Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.08.2010 ПО ДЕЛУ N А36-162/2010

Разделы:
Органы управления товарищества собственников жилья; ТСЖ (товарищество собственников жилья)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 августа 2010 г. по делу N А36-162/2010


Резолютивная часть постановления объявлена 02 августа 2010 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 августа 2010 г.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Седуновой И.Г.,
судей Барковой В.М.,
Сурненкова А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лемяскиным Н.Ю.,
при участии:
- от Администрации г. Ельца Липецкой области: Рыков А.Н. - главный специалист правового комитета, доверенность N 988/01-15 от 02.08.2010 г.;
- от конкурсного управляющего МУЖЭРП г. Ельца Гаркавенко С.В.:
1) Гаркавенко С.В.; 2) Иващенко Ю.Ю. - представитель, доверенность б/н от 15.03.2010 г.;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации г. Ельца Липецкой области на решение Арбитражного суда Липецкой области от 24.05.2010 года по делу N А36-162/2010 по иску конкурсного управляющего Муниципального унитарного жилищно-эксплуатационного ремонтного предприятия г. Ельца Гаркавенко С.В. к Муниципальному образованию город Елец Липецкой области в лице Администрации г. Ельца Липецкой области о признании сделки недействительной и применении последствий недействительности ничтожной сделки,

установил:

Конкурсный управляющий Муниципального унитарного жилищно-эксплуатационного ремонтного предприятия г. Ельца Гаркавенко Сергей Владимирович (далее - конкурсный управляющий МУЖЭРП г. Ельца Гаркавенко С.В., истец) обратился в Арбитражный суд Липецкой области с иском к Муниципальному образованию город Елец Липецкой области в лице Администрации г. Ельца Липецкой области (далее - Администрация г. Ельца, ответчик) о признании недействительной (ничтожной) сделки по прекращению права хозяйственного ведения на имущество МУЖЭРП г. Ельца, оформленную посредством распоряжения Администрации г. Ельца N 1403р от 08.10.2008 г., а также о взыскании с ответчика 9 508 296 руб. 52 коп., в том числе 3 584 565 руб. 10 коп. общей балансовой стоимости водопроводных сетей, 5 923 731 руб. 42 коп. общей балансовой стоимости канализационных сетей (с учетом уточнения исковых требований и частичного отказа от иска в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 24.05.2010 г. исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением и ссылаясь на его незаконность и необоснованность, Администрация г. Ельца Липецкой области обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Липецкой области от 24.05.2010 г. отменить и принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Администрации г. Ельца Липецкой области поддержал доводы апелляционной жалобы (с учетом дополнения).
Конкурсный управляющий МУЖЭРП г. Ельца Гаркавенко С.В. и его представитель с доводами апелляционной жалобы не согласились, полагая обжалуемое решение законным и обоснованным по основаниям, указанным в отзыве, и просили оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы (с учетом дополнения), отзыва на жалобу, заслушав пояснения представителей истца и ответчика, суд апелляционной инстанции считает, что решение Арбитражного суда Липецкой области от 24.05.2010 г. следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 09.11.1993 г. главой Администрации г. Ельца было принято постановление N 556 "О регистрации муниципального жилищно-эксплуатационного предприятия", на основании которого решено создать в качестве юридического лица МУЖЭРП г. Ельца.
В соответствии с Уставом МУЖЭРП г. Ельца учредителем (собственником) муниципального предприятия на момент создания и в настоящее время является Администрация г. Ельца Липецкой области.
Согласно п. 2.1 Устава предприятие является коммерческой организацией, преследующей извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности для обеспечения качественного содержания и сохранности муниципального жилищного фонда, надлежащего санитарного состояния территорий домовладений.
Уставный фонд Предприятия составляет 3 372 рубля и состоит из закрепленного за ним Администрацией на праве хозяйственного ведения движимого и недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности. Недвижимое и движимое имущество состоит из переданных ему на баланс зданий, сооружений, помещений и оборудования (п. 4.1. Устава).
При создании МУЖЭРП г. Ельца учредителем было принято решение N 146, которым предусмотрено, что для обеспечения хозяйственной деятельности предприятие наделяется в хозяйственное ведение основными и оборотными средствами согласно баланса (т. 2 л.д. 52).
Согласно изданному Администрацией г. Ельца Липецкой области распоряжению N 1403р "О постановке на баланс МУП "Елецводоканал" сетей водопровода и канализации" от 08.10.2008 г. директор МУЖЭРП г. Ельца должен был снять с баланса предприятия водопроводные и канализационные сети в соответствии с приложением, а в хозяйственное ведение МУП "Елецводоканал" переданы водопроводные и канализационные сети, общей балансовой стоимостью 9 508 296 руб. 52 коп. (водопроводные сети - 3 584 565 руб. 10 коп., канализационные - 5 923 731 руб. 42 коп.). 31 октября 2008 г. был составлен акт приема-передачи всего имущества, указанного в распоряжении.
Советом депутатов г. Ельца 06.11.2008 г. было принято решение N 312 "О ликвидации МУЖЭРП г. Ельца".
В связи с чем, 10.11.2008 г. Администрацией г. Ельца издано распоряжение N 1573-р "О ликвидации МУЖЭРП г. Ельца".
Впоследствии решением Арбитражного суда Липецкой области от 23.10.2009 г. по делу N А36-3422/2009 МУЖЭРП г. Ельца признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Гаркавенко С.В. (определение суда от 26.10.2009 г.).
Ссылаясь на то, что сделка по распоряжению имуществом МУЖЭРП г. Ельца, оформленная посредством распоряжения Администрации г. Ельца N 1403р "О постановке на баланс МУП "Елецводоканал" сетей водопровода и канализации" от 08.10.2008 г., является недействительной, поскольку изъятие имущества, принадлежащего истцу на праве хозяйственного ведения и передача ее другому предприятию совершена в нарушение статьей 294, 295, 299 Гражданского кодекса РФ, статьи 18 ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", истец обратился в суд с настоящим иском.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, считает, что суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования в полном объеме по следующим основаниям.
В силу пункта 2 статьи 209 Гражданского кодекса РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Статьей 299 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, изъятое имущество находилось у МУЖЭРП г. Ельца на праве хозяйственного ведения.
Согласно пункту 1 статьи 295 Гражданского кодекса РФ собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.
В соответствии с пунктом 5 статьи 113 Гражданского кодекса РФ, пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 14.11.2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
В пункте 7 статьи 114 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия, за исключением случаев, предусмотренных п. 3 ст. 56 Гражданского кодекса РФ.
При этом ни Гражданский кодекс РФ, ни Федеральный закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" не предоставляют собственнику имущества унитарного предприятия, образованного на праве хозяйственного ведения, права изымать у него имущество.
Исходя из положений статей 294, 295, пункта 2 статьи 296 и пункта 3 статьи 299 Гражданского кодекса РФ унитарному предприятию имущество может принадлежать только на праве хозяйственного ведения, а изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества допускается только в отношении имущества, закрепленного за казенным предприятием или учреждением на праве оперативного управления.
Как верно указал суд первой инстанции, в рассматриваемом случае любое имущество, переданное Администрацией г. Ельца и находящееся на балансе МУЖЭРП г. Ельца, принадлежало предприятию только на праве хозяйственного ведения.
В соответствии с пунктом 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 6 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 8 от 01.07.1996 г. "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ" перечень прав собственника имущества, находящегося в хозяйственном ведении государственного (муниципального) предприятия, определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 295 ГК РФ и иными законами.
При разрешении споров необходимо учитывать, что собственник (управомоченный им орган) не наделен правом изымать, передавать в аренду либо иным образом распоряжаться имуществом, находящимся в хозяйственном ведении государственного (муниципального) предприятия. Акты государственных органов и органов местного самоуправления по распоряжению имуществом, принадлежащим государственным (муниципальным) предприятиям на праве хозяйственного ведения, по требованиям этих предприятий должны признаваться недействительными.
Кроме того, добровольный отказ предприятия от имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения, не допускается в силу положений пункта 3 статьи 18 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", который прямо обязывает предприятие распоряжаться своим имуществом только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом.
В связи с вышеизложенным, суд области пришел к правомерному выводу о том, что Администрация г. Ельца, распоряжаясь имуществом МУЖЭРП г. Ельца посредством издания оспариваемого распоряжения, действовала с нарушением закона.
Согласно статье 168 Гражданского кодекса РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 103 и пунктом 3 статьи 129 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" сделка, совершенная должником, может быть признана арбитражным судом недействительной по заявлению конкурсного управляющего по основаниям, предусмотренным этим Законом. В таких случаях иск о признании сделки недействительной или применении последствий недействительности ничтожной сделки предъявляется конкурсным управляющим от имени должника.
В рассматриваемом случае истец оспаривает распоряжение органа местного самоуправления именно как сделку по прекращению права хозяйственного ведения имуществом.
Исходя из анализа статей 153, 209, 294 Гражданского кодекса РФ распоряжение имуществом, находившимся у МУЖЭРП г. Ельца на праве хозяйственного ведения посредством издания и фактического исполнения распоряжения N 1403р от 08.10.2008 г., является сделкой, определяющей правовую и фактическую судьбу имущества.
Таким образом, суд первой инстанции верно указал, что поскольку Администрация г. Ельца не вправе была изымать имущество у МУЖЭРП г. Ельца, то все последующие действия органа местного самоуправления по передаче имущества противоречат закону.
При таких обстоятельствах, суд области пришел к правомерному выводу о том, что сделка по передаче имущества, оформленная посредством распоряжения N 1403р от 08.10.2008 г. является ничтожной независимо от того, совершена она по инициативе предприятия либо по решению или с согласия собственника.
Довод Администрации г. Ельца о том, что было принято решение о ликвидации МУЖЭРП г. Ельца в связи с утратой предмета своей деятельности по причине передачи функций по управлению жилым фондом иным организациям, суд первой инстанции обоснованно отклонил, поскольку из материалов дела следует, что на балансе МУЖЭРП г. Ельца находились не только жилой фонд, но и иное имущество.
Довод ответчика о том, что изъятое имущество никак не использовалось в деятельности предприятия, также правомерно отклонен судом первой инстанции как необоснованный и не находящий подтверждения в материалах дела.
В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что перечисленное в оспариваемом распоряжении имущество могло быть использовано только в связи с функцией по управлению эксплуатацией жилого фонда (ст. ст. 9, 65 АПК РФ).
Как усматривается из материалов дела и не оспаривается ответчиком, предприятие вправе было заниматься иными видами коммерческой деятельности, которые предусмотрены в Уставе предприятия.
В частности, управлением эксплуатацией нежилого фонда; производством машин и оборудования; предоставлением услуг по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию подъемно-транспортного оборудования; строительством зданий и сооружений; производством малярных, электромонтажных, санитарно-технических, прочих строительных работ; ремонтом бытовых электрических изделий.
Для осуществления этих и иных видов деятельности предприятие было наделено имуществом на праве хозяйственного ведения. Другого режима владения и пользования имуществом устав МУЖЭРП г. Ельца не предусматривает.
Кроме того, гражданское законодательство не устанавливает оснований, позволяющих собственнику (учредителю) изымать имущество унитарного предприятия, в том числе и в связи с неиспользованием имущества предприятием.
Следовательно, и по данному основанию Администрация г. Ельца не вправе была изымать имущество предприятия.
Кроме того, как верно указал суд первой инстанции, имущество, принадлежащее предприятию на праве хозяйственного ведения, является гарантом исполнения обязательств перед кредиторами по правилу статьи 7 Закона N 161-ФЗ.
Согласно пункту 5 статьи 113 Гражданского кодекса РФ и пункту 1 статьи 7 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
Аналогичные положения содержатся в Уставе МУЖЭРП г. Ельца (п. п. 1.4, 1.6).
Как видно из материалов дела, в связи с неуплатой МУЖЭРП г. Ельца задолженности по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды определением Арбитражного суда Липецкой области по делу N А36-3422/2009 по заявлению ФНС России была введена процедура банкротства наблюдение.
В соответствии с выводами временного управляющего МУЖЭРП г. Ельца, содержащимися в анализе финансового состояния предприятия, причиной утраты платежеспособности организации явилась убыточность деятельности с 2005 года, основной причиной уменьшения актива баланса явилась передача имущества по распоряжениям главы администрации г. Ельца (т. 1, л.д. 20 - 47).
При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что результатом исполнения оспариваемого распоряжения явилось прекращение деятельности МУЖЭРП г. Ельца, уменьшение конкурсной массы предприятия-банкрота, и как следствие - менее полное удовлетворение требований кредиторов. Изъятие имущества, указанного в оспариваемом распоряжении, привело к прекращению целевой правоспособности МУЖЭРП г. Ельца.
Довод Администрации г. Ельца о том, что поскольку право хозяйственного ведения на переданное во исполнение распоряжения N 1403р от 08.10.2008 г. недвижимое имущество не было зарегистрировано, то оно и не возникло, также правомерно отклонен судом области как необоснованный.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, МУЖЭРП г. Ельца было зарегистрировано в качестве юридического лица - 09.11.1993 г. Согласно уставу предприятия, оно было наделено имуществом на праве хозяйственного ведения.
Поскольку ответчик не представил документов, подтверждающих фактическую передачу сетей водопровода и канализации МУЖЭРП г. Ельца, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что этим имуществом предприятие было наделено при его создании.
Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре учреждениями юстиции.
В силу пункта 1 статьи 6 Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.1997 г. "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Как следует из положений статьи 8 Федерального закона "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", части 2 статьи 6 Федерального закона "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации", впредь до введения в действие закона о регистрации юридических лиц и закона о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним применяется действующий порядок регистрации юридических лиц и регистрации недвижимого имущества и сделок с ним.
В соответствии с постановлением главы администрации Липецкой области от 23.01.1998 г. N 28 "О мерах по реализации федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории г. Липецка производится в государственном учреждении юстиции "Липецкий областной центр по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" с 01.04.1998 г., на территории Липецкой области - с 01.05.1998 г.
Следовательно, на дату создания МУЖЭРП г. Ельца и наделения его имуществом на праве хозяйственного ведения, государственная регистрация такого права не являлась обязательной.
Ответчиком в нарушение статьи 65 АПК РФ не представлено доказательств, подтверждающих, что Администрация г. Ельца, распоряжаясь имуществом, переданным МУЖЭРП г. Ельца на праве хозяйственного ведения посредством издания распоряжения N 1403р от 08.10.2008 г., действовала в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Кроме того, факт издания 10.11.2008 г. администрацией г. Ельца распоряжения N 1573-р "О ликвидации МУЖЭРП г. Ельца" подтверждает невозможность осуществления деятельности предприятия после изъятия спорного имущества.
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что требование истца о признании недействительной сделки по прекращению права хозяйственного ведения на имущество МУЖЭРП г. Ельца, оформленной посредством распоряжения администрации г. Ельца Липецкой области N 1403р от 08.10.2008, соответствует закону, подтверждается материалами дела, в связи с чем, подлежит удовлетворению.
Согласно части 2 пункта 2 статьи 166 Гражданского кодекса РФ требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом.
В силу пункта 1 статьи 167 указанного Кодекса недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе и тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом (п. 2 ст. 167 Гражданского кодекса РФ).
Как верно указал суд области, поскольку распоряжение Администрации г. Ельца Липецкой области N 1403р от 08.10.2008 г. признано судом недействительной сделкой, то все последующие действия по распоряжению этим имуществом не соответствуют закону, и, следовательно, при передаче спорного имущества МУП "Елецводоканал" Администрация г. Ельца действовала незаконно.
В связи с этим, учитывая фактическую невозможность передачи сетей водопровода и канализации истцу, суд области пришел к правомерному выводу о том, что требование истца подлежит удовлетворению в виде стоимости в денежном выражении. На дату подписания спорного распоряжения имущество имело балансовую стоимость, в связи с чем, изъятие имущества привело к уменьшению конкурсной массы должника, а значит требование истца о взыскании с ответчика балансовой стоимости имущества обоснованно.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе о несоответствии выводов, изложенных в обжалуемом решении, обстоятельствам дела, в частности, о том, что суд не установил невозможность передать канализационные и водопроводные сети в натуре, а также не выяснил обстоятельства и время передачи МУЖЭРП г. Ельца данных сетей, не принимаются судом апелляционной инстанции во внимание, поскольку являются несостоятельными в силу вышеизложенного и не подтверждаются конкретными доказательствами.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют доводы, приведенные при рассмотрении дела судом первой инстанции, нашедшие свою правовую оценку в обжалуемом судебном акте, которая, по мнению суда апелляционной инстанции, является правильной.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем, удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно статье 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
При таких обстоятельствах, решение Арбитражного суда Липецкой области от 24.05.2010 г. следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы согласно статье 110 АПК РФ относится на заявителя жалобы, однако заявитель освобожден от ее уплаты при рассмотрении споров в арбитражном суде в силу статьи 333.37 Налогового кодекса РФ.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Липецкой области от 24.05.2010 года по делу N А36-162/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации г. Ельца Липецкой области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.
Председательствующий
И.Г.СЕДУНОВА
Судьи
В.М.БАРКОВА
А.А.СУРНЕНКОВ
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)