Судебные решения, арбитраж
Органы управления товарищества собственников жилья; ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 15 июля 2010 года
Полный текст решения изготовлен 13 августа 2010 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего В.В. Окуловой,
судей Н.В. Гнездиловой, Н.И. Ремезовой
рассмотрев в судебном заседании 14.07.2010 г. - 15.07.2010 г. объединенные в одно производство дело N А60-12063/2010-С6
по заявлению закрытого акционерного общества "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района"
к Региональной энергетической комиссии Свердловской области
о признании недействующим постановления РЭК Свердловской области N 84-ПК от 22.07.2009 в части
третье лицо: открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала - дирекции по тепловодоснабжению Свердловской железной дороги,
и дело N А60-19915/2010-С6
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Звездочка"
к Региональной энергетической комиссии Свердловской области
о признании недействующим постановления РЭК Свердловской области N 84-ПК от 22.07.2009 в части
третьи лица: Товарищество собственников жилья "Челюскинцев 21 - 23", закрытое акционерное общество "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района", общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Горнозаводская"
при участии в судебном заседании:
- от заявителя: от ЗАО "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района" - А.Г. Леванов, представитель по доверенности от 12.12.2009, паспорт; от ООО "Управляющая компания "Звездочка" - Л.П. Монтиле, доверенность N 13 от 05.07.2010, паспорт;
- от заинтересованного лица: М.Б. Соболь, представитель по доверенности от 14.07.2010 N 02-18/3119, удостоверение; Е.С. Конькова, главный специалист отдела ценообразования, доверенность от 18.01.2010 N 02-18/110, удостоверение;
- от третьих лиц: от ЗАО "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района" - А.Г. Леванов, представитель по доверенности от 12.12.2009, паспорт; от ОАО "РЖД" в лице филиала - дирекции по тепловодоснабжению Свердловской железной дороги - В.В. Уманец, представитель по доверенности N 77/09-НЮ от 29.10.2009, паспорт; от ТСЖ "Челюскинцев 21 - 23" - Т.А. Гаврилова, председатель правления, приказ N 1 от 09.01.2010, доверенность от 11.01.2010 N 1, паспорт; от ООО "Управляющая компания "Горнозаводская" - представитель не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на сайте суда;
- Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено.
Закрытое акционерное общество "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании подпункта 1.1 Постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области N 84-ПК от 22.07.2009 недействующим (с учетом ходатайства об изменении и уточнении предмета заявленных требований) (дело N А60-12063/2010-С6).
Определением от 15.06.2010 к участию в рассмотрении дела в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заинтересованного лица привлечено открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала - дирекции по тепловодоснабжению Свердловской железной дороги.
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Звездочка" обратилось с заявлением (с учетом ходатайства об уточнении предмета требований) о признании недействующими подпункта 1.1, подпункта 2.2 пункта 2 Постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области N 84-ПК от 22.07.2009 г. (дело N А60-19915/2010-С6).
Определением от 04.06.2010 к участию в деле N А60-19915/2010-С6 в качестве третьих лиц привлечено: Товарищество собственников жилья "Челюскинцев 21 - 23", закрытое акционерное общество "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района".
Определением от 15.06.2010 дела N А60-12063/2010-С6 и N А60-19915/2010-С6 объединены в одно производство для их совместного рассмотрения.
Определением от 06.07.2010 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Горнозаводская".
Закрытое акционерное общество "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района" считает, что Постановление РЭК Свердловской области от 22 июля 2009 г. N 84-ПК в оспариваемой части не соответствует Федеральному Закону "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" N 210-ФЗ от 30.12.2004, п. 10, 11, 13 Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 520 от 14.07.2008 г.
Региональная энергетическая комиссия Свердловской области заявленные требования не признает со ссылкой на то, что постановление принято в пределах предоставленных полномочий, прав заявителей не нарушает, соответствует Федеральному Закону "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" N 210-ФЗ от 30.12.2004. Кроме того, РЭК Свердловской области ходатайствует о прекращении производства по делу на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ, поскольку срок действия оспариваемого акта в части утверждения тарифа на 2009 год истек на момент обращения с заявлением в арбитражный суд.
ОАО "Российские железные дороги" поддерживает позицию РЭК Свердловской области, просит отказать в удовлетворении заявленных требований, считает, что обжалуемое постановление принято в пределах предоставленных заинтересованному лицу полномочий, с соблюдением процедуры принятия и утверждения тарифов, прав и законных интересов заявителей не нарушает.
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Звездочка" поддерживает позицию закрытого акционерного общества "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района".
Третьи лица: Товарищество собственников жилья "Челюскинцев 21 - 23", общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Горнозаводская" поддерживают позицию закрытого акционерного общества "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района".
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд
установил:
Региональной энергетической комиссией Свердловской области вынесено Постановление от 22.07.2009 N 84-ПК "Об утверждении индивидуальных предельных тарифов на услуги водоснабжения, оказываемые ОАО "Российские железные дороги" потребителям Свердловской области". В соответствии с пунктом 2 данного постановления для Дирекции по тепловодоснабжению Свердловской железной дороги - филиала ОАО "Российские железные дороги" на полный комплекс услуги водоснабжения питьевой водой, оказываемой на территории муниципального образования "город Екатеринбург" утверждены индивидуальные предельные тарифы с 01.09.2009 по 31.12.2009 в размере 9,64 руб. / куб. м. (без НДС); с 01.01.2010 по 31.12.2010 потребителям Свердловской области в размере 10,78 руб. / куб. м. (без НДС) (п.п. 1.1. п. 2, п.п. 2.2. п. 2).
Установление для Дирекции тепловодоснабжения Свердловской железной дороги - филиала ОАО "Российские железные дороги" тарифов в указанном размере оспаривается заявителями как принятое с несоблюдением установленного порядка утверждения индивидуальных тарифов и нарушающее их права и законные интересы.
В соответствии со статьей 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт (ч. 6 ст. 194 АПК РФ).
Обязанность по доказыванию нарушения прав и законных интересов оспариваемым актом в силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возложена на заявителя.
Проверив в соответствии с ч. 4 ст. 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 22.07.2009 N 84-ПК в обжалуемой части на соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также на наличие полномочий по принятию оспариваемого нормативного правового акта, суд руководствуется следующим.
Регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон N 210-ФЗ) и правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 3 Закона N 210-ФЗ).
Согласно части 5 статьи 4 Закона N 210-ФЗ органы регулирования субъектов Российской Федерации регулируют тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, объектов утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, в случаях, если потребители, обслуживаемые с использованием этих систем и объектов, находятся в границах нескольких городских округов или нескольких городских, сельских поселений, расположенных на территориях нескольких (одного) муниципальных районов (муниципального района) субъекта Российской Федерации, и потребители каждого из этих муниципальных образований потребляют не более 80 процентов (в натуральном выражении) товаров и услуг этой организации коммунального комплекса.
В соответствии с указом Губернатора Свердловской области от 25.05.2009 N 491-УГ на территории Свердловской области органом исполнительной власти, наделенным данными полномочиями, является Региональная энергетическая комиссия Свердловской области.
Поскольку ОАО "Российские железные дороги" оказывает услуги водоснабжения потребителям нескольких муниципальных образований Свердловской области, при этом доля потребления услуг на территории каждого муниципального образования составляет менее 80% от их общего объема, полномочиями по утверждению тарифов на услуги водоснабжения для ОАО "Российские железные дороги" обладает РЭК Свердловской области.
Таким образом, оспариваемое заявителями постановление принято РЭК Свердловской области в соответствии с возложенными на комиссию полномочиями и в пределах предоставленных комиссией прав.
Согласно статье 9 Закона N 210-ФЗ регулирование тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса включает согласование с органом регулирования производственной программы организации коммунального комплекса и установление тарифов на товары и услуги этой организации в размере, обеспечивающем поступление денежных средств от реализации товаров (оказания услуг) организации коммунального комплекса в объеме, необходимом для выполнения данной производственной программы этой организации, с учетом обеспечения доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса и установленных предельных индексов.
Предельные индексы - это устанавливаемые в среднем по субъектам Российской Федерации и (или) в среднем по муниципальным образованиям на очередной финансовый год, если иной срок не установлен Федеральным законом или решением Правительства Российской Федерации, выраженные в процентах индексы максимально и минимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, действующих на конец предыдущего периода регулирования (п. 20 ст. 2 Закона N 210-ФЗ).
В соответствии с частью 4 статьи 4 Закона N 210-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок для соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса.
Приказом ФСТ России от 05.08.2008 N 128-э/2 для Свердловской области утвержден предельный индекс максимально возможного изменения тарифа в размере 119,8%.
Во исполнение Закона N 210-ФЗ и в соответствии с Приказом ФСТ России от 05.08.2008 N 128-э/2 Постановлением РЭК Свердловской области от 27.10.2008 г. N 126-ПК по муниципальному образованию "город Екатеринбург" на 2009 год утвержден предельный индекс максимально возможного изменения установленных тарифов на услуги водоснабжения в размере 113,6%.
Таким образом, тарифы на услуги водоснабжения на 2009 год подлежали утверждению в рамках предельного индекса максимально возможного изменения установленных тарифов с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, утвержденного Постановлением РЭК Свердловской области от 27.10.2008 г. N 126-ПК.
Согласно пункту 52 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 г. N 520, предельные индексы, установленные по муниципальным образованиям, отражают допустимое изменение тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, рассчитанных с учетом надбавок к тарифам, на каждый финансовый год в течение периода действия тарифов в среднем по муниципальным образованиям.
Изложенное означает, что рост тарифов с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса по каждой отдельно взятой организации, оказывающей услуги водоснабжения, водоотведения потребителям того или иного муниципального образования может составлять величину отличную (большую или меньшую) от утвержденного индекса. Указанная позиция также отражена в информационном письме Федеральной службы по тарифам от 08.09.2006 г. N СН-4251/5.
Как видно из материалов дела, по результатам рассмотрения представленных Дирекцией по тепловодоснабжению Свердловской железной дороги (филиала ОАО "Российские железные дороги") документов (производственной программы) для установления индивидуальных тарифов на услуги водоснабжения питьевой водой, оказываемые потребителям муниципальных образований Свердловской области, РЭК Свердловской области была согласована производственная программа оказания услуг водоснабжения на 2009 - 2010 годы и утверждены тарифы на полный комплекс услуги водоснабжения питьевой водой, о чем принято постановление от 22.07.2009 г. N 84-ПК.
В частности, Постановлением РЭК Свердловской области от 22.07.2009 г. N 84-ПК ОАО "Российские железные дороги" на 2009 год утвержден тариф на полный комплекс услуги водоснабжения питьевой водой, оказываемой с 01.09.2009 по 31.12.2009 г. по муниципальному образованию "город Екатеринбург" в размере 9,64 руб. куб. м (без НДС) и с 01.01.2010 по 31.12.2010 г. включительно потребителям Свердловской области в размере 10,78 руб. / куб. м.
Согласно выписке из протокола заседания Правления РЭК Свердловской области от 22.07.2009 N 23 были рассмотрены производственные программы оказания услуг водоснабжения по 28 муниципальным образованиям Свердловской области, произведены корректировки по таким показателям, как: объем полезного отпуска потребителям, затратам на реагенты для технологических целей, затраты на электроэнергию, амортизационные отчисления, затраты на ремонт и техническое обслуживание, на капитальный ремонт затраты были исключены, скорректированы расходы на оплату труда, отчисления от фонда оплаты труда, накладные расходы и др., определен размер экономически обоснованного тарифа на 2009 год. На 2010 год тариф определен методом постатейной индексации затрат, учтенных в тарифе 2009 года, на индексы-дефляторы, рекомендуемые Минэкономразвития России на 2010 год.
Как видно из расчета роста изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса в сфере водоснабжения и водоотведения в 2009 году по муниципальному образованию "город Екатеринбург", рост изменения тарифов в среднем составил 112,8%, что не превышает предельный индекс 113,6%, утвержденный постановлением РЭК Свердловской области от 27.10.2008 г. N 126-ПК.
Из анализа расчета роста изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса в сфере водоснабжения и водоотведения в 2009 году по Свердловской области следует, что рост изменения тарифов не превысил предельный индекс максимально возможного изменения тарифа - 119,9%, утвержденный Приказом ФСТ России от 05.08.2008 N 128-э/2 для Свердловской области.
Таким образом, тарифы на услуги водоснабжения, оказываемые ОАО "Российские железные дороги", утверждены постановлением РЭК Свердловской области от 22.07.2009 г. N 84-ПК в соответствии с порядком утверждения тарифов, установленным частью 2 статьи 3, частями 4, 5 ст. 4 Закона N 210-ФЗ, пунктами 9, 10 Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, пунктом 52 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 г. N 520.
Довод заявителей о том, что тариф на 2009 год (9,64 руб.) утвержден с превышением максимально возможного индекса изменения тарифа, поскольку превышает тариф 2008 года, который составлял 8,03 руб. / куб. м, более чем на 113,6 процентов (8,03 x 113,6% = 9,12), отклонен, так как использованный заявителем расчет роста тарифов относительно отдельно взятого исполнителя услуг не отвечает установленному порядку определения изменения роста тарифов. Предельный индекс изменения тарифов на 2009 год - 113,6% был установлен в целом для муниципального образования город Екатеринбург, а не для отдельно взятого исполнителя услуг и не для отдельного вида услуги. Отклонение (как увеличение, так и уменьшение) роста тарифов внутри муниципального образования город Екатеринбург от предельного индекса максимально возможного изменения тарифа, как видно из расчета заинтересованного лица, не привело в целом по Екатеринбургу к превышению максимального предельного уровня тарифов (превышение в среднем составило 112,8%, что менее 113,6%).
Поскольку тарифы на 2010 год были определены заинтересованным лицом путем использования метода постатейной индексации затрат, учтенных в тарифе 2009 года, что соответствует п. 3 ч. 1 ст. 8 Закона N 210-ФЗ, оснований для признания оспариваемого постановления в указанной части недействующим также не имеется.
Как было выше отмечено, необходимым условием признания оспариваемого акта недействующим является нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное возложение каких-либо обязанностей, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, обязанность доказывания которых в силу ст. 65 АПК РФ лежит на заявителе по делу.
В обоснование нарушения прав заявители ссылаются на то, что утверждение тарифов с превышением максимально возможного уровня роста тарифа на услуги водоснабжения привело к существенному нарушению прав и законных интересов в сфере экономической деятельности в связи с необходимостью производить оплату по завышенному тарифу.
Поскольку довод об установлении тарифов в завышенном размере не нашел подтверждения в ходе рассмотрения материалов дел, оснований считать права и законные интересы нарушенными не имеется. Сам по себе факт повышения размера тарифа по сравнению с предыдущим периодом при соблюдении порядка регулирования тарифов не свидетельствует о нарушении прав заявителей.
С учетом вышеизложенного Постановление Региональной энергетической комиссии Свердловской области N 84-ПК от 22.07.2009 в оспариваемой части соответствует Федеральному закону от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Основам ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520, Правилам регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520, принято в пределах полномочий и не нарушает прав и законных интересов заявителей.
Обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Звездочка" заявлено ходатайство о назначении судебной экспертизы экономической обоснованности тарифов в целях проверки обоснованности использованной заинтересованным лицом методики исчисления индекса роста тарифа.
Региональная энергетическая комиссия Свердловской области и открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала - дирекции по тепловодоснабжению Свердловской железной дороги возражают против удовлетворения ходатайства. Рассмотрев заявленное ходатайство, суд определил в удовлетворении ходатайства отказать исходя из того, что в силу части 1 статьи 82 АПК РФ экспертиза назначается арбитражным судом для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний. Спор, связанный с проверкой использованного метода и порядка утверждения тарифа, может быть разрешен по имеющимся в деле документам.
Ходатайство заинтересованного лица о прекращении производства по делу в связи с истечением на момент обращения с заявлением в арбитражный суд срока действия тарифа, утвержденного на 2009 год, суд оставляет без удовлетворения, поскольку прекращение производства по делу в связи с истечением срока действия тарифа без проверки законности его установления может привести к невозможности реализации заявителем права на судебную защиту своих интересов, которые он считает нарушенными.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Признать подпункт 1.1 пункта 2, подпункт п. 2.2 пункта 2 Постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области N 84-ПК от 22.07.2009 соответствующими Федеральному закону от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Основам ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520, Правилам регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520.
В удовлетворении заявлений Закрытого акционерного общества "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района" и Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Звездочка" отказать.
Решение по делу вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный суд Уральского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 13.08.2010 ПО ДЕЛУ N А60-12063/2010-С6, А60-19915/2010-С6
Разделы:Органы управления товарищества собственников жилья; ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 13 августа 2010 г. по делу N А60-12063/2010-С6,
А60-19915/2010-С6
Резолютивная часть решения объявлена 15 июля 2010 года
Полный текст решения изготовлен 13 августа 2010 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего В.В. Окуловой,
судей Н.В. Гнездиловой, Н.И. Ремезовой
рассмотрев в судебном заседании 14.07.2010 г. - 15.07.2010 г. объединенные в одно производство дело N А60-12063/2010-С6
по заявлению закрытого акционерного общества "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района"
к Региональной энергетической комиссии Свердловской области
о признании недействующим постановления РЭК Свердловской области N 84-ПК от 22.07.2009 в части
третье лицо: открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала - дирекции по тепловодоснабжению Свердловской железной дороги,
и дело N А60-19915/2010-С6
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Звездочка"
к Региональной энергетической комиссии Свердловской области
о признании недействующим постановления РЭК Свердловской области N 84-ПК от 22.07.2009 в части
третьи лица: Товарищество собственников жилья "Челюскинцев 21 - 23", закрытое акционерное общество "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района", общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Горнозаводская"
при участии в судебном заседании:
- от заявителя: от ЗАО "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района" - А.Г. Леванов, представитель по доверенности от 12.12.2009, паспорт; от ООО "Управляющая компания "Звездочка" - Л.П. Монтиле, доверенность N 13 от 05.07.2010, паспорт;
- от заинтересованного лица: М.Б. Соболь, представитель по доверенности от 14.07.2010 N 02-18/3119, удостоверение; Е.С. Конькова, главный специалист отдела ценообразования, доверенность от 18.01.2010 N 02-18/110, удостоверение;
- от третьих лиц: от ЗАО "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района" - А.Г. Леванов, представитель по доверенности от 12.12.2009, паспорт; от ОАО "РЖД" в лице филиала - дирекции по тепловодоснабжению Свердловской железной дороги - В.В. Уманец, представитель по доверенности N 77/09-НЮ от 29.10.2009, паспорт; от ТСЖ "Челюскинцев 21 - 23" - Т.А. Гаврилова, председатель правления, приказ N 1 от 09.01.2010, доверенность от 11.01.2010 N 1, паспорт; от ООО "Управляющая компания "Горнозаводская" - представитель не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на сайте суда;
- Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено.
Закрытое акционерное общество "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании подпункта 1.1 Постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области N 84-ПК от 22.07.2009 недействующим (с учетом ходатайства об изменении и уточнении предмета заявленных требований) (дело N А60-12063/2010-С6).
Определением от 15.06.2010 к участию в рассмотрении дела в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заинтересованного лица привлечено открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала - дирекции по тепловодоснабжению Свердловской железной дороги.
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Звездочка" обратилось с заявлением (с учетом ходатайства об уточнении предмета требований) о признании недействующими подпункта 1.1, подпункта 2.2 пункта 2 Постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области N 84-ПК от 22.07.2009 г. (дело N А60-19915/2010-С6).
Определением от 04.06.2010 к участию в деле N А60-19915/2010-С6 в качестве третьих лиц привлечено: Товарищество собственников жилья "Челюскинцев 21 - 23", закрытое акционерное общество "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района".
Определением от 15.06.2010 дела N А60-12063/2010-С6 и N А60-19915/2010-С6 объединены в одно производство для их совместного рассмотрения.
Определением от 06.07.2010 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Горнозаводская".
Закрытое акционерное общество "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района" считает, что Постановление РЭК Свердловской области от 22 июля 2009 г. N 84-ПК в оспариваемой части не соответствует Федеральному Закону "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" N 210-ФЗ от 30.12.2004, п. 10, 11, 13 Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 520 от 14.07.2008 г.
Региональная энергетическая комиссия Свердловской области заявленные требования не признает со ссылкой на то, что постановление принято в пределах предоставленных полномочий, прав заявителей не нарушает, соответствует Федеральному Закону "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" N 210-ФЗ от 30.12.2004. Кроме того, РЭК Свердловской области ходатайствует о прекращении производства по делу на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ, поскольку срок действия оспариваемого акта в части утверждения тарифа на 2009 год истек на момент обращения с заявлением в арбитражный суд.
ОАО "Российские железные дороги" поддерживает позицию РЭК Свердловской области, просит отказать в удовлетворении заявленных требований, считает, что обжалуемое постановление принято в пределах предоставленных заинтересованному лицу полномочий, с соблюдением процедуры принятия и утверждения тарифов, прав и законных интересов заявителей не нарушает.
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Звездочка" поддерживает позицию закрытого акционерного общества "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района".
Третьи лица: Товарищество собственников жилья "Челюскинцев 21 - 23", общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Горнозаводская" поддерживают позицию закрытого акционерного общества "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района".
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд
установил:
Региональной энергетической комиссией Свердловской области вынесено Постановление от 22.07.2009 N 84-ПК "Об утверждении индивидуальных предельных тарифов на услуги водоснабжения, оказываемые ОАО "Российские железные дороги" потребителям Свердловской области". В соответствии с пунктом 2 данного постановления для Дирекции по тепловодоснабжению Свердловской железной дороги - филиала ОАО "Российские железные дороги" на полный комплекс услуги водоснабжения питьевой водой, оказываемой на территории муниципального образования "город Екатеринбург" утверждены индивидуальные предельные тарифы с 01.09.2009 по 31.12.2009 в размере 9,64 руб. / куб. м. (без НДС); с 01.01.2010 по 31.12.2010 потребителям Свердловской области в размере 10,78 руб. / куб. м. (без НДС) (п.п. 1.1. п. 2, п.п. 2.2. п. 2).
Установление для Дирекции тепловодоснабжения Свердловской железной дороги - филиала ОАО "Российские железные дороги" тарифов в указанном размере оспаривается заявителями как принятое с несоблюдением установленного порядка утверждения индивидуальных тарифов и нарушающее их права и законные интересы.
В соответствии со статьей 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт (ч. 6 ст. 194 АПК РФ).
Обязанность по доказыванию нарушения прав и законных интересов оспариваемым актом в силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возложена на заявителя.
Проверив в соответствии с ч. 4 ст. 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 22.07.2009 N 84-ПК в обжалуемой части на соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также на наличие полномочий по принятию оспариваемого нормативного правового акта, суд руководствуется следующим.
Регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон N 210-ФЗ) и правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 3 Закона N 210-ФЗ).
Согласно части 5 статьи 4 Закона N 210-ФЗ органы регулирования субъектов Российской Федерации регулируют тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, объектов утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, в случаях, если потребители, обслуживаемые с использованием этих систем и объектов, находятся в границах нескольких городских округов или нескольких городских, сельских поселений, расположенных на территориях нескольких (одного) муниципальных районов (муниципального района) субъекта Российской Федерации, и потребители каждого из этих муниципальных образований потребляют не более 80 процентов (в натуральном выражении) товаров и услуг этой организации коммунального комплекса.
В соответствии с указом Губернатора Свердловской области от 25.05.2009 N 491-УГ на территории Свердловской области органом исполнительной власти, наделенным данными полномочиями, является Региональная энергетическая комиссия Свердловской области.
Поскольку ОАО "Российские железные дороги" оказывает услуги водоснабжения потребителям нескольких муниципальных образований Свердловской области, при этом доля потребления услуг на территории каждого муниципального образования составляет менее 80% от их общего объема, полномочиями по утверждению тарифов на услуги водоснабжения для ОАО "Российские железные дороги" обладает РЭК Свердловской области.
Таким образом, оспариваемое заявителями постановление принято РЭК Свердловской области в соответствии с возложенными на комиссию полномочиями и в пределах предоставленных комиссией прав.
Согласно статье 9 Закона N 210-ФЗ регулирование тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса включает согласование с органом регулирования производственной программы организации коммунального комплекса и установление тарифов на товары и услуги этой организации в размере, обеспечивающем поступление денежных средств от реализации товаров (оказания услуг) организации коммунального комплекса в объеме, необходимом для выполнения данной производственной программы этой организации, с учетом обеспечения доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса и установленных предельных индексов.
Предельные индексы - это устанавливаемые в среднем по субъектам Российской Федерации и (или) в среднем по муниципальным образованиям на очередной финансовый год, если иной срок не установлен Федеральным законом или решением Правительства Российской Федерации, выраженные в процентах индексы максимально и минимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, действующих на конец предыдущего периода регулирования (п. 20 ст. 2 Закона N 210-ФЗ).
В соответствии с частью 4 статьи 4 Закона N 210-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок для соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса.
Приказом ФСТ России от 05.08.2008 N 128-э/2 для Свердловской области утвержден предельный индекс максимально возможного изменения тарифа в размере 119,8%.
Во исполнение Закона N 210-ФЗ и в соответствии с Приказом ФСТ России от 05.08.2008 N 128-э/2 Постановлением РЭК Свердловской области от 27.10.2008 г. N 126-ПК по муниципальному образованию "город Екатеринбург" на 2009 год утвержден предельный индекс максимально возможного изменения установленных тарифов на услуги водоснабжения в размере 113,6%.
Таким образом, тарифы на услуги водоснабжения на 2009 год подлежали утверждению в рамках предельного индекса максимально возможного изменения установленных тарифов с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, утвержденного Постановлением РЭК Свердловской области от 27.10.2008 г. N 126-ПК.
Согласно пункту 52 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 г. N 520, предельные индексы, установленные по муниципальным образованиям, отражают допустимое изменение тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, рассчитанных с учетом надбавок к тарифам, на каждый финансовый год в течение периода действия тарифов в среднем по муниципальным образованиям.
Изложенное означает, что рост тарифов с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса по каждой отдельно взятой организации, оказывающей услуги водоснабжения, водоотведения потребителям того или иного муниципального образования может составлять величину отличную (большую или меньшую) от утвержденного индекса. Указанная позиция также отражена в информационном письме Федеральной службы по тарифам от 08.09.2006 г. N СН-4251/5.
Как видно из материалов дела, по результатам рассмотрения представленных Дирекцией по тепловодоснабжению Свердловской железной дороги (филиала ОАО "Российские железные дороги") документов (производственной программы) для установления индивидуальных тарифов на услуги водоснабжения питьевой водой, оказываемые потребителям муниципальных образований Свердловской области, РЭК Свердловской области была согласована производственная программа оказания услуг водоснабжения на 2009 - 2010 годы и утверждены тарифы на полный комплекс услуги водоснабжения питьевой водой, о чем принято постановление от 22.07.2009 г. N 84-ПК.
В частности, Постановлением РЭК Свердловской области от 22.07.2009 г. N 84-ПК ОАО "Российские железные дороги" на 2009 год утвержден тариф на полный комплекс услуги водоснабжения питьевой водой, оказываемой с 01.09.2009 по 31.12.2009 г. по муниципальному образованию "город Екатеринбург" в размере 9,64 руб. куб. м (без НДС) и с 01.01.2010 по 31.12.2010 г. включительно потребителям Свердловской области в размере 10,78 руб. / куб. м.
Согласно выписке из протокола заседания Правления РЭК Свердловской области от 22.07.2009 N 23 были рассмотрены производственные программы оказания услуг водоснабжения по 28 муниципальным образованиям Свердловской области, произведены корректировки по таким показателям, как: объем полезного отпуска потребителям, затратам на реагенты для технологических целей, затраты на электроэнергию, амортизационные отчисления, затраты на ремонт и техническое обслуживание, на капитальный ремонт затраты были исключены, скорректированы расходы на оплату труда, отчисления от фонда оплаты труда, накладные расходы и др., определен размер экономически обоснованного тарифа на 2009 год. На 2010 год тариф определен методом постатейной индексации затрат, учтенных в тарифе 2009 года, на индексы-дефляторы, рекомендуемые Минэкономразвития России на 2010 год.
Как видно из расчета роста изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса в сфере водоснабжения и водоотведения в 2009 году по муниципальному образованию "город Екатеринбург", рост изменения тарифов в среднем составил 112,8%, что не превышает предельный индекс 113,6%, утвержденный постановлением РЭК Свердловской области от 27.10.2008 г. N 126-ПК.
Из анализа расчета роста изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса в сфере водоснабжения и водоотведения в 2009 году по Свердловской области следует, что рост изменения тарифов не превысил предельный индекс максимально возможного изменения тарифа - 119,9%, утвержденный Приказом ФСТ России от 05.08.2008 N 128-э/2 для Свердловской области.
Таким образом, тарифы на услуги водоснабжения, оказываемые ОАО "Российские железные дороги", утверждены постановлением РЭК Свердловской области от 22.07.2009 г. N 84-ПК в соответствии с порядком утверждения тарифов, установленным частью 2 статьи 3, частями 4, 5 ст. 4 Закона N 210-ФЗ, пунктами 9, 10 Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, пунктом 52 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 г. N 520.
Довод заявителей о том, что тариф на 2009 год (9,64 руб.) утвержден с превышением максимально возможного индекса изменения тарифа, поскольку превышает тариф 2008 года, который составлял 8,03 руб. / куб. м, более чем на 113,6 процентов (8,03 x 113,6% = 9,12), отклонен, так как использованный заявителем расчет роста тарифов относительно отдельно взятого исполнителя услуг не отвечает установленному порядку определения изменения роста тарифов. Предельный индекс изменения тарифов на 2009 год - 113,6% был установлен в целом для муниципального образования город Екатеринбург, а не для отдельно взятого исполнителя услуг и не для отдельного вида услуги. Отклонение (как увеличение, так и уменьшение) роста тарифов внутри муниципального образования город Екатеринбург от предельного индекса максимально возможного изменения тарифа, как видно из расчета заинтересованного лица, не привело в целом по Екатеринбургу к превышению максимального предельного уровня тарифов (превышение в среднем составило 112,8%, что менее 113,6%).
Поскольку тарифы на 2010 год были определены заинтересованным лицом путем использования метода постатейной индексации затрат, учтенных в тарифе 2009 года, что соответствует п. 3 ч. 1 ст. 8 Закона N 210-ФЗ, оснований для признания оспариваемого постановления в указанной части недействующим также не имеется.
Как было выше отмечено, необходимым условием признания оспариваемого акта недействующим является нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное возложение каких-либо обязанностей, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, обязанность доказывания которых в силу ст. 65 АПК РФ лежит на заявителе по делу.
В обоснование нарушения прав заявители ссылаются на то, что утверждение тарифов с превышением максимально возможного уровня роста тарифа на услуги водоснабжения привело к существенному нарушению прав и законных интересов в сфере экономической деятельности в связи с необходимостью производить оплату по завышенному тарифу.
Поскольку довод об установлении тарифов в завышенном размере не нашел подтверждения в ходе рассмотрения материалов дел, оснований считать права и законные интересы нарушенными не имеется. Сам по себе факт повышения размера тарифа по сравнению с предыдущим периодом при соблюдении порядка регулирования тарифов не свидетельствует о нарушении прав заявителей.
С учетом вышеизложенного Постановление Региональной энергетической комиссии Свердловской области N 84-ПК от 22.07.2009 в оспариваемой части соответствует Федеральному закону от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Основам ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520, Правилам регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520, принято в пределах полномочий и не нарушает прав и законных интересов заявителей.
Обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Звездочка" заявлено ходатайство о назначении судебной экспертизы экономической обоснованности тарифов в целях проверки обоснованности использованной заинтересованным лицом методики исчисления индекса роста тарифа.
Региональная энергетическая комиссия Свердловской области и открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала - дирекции по тепловодоснабжению Свердловской железной дороги возражают против удовлетворения ходатайства. Рассмотрев заявленное ходатайство, суд определил в удовлетворении ходатайства отказать исходя из того, что в силу части 1 статьи 82 АПК РФ экспертиза назначается арбитражным судом для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний. Спор, связанный с проверкой использованного метода и порядка утверждения тарифа, может быть разрешен по имеющимся в деле документам.
Ходатайство заинтересованного лица о прекращении производства по делу в связи с истечением на момент обращения с заявлением в арбитражный суд срока действия тарифа, утвержденного на 2009 год, суд оставляет без удовлетворения, поскольку прекращение производства по делу в связи с истечением срока действия тарифа без проверки законности его установления может привести к невозможности реализации заявителем права на судебную защиту своих интересов, которые он считает нарушенными.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Признать подпункт 1.1 пункта 2, подпункт п. 2.2 пункта 2 Постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области N 84-ПК от 22.07.2009 соответствующими Федеральному закону от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Основам ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520, Правилам регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520.
В удовлетворении заявлений Закрытого акционерного общества "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района" и Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Звездочка" отказать.
Решение по делу вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный суд Уральского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий
ОКУЛОВА В.В.
Судьи
ГНЕЗДИЛОВА Н.В.
РЕМЕЗОВА Н.И.
ОКУЛОВА В.В.
Судьи
ГНЕЗДИЛОВА Н.В.
РЕМЕЗОВА Н.И.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)