Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Постановление изготовлено в полном объеме 19 июля 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкасской Г.Н.,
судей Сирота Е.Г., Гайдука А.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управдом-Сылва" (ИНН: 5948030076, ОГРН: 1065948021600); (далее - общество "Управдом-Сылва") на решение Арбитражного суда Пермского края от 21.01.2011 по делу N А50-23348/2010 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2011 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
- общества "Управдом-Сылва" - Степанов В.В. (доверенность от 04.04.2011);
- общества с ограниченной ответственностью "Коммунальное предприятие Сылвы" (ИНН: 5948036984; ОГРН: 1065948021600); (далее - общество "КП-Сылва") - Селиванова Н.А. (доверенность от 19.10.2010), Добра Я.А., директор (решение от 04.09.2009 N 1).
Общество "КП-Сылва" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с исковым заявлением к обществу "Управдом-Сылва" о взыскании 594 712 руб. 94 коп. задолженности за тепловую энергию, поставленную в апреле 2010 года по договору теплоснабжения потребителей жилищного фонда от 01.03.2010 N 23 (с учетом уменьшения размера исковых требований, принятого судом на основании ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 21.01.2011 (судья Неклюдова А.А.) исковые требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2011 (судьи Масальская Н.Г., Лихачева А.Н., Назарова В.Ю.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Управдом-Сылва" просит решение и постановление отменить, в удовлетворении иска отказать, ссылаясь на необоснованное применение судами при разрешении спора п. 9 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), неправильное применение судами ст. 438 Гражданского кодекса Российской Федерации. По мнению заявителя, расчет истца, произведенный исходя из норматива потребления ГВС и количества фактически проживающих в домах граждан, сделан без учета наличия у 85% помещений индивидуальных приборов учета ГВС. Заявитель полагает, что в силу п. 9 Правил N 307 расчет потребления ГВС по нормативам потребления коммунального ресурса не может быть применен в отношениях с участием указанных потребителей, оплачивающих услуги по ГВС в соответствии с показаниями индивидуальных приборов учета. В дополнении к кассационной жалобе заявитель указал на то, что тариф на тепловую энергию для потребителей общества "КП-Сылва" в размере 700,34 руб./Гкал, примененный истцом с 01.04.2010 по 08.04.2010, не утверждался органом исполнительной власти Пермского края. Расчет потребления ГВС, произведенный ответчиком на основании с п. 16, 18, 19 Правил N 307, соответствует п. 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
В отзыве на кассационную жалобу общество "КП-Сылва" просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. Общество "КП-Сылва" пояснило, что 17.11.2009 обратилось в Региональную энергетическую комиссию Пермского края с заявлением об установлении тарифа на 2010 год в размере 742 руб. 33 коп. за 1 Гкал. и с 01.01.2010 и до утверждения тарифа в расчетах применялся тариф, утвержденный постановлением Региональной энергетической комиссии Пермского края от 02.12.2008 N 231-т.
Проверив законность решения и постановления в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 01.01.2010 между обществом "КП-Сылва" (энергоснабжающая организация) и обществом "Управдом-Сылва" (управляющая организация) заключен договор N 23 теплоснабжения потребителей жилого фонда, по условиям которого энергоснабжающая организация обязалась поставлять тепловую энергию в горячей воде через присоединенную сеть энергоснабжающей организации в жилищный фонд, находящийся в управлении управляющей организации согласно перечню потребителей, указанному в приложении N 1.
Энергоснабжающая организация поставляет тепловую энергию в горячей воде в количестве, определенном управляющей организацией, и в соответствии с приложением N 1 к договору, с соблюдением параметров качества тепловой энергии и режима работы, установленных данным договором требованиям Государственных стандартов, санитарных норм и правил и иных нормативных актов (п. 1.3 договора).
Граница ответственности между сторонами за состояние и обслуживание систем теплопотребления определяется по внешней стене дома, а при наличии коллективного (общедомового) прибора учета, принятого к эксплуатации энергоснабжающей организацией, - по месту соединения коллективного (общедомового) прибора учета с инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом, и фиксируется в прилагаемом к договору акте разграничения балансовой принадлежности теплосетей и эксплуатационной ответственности сторон (приложение N 3 к договору).
Согласно п. 4.1 указанного договора при отсутствии у управляющей организации приборов учета количество тепловой энергии в горячей воде определяется по нормам потребления тепловой энергии, утвержденным органом местного самоуправления. Расчет тепловой энергии на отопление производится из расчета на 1 кв. м площади отапливаемых помещений и на 1 кв. м площади отапливаемых нежилых помещений, расположенных в жилых домах; на горячее водоснабжение - по утвержденным органом местного самоуправления нормативам расхода тепла на подогрев воды в жилых домах и нормативам на ГВС из расчета на 1 человека для жилых помещений, и по нормам потребления для нежилых помещений в зависимости от вида их использования.
В апреле 2010 года истец поставил тепловую энергию на нужды отопления и горячего водоснабжения на объекты, находящиеся в управлении ответчика. Данное обстоятельство сторонами не оспаривается.
Общество "КП-Сылва" предъявило ответчику к оплате акт от 30.04.2010 N 267 и счет от 30.04.2010 N 252 на сумму 2 252 146 руб. 58 коп.
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение ответчиком обязанности по оплате стоимости потребленной тепловой энергии, истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
По мнению ответчика, в связи с наличием в большинстве помещений индивидуальных приборов учета расчет количества энергоресурса должен производиться в соответствии с данными показаниями, а при их отсутствии - по установленным нормативам потребления.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из правомерности произведенного истцом расчета и ненадлежащего исполнения ответчиком обязанности по оплате стоимости тепловой энергии.
Выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам и требованиям действующего законодательства.
Согласно п. 1 ст. 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В силу ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии со ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Принимая во внимание, что тепловая энергия на нужды отопления и горячего водоснабжения поставлялась в целях предоставления коммунальных услуг гражданам, суды правильно применили при разрешении спора положения Жилищного кодекса Российской Федерации и Правилами N 307.
Согласно п. 8 Правил N 307 условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Следовательно, при отсутствии средств измерения объем отпущенной горячей воды должен определяться ресурсоснабжающей организацией на основании нормативов потребления коммунальных ресурсов, которые устанавливаются для домов определенной группы независимо от наличия у их жителей индивидуальных приборов учета горячей воды (подп. а п. 5, п. 10, подп. в п. 39 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306). При установлении указанных нормативов показания индивидуальных приборов учета воды не принимаются во внимание.
Действующее нормативное регулирование отношений по горячему водоснабжению допускает учет фактического потребления горячей воды одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета воды, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между теплоснабжающей организацией и абонентом, либо расчетным путем исходя из количества жителей и утвержденных нормативов потребления горячего водоснабжения.
При отсутствии индивидуальных и коллективных приборов учета объем переданной (транспортированной) тепловой энергии в силу п. 19 Правил N 307 должен определяться исходя из норматива потребления этой коммунальной услуги, установленной для населения.
Судами установлено, что истец поставляет на объекты ответчика теплоноситель; подготовка горячей воды (подогрев) осуществляется с использованием внутридомового оборудования (бойлеров).
Установив, что на объектах, находящихся в управлении ответчика, в спорный период, отсутствовали узлы учета горячей воды, оборудованные в соответствии с требованиями Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Минтопэнерго России от 12.09.1995 N Вк-4936, суды пришли к правильному выводу, что количество горячей воды, поставленной в дома, не оборудованные общедомовыми приборами учета, может быть установлено лишь расчетным путем.
В соответствии с приложением N 2 к Правилам N 307 количество тепловой энергии для нужд ГВС определяется путем умножения количества проживающих (зарегистрированных) в жилом помещении (квартире, жилом доме) граждан на норматив потребления соответствующей коммунальной услуги и на тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Нормативы водопотребления ГВС установлены решением Совета депутатов Сылвенского сельского поселения от 22.09.2009 N 35, норматив потребления тепловой энергии на подогрев воды в жилых домах утвержден решением Совета депутатов Сылвенского сельского поселения от 02.12.2008 N 28 в размере 0,0480 Гкал за 1 куб. м воды.
Оценив по правилам, предусмотренным ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, произведенные сторонами расчеты, а также доводы и возражения сторон, суды признали расчет количества тепловой энергии, определенного истцом расчетным путем как произведение установленных нормативов потребления ГВС, количества проживающих лиц и норматива потребления тепловой энергии на подогрев воды в жилых домах, соответствующим действующему законодательству.
Суды исходили из того, что применение в данном случае к отношениям сторон предлагаемого ответчиком метода определения объема горячего водоснабжения, по существу, означало бы перемещение границы эксплуатационной ответственности и, следовательно, возложение на истца ответственности за потери в сетях, находящихся в управлении общества "Управдом-Сылва". Кроме того, такой подход лишает смысла установку общедомовых приборов учета воды, по показаниям которых должны осуществляться расчеты между сторонами.
Представленные ответчиком показания общедомовых приборов учета холодной воды не приняты судами во внимание, поскольку данные приборы учета установлены на водопроводной сети, эксплуатируемой ООО "Водопроводно-канализационный сервис", и они согласно пояснениям ответчика не фиксируют отдельно объем воды, поставляемый на нужды горячего водоснабжения. Кроме того, в нарушение ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлены доказательства, подтверждающие факт допуска указанных общедомовых приборов учета в эксплуатацию.
Поскольку ответчиком в нарушение ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств оплаты стоимости тепловой энергии, суды на основании ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации удовлетворили иск.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что расчет потребления ГВС по нормативам потребления коммунального ресурса не может быть применен в отношениях с участием указанных потребителей, оплачивающих услуги по ГВС в соответствии с показаниями индивидуальных приборов учета, отклоняются судом кассационной инстанции как основанные на неверном толковании норм материального права.
Выводы судов о том, что количество горячей воды, поставленной в дома, не оборудованные общедомовыми приборами учета, может быть установлено лишь расчетным путем исходя из нормативов потребления, утвержденных органом местного самоуправления, соответствует правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 23.11.2010 N 6530/10.
Довод общества "Управдом-Сылва", изложенный в дополнении к кассационной жалобе, о неверном расчете стоимости тепловой энергии отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку ранее ответчиком в суде первой и апелляционной инстанций не заявлялся (ст. 9, 65, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Возражения ответчика в первой и апелляционной инстанциях были направлены на оспаривание примененного истцом способа определения количества тепловой энергии.
Доводы заявителя кассационной жалобы о незаключенности спорного договора подлежат отклонению, поскольку по существу направлены на переоценку доказательств и установленных судами обстоятельств, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений или неправильного применения судами при разрешении спора норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного решение и постановление подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 21.01.2011 по делу N А50-23348/2010 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управдом-Сылва" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 19.07.2011 N Ф09-3677/11 ПО ДЕЛУ N А50-23348/2010
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 июля 2011 г. N Ф09-3677/11
Дело N А50-23348/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2011 г.Постановление изготовлено в полном объеме 19 июля 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкасской Г.Н.,
судей Сирота Е.Г., Гайдука А.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управдом-Сылва" (ИНН: 5948030076, ОГРН: 1065948021600); (далее - общество "Управдом-Сылва") на решение Арбитражного суда Пермского края от 21.01.2011 по делу N А50-23348/2010 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2011 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
- общества "Управдом-Сылва" - Степанов В.В. (доверенность от 04.04.2011);
- общества с ограниченной ответственностью "Коммунальное предприятие Сылвы" (ИНН: 5948036984; ОГРН: 1065948021600); (далее - общество "КП-Сылва") - Селиванова Н.А. (доверенность от 19.10.2010), Добра Я.А., директор (решение от 04.09.2009 N 1).
Общество "КП-Сылва" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с исковым заявлением к обществу "Управдом-Сылва" о взыскании 594 712 руб. 94 коп. задолженности за тепловую энергию, поставленную в апреле 2010 года по договору теплоснабжения потребителей жилищного фонда от 01.03.2010 N 23 (с учетом уменьшения размера исковых требований, принятого судом на основании ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 21.01.2011 (судья Неклюдова А.А.) исковые требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2011 (судьи Масальская Н.Г., Лихачева А.Н., Назарова В.Ю.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Управдом-Сылва" просит решение и постановление отменить, в удовлетворении иска отказать, ссылаясь на необоснованное применение судами при разрешении спора п. 9 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), неправильное применение судами ст. 438 Гражданского кодекса Российской Федерации. По мнению заявителя, расчет истца, произведенный исходя из норматива потребления ГВС и количества фактически проживающих в домах граждан, сделан без учета наличия у 85% помещений индивидуальных приборов учета ГВС. Заявитель полагает, что в силу п. 9 Правил N 307 расчет потребления ГВС по нормативам потребления коммунального ресурса не может быть применен в отношениях с участием указанных потребителей, оплачивающих услуги по ГВС в соответствии с показаниями индивидуальных приборов учета. В дополнении к кассационной жалобе заявитель указал на то, что тариф на тепловую энергию для потребителей общества "КП-Сылва" в размере 700,34 руб./Гкал, примененный истцом с 01.04.2010 по 08.04.2010, не утверждался органом исполнительной власти Пермского края. Расчет потребления ГВС, произведенный ответчиком на основании с п. 16, 18, 19 Правил N 307, соответствует п. 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
В отзыве на кассационную жалобу общество "КП-Сылва" просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. Общество "КП-Сылва" пояснило, что 17.11.2009 обратилось в Региональную энергетическую комиссию Пермского края с заявлением об установлении тарифа на 2010 год в размере 742 руб. 33 коп. за 1 Гкал. и с 01.01.2010 и до утверждения тарифа в расчетах применялся тариф, утвержденный постановлением Региональной энергетической комиссии Пермского края от 02.12.2008 N 231-т.
Проверив законность решения и постановления в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 01.01.2010 между обществом "КП-Сылва" (энергоснабжающая организация) и обществом "Управдом-Сылва" (управляющая организация) заключен договор N 23 теплоснабжения потребителей жилого фонда, по условиям которого энергоснабжающая организация обязалась поставлять тепловую энергию в горячей воде через присоединенную сеть энергоснабжающей организации в жилищный фонд, находящийся в управлении управляющей организации согласно перечню потребителей, указанному в приложении N 1.
Энергоснабжающая организация поставляет тепловую энергию в горячей воде в количестве, определенном управляющей организацией, и в соответствии с приложением N 1 к договору, с соблюдением параметров качества тепловой энергии и режима работы, установленных данным договором требованиям Государственных стандартов, санитарных норм и правил и иных нормативных актов (п. 1.3 договора).
Граница ответственности между сторонами за состояние и обслуживание систем теплопотребления определяется по внешней стене дома, а при наличии коллективного (общедомового) прибора учета, принятого к эксплуатации энергоснабжающей организацией, - по месту соединения коллективного (общедомового) прибора учета с инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом, и фиксируется в прилагаемом к договору акте разграничения балансовой принадлежности теплосетей и эксплуатационной ответственности сторон (приложение N 3 к договору).
Согласно п. 4.1 указанного договора при отсутствии у управляющей организации приборов учета количество тепловой энергии в горячей воде определяется по нормам потребления тепловой энергии, утвержденным органом местного самоуправления. Расчет тепловой энергии на отопление производится из расчета на 1 кв. м площади отапливаемых помещений и на 1 кв. м площади отапливаемых нежилых помещений, расположенных в жилых домах; на горячее водоснабжение - по утвержденным органом местного самоуправления нормативам расхода тепла на подогрев воды в жилых домах и нормативам на ГВС из расчета на 1 человека для жилых помещений, и по нормам потребления для нежилых помещений в зависимости от вида их использования.
В апреле 2010 года истец поставил тепловую энергию на нужды отопления и горячего водоснабжения на объекты, находящиеся в управлении ответчика. Данное обстоятельство сторонами не оспаривается.
Общество "КП-Сылва" предъявило ответчику к оплате акт от 30.04.2010 N 267 и счет от 30.04.2010 N 252 на сумму 2 252 146 руб. 58 коп.
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение ответчиком обязанности по оплате стоимости потребленной тепловой энергии, истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
По мнению ответчика, в связи с наличием в большинстве помещений индивидуальных приборов учета расчет количества энергоресурса должен производиться в соответствии с данными показаниями, а при их отсутствии - по установленным нормативам потребления.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из правомерности произведенного истцом расчета и ненадлежащего исполнения ответчиком обязанности по оплате стоимости тепловой энергии.
Выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам и требованиям действующего законодательства.
Согласно п. 1 ст. 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В силу ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии со ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Принимая во внимание, что тепловая энергия на нужды отопления и горячего водоснабжения поставлялась в целях предоставления коммунальных услуг гражданам, суды правильно применили при разрешении спора положения Жилищного кодекса Российской Федерации и Правилами N 307.
Согласно п. 8 Правил N 307 условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Следовательно, при отсутствии средств измерения объем отпущенной горячей воды должен определяться ресурсоснабжающей организацией на основании нормативов потребления коммунальных ресурсов, которые устанавливаются для домов определенной группы независимо от наличия у их жителей индивидуальных приборов учета горячей воды (подп. а п. 5, п. 10, подп. в п. 39 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306). При установлении указанных нормативов показания индивидуальных приборов учета воды не принимаются во внимание.
Действующее нормативное регулирование отношений по горячему водоснабжению допускает учет фактического потребления горячей воды одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета воды, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между теплоснабжающей организацией и абонентом, либо расчетным путем исходя из количества жителей и утвержденных нормативов потребления горячего водоснабжения.
При отсутствии индивидуальных и коллективных приборов учета объем переданной (транспортированной) тепловой энергии в силу п. 19 Правил N 307 должен определяться исходя из норматива потребления этой коммунальной услуги, установленной для населения.
Судами установлено, что истец поставляет на объекты ответчика теплоноситель; подготовка горячей воды (подогрев) осуществляется с использованием внутридомового оборудования (бойлеров).
Установив, что на объектах, находящихся в управлении ответчика, в спорный период, отсутствовали узлы учета горячей воды, оборудованные в соответствии с требованиями Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Минтопэнерго России от 12.09.1995 N Вк-4936, суды пришли к правильному выводу, что количество горячей воды, поставленной в дома, не оборудованные общедомовыми приборами учета, может быть установлено лишь расчетным путем.
В соответствии с приложением N 2 к Правилам N 307 количество тепловой энергии для нужд ГВС определяется путем умножения количества проживающих (зарегистрированных) в жилом помещении (квартире, жилом доме) граждан на норматив потребления соответствующей коммунальной услуги и на тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Нормативы водопотребления ГВС установлены решением Совета депутатов Сылвенского сельского поселения от 22.09.2009 N 35, норматив потребления тепловой энергии на подогрев воды в жилых домах утвержден решением Совета депутатов Сылвенского сельского поселения от 02.12.2008 N 28 в размере 0,0480 Гкал за 1 куб. м воды.
Оценив по правилам, предусмотренным ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, произведенные сторонами расчеты, а также доводы и возражения сторон, суды признали расчет количества тепловой энергии, определенного истцом расчетным путем как произведение установленных нормативов потребления ГВС, количества проживающих лиц и норматива потребления тепловой энергии на подогрев воды в жилых домах, соответствующим действующему законодательству.
Суды исходили из того, что применение в данном случае к отношениям сторон предлагаемого ответчиком метода определения объема горячего водоснабжения, по существу, означало бы перемещение границы эксплуатационной ответственности и, следовательно, возложение на истца ответственности за потери в сетях, находящихся в управлении общества "Управдом-Сылва". Кроме того, такой подход лишает смысла установку общедомовых приборов учета воды, по показаниям которых должны осуществляться расчеты между сторонами.
Представленные ответчиком показания общедомовых приборов учета холодной воды не приняты судами во внимание, поскольку данные приборы учета установлены на водопроводной сети, эксплуатируемой ООО "Водопроводно-канализационный сервис", и они согласно пояснениям ответчика не фиксируют отдельно объем воды, поставляемый на нужды горячего водоснабжения. Кроме того, в нарушение ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлены доказательства, подтверждающие факт допуска указанных общедомовых приборов учета в эксплуатацию.
Поскольку ответчиком в нарушение ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств оплаты стоимости тепловой энергии, суды на основании ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации удовлетворили иск.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что расчет потребления ГВС по нормативам потребления коммунального ресурса не может быть применен в отношениях с участием указанных потребителей, оплачивающих услуги по ГВС в соответствии с показаниями индивидуальных приборов учета, отклоняются судом кассационной инстанции как основанные на неверном толковании норм материального права.
Выводы судов о том, что количество горячей воды, поставленной в дома, не оборудованные общедомовыми приборами учета, может быть установлено лишь расчетным путем исходя из нормативов потребления, утвержденных органом местного самоуправления, соответствует правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 23.11.2010 N 6530/10.
Довод общества "Управдом-Сылва", изложенный в дополнении к кассационной жалобе, о неверном расчете стоимости тепловой энергии отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку ранее ответчиком в суде первой и апелляционной инстанций не заявлялся (ст. 9, 65, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Возражения ответчика в первой и апелляционной инстанциях были направлены на оспаривание примененного истцом способа определения количества тепловой энергии.
Доводы заявителя кассационной жалобы о незаключенности спорного договора подлежат отклонению, поскольку по существу направлены на переоценку доказательств и установленных судами обстоятельств, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений или неправильного применения судами при разрешении спора норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного решение и постановление подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 21.01.2011 по делу N А50-23348/2010 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управдом-Сылва" - без удовлетворения.
Председательствующий
ЧЕРКАССКАЯ Г.Н.
Судьи
СИРОТА Е.Г.
ГАЙДУК А.А.
ЧЕРКАССКАЯ Г.Н.
Судьи
СИРОТА Е.Г.
ГАЙДУК А.А.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)