Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВАС РФ ОТ 28.05.2009 N 5919/09 ПО ДЕЛУ N А44-2604/2007

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом; Выбор способа управления многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 мая 2009 г. N 5919/09

ОБ ОТКАЗЕ В ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ
ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Воронцовой Л.Г., судей Балахничевой Р.Г., Ксенофонтовой Н.А. рассмотрела в судебном заседании заявление администрации Великого Новгорода от 08.04.2009 N 800 о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Новгородской области от 11.11.2008 по делу N А44-2604/2007 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.01.2009 по тому же делу по заявлению товарищества собственников жилья "Волна" (г. Великий Новгород, далее - ТСЖ) о признании недействующими пунктов 2.1, 2.3, 3.8, 3.10 таблицы "Тарифы на коммунальные услуги в жилищном фонде независимо от форм собственности, предоставляемые населению Великого Новгорода" (далее - таблица), являющейся приложением к постановлению администрации Великого Новгорода (далее - администрация) от 21.12.2006 N 365 "О тарифах на коммунальные услуги в жилищном фонде независимо от форм собственности, предоставляемые населению Великого Новгорода" (далее - постановление N 365) и пункта 4 примечаний к таблице в части включения биологической очистки стоков в число коммунальных услуг, подлежащих оплате по тарифам, утвержденным указанным постановлением (с учетом уточнения требования).
Суд
установил:

решением от 11.11.2008, принятым при новом рассмотрении спора, оставленным без изменения постановлением кассационной инстанции, пункты 2.1, 2.3, 3.8, 3.10 тарифов на коммунальные услуги в жилищном фонде независимо от форм собственности, предоставляемых населению Великого Новгорода и пункт 4 примечаний к тарифам на коммунальные услуги в жилищном фонде независимо от форм собственности, предоставляемых населению Великого Новгорода, утвержденных постановлением администрации от 21.12.2006 N 365 признаны недействующими как несоответствующие статье 154 Жилищного кодекса Российской Федерации и статье 1 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307).
В заявлении о пересмотре в порядке надзора судебных актов администрация просит их отменить, ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм материального права, а также на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам спора.
Указанный довод заявителя суд надзорной инстанции отклоняет.
Судами установлено, что постановлением N 365 утверждены и с 01.01.2007 введены в действие тарифы на коммунальные услуги в жилищном фонде независимо от форм собственности, предоставляемые населению Великого Новгорода. Перечень тарифов на различные виды коммунальных услуг населению изложен в таблице, прилагаемой к указанному постановлению.
Пунктами 2.1, 2.3, 3.8, 3.10 таблицы, а также пунктом 4 примечаний к таблице в число коммунальных услуг, подлежащих оплате по утвержденным данным постановлением тарифам, включена биологическая очистка стоков.
Полагая, что указанные положения постановления N 365 не соответствуют положениям Жилищного кодекса Российской Федерации, ущемляют права и законные интересы ТСЖ, обязывая его оплачивать не предусмотренную законом коммунальную услугу, последнее обратилось в суд с настоящим заявлением.
Согласно пункту 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) плату за коммунальные услуги.
В силу пункта 3 статьи 154 Кодекса собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
При этом согласно пункту 4 статьи 154 Кодекса плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Согласно статье 1 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167, под водоотведением понимается технологический процесс, обеспечивающий прием сточных вод абонентов с последующей передачей их на очистные сооружения канализации. При толковании данного понятия суд первой инстанции указал, что передача сточных вод на очистные сооружения канализации является составляющей водоотведения.
Исходя из пункта 3 Правил N 307 под коммунальными услугами понимается деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающие комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях. При этом данными Правилами не предусмотрено оказание такого вида коммунальных услуг как биологическая очистка сточных вод.
Поэтому вывод судов о том, что установление пунктами 2.1, 2.3, 3.8, 3.10 таблицы, а также пунктом 4 примечаний к таблице тарифа на услуги по биологической очистке стоков противоречит пунктами 154 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункту 1 Правил N 307, является правильным.
Кроме того, суды учли, что договоры, заключенные ТСЖ с организациями коммунального комплекса, оказывающими услуги по горячему и холодному водоснабжению, не предусматривают предоставления услуг по биологической очистке стоков.
Поэтому утверждение заявителя о том, что ТСЖ, являясь потребителем услуги по водоотведению, является потребителем услуги по биологической очистке сточных вод, приобретаемой для предоставления лицам, пользующимся помещениями в управляемом им многоквартирном доме, ошибочно.
С учетом изложенного оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 299, 301 и 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации,
определил:

в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела N А44-2604/2007 Арбитражного суда Новгородской области для пересмотра в порядке надзора решения от 11.11.2008 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.01.2009 по тому же делу отказать.
Председательствующий судья
Л.Г.ВОРОНЦОВА

Судья
Р.Г.БАЛАХНИЧЕВА

Судья
Н.А.КСЕНОФОНТОВА
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)