблении N 95 от 21.12.2009 г. со стороны потребителя подтвержден актом от 21.12.2009 г. (л.д. 22).
Объем неучтенного использования электрической энергии жилым многоквартирным домом N 6 по ул. Лесопарковый переулок составил 180486 кВтч. на сумму 369 996 руб. 30 коп. (л.д. 23).
Письмом N П4/753/01/953 (л.д. 33) ОАО "МРСК Урала" направило ОО "УК "Лидер" требование об оплате 180486 кВт/ч выявленного объема неучтенного потребления электроэнергии в размере 369 996 руб. 30 коп. по счету-фактуре N 60-08/10303-502 от 22.12.2009 г. (л.д. 24).
Ввиду неисполнения ответчиком изложенных в письме требований в добровольном порядке, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, исходя из анализа имеющихся в материалах дела доказательств, пришел к выводу об обоснованности заявленных истцом требований.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя истца в судебном заседании, суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон "Об электроэнергетике") законодательство Российской Федерации об электроэнергетике основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами.
Частью 1 статьи 422 ГК РФ предусмотрено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент заключения.
Согласно ч. 3, ч. 4 ст. 539 ГК РФ к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними, к отношениям по договору снабжения электрической энергией правила параграфа 6 применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное.
Согласно ч. 1 ст. 21 Закона "Об электроэнергетике" Правительство Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, утверждает правила оптового рынка и основные положения функционирования розничных рынков.
Частью 3 ст. 37 Закона "Об электроэнергетике" установлено, что основными положениями функционирования розничных рынков, предусматриваются: правила деятельности гарантирующих поставщиков; порядок взаимодействия субъектов розничных рынков, участвующих в обороте электрической энергии, с организациями технологической инфраструктуры на розничных рынках; правила заключения договоров между потребителями электрической энергии (энергосбытовыми организациями) и гарантирующими поставщиками и правила их исполнения, включающие в себя существенные условия указанных договоров.
"Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики", утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 г. N 530 (ныне - Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии) устанавливают правовые основы функционирования розничных рынков электрической энергии.
Отсюда следует вывод, что правоотношения истца (сетевой организации), ответчика (управляющей организации, исполнителя коммунальных услуг) и гарантирующего поставщика, как субъектов розничного рынка электрической энергии, регулируются нормами Основных положений, если законом или иными правовыми актами не установлено иное.
В силу п. 151 Основных положений субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и сетевые организации, вправе проводить проверки соблюдения потребителями условий заключенных договоров, определяющих порядок учета поставляемой электрической энергии, а также наличия у потребителей оснований для потребления электрической энергии.
Согласно п. 152 Основных положений по факту выявленного безучетного потребления электрической энергии или бездоговорного потребления электрической энергии составляется акт о неучтенном потреблении электрической энергии, на основании которого осуществляются расчеты за потребленную таким образом электрическую энергию. В акте о неучтенном потреблении электрической энергии должны содержаться данные о потребителе или лице, осуществляющем бездоговорное потребление электрической энергии, способе и месте осуществления выявленного нарушения, описание приборов учета на момент составления акта, дата предыдущей проверки, объяснения потребителя или лица, осуществляющего бездоговорное потребление электрической энергии, по выявленному факту и его претензии к составленному акту (в случае их наличия).
Стоимость выявленного объема бездоговорного потребления электрической энергии взыскивается с лица, осуществлявшего бездоговорное потребление электрической энергии, сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергопринимающие устройства указанного лица, на основании акта о неучтенном потреблении электрической энергии по действующему на дату взыскания тарифу на электрическую энергию для соответствующей категории потребителей, включающему стоимость электрической энергии, услуг по передаче электрической энергии, а также услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей и размер платы за которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежит государственному регулированию (п. 156 Основных положений N 530).
Как следует из обстоятельств дела, факт бездоговорного и безучетного потребления ответчиком электрической энергии в заявленный истцом период подтверждается Актом о неучтенном потреблении N 95 от 21.12.2009 г., актом от 21.12.2009 г. (л.д. 21-22). Ответчиком факт отсутствия договора энергоснабжения, предметом которого является поставка электроэнергии на нужды населения, не оспаривается.
Согласно п. 153 Основных положений N 530 расчет объема безучетного потребления электрической энергии или бездоговорного потребления электрической энергии осуществляется в течение 3 рабочих дней на основании материалов проверки (акта о неучтенном потреблении электрической энергии), а также на основании документов, представленных потребителем или лицом, осуществляющим бездоговорное потребление электрической энергии.
Количество потребленной в бездоговорном порядке электрической энергии (180486 кВтч.) и ее стоимость (369 996 руб. 30 коп.) определены истцом в соответствии с п. 155, 156 Основных положений N 530, исходя из величины присоединенной мощности, с применением тарифов, действовавших на момент бездоговорного потребления электрической энергии, за период с июля 2008 г. по декабрь 2009 г.
Произведенный истцом расчет стоимости бездоговорного потребления ответчиком электрической энергии признан судом правильным, соответствует положениям п. 153, 155, 156 Основных положений, ответчиком не оспорен.
При изложенных обстоятельствах следует признать, что судом первой инстанции правомерно удовлетворены исковые требования о взыскании с ответчика стоимости бездоговорного потребления электроэнергии.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии у ООО "УК "Лидер" обязательства по оплате электрической энергии, в связи с тем, что в соответствии с пунктом 89 Основных положений N 530, пунктом 4.1.3 договора управления многоквартирным домом N 40 от 23.03.2008 г. управляющая компания по заданию собственника оказывает услугу электроснабжения мест общего пользования, и не оказывает коммунальную услугу электроснабжения собственникам/нанимателям помещений указанного многоквартирного дома, исследованы и отклонены судом апелляционной инстанции в полном объеме, как противоречащие нормам действующего гражданского законодательства в сфере энергоснабжения и оказания коммунальных услуг, в связи со следующим.
ООО "УК "Лидер" является управляющей организацией, исполнителем коммунальных услуг и в соответствии с п. 3 "Правил предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307) должно осуществлять деятельность по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающую комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
Подпунктом "в" пункта 49 Правил N 307 на исполнителя коммунальных услуг возложена обязанность заключать договоры с ресурсоснабжающими организациями или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям.
Пунктом 8 Правил N 307 установлено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить данным Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
В силу пункта 92 Основных положений N 530 исполнители коммунальных услуг при предоставлении коммунальной услуги по электроснабжению применяют положения раздела XII настоящего документа, если иное не установлено жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги (плата за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление).
Частью 4 ст. 155 ЖК РФ установлено, что наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется юридическим лицом независимо от организационно-правовой формы или индивидуальным предпринимателем (далее - управляющая организация), вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации.
Частью 7 статьи 155 ЖК РФ, в редакции, действовавшей в спорном периоде, предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.
Согласно п. 89 Основных положений исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) и в соответствии с настоящим документом приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. При этом количество приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) электрической энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.
Как следует из пункта 3 Правил N 307 исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо, независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных сетей, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
В силу ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно разъяснениям Министерства регионального развития Российской Федерации о порядке применения пунктов 3 и 49 Правил N 307, изложенным в письме от 20.03.2007 N 4989-СК/07, ресурсоснабжающая организация не может быть исполнителем коммунальных услуг, если управление многоквартирным домом осуществляется управляющей компанией, так как признаком статуса исполнителя является ответственность одного лица и за подачу в жилое помещение коммунальных ресурсов и одновременно за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги.
Из системного толкования указанных норм права следует, что получение хозяйствующим субъектом в установленном законом порядке статуса управляющей организации влечет за собой возникновение у нее статуса исполнителя коммунальных услуг с одновременным осуществлением комплекса функций по подаче в жилое помещение коммунальных ресурсов и обслуживанию внутридомовых инженерных систем. Избрание собственниками помещений в многоквартирном доме в качестве управления управляющей организации и заключение договора управления, влекут обязанность управляющей компании предоставлять собственникам дома коммунальные услуги.
Следовательно, управляющая компания, при таких обстоятельствах является в отношениях с энергоснабжающими организациями обязанным лицом по оплате энергоресурсов для нужд собственников помещений в многоквартирных домах, как в части электроэнергии, потребляемой в жилых помещениях, так и в части электроэнергии используемой на общедомовые нужды, в том числе места общего пользования.
Основными положениями установлены исключительные случаи, когда плата за коммунальную услугу - "электроснабжение" взимается гарантирующим поставщиком или энергосбытовой организацией:
- - в случае, если собственники жилых помещений избрали форму управления непосредственное управление, при которой функцию исполнителя коммунальной услуги выполняет гарантирующий поставщик или энергосбытовая организация (п. 88 Основных положений, п. 3 Правил N 307);
- - в случае, когда договором между исполнителем коммунальной услуги и гарантирующим поставщиком, последнему исполнителем предоставлено право получать плату непосредственно от собственников и нанимателей жилых помещений (п. 90 Основных положений).
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии у ООО "УК "Лидер" обязательства по оплате поставленной в спорный период в обслуживаемом им жилом доме электрической энергии, потребленной в отсутствие надлежащим образом заключенного договора.
С учетом изложенного, решение суда от 20.07.2011 г. является законным и обоснованным. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ для отмены (изменения) судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Апелляционная жалоба ответчика удовлетворению не подлежит. Государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на заявителя в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 104, 110, 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Пермского края от 20.07.2011 г. по делу N А50-6586/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.

Председательствующий
Л.В.ДРУЖИНИНА

Судьи
В.Ю.НАЗАРОВА
А.Н.ЛИХАЧЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)