Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.07.2009 ПО ДЕЛУ N А14-5080/2009111/28

Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 июля 2009 г. по делу N А14-5080/2009111/28


Резолютивная часть постановления объявлена 21.07.2009 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 27.07.2009 г.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семенюта Е.А.
судей Протасова А.И.
Сергуткиной В.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Косякиной И.А.
при участии:
- от ОАО "Управляющая компания Ленинского района": Фоменко И.Ю. - представитель по доверенности 392/105 от 04.05.2009 г., паспорт серии <...>;
- от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области: Халяпин Е.А. - специалист-эксперт по доверенности б/н от 09.07.2009 г., удостоверение <...>,
Клюева М.Н. - главный специалист-эксперт по доверенности б/н от 09.07.2009 г., удостоверение <...>
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Управляющая компания Ленинского района" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 08.06.2009 по делу N А14-5080/2009/111/28 (судья Соболева Е.П.) по заявлению открытого акционерного общества "Управляющая компания Ленинского района" к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области об отмене постановления по делу об административном правонарушении N 2295 от 21.04.2009 г.

установил:

Открытое акционерное общество "Управляющая компания Ленинского района" (далее по тексту - Общество, ОАО "Управляющая компания Ленинского района") обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением об отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области (далее по тексту - административный орган, Управление) N 2295 от 21.04.2009 г. о признании открытого акционерного общества "Управляющая компания Ленинского района" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту также - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 08.06.2009 по делу N А14-5080/2009/111/28 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО "Управляющая компания Ленинского района" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции как незаконное и необоснованное и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы Общество ссылается на то, что в договорах управления многоквартирными домами, заключенными с жильцами вышеуказанных домов, не предусмотрена обязанность Общества устанавливать контейнерные площадки для мусора. Податель жалобы также указывает на отсутствие согласия собственников жилых помещений на дополнительное финансирование мероприятий по установке контейнерных площадок для мусора.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области с апелляционной жалобой не согласно. При этом административный орган указывает на обязанность организации, обслуживающей здания, организовывать сбор, хранение и вывоз бытовых отходов.
Представитель ОАО "Управляющая компания Ленинского района" в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил суд отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Представители Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области в судебном заседании возражали против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просили обжалуемое решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании 14.07.2009 г. на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 21.07.2009 г.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав представителей административного органа и Общества, оценив все в совокупности, апелляционная инстанция находит, что обжалуемое решение отмене не подлежит.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 03.04.2009 г. административным органом на основании распоряжения N 1427 от 01.04.2009 г. проведены внеплановые мероприятия по надзору за соблюдением ОАО "Управляющая компания Ленинского района" требований санитарного законодательства Российской Федерации.
В ходе проверки Управлением было установлено нарушение требований п. 2.1.3, п. 2.2.11 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (далее - СанПиН) 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", а именно: на территории домовладений N 35, N 37 по ул. Матросова, N 23, N 36, N 38 по ул. Журналистов г. Воронежа не выделены специальные площадки для размещения контейнеров для сбора твердых бытовых отходов, а также ОАО "Управляющая компания Ленинского района" принята "поквартирная" система удаления твердых бытовых отходов в многоэтажной жилой застройке по ул. Матросова д. N 35, N 37 и по ул. Журналистов д. N 23, N 36, N 38.
По результатам мероприятий по надзору административным органом был составлен акт от 03.04.2009 г. и протокол N 0002042 от 07.04.2009 г. об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ.
Указанные материалы послужили основанием для вынесения Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области постановления N 2295 от 21.04.2009 г. о назначении административного штрафа в пределах 1 санкции ст. 8.2 КоАП РФ в размере 100 000 рублей.
ОАО "Управляющая компания Ленинского района" полагая, что постановление противоречит действующему законодательству, нарушает его права и законные интересы, обжаловало указанный акт в Арбитражный суд Воронежской области.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности наличия в действиях Общества состава административного правонарушения, вины и законности оспариваемого постановления.
Суд апелляционной инстанции находит данную позицию суда первой инстанции верной с учетом следующего.
Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в действиях (бездействиях) по несоблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами.
Согласно статье 1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" N 89-ФЗ от 24.06.1998 г. (с изменениями), под обращением с отходами понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
В соответствии с требованиями статьи 11 указанного Закона и статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны, в том числе соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
Пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (пункт 2 статьи 21 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999 г.).
В соответствии с пунктами 2.1.3, 2.2.11 СанПин 42-128-4690-88 на территории домовладения должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров; применение "поквартирной" системы удаления твердых бытовых отходов в многоэтажной застройке запрещается.
В соответствии с пунктами 10, 42, подпунктом "д" пункта 11 "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:
а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;
б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;
в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом;
г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц;
д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам;
е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме (п. "д" п. 11 Правил).
В соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 г. N 170 оборудование и иные объекты, используемые для сбора твердых бытовых отходов (мусоропроводы, контейнеры, бункеры-накопители, специально оборудованные площадки и т.п.), предназначены для обслуживания и эксплуатации всего многоквартирного дома.
При таких обстоятельствах, сбор и вывоз твердых бытовых отходов, образующихся в результате деятельности жильцов многоквартирного дома является составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома.
Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Субъектом административного правонарушения является физическое или юридическое лицо, нарушившее экологические и санитарно-эпидемиологические требования при обращении с отходами производства и потребления.
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельностью.
Управляющая компания, не являясь собственником, пользователем общих помещений многоквартирных домов, на возмездной основе отвечает за их безопасную эксплуатацию и обязана обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан в многоквартирных домах (часть 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно статьи 2 имеющегося в материалах дела Устава открытого акционерного общества "Управляющая компания Ленинского района" основной целью деятельности Общества является обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирных домах, а также, предоставление жилищных и коммунальных услуг жильцам многоквартирных домов.
Судом первой инстанции установлено, что жилые дома N N 35, 37 по ул. Матросова, N N 23, 36, 38 по ул. Журналистов города Воронежа находятся в управлении ОАО "Управляющая компания Ленинского района". Между ОАО "Управляющая компания Ленинского района" и собственниками квартир, расположенных в указанных многоквартирных домах заключены соответствующие договоры управления многоквартирным домом, предметом которых является оказание Управляющей организацией по заданию и за счет Собственника услуг и выполнение работ по управлению многоквартирным домом.
Согласно разделу 2 представленных в материалы дела типовых договоров управления многоквартирным домом, Общество обязуется осуществлять функции по управлению многоквартирным домом в объеме полученного финансирования в соответствии с договором и действующим законодательством; обеспечивать в объеме фактического финансирования надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома с учетом его состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния многоквартирного дома и в соответствии с перечнем работ и услуг по содержанию жилья, утвержденного общим собранием собственников многоквартирного дома; представлять и отстаивать интересы Собственника перед ресурсоснабжающими организациями в предоставлении собственнику и пользующимися его помещением лицам коммунальных услуг в соответствии с федеральными и региональными нормативами потребления и стандартами качества.
Управляющая организация вправе самостоятельно определять порядок и способ выполнения своих обязательств по заключенному договору; при нехватке денежных средств, собранных на финансовом счете конкретного дома для выполнения работ, самостоятельно определять объемы и виды работ, подлежащих выполнению в пределах фактически имеющихся средств, при этом приоритетными являются аварийно-восстановительные работы (в том числе по заявкам собственников жилых и нежилых помещений).
Согласно перечню услуг и работ по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, оплата которых осуществляется за счет средств платы за содержание и ремонт помещения, предусмотренных в приложении к соответствующему договору и являющихся его неотъемлемой частью, Управляющей организацией оказываются, в том числе, следующие услуги: санитарное содержание придомовых территорий (очистка урн от мусора, уборка контейнерных площадок и др.), вывоз КГМ (крупногабаритного мусора).
Обязанность по надлежащему текущему содержанию контейнеров, контейнерной площадки, мусоросборных камер в соответствии с требованиями санитарных норм и правил непосредственно лицами, в ведении которых находятся места временного хранения отходов, установлена и в Правилах благоустройства территорий городского округа город Воронеж, утвержденных Решением Воронежской городской Думы от 19.06.2008 г. N 190-11.
Таким образом, именно Общество в данном конкретном случае является субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ.
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Факт нарушения ОАО "УК Ленинского района" требований изложенных выше норм экологического законодательства, а, следовательно, совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При осуществлении деятельности по управлению многоквартирным домом у Общества имелась возможность не допускать выявленных его действиях нарушений. Однако им не были приняты все зависящие от него меры для недопущения названных нарушений, что свидетельствует о наличии в его действиях вины.
Судом первой инстанции правомерно отклонены ссылки Общества на отсутствие контейнерных площадок (контейнеров) при приеме соответствующих домовладений на обслуживание, отказ собственников жилых помещений на сбор дополнительных денежных средств, необходимых для их обустройства, а также невозможность без соответствующего решения собственников самостоятельно произвести обустройство контейнерных площадок.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, между ОАО "Управляющая компания Ленинского района" и ОАО "ВОРОНЕЖЭКО" заключен договор на оказание услуг по вывозу, приему и захоронению твердых бытовых отходов из жилищного фонда от 29.09.2008 г., предметом которого является оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов с контейнерных площадок и контейнеров, указанных в приложении к договору.
Согласно пункту 2.1.2 раздела 2 указанного договора обязанностью "заказчика" (ОАО "Управляющая компания Ленинского района") является предусмотрение специальных мест для контейнеров, которые должны иметь свободный, беспрепятственный подъезд в любое время года.
Следовательно, ОАО "Управляющая компания Ленинского района" добровольно приняла на себя обязательство по предусмотрению специальных мест для контейнеров, которые должны отвечать установленным требованиям.
Ссылке подателя апелляционной жалобы на отсутствие согласия собственников жилых помещений на дополнительное финансирование мероприятий по установке контейнерных площадок для мусора была дана надлежащая правовая оценка арбитражным судом области, с которой апелляционная инстанция соглашается. В соответствии со статьями 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации заявитель, как управляющая организация, обязан обеспечить надлежащее, соответствующее нормативным требованиям, содержание общего имущества указанного многоквартирного дома.
Недостаточность финансирования не может служить основанием для освобождения Общества от административной ответственности, в связи с тем, что согласно пункту 3.1 договоров управления многоквартирным домом плата за помещение и коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт общего имущества.
Иных доводов, свидетельствующих о неправомерности изложенных в обжалуемом решении выводов, позволяющих признать судебный акт незаконным и необоснованным, ОАО "Управляющая компания Ленинского района" не заявлено.
Процессуальных нарушений в отношении ОАО "Управляющая компания Ленинского района" при привлечении к административной ответственности Управлением Роспотребнадзора по Воронежской области судом не установлено.
Учитывая вышеизложенное, апелляционная инстанция находит, что судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем представленным доказательствам с учетом фактических обстоятельств, установленных по делу,нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, обжалуемый судебный акт следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ч. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Воронежской области от 08.06.2009 по делу N А14-5080/2009/111/28 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Управляющая компания Ленинского района" без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.
Председательствующий судья
Е.А.СЕМЕНЮТА
Судьи
А.И.ПРОТАСОВ
В.А.СЕРГУТКИНА
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)