Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.09.2011 N 09АП-21448/2011-АК ПО ДЕЛУ N А40-7939/11-144-94

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 сентября 2011 г. N 09АП-21448/2011-АК

Дело N А40-7939/11-144-94

Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 сентября 2011 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цымбаренко И.Б.,
судей: Свиридова В.А., Захарова С.Л.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Коняевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ТСЖ "ЖУРГАЗ"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.06.2011 по делу N А40-7939/11-144-94 судьи Папелишвили Г.Н.
по заявлению ТСЖ "ЖУРГАЗ" (ОГРН 107779002753; адрес места нахождения: 127473, г. Москва, 1-й Самотечный пер., д. 17-А)
к Департаменту земельных ресурсов города Москвы
третьи лица: 1) Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы, 2) ГУП г. Москвы "Главное архитектурно-планировочное управление Москомархитектуры"
о признании неправомерным бездействия
при участии:
- от заявителя: Маслова В.В., дов. от 21.03.2011;
- председатель правления Ольшанская Е.Н., приказ от 01.10.2010;
- Захаренко В.А., дов. от 01.10.2010;
- от ответчика: Карнаух О.Т., дов. от 28.02.2011, уд. N 523;
- от третьих лиц: 1) не явился, извещен;
2) не явился, извещен;
- установил:

Товарищество собственников жилья "ЖУРГАЗ" (далее - заявитель, ТСЖ "ЖУРГАЗ") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявлением о признании незаконным бездействия Департамента земельных ресурсов города Москвы (далее - ответчик, ДЗР г. Москвы) по согласованию проекта градостроительного межевания территории квартала 769 (704) (Тверской район), ограничено: 1-й Самотечный переулок, ул. Делегатская, ул. Краснопролетарская, 2-й Щемиловский переулок, и формированию земельного участка по месту расположения многоквартирного жилого дома по адресу: г. Москва, 1-й Самотечный переулок, д. 17А; обязании Департамента земельных ресурсов города Москвы выпустить распоряжение "Об утверждении проекта межевания", утверждающее проект градостроительного межевания территории квартала 769 (704) (Тверской район), ограничено: 1-й Самотечный переулок, ул. Делегатская, ул. Краснопролетарская, 2-й Щемиловский переулок; обязании Департамента земельных ресурсов города Москвы провести формирование земельного участка под многоквартирным жилым домом по адресу: г. Москва, 1-й Самотечный переулок, д. 17А, определить его границы, выпустить распоряжение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории.
Решением от 29.06.2011 Арбитражный суд г. Москвы в удовлетворении заявленных требований отказал в полном объеме, мотивировав его отсутствием оснований, необходимых для признания оспариваемого бездействия органа государственной власти недействительным.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и вынести по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправомерность вывода суда первой инстанции об отсутствии со стороны ответчика оспариваемого бездействия.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Представители третьих лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. В соответствии со ст. 156 АПК РФ дело рассмотрено без их участия.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, выслушав объяснения представителей заявителя и ответчика, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства и доводы апелляционной жалобы, считает, что оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, 03.06.2008 председатель правления ТСЖ "ЖУРГАЗ" Ольшанская Е.Н., как представитель собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Москва, 1-й Самотечный переулок, д. 17А, в целях реализации решений общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по указанному адресу от 11.02.2008 в соответствии с положениями Постановления Правительства Москвы от 27.06.2006 N 431-ПП "О передаче земельных участков на территории города Москвы в частную собственность" обратилась в службу "Одного окна" Территориального управления Департамента земельных ресурсов города Москвы по ЦАО города Москвы с заявлением рег. N 33-5Т0-1253/8-(0)-0 о формировании земельного участка.
Письмом от 25.06.2008 исх. N 33-5Т0-1253/8-(0)-1 Территориальное управление Департамента земельных ресурсов города Москвы по ЦАО города Москвы указало, что в соответствии со ст. 16 Федерального закона РФ от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. В соответствии со ст. 12 Закона г. Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" границы земельных участков многоквартирных домов устанавливаются на основании проектов межевания территорий. ГУП "ГлавАПУ Москомархитектуры" в соответствии с планом-графиком выполнения в 2006 - 2009 годах проектов межевания территорий всех жилых кварталов административных округов города Москвы разрабатывает проекты межевания. Межевание жилого квартала, в котором расположен многоквартирный дом по адресу: г. Москва, 1-й Самотечный переулок, д. 17А будет проведено в 2009 году, в связи с чем на данном этапе рассмотрение вопроса о формировании земельного участка в режиме "одного окна" не представляется возможным.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения ТСЖ "ЖУРГАЗ" в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая спор и принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, подлежащие применению при рассмотрении возникшего спора, полно, всесторонне исследовал представленные сторонами доказательства, установил обстоятельства имеющие значение для дела, и на их основании сделал обоснованный вывод об отсутствии совокупности условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный акт (решение или действие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и, нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для принятия арбитражным судом решения о признании акта государственного органа и органа местного самоуправления недействительным (решения или действия - незаконным) являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту (незаконность акта), так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно положениям ст. 65 Кодекса доказывание иных обстоятельств является обязанностью лиц, которые ссылаются на данные обстоятельства.
Постановлением Правительства Москвы от 29.05.2007 N 411-ПП "Об итогах работы Департамента земельных ресурсов города Москвы в 2006 г. и мерах по реализации задач в сфере земельных отношений на 2007 г." утвержден Порядок передачи земельных участков на территории города Москвы в частную собственность и формирования земельных участков, согласно которому Правительство Москвы в целях дальнейшей реализации федеральных законов, повышения эффективности использования земельных ресурсов города Москвы и выполнения поставленных перед Департаментом земельных ресурсов города Москвы задач указало, что формирование земельных участков и обеспечение их постановки на государственный кадастровый учет по доверенности заявителя осуществляет Департамент земельных ресурсов города Москвы, в связи с чем Правительством Москвы Департаменту земельных ресурсов города Москвы дано указание исключительно на основании заявлений лиц, уполномоченных решением общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах, формировать согласно действующим нормативам земельные участки, на которых расположены многоквартирные дома, с целью их передачи в собственность и обеспечивать проведение государственного кадастрового учета таких земельных участков.
На основании п. 1 ч. 4 ст. 30 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) формирование земельного участка включает в себя выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом РФ от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (далее - кадастровые работы), осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка; определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - плата за подключение).
В соответствии с ч. 6 "Формирование дела по оформлению прав на землю, установление обременений и ограничений в использовании земельного участка" Постановления Правительства Москвы от 29.05.2007 N 411-ПП "Об итогах работы Департамента земельных ресурсов города Москвы в 2006 г. и мерах по реализации задач в сфере земельных отношений на 2007 г." Департамент формирует дело по оформлению прав на землю, включающее в себя: заявление о предоставлении земельного участка в собственность заявителя; документы, представленные заявителем; документы, содержащие сведения для подготовки решения о предоставлении земельного участка в собственность, собранные уполномоченным органом исполнительной власти (запросы Департамента и ответы городских организаций в соответствии с разделом 4); проект границ земельного участка, составленный на основе результатов обработки сведений для подготовки решения о предоставлении земельного участка в собственность и согласованный с заинтересованными лицами. В проекте границ земельного участка отражаются его части, на которые распространяются подлежащие установлению ограничения использования и обременения земельного участка. Либо уже имевшийся кадастровый план земельного участка с внесенными изменениями (в случае внесения изменений); перечень подлежащих установлению ограничений в использовании и обременении земельного участка; копия распоряжения об утверждении проекта границ земельного участка; материалы межевания земельного участка; заключение о проведенной экспертизе материалов дела по оформлению прав на землю.
Согласование проекта границ земельного участка со смежными землепользователями осуществляется организацией, выполняющей работы по межеванию земельного участка.
В случаях, когда в государственном земельном кадастре имеются сведения о границах смежного земельного участка, согласование проекта границ земельного участка с соответствующим смежным землепользователем не производится.
Проект плана границ земельного участка, составленный на основе результатов обработки сведений для подготовки решения о предоставлении земельного участка в собственность, последовательно направляется на согласование в Москомархитектуру, в Москомнаследие, в префектуру административного округа города Москвы, а при необходимости - в иные организации.
Департамент утверждает проект границ земельного участка, передаваемого в собственность, с указанием подлежащих установлению ограничений использования и обременении земельного участка.
В отношении земельных участков, прошедших государственный кадастровый учет, границы которых не изменились на основе результатов обработки сведений для подготовки решения о предоставлении земельного участка в собственность, согласование границ и утверждение проекта границ не требуется.
Департамент обеспечивает постановку земельного участка на кадастровый учет.
По земельным участкам, прошедшим государственный кадастровый учет до обращения заявителя, Департамент обеспечивает внесение изменений в сведения государственного земельного кадастра с учетом имеющихся сведений об ограничении земельного участка в обороте, об обременениях земельного участка и ограничениях его использования (при наличии ограничений и обременении), резервирования земельного участка для государственных нужд (при наличии решения Правительства Москвы).
Решение об установлении публичных сервитутов, иных обременении и ограничений использования земельного участка принимается Правительством Москвы.
С целью государственной регистрации публичных сервитутов Департамент обращается с заявлением в УФРС с приложением всех необходимых документов.
Департамент направляет копию свидетельства о государственной регистрации публичного сервитута, а также уведомление об установлении иных ограничений в использовании и обременении земельного участка организациям, эксплуатирующим подземные коммуникации и их наземные части, а также в префектуры административных округов города Москвы.
Кроме того, согласно ч. 12 "Особенности формирования земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома" постановления Правительства Москвы от 29.05.2007 N 411-ПП "Об итогах работы Департамента земельных ресурсов города Москвы в 2006 г. и мерах по реализации задач в сфере земельных отношений на 2007 г." формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в таком доме.
Департамент осуществляет формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, и обеспечивает постановку на государственный кадастровый учет по заявлению уполномоченного общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме лица соответствующих земельных участков в общем порядке с учетом особенностей, изложенных в настоящем пункте.
Лицо, уполномоченное общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, обращается в Департамент с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, и постановке его на государственный кадастровый учет.
До обращения в Департамент заявитель обращается с запросом в Комиссию по обеспечению реализации решений общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах при префектуре соответствующего административного округа города Москвы для проверки документов по принятию общим собранием собственников такого дома решения о формировании земельного участка и получения заключения о соответствии представленных документов требованиям законодательства (в виде выписки из протокола Комиссии).
Помимо документов, предусмотренных п. 2.2 Порядка передачи земельных участков на территории города Москвы в частную собственность и формирования земельных участков, к заявлению о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, заявителем прилагаются решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о формировании земельного участка; выписка из протокола Комиссии по обеспечению реализации решений общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах.
Департамент дополнительно собирает сведения о площади каждой пристроенной части здания по внешнему контуру для расчета стоимости выкупа.
Если при обработке собранных сведений выясняется, что часть земельного участка занята зданием, строением, сооружением, находящимся в собственности третьих лиц, вносятся изменения в проект межевания территории по поручению уполномоченного органа.
В отношении собственников нежилых помещений в многоквартирных домах, не предназначенных для обслуживания таких домов, принимается решение о предоставлении доли в праве общей собственности на земельный участок, на основании которого заключается соответствующий договор купли-продажи доли в праве собственности на земельный участок. Расчет платы за предоставление земельного участка в собственность собственников нежилых помещений, пристроенных к многоквартирному дому, осуществляется с учетом площади земельного участка, занимаемого соответствующей пристроенной частью (пристроенным помещением).
Доля в праве общей собственности на земельный участок не может быть выделена в натуре.
Согласно ст. 16 Федерального закона РФ от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Ввиду изложенного, суд первой инстанции правомерно указал, что формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, представляет собой строго определенную Правительством Москвы и федеральным законодателем процедуру, в результате соблюдения которой обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, постановка его на кадастровый учет и последующее его предоставление собственникам помещений многоквартирного дома.
Суд обоснованно отметил в своем решении, что реализация Департаментом последующих ступеней процедуры формирования земельного участка невозможна без осуществления первостепенных и предшествующих этапов, так, например, невозможно издать распоряжение о предоставлении земельного участка без утвержденного в установленном порядке проекта межевания территории и его кадастрового учета.
Проект межевания территории квартала, ограниченного квартала 769 (704) (Тверской район), ограничено: 1-й Самотечный переулок, ул. Делегатская, ул. Краснопролетарская, 2-й Щемиловский переулок, был разработан ГУП "ГлавАПУ Москомархитектуры" по заказу Департамента земельных ресурсов города Москвы в 2010 году. Разработанный проект межевания был согласован со всеми требуемыми компетентными органами и организациями, прошел процедуру публичных слушаний и первоначально был направлен 28.08.2010 в Департамент земельных ресурсов города Москвы для утверждения.
Вместе с тем, Департамент земельных ресурсов города Москвы, рассматривая указанный проект межевания и устанавливая в нем несоответствия действующему земельному законодательству, неоднократно возвращал для осуществления доработки.
Одним из оснований для возврата проекта межевания на доработку Департамент указал на фактическое несовпадение предлагаемых к утверждению проектных предложений по определению границ территории строящегося дома ЖСК "Кино-7" (1-й Самотечный пер., 17Б) и фактически предоставленного ЖСК "Кино-7" земельного участка (на праве аренды), так как земельный участок, фактически предоставленный ЖСК "Кино-7", "накладывается" на участок территории, предлагаемый по проекту межевания к отнесению многоквартирному дому заявителя (1-й Самотечный пер., 17А).
Таким образом, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии со стороны ответчика оспариваемого бездействия, поскольку достоверных доказательств наличия оспариваемого бездействия по формированию земельного участка суду заявителем не представлено.
Арбитражный суд, в соответствии с ч. 3 ст. 201 АПК РФ, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Ввиду изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных ТСЖ "ЖУРГАЗ" требований.
При таких данных решение суда по настоящему делу является законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не усматривается, поскольку приведенные в ней доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда и не могут повлечь его безусловную отмену.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269 и 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.06.2011 по делу N А40-7939/11-144-94 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья:
И.Б.ЦЫМБАРЕНКО
Судьи:
С.Л.ЗАХАРОВ
В.А.СВИРИДОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)