Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 06.04.2010 N Ф09-2236/10-С5 ПО ДЕЛУ N А71-6756/2009-Г3 ТРЕБОВАНИЕ: ОБ УРЕГУЛИРОВАНИИ РАЗНОГЛАСИЙ, ВОЗНИКШИХ ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ ДОГОВОРА НА ПОСТАВКУ ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ОТОПЛЕНИЯ И ГОРЯЧЕГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА: ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ ДОГОВОРА МЕЖДУ СТОРОНАМИ ВОЗНИКЛИ РАЗНОГЛАСИЯ ОТНОСИТЕЛЬНО ПОРЯДКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОЛИЧЕСТВА ПОТРЕБЛЕННОЙ ГОРЯЧЕЙ ВОДЫ ПРИ ОТСУТСТВИИ ПРИБОРОВ УЧЕТА.

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом; Договор управления многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 апреля 2010 г. N Ф09-2236/10-С5


Дело N А71-6756/2009-Г3

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Вербенко Т.Л.,
судей Васильченко Н.С., Сирота Е.Г.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы" (далее - общество "Удмуртские коммунальные системы") на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2009 по делу N А71-6756/2009-Г3 Арбитражного суда Удмуртской Республики.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа. Их представители в судебное заседание не явились.

Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Кама" (далее - общество "Управляющая компания "Кама") обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к обществу "Удмуртские коммунальные системы" об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора на поставку тепловой энергии для целей отопления и горячего водоснабжения от 01.03.2009 N 01/Я-53 в части согласования п. 1.1; 1.2; 2.1.2; 2.1.5; 2.1.7; 2.1.13; 2.1.17; 2.2.2; 2.2.5; 2.3.11; 2.3.12; 2.3.13; 2.4.7; 2.4.8; 2.4.10; 3.1; 3.2; 3.3; 3.4; 3.5; 3.6; 3.7; 3.8; 3.9; 3.10; 3.11; 4.4; 4.5; 4.6; 4.7; 4.9; 6.5; 6.6; 7.6 и преамбулы договора.
Решением суда от 30.09.2009 (судья Ухина Л.А.) условия пунктов 1.1; 1.2; 4.4 договора от 01.03.2009 N 01/Я-53 изложены в редакции истца, пункты 2.1.2; 3.1; 3.2; 3.3; 3.6 приняты в редакции ответчика, определены условия пунктов 2.1.5; 2.1.7; 2.2.2; 2.2.5; 3.11; 2.3.12; 2.3.13; 2.4.8; 3.7; 4.5; 4.7, пункты 2.1.13; 2.1.17; 2.4.7; 2.4.10; 3.4; 3.5; 3.8; 3.9; 3.10; 3.11; 4.6 исключены из текста договора.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2009 (судьи Шварц Н.Г., Назарова В.Ю., Рубцова Л.В.) решение суда изменено в части изложения условий п. 1.2, 3.2, 3.3, 3.4, 4.5 и преамбулы договора от 01.03.2009 N 01/Я-53.
Преамбула договора изложена в следующей редакции:
- - "ООО "Управляющая компания Кама", именуемая в дальнейшем "Управляющая организация", в лице директора Тарасова Н.С., действующего на основании Устава, по поручению собственников помещений в многоквартирном доме, с одной стороны, и ООО "Удмуртские коммунальные системы", именуемое в дальнейшем "Энергоснабжающая организация", в лице генерального директора Трухина С.А., действующего на основании Устава, с другой стороны, а при совместном упоминании в тексте именуемые "Стороны", заключили настоящий договор о следующем:";
- Пункт 1.2:
- - "В своей деятельности Стороны руководствуются Гражданским кодексом РФ, "Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя" N ВК-4936, утвержденными Минтопэнерго РФ 12.09.1995 (далее по тексту - "Правила учета"), "Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок" - (далее - "Правила эксплуатации"), "Методикой определения потребности в топливе, электрической энергии и воде при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителей в системах коммунального хозяйства" далее по тексту "Методика", "Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (далее по тексту "Правил предоставления услуг", "Постановление N 307") и другой нормативной документацией, регулирующей вопросы теплоснабжения и горячего водоснабжения";
- Пункт 3.3:
- - "Количество тепловой энергии и холодной воды, подаваемой для горячего водоснабжения рассчитывается как произведение граждан проживающих (зарегистрированных) в многоквартирном доме, норматива потребления, установленного в соответствии с законодательством РФ и действующего в расчетный месяц и тарифа на горячую воду. На момент заключения договора норматив горячего водоснабжения для многоквартирных домов установлен в размере 3,6 куб. / м. на чел. в месяц;
- Тариф на услугу горячего водоснабжения 37,68 руб. / куб. м (без учета НДС) для жилых помещений.
Для нежилых помещений количество горячего водоснабжения определяется в соответствии с требованиями строительных норм и правил (СНиП).
- Тариф на услугу горячего водоснабжения 39,84 руб. / куб. м без учета НДС) для нежилых помещений";
- Пункт 3.4:
- - "Ежемесячно согласование объемов потребленных тепловой энергии, горячего водоснабжения (ресурсов) производится в виде акта об объеме потребления ресурсов, подписанного обеими сторонами договора. Согласование объемов сторонами Договора производится в течение 10 дней с момента предоставления акта ЭСО Управляющей организации";
- Пункт 4.5:
- "Отпуск тепловой энергии с превышением графика более чем на 3 градуса и рассчитанный свыше указанного в п. 2.1.1 договора количества тепловой энергии на нужды отопления и ГВС оплачиваются с учетом показаний прибора учета Абонента".
В кассационной жалобе общество "Удмуртские коммунальные системы" просит постановление суда апелляционной инстанции в части определения условия п. 3.3 договора отменить, ссылаясь на нарушение судом положений ст. 541, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила от 23.05.2006 N 307), Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации". Заявитель кассационной жалобы полагает, что при отсутствии приборов учета объем фактически потребленной горячей воды определяется исходя из утвержденных в установленном порядке нормативов потребления и количества граждан, фактически проживающих и использующих коммунальную услугу. По мнению заявителя, данные истца о количестве граждан не могут быть приняты во внимание. Общество "Удмуртские коммунальные системы" считает, что принятая судом редакция спорного пункта договора, предусматривающая исчисление количества горячей воды по численности зарегистрированных граждан, не учитывает, что число граждан, фактически проживающих и потребляющих горячую воду, не соответствует числу зарегистрированных граждан. Заявитель настаивает на своей редакции п. 3.3 данного договора, предусматривающей применение СНиП 2.04.01-85 "Внутренний водопровод и канализация зданий".
Истец в письменном отзыве на кассационную жалобу пояснил, что считает доводы заявителя несостоятельными, обжалуемое постановление - законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Поскольку заявителем кассационной жалобы постановление суда апелляционной инстанции обжалуется только в части изложения пункта 3.3 договора на поставку тепловой энергии для целей отопления и горячего водоснабжения от 01.03.2009 N 01/Я-53, законность судебного акта в остальной части судом кассационной инстанции не проверяется, суд кассационной инстанции рассматривает дело в пределах доводов кассационной жалобы (ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Проверив законность состоявшихся по делу судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции не усматривает.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, при заключении обществом "Удмуртские коммунальные системы" и обществом "Управляющая компания "Кама" договора на поставку тепловой энергии для целей отопления и горячего водоснабжения от 01.03.2009 N 01/Я-53 у сторон возникли разногласия при изложении ряда условий пунктов договора.
Поскольку разногласия при заключении указанного договора урегулированы не были, истец в порядке ст. 445 Гражданского кодекса Российской Федерации обратился в арбитражный суд с соответствующим иском.
Разрешая преддоговорный спор и частично удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции изложил условия договора на основании ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 9.8 - 9.10 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Минтопэнерго РФ 12.09.1995 N Вк-4936, исходя из того, что сторонами договора являются юридические лица, заключающие указанный договор в целях осуществления коммерческой деятельности. При этом пунктом 3.3 договора, принятым судом в редакции истца и регламентирующим порядок определения количества горячей воды при отсутствии приборов учета, предусмотрено исчисление величины ресурса расчетным методом в соответствии с разделом 6 Методики определения количеств тепловой энергии и теплоносителей в водяных системах коммунального теплоснабжения МДС 41-4.2000, утвержденной приказом Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 06.05.2000 N 105.
Изменяя решение суда первой инстанции, в том числе и в части изложения спорного пункта договора, апелляционная инстанция указала на то, что истец является исполнителем коммунальных услуг, в связи с чем условия договора от 01.03.2009 N 01/Я-53 должны соответствовать положениям Правил от 23.05.2006 N 307.
Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют действующему законодательству и установленным по делу фактическим обстоятельствам.
В силу ст. 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании ст. 445 названного Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Судами правильно указано, что спорные отношения сторон регламентируются ст. 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации и рядом иных нормативно-правовых актов.
В соответствии с п. 1 ст. 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные ст. 539 - 547 указанного Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Положениями ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации установлена оплата энергии за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, регулируются Правилами от 23.05.2006 N 307.
Согласно п. 8 Правил от 23.05.2006 N 307 условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить названным Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
К коммунальным ресурсам относятся холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, бытовой газ в баллонах, тепловая энергия, твердое топливо, используемые для предоставления коммунальных услуг (п. 3 Правил от 23.05.2006 N 307).
Судом апелляционной инстанции установлено, что договор от 01.03.2009 N 01/Я-53 заключается в целях поставки энергоресурсов в жилой фонд для обеспечения коммунальными услугами населения.
В силу п. 19 Правил от 23.05.2006 N 307 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения N 2 к названным Правилам (по формуле, путем умножения количества граждан, проживающих (зарегистрированных) в жилом помещении (квартире, жилом доме) на норматив потребления соответствующей коммунальной услуги и на тариф на соответствующий коммунальный ресурс).
Поскольку истец и ответчик не смогли прийти к соглашению о способе определения количества потребленной тепловой энергии, апелляционный суд обоснованно определил условия п. 3.3 договора в редакции общества "Управляющая компания "Кама", сформулированной на основании положений Правил от 23.05.2006 N 307, исходя из характера договорных связей сторон и учитывая то обстоятельство, что истец является организацией, оказывающей коммунальные услуги гражданам, проживающим в помещениях жилого фонда.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции изложил условия п. 3.3 договора от 01.03.2009 N 01/Я-53 в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.04.2009 N 15791/08, 09.06.2009 N 525/09, 22.09.2009 N 5290/09, относительно обязательности применения норм Правил от 23.05.2006 N 307 к отношениям, связанным с приобретением коммунального ресурса исполнителем коммунальных услуг для предоставления гражданам - потребителям коммунальной услуги.
Доводы заявителя кассационной жалобы о необходимости исчисления количества потребленного ресурса на основании СНиП 2.04.01-85 "Внутренний водопровод и канализация зданий" подлежат отклонению как противоречащие положениям Правил от 23.05.2006 N 307 и характеру договорных связей сторон.
Ссылка заявителя на то, что данные истца о количестве граждан не могут быть приняты во внимание, отклоняется как несостоятельная.
Порядок регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации установлен Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 N 713 (далее - Правила регистрации).
На основании п. 3 Правил регистрации местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких и престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение.
Ответственными за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства являются должностные лица, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями и помещениями социального назначения. Контроль за соблюдением гражданами и должностными лицами указанных Правил возлагается на Федеральную миграционную службу, ее территориальные органы и органы внутренних дел (п. 4 Правил регистрации).
Между тем истец является организацией, чьи должностные лица включены в Перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 N 713, и обладают в силу своих полномочий необходимыми сведениями о количестве проживающих в жилых домах граждан, пользующихся услугами теплоснабжения.
Иные доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, отклоняются как направленные на переоценку фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Обстоятельства дела исследованы судом апелляционной инстанции полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены постановления суда (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:

постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2009 по делу N А71-6756/2009-Г3 Арбитражного суда Удмуртской Республики оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы" - без удовлетворения.
Председательствующий
ВЕРБЕНКО Т.Л.

Судьи
ВАСИЛЬЧЕНКО Н.С.
СИРОТА Е.Г.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)