Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 5 августа 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 августа 2008 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильницкой Д.В.
судей Глухих А.Н., Рябухиной Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Лепехиной М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2523/2008) Тюменского муниципального унитарного предприятия "Управляющая компания по жилищно-коммунальному хозяйству "Север" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 23.04.2008 по делу N А70-7885/21-2007 (судья Шанаурин В.С.), принятое по иску открытого акционерного общества "Тюменьэнергосбыт" к Тюменскому муниципальному унитарному предприятию "Управляющая компания по жилищно-коммунальному хозяйству "Север", муниципальному образованию город Тюмень в лице Администрации города Тюмени, третье лицо: открытое акционерное общество "Тюменский расчетно-информационный центр" о взыскании 2156090 руб. 16 коп.,
при участии в судебном заседании представителей:
- от открытого акционерного общества "Тюменьэнергосбыт" - Бейкина Е.А., доверенность N 5/204-08 от 23.06.2008;
- от Тюменского муниципального унитарного предприятия "Управляющая компания по жилищно-коммунальному хозяйству "Север" - не явились;
- от Администрации города Тюмени - не явились;
- от открытого акционерного общества "Тюменский расчетно-информационный центр" - не явились;
- установил:
Открытое акционерное общество "Тюменьэнергосбыт" (сокращенное наименование - ОАО "Тюменьэнергосбыт") обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с иском к Тюменскому муниципальному унитарному предприятию "Управляющая компания по жилищно-коммунальному хозяйству "Север" (сокращенное наименование - ТМУП "УК по ЖКХ "Север") о взыскании задолженности по оплате электрической энергии за период с апреля по ноябрь 2007 года в размере 2398213 руб. 48 коп.
Определением Арбитражного суда Тюменской области от 24.12.2007 к участию в деле N А70-7885/21-2007 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Тюменский расчетно-информационный центр" (далее - ОАО "ТРИЦ").
Определением Арбитражного суда Тюменской области от 30.01.2008 к участию в деле N А70-7885/21-2007 в качестве другого ответчика привлечено муниципальное образование город Тюмень в лице Администрации города Тюмени.
В отзывах по делу ТМУП "УК по ЖКХ "Север" признало требования истца в сумме 1617692 руб. 14 коп.
До принятия решения арбитражным судом истец в порядке ст. 49 АПК РФ уточнил размер исковых требований, заявив о взыскании задолженности по состоянию на 19.12.2007 (за период с апреля по ноябрь 2007 года) в сумме 2156090 руб. 16 коп.
Решением от 23.04.2008 по делу N А70-7885/21-2007 Арбитражный суд Тюменской области иск удовлетворил и взыскал с ТМУП "УК по ЖКХ "Север" в пользу ОАО "Тюменьэнергосбыт" 2156090 руб. 16 коп. долга, а также 23491 руб. 07 коп. расходов по уплате государственной пошлины. Этим же решением суд возвратил истцу из федерального бюджета 340 руб. 09 коп. государственной пошлины по иску.
Принятое решение суд первой инстанции мотивировал наличием у ТМУП "УК по ЖКХ "Север" как исполнителя коммунальных услуг обязанности по оплате коммунальной услуги электроснабжения на объектах, переданных ему в управление.
В апелляционной жалобе ТМУП "УК по ЖКХ "Север" просит отменить решение суда в части взыскания с него задолженности в размере 780521 руб. 34 коп. по оплате электрической энергии, поставленной гражданам-жильцам в жилые помещения по ул. Мельникайте, 44 А (4-я блок-секция).
Представитель ОАО "Тюменьэнергосбыт" в письменном отзыве на апелляционную жалобу и судебном заседании просил оставить обжалуемое решение без изменения.
Представители ТМУП "УК по ЖКХ "Север", Администрации города Тюмени и ОАО "ТРИЦ", надлежащим образом извещенных о времени и месте заседания суда апелляционной инстанции, в судебное заседание не явились.
Администрация города Тюмени направила в суд апелляционной инстанции отзыв на апелляционную жалобу и заявление о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
В соответствии со ст. ст. 156, 266 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена судом апелляционной инстанции без участия представителей ТМУП "УК по ЖКХ "Север", Администрации города Тюмени и ОАО "ТРИЦ".
Согласно части 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Суд апелляционной инстанции, исходя из положений названной нормы Кодекса и доводов апелляционной жалобы, проверяет законность и обоснованность обжалуемого судебного акта только в части удовлетворения исковых требований о взыскании задолженности по оплате электрической энергии, поставленной гражданам-жильцам в жилые помещения по ул. Мельникайте, 44А (4-я блок-секция), в размере 780521 руб. 34 коп.
Заслушав объяснения представителя истца, изучив материалы дела, апелляционную жалобу и отзывы на нее, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта в обжалуемой части.
Из материалов дела усматривается, что в соответствии с распоряжением Администрации города Тюмени N 7242 от 24.12.2004 ТМУП "УК по ЖКХ "Север" наделено хозяйственными функциями по управлению муниципальным жильем в отношении домов муниципального жилищного фонда города Тюмени согласно приведенному в распоряжении адресному перечню.
Приказами Департамента координации систем жизнеобеспечения Администрации города Тюмени N 12-о от 28.01.2005 и N 19-о от 09.02.2005 в управление ТМУП "УК по ЖКХ "Север" с 01.01.2005 закреплены вновь принятые в муниципальную собственность города Тюмени жилые дома согласно приложению, в том числе жилой дом, расположенный по адресу: г. Тюмень, ул. Мельникайте, 44 А (4 блок-секция).
В соответствии с п. п. 1, 4 приложения N 2 к распоряжению Администрации города Тюмени N 7242 от 24.12.2004 к хозяйственным функциям ТМУП "УК по ЖКХ "Север" по управлению муниципальным жильем отнесены в том числе, формирование заказа на коммунальные услуги в отношении закрепленных за ним домов муниципального жилищного фонда, заключение в качестве одной из сторон договоров с поставщиками на проведение капитального ремонта муниципального жилья, водоснабжение, водоотведение, вывоз ЖБО, транспортировку стоков, поставку природного газа для муниципального жилья, а также договоров с эксплуатационными организациями различных форм собственности на содержание и ремонт муниципального жилья.
В силу распоряжения Администрации города Тюмени N 4743 от 29.10.2003 ТМУП "УК по ЖКХ "Север" обязано обеспечивать содержание и техническое обслуживание, пролонгацию или заключение договоров с поставщиками электрической энергии на места общего пользования закрепленного за ним жилищного фонда до передачи их на техническое обслуживание и эксплуатацию организациям - победителям конкурсов на техническое обслуживание и эксплуатацию муниципального жилищного фонда.
С 01.01.2006 в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" функции сбыта электроэнергии на основании соглашения от 11.11.2005 переданы от ОАО "Тюменская горэлектросеть" к ОАО "Тюменьэнергосбыт".
Приказом Департамента жилищно-коммунального хозяйства от 12.12.2006 N 161-о ТМУП "УК по ЖКХ "Север" предписано в срок до 18.12.2006 заключить с ОАО "Тюменьэнергосбыт" договоры на электроснабжение мест общего пользования муниципальных жилых домов, в отношении которых управляющая компания наделена хозяйственными функциями по управлению.
По договору энергоснабжения N 3617 от 01.01.2006, заключенному между ОАО "Тюменьэнергосбыт" и ТМУП "УК по ЖКХ "Север", энергосбытовая организация - ОАО "Тюменьэнергосбыт" обязалась предоставить потребителю - ТМУП "УК по ЖКХ "Север" электрическую энергию и обеспечить потребителю оказание услуг по ее передаче в целях обеспечения электроэнергией мест общего пользования в муниципальном жилом фонде, закрепленном за ТМУП "УК по ЖКХ "Север" согласно приложению к договору, а ТМУП "УК по ЖКХ "Север" в свою очередь обязалось принять и оплатить электрическую энергию и услуги по ее передаче на условиях, предусмотренных договором.
Договор энергоснабжения N 3617 от 01.01.2006 действует в редакции протокола согласования разногласий от 20.10.2006, а также решения Арбитражного суда Тюменской области от 16.02.2007 по делу N А70-9238/10-2006, оставленного без изменения постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Тюменской области от 10.05.2007.
Из материалов дела следует, что в число муниципальных жилых домов, которым электрическая энергия должна подаваться на условиях договора N 3617 от 01.01.2006, не был включен жилой дом по адресу: г. Тюмень, ул. Мельникайте, 44 А (4 блок-секция).
Между тем, как установлено судом первой инстанции, в рассматриваемый период ОАО "Тюменьэнергосбыт" осуществляло поставку электроэнергии в четвертую блок-секцию дома по ул. Мельникайте, 44 А как и на другие объекты муниципального жилищного фонда, закрепленные за ТМУП "УК по ЖКХ "Север".
Таким образом, между ОАО "Тюменьэнергосбыт" и ТМУП "УК по ЖКХ "Север" сложились фактические отношения по снабжению электрической энергией четвертой блок-секции дома по ул. Мельникайте, 44-А.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, оплата электрической энергии, отпущенной на объекты, находящиеся в управлении ТМУП "УК по ЖКХ "Север", не была произведена последним в полном объеме.
Согласно уточненному расчету истца, на момент принятия судом решения по делу сумма задолженности ответчика за весь объем поставленной и потребленной в апреле - ноябре 2007 года электрической энергии составила 2156090 руб. 16 коп., в том числе: 821230 руб. 48 коп. - задолженность по оплате электрической энергии по объекту - 4 блок-секция по ул. Мельникайте, 44 А (40709 руб. 14 коп. - задолженность по оплате электроэнергии на освещение мест общего пользования и 780521 руб. 34 коп. - задолженность по оплате объема электрической энергии, поставленной гражданам-жильцам в жилые помещения).
Первоначальные требования истца о взыскании задолженности в размере 2398213 руб. 48 коп. по оплате электрической энергии по договору N 3617 от 01.01.2006, а также по оплате электрической энергии, использованной на освещение мест общего пользования дома по ул. Мельникайте, 44-А (4 блок-секция), ответчиком не оспорены в сумме 1617692 руб. 14 коп.
Решение суда первой инстанции в части взыскания указанной задолженности предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции не является.
Как следует из материалов дела и апелляционной жалобы, ответчик не согласен с предъявленными к нему требованиями об оплате электрической энергии, поставленной гражданам, проживающим в доме по ул. Мельникайте, 44 А (4 блок-секция), в сумме 780521 руб. 34 коп.
По утверждению ответчика, он осуществляет управление закрепленными за ним домами, однако не подпадает под признаки исполнителя коммунальных услуг, предусмотренные Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 307 от 23.05.2006.
Ответчик отмечает, что по договору N 9 от 17.03.2005 на техническое обслуживание и ремонт внутридомовых систем электроснабжения энергопринимающие устройства находились на обслуживании ОАО "Тюменьэнерго", а не ТМУП "УК по ЖКХ "Север", в связи с чем между истцом и ответчиком не могли возникнуть фактические отношения по отпуску электроэнергии жильцам.
По мнению ТМУП "УК по ЖКХ "Север", в рассматриваемом случае обязанность по обеспечению граждан электрической энергией лежит на МУ "Тюменское городское имущественное казначейство", которому объект по ул. Мельникайте, 44 А (4-я блок-секция) передан на баланс и которое должно производить энергоснабжающей организации оплату за потребленную жильцами энергию.
Между тем, возражения ответчика не могут быть признаны судом апелляционной инстанции обоснованными.
Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, а также Письмо Министерства регионального развития Российской Федерации от 18.06.2007 N 11356-ЮТ/07 относят услугу электроснабжения к коммунальным услугам.
При этом коммунальная услуга "электроснабжение" включает в себя освещение мест общего пользования и обеспечение подачи электрической энергии в жилые помещения, в которых проживают граждане.
Таким образом, коммунальная услуга "электроснабжение" представляет собой единую коммунальную услугу, которая рассчитывается исходя из показаний общедомового прибора учета.
В соответствии с п. 2.2. Устава ТМУП "УК по ЖКХ "Север" предметом деятельности предприятия является организация и предоставление жилищных, коммунальных и других услуг населению и юридическим лицам города Тюмени.
Согласно п. п. 2.3.7., 2.3.8. Устава одними из основных видов деятельности предприятия являются организация обеспечения населения жилищно-коммунальными услугами, а также сбор и начисление платы за жилищно-коммунальные услуги.
В силу п. 2.3.5. Устава ответчик организует и осуществляет содержание, эксплуатацию и ремонт систем электроснабжения зданий, техническое обслуживание, профилактику и неотложный ремонт инженерных систем электроснабжения.
Материалами дела подтверждено, что ТМУП "УК по ЖКХ "Север" наделено хозяйственными функциями по управлению муниципальным жильем, а, следовательно, является управляющей организацией в отношении домов, закрепленных за ним органами местного самоуправления.
Данное обстоятельство преюдициально установлено постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Тюменской области от 10.05.2007 по делу N А70-9238/10-2006.
Согласно ст. 155 ЖК РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется юридическим лицом независимо от организационно-правовой формы или индивидуальным предпринимателем (управляющей организацией), вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации. Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.
Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации N 307 от 23.05.2006, управляющая организация как исполнитель коммунальных услуг обязана выставлять счета для произведения населением оплаты коммунальных услуг.
Таким образом, действующим законодательством закреплена обязанность управляющей организации предоставлять потребителям (жильцам) коммунальные услуги (в том числе электроснабжение) и собирать с жильцов оплату за потребленную электрическую энергию.
Для этих целей между ТМУП "УК по ЖКХ "Север" и ОАО "ТРИЦ" заключен договор N 06/05-П от 01.02.2005 на совершение действий по начислению и учету денежных средств, оплачиваемых населением за жилищно-коммунальные услуги, в соответствии с которым ТМУП "УК по ЖКХ "Север" поручило ОАО "ТРИЦ" за вознаграждение осуществлять начисление, сбор и перечисление платежей от граждан за коммунальные услуги.
В постановлении апелляционной инстанции Арбитражного суда Тюменской области от 10.05.2007 по делу N А70-9238/10-2006 указано, что ТМУП "УК по ЖКХ "Север" с 01.01.2006 принимает и использует поставляемую ОАО "Тюменьэнергосбыт" электрическую энергию для оказания гражданам коммунальных услуг, производит оплату поставленной электрической энергии.
Согласно ч. 2 ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному дела, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Согласно п. 89 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь во внутридомовых электрических сетях. При этом количество приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) электрической энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.
Таким образом, объем потребленной электрической энергии должен определяться на основании показаний общедомовых приборов учета (с учетом всего объема электрической энергии: на освещение мест общего пользования, на предоставление электрической энергии в жилые помещения и для компенсации потерь).
В силу п. 22 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, оплата электроснабжения как коммунальной услуги осуществляется по показаниям общедомового прибора учета.
В соответствии с п. 73 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 530 от 31.08.2006, организации, приобретающие электрическую энергию для целей оказания коммунальных услуг, вносят плату за электрическую энергию и услуги, предоставляемые в соответствии с договором энергоснабжения не позднее 10-го числа месяца, следующего за расчетным периодом.
Как указывалось выше, с 01.01.2006 между ОАО "Тюменьэнергосбыт" и ТМУП "УК по ЖКХ "Север" сложились фактические отношения по снабжению энергией жилого дома по ул. Мельникайте, 44 А без заключения договора в отношении названного объекта.
Акт балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности электроустановок по дому, расположенному по ул. Мельникайте, 44 А, согласован ТМУП "УК по ЖКХ "Север" с ОАО "Тюменская горэлектросеть", ранее осуществлявшим функцию энергоснабжающей организации, и подписан по общедомовому прибору учета.
Фактическое пользование потребителем услугами стороны, для которой заключение договора является обязательным, в соответствии с п. 3 ст. 438 ГК РФ следует считать как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги. Поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные (п. 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14).
При таких обстоятельствах ответчик обязан в полном объеме оплатить электрическую энергию, переданную на спорный объект.
Суд не может согласиться с доводами ответчика о том, что он должен производить оплату только за энергообеспечение мест общего пользования четвертой блок-секции дома по ул. Мельникайте, 44 А, а плату за потребленную жильцами энергию энергоснабжающей организации должно вносить МУ "Тюменское городское имущественное казначейство".
Распоряжением Администрации города Тюмени от 25.05.2007 N 752-рк "Об утверждении порядка осуществления обязанностей наймодателя по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда" на МУ "Тюменское городское имущественное казначейство" возложены обязанности по обеспечению предоставления нанимателю предусмотренных в договоре социального найма или договоре найма коммунальных услуг надлежащего качества, контроля качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг.
Между тем, порядок исполнения указанной обязанности предусматривает только организационные действия (проведение проверок, организационные мероприятия по устранению недостатков, учет проводимых проверок и результатов, информирование о некачественном предоставлении услуг, рассмотрение обращений), а не обеспечение коммунальными услугами как таковыми (п. 2.4. распоряжения).
Распоряжением Администрации города Тюмени от 29.10.2003 N 4759 МУ "Тюменское городское имущественное казначейство" наделено лишь отдельными функциями по управлению муниципальным жилым фондом.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает обжалуемое решение суда в части взыскания с ТМУП "УК по ЖКХ "Север" задолженности по оплате электрической энергии, поставленной в помещения по адресу: ул. Мельникайте, 44 А (4 блок-секция), является законным и обоснованным.
В связи с оставлением апелляционной жалобы без удовлетворения расходы по уплате государственной пошлины при ее подаче относятся на ТМУП "УК по ЖКХ "Север".
Руководствуясь статьями 269 (п. 1), 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 23.04.2008 по делу N А70-7885/21-2007 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Д.В.ИЛЬНИЦКАЯ
Судьи
А.Н.ГЛУХИХ
Н.А.РЯБУХИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.08.2008 ПО ДЕЛУ N А70-7885/21-2007
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 августа 2008 г. по делу N А70-7885/21-2007
Резолютивная часть постановления объявлена 5 августа 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 августа 2008 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильницкой Д.В.
судей Глухих А.Н., Рябухиной Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Лепехиной М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2523/2008) Тюменского муниципального унитарного предприятия "Управляющая компания по жилищно-коммунальному хозяйству "Север" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 23.04.2008 по делу N А70-7885/21-2007 (судья Шанаурин В.С.), принятое по иску открытого акционерного общества "Тюменьэнергосбыт" к Тюменскому муниципальному унитарному предприятию "Управляющая компания по жилищно-коммунальному хозяйству "Север", муниципальному образованию город Тюмень в лице Администрации города Тюмени, третье лицо: открытое акционерное общество "Тюменский расчетно-информационный центр" о взыскании 2156090 руб. 16 коп.,
при участии в судебном заседании представителей:
- от открытого акционерного общества "Тюменьэнергосбыт" - Бейкина Е.А., доверенность N 5/204-08 от 23.06.2008;
- от Тюменского муниципального унитарного предприятия "Управляющая компания по жилищно-коммунальному хозяйству "Север" - не явились;
- от Администрации города Тюмени - не явились;
- от открытого акционерного общества "Тюменский расчетно-информационный центр" - не явились;
- установил:
Открытое акционерное общество "Тюменьэнергосбыт" (сокращенное наименование - ОАО "Тюменьэнергосбыт") обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с иском к Тюменскому муниципальному унитарному предприятию "Управляющая компания по жилищно-коммунальному хозяйству "Север" (сокращенное наименование - ТМУП "УК по ЖКХ "Север") о взыскании задолженности по оплате электрической энергии за период с апреля по ноябрь 2007 года в размере 2398213 руб. 48 коп.
Определением Арбитражного суда Тюменской области от 24.12.2007 к участию в деле N А70-7885/21-2007 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Тюменский расчетно-информационный центр" (далее - ОАО "ТРИЦ").
Определением Арбитражного суда Тюменской области от 30.01.2008 к участию в деле N А70-7885/21-2007 в качестве другого ответчика привлечено муниципальное образование город Тюмень в лице Администрации города Тюмени.
В отзывах по делу ТМУП "УК по ЖКХ "Север" признало требования истца в сумме 1617692 руб. 14 коп.
До принятия решения арбитражным судом истец в порядке ст. 49 АПК РФ уточнил размер исковых требований, заявив о взыскании задолженности по состоянию на 19.12.2007 (за период с апреля по ноябрь 2007 года) в сумме 2156090 руб. 16 коп.
Решением от 23.04.2008 по делу N А70-7885/21-2007 Арбитражный суд Тюменской области иск удовлетворил и взыскал с ТМУП "УК по ЖКХ "Север" в пользу ОАО "Тюменьэнергосбыт" 2156090 руб. 16 коп. долга, а также 23491 руб. 07 коп. расходов по уплате государственной пошлины. Этим же решением суд возвратил истцу из федерального бюджета 340 руб. 09 коп. государственной пошлины по иску.
Принятое решение суд первой инстанции мотивировал наличием у ТМУП "УК по ЖКХ "Север" как исполнителя коммунальных услуг обязанности по оплате коммунальной услуги электроснабжения на объектах, переданных ему в управление.
В апелляционной жалобе ТМУП "УК по ЖКХ "Север" просит отменить решение суда в части взыскания с него задолженности в размере 780521 руб. 34 коп. по оплате электрической энергии, поставленной гражданам-жильцам в жилые помещения по ул. Мельникайте, 44 А (4-я блок-секция).
Представитель ОАО "Тюменьэнергосбыт" в письменном отзыве на апелляционную жалобу и судебном заседании просил оставить обжалуемое решение без изменения.
Представители ТМУП "УК по ЖКХ "Север", Администрации города Тюмени и ОАО "ТРИЦ", надлежащим образом извещенных о времени и месте заседания суда апелляционной инстанции, в судебное заседание не явились.
Администрация города Тюмени направила в суд апелляционной инстанции отзыв на апелляционную жалобу и заявление о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
В соответствии со ст. ст. 156, 266 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена судом апелляционной инстанции без участия представителей ТМУП "УК по ЖКХ "Север", Администрации города Тюмени и ОАО "ТРИЦ".
Согласно части 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Суд апелляционной инстанции, исходя из положений названной нормы Кодекса и доводов апелляционной жалобы, проверяет законность и обоснованность обжалуемого судебного акта только в части удовлетворения исковых требований о взыскании задолженности по оплате электрической энергии, поставленной гражданам-жильцам в жилые помещения по ул. Мельникайте, 44А (4-я блок-секция), в размере 780521 руб. 34 коп.
Заслушав объяснения представителя истца, изучив материалы дела, апелляционную жалобу и отзывы на нее, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта в обжалуемой части.
Из материалов дела усматривается, что в соответствии с распоряжением Администрации города Тюмени N 7242 от 24.12.2004 ТМУП "УК по ЖКХ "Север" наделено хозяйственными функциями по управлению муниципальным жильем в отношении домов муниципального жилищного фонда города Тюмени согласно приведенному в распоряжении адресному перечню.
Приказами Департамента координации систем жизнеобеспечения Администрации города Тюмени N 12-о от 28.01.2005 и N 19-о от 09.02.2005 в управление ТМУП "УК по ЖКХ "Север" с 01.01.2005 закреплены вновь принятые в муниципальную собственность города Тюмени жилые дома согласно приложению, в том числе жилой дом, расположенный по адресу: г. Тюмень, ул. Мельникайте, 44 А (4 блок-секция).
В соответствии с п. п. 1, 4 приложения N 2 к распоряжению Администрации города Тюмени N 7242 от 24.12.2004 к хозяйственным функциям ТМУП "УК по ЖКХ "Север" по управлению муниципальным жильем отнесены в том числе, формирование заказа на коммунальные услуги в отношении закрепленных за ним домов муниципального жилищного фонда, заключение в качестве одной из сторон договоров с поставщиками на проведение капитального ремонта муниципального жилья, водоснабжение, водоотведение, вывоз ЖБО, транспортировку стоков, поставку природного газа для муниципального жилья, а также договоров с эксплуатационными организациями различных форм собственности на содержание и ремонт муниципального жилья.
В силу распоряжения Администрации города Тюмени N 4743 от 29.10.2003 ТМУП "УК по ЖКХ "Север" обязано обеспечивать содержание и техническое обслуживание, пролонгацию или заключение договоров с поставщиками электрической энергии на места общего пользования закрепленного за ним жилищного фонда до передачи их на техническое обслуживание и эксплуатацию организациям - победителям конкурсов на техническое обслуживание и эксплуатацию муниципального жилищного фонда.
С 01.01.2006 в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" функции сбыта электроэнергии на основании соглашения от 11.11.2005 переданы от ОАО "Тюменская горэлектросеть" к ОАО "Тюменьэнергосбыт".
Приказом Департамента жилищно-коммунального хозяйства от 12.12.2006 N 161-о ТМУП "УК по ЖКХ "Север" предписано в срок до 18.12.2006 заключить с ОАО "Тюменьэнергосбыт" договоры на электроснабжение мест общего пользования муниципальных жилых домов, в отношении которых управляющая компания наделена хозяйственными функциями по управлению.
По договору энергоснабжения N 3617 от 01.01.2006, заключенному между ОАО "Тюменьэнергосбыт" и ТМУП "УК по ЖКХ "Север", энергосбытовая организация - ОАО "Тюменьэнергосбыт" обязалась предоставить потребителю - ТМУП "УК по ЖКХ "Север" электрическую энергию и обеспечить потребителю оказание услуг по ее передаче в целях обеспечения электроэнергией мест общего пользования в муниципальном жилом фонде, закрепленном за ТМУП "УК по ЖКХ "Север" согласно приложению к договору, а ТМУП "УК по ЖКХ "Север" в свою очередь обязалось принять и оплатить электрическую энергию и услуги по ее передаче на условиях, предусмотренных договором.
Договор энергоснабжения N 3617 от 01.01.2006 действует в редакции протокола согласования разногласий от 20.10.2006, а также решения Арбитражного суда Тюменской области от 16.02.2007 по делу N А70-9238/10-2006, оставленного без изменения постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Тюменской области от 10.05.2007.
Из материалов дела следует, что в число муниципальных жилых домов, которым электрическая энергия должна подаваться на условиях договора N 3617 от 01.01.2006, не был включен жилой дом по адресу: г. Тюмень, ул. Мельникайте, 44 А (4 блок-секция).
Между тем, как установлено судом первой инстанции, в рассматриваемый период ОАО "Тюменьэнергосбыт" осуществляло поставку электроэнергии в четвертую блок-секцию дома по ул. Мельникайте, 44 А как и на другие объекты муниципального жилищного фонда, закрепленные за ТМУП "УК по ЖКХ "Север".
Таким образом, между ОАО "Тюменьэнергосбыт" и ТМУП "УК по ЖКХ "Север" сложились фактические отношения по снабжению электрической энергией четвертой блок-секции дома по ул. Мельникайте, 44-А.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, оплата электрической энергии, отпущенной на объекты, находящиеся в управлении ТМУП "УК по ЖКХ "Север", не была произведена последним в полном объеме.
Согласно уточненному расчету истца, на момент принятия судом решения по делу сумма задолженности ответчика за весь объем поставленной и потребленной в апреле - ноябре 2007 года электрической энергии составила 2156090 руб. 16 коп., в том числе: 821230 руб. 48 коп. - задолженность по оплате электрической энергии по объекту - 4 блок-секция по ул. Мельникайте, 44 А (40709 руб. 14 коп. - задолженность по оплате электроэнергии на освещение мест общего пользования и 780521 руб. 34 коп. - задолженность по оплате объема электрической энергии, поставленной гражданам-жильцам в жилые помещения).
Первоначальные требования истца о взыскании задолженности в размере 2398213 руб. 48 коп. по оплате электрической энергии по договору N 3617 от 01.01.2006, а также по оплате электрической энергии, использованной на освещение мест общего пользования дома по ул. Мельникайте, 44-А (4 блок-секция), ответчиком не оспорены в сумме 1617692 руб. 14 коп.
Решение суда первой инстанции в части взыскания указанной задолженности предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции не является.
Как следует из материалов дела и апелляционной жалобы, ответчик не согласен с предъявленными к нему требованиями об оплате электрической энергии, поставленной гражданам, проживающим в доме по ул. Мельникайте, 44 А (4 блок-секция), в сумме 780521 руб. 34 коп.
По утверждению ответчика, он осуществляет управление закрепленными за ним домами, однако не подпадает под признаки исполнителя коммунальных услуг, предусмотренные Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 307 от 23.05.2006.
Ответчик отмечает, что по договору N 9 от 17.03.2005 на техническое обслуживание и ремонт внутридомовых систем электроснабжения энергопринимающие устройства находились на обслуживании ОАО "Тюменьэнерго", а не ТМУП "УК по ЖКХ "Север", в связи с чем между истцом и ответчиком не могли возникнуть фактические отношения по отпуску электроэнергии жильцам.
По мнению ТМУП "УК по ЖКХ "Север", в рассматриваемом случае обязанность по обеспечению граждан электрической энергией лежит на МУ "Тюменское городское имущественное казначейство", которому объект по ул. Мельникайте, 44 А (4-я блок-секция) передан на баланс и которое должно производить энергоснабжающей организации оплату за потребленную жильцами энергию.
Между тем, возражения ответчика не могут быть признаны судом апелляционной инстанции обоснованными.
Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, а также Письмо Министерства регионального развития Российской Федерации от 18.06.2007 N 11356-ЮТ/07 относят услугу электроснабжения к коммунальным услугам.
При этом коммунальная услуга "электроснабжение" включает в себя освещение мест общего пользования и обеспечение подачи электрической энергии в жилые помещения, в которых проживают граждане.
Таким образом, коммунальная услуга "электроснабжение" представляет собой единую коммунальную услугу, которая рассчитывается исходя из показаний общедомового прибора учета.
В соответствии с п. 2.2. Устава ТМУП "УК по ЖКХ "Север" предметом деятельности предприятия является организация и предоставление жилищных, коммунальных и других услуг населению и юридическим лицам города Тюмени.
Согласно п. п. 2.3.7., 2.3.8. Устава одними из основных видов деятельности предприятия являются организация обеспечения населения жилищно-коммунальными услугами, а также сбор и начисление платы за жилищно-коммунальные услуги.
В силу п. 2.3.5. Устава ответчик организует и осуществляет содержание, эксплуатацию и ремонт систем электроснабжения зданий, техническое обслуживание, профилактику и неотложный ремонт инженерных систем электроснабжения.
Материалами дела подтверждено, что ТМУП "УК по ЖКХ "Север" наделено хозяйственными функциями по управлению муниципальным жильем, а, следовательно, является управляющей организацией в отношении домов, закрепленных за ним органами местного самоуправления.
Данное обстоятельство преюдициально установлено постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Тюменской области от 10.05.2007 по делу N А70-9238/10-2006.
Согласно ст. 155 ЖК РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется юридическим лицом независимо от организационно-правовой формы или индивидуальным предпринимателем (управляющей организацией), вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации. Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.
Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации N 307 от 23.05.2006, управляющая организация как исполнитель коммунальных услуг обязана выставлять счета для произведения населением оплаты коммунальных услуг.
Таким образом, действующим законодательством закреплена обязанность управляющей организации предоставлять потребителям (жильцам) коммунальные услуги (в том числе электроснабжение) и собирать с жильцов оплату за потребленную электрическую энергию.
Для этих целей между ТМУП "УК по ЖКХ "Север" и ОАО "ТРИЦ" заключен договор N 06/05-П от 01.02.2005 на совершение действий по начислению и учету денежных средств, оплачиваемых населением за жилищно-коммунальные услуги, в соответствии с которым ТМУП "УК по ЖКХ "Север" поручило ОАО "ТРИЦ" за вознаграждение осуществлять начисление, сбор и перечисление платежей от граждан за коммунальные услуги.
В постановлении апелляционной инстанции Арбитражного суда Тюменской области от 10.05.2007 по делу N А70-9238/10-2006 указано, что ТМУП "УК по ЖКХ "Север" с 01.01.2006 принимает и использует поставляемую ОАО "Тюменьэнергосбыт" электрическую энергию для оказания гражданам коммунальных услуг, производит оплату поставленной электрической энергии.
Согласно ч. 2 ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному дела, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Согласно п. 89 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь во внутридомовых электрических сетях. При этом количество приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) электрической энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.
Таким образом, объем потребленной электрической энергии должен определяться на основании показаний общедомовых приборов учета (с учетом всего объема электрической энергии: на освещение мест общего пользования, на предоставление электрической энергии в жилые помещения и для компенсации потерь).
В силу п. 22 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, оплата электроснабжения как коммунальной услуги осуществляется по показаниям общедомового прибора учета.
В соответствии с п. 73 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 530 от 31.08.2006, организации, приобретающие электрическую энергию для целей оказания коммунальных услуг, вносят плату за электрическую энергию и услуги, предоставляемые в соответствии с договором энергоснабжения не позднее 10-го числа месяца, следующего за расчетным периодом.
Как указывалось выше, с 01.01.2006 между ОАО "Тюменьэнергосбыт" и ТМУП "УК по ЖКХ "Север" сложились фактические отношения по снабжению энергией жилого дома по ул. Мельникайте, 44 А без заключения договора в отношении названного объекта.
Акт балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности электроустановок по дому, расположенному по ул. Мельникайте, 44 А, согласован ТМУП "УК по ЖКХ "Север" с ОАО "Тюменская горэлектросеть", ранее осуществлявшим функцию энергоснабжающей организации, и подписан по общедомовому прибору учета.
Фактическое пользование потребителем услугами стороны, для которой заключение договора является обязательным, в соответствии с п. 3 ст. 438 ГК РФ следует считать как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги. Поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные (п. 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14).
При таких обстоятельствах ответчик обязан в полном объеме оплатить электрическую энергию, переданную на спорный объект.
Суд не может согласиться с доводами ответчика о том, что он должен производить оплату только за энергообеспечение мест общего пользования четвертой блок-секции дома по ул. Мельникайте, 44 А, а плату за потребленную жильцами энергию энергоснабжающей организации должно вносить МУ "Тюменское городское имущественное казначейство".
Распоряжением Администрации города Тюмени от 25.05.2007 N 752-рк "Об утверждении порядка осуществления обязанностей наймодателя по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда" на МУ "Тюменское городское имущественное казначейство" возложены обязанности по обеспечению предоставления нанимателю предусмотренных в договоре социального найма или договоре найма коммунальных услуг надлежащего качества, контроля качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг.
Между тем, порядок исполнения указанной обязанности предусматривает только организационные действия (проведение проверок, организационные мероприятия по устранению недостатков, учет проводимых проверок и результатов, информирование о некачественном предоставлении услуг, рассмотрение обращений), а не обеспечение коммунальными услугами как таковыми (п. 2.4. распоряжения).
Распоряжением Администрации города Тюмени от 29.10.2003 N 4759 МУ "Тюменское городское имущественное казначейство" наделено лишь отдельными функциями по управлению муниципальным жилым фондом.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает обжалуемое решение суда в части взыскания с ТМУП "УК по ЖКХ "Север" задолженности по оплате электрической энергии, поставленной в помещения по адресу: ул. Мельникайте, 44 А (4 блок-секция), является законным и обоснованным.
В связи с оставлением апелляционной жалобы без удовлетворения расходы по уплате государственной пошлины при ее подаче относятся на ТМУП "УК по ЖКХ "Север".
Руководствуясь статьями 269 (п. 1), 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 23.04.2008 по делу N А70-7885/21-2007 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Д.В.ИЛЬНИЦКАЯ
Судьи
А.Н.ГЛУХИХ
Н.А.РЯБУХИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)