Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 09.02.2011 ПО ДЕЛУ N А21-10644/2009

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 февраля 2011 г. по делу N А21-10644/2009


Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Яковца А.В., судей Кустова А.А., Тарасюка И.М., при участии от общества с ограниченной ответственностью "ЖЭУ N 7" Фролова А.В. (доверенность от 01.11.2010), от открытого акционерного общества "Янтарьэнерго" Никитеева Д.В. (доверенность от 11.01.2011), рассмотрев 07.02.2011 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЖЭУ N 7" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 09.06.2010 (судья Можегова Н.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2010 (судьи Черемошкина В.В., Горшелев В.В., Медведева И.Г.) по делу N А21-10644/2009,
установил:

Открытое акционерное общество "Янтарьэнерго" (далее - ОАО "Янтарьэнерго") обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ЖЭУ N 7" (далее - ООО "ЖЭУ N 7", Общество) с иском о взыскании 736 363 руб. 58 коп. задолженности по оплате электрической энергии, поставленной на общедомовые нужды в период с января по июль 2009 года (с учетом уменьшения размера исковых требований, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
Решением суда первой инстанции от 09.06.2010, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 16.09.2010, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе ООО "ЖЭУ N 7" просит решение от 09.06.2010 и постановление от 16.09.2010 отменить и направить дело в суд первой инстанции на новое рассмотрение в ином составе судей.
Податель жалобы считает не соответствующим фактическим обстоятельствам дела вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что ООО "ЖЭУ N 7" является исполнителем коммунальной услуги по энергоснабжению мест общего пользования многоквартирных жилых домов.
Общество указывает, что является исполнителем коммунальных услуг по содержанию и ремонту жилья и стоимость электрической энергии, потребляемой на общедомовые нужды, не входит в состав стоимости оказываемых им услуг, в связи с чем Общество не может ее оплачивать.
В жалобе также указано, что договор энергоснабжения с ОАО "Янтарьэнерго" ООО "ЖЭУ N 7" до настоящего времени не заключен.
По мнению подателя жалобы, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), электрическую энергию, потребленную в личных целях, а также электроэнергию, израсходованную на общедомовые нужды, должны оплачивать собственники жилых помещений, с которыми у ОАО "Янтарьэнерго" сложились договорные отношения по снабжению электрической энергией.
Общество также считает, что коммунальная услуга по электроснабжению не может быть разделена на энергоснабжение квартир и поставку электроэнергии на общедомовые нужды.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель ООО "ЖЭУ N 7" поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель ОАО "Янтарьэнерго" возражал против удовлетворения жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, ОАО "Янтарьэнерго" поставляло электрическую энергию, используемую на общедомовые нужды многоквартирных жилых домов, находящихся в управлении ООО "ЖЭУ N 7".
Договор энергоснабжения сторонами в спорный период не был заключен в связи с недостижением соглашения по отдельным его условиям.
Для оплаты электрической энергии, потребленной на общедомовые нужды названных многоквартирных жилых домов, ОАО "Янтарьэнерго" в период с января по июль 2009 года направило в адрес Общества счета на общую сумму 1 506 646 руб. 56 коп.
Поскольку Общество начиная с января 2009 года производило оплату электроэнергии, поставленной лишь на общедомовые нужды многоквартирных жилых домов N 34 и 36 по улице Буткова, ОАО "Янтарьэнерго" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Первоначально количество потребленной электроэнергии было определено ОАО "Янтарьэнерго" исходя из показаний приборов учета (в домах, где такие приборы учета установлены) и по установленной мощности (в домах, где приборы учета не установлены).
В ходе судебного разбирательства Обществом произведен перерасчет количества электроэнергии по тем объектам, где приборы учета электрической энергии отсутствуют. При этом количество электроэнергии по указанным объектам ответчик определил исходя из норматива потребления (7 кВт.ч в месяц на человека) и количества граждан, проживающих в домах, находящихся в его управлении.
Истец с указанным перерасчетом согласился и уточнил размер своих исковых требований.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что ООО "ЖЭУ N 7" в соответствии со статьями 161 и 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктами 3 и 49 Правил N 307 является исполнителем коммунальных услуг, в обязанности которого входит заключение договора на приобретение ресурсов на коммунальные (общедомовые) нужды и их оплата, в связи с чем решением от 09.06.2010 удовлетворил исковые требования.
Апелляционный суд с выводами суда первой инстанции согласился.
Проверив законность обжалуемых судебных актов и обоснованность доводов, приведенных в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 2 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
В соответствии со статьей 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно пункту 4 статьи 539 ГК РФ к отношениям по договору снабжения электрической энергией правила параграфа 6 главы 30 данного Кодекса применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное.
В силу пункта 89 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) и в соответствии с названными Правилами приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. При этом количество приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) электрической энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.
В силу пункта 17 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон N 210-ФЗ) потребителями товаров и услуг организаций коммунального комплекса в сфере электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов признаются лица, приобретающие по договору электрическую и тепловую энергию, воду, услуги по водоотведению и утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов для собственных хозяйственно-бытовых и (или) производственных нужд (далее - потребители). В многоквартирных домах жилищного сектора потребителями товаров и услуг указанных организаций в сфере электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов являются товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие организации, которые приобретают указанные выше товары и услуги для предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме, или непосредственно собственники помещений в многоквартирном доме в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений (подпункт "а" пункта 17 названного Закона).
Согласно пункту 3 Правил N 307 исполнителем коммунальных услуг признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Как следует из материалов дела, в письме от 23.01.2009 N 10, направленном в адрес истца, ООО "ЖЭУ N 7" подтверждает факт передачи ему в управление 176 многоквартирных жилых домов.
Кроме того, все спорные многоквартирные дома перечислены в приложении к заключаемому сторонами договору энергоснабжения N 6497. Доказательства того, что у ответчика имелись разногласия относительно указанного приложения при заключении договора энергоснабжения с истцом, в материалах дела отсутствуют.
В результате оценки перечисленных доказательств суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что ООО "ЖЭУ N 7" в отношении спорных многоквартирных жилых домов является управляющей организацией.
По мнению суда кассационной инстанции, указанный вывод соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
Отсутствие договора, заключенного надлежащим образом в письменной форме, не освобождает ответчика от обязанности возместить стоимость энергии, потребленной на общие нужды домов, находящихся у него в управлении.
Учитывая изложенное и исходя из толкования положений Закона N 210-ФЗ, Федерального закона от 14.04.95 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" и статьи 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", определяющих понятия "потребитель электрической энергии" и "исполнитель коммунальных услуг", суд кассационной инстанции считает правильным вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что на Общество как исполнителя коммунальных услуг возлагается обязанность по оплате стоимости электроэнергии, отпущенной на общедомовые нужды.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций о том, что в спорный период между сторонами сложились отношения по снабжению многоквартирных жилых домов электрической энергией на общедомовые нужды и ООО "ЖЭУ N 7" обязано оплатить стоимость этой электрической энергии, также соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Приведенные в кассационной жалобе доводы о том, что коммунальная услуга по электроснабжению не может быть разделена и что электроэнергию, израсходованную на общедомовые нужды, должны оплачивать собственники жилых помещений, с которыми у ОАО "Янтарьэнерго" сложились договорные отношения по снабжению электрической энергией, не принимаются.
Пунктом 22 Правил N 307 установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
Согласно пункту 27 названных Правил величина, полученная в результате корректировки размера платы за коммунальные услуги и рассчитанная в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 19, подпунктом "г" пункта 20, подпунктом "б" пункта 21, пунктами 23 и 25 Правил N 307, учитывается при начислении платы за коммунальные услуги, подлежащей внесению в следующем месяце.
Таким образом, плата за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды, вносится ресурсоснабжающей организации исполнителем коммунальных услуг и учитывается последним впоследствии при начислении потребителям платы за коммунальные услуги.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции полагает, что фактические обстоятельства дела установлены судами первой и апелляционной инстанций на основе всестороннего, полного и объективного исследования представленных доказательств и получили надлежащую правовую оценку.
Нормы материального права применены судами правильно, нормы процессуального права не нарушены.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:

решение Арбитражного суда Калининградской области от 09.06.2010 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2010 по делу N А21-10644/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЖЭУ N 7" - без удовлетворения.
Председательствующий
А.В.ЯКОВЕЦ

Судьи
А.А.КУСТОВ
И.М.ТАРАСЮК













© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)