Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.06.2012 ПО ДЕЛУ N А65-30398/2011

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 июня 2012 г. по делу N А65-30398/2011


Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 июня 2012 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Драгоценновой И.С., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Журавлевой Е.Ю.,
с участием:
от ОАО "Таттеплосбыт" - представителя Мирсияпова Р.Р. (доверенность от 11 января 2012 года N 119-15/61-1),
от ООО "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Приволжского района" - представитель не явился, извещено,
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан - представителя Шишовой Е.В. (доверенность от 16 декабря 2011 года N 17/3194),
от МУП "Производственное объединение "Казэнерго" - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Таттеплосбыт"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20 февраля 2012 года по делу N А65-30398/2011 (судья Галиуллин Э.Р.), по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Приволжского района" (ИНН 1659065386, ОГРН 1061684096583), Республика Татарстан, г. Казань,
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань,
третьи лица:
муниципальное унитарное предприятие "Производственное объединение "Казэнерго", Республика Татарстан, г. Казань,
открытое акционерное общество "Таттеплосбыт", Республика Татарстан, г. Казань,
об оспаривании постановлений по делам об административных правонарушениях,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Приволжского района" (далее - ООО "УК ЖКХ Приволжского района", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением об оспаривании постановлений от 16.11.2011 N 1234/з, от 16.11.2011 N 1233/з, от 05.10.2011 N 1002/з Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (далее - Управление Роспотребнадзора по РТ, административный орган) о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.02.2012 ООО "УК ЖКХ Приволжского района" отказано в удовлетворении заявленных требований.
Открытое акционерное общество "Таттеплосбыт" обратилось с апелляционной жалобой, пояснением к ней, в которых, ссылаясь на правильность расчета ООО "УК ЖКХ Приволжского района" тарифа за коммунальную услугу "горячее водоснабжение" и отсутствие в действиях указанного лица состава вменяемого правонарушения, просит отменить решение суда от 20.02.2012, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт.
Представитель административного органа в судебном заседании просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу общества без удовлетворения по основаниям, приведенным в отзыве на апелляционную жалобу, содержащем подробное изложение позиции ответчика и анализ расчета тарифа за коммунальную услугу "горячее водоснабжение", производимого заявителем.
В судебное заседание представители ООО "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Приволжского района", муниципального унитарного предприятия "Производственное объединение "Казэнерго", не явились.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие указанных лиц, участвующих в деле, которые были надлежаще извещены о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, в ходе рассмотрения Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан, на основании обращений граждан, документов, представленных ООО "УК "ЖКХ Приволжского района", расположенном по адресу: г. Казань, ул. Ипподромная, д. 17, установлено, что ООО "УК "ЖКХ Приволжского района" допущено нарушение установленного порядка ценообразования: а именно: при расчете тарифа за коммунальную услугу "горячее водоснабжение" применяется не нормативное количество теплоэнергии, расходуемое на приготовление 1 куб. метра горячей воды, утвержденное постановлением Руководителя исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 07.06.2008 г. N 2777 "Об установлении нормативов потребления тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение", а количество теплоэнергии, выставленное ресурсоснабжающей организацией для оплаты ООО "УК ЖКХ Приволжского района", рассчитываемое в соответствии с договором между данными организациями, что противоречит п. 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.06 г. N 307, жильцу кв. N 92 дома N 18 по ул. Ак. Парина. г. Казань, в августе 2011 г. тариф за единицу услуги "горячее водоснабжение" был рассчитан в размере 65 руб. 32 коп., при расчете тарифа с применением норматива 566.4 руб./гКал x 0,05889 гКал + 14.69 = 48,05 руб./куб. м, что привело к завышению размера платы за коммунальную услугу "горячее водоснабжение".
Также допущено нарушение установленного порядка ценообразования в части начисления платы за отопление жилых помещений кв. 9, 15, 21, д. 256 по ул. Габишева, г. Казань, путем непредоставления в расчетный отдел сведений о размере платы за потребленную в многоквартирном доме тепловую энергию, определенную расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, для произведения корректировки размера платы за отопление жилого помещения за период отопления с 2008 по 2010 г.г., которая должна производиться 1 раз в год.
ООО "УК ЖКХ Приволжского района" допущено нарушение установленного порядка ценообразования: а именно, при расчете тарифа за коммунальную услугу "горячее водоснабжение" применяется ненормативное количество теплоэнергии, расходуемое на приготовление 1 куб. метра горячей воды, утвержденное постановлением Руководителя исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 07.06.2008 г. N 2777 "Об установлении нормативов потребления тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение", а количество теплоэнергии, выставленной для оплаты МУП ПО "Казэнерго" ООО "УК ЖКХ Приволжского района", рассчитываемое в соответствии с договором между данными организациями, что противоречит п. 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.06 г. N 307, жильцам д. 19 по пр. Победы, г. Казань, в августе 2011 г. тариф за единицу услуги "горячее водоснабжение" был рассчитан в размере 172,65 руб., в сентябре 2011 г. тариф за единицу услуги "горячее водоснабжение" был рассчитан в размере 175,85 руб. при расчете тарифа с применением норматива 1169,26 руб./гКал x 0.05889 гКал + 14,69 = 83,55 руб./куб. м, что привело к завышению размера платы за коммунальную услугу "горячее водоснабжение" жильцам вышеуказанного дома.
Также ООО "УК ЖКХ Приволжского района" допущено нарушение установленного порядка ценообразования: а именно, при расчете тарифа за коммунальную услугу "горячее водоснабжение" применялось не нормативное количество теплоэнергии, расходуемое на приготовление 1 куб. метра горячей воды, утвержденное постановлением Руководителя исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 07.06.2008 г. N 2777 "Об установлении нормативов потребления тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение", а количество теплоэнергии, выставленной для оплаты ОАО "Таттеплосбыт" ООО "УК ЖКХ Приволжского района", рассчитываемое в соответствии с договором между данными организациями, что противоречит п. 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.06 г. N 307. В результате жильцу кв. 241, д. 23 по ул. Габишева, г. Казань, в августе 2011 г. тариф за единицу услуги "горячее водоснабжение" был рассчитан в размере 67,96 руб., в сентябре 2011 г. тариф за единицу услуги "горячее водоснабжение" был рассчитан в размере 64,46 руб. при расчете тарифа с применением норматива 566,40 руб./гКал x 0,05889 гКал + 14,69 = 48,05 руб./куб. м, что привело к завышению размера платы за коммунальную услугу "горячее водоснабжение".
ООО "УК ЖКХ Приволжского района" допущено нарушение установленного порядка ценообразования в части начисления платы за отопление жилого помещения кв. 241, д. 23 по ул. Габишева. г, Казань, путем не предоставления, в расчетный отдел сведении о размере платы за потребленную в многоквартирном доме тепловую энергию, определенную расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, для произведения корректировки размера платы за отопление жилых помещений за период с января 2008 г. по декабрь 2010 г., которая должна производиться 1 раз в год.
ООО "УК ЖКХ Приволжского района" допущено нарушение установленного порядка ценообразования: а именно, при расчете тарифа за коммунальную услугу "горячее водоснабжение" применяется не нормативное количество теплоэнергии, расходуемое на приготовление 1 куб. метра горячей воды, утвержденное постановлением Руководителя исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 07.06.2008 г. N 2777 "Об установлении нормативов потребления тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение", а количество теплоэнергии, выставленной для оплаты МУП ПО "Казэнерго" ООО "УК ЖКХ Приволжского района", рассчитываемое в соответствии с договором между данными организациями, что противоречит п. 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.06 г. N 307, жильцу кв. N 36 дома N 63/2 по ул. Карбышева, г. Казань, в августе 2011 г. тариф за единицу услуги "горячее водоснабжение" был рассчитан в размере 124,53 руб., при расчете тарифа с применением норматива 1169,26 руб./гКал x 0,05436 гКал + 14,69 = 78,25 руб./куб. м, что привело к завышению размера платы за коммунальную услугу "горячее водоснабжение".
Ответчик на основании материалов об административных правонарушениях, постановлениями о назначении штрафа по делам об административных правонарушениях N 1234/з от 16.11.2011 г., N 1233/з от 16.11.2011 г., N 1002/з от 05.10.2011 г. привлек заявителя к ответственности по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ.
Не согласившись с данными постановлениями, заявитель обратился в арбитражный суд.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Согласно ч. 2 ст. 14.6 Кодекса занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - ста тысяч рублей.
В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации (ч. 2 ст. 157 Жилищного кодекса РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 были утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила), регулирующие отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (п. 1 Правил).
В соответствии с п. 8 Правил условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Согласно п. 16 данных Правил при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета.
Согласно п. 19 указанных Правил при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется: для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Как следует из материалов дела, в многоквартирных домах, указанных в оспариваемых постановлениях о привлечении к административной ответственности - дом N 63/2 по ул. Карбышева г. Казани, дом N 19 по пр. Победы г. Казани, дом N 18 по ул. Ак. Парина г. Казани, дом N 23 по ул. Габишева - общедомовые приборы учета отсутствуют.
Таким образом, в данном случае размер платы за коммунальные услуги "горячее водоснабжение" в жилых помещениях должен определяться в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Согласно данного подпункта 3 пункта 1 приложения N 2 к указанным Правилам размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение и электроснабжение (руб.) в i-том нежилом помещении многоквартирного дома определяется в соответствии с пунктом 20 настоящих Правил, в жилом доме или в i-том жилом помещении многоквартирного дома - по формуле: (3),
где:
- - количество граждан, проживающих (зарегистрированных) в i-том жилом помещении (квартире, жилом доме) (чел.);
- - норматив потребления соответствующей коммунальной услуги (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения и водоотведения - куб. м в месяц на 1 чел.; для электроснабжения - кВт/час в месяц на 1 чел.);
- - тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения и водоотведения - руб./куб. м; для электроснабжения - руб./кВт/час).
Постановлением Руководителя Исполкома муниципального образования г. Казани от 07.06.2008 N 2777 (ред. от 13.10.2008) "Об установлении нормативов потребления тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение" установлен норматив потребления тепловой энергии на нагрев воды: для изолированных трубопроводов горячего водоснабжения без полотенцесушителей - 0,04983 Гкал; для изолированных трубопроводов горячего водоснабжения с полотенцесушителями, а также для неизолированных трубопроводов без полотенцесушителей 0,05436 Гкал; для неизолированных трубопроводов горячего водоснабжения с полотенцесушителями - 0,05889 Гкал.
Расчет тарифа на "горячее водоснабжение" должен производиться исходя из тарифа на подогрев, установленного Постановлением Руководителя Исполкома муниципального образования г. Казани от 07.06.2008 N 2777.
Административным органом установлено, что при расчете тарифа за коммунальную услугу "горячее водоснабжение" заявителем применяется не нормативное количество теплоэнергии, расходуемое на приготовление 1 куб, метра горячей воды, утвержденное постановлением Руководителя исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 07.06.2008 г. N 2777 "Об установлении нормативов потребления тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение", а количество теплоэнергии, выставленной для оплаты МУП ПО "Казэнерго" ООО "УК ЖКХ Приволжского района", рассчитываемое в соответствии с договором между данными организациями, что противоречит п. 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.06 г. N 307 и приведенным нормам права.
С учетом изложенного, судом сделан обоснованный вывод о наличии в действиях заявителя составов вменяемых административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ.
Нарушений процессуального характера при привлечении заявителя к административной ответственности судом не установлено. Штрафы назначены в минимальных размерах, предусмотренных санкцией ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, постановления вынесены в пределах срока давности для привлечения к административной ответственности установленного ст. 4.5 КоАП РФ.
В соответствии с п. 3 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Доводы и расчеты, приведенные ОАО "Таттеплосбыт" в апелляционной жалобе и пояснениях к ней, не могут быть приняты во внимание, поскольку они противоречат вышеприведенным правовым нормам и не опровергают обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций.
В соответствии со статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата госпошлины за рассмотрение заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности и обжалование решений по данной категории дел не предусмотрена. Государственная пошлина в размере 2 000 рублей подлежит возврату ОАО "Таттеплосбыт" из федерального бюджета, как ошибочно уплаченная по платежному поручению от 13.03.2012 N 911.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20 февраля 2012 года по делу N А65-30398/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Таттеплосбыт" (ИНН 1657092881), Республика Татарстан, г. Казань, из федерального бюджета государственную пошлину в размере 2 000 (две тысячи) рублей, ошибочно уплаченную по платежному поручению от 13.03.2012 N 911.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий
Е.Г.ПОПОВА

Судьи
И.С.ДРАГОЦЕННОВА
Е.Г.ФИЛИППОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)