Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 13.12.2007 N А19-577/07-Ф02-9154/07 ПО ДЕЛУ N А19-577/07

Разделы:
ТСЖ (товарищество собственников жилья)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 декабря 2007 г. N А19-577/07-Ф02-9154/07


Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Некрасовой Н.В.,
судей: Васиной Т.П., Попова О.А.,
при участии в судебном заседании:
от ГОУ ВПО "Иркутский государственный технический университет" - Коршунов А.Г. (доверенность N 32/14 от 15.05.2007),
от ТСЖ "Галактика-Зет" - Еремеев Е.В. (председатель, протокол от 23.11.2007),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Иркутский государственный технический университет" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 18 июля 2007 года и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 октября 2007 года по делу N А19-577/07 (суд первой инстанции: Швидко С.Н.; суд апелляционной инстанции: Юдин С.И., Куклин О.А., Шаркова К.Ж.),
установил:

товарищество собственников жилья "Галактика-Зет" (далее - ТСЖ "Галактика-Зет") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Максстрой" (далее - ООО "Максстрой"), государственному образовательному учреждению высшего профессионального образования "Иркутский государственный технический университет" (далее - ГОУ ВПО "Иркутский государственный технический университет") о понуждении исполнить принятые на себя обязательства по строительству объекта "Группа жилых домов по ул. И.Франко" в виде возложения на них обязанности устранить допущенные ими при строительстве нарушения проектной документации.
До принятия решения и в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец неоднократно уточнял исковые требования. По последним уточненным требованиям истец просил:
- - обязать заказчика объекта "Группа жилых домов по ул. И.Франко" ГОУ ВПО "Иркутский государственный технический университет" передать ТСЖ "Галактика-Зет" акт приемки, составленный по форме, установленной ТСН 12-301-99 в приложении "В" на дома расположенные по ул. И.Франко N 16, 18, 20 в г. Иркутске, строительные N 1-Б; 2-А; 2-Б;
- - обязать заказчика объекта "Группа жилых домов по ул. И.Франко" ГОУ ВПО "Иркутский государственный технический университет" передать ТСЖ "Галактика-Зет" на дома расположенные по ул. И.Франко N 16, 18, 20 в г. Иркутске строительные N 1-Б; 2-А; 2-Б, в соответствии с приложением "Г", ТСН 12-301-99, документацию, представляемую генеральным подрядчиком и документацию, представляемую заказчиком;
- - просил привлечь ООО "Мосстрой" в качестве третьего лица.
Данные уточнения судом приняты, производство по исковым требованиям к ООО "Максстрой" прекращено на основании части 4 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация г. Иркутска.
Решением от 18 июля 2007 года исковые требования удовлетворены. ГОУ ВПО "Иркутский государственный технический университет" обязано передать ТСЖ "Галактика-Зет" техническую документацию на дома N 16, 18, 20, расположенные по ул. И.Франко г. Иркутска.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 октября 2007 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ГОУ ВПО "Иркутский государственный технический университет" обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемые судебные акты, в удовлетворении исковых требований отказать.
По мнению заявителя кассационной жалобы, постановление губернатора Иркутской области от 05.10.1999 N 536-п "Об утверждении территориальных строительных норм "Приемка и ввод в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения" содержит исчерпывающий перечень документации представляемой заказчиком, в связи с чем суд вышел за пределы данного перечня и обязал представить заказчика документы, которые должен представить ООО "Максстрой". Заявитель полагает, что судом необоснованно применено постановление губернатора Иркутской области от 05.10.1999 N 536-п "Об утверждении территориальных строительных норм "Приемка и ввод в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения" к данным правоотношениям, поскольку данное постановление отменено и на момент вынесения решения действующее федеральное законодательство не содержало требований о передаче какой-либо документации эксплуатирующей организации. В дополнении к кассационной жалобе заявитель указал на нарушение судом части 6 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом.
Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ГОУ ВПО "Иркутский государственный технический университет" поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель ТСЖ "Галактика-Зет", указывая на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, просил оставить их без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Как усматривается из материалов дела, основанием для предъявления иска указаны следующие обстоятельства.
В соответствии с постановлением мэра г. Иркутска N 16/646 от 01.07.1996 и согласно разрешению на выполнение строительно-монтажных работ N 46/97 от 18.04.2003, на основании договоров о долевом участии в строительстве жилья строительством объекта "Группа жилых домов N 16, 18, 20 по ул. Ивана Франко" занималось ООО ПКФ "Таласс" (подрядчик). Заказчиком данного объекта выступало ГОУ ВПО "Иркутский государственный технический университет".
В сентябре 2002 года, в связи с заменой стороны в договоре, произведенной в соответствии с заключенным соглашением о переводе долга обязанности по договору о долевом участии в строительстве жилья приняты ООО "Максстрой".
Согласно акту приемки и ввода в эксплуатацию законченного строительством объекта от 31.12.2003 строительно-монтажные работы по объекту "Группа жилых домов N 16, 18, 20 по ул. Ивана Франко" выполнены в соответствии с проектом, отвечают санитарно-эпидемиологическим, экологическим, противопожарным, строительным нормам и правилам, государственным стандартам, на основании чего приемочной комиссией принято решение принять и ввести в эксплуатацию указанные объекты строительства.
Постановлением губернатора Иркутской области N 536-п от 05.10.1999 в соответствии с пунктом 2 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации и пунктом 3 статьи 33 Устава Иркутской области утверждены территориальные строительные нормативы "Приемка и ввод в эксплуатацию законченных строительством объектов в Иркутской области" (ТСН 12-301-99).
Истец полагая, что ответчик в нарушение требований пунктов 3.4, 3.5, 5.5 ТСН 12-301-99 не передал документы, обязательные для передачи эксплуатирующей организации, обратился в суд с настоящими требованиями об обязании ГОУ ВПО "Иркутский государственный технический университет" передать ТСЖ "Галактика-Зет" предусмотренную ТСН 12-301-99 документацию.
В качестве правового обоснования своих требований, истец сослался на статьи 11, 12, 743, 754, 755 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 135, 138 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Удовлетворяя исковые требования, судебные инстанции исходили из того, что поскольку постановлением губернатора Иркутской области от 05.10.1999 N 536-п "Об утверждении территориальных строительных норм "Приемка и ввод в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения" не определен срок, в течение которого должны быть переданы акт законченного строительством объекта и прилагаемая к нему документация, то указанная документация должна быть передана в разумный срок после предъявления требования к ответчику представить документацию, являющуюся предметом данного иска.
Изучив материалы дела и проверив доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как правомерно установлено судебными инстанциями к правоотношениям истца и ответчика, возникшим в декабре 2003 года с подписанием акта приемки в эксплуатацию законченного строительством объекта приемочной комиссии от 31.12.2003, применяются положения постановления губернатора Иркутской области от 05.10.1999 N 536-п "Об утверждении территориальных строительных норм "Приемка и ввод в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения", которым утверждены территориальные строительные нормы ТСН 12-301-99.
В соответствии с пунктами 3.4 и 3.5 ТСН 12-301-99 исполнитель работ предъявляет к приемке приемочной комиссии объект после его завершения в соответствии с проектной документацией и проведенной приемкой всех предусмотренных договором подряда работ, конструкций, оборудования и систем. Приемка объектов осуществляется по результатам проведенных обследований и проверок, контрольных испытаний и измерений, на основе документов, подтверждающих соответствие принимаемого объекта утвержденной проектно-сметной документации, нормам, правилам и стандартам.
Приемка объекта осуществляется в соответствии с требованиями 3 раздела настоящих нормативов и завершается составлением акта (по форме, приведенной в приложении "В") в пяти экземплярах, один из которых передается генеральному подрядчику, три - заказчику, один - местному органу власти. К акту приемки генеральный подрядчик и заказчик прилагают документы, перечень которых приведен в приложении Г.
Указанная документация после ввода объекта в эксплуатацию передается заказчиком на хранение пользователю объекта (пункт 5.5 ТСН 12-301-99).
Суд кассационной инстанции соглашается с выводом судебных инстанций о том, что, поскольку постановлением губернатора Иркутской области от 05.10.1999 N 536-п "Об утверждении территориальных строительных норм "Приемка и ввод в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения" не определен срок, в течение которого должны быть переданы акт законченного строительством объекта и прилагаемая к нему документация, то в соответствии со статьей 314 Гражданского кодекса Российской Федерации указанная документация должна быть передана в разумный срок после предъявления требования к ответчику представить документацию.
Как подтверждается материалами дела согласно письму N 13/10 от 01.12.2004 истец потребовал у ответчика представить необходимую документацию, однако, ответчик не выполнил данное требование, в связи с чем истец обратился в суд с требованием о понуждении ответчика представить необходимую документацию.
При таких обстоятельствах, судебные инстанции законно и обоснованно удовлетворили заявленные истцом требования установив наличие у ответчика обязанности по представлению истцу спорной документации согласно постановлению губернатора Иркутской области от 05.10.1999 N 536-п "Об утверждении территориальных строительных норм "Приемка и ввод в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения". Перечень спорной документации, который обязан предоставить ответчик соответствует перечню документации указанном в приложении "Г" ТСН 12-301-99.
Кроме того, согласно пункту 3.5 СНиП 3.01.04-87 "Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов, Основные положения", утвержденных постановлением Госстроя СССР от 21 апреля 1987 года N 84 с изменениями и дополнениями от 18.11.1987 генеральный подрядчик представляет рабочим комиссиям следующую документацию:
а) перечень организаций, участвовавших в производстве строительно-монтажных работ, с указанием видов выполненных ими работ и фамилий инженерно-технических работников, непосредственно ответственных за выполнение этих работ;
б) комплект рабочих чертежей на строительство предъявляемого к приемке объекта, разработанных проектными организациями, с надписями о соответствии выполненных в натуре работ этим чертежам или внесенным в них изменениям, сделанными лицами, ответственными за производство строительно-монтажных работ. Указанный комплект рабочих чертежей является исполнительной документацией;
в) сертификаты, технические паспорта или другие документы, удостоверяющие качество материалов, конструкций и деталей, примененных при производстве строительно-монтажных работ;
г) акты об освидетельствовании скрытых работ и акты о промежуточной приемке отдельных ответственных конструкций (опор и пролетных строений мостов, арок, сводов, подпорных стен, несущих металлических и сборных железобетонных конструкций);
д) акты об индивидуальных испытаниях смонтированного оборудования; акты об испытаниях технологических трубопроводов, внутренних систем холодного и горячего водоснабжения, канализации, газоснабжения, отопления и вентиляции, наружных сетей водоснабжения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения и дренажных устройств; акты о выполнении уплотнения (герметизации) вводов и выпусков инженерных коммуникаций в местах прохода их через подземную часть наружных стен зданий в соответствии с проектом (рабочим проектом);
е) акты об испытаниях внутренних и наружных электроустановок и электросетей;
ж) акты об испытаниях устройств телефонизации, радиофикации, телевидения, сигнализации и автоматизации;
з) акты об испытаниях устройств, обеспечивающих взрывобезопасность, пожаробезопасность и молниезащиту;
и) акты об испытаниях прочности сцепления в кладке несущих стен каменных зданий, расположенных в сейсмических районах;
к) журналы производства работ и авторского надзора проектных организаций, материалы обследований и проверок в процессе строительства органами государственного и другого надзора.
Документация, перечисленная в п. 3.5, после окончания работы рабочей комиссии должна быть передана заказчику (застройщику) (пункт 3.6 СНиП).
Пунктом 4.17 указанного выше СНиПа предусмотрено, что заказчик представляет государственным приемочным комиссиям документацию, перечисленную в п. 3.5, а также:
- - справку об устранении недоделок, выявленных рабочими комиссиями;
- - утвержденную проектно-сметную документацию и справку об основных технико-экономических показателях объекта, принимаемого в эксплуатацию;
- - перечень проектных, научно-исследовательских и изыскательских организаций, участвовавших в проектировании объекта, принимаемого в эксплуатацию;
- - документы об отводе земельных участков, а по объектам жилищно-гражданского назначения также разрешение органов госархстройконтроля на производство строительно-монтажных работ;
- - документ на специальное водопользование;
- - документы на геодезическую разбивочную основу для строительства, а также на геодезические работы в процессе строительства, выполненные заказчиком;
- - документы о геологии и гидрогеологии строительной площадки, о результатах испытания грунта и анализах грунтовых вод;
- - паспорта на оборудование и механизмы;
- - акты о приемке зданий и сооружений, смонтированного оборудования, составленные рабочими комиссиями;
- - акты о приемке в эксплуатацию зданий, сооружений и помещений, указанных в п. 1.6;
- - справку об обеспечении принимаемого объекта эксплуатационными кадрами и предназначенными для их обслуживания санитарно-бытовыми помещениями, пунктами питания, жилыми и общественными зданиями;
- - справку об обеспеченности принимаемого объекта материально-техническими ресурсами, в том числе сырьем, электроэнергией, водой, паром, газом, сжатым воздухом и др.;
- - справки городских эксплуатационных организаций о том, что внешние наружные коммуникации холодного и горячего водоснабжения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения, энергоснабжения и связи обеспечат нормальную эксплуатацию объекта и приняты ими на обслуживание;
- - справку о соответствии вводимых в действие мощностей (для начального периода освоения проектных мощностей) мощностям, предусмотренным проектом;
- - справку о фактической стоимости строительства, подписанную заказчиком и подрядчиком;
- - документы о разрешении на эксплуатацию объектов и оборудования, подконтрольных соответствующим органам государственного надзора, представители которых не вошли в состав государственной приемочной комиссии;
- - сводные материалы рабочей комиссии о готовности объекта в целом к приемке в эксплуатацию государственной приемочной комиссией.
Документацию, перечисленную в подпунктах 3.5 и 4.17, после приемки объекта в эксплуатацию следует хранить у заказчика (застройщика); при наличии единого заказчика (застройщика) - у соответствующих эксплуатационных организаций (пункт 4.18 СНиП).
При таких обстоятельствах, обязанность заказчика хранить у себя документы, предусмотрена в СНиП 3.01.04-87 "Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов, Основные положения", утвержденных постановлением Госстроя СССР от 21 апреля 1987 года N 84 с изменениями и дополнениями от 18.11.1987.
Постановление губернатора Иркутской области от 05.10.1999 N 536-п "Об утверждении территориальных строительных норм "Приемка и ввод в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения" содержит тот же перечень документов, что и СНиП 3.01.04-87 "Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов, Основные положения", утвержденных постановлением Госстроя СССР от 21 апреля 1987 года N 84 с изменениями и дополнениями от 18.11.1987.
Доводы заявителя кассационной жалобы являются необоснованными, поскольку им дана полная и всесторонняя оценка судебными инстанциями. Оснований для переоценки имеющихся в деле доказательств у суда кассационной инстанции не имеется.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу о том, что судебные инстанции правильно дали оценку имеющимся в деле доказательствам, правильно применили нормы материального и процессуального права, поэтому решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции являются законными и обоснованными.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение Арбитражного суда Иркутской области от 18 июля 2007 года и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 октября 2007 года по делу N А19-577/07 следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Государственная пошлина за кассационное рассмотрение дела относится на заявителя жалобы на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:

решение Арбитражного суда Иркутской области от 18 июля 2007 года и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 октября 2007 года по делу N А19-577/07 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Н.В.НЕКРАСОВА
Судьи:
Т.П.ВАСИНА
О.А.ПОПОВ
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)