Судебные решения, арбитраж
ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 5 марта 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 марта 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
Председательствующего Пущиной Л.Ю.,
судей: Шелеминой М.М., Шелега Д.И.,
рассмотрев в судебном заседании кассационные жалобы Управления архитектуры администрации города Красноярска и товарищества собственников жилья "Столичное" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 20 сентября 2011 года по делу N А33-9748/2011, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 2 декабря 2011 года по тому же делу (суд первой инстанции: Иванова Е.А., суд апелляционной инстанции: Дунаева Л.А., Колесникова Г.А., Севастьянова Е.В.),
установил:
товарищество собственников жилья "Столичное" (далее - ТСЖ "Столичное", ОГРН 1082468016212, г. Красноярск) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к администрации города Красноярска (далее - администрация) о признании незаконным решения, утвержденного постановлением от 03.05.2011 N 149/1, об отказе в предоставлении разрешения на условно-разрешенный вид использования земельного участка, расположенного по адресу: г. Красноярск, Центральный район, ул. Марковского - ул. Перенсона.
Дело рассмотрено с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управления архитектуры администрации г. Красноярска (далее - Управление архитектуры, управление).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 20 сентября 2011 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 2 декабря 2011 года решение суда от 20 сентября 2011 года оставлено без изменения.
Не согласившись с судебными актами, ТСЖ "Столичное" и управление обратились в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационными жалобами.
В кассационной жалобе ТСЖ "Столичное" просит изменить резолютивную часть судебных актов, так как в резолютивной части решения отсутствует указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Управление архитектуры в кассационной жалобе просит судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Заявитель жалобы считает, что обществом не представлено объективных доказательств нарушения ответчиком прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности при вынесении оспариваемого постановления.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили.
Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв в судебном заседании с 1 марта 2012 года до 10 часов 20 минут 5 марта 2012 года, о чем сделано публичное извещение. После перерыва представители сторон в судебное заседание не явились.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов Арбитражного суда Красноярского края и Третьего арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
ТСЖ "Столичное" 26.05.2010 обратилось в Департамент градостроительства администрации города Красноярска с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта - офиса управляющей компании, пункта контроля доступа в ТСЖ.
Управлением архитектуры 21.06.2010 ТСЖ "Столичное" было выдано извещение от 21.06.2010 N 12034 о разрешении сбора согласований по участку ул. Марковского - ул. Перенсона для дальнейшего решения вопроса о возможности размещения офиса управляющей компании.
31.08.2011 ТСЖ "Столичное" пакет необходимых документов был сдан в Управление.
Согласно протоколу от 02.11.2010 общего собрания собственников жилых помещений в домах по ул. Марковского, 63, 67, ул. Перенсона, 30, ул. Перенсона, 32, единогласно принято решение о согласовании ТСЖ "Столичное" места размещения офиса управляющей компании и пункта контроля доступа на свободном земельном участке площадью 225 кв.м, примыкающем к земельному участку многоквартирного дома по ул. Перенсона, 30.
Управлением архитектуры письмом от 19.11.2010 N 23682 было предложено ТСЖ "Столичное" предоставить сведения о собственниках жилых домов по ул. Марковского, 63, ул. Марковского/Перенсона, 67/34, ул. Перенсона, 32, ул. Перенсона, 30 и протокол решения общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах.
08.12.2010 года запрошенные сведения о собственниках жилых домов и протокол их общего собрания были сданы ТСЖ "Столичное" в Управление архитектуры.
14.01.2011 письмом N 161 ТСЖ "Столичное" было предложено дополнить комплект документов доверенностями на представителей собственников жилых помещений, участвовавших в собрании, кроме того, указано на необходимость получения разрешения на условно-разрешенный вид использования земельного участка.
26.01.2011 года ТСЖ "Столичное" направлены в Управление архитектуры недостающие документы (доверенность), кроме того, полный пакет документов передан в комиссию по подготовке проекта правил землепользования для получения разрешения на условно-разрешенный вид.
08.02.2011 письмом N 1618 управление отказало ТСЖ "Столичное" в предварительном согласовании места размещения объекта в связи с отсутствием разрешения на условно-разрешенный вид.
С 23 марта по 14 апреля 2011 года комиссией проведены публичные слушания по вопросу предоставления ТСЖ "Столичное" условно-разрешенного вида использования земельного участка зоны Ж5 (зоны многоэтажной жилой застройки высокой плотности) - для размещения административного объекта офиса управляющей компании, в том числе открытое обсуждение в рамках публичных слушаний 07.04.2011.
19.04.2011 года комиссией вынесено заключение о результатах публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка N 10/548-ДГ, в соответствии с которым рекомендовано отказать ТСЖ "Столичное" в предоставлении разрешения на условно-разрешенный вид использования земельного участка.
03.05.2011 даны рекомендации, в которых указана следующая причина: строительство отдельно стоящего административного объекта на данном участке повлечет уплотнение застройки, что негативно отразится на условиях проживания жителей прилегающей территории.
03.05.2011 года и.о. Главы города В.В.Шевченко вынес постановление N 149/1 об отказе в предоставлении ТСЖ "Столичное" разрешения на условно-разрешенный вид использования земельного участка. Постановление опубликовано в газете "Городские новости" от 25.05.2011 N 73.
Не согласившись с указанным отказом, ТСЖ "Столичное" обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования о признании оспариваемого решения незаконным, исходил из того, что решение не содержит мотивированного обоснования отказа со ссылкой на результаты публичных слушаний и результаты комиссии, с указанием причин принятия данных рекомендаций.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает судебные акты не подлежащими отмене в силу следующего.
В соответствии со статьей 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
В силу пункта 6 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 настоящего Кодекса.
Согласно статье 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию (часть 1).
Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений данной статьи (часть 2 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Частью 3 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования проводятся с участием граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, применительно к которым запрашивается разрешение. В случае, если условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства может оказать негативное воздействие на окружающую среду, публичные слушания проводятся с участием правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску такого негативного воздействия.
Комиссия направляет сообщения о проведении публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования правообладателям земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, правообладателям объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, и правообладателям помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, применительно к которому запрашивается данное разрешение. Указанные сообщения направляются не позднее чем через десять дней со дня поступления заявления заинтересованного лица о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования (пункт 4 указанной статьи).
Участники публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования вправе представить в комиссию свои предложения и замечания, касающиеся указанного вопроса, для включения их в протокол публичных слушаний (пункт 5 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Заключение о результатах публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет" (пункт 6 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Срок проведения публичных слушаний с момента оповещения жителей муниципального образования о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и не может быть более одного месяца (пункт 7 той же статьи Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 8 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации на основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации.
На основании указанных в части 8 настоящей статьи рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения. Указанное решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет" (пункт 9 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 9 Положения об организации и проведении публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности в городе Красноярске, утвержденного Решением Красноярского городского совета от 19.05.2009 N 6-88, итоговыми документами публичных слушаний являются протокол публичных слушаний и заключение о результатах публичных слушаний, оформляемые комиссией по подготовке правил землепользования и застройки на основании публичных слушаний.
Как следует из материалов дела, за время публичных слушаний, включая открытое обсуждение, в комиссию не поступило ни одного отрицательного мнения по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид, что подтверждается протоколом публичных слушаний от 14.04.2011. Присутствовавшие на открытом обсуждении лица высказались в поддержку предоставления такого разрешения ТСЖ "Столичное".
По смыслу подпункта 3 пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" органы местного самоуправления принимают решения об изменении одного вида разрешенного использования объектов капитального строительства на другой вид такого использования с учетом результатов публичных слушаний. Результаты публичных слушаний носят рекомендательный характер.
В то же время ответственность за правильность принимаемого решения лежит на органе местного самоуправления. Результаты публичных слушаний являются одним из факторов, подлежащих учету при принятии такого решения.
Решение органа местного самоуправления по вопросу отказа в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка должно содержать указание на основания, по которым произведен данный отказ.
Из оспариваемого решения, утвержденного постановлением от 03.05.2011 N 149/1, следует, что ТСЖ "Столичное" в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка в целях размещения отдельно стоящего административного объекта - офиса управляющей компании на испрашиваемом земельном участке отказано, в том числе и на основании заключения о результатах публичных слушаний от 19.04.2011 N 10/548-дг, рекомендаций комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки города Красноярска от 03.05.2011.
При таких обстоятельствах вывод судов о том, что оспариваемое решение, утвержденное постановлением, не содержит мотивированного письменного отказа с указанием причин невозможности выдачи ТСЖ "Столичное" разрешения на условно разрешенный вид использования испрашиваемого земельного участка, является правильным, а поэтому указанное решение обоснованно признано судами незаконным, в связи с чем отсутствуют основания для отмены обжалуемых судебных актов.
Вместе с тем суд кассационной инстанции в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает необходимым изменить решение арбитражного суда первой инстанции в части возложения на администрацию города Красноярска обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов товарищества собственников жилья "Столичное".
Пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
При таких обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции в указанной части подлежит изменению, так как в решении не содержится указание о возложении на администрацию города Красноярска обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов товарищества собственников жилья "Столичное".
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 20 сентября 2011 года по делу N А33-9748/2011, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 2 декабря 2011 года по тому же делу изменить.
Изложить резолютивную часть решения Арбитражного суда Красноярского края от 20 сентября 2011 года в следующей редакции - возложить на администрацию города Красноярска обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов товарищества собственников жилья "Столичное".
В остальной части решение Арбитражного суда Красноярского края от 20 сентября 2011 года по делу N А33-9748/2011, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 2 декабря 2011 года по тому же делу оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Л.Ю.ПУЩИНА
Судьи:
М.М.ШЕЛЕМИНА
Д.И.ШЕЛЕГ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 13.03.2012 ПО ДЕЛУ N А33-9748/2011
Разделы:ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 марта 2012 г. N А33-9748/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 5 марта 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 марта 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
Председательствующего Пущиной Л.Ю.,
судей: Шелеминой М.М., Шелега Д.И.,
рассмотрев в судебном заседании кассационные жалобы Управления архитектуры администрации города Красноярска и товарищества собственников жилья "Столичное" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 20 сентября 2011 года по делу N А33-9748/2011, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 2 декабря 2011 года по тому же делу (суд первой инстанции: Иванова Е.А., суд апелляционной инстанции: Дунаева Л.А., Колесникова Г.А., Севастьянова Е.В.),
установил:
товарищество собственников жилья "Столичное" (далее - ТСЖ "Столичное", ОГРН 1082468016212, г. Красноярск) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к администрации города Красноярска (далее - администрация) о признании незаконным решения, утвержденного постановлением от 03.05.2011 N 149/1, об отказе в предоставлении разрешения на условно-разрешенный вид использования земельного участка, расположенного по адресу: г. Красноярск, Центральный район, ул. Марковского - ул. Перенсона.
Дело рассмотрено с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управления архитектуры администрации г. Красноярска (далее - Управление архитектуры, управление).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 20 сентября 2011 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 2 декабря 2011 года решение суда от 20 сентября 2011 года оставлено без изменения.
Не согласившись с судебными актами, ТСЖ "Столичное" и управление обратились в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационными жалобами.
В кассационной жалобе ТСЖ "Столичное" просит изменить резолютивную часть судебных актов, так как в резолютивной части решения отсутствует указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Управление архитектуры в кассационной жалобе просит судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Заявитель жалобы считает, что обществом не представлено объективных доказательств нарушения ответчиком прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности при вынесении оспариваемого постановления.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили.
Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв в судебном заседании с 1 марта 2012 года до 10 часов 20 минут 5 марта 2012 года, о чем сделано публичное извещение. После перерыва представители сторон в судебное заседание не явились.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов Арбитражного суда Красноярского края и Третьего арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
ТСЖ "Столичное" 26.05.2010 обратилось в Департамент градостроительства администрации города Красноярска с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта - офиса управляющей компании, пункта контроля доступа в ТСЖ.
Управлением архитектуры 21.06.2010 ТСЖ "Столичное" было выдано извещение от 21.06.2010 N 12034 о разрешении сбора согласований по участку ул. Марковского - ул. Перенсона для дальнейшего решения вопроса о возможности размещения офиса управляющей компании.
31.08.2011 ТСЖ "Столичное" пакет необходимых документов был сдан в Управление.
Согласно протоколу от 02.11.2010 общего собрания собственников жилых помещений в домах по ул. Марковского, 63, 67, ул. Перенсона, 30, ул. Перенсона, 32, единогласно принято решение о согласовании ТСЖ "Столичное" места размещения офиса управляющей компании и пункта контроля доступа на свободном земельном участке площадью 225 кв.м, примыкающем к земельному участку многоквартирного дома по ул. Перенсона, 30.
Управлением архитектуры письмом от 19.11.2010 N 23682 было предложено ТСЖ "Столичное" предоставить сведения о собственниках жилых домов по ул. Марковского, 63, ул. Марковского/Перенсона, 67/34, ул. Перенсона, 32, ул. Перенсона, 30 и протокол решения общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах.
08.12.2010 года запрошенные сведения о собственниках жилых домов и протокол их общего собрания были сданы ТСЖ "Столичное" в Управление архитектуры.
14.01.2011 письмом N 161 ТСЖ "Столичное" было предложено дополнить комплект документов доверенностями на представителей собственников жилых помещений, участвовавших в собрании, кроме того, указано на необходимость получения разрешения на условно-разрешенный вид использования земельного участка.
26.01.2011 года ТСЖ "Столичное" направлены в Управление архитектуры недостающие документы (доверенность), кроме того, полный пакет документов передан в комиссию по подготовке проекта правил землепользования для получения разрешения на условно-разрешенный вид.
08.02.2011 письмом N 1618 управление отказало ТСЖ "Столичное" в предварительном согласовании места размещения объекта в связи с отсутствием разрешения на условно-разрешенный вид.
С 23 марта по 14 апреля 2011 года комиссией проведены публичные слушания по вопросу предоставления ТСЖ "Столичное" условно-разрешенного вида использования земельного участка зоны Ж5 (зоны многоэтажной жилой застройки высокой плотности) - для размещения административного объекта офиса управляющей компании, в том числе открытое обсуждение в рамках публичных слушаний 07.04.2011.
19.04.2011 года комиссией вынесено заключение о результатах публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка N 10/548-ДГ, в соответствии с которым рекомендовано отказать ТСЖ "Столичное" в предоставлении разрешения на условно-разрешенный вид использования земельного участка.
03.05.2011 даны рекомендации, в которых указана следующая причина: строительство отдельно стоящего административного объекта на данном участке повлечет уплотнение застройки, что негативно отразится на условиях проживания жителей прилегающей территории.
03.05.2011 года и.о. Главы города В.В.Шевченко вынес постановление N 149/1 об отказе в предоставлении ТСЖ "Столичное" разрешения на условно-разрешенный вид использования земельного участка. Постановление опубликовано в газете "Городские новости" от 25.05.2011 N 73.
Не согласившись с указанным отказом, ТСЖ "Столичное" обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования о признании оспариваемого решения незаконным, исходил из того, что решение не содержит мотивированного обоснования отказа со ссылкой на результаты публичных слушаний и результаты комиссии, с указанием причин принятия данных рекомендаций.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает судебные акты не подлежащими отмене в силу следующего.
В соответствии со статьей 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
В силу пункта 6 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 настоящего Кодекса.
Согласно статье 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию (часть 1).
Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений данной статьи (часть 2 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Частью 3 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования проводятся с участием граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, применительно к которым запрашивается разрешение. В случае, если условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства может оказать негативное воздействие на окружающую среду, публичные слушания проводятся с участием правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску такого негативного воздействия.
Комиссия направляет сообщения о проведении публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования правообладателям земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, правообладателям объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, и правообладателям помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, применительно к которому запрашивается данное разрешение. Указанные сообщения направляются не позднее чем через десять дней со дня поступления заявления заинтересованного лица о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования (пункт 4 указанной статьи).
Участники публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования вправе представить в комиссию свои предложения и замечания, касающиеся указанного вопроса, для включения их в протокол публичных слушаний (пункт 5 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Заключение о результатах публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет" (пункт 6 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Срок проведения публичных слушаний с момента оповещения жителей муниципального образования о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и не может быть более одного месяца (пункт 7 той же статьи Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 8 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации на основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации.
На основании указанных в части 8 настоящей статьи рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения. Указанное решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет" (пункт 9 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 9 Положения об организации и проведении публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности в городе Красноярске, утвержденного Решением Красноярского городского совета от 19.05.2009 N 6-88, итоговыми документами публичных слушаний являются протокол публичных слушаний и заключение о результатах публичных слушаний, оформляемые комиссией по подготовке правил землепользования и застройки на основании публичных слушаний.
Как следует из материалов дела, за время публичных слушаний, включая открытое обсуждение, в комиссию не поступило ни одного отрицательного мнения по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид, что подтверждается протоколом публичных слушаний от 14.04.2011. Присутствовавшие на открытом обсуждении лица высказались в поддержку предоставления такого разрешения ТСЖ "Столичное".
По смыслу подпункта 3 пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" органы местного самоуправления принимают решения об изменении одного вида разрешенного использования объектов капитального строительства на другой вид такого использования с учетом результатов публичных слушаний. Результаты публичных слушаний носят рекомендательный характер.
В то же время ответственность за правильность принимаемого решения лежит на органе местного самоуправления. Результаты публичных слушаний являются одним из факторов, подлежащих учету при принятии такого решения.
Решение органа местного самоуправления по вопросу отказа в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка должно содержать указание на основания, по которым произведен данный отказ.
Из оспариваемого решения, утвержденного постановлением от 03.05.2011 N 149/1, следует, что ТСЖ "Столичное" в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка в целях размещения отдельно стоящего административного объекта - офиса управляющей компании на испрашиваемом земельном участке отказано, в том числе и на основании заключения о результатах публичных слушаний от 19.04.2011 N 10/548-дг, рекомендаций комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки города Красноярска от 03.05.2011.
При таких обстоятельствах вывод судов о том, что оспариваемое решение, утвержденное постановлением, не содержит мотивированного письменного отказа с указанием причин невозможности выдачи ТСЖ "Столичное" разрешения на условно разрешенный вид использования испрашиваемого земельного участка, является правильным, а поэтому указанное решение обоснованно признано судами незаконным, в связи с чем отсутствуют основания для отмены обжалуемых судебных актов.
Вместе с тем суд кассационной инстанции в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает необходимым изменить решение арбитражного суда первой инстанции в части возложения на администрацию города Красноярска обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов товарищества собственников жилья "Столичное".
Пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
При таких обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции в указанной части подлежит изменению, так как в решении не содержится указание о возложении на администрацию города Красноярска обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов товарищества собственников жилья "Столичное".
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 20 сентября 2011 года по делу N А33-9748/2011, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 2 декабря 2011 года по тому же делу изменить.
Изложить резолютивную часть решения Арбитражного суда Красноярского края от 20 сентября 2011 года в следующей редакции - возложить на администрацию города Красноярска обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов товарищества собственников жилья "Столичное".
В остальной части решение Арбитражного суда Красноярского края от 20 сентября 2011 года по делу N А33-9748/2011, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 2 декабря 2011 года по тому же делу оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Л.Ю.ПУЩИНА
Судьи:
М.М.ШЕЛЕМИНА
Д.И.ШЕЛЕГ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)