Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 01.03.2005, 24.02.2005 ПО ДЕЛУ N А19-21848/04-9

Разделы:
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ


1 марта 2005 г. Дело N А19-21848/04-9
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Мойбенко А.Г.,
при ведении протокола судебного заседания,
при участии:
от истца: Зелегасовой Л.Б. - председателя ЖСК, Ященко Т.А. - представителя, Сытина Л.В. - представителя,
от ответчика - Хорольской О.А.,
от третьего лица - Гавриленко Н.С., представителя,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску Жилищно-строительного кооператива-37 к Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области о взыскании 80273 руб. 8 коп. (третье лицо - Главное управление социальной защиты населения Иркутской области),
УСТАНОВИЛ:

Жилищно-строительный кооператив-37 обратился в Арбитражный суд Иркутской области с требованием к Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области о взыскании 80273 руб. 8 коп. убытков, причиненных невозмещением расходов, связанных с предоставлением льгот в 2002 - 2003 гг. в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах".
Истец в судебном заседании иск поддержал, полагает, что ответчиком ему причинены убытки в размере 80273 руб. 8 коп. в виде неполученных доходов от предоставления льгот гражданам по Федеральному закону "О ветеранах".
Ответчик иск не признал, представил документы, подтверждающие исполнение областного бюджета в пределах лимитов бюджетных средств, рассчитанных в соответствии с действующим законодательством. Полагает, что правовые основания для взыскания убытков отсутствуют.
Третье лицо - Главное управление социальной защиты населения Иркутской области - полагает, что убытки подлежат взысканию за счет средств бюджета Иркутской области.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Жилищно-строительный кооператив-37 в период с 01.07.2002 по 31.12.2003 при осуществлении своей производственной деятельности предоставлял льготы по оплате жилья и коммунальных услуг в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах".
Расходы, понесенные истцом в связи с предоставлением льгот на основании Федерального закона "О ветеранах", не были возмещены в полном объеме, в связи с чем истец обратился в суд с требованием о взыскании убытков в размере 80273 руб. 8 коп.
В подтверждение факта причинения убытков и их размера истец представил акты сверки сумм, подлежащих возмещению за 3, 4 кварталы 2002 г., 1, 2, 3, 4 кварталы 2003 г., подписанные Департаментом социальной защиты населения Комитета по делам горожан администрации г. Иркутска, отчеты о суммах выпадающих доходов по скидке оплаты за жилье и коммунальные услуги за период с 01.07.2002 по 31.12.2003.
Суд не принимает довод ответчика о том, что акты сверки не могут рассматриваться в качестве доказательств по делу, а также считает несостоятельной ссылку ГФУ Иркутской области на недоказанность истцом фактического предоставления льгот и его обязанность представить бухгалтерскую отчетность, поскольку в соответствии с совместным письмом от 23.03.2001 Главного финансового управления Иркутской области, Управления федерального казначейства Министерства финансов РФ по Иркутской области и Управления социальной защиты населения Иркутской области основанием перечисления средств организациям, оказывающим услуги ветеранам, являются договоры при документальном подтверждении произведенных расходов, а именно акты сверки, подписанные организацией и органом местного самоуправления.
В связи с этим суд полагает, что акты сверки подписаны уполномоченными лицами организаций, на которые возложена обязанность по согласованию сумм, подлежащих выплате, поэтому у суда нет оснований не принимать указанные акты сверки в качестве надлежащих доказательств по делу.
Суд не принимает и довод ответчика о том, что истцом не представлены бухгалтерские документы, подтверждающие фактическое наличие убытков.
Согласно Приказу Минфина РФ от 16 октября 2000 г. N 92н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет государственной помощи" ПБУ 13/2000" (прилагается) организация вправе принимать бюджетные средства, включая ресурсы, отличные от денежных средств, к бухгалтерскому учету, если имеется уверенность, что указанные средства будут получены. Подтверждением могут быть утвержденная бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств, акты приема-передачи ресурсов и иные соответствующие документы. В рассматриваемых судом правоотношениях у истца не имелось оснований для принятия спорных сумм к бухгалтерскому учету, так как уверенности в их получении, подтвержденной указанными документами, не имелось.
Таким образом, бухгалтерский баланс не является документом, подтверждающим фактическое наличие убытков истца.
В соответствии с пунктом 2 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в Кодексе.
Гражданские права возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами (ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Статьей 781 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оказанные услуги оплачиваются по цене, установленной в договоре возмездного оказания услуг.
Вместе с тем государством принимаются социальные меры, направленные на поддержку отдельных категорий граждан. Федеральным законом "О ветеранах" (статьи 14 - 22) установлено, что ветераны войны и труда имеют льготы по оплате жилья и коммунальных услуг в размере 50%.
Следуя предписанию Закона, истец в период с 01.07.2002 по 31.12.2003 оказал услуги данной категории граждан по заниженной цене, в связи с чем понес определенные расходы. Выделенные на указанные цели бюджетные средства не компенсировали полностью реальные расходы истца. В этой части материальные потери являются для истца убытками.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества, а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Федеральным законом "О ветеранах" не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (в объеме финансирования).
Согласно статье 10 Федерального закона "О ветеранах" расходы на реализацию установленных для ветеранов льгот возмещаются за счет средств федерального бюджета и бюджетов Российской Федерации. При этом льготы по оплате жилья и коммунальных услуг возмещаются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (подпункт 2 пункта 1 статьи 10 Закона).
На территории Иркутской области в соответствии со ст. 11 Бюджетного кодекса Российской Федерации образование и расходование денежных средств осуществляется на основании закона субъекта.
Порядок возмещения расходов в 2002 - 2003 гг. утвержден постановлениями губернатора Иркутской области от 21.05.2002 N 348-п "О порядке финансирования Федерального закона "О ветеранах" в 2002 году", от 14.02.2003 N 66-п "О порядке финансирования Федерального закона "О ветеранах" в 2003 году".
В соответствии с данными постановлениями губернатора Иркутской области финансирование расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате в размере 50% занимаемой общей площади жилых помещений в пределах социальной нормы, установленной законодательством Иркутской области, и коммунальных услуг, осуществляется за счет субсидий, передаваемых из областного бюджета в бюджеты муниципальных образований на реализацию ФЗ "О ветеранах".
Утвержденный объем субсидий, выделенный г. Иркутску из областного бюджета в 2002 г. на финансирование ФЗ "О ветеранах", составил 107185 тыс. руб. (Закон Иркутской области от 28.12.2001 N 26/72-оз "Об областном бюджете на 2002 год", приложение N 13), в 2003 г. составил 118199 тыс. руб. (Закон Иркутской области от 28.12.2002 N 65-оз "Об областном бюджете на 2003 год", приложение N 9).
Из представленных материалов дела следует, что муниципальным образованием "Город Иркутск" запланированные и полученные суммы расходов бюджета на исполнение ФЗ "О ветеранах" распределены в полном объеме, в том числе и истцу.
Однако выделенные из областного бюджета денежные средства в полном объеме не компенсировали материальные потери, понесенные истцом в результате исполнения Федерального закона "О ветеранах", в части предоставления льгот гражданам, имеющим право на оплату жилья и коммунальных услуг по льготной цене.
Таким образом, в 2002 - 2003 гг. в областном бюджете Иркутской области не была заложена необходимая для выплаты сумма.
Доводы ответчика об исполнении своих обязанностей в пределах объема финансирования и лимита бюджетных обязательств суд не принимает во внимание, так как невключение в план бюджета соответствующего года компенсационных выплат в достаточном размере не может служить основанием для освобождения от обязанности надлежащего исполнения законов Российской Федерации.
С учетом вышеизложенного суд считает, что требование истца о взыскании убытков в сумме 80273 руб. 8 коп. правомерно и подлежит удовлетворению за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации - Иркутской области.
Субъекты Российской Федерации выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений. От имени субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (ст.ст. 124, 125 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Уставом Иркутской области от 19.01.1995 (с последующими изменениями) установлена система органов исполнительной власти области во главе с администрацией - постоянно действующим высшим органом исполнительной власти области.
Согласно статье 38 Устава области к основным полномочиям администрации Иркутской области отнесено распоряжение средствами областного бюджета.
Статьей 17 Закона Иркутской области от 18.05.1996 N 33-оз "Об организации и деятельности администрации Иркутской области" (с последующим изменениями) установлено, что полномочия администрации в конкретных сферах управления осуществляются структурными подразделениями администрации, образование, реорганизация и ликвидация которых производятся постановлениями губернатора Иркутской области.
В соответствии с постановлением губернатора Иркутской области от 27.03.2002 N 233-п "Об утверждении Положения о Главном финансовом управлении Иркутской области" исполнительным органом области, осуществляющим управление областными финансами, является Главное финансовое управление области.
В соответствии со статьями 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерацией, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В связи с изложенным суд полагает, что денежные средства в размере 80273 руб. 8 коп. подлежат взысканию с субъекта Российской Федерации - Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области за счет казны Иркутской области.
Кроме того, истец заявил требование о взыскании с ответчика расходов истца на оплату услуг представителя в сумме 3449 руб., представил в обоснование договор на оказание юридических услуг от 22.11.2004, расходный кассовый ордер от 23.11.2004.
В соответствии с п. 2 ст. 110 АПК РФ расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.
При таких обстоятельствах, учитывая сложность дела, срок рассмотрения, участие представителя в судебных заседаниях, а также удовлетворение требований истца, суд находит требование истца о взыскании расходов на оплату услуг представителя обоснованным и подлежащим удовлетворению в сумме 3449 руб.
Всем существенным доводам, пояснениям и возражениям судом дана соответствующая оценка, что нашло отражение в данном решении, иные доводы, пояснения и возражения сторон несущественны и на выводы суда не влияют.
При рассмотрении данного дела добросовестность сторон предполагалась, как и разумное использование ими процессуального права на состязательность в процессе в виде представления всех своих доводов, пояснений и возражений по иску, документальное обоснование тому.
Расходы по уплате государственной пошлины в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на ответчика, однако ответчик от ее уплаты освобожден на основании статьи 5 Закона РФ "О государственной пошлине".
Руководствуясь статьями 167 - 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:

исковые требования удовлетворить.
Взыскать с Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области за счет казны Иркутской области в пользу Жилищно-строительного кооператива-37 расходы, связанные с реализацией Федерального закона "О ветеранах" в период с 01.07.2002 по 31.12.2003, в сумме 80273 руб. 8 коп., а также расходы на оплату услуг представителя в размере 3449 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Иркутской области в течение месяца со дня его принятия.
Судья
А.Г.МОЙБЕНКО
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)