Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА ОТ 16.02.2010 ПО ДЕЛУ N А82-2870/2009-14

Разделы:
ЖСК (жилищно-строительный кооператив); Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом; Договор управления многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 февраля 2010 г. по делу N А82-2870/2009-14



Резолютивная часть объявлена 10.02.2010.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бердникова О.Е.,
судей Базилевой Т.В., Радченковой Н.Ш.
при участии представителя
от заявителя: Ненилина О.Е. (доверенность от 21.12.2009)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица -
мэрии города Ярославля
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 30.11.2009,
принятое судьями Сурововой М.В., Красновой Т.Б., Мухиной Е.В.,
по делу N А82-2870/2009-14
по заявлению товарищества собственников жилья "Московская слобода"
о признании недействующим пункта 4 Порядка предоставления субсидии на возмещение затрат, связанных с оказанием гражданам услуг по горячему водоснабжению по тарифам, установленным мэром города, утвержденного постановлением мэра города Ярославля от 15.12.2008 N 3535,
и
установил:

товарищество собственников жилья "Московская слобода" (далее - ТСЖ "Московская слобода", Товарищество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании недействующим пункта 4 Порядка предоставления субсидии на возмещение затрат, связанных с оказанием гражданам услуг по горячему водоснабжению по тарифам, установленным мэром города, утвержденного постановлением мэра города Ярославля от 15.12.2008 N 3535, в той части, в которой для определения размера субсидии на возмещение затрат, связанных с оказанием гражданам услуг по горячему водоснабжению по тарифам, утвержденным мэром города, для получателей, управляющих многоквартирными домами с закрытой системой водоснабжения, а также заключивших договоры на поставку тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение с открытым акционерным обществом "Территориальная генерирующая компания N 2" (далее - ОАО "ТГК-2"), установлено определение полной стоимости горячего водоснабжения в отопительный период для закрытой системы водоснабжения исходя из нормативов потребления горячего водоснабжения без учета возможности определения полной стоимости горячего водоснабжения на основании данных о фактическом потреблении горячей воды на основании данных индивидуальных (поквартирных) или общедомовых приборов учета, как не соответствующего пункту 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункту 16 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307.
Решением суда от 30.11.2009 требование Товарищества удовлетворено.
Не согласившись с принятым судебным актом, мэрия города Ярославля (далее - Мэрия) обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что выводы суда о том, что при расчете субсидии норматива потребления горячего водоснабжения лишаются права на ее получение управляющие организации ТСЖ, ЖСК в тех случаях, когда фактическое потребление горячей воды превышает нормативный показатель и приводит к предоставлению субсидий без наличия убытков тогда, когда нормативный показатель превышает фактическое потребление, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. По мнению Мэрии, показания индивидуальных приборов не могут быть использованы для расчета полной стоимости горячего водоснабжения, поскольку в силу пункта 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), собственники помещений в многоквартирном доме вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) горячей воды исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества дома.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе; ходатайством от 08.02.2010 N 15/50-918 Мэрия просила рассмотреть жалобу без участия представителя.
Товарищество в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании не согласились с доводами Мэрии, указав на законность принятого судебного акта.
Прокурор Ярославской области просил рассмотреть жалобу без участия представителя; отказать в удовлетворении жалобы.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области от 30.11.2009 проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, постановлением мэра города Ярославля от 15.12.2008 N 3535 утвержден Порядок предоставления субсидии на возмещение затрат, связанных с оказанием гражданам услуг по горячему водоснабжению по тарифам, установленным мэром города (далее - Порядок предоставления субсидии).
В соответствии с пунктом 2 указанного Порядка субсидия предоставляется организациям, управляющим многоквартирными домами в городе Ярославле, ТСЖ, ЖСК, собственникам помещений в многоквартирном доме, осуществляющим непосредственное управление таким домом, хозяйствующим субъектам, оказывающим населению, проживающему в частном жилищном фонде, услугу по горячему водоснабжению по договору, заключенному с департаментом городского хозяйства мэрии города Ярославля.
В пункте 4 Порядка предоставления субсидии установлено, что для получателей, заключивших договоры на поставку тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение с ОАО "ТГК-2", а также для получателей, управляющих многоквартирными домами с закрытой системой водоснабжения, независимо от организации, осуществляющей продажу коммунального ресурса, размер субсидии на горячее водоснабжение определяется как разница между полной стоимостью горячего водоснабжения и платой граждан за услуги горячего водоснабжения за расчетный месяц, и приведена соответствующая методика расчета полной стоимости горячего водоснабжения.
При этом полная стоимость горячего водоснабжения в межотопительный период определяется по счетам-фактурам, а в отопительный период для закрытой системы водоснабжения - по формуле, рассчитываемой на основании: норматива потребления горячего водоснабжения, утвержденного постановлением мэра от 19.08.2002 N 2609 "О нормативах и тарифах на коммунальные услуги в городе Ярославле" в Гкал на одного человека в сутки; численности проживающих в доме; тарифа, утвержденного для теплоснабжающей организации, а также стоимости холодной воды, рассчитываемой аналогичным образом исходя из норматива потребления горячего водоснабжения, но не в Гкал, а в кубических метрах в сутки.
Посчитав, что пункт 4 Порядка не соответствует пункту 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктам 16, 21 и 23 Правил N 307, ТСЖ "Московская слобода" обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Руководствуясь статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306), Правилами N 307, Арбитражный суд Ярославской области удовлетворил заявленное требование.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт (часть 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги, в том числе за услуги по горячему водоснабжению, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 16 Правил N 307 при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета.
При отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для холодного и горячего водоснабжения, водоотведения - по нормативам потребления соответствующей коммунальной услуги, определенной в кубических метрах в месяц на одного человека (пункт 19 Правил N 307).
В силу пункта 21 Правил N 307 при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется для холодного и горячего водоснабжения, газоснабжения по показаниям таких приборов учета и с учетом установленных нормативов потребления.
На основании пункта 23 Правил N 307 при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги определяется для холодного и горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения по показаниям общедомовых приборов учета с учетом нормативов потребления (для помещений - не оборудованных индивидуальными приборами) и показаний приборов учета (для помещений, ими оборудованных).
Следовательно, размер платы за коммунальные услуги в случае наличия приборов учета (общедомовых и (или) индивидуальных) всегда производится по показаниям этих приборов.
Арбитражный суд Ярославской области установил и материалами дела подтверждается, что постановлением мэра города Ярославля от 19.08.2002 N 2609 был предусмотрен норматив потребления горячего водоснабжения и в куб.метрах на 1 человека, и в Гкал на 1 человека.
Постановлением мэра города Ярославля от 28.11.2008 N 3358 (вступившим в силу 06.12.2008) норматив в Гкал был отменен, и установленным остался только норматив в кубических метрах при заданной температуре горячей воды в точке разбора.
На момент принятия Порядка предоставления субсидии норматива потребления горячего водоснабжения в Гкал не было установлено.
Согласно пункту 7 раздела 1 Правил N 306 при выборе единицы измерения в отношении горячего водоснабжения используется показатель "куб.метр на 1 человека". Единица измерения "Гкал на 1 человека" используется только в отношении отопления.
Исследовав представленные в материалах дела доказательства и оценив их в совокупности и во взаимосвязи, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что пункт 4 Порядка предоставления субсидии не предусматривает возможности определения в период отопительного сезона для многоквартирных домов с закрытой системой водоснабжения полной стоимости горячего водоснабжения на основании данных о фактическом потреблении горячей воды по индивидуальным (поквартирным) или общедомовым приборам учета, поэтому не соответствует Правилам N 307, в связи с чем признал его недействующим в указанной части.
Вывод суда соответствует имеющимся в деле документам и не противоречит им.
В связи с изложенным доводы, приведенные в кассационной жалобе, отклоняются, как неосновательные.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Ярославской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями к отмене судебного акта, не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановил:

решение Арбитражного суда Ярославской области от 30.11.2009 по делу N А82-2870/2009-14 оставить без изменения, кассационную жалобу мэрии города Ярославля - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
О.Е.БЕРДНИКОВ

Судьи
Т.В.БАЗИЛЕВА
Н.Ш.РАДЧЕНКОВА
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)