Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.08.2012 N 06АП-3263/2012 ПО ДЕЛУ N А73-2995/2012

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 августа 2012 г. N 06АП-3263/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 09 августа 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 августа 2012 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Харьковской Е.Г.
судей Балинской И.И., Гричановской Е.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кофтелевой В.А.
- от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания по жилищно-коммунальному хозяйству "Сервис-Центр": представители не явились;
- от административной комиссии N 1 городского округа "город Хабаровск": представители не явились;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания по жилищно-коммунальному хозяйству "Сервис-Центр"
на решение от 31.05.2012
по делу N А73-2995/2012
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Ж.Г. Шестак
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания по жилищно-коммунальному хозяйству "Сервис-Центр"
к административной комиссии N 1 городского округа "город Хабаровск"
о признании незаконными и отмене постановлений

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания по жилищно-коммунальному хозяйству "Сервис-Центр" (ОГРН-1072721019018, ИНН-2721151803, адрес: 680000, г. Хабаровск, ул. Муравьева Амурского, 50, далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлениями об оспаривании постановлений Административной комиссии N 1 городского округа "Город Хабаровск" (адрес: 680000, г. Хабаровск, ул. Фрунзе, 60, далее - административная комиссия) от 15.02.2012 N 01/337, N 01/343, которыми Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 37 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях (далее - КоАП Хабаровского края).
Заявления приняты судом первой инстанции к производству, делам присвоены номера А73-2995/2012, А73-2996/2012.
В порядке статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) вышеуказанные дела объединены в одно производство, о чем 09.04.2012 вынесено определение, делу присвоен общий номер А73-2995/2012.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 31.05.2012 по делу N А73-2995/2012 в удовлетворении заявленных обществом требований о признании незаконными и отмене постановлений административной комиссии N 1 городского округа "Город Хабаровск" от 15.02.2012 N 01/337, N 01/343 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 37 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 31.05.2012 по делу N А73-2995/2012 отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные им требования.
В обоснование доводов апелляционной жалобы общество ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Лица, участвующие в деле в судебное заседание апелляционной инстанции явку своих представителей не обеспечили, в представленном к началу судебного заседания отзыве, административная комиссия изложила свои возражения относительно доводов апелляционной жалобы общества и заявила ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие ее представителя. О времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом по правилам статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в связи с чем, апелляционная жалоба рассмотрена без участия их представителей в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы общества.
Как следует из материалов дела, 27.01.2012 должностным лицом комитета по управлению Центральным округом администрации города Хабаровска выявлен факт нарушения обществом пунктов 7, 9, 10, 12 "Правил благоустройства городского округа "Город Хабаровск", утвержденных решением Хабаровской городской Думы от 26.12.2008 N 721, выразившегося в том, что по адресу: г. Хабаровск, ул. Ленина, 3, прилегающая к данному жилому дому территория (тротуар) не очищена от снега до твердого покрытия со стороны ул. Тургенева, включая радиус: ул. Тургенева - ул. Ленина, вдоль дома. С придорожного газона, в границах дома N 3, со стороны ул. Ленина, складирован и не вывезен снег.
Факт нарушения зафиксирован в актом осмотра от 27.01.2012 N 5, составленном в присутствии двух понятых. В ходе осмотра произведена фотосъемка.
По факту выявленного нарушения 27.01.2012 должностным лицом комитета по управлению Центральным округом администрации города Хабаровска в отношении общества, в отсутствие его законного представителя при надлежащем извещении, составлен протокол N 000480 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 37 КоАП Хабаровского края.
Как видно из материалов дела, о времени и месте составления акта осмотра территории и протокола об административном правонарушении общество извещено уведомлением, врученным 26.01.2012, указанный протокол со сведениями о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении вручен по месту нахождения общества 30.01.2012.
Определением административного органа от 08.02.2012 рассмотрение материалов дела об административном правонарушении было отложено на 15.02.2012.
30.01.2012 должностным лицом комитета по управлению Центральным округом администрации города Хабаровска выявлен факт нарушения обществом пунктов 9, 9.1, 10 "Правил благоустройства городского округа "Город Хабаровск", утвержденных решением Хабаровской городской Думы от 26.12.2008 N 721, выразившегося в том, что по адресу: г. Хабаровск, ул. Ленина, 3, пешеходный тротуар не очищен от снежного наката со стороны улиц Ленина и Тургенева.
Факт указанного нарушения зафиксирован актом осмотра территории от 30.01.2012 N 18 жкх, составленном в присутствии двух понятых. В ходе осмотра так же произведена фотосъемка.
О времени и месте проведения осмотра территории общество извещено уведомлением от 26.01.2012 N 1.1-21/145, врученным юридическому лицу 26.01.2012.
30.01.2012 уведомлением N 1.1-21/174, врученным юридическому лицу тем же числом, общество извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
По факту выявленного нарушения 31.01.2012 должностным лицом в отношении общества, в отсутствие его законного представителя, при надлежащем извещении, составлен протокол N 000511 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 37 КоАП Хабаровского края.
Вышеуказанный протокол со сведениями о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении вручен по месту нахождения общества 31.01.2012.
Административной комиссией по результатам рассмотрения протоколов об административных правонарушениях N 000480 от 27.01.2012 и N 000511 от 31.01.2012, 15.02.2012 вынесены постановления N 01/337 и N 01/343, которыми общество признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 37 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 5 000 рублей по каждому постановлению.
Определением административного органа об исправлении опечатки от 28.03.2012, в описательную часть постановления от 15.02.2012 N 01/337 внесены изменения в части указания даты и времени совершения правонарушения.
Оспаривая законность указанных постановлений, общество обратилось в Арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных обществом требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 Правил благоустройства городского округа "Город Хабаровск", утвержденных Решением Хабаровской городской Думы от 26.12.2008 N 721 (далее - Правила N 721), устанавливаются единые и обязательные для исполнения физическими, должностными и юридическими лицами нормы и требования в сфере благоустройства, содержания и озеленения территории в границах городского округа "Город Хабаровск".
Пункт 7 Правил N 721 предусматривает, что физические и юридические лица обязаны убирать, содержать в чистоте и порядке, отвечающем строительным, эстетическим, экологическим, санитарным требованиям и требованиям настоящих Правил, прилегающие и закрепленные территории к объектам, находящимся в их собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении, владении, пользовании, аренде, на балансе или по договору на обслуживание.
Прилегающая территория - территория, непосредственно примыкающая к границам земельного участка, здания, строения, сооружения (включая временные), ограждения, строительной площадки, контейнерной и бельевой площадок, нежилого помещения в жилом доме (в пределах занимаемого помещения по фасаду здания), к объектам торговли и иным объектам, находящимся в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении, владении, пользовании, аренде, на балансе или по договору на обслуживание юридических или физических лиц (подпункт 14 пункта 6 Правил благоустройства).
Содержание территории - комплекс работ, в том числе, по уборке отмосток, тротуаров, дворовых и межквартальных проездов, отвечающий строительным, эстетическим, экологическим и санитарным требованиям, а также условиям безбарьерной среды для маломобильных групп населения, включающий регулярную уборку от снега, льда, подсыпку песком или разрешенными противогололедными материалами проезжей части улиц, тротуаров (подпункт 17 пункта 6 Правил N 721).
В соответствии с пунктом 9 Правил N 721, прилегающая территория (за исключением прилегающей территории к многоквартирному дому) подлежит уборке, содержанию в чистоте и порядке, включая тротуары, зеленые насаждения, прибордюрную зону, а также находящиеся на ней малые архитектурные формы и другие сооружения в следующих границах:
- - до края проезжей части прилегающих дорог, проездов, включая тротуары, кюветы, придорожные газоны, автопарковочные карманы, въезды во дворы;
- - до середины территорий, находящихся между двумя землевладениями или сооружениями,
- до береговой линии водоемов.
Пунктом 9.1 Правил N 721 городского округа "Город Хабаровск" установлено, что прилегающая территория к многоквартирному дому подлежит уборке в границах, определенных решением администрации города об образовании земельного участка в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
В случае отсутствия решения администрации города об образовании земельного участка границы ответственности по содержанию прилегающей территории к многоквартирному дому определяются в соответствии с пунктом 9 настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 10 Правил N 721, уборка территории в осенне-зимний период предусматривает одновременную уборку и вывоз снега, льда, мусора. Территории с твердым покрытием должны очищаться от снега, льда и снежного наката до твердого покрытия на всю ширину.
Нарушение правил благоустройства населенных пунктов, установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, является административным правонарушением, и влечет административную ответственность по части 1 статьи 37 КоАП Хабаровского края в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Судом апелляционной инстанции по материалам дела установлено, что 27.01.2012 и 30.01.2012 должностными лицами комитета по управлению Центральным округом администрации города Хабаровска были выявлены факты нарушения обществом пунктов 9, 9.1, 10, 12 Правил N 721, выразившихся в том, что по адресу: г. Хабаровск, ул. Ленина, 3, прилегающая к данному жилому дому территория (тротуар) не очищена от снега до твердого покрытия со стороны ул. Тургенева, включая радиус: ул. Тургенева - ул. Ленина, вдоль дома с придорожного газона, в границах дома N 3, со стороны ул. Ленина, складирован и не вывезен снег.
Как следует из договора управления многоквартирным домом от 16.12.2008 N Лен-3, общество управляет общим имуществом, выполняет услуги, работы по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Хабаровск, ул. Ленина, 3.
На основании пунктов 3.1.1, 3.1.2 вышеуказанного договора управления, общество обязуется: осуществлять управление многоквартирным домом в соответствии с условиями настоящего договора и действующим законодательством, самостоятельно или с привлечением сторонних организаций организовать проведение работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома в зависимости от фактического состояния общего имущества и в пределах денежных средств, поступающих в адрес общества от собственников помещений в МКД и бюджетов всех уровней.
В перечень работ и услуг по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, согласно Приложению N 3 к указанному договору входит, в том числе, очистка территорий от снега, наледи и льда.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены "Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (далее - Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме).
В соответствии с пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
В силу пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, в состав общего имущества включается, в том числе земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства (подпункт "е").
Пленум Верховного Суда Российской Федерации и Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 29.04.2010 N 10/22 разъяснили, что, если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирный дом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме.
Пунктом 9.1 Правил благоустройства городского округа "Город Хабаровск" N 721 установлено, что прилегающая территория к многоквартирному дому подлежит уборке в границах, определенных решением администрации города об образовании земельного участка в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
В случае отсутствия решения администрации города об образовании земельного участка границы ответственности по содержанию прилегающей территории к многоквартирному дому определяются в соответствии с п. 9 настоящих Правил.
Довод жалобы общества о том, что земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом N 3 по ул. Ленина является спорным, не входящим в состав общего имущества многоквартирного дома, и в связи с чем у общества отсутствует обязанность по его уборке и очистке, судом апелляционной инстанции отклоняется в связи со следующим. Кадастровая выписка N 2723/215/10-0173 от 19.07.2010 о земельном участке под кадастровым номером N 27:23:030324:23, представленная в материалы дела обществом, указывает на то, что граница этого земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. Имеющаяся в материалах дела карта (план) объекта землеустройства также не является документом, подтверждающим, что границы спорной территории определены в соответствии с требованиями действующего земельного законодательства.
Следовательно, в рассматриваемой ситуации границы ответственности по содержанию прилегающей территории к многоквартирному дому, расположенному по адресу: г. Хабаровск, ул. Ленина, 3, должны определяться в соответствии с пунктом 9 Правил благоустройства, то есть до края проезжей части прилегающих дорог, включая тротуары, кюветы, придорожные газоны, автопарковочные карманы, въезды во дворы.
Рассмотрев довод апелляционной жалобы общества относительно отсутствия у него обязанности по содержанию спорной территории, поскольку в многоквартирном доме N 3 по ул. Ленина на первом этаже расположены нежилые помещения, находящиеся в собственности ИП Леонова, ООО "Сириус-Тур", ООО "Мастер-Штамп", ООО "Дальневосточная консалтинговая компания", с которыми общество договор на обслуживание земельного участка не заключало, а, следовательно, они обязаны самостоятельно принимать меры по содержанию территории, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, по ходатайству административного органа в судебном заседании первой инстанции 05.05.2012, в качестве свидетеля была заслушана Леонова Анжелика Анатольевна, являющаяся собственником части помещений в здании, расположенном по адресу: г. Хабаровск, ул. Ленина, 3.
Из пояснений свидетеля следует, что она является собственником части жилых и нежилых помещений указанного дома, расположенных со стороны улицы Тургенева на 1 этаже и в цокольном этаже, что подтверждается представленными свидетельствами о государственной регистрации права от 20.02.2007 27 АВ 032388, от 14.05.2007 27АВ 055239. Леонова А.А., являясь собственником данных помещений, заключила договор с обществом, в силу которого последнее взяло на себя обязанность за соответствующую плату выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества дома, в том числе по содержанию прилегающей к дому территории. В обоснование факта наличия между ИП Леоновой А.А. и управляющей компанией договорных отношений свидетелем представлены платежные поручения от 26.03.2012 N 971, от 26.03.2012 N 972, от 26.03.2012 N 973.
Из представленных в дело материалов фотосъемки видно, что прилегающая к жилому дому N 3 территория (пешеходный тротуар) со стороны ул. Тургенева, включая радиус: ул. Тургенева - ул. Ленина, где помимо нежилых помещений (в том числе принадлежащих Леоновой А.А.) находится также и подъезд в жилые помещения, не очищена от снега и снежного наката до твердого покрытия. Вышеперечисленное подтверждает факт нарушения обществом пунктов 7, 9, 9.1, 11 Правил благоустройства и свидетельствует о наличии в бездействии общества признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 37 КоАП Хабаровского края.
Апелляционным судом отклоняется довод жалобы общества о том, что оспариваемыми постановлениями общество привлечено к административной ответственности дважды за одно и то же административное правонарушение.
Из материалов дела следует, что постановлением от 15.02.2012 N 01/343 общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 37 КоАП Хабаровского края по факту нарушения правил благоустройства, обнаруженного должностным лицом 27.01.2012, что зафиксировано актом осмотра от 27.01.2012 N 5.
Выявленное административным органом нарушение обществом правил благоустройства по тому же адресу 30.01.2012 (акт осмотра от 30.01.2012 N 18жкх) образует новый состав административного правонарушения и является основанием для привлечения правонарушителя к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 37 КоАП Хабаровского края, в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт выявленного административным органом нарушения и вина общества подтверждаются материалами дела, а именно: актом осмотра территории от 27.01.2012 N 5, протоколом об административном правонарушении от 27.01.2012 N 000480, актом осмотра территории от 30.01.2012 N 18жкх, протоколом об административном правонарушении от 31.01.2012 N 000511, материалами фотосъемки, договором управления многоквартирным домом от 16.12.2008 N Лен-3, показаниями свидетеля Леоновой А.А.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что обществом должным образом не обеспечен надлежащий контроль за содержанием территории прилегающей к жилому дому, не принято своевременных мер по устранению выявленного.
Управляющая компания, приняв на себя обязательства по управлению общим имуществом многоквартирного дома и взимая плату за надлежащее содержание общего имущества, обязана своевременно и в полном объеме исполнять требования действующего законодательства Российской Федерации, в том числе в части исполнения обязанности по уборке территории, прилегающей к жилому дому от снега и снежного наката до твердого покрытия.
Отклоняется довод жалобы общества о нарушении при проведении проверки Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" его положения не применяются к мероприятиям контроля, при проведении которых не требуется взаимодействие органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, на указанных лиц не возлагается обязанность представлять информацию и исполнять требования органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
В рассматриваемом случае должностное лицо комитета по управлению центральным округом администрации города Хабаровска, в рамках своих должностных обязанностей осуществлял контроль за выполнением требований действующих нормативных актов в сфере благоустройства. Взаимодействия административной комиссии и общества не требовалось, на общество не возлагались обязанности по предоставлению какой-либо информации и исполнению требований органов административной комиссии, следовательно, при таких обстоятельствах положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" не применяются.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 211, 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Хабаровского края от 31.05.2012 по делу N А73-2995/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.

Председательствующий
Е.Г.ХАРЬКОВСКАЯ

Судьи
И.И.БАЛИНСКАЯ
Е.В.ГРИЧАНОВСКАЯ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)