Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Смирнова В.И., судей Мурахиной Н.В. и Осокиной Н.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Твороговой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания Семь Дней" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 22 ноября 2011 года по делу N А05-10064/2011 (судья Бекарова Е.И.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания Семь Дней" (ИНН 2901153528, г. Архангельск; далее - ООО "Управляющая Компания Семь Дней", общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Архангельской области (ОГРН 1022900533050, г. Архангельск; далее - жилищная инспекция, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 15.09.2011 N 192 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 22 ноября 2011 года в удовлетворении требований общества отказано.
ООО "Управляющая Компания Семь Дней" с данным судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Архангельской области от 22 ноября 2011 года отменить, по делу принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на то, что оспариваемое постановление административного органа вынесено органом, не осуществляющим государственный контроль, следовательно, не имеющим полномочий на привлечение к административной ответственности.
Жилищная инспекция в отзыве отклонила доводы, приведенные в жалобе, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Стороны, будучи надлежащим образом извещены о времени и месте заседания, своих представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав представленные доказательства, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения от 18.08.2011 N А-04/6-02/907 в связи с обращением управляющего директора по коммерческим вопросам главного управления по Архангельской области ОАО "ТГК-2" жилищной инспекцией 30.08.2011 проведена внеплановая выездная проверка содержания жилых домов N 3, 6, расположенных по адресу: г. Архангельск, ул. 40 лет Великой Победы.
В ходе данной проверки составлен акт от 31.08.2011 N С/7-05/620, установлено, что в жилом доме N 6 имеются следующие нарушения:
- - неисправность отдельными местами теплоизоляции трубопроводов отопления в помещении мусоропровода второго подъезда, а также на цокольном этаже первого и третьего подъездов;
- - отсутствие закрывающих устройств на люке выхода на кровлю в первом, втором, третьем подъездах;
- - отсутствие закрывающих устройств на слаботочных шкафах в лестничных клетках первого подъезда 1, 9 этажей;
- - отсутствие плафона осветительного прибора в лестничной клетке первого подъезда 1, 3, 4, 5, 8 этажей, второго подъезда 3, 4, 8, 9 этажей, третьего подъезда 1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9 этажей;
- - отсутствие крышки на распределительной коробке в лестничной клетке первого подъезда 8 этажа;
- также в жилом доме N 3 выявлены следующие нарушения:
- - неисправность отдельными местами теплоизоляции трубопроводов отопления на цокольном этаже первого, второго, третьего подъездов;
- - отсутствие плафона осветительного прибора в лестничной клетке первого подъезда 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 этажей, второго подъезда тамбура, 2, 3, 4, 7, 8 этажей, третьего подъезда 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 этажей;
- - неисправность клапана мусоропровода в лестничной клетке первого подъезда 2 этажа, второго подъезда 1 этажа, третьего подъезда 8 этажа;
- - неисправность ограждения оконного заполнения в лестничной клетке первого подъезда 2, 5, 6, 7 этажей, второго подъезда 2 этажа, третьего подъезда 8 этажа;
- - неисправность внутреннего заполнения оконного проема в лестничной клетке третьего подъезда 3, 9 этажей;
- - неисправность остекления (трещины, сколы, отсутствие) оконного проема в лестничной клетке первого подъезда 2, 3, 5 этажей, второго подъезда 2 этажа, третьего подъезда со 2 по 9 этаж.
По мнению административного органа, обществом нарушены положения пунктов 10, 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), пунктов 3.2.18, 3.3.5, 4.7.2, 4.8.1, 4.8.14, 4.8.15, 5.2.22, 5.6.2, 5.9.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170).
По данному факту должностным лицом жилищной инспекции - государственным жилищным инспектором в присутствии представителя общества - Микрюковой Т.Г. по доверенности составлен протокол об административном правонарушении от 01.09.2011 N С/7-03/218 по признакам правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ.
Постановлением заместителя руководителя жилищной инспекции от 15.09.2011 N 192 заявитель, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов административного дела, признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением административного органа, общество обратилось в суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Судом первой инстанции принято решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная инстанция находит данный судебный акт законным и обоснованным по следующим основаниям.
Статьей 7.22 КоАП РФ установлена административная ответственность юридических лиц за нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений, в виде наложения административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В ходе проверки установлено, что ООО "Управляющая Компания Семь Дней" является управляющей компанией многоквартирных жилых домов N 3, 6 по ул. 40 лет Великой Победы г. Архангельска.
В соответствии с пунктом 1.1 договора управления многоквартирными домами от 01.07.1008 управляющая организация по заданию собственника обязывается оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов, предоставлять услуги по отоплению, горячему водоснабжению, электроснабжению собственникам и пользователям помещений, производить начисление и сбор платежей за оказанные услуги и осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирными домами деятельность.
В силу пункта 3.4.1 договора управляющая организация обязана выполнять работы и услуги по содержанию, текущему и капитальному ремонту дома, производить технические осмотры и планово-предупредительные ремонты.
Таким образом, ООО "Управляющая Компания Семь Дней" является лицом, ответственным за содержание, эксплуатацию и ремонт указанных жилых домов.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с пунктом 42 Правил N 491 управляющие организации несут ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества многоквартирного жилого дома в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 10 данных Правил общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, о техническом регулировании, о защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
На основании пункта 3.2.18 Правил N 170 располагаемые в лестничных клетках шкафы с электрощитками и электроизмерительными приборами, а также электромонтажные ниши должны быть всегда закрыты.
Из пункта 3.3.5 этих Правил следует, что входные двери или люки (для чердачных помещений с запасными, напорными и расширительными баками) выхода на кровлю должны быть утеплены, оборудованы уплотняющими прокладками, всегда закрыты на замок (один комплект ключей от которого необходимо хранить у дежурного диспетчера ОДС или в комнате техника-мастера организации по обслуживанию жилищного фонда, а второй - в одной из ближайших квартир верхнего этажа), о чем делается соответствующая надпись на люке. Вход в чердачное помещение и на крышу следует разрешать только работникам организаций по обслуживанию жилищного фонда, непосредственно занятым техническим надзором и выполняющим ремонтные работы, а также работникам эксплуатационных организаций, оборудование которых расположено на крыше и в чердачном помещении.
В пункте 4.7.2 Правил N 170 предусмотрено, что неисправности заполнений оконных и дверных проемов: неплотности по периметру оконных и дверных коробок; зазоры повышенной ширины в притворах переплетов и дверей; разрушение замазки в фальцах; отслоение штапиков; отсутствие или износ уплотняющих прокладок; загнивание и коробление элементов заполнений; ослабление сопряжений в узлах переплетов и дверных полотен; недостаточный уклон и некачественная заделка краев оконных сливов; отсутствие и ослабление крепления стекол и приборов, отслоение и разрушение окраски оконных коробок, переплетов и дверных полотен; засорение желобов в коробке для стока конденсата, промерзание филенок балконных дверей; проникание атмосферной влаги через заполнение проемов; щели в соединениях отдельных элементов между собой; обледенение отдельных участков окон и балконных дверей, приточных отверстий вентиляционных приборов под подоконниками в крупнопанельных домах следует устранять по мере их накопления, не допуская дальнейшего развития.
В пункте 4.8.1 названных Правил закреплено, что неисправное состояние лестниц (коррозия металлических косоуров, повышенные прогибы площадок и маршей, неплотное прилегание площадок и маршей к стенам, трещины, выбоины, отслоения пола на лестничных площадках и ступенях, углубления в ступенях от истирания, ослабление крепления ограждений, поручней и предохранительных сеток, повреждение перил, загнивание древесины, недостаточная прочность креплений тетив к подкосоурным балкам и т.п.) следует устранять по мере их появления и не допускать дальнейшего разрушения.
Согласно пункту 4.8.14 Правил N 170 в лестничных клетках должно быть исправным остекление; наличие фурнитуры на окнах и дверях (ручки, скобянка), освещение лестничной клетки; помещение должно регулярно проветриваться, температура воздуха - не менее + 16 градусов С; должна быть обеспечена регулярная уборка: обметание окон, подоконников, отопительных приборов - не реже 1 раза в 5 дней; стены - не менее 2 раз в месяц, мытье - не реже 1 раза в месяц; рекомендуется перед наружными входными дверями устанавливать скребки и металлические решетки для очистки обуви от грязи и снега; входы из лестничных клеток на чердак или кровлю должны быть закрыты на замок.
В соответствии с пунктом 4.8.15 Правил запрещается использовать лестничные помещения (даже на короткое время) для складирования материалов, оборудования и инвентаря, устраивать под лестничными маршами кладовые и другие подсобные помещения.
Задвижки, электрощитовые и другие отключающие устройства, расположенные на лестнице, должны находиться в закрытых шкафах, ключи от которых хранятся у диспетчера организации по обслуживанию жилищного фонда.
На основании пункта 5.2.22 Правил N 170 трубопроводы и арматура систем отопления, находящиеся в неотапливаемых помещениях, должны иметь тепловую изоляцию, исправность которой необходимо проверять не реже двух раз в год.
- В силу пункта 5.6.2 данных Правил организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать эксплуатацию: шкафов вводных и вводно-распределительных устройств, начиная с входных зажимов питающих кабелей или от вводных изоляторов на зданиях, питающихся от воздушных электрических сетей, с установленной в них аппаратурой защиты, контроля и управления; внутридомового электрооборудования и внутридомовых электрических сетей питания электроприемников общедомовых потребителей;
- этажных щитков и шкафов, в том числе слаботочных с установленными в них аппаратами защиты и управления, а также электроустановочными изделиями, за исключением квартирных счетчиков энергии; осветительных установок общедомовых помещений с коммутационной и автоматической аппаратурой их управления, включая светильники, установленные на лестничных клетках, поэтажных коридорах, в вестибюлях, подъездах, лифтовых холлах, у мусоросбросов и мусоросборников, в подвалах и технических подпольях, чердаках, подсобных помещениях и встроенных в здание помещениях, принадлежащих организациям по обслуживанию жилищного фонда; силовых и осветительных установок, автоматизации котельных и установок автоматизации котельных, бойлерных, тепловых пунктов и других помещений, находящихся на балансе организации по обслуживанию жилищного фонда; электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов (если они имеются); автоматически запирающихся устройств (АЗУ) дверей дома.
Из пункта 5.9.3 Правил N 170 следует, что загрузочный клапан мусоропровода должен удовлетворять таким требованиям: размеры ковша клапана должны исключать возможность выбрасывания в мусоропровод предметов, габариты которых больше внутреннего диаметра ствола; ковш должен быть съемным, легко открываться и закрываться и иметь в крайних положениях плотный притвор с упругими прокладками, обеспечивающими дымо- и воздухонепроницаемость загрузочного клапана; ковш должен иметь блокировку в закрытом положении; в любом положении ковш не должен перекрывать внутреннее сечение ствола мусоропровода; при открытом ковше его загрузочное отверстие фиксируется в положении, близком к горизонтальному; загрузочные клапан и ковш должны обеспечивать свободное перемещение ТБО в ствол мусоропровода; внутренняя поверхность ковша должна быть гладкой и иметь стойкое антикоррозионное покрытие.
В данном случае судом первой инстанции обоснованно установлено, что на момент осуществления административным органом проверки ООО "Управляющая Компания Семь Дней" не были проведены необходимые мероприятия с целью соблюдения приведенных требований пунктов 3.2.18, 3.3.5, 4.7.2, 4.8.1, 4.8.14, 4.8.15, 5.2.22, 5.6.2, 5.9.3 Правил N 170.
Факт допущенных нарушений общество не отрицает.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности соблюдения управляющей организацией названных Правил в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые она не могла предвидеть и предотвратить, в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах суд, согласившись с позицией административного органа, пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях заявителя состава вмененного ему правонарушения.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований ООО "Управляющая Компания Семь Дней".
Процедура привлечения общества к административной ответственности и срок давности привлечения лица к ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, жилищной инспекцией соблюдены.
Ссылка подателя апелляционной жалобы на то, что оспариваемое постановление вынесено неправомочным лицом, является несостоятельной.
В силу пункта 2 Положения о государственной жилищной инспекции в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1994 N 1086, система органов государственной жилищной инспекции состоит из Главной государственной жилищной инспекции и ее органов в субъектах Российской Федерации.
На основании пункта 5 названного Положения органы государственной жилищной инспекции осуществляют контроль, в том числе за использованием жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и придомовых территорий; за техническим состоянием жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и их инженерного оборудования, своевременным выполнением работ по их содержанию и ремонту в соответствии с действующими нормативно-техническими и проектными документами; за санитарным состоянием помещений жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме в части, согласованной с соответствующими службами санитарно-эпидемиологического контроля; за соблюдением правил пользования жилыми помещениями и придомовыми территориями.
В соответствии с пунктом 6 указанного Положения органы государственной жилищной инспекции имеют право: проводить инспекционные обследования и проверки подконтрольных объектов в соответствии с задачами и функциями, определенными данным Положением; вносить предложения о привлечении должностных лиц и граждан к ответственности в соответствии с КоАП РФ.
Из пункта 1 Положения о государственной жилищной инспекции Архангельской области, утвержденного постановлением администрации Архангельской области от 07.06.2007 N 110-па (далее - Положение N 110-па), следует, что данная жилищная инспекция является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области в сфере государственного контроля за содержанием и ремонтом жилищного фонда и предоставлением гражданам коммунальных услуг.
Согласно пункту 8 Положения N 110-па жилищная инспекция осуществляет государственный контроль, в том числе путем проведения плановых и внеплановых проверок: за содержанием и ремонтом жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и придомовых территорий; за техническим состоянием жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и их инженерного оборудования, своевременным выполнением работ по его содержанию и ремонту в соответствии с действующими нормативно-техническими и проектными документами и т.д.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 8 Положения N 110-па жилищная инспекция осуществляет ведение в пределах своей компетенции производства по делам об административных правонарушениях в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.
Согласно статье 23.55 КоАП РФ органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от формы собственности, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, соответствием жилых помещений, качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.21 - 7.23, частями 4 и 5 статьи 9.16 настоящего Кодекса.
При этом рассматривать дела об административных правонарушениях от имени указанных органов вправе руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от формы собственности, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, соответствием жилых помещений, качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям, их заместители.
В данном случае оспариваемое постановление от 15.09.2011 N 192 вынесено заместителем руководителя жилищной инспекции, то есть уполномоченным на то лицом.
Административный штраф назначен в пределах санкции статьи 7.22 КоАП РФ в минимальном размере.
Корректировка формулировок в Положении N 110-па не повлияла на компетенцию жилищной инспекции по настоящему делу.
Апелляционным судом не установлено нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта.
Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Жалоба ООО "Управляющая Компания Семь Дней" удовлетворению не подлежит.
Поскольку в силу части 4 статьи 208 АПК РФ и части 5 статьи 30.2 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается, госпошлина за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 22 ноября 2011 года по делу N А05-10064/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания Семь Дней" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.01.2012 ПО ДЕЛУ N А05-10064/2011
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 января 2012 г. по делу N А05-10064/2011
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Смирнова В.И., судей Мурахиной Н.В. и Осокиной Н.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Твороговой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания Семь Дней" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 22 ноября 2011 года по делу N А05-10064/2011 (судья Бекарова Е.И.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания Семь Дней" (ИНН 2901153528, г. Архангельск; далее - ООО "Управляющая Компания Семь Дней", общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Архангельской области (ОГРН 1022900533050, г. Архангельск; далее - жилищная инспекция, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 15.09.2011 N 192 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 22 ноября 2011 года в удовлетворении требований общества отказано.
ООО "Управляющая Компания Семь Дней" с данным судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Архангельской области от 22 ноября 2011 года отменить, по делу принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на то, что оспариваемое постановление административного органа вынесено органом, не осуществляющим государственный контроль, следовательно, не имеющим полномочий на привлечение к административной ответственности.
Жилищная инспекция в отзыве отклонила доводы, приведенные в жалобе, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Стороны, будучи надлежащим образом извещены о времени и месте заседания, своих представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав представленные доказательства, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения от 18.08.2011 N А-04/6-02/907 в связи с обращением управляющего директора по коммерческим вопросам главного управления по Архангельской области ОАО "ТГК-2" жилищной инспекцией 30.08.2011 проведена внеплановая выездная проверка содержания жилых домов N 3, 6, расположенных по адресу: г. Архангельск, ул. 40 лет Великой Победы.
В ходе данной проверки составлен акт от 31.08.2011 N С/7-05/620, установлено, что в жилом доме N 6 имеются следующие нарушения:
- - неисправность отдельными местами теплоизоляции трубопроводов отопления в помещении мусоропровода второго подъезда, а также на цокольном этаже первого и третьего подъездов;
- - отсутствие закрывающих устройств на люке выхода на кровлю в первом, втором, третьем подъездах;
- - отсутствие закрывающих устройств на слаботочных шкафах в лестничных клетках первого подъезда 1, 9 этажей;
- - отсутствие плафона осветительного прибора в лестничной клетке первого подъезда 1, 3, 4, 5, 8 этажей, второго подъезда 3, 4, 8, 9 этажей, третьего подъезда 1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9 этажей;
- - отсутствие крышки на распределительной коробке в лестничной клетке первого подъезда 8 этажа;
- также в жилом доме N 3 выявлены следующие нарушения:
- - неисправность отдельными местами теплоизоляции трубопроводов отопления на цокольном этаже первого, второго, третьего подъездов;
- - отсутствие плафона осветительного прибора в лестничной клетке первого подъезда 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 этажей, второго подъезда тамбура, 2, 3, 4, 7, 8 этажей, третьего подъезда 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 этажей;
- - неисправность клапана мусоропровода в лестничной клетке первого подъезда 2 этажа, второго подъезда 1 этажа, третьего подъезда 8 этажа;
- - неисправность ограждения оконного заполнения в лестничной клетке первого подъезда 2, 5, 6, 7 этажей, второго подъезда 2 этажа, третьего подъезда 8 этажа;
- - неисправность внутреннего заполнения оконного проема в лестничной клетке третьего подъезда 3, 9 этажей;
- - неисправность остекления (трещины, сколы, отсутствие) оконного проема в лестничной клетке первого подъезда 2, 3, 5 этажей, второго подъезда 2 этажа, третьего подъезда со 2 по 9 этаж.
По мнению административного органа, обществом нарушены положения пунктов 10, 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), пунктов 3.2.18, 3.3.5, 4.7.2, 4.8.1, 4.8.14, 4.8.15, 5.2.22, 5.6.2, 5.9.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170).
По данному факту должностным лицом жилищной инспекции - государственным жилищным инспектором в присутствии представителя общества - Микрюковой Т.Г. по доверенности составлен протокол об административном правонарушении от 01.09.2011 N С/7-03/218 по признакам правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ.
Постановлением заместителя руководителя жилищной инспекции от 15.09.2011 N 192 заявитель, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов административного дела, признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением административного органа, общество обратилось в суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Судом первой инстанции принято решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная инстанция находит данный судебный акт законным и обоснованным по следующим основаниям.
Статьей 7.22 КоАП РФ установлена административная ответственность юридических лиц за нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений, в виде наложения административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В ходе проверки установлено, что ООО "Управляющая Компания Семь Дней" является управляющей компанией многоквартирных жилых домов N 3, 6 по ул. 40 лет Великой Победы г. Архангельска.
В соответствии с пунктом 1.1 договора управления многоквартирными домами от 01.07.1008 управляющая организация по заданию собственника обязывается оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов, предоставлять услуги по отоплению, горячему водоснабжению, электроснабжению собственникам и пользователям помещений, производить начисление и сбор платежей за оказанные услуги и осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирными домами деятельность.
В силу пункта 3.4.1 договора управляющая организация обязана выполнять работы и услуги по содержанию, текущему и капитальному ремонту дома, производить технические осмотры и планово-предупредительные ремонты.
Таким образом, ООО "Управляющая Компания Семь Дней" является лицом, ответственным за содержание, эксплуатацию и ремонт указанных жилых домов.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с пунктом 42 Правил N 491 управляющие организации несут ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества многоквартирного жилого дома в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 10 данных Правил общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, о техническом регулировании, о защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
На основании пункта 3.2.18 Правил N 170 располагаемые в лестничных клетках шкафы с электрощитками и электроизмерительными приборами, а также электромонтажные ниши должны быть всегда закрыты.
Из пункта 3.3.5 этих Правил следует, что входные двери или люки (для чердачных помещений с запасными, напорными и расширительными баками) выхода на кровлю должны быть утеплены, оборудованы уплотняющими прокладками, всегда закрыты на замок (один комплект ключей от которого необходимо хранить у дежурного диспетчера ОДС или в комнате техника-мастера организации по обслуживанию жилищного фонда, а второй - в одной из ближайших квартир верхнего этажа), о чем делается соответствующая надпись на люке. Вход в чердачное помещение и на крышу следует разрешать только работникам организаций по обслуживанию жилищного фонда, непосредственно занятым техническим надзором и выполняющим ремонтные работы, а также работникам эксплуатационных организаций, оборудование которых расположено на крыше и в чердачном помещении.
В пункте 4.7.2 Правил N 170 предусмотрено, что неисправности заполнений оконных и дверных проемов: неплотности по периметру оконных и дверных коробок; зазоры повышенной ширины в притворах переплетов и дверей; разрушение замазки в фальцах; отслоение штапиков; отсутствие или износ уплотняющих прокладок; загнивание и коробление элементов заполнений; ослабление сопряжений в узлах переплетов и дверных полотен; недостаточный уклон и некачественная заделка краев оконных сливов; отсутствие и ослабление крепления стекол и приборов, отслоение и разрушение окраски оконных коробок, переплетов и дверных полотен; засорение желобов в коробке для стока конденсата, промерзание филенок балконных дверей; проникание атмосферной влаги через заполнение проемов; щели в соединениях отдельных элементов между собой; обледенение отдельных участков окон и балконных дверей, приточных отверстий вентиляционных приборов под подоконниками в крупнопанельных домах следует устранять по мере их накопления, не допуская дальнейшего развития.
В пункте 4.8.1 названных Правил закреплено, что неисправное состояние лестниц (коррозия металлических косоуров, повышенные прогибы площадок и маршей, неплотное прилегание площадок и маршей к стенам, трещины, выбоины, отслоения пола на лестничных площадках и ступенях, углубления в ступенях от истирания, ослабление крепления ограждений, поручней и предохранительных сеток, повреждение перил, загнивание древесины, недостаточная прочность креплений тетив к подкосоурным балкам и т.п.) следует устранять по мере их появления и не допускать дальнейшего разрушения.
Согласно пункту 4.8.14 Правил N 170 в лестничных клетках должно быть исправным остекление; наличие фурнитуры на окнах и дверях (ручки, скобянка), освещение лестничной клетки; помещение должно регулярно проветриваться, температура воздуха - не менее + 16 градусов С; должна быть обеспечена регулярная уборка: обметание окон, подоконников, отопительных приборов - не реже 1 раза в 5 дней; стены - не менее 2 раз в месяц, мытье - не реже 1 раза в месяц; рекомендуется перед наружными входными дверями устанавливать скребки и металлические решетки для очистки обуви от грязи и снега; входы из лестничных клеток на чердак или кровлю должны быть закрыты на замок.
В соответствии с пунктом 4.8.15 Правил запрещается использовать лестничные помещения (даже на короткое время) для складирования материалов, оборудования и инвентаря, устраивать под лестничными маршами кладовые и другие подсобные помещения.
Задвижки, электрощитовые и другие отключающие устройства, расположенные на лестнице, должны находиться в закрытых шкафах, ключи от которых хранятся у диспетчера организации по обслуживанию жилищного фонда.
На основании пункта 5.2.22 Правил N 170 трубопроводы и арматура систем отопления, находящиеся в неотапливаемых помещениях, должны иметь тепловую изоляцию, исправность которой необходимо проверять не реже двух раз в год.
- В силу пункта 5.6.2 данных Правил организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать эксплуатацию: шкафов вводных и вводно-распределительных устройств, начиная с входных зажимов питающих кабелей или от вводных изоляторов на зданиях, питающихся от воздушных электрических сетей, с установленной в них аппаратурой защиты, контроля и управления; внутридомового электрооборудования и внутридомовых электрических сетей питания электроприемников общедомовых потребителей;
- этажных щитков и шкафов, в том числе слаботочных с установленными в них аппаратами защиты и управления, а также электроустановочными изделиями, за исключением квартирных счетчиков энергии; осветительных установок общедомовых помещений с коммутационной и автоматической аппаратурой их управления, включая светильники, установленные на лестничных клетках, поэтажных коридорах, в вестибюлях, подъездах, лифтовых холлах, у мусоросбросов и мусоросборников, в подвалах и технических подпольях, чердаках, подсобных помещениях и встроенных в здание помещениях, принадлежащих организациям по обслуживанию жилищного фонда; силовых и осветительных установок, автоматизации котельных и установок автоматизации котельных, бойлерных, тепловых пунктов и других помещений, находящихся на балансе организации по обслуживанию жилищного фонда; электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов (если они имеются); автоматически запирающихся устройств (АЗУ) дверей дома.
Из пункта 5.9.3 Правил N 170 следует, что загрузочный клапан мусоропровода должен удовлетворять таким требованиям: размеры ковша клапана должны исключать возможность выбрасывания в мусоропровод предметов, габариты которых больше внутреннего диаметра ствола; ковш должен быть съемным, легко открываться и закрываться и иметь в крайних положениях плотный притвор с упругими прокладками, обеспечивающими дымо- и воздухонепроницаемость загрузочного клапана; ковш должен иметь блокировку в закрытом положении; в любом положении ковш не должен перекрывать внутреннее сечение ствола мусоропровода; при открытом ковше его загрузочное отверстие фиксируется в положении, близком к горизонтальному; загрузочные клапан и ковш должны обеспечивать свободное перемещение ТБО в ствол мусоропровода; внутренняя поверхность ковша должна быть гладкой и иметь стойкое антикоррозионное покрытие.
В данном случае судом первой инстанции обоснованно установлено, что на момент осуществления административным органом проверки ООО "Управляющая Компания Семь Дней" не были проведены необходимые мероприятия с целью соблюдения приведенных требований пунктов 3.2.18, 3.3.5, 4.7.2, 4.8.1, 4.8.14, 4.8.15, 5.2.22, 5.6.2, 5.9.3 Правил N 170.
Факт допущенных нарушений общество не отрицает.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности соблюдения управляющей организацией названных Правил в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые она не могла предвидеть и предотвратить, в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах суд, согласившись с позицией административного органа, пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях заявителя состава вмененного ему правонарушения.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований ООО "Управляющая Компания Семь Дней".
Процедура привлечения общества к административной ответственности и срок давности привлечения лица к ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, жилищной инспекцией соблюдены.
Ссылка подателя апелляционной жалобы на то, что оспариваемое постановление вынесено неправомочным лицом, является несостоятельной.
В силу пункта 2 Положения о государственной жилищной инспекции в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1994 N 1086, система органов государственной жилищной инспекции состоит из Главной государственной жилищной инспекции и ее органов в субъектах Российской Федерации.
На основании пункта 5 названного Положения органы государственной жилищной инспекции осуществляют контроль, в том числе за использованием жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и придомовых территорий; за техническим состоянием жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и их инженерного оборудования, своевременным выполнением работ по их содержанию и ремонту в соответствии с действующими нормативно-техническими и проектными документами; за санитарным состоянием помещений жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме в части, согласованной с соответствующими службами санитарно-эпидемиологического контроля; за соблюдением правил пользования жилыми помещениями и придомовыми территориями.
В соответствии с пунктом 6 указанного Положения органы государственной жилищной инспекции имеют право: проводить инспекционные обследования и проверки подконтрольных объектов в соответствии с задачами и функциями, определенными данным Положением; вносить предложения о привлечении должностных лиц и граждан к ответственности в соответствии с КоАП РФ.
Из пункта 1 Положения о государственной жилищной инспекции Архангельской области, утвержденного постановлением администрации Архангельской области от 07.06.2007 N 110-па (далее - Положение N 110-па), следует, что данная жилищная инспекция является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области в сфере государственного контроля за содержанием и ремонтом жилищного фонда и предоставлением гражданам коммунальных услуг.
Согласно пункту 8 Положения N 110-па жилищная инспекция осуществляет государственный контроль, в том числе путем проведения плановых и внеплановых проверок: за содержанием и ремонтом жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и придомовых территорий; за техническим состоянием жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и их инженерного оборудования, своевременным выполнением работ по его содержанию и ремонту в соответствии с действующими нормативно-техническими и проектными документами и т.д.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 8 Положения N 110-па жилищная инспекция осуществляет ведение в пределах своей компетенции производства по делам об административных правонарушениях в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.
Согласно статье 23.55 КоАП РФ органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от формы собственности, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, соответствием жилых помещений, качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.21 - 7.23, частями 4 и 5 статьи 9.16 настоящего Кодекса.
При этом рассматривать дела об административных правонарушениях от имени указанных органов вправе руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от формы собственности, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, соответствием жилых помещений, качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям, их заместители.
В данном случае оспариваемое постановление от 15.09.2011 N 192 вынесено заместителем руководителя жилищной инспекции, то есть уполномоченным на то лицом.
Административный штраф назначен в пределах санкции статьи 7.22 КоАП РФ в минимальном размере.
Корректировка формулировок в Положении N 110-па не повлияла на компетенцию жилищной инспекции по настоящему делу.
Апелляционным судом не установлено нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта.
Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Жалоба ООО "Управляющая Компания Семь Дней" удовлетворению не подлежит.
Поскольку в силу части 4 статьи 208 АПК РФ и части 5 статьи 30.2 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается, госпошлина за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 22 ноября 2011 года по делу N А05-10064/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания Семь Дней" - без удовлетворения.
Председательствующий
В.И.СМИРНОВ
В.И.СМИРНОВ
Судьи
Н.В.МУРАХИНА
Н.Н.ОСОКИНА
Н.В.МУРАХИНА
Н.Н.ОСОКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)