Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.09.2012 ПО ДЕЛУ N 55-11612/2012

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 сентября 2012 г. по делу N 55-11612/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 27 августа 2012 года
Постановление в полном объеме изготовлено 03 сентября 2012 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марчик Н.Ю.,
судей Кузнецова В.В., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Евсигнеевой С.В.,
с участием:
от заявителя - Мещеряков В.А., доверенность от 01.05.2012 г. N 25,
от ответчиков:
администрации городского округа Самара - не явился, извещен,
Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации городского округа Самара - не явился, извещен,
от третьих лиц:
администрации Промышленного района городского округа Самара - не явился, извещен,
общества с ограниченной ответственностью "Велес" - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 27 августа 2012 года в помещении суда, в зале N 7, апелляционную жалобу Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации городского округа Самара
на решение Арбитражного суда Самарской области от 13 июня 2012 года по делу N А55-11612/2012 (судья Бойко С.А.)
по заявлению Товарищества собственников жилья N 88 (ОГРН 1096319003351), г. Самара,
к администрации городского округа Самара, г. Самара,
Департаменту жилищно-коммунального хозяйства администрации городского округа Самара, г. Самара,
третьи лица:
администрация Промышленного района городского округа Самара, г. Самара,
общество с ограниченной ответственностью "Велес", г. Самара,
о признании незаконным отказа в предоставлении субсидий,

установил:

Товарищество собственников жилья N 88 (далее - заявитель, ТСЖ N 88) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к администрации городского округа Самара (далее - первый ответчик, Администрация) о признании незаконным отказа Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации городского округа Самара в предоставлении субсидии на возмещение затрат по капитальному ремонту канализации по адресу г. Самара, пр. К. Маркса, 290, содержащегося в сообщении от 30.11.2011 г. N 07/16-4149.
Суд к участию в деле в качестве соответчика привлек Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации городского округа Самара (далее - второй ответчик, Департамент), а в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - администрацию Промышленного района городского округа Самара и общество с ограниченной ответственностью "Велес".
Решением суда первой инстанции заявление удовлетворено частично. Признан незаконным отказ Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации городского округа Самара в предоставлении ТСЖ N 88 субсидий на возмещение затрат по капитальному ремонту канализации по адресу: г. Самара, пр. К. Маркса, 290, содержащийся в сообщении от 30.11.2011 г. N 07/16-4149. При этом суд обязал Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации городского округа Самара по вступлении настоящего решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ТСЖ N 88 путем принятия решения о заключении соглашения о предоставлении ему субсидий на возмещение затрат по капитальному ремонту канализации по адресу: г. Самара, пр. К. Маркса, 290. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции о признании незаконным отказа Департамента в предоставлении субсидий, изложенного в письме от 30.11.2011 г. N 07/16-4149, отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на апелляционную жалобу Администрация просит отменить решение суда первой инстанции полностью, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ТСЖ N 88.
Представитель заявителя в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Представители ответчиков, третьих лиц в судебное заседание не явились.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ дело по апелляционной жалобе рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, выслушав представителя заявителя, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что на основании договора подряда от 01.11.2010 г. N 171, заключенного между ТСЖ N 88 (заказчик) и ООО "Велес" (подрядчик), был произведен ремонт канализации многоквартирного жилого дома по адресу: адресу г. Самара, пр. К. Маркса, 290. Факт выполнения работ по вышеназванному договору подтверждается актом о приемке выполненных работ от 15.11.2010 г. Общая стоимость выполненных работ составила 90 224,98 руб.
ТСЖ N 88 письмом от 19.10.2011 г. N 14 обратилось в Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации городского округа Самара на предмет получения субсидии в размере 90 224,98 рублей из бюджета городского округа Самара на возмещение вышеназванных затрат по ремонту канализации.
Сообщением Департамента от 30.11.2011 г. N 07/16-4149 в выделении субсидии заявителю было отказано, так как дом по адресу: пр. Карла Маркса, 290, не включен в титульные списки на капитальный ремонт Промышленного района на 2011 год.
Считая отказ незаконным и нарушающим его права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд.
Удовлетворяя требования заявителя в части, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Порядок предоставления в 2011 году субсидий за счет средств бюджета городского округа Самара юридическим, физическим лицам, а также индивидуальным предпринимателям в целях возмещения указанным лицам затрат в связи с исполнением мероприятий по капитальному ремонту, реконструкции и модернизации многоквартирных домов на территории городского округа Самара (далее - Порядок) утвержден постановлением администрации городского округа Самара от 19.04.2011 г. N 270 (л.д. 53 - 55).
Согласно п. 2 Порядка субсидии предоставляются Департаментом жилищно-коммунального хозяйства администрации городского округа Самара в соответствии со сводной бюджетной росписью бюджета городского округа Самара на текущий финансовый год и в пределах лимитов бюджетных обязательств по предоставлению субсидий, утвержденных в установленном порядке Департаменту жилищно-коммунального хозяйства на возмещение затрат в связи с исполнением мероприятий по капитальному ремонту, реконструкции и модернизации многоквартирных домов на территории городского округа Самара, включая затраты на выполнение строительно-монтажных работ, проведение обследования, разработку проектной документации и проведение ее экспертизы в случаях, если в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности требуется их проведение, проведение обязательного энергетического обследования многоквартирных домов или их элементов, а также иные мероприятия, технологически и функционально связанные с указанными видами работ.
Критерием отбора юридических, физических лиц, а также индивидуальных предпринимателей для предоставления в 2011 году субсидий за счет средств бюджета городского округа Самара в целях возмещения затрат в связи с исполнением мероприятий по капитальному ремонту, реконструкции и модернизации многоквартирных домов на территории городского округа Самара является осуществление указанными лицами деятельности по управлению многоквартирными домами (п. 3 Порядка).
Пунктом 5 Порядка предусмотрено, что в целях получения субсидии заявители представляют в Департамент жилищно-коммунального хозяйства следующие документы:
- заявление о предоставлении субсидии;
- выписку из Единого реестра управления многоквартирными домами городского округа Самара;
- выписку из единого государственного реестра юридических лиц;
- копию договора управления многоквартирным домом (для управляющих организаций);
- копии учредительных документов заявителя, заверенные нотариально либо налоговым органом;
- копию решения о назначении единоличного исполнительного органа (для юридического лица) либо копию протокола общего собрания собственников жилых помещений многоквартирного дома о назначении председателя правления (для товариществ собственников жилья, жилищно-строительных и иных потребительских кооперативов);
- копию договора подряда на выполнение работ с обязательным приложением сметы и ведомости объемов работ (задания на проектирование) как неотъемлемой части договора;
- копии актов выполненных работ и справки о стоимости выполненных работ и затрат по договору подряда;
- банковские реквизиты заявителя;
- копию протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, на котором принято решение о проведении конкретных видов работ;
- исполнительная документация в соответствии с требованиями СНиП.
Согласно п. 6 Порядка субсидии предоставляются в размере фактически понесенных затрат и соответствуют сумме затрат согласно справке о стоимости выполненных работ и затрат по договору подряда.
В силу п. 12 Порядка основаниями для отказа в заключении соглашения о предоставлении субсидии являются:
- непредставление либо представление не в полном объеме документов, предусмотренных в пункте настоящего Порядка;
- отсутствие у получателя банковского счета, на который перечисляется компенсация;
- несоответствие выполненных работ перечню, установленному в пункте 2 настоящего Порядка;
- несоответствие фактически выполненных работ сведениям, указанным в документах, представляемых согласно п. 5 настоящего Порядка.
Судом первой инстанции установлено, что произведенные работы отвечают перечню, установленному в п. 2 Порядка, так как относятся к числу мероприятий по капитальному ремонту. Заявитель отвечает критериям отбора, определенным в п. 3 Порядка, поскольку является лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом по адресу: пр. Карла Маркса, 290. Из содержания письма ТСЖ N 88 в адрес Департамента от 19.10.2011 г. N 14 следует, что заявителем представлен весь перечень документов, указанных в п. 5 Порядка.
Между тем вопреки требованиям ст. 65 и ч. 5 ст. 200 АПК РФ ответчики не представили доказательств наличия обстоятельств, являющихся согласно п. 12 Порядка, основаниями для отказа в предоставления субсидии.
Довод ответчиков и третьего лица о том, что дом по адресу: пр. Карла Маркса, 290, не включен в титульные списки на капитальный ремонт Промышленного района на 2011 год, обоснованно не принят судом первой инстанции во внимание, так как данное обстоятельство не названо Порядком в качестве основания для отказа в выдаче субсидии.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемый отказ противоречит требованиям п. 12 Порядка и нарушает права и законные интересы заявителя, что в силу статьей 198, 201 АПК РФ является основанием для признания его незаконным.
Заявитель также просил обязать ответчиков включить его в титульный список капитальных ремонтов жилого фонда городского округа Самара на 2012 год и заключить с ним договор на предоставление субсидии.
Вместе с тем суд первой инстанции обоснованно не согласился с заявителем относительно способа устранения допущенных ответчиком нарушений прав и законных интересов ТСЖ N 88 в силу следующего.
Порядок предоставления в 2011 году субсидий за счет средств бюджета городского округа Самара юридическим, физическим лицам, а также индивидуальным предпринимателям в целях возмещения указанным лицам затрат в связи с исполнением мероприятий по капитальному ремонту, реконструкции и модернизации многоквартирных домов на территории городского округа Самара, а также аналогичный порядок предоставления субсидий в 2012 году, утвержденный постановлением администрации городского округа Самара от 23.03.2012 г. N 240 не предусматривает необходимости включения лица, подавшего заявку на получение субсидии, в титульный список капитальных ремонтов жилого фонда.
Основанием для заключения договора на предоставление субсидии в силу п. 10 Порядка является соответствующее решение Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации городского округа Самара.
С учетом изложенного, как правильно указал суд первой инстанции, права и законные интересы заявителя подлежат восстановлению путем обязания Департамента принять решение о заключении соглашения о предоставлении заявителю субсидии на возмещение затрат по капитальному ремонту канализации по адресу г. Самара, пр. К. Маркса, 290.
Довод Департамента о неправильном распределении судебных расходов подлежит отклонению как несостоятельный.
Департамент ссылается на то, что согласно п. п. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.
Между тем в соответствии с ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Таким образом, освобождение государственных органов, органов местного самоуправления, от уплаты государственной пошлины на основании п. п. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации не влечет за собой освобождения от исполнения обязанности по возмещению судебных расходов, понесенных стороной, в пользу которой принято решение, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Доводы, приведенные Департаментом в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены принятого судебного акта.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 13 июня 2012 года по делу N А55-11612/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
Н.Ю.МАРЧИК

Судьи
В.В.КУЗНЕЦОВ
С.Т.ХОЛОДНАЯ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)