Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 5 апреля 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 апреля 2010 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Еникеевой Л.И.,
судей Глухих А.Н., Литвинцевой Л.Р.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Бондарь И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1479/2010) муниципального предприятия "Салехардэнерго" муниципального образования город Салехард на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 29.12.2009 по делу N А81-3194/2009 (судья Канева И.Д.), принятое
по иску муниципального предприятия "Салехардэнерго" муниципального образования город Салехард к муниципальному предприятию "Салехарджилстройсервис" муниципального образования город Салехард о взыскании 3 829 305 руб. 94 коп.,
- при участии в судебном заседании представителя Муниципального предприятия "Салехардэнерго" Каневой Е.Ю. (доверенность N 25 от 07.07.2009, выдана на один год);
- установил:
Муниципальное предприятие "Салехардэнерго" муниципального образования город Салехард (далее - МП "Салехардэнерго", истец) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа к муниципальному предприятию "Салехарджилстройсервис" муниципального образования город Салехард (далее - МП "Салехарджилстройсервис", ответчик) с иском о взыскании 3 829 305 руб. 94 коп. задолженности за потребленную с 01.04.2009 по 30.04.2009 тепловую энергию по договору N 18М-Т от 19.03.2008.
Решением от 29.12.2009 по делу N А81-3194/2009 арбитражный суд с МП "Салехарджилстройсервис" в пользу МП "Салехардэнерго" взыскал 2 967 397 руб. 19 коп., указав на необходимость применения при расчете задолженности норматива потребления тепловой энергии, установленного Администрацией муниципального образования город Салехард. Этим же решением с ответчика в пользу истца взыскано 23 748 руб. расходов на уплату государственной пошлины.
Не соглашаясь с решением суда, МП "Салехардэнерго" в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска в полном объеме.
Податель жалобы полагает, что в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 306 от 23.05.2003 (далее - Правила N 306), Постановлением Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа N 333 от 25.08.2003 "О нормировании топливно-энергетических ресурсов и организации учета тепловой энергии и теплоносителей на территории ЯНАО" при определении количества поданной тепловой энергии при отсутствии приборов учета должен применяться расчетный метод. Нормативы потребления, установленный органом местного самоуправления, применяться не могут.
По мнению истца, ссылка суда первой инстанции на Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24.11.2009 по делу N А81-2039/2009 несостоятельна, в связи с тем, что судом постановление об отмене решения первой инстанции было вынесено ввиду неурегулированности и разнородности арбитражной практики о способе толкования пункта 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 307 от 23.05.2006 (далее - Правила N 307).
Как указано в жалобе, судом не учтено, что согласно пунктам 3 и 49 Правил N 307 в случаях, когда управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, товариществом собственников жилья, ресурсоснабжающая организация не может быть исполнителем коммунальных услуг. Таким образом, истец, как ресурсоснабжающая организация, не может руководствоваться данными Правилами при предоставлении коммунальных услуг ответчику - управляющей компании.
МП "Салехардэнерго" указывает, что судом не принято во внимание то, что расчет, представленный ответчиком, не был подтвержден документами, обосновывающими начисление платы за отопление в соответствии с Правилами N 307.
МП "Салехарджилстройсервис" в письменном отзыве просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель МП "Салехарджилстройсервис", надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в судебное заседание не явился. На основании части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Представитель МП "Салехардэнерго" поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. Пояснил, что расчет за по договору по нормативам потребления не покрывает расходы ресурсоснабжающей организации за отопление мест общего пользования, а ответчик уклоняется от корректировки размера платы за отопление в порядке, предусмотренном подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к Правилам N 307.
Проверив законность и обоснованность решения Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 29.12.2009 по делу N А81-3194/2009, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между МП "Салехардэнерго" (энергоснабжающая организация) и МП "Салехарджилстройсервис" (абонент) подписан договор на теплоснабжение (население) N 18/М-Т от 19.03.2008, в соответствии с пунктами 1.1, 1.3 которого энергоснабжающая организация обязуется подавать тепловую энергию в виде горячей воды абоненту через присоединенную сеть по объектам абонента, указанным в приложениях N 3, 4 к договору, а абонент - принимать и своевременно производить оплату принятой тепловой энергии.
Протоколом разногласий пункт 1.1 договора дополнен следующим содержанием: предметом настоящего договора является бесперебойное круглосуточное обеспечение исполнителя тепловой энергии надлежащего качества в интересах третьих лиц в целях обеспечения потребителей (населения) коммунальными услугами теплоснабжении в соответствии с положениями Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Российской Федерации N 307 от 23.05.2006.
Расчеты за отпущенную тепловую энергию согласно пункту 6.4 договора должна была производиться абонентом один раз в месяц до 10 числа месяца, следующего за отчетным, путем перечисления денежных средств на расчетный счет энергоснабжающей организации согласно выставленных счетов.
Как указывает истец, за период с 01.04.2009 по 30.04.2009 им было отпущено тепловой энергии на общую сумму 3 829 305 руб. 94 коп., что подтверждается счетом-фактурой N 6312 от 30.04.2009 и актом выполненных работ N 6290 от 30.04.2009 (л.д. 33 - 34).
Ненадлежащее исполнение абонентом обязательств по оплате принятой тепловой энергии явилось основанием для обращения МП "Салехардэнерго" в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд апелляционной инстанции считает, что к отношениям сторон подлежат применения нормы параграфа 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) об энергоснабжении.
В силу пункта 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (пункт 1 статьи 548 ГК РФ).
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 ГК РФ).
В пункте 5.2 договора на теплоснабжение (население) N 18/М-Т от 19.03.2008 установлено, что при наличии приборов учета количество тепловой энергии, подаваемой абоненту, должно определяться согласно данным о ее фактическом потреблении.
Порядок определения количества потребленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета определен в пунктах 2.6 и 5.3 договора, по которым у сторон возникли разногласия.
МП "Салехардэнерго" предложено определять количество расчетным методом по фактическому теплоотпуску от источника в пропорции к договорной нагрузке на основании пункта 9.9 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя (протокол урегулирования разногласий - л.д. 70 - 74).
МП "Салехарджилстройсервис" предложено определять количество отпущенной тепловой энергии в соответствии с положениями раздела 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 307 от 23.05.2006.
Разногласия по указанным пунктам сторонами не были урегулированы.
Поскольку ни одна из сторон не заявила о том, что несогласованные сторонами условия являются существенными, т.е. такими, отсутствие согласования по которым влечет невозможность исполнения договора, а также учитывая, что стороны фактически приступили к его исполнению, обязательства по обеспечению тепловой энергией жилых домов исполнялись истцом, что не оспаривается ответчиком, договор следует признать действующим в части, согласованной сторонами.
По расчету истца количество отпущенной в апреле 2009 года тепловой энергии составило 3376,813 Гкал (определенное по приборам учета количество энергии - 132,189 Гкал + определенное расчетным методом - 3244,624 Гкал) на сумму 3 829 305 руб. 94 коп.
По расчету ответчика, произведенному на основании подпункта "а" пункта 19 и подпункта 1 пункта 1 приложения N 2 Правил N 307, количество отпущенной тепловой энергии составило 2616,752 Гкал (определенное по приборам учета - 132,189 Гкал + определенное по нормативу - 2484,563 Гкал) на сумму 2 967 397 руб. 19 коп.
Как указано выше, договором порядок определения количества энергии по объектам, на которых не установлены приборы учета, не определен.
Разрешая спор, суд исходит из того, что МП "Салехарджилстройсервис" является лицом, приобретающим коммунальные услуги не в целях перепродажи их потребителям, а в целях потребления их жителями управляемых жилых домов, а МП "Салехардэнерго" - организацией, осуществляющей продажу этих коммунальных ресурсов (пункт 3 Правил N 307).
Правила предоставления коммунальных услуг гражданам утверждены Правительством Российской Федерации Постановлением N 307.
В пункте 8 Правил определено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Пунктом 19 Правил N 307 определено, что при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению в жилых помещениях определяется в соответствии с подпунктами 1 и 3 пункта 1 приложения N 2 к Правилам, то есть на основе нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса (пункт 19 Правил N 307).
Иными словами, при отсутствии приборов учета вопрос о методе определения количества коммунального ресурса (тепловой энергии и теплоносителя), приобретенного управляющей компанией в целях его потребления жителями управляемых такой компанией жилых домов, должен решаться, исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг населением, которые согласно приложению N 2 к Правилам N 307 учитываются при расчете размера платы за соответствующие коммунальные услуги.
Такая практика применения положений Правил N 307 к отношениям между исполнителем коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организацией определена Постановлением Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 21.04.2009 N 15791/08.
Указанное, в частности, обусловлено тем, что исполнитель коммунальных услуг не является их потребителем. Соответственно, плата за коммунальные услуги, приобретенные у ресурсоснабжающей организации, не должна превышать размер, установленный для граждан - непосредственных потребителей услуг.
Исходя из абзаца 2 пункта 15 Правил в случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
В упомянутой норме имеется прямое указание на приобретение исполнителем коммунальных услуг в лице управляющей организации у ресурсоснабжающей организации горячей воды и тепловой энергии по тарифам, установленным для граждан (Постановление Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.06.2009 N 525/09).
Проверка расчета истца показала, что объем отпущенной тепловой энергии определен энергоснабжающей организацией в нарушение Правил N 307 не на основании норматива потребления коммунальных услуг, установленных для граждан.
Расчет ответчика, представленный в дело, произведен, исходя из расчетного метода определения количества потребленной тепловой энергии в порядке, предусмотренном Правилами N 307.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии на стороне ответчика задолженности в сумме, предъявленной истцом ко взысканию.
Изложенные в обжалуемом решении выводы согласуются в позицией ФАС Западно-Сибирского округа по делу N А81-2039/2009, который в Постановлении от 24.11.2009 применительно к правоотношениям сторон, вытекающим из договора N 18/м-т от 19.03.2008 года указал, что "вопрос о методе определения количества потребленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета должен решаться, исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг, которые, в свою очередь, учитываются согласно приложению N 2 к правилам N 307 при расчете размера платы за коммунальные услуги".
Довод подателя жалобы о том, что при определении количества поданной тепловой энергии при отсутствии приборов учета должен применяться расчетный метод в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 306 от 23.05.2003, не влияет на обоснованность изложенных в обжалуемом решении выводов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила N 306 определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию, а не устанавливают, что предусмотренные в нем формулы и методы расчета подлежат применению для определения объема и стоимости тепловой энергии, подлежащей оплате потребителем (гражданами).
В настоящем случае нормативы потребления тепловой энергии утверждены в порядке, предусмотренном указанными Правилами N 306, в рамках предоставленных полномочий администрацией муниципального образования г. Салехард Постановлением от 19 марта 2008 года N 97 (л.д. 93 - 94 т. 1).
Согласно пунктам 25, 26 Правил 306, при установлении нормативов потребления коммунальных услуг для потребителей учитываются, в том числе нормативные технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери холодной и горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии, газа во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома), а также коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В силу чего следует отклонить довод жалобы о том, что расчет ответчика по нормативам потребления не учитывает расходы по теплоснабжению мест общего пользования.
Тем более не подлежит применению к спорным отношениям порядок определения количества тепловой энергии, утвержденный Инструкцией организации учета тепловой энергии и теплоносителей на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (утверждена Постановлением Губернатора ЯНАО N 333 от 25.08.2003), в которой содержатся инструктивно-методические материалы по установке узлов коммерческого учета расхода тепловой энергии и теплоносителей у теплоснабжающих организаций и потребителей и включены материалы по расчету, подбору оборудования и приборов узлов учета, принципиальные, технологические, функциональные и электрические схемы соединения приборов учета, и рекомендованной к применению в целях в целях повышения эффективности использования энергетических ресурсов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа теплоснабжающими организациями, осуществляющими производство, передачу и распределение тепловой энергии и теплоносителей, и потребителями, присоединенными к тепловым сетям систем теплоснабжения (введение к Инструкции).
Таким образом, выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Нормы материального права при разрешении спора судом первой инстанции были применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Расходы по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы в связи с отказом в ее удовлетворении в соответствии с правилами статьи 110 АПК РФ относятся на подателя жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 29.12.2009 по делу N А81-3194/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Л.И.ЕНИКЕЕВА
Судьи
А.Н.ГЛУХИХ
Л.Р.ЛИТВИНЦЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.04.2010 ПО ДЕЛУ N А81-3194/2009
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 апреля 2010 г. по делу N А81-3194/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 5 апреля 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 апреля 2010 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Еникеевой Л.И.,
судей Глухих А.Н., Литвинцевой Л.Р.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Бондарь И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1479/2010) муниципального предприятия "Салехардэнерго" муниципального образования город Салехард на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 29.12.2009 по делу N А81-3194/2009 (судья Канева И.Д.), принятое
по иску муниципального предприятия "Салехардэнерго" муниципального образования город Салехард к муниципальному предприятию "Салехарджилстройсервис" муниципального образования город Салехард о взыскании 3 829 305 руб. 94 коп.,
- при участии в судебном заседании представителя Муниципального предприятия "Салехардэнерго" Каневой Е.Ю. (доверенность N 25 от 07.07.2009, выдана на один год);
- установил:
Муниципальное предприятие "Салехардэнерго" муниципального образования город Салехард (далее - МП "Салехардэнерго", истец) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа к муниципальному предприятию "Салехарджилстройсервис" муниципального образования город Салехард (далее - МП "Салехарджилстройсервис", ответчик) с иском о взыскании 3 829 305 руб. 94 коп. задолженности за потребленную с 01.04.2009 по 30.04.2009 тепловую энергию по договору N 18М-Т от 19.03.2008.
Решением от 29.12.2009 по делу N А81-3194/2009 арбитражный суд с МП "Салехарджилстройсервис" в пользу МП "Салехардэнерго" взыскал 2 967 397 руб. 19 коп., указав на необходимость применения при расчете задолженности норматива потребления тепловой энергии, установленного Администрацией муниципального образования город Салехард. Этим же решением с ответчика в пользу истца взыскано 23 748 руб. расходов на уплату государственной пошлины.
Не соглашаясь с решением суда, МП "Салехардэнерго" в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска в полном объеме.
Податель жалобы полагает, что в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 306 от 23.05.2003 (далее - Правила N 306), Постановлением Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа N 333 от 25.08.2003 "О нормировании топливно-энергетических ресурсов и организации учета тепловой энергии и теплоносителей на территории ЯНАО" при определении количества поданной тепловой энергии при отсутствии приборов учета должен применяться расчетный метод. Нормативы потребления, установленный органом местного самоуправления, применяться не могут.
По мнению истца, ссылка суда первой инстанции на Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24.11.2009 по делу N А81-2039/2009 несостоятельна, в связи с тем, что судом постановление об отмене решения первой инстанции было вынесено ввиду неурегулированности и разнородности арбитражной практики о способе толкования пункта 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 307 от 23.05.2006 (далее - Правила N 307).
Как указано в жалобе, судом не учтено, что согласно пунктам 3 и 49 Правил N 307 в случаях, когда управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, товариществом собственников жилья, ресурсоснабжающая организация не может быть исполнителем коммунальных услуг. Таким образом, истец, как ресурсоснабжающая организация, не может руководствоваться данными Правилами при предоставлении коммунальных услуг ответчику - управляющей компании.
МП "Салехардэнерго" указывает, что судом не принято во внимание то, что расчет, представленный ответчиком, не был подтвержден документами, обосновывающими начисление платы за отопление в соответствии с Правилами N 307.
МП "Салехарджилстройсервис" в письменном отзыве просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель МП "Салехарджилстройсервис", надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в судебное заседание не явился. На основании части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Представитель МП "Салехардэнерго" поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. Пояснил, что расчет за по договору по нормативам потребления не покрывает расходы ресурсоснабжающей организации за отопление мест общего пользования, а ответчик уклоняется от корректировки размера платы за отопление в порядке, предусмотренном подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к Правилам N 307.
Проверив законность и обоснованность решения Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 29.12.2009 по делу N А81-3194/2009, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между МП "Салехардэнерго" (энергоснабжающая организация) и МП "Салехарджилстройсервис" (абонент) подписан договор на теплоснабжение (население) N 18/М-Т от 19.03.2008, в соответствии с пунктами 1.1, 1.3 которого энергоснабжающая организация обязуется подавать тепловую энергию в виде горячей воды абоненту через присоединенную сеть по объектам абонента, указанным в приложениях N 3, 4 к договору, а абонент - принимать и своевременно производить оплату принятой тепловой энергии.
Протоколом разногласий пункт 1.1 договора дополнен следующим содержанием: предметом настоящего договора является бесперебойное круглосуточное обеспечение исполнителя тепловой энергии надлежащего качества в интересах третьих лиц в целях обеспечения потребителей (населения) коммунальными услугами теплоснабжении в соответствии с положениями Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Российской Федерации N 307 от 23.05.2006.
Расчеты за отпущенную тепловую энергию согласно пункту 6.4 договора должна была производиться абонентом один раз в месяц до 10 числа месяца, следующего за отчетным, путем перечисления денежных средств на расчетный счет энергоснабжающей организации согласно выставленных счетов.
Как указывает истец, за период с 01.04.2009 по 30.04.2009 им было отпущено тепловой энергии на общую сумму 3 829 305 руб. 94 коп., что подтверждается счетом-фактурой N 6312 от 30.04.2009 и актом выполненных работ N 6290 от 30.04.2009 (л.д. 33 - 34).
Ненадлежащее исполнение абонентом обязательств по оплате принятой тепловой энергии явилось основанием для обращения МП "Салехардэнерго" в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд апелляционной инстанции считает, что к отношениям сторон подлежат применения нормы параграфа 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) об энергоснабжении.
В силу пункта 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (пункт 1 статьи 548 ГК РФ).
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 ГК РФ).
В пункте 5.2 договора на теплоснабжение (население) N 18/М-Т от 19.03.2008 установлено, что при наличии приборов учета количество тепловой энергии, подаваемой абоненту, должно определяться согласно данным о ее фактическом потреблении.
Порядок определения количества потребленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета определен в пунктах 2.6 и 5.3 договора, по которым у сторон возникли разногласия.
МП "Салехардэнерго" предложено определять количество расчетным методом по фактическому теплоотпуску от источника в пропорции к договорной нагрузке на основании пункта 9.9 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя (протокол урегулирования разногласий - л.д. 70 - 74).
МП "Салехарджилстройсервис" предложено определять количество отпущенной тепловой энергии в соответствии с положениями раздела 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 307 от 23.05.2006.
Разногласия по указанным пунктам сторонами не были урегулированы.
Поскольку ни одна из сторон не заявила о том, что несогласованные сторонами условия являются существенными, т.е. такими, отсутствие согласования по которым влечет невозможность исполнения договора, а также учитывая, что стороны фактически приступили к его исполнению, обязательства по обеспечению тепловой энергией жилых домов исполнялись истцом, что не оспаривается ответчиком, договор следует признать действующим в части, согласованной сторонами.
По расчету истца количество отпущенной в апреле 2009 года тепловой энергии составило 3376,813 Гкал (определенное по приборам учета количество энергии - 132,189 Гкал + определенное расчетным методом - 3244,624 Гкал) на сумму 3 829 305 руб. 94 коп.
По расчету ответчика, произведенному на основании подпункта "а" пункта 19 и подпункта 1 пункта 1 приложения N 2 Правил N 307, количество отпущенной тепловой энергии составило 2616,752 Гкал (определенное по приборам учета - 132,189 Гкал + определенное по нормативу - 2484,563 Гкал) на сумму 2 967 397 руб. 19 коп.
Как указано выше, договором порядок определения количества энергии по объектам, на которых не установлены приборы учета, не определен.
Разрешая спор, суд исходит из того, что МП "Салехарджилстройсервис" является лицом, приобретающим коммунальные услуги не в целях перепродажи их потребителям, а в целях потребления их жителями управляемых жилых домов, а МП "Салехардэнерго" - организацией, осуществляющей продажу этих коммунальных ресурсов (пункт 3 Правил N 307).
Правила предоставления коммунальных услуг гражданам утверждены Правительством Российской Федерации Постановлением N 307.
В пункте 8 Правил определено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Пунктом 19 Правил N 307 определено, что при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению в жилых помещениях определяется в соответствии с подпунктами 1 и 3 пункта 1 приложения N 2 к Правилам, то есть на основе нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса (пункт 19 Правил N 307).
Иными словами, при отсутствии приборов учета вопрос о методе определения количества коммунального ресурса (тепловой энергии и теплоносителя), приобретенного управляющей компанией в целях его потребления жителями управляемых такой компанией жилых домов, должен решаться, исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг населением, которые согласно приложению N 2 к Правилам N 307 учитываются при расчете размера платы за соответствующие коммунальные услуги.
Такая практика применения положений Правил N 307 к отношениям между исполнителем коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организацией определена Постановлением Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 21.04.2009 N 15791/08.
Указанное, в частности, обусловлено тем, что исполнитель коммунальных услуг не является их потребителем. Соответственно, плата за коммунальные услуги, приобретенные у ресурсоснабжающей организации, не должна превышать размер, установленный для граждан - непосредственных потребителей услуг.
Исходя из абзаца 2 пункта 15 Правил в случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
В упомянутой норме имеется прямое указание на приобретение исполнителем коммунальных услуг в лице управляющей организации у ресурсоснабжающей организации горячей воды и тепловой энергии по тарифам, установленным для граждан (Постановление Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.06.2009 N 525/09).
Проверка расчета истца показала, что объем отпущенной тепловой энергии определен энергоснабжающей организацией в нарушение Правил N 307 не на основании норматива потребления коммунальных услуг, установленных для граждан.
Расчет ответчика, представленный в дело, произведен, исходя из расчетного метода определения количества потребленной тепловой энергии в порядке, предусмотренном Правилами N 307.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии на стороне ответчика задолженности в сумме, предъявленной истцом ко взысканию.
Изложенные в обжалуемом решении выводы согласуются в позицией ФАС Западно-Сибирского округа по делу N А81-2039/2009, который в Постановлении от 24.11.2009 применительно к правоотношениям сторон, вытекающим из договора N 18/м-т от 19.03.2008 года указал, что "вопрос о методе определения количества потребленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета должен решаться, исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг, которые, в свою очередь, учитываются согласно приложению N 2 к правилам N 307 при расчете размера платы за коммунальные услуги".
Довод подателя жалобы о том, что при определении количества поданной тепловой энергии при отсутствии приборов учета должен применяться расчетный метод в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 306 от 23.05.2003, не влияет на обоснованность изложенных в обжалуемом решении выводов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила N 306 определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию, а не устанавливают, что предусмотренные в нем формулы и методы расчета подлежат применению для определения объема и стоимости тепловой энергии, подлежащей оплате потребителем (гражданами).
В настоящем случае нормативы потребления тепловой энергии утверждены в порядке, предусмотренном указанными Правилами N 306, в рамках предоставленных полномочий администрацией муниципального образования г. Салехард Постановлением от 19 марта 2008 года N 97 (л.д. 93 - 94 т. 1).
Согласно пунктам 25, 26 Правил 306, при установлении нормативов потребления коммунальных услуг для потребителей учитываются, в том числе нормативные технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери холодной и горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии, газа во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома), а также коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В силу чего следует отклонить довод жалобы о том, что расчет ответчика по нормативам потребления не учитывает расходы по теплоснабжению мест общего пользования.
Тем более не подлежит применению к спорным отношениям порядок определения количества тепловой энергии, утвержденный Инструкцией организации учета тепловой энергии и теплоносителей на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (утверждена Постановлением Губернатора ЯНАО N 333 от 25.08.2003), в которой содержатся инструктивно-методические материалы по установке узлов коммерческого учета расхода тепловой энергии и теплоносителей у теплоснабжающих организаций и потребителей и включены материалы по расчету, подбору оборудования и приборов узлов учета, принципиальные, технологические, функциональные и электрические схемы соединения приборов учета, и рекомендованной к применению в целях в целях повышения эффективности использования энергетических ресурсов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа теплоснабжающими организациями, осуществляющими производство, передачу и распределение тепловой энергии и теплоносителей, и потребителями, присоединенными к тепловым сетям систем теплоснабжения (введение к Инструкции).
Таким образом, выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Нормы материального права при разрешении спора судом первой инстанции были применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Расходы по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы в связи с отказом в ее удовлетворении в соответствии с правилами статьи 110 АПК РФ относятся на подателя жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 29.12.2009 по делу N А81-3194/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Л.И.ЕНИКЕЕВА
Судьи
А.Н.ГЛУХИХ
Л.Р.ЛИТВИНЦЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)