Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом; Выбор способа управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 ноября 2009 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Магда О.В.,
судей: Радзиховской В.В., Шошина П.В.,
при ведении протокола судебного заседания Ахметшиной Г.Н.,
при участии:
- от истца (ООО "Система водоснабжения региона"): представителя по доверенности от 02.06.2008 Васильева Я.Ю.;
- от ответчика (ООО "Жилищно-ремонтный эксплуатационный участок 1-1"): представителей по доверенности от 26.10.2009 Скударновой А.Г., по доверенности от 27.10.2009 Терещенко Е.В., по доверенности от 26.10.2009 Елесиной О.П.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу истца - общества с ограниченной ответственностью "Система водоснабжения региона"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 25 августа 2009 года по делу N А33-1887/2009, принятое судьей Путинцевой Е.И.,
общество с ограниченной ответственностью "Система водоснабжения региона" (далее - истец, ООО "СВР") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Жилищно-ремонтный Эксплуатационный Участок 1-1" (в дальнейшем - ответчик, ООО "ЖРЭУ 1-1") о взыскании 1 242 898 рублей 75 копеек, составляющих задолженность за потребленную холодную воду за период с 01.01.2008 по 31.12.2008.
В ходе судебного разбирательства в первой инстанции истец заявил ходатайство об уменьшении суммы иска до 1 137 904 рублей 21 коп., составляющих задолженность за потребленную холодную воду за период с 01.01.2008 по 30.11.2008, которое в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации удовлетворено судом первой инстанции.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 25 августа 2009 года в удовлетворении иска отказано. С истца в доход федерального бюджета взыскано 17189 рублей 52 коп. государственной пошлины.
Не согласившись с данным судебным актом, истец обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Красноярского края от 25 августа 2009 года отменить полностью, принять по делу новый судебный об удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе истец приводит следующие доводы:
- - с 01 января 2008 года спорные дома находятся в управлении ответчика, что предполагает наличие в его ведении систем водоснабжения домов, присоединенных к коммунальной системе водоснабжения, а также иного специального оборудования, требуемого для обеспечения домов холодной водой;
- - принятие домов для целей управления со стороны управляющей компании одновременно означает принятие ответчиком в свое ведение систем водоснабжения домов, присоединенных к сетям истца;
- - ответчик как управляющая компания является абонентом истца как ресурсоснабжающей организации. Таким образом, ответчик является абонентом истца и находится с ним в сложившихся правоотношениях по снабжению холодной водой, независимо от наличия или отсутствия заключенного письменного договора между данными сторонами;
- Судом первой инстанции неправомерно применен к отношениям сторон пункт 16 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 307 от 23.05.2006, поскольку в заявленных истцом домах отсутствуют коллективные приборы учета, а квартиры лишь частично оборудованы индивидуальными приборами учета.
Объем поставленной воды был определен истцом расчетным методом по нормативам потребления на основании пункта 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 307 от 23.05.2006.
Тариф для истца был утвержден органом государственной власти на 2008 год в размере 14,72 рубля.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда отменить и иск удовлетворить в сумме 1 137 904 рублей 21 коп., составляющих задолженность за потребленную холодную воду за период с января по ноябрь 2008 года.
Представители ответчика поддержали доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, считают решение суда законным и обоснованным. Полагают, что по данному спору ответчик является ненадлежащим, так как ООО "ЖРЭУ 1-1" не заключало договор с истцом о предоставлении услуг холодного водоснабжения. В 2008 году между собственниками жилых помещений и истцом напрямую сложились отношения по снабжению холодной водой. При расчете объема полученной холодной воды необходимо исходить из показаний индивидуальных приборов учета (пункт 16 Правил N 307). Тариф в размере 14,72 рубля истцом применен неправомерно.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела в порядке апелляционного производства судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Обществу с ограниченной ответственностью "СВР" выдана лицензия на право пользования недрами серии КРР N 01715 с целевым назначением и видами работ - добыча питьевых подземных вод Южно-Шарыповского месторождения для хозяйственно-питьевого водоснабжения населения и технологического обеспечения водой промышленных объектов. Срок действия лицензии 28.12.2026 (л.д. 16, т. 1).
Обществу с ограниченной ответственностью "СВР" выдана лицензия на право пользования недрами серии КРР N 01701 с целевым назначением и видами работ - добыча питьевых подземных вод Кадатского месторождения для хозяйственно-питьевого водоснабжения населения и технологического обеспечения водой промышленных объектов. Срок действия лицензии 28.12.2026 (л.д. 18, т. 1).
28 декабря 2007 года между Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельными отношениями Администрации города Шарыпово (Арендодатель) и ООО "СВР" (Арендатор) заключен договор N 112 аренды муниципального имущества, в соответствии с пунктом 1.1 которого (в редакции Дополнительного соглашения от 11.06.2008) Арендодатель сдает, а Арендатор принимает согласно приложению (Акту приема-передачи) во временное владение и пользование совокупность имущества, в состав которого входят здания, сооружения и иные объекты, в том числе движимое имущество, предназначенное для эксплуатации в целях оказания услуг водоснабжения населению, бюджетным учреждениям, организациям, предприятия и иным потребителям (л.д. 20-24, т. 1).
Пунктом 2.1 договора N 112 срок аренды установлен сторонами с 01.01.2008 до 30.12.2008.
Согласно приложению к договору аренды N 112 от 28.12.2007 между сторонами подписан акт приема-передачи муниципального имущества, в котором указано имущество, передаваемое в аренду, в том числе имущество Южно-Шарыповского водозабора, Кадатского водозабора, насосные станции 3-го подъема, водопроводные сети г. Шарыпово.
В материалы дела представлена копия договора управления общим имуществом многоквартирных домов от 01.01.2008 с приложениями, заключенного ООО "ЖРЭУ 1-1" (Управляющая организация) с собственниками жилых помещений, согласно приложенных реестров собственников помещений в следующих многоквартирных домах N 1, 2, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 25, 26, 27 микрорайона 1, 1, 2, 3, 21, 22, 23, 24, 25 микрорайона 3, 1, 2 микрорайона 5, г. Шарыпово (собственники) (л.д. 25-153, т. 1).
Предметом договора от 01.01.2008 согласно пункту 2.1 является обеспечение выполнения Управляющей организацией за плату услуг и работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, в целях управления многоквартирным домом, осуществление иной направленной на достижение целей обеспечения надлежащей эксплуатации, содержания и ремонта инженерных систем и оборудования многоквартирного дома деятельности, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", иных нормативно-правовых актов.
Договор управления имуществом многоквартирных домов от 01.01.2008 со стороны собственников подписан в реестрах собственников помещений в указанных многоквартирных домах.
С 09.12.2008 и 16.12.2008 при объединении многоквартирных домов в качестве способа управления многоквартирными домами избраны - товарищество собственников жилья "Восход", ТСЖ "Созвездие", ТСЖ "Солнечный", которые зарегистрированы в качестве юридических лиц 09.12.2008 и 16.12.2008 (л.д. 154-277, т. 1).
Решением Шарыповского городского Совета N 7-60 от 21.02.2006 (л.д. 4-5, т. 2) утверждены ставки платы за жилое помещение и коммунальные услуги по г. Шарыпово, п. Дубинино и п. Горячегорск на 2006 год, в том числе нормативы потребления коммунальных услуг, ставки платы за коммунальные услуги.
Приказом Департамента Жилищно-коммунальной политики администрации Красноярского края N 37-т от 30.11.2007 установлены тарифы на услуги водоснабжения для ОАО "Система водоснабжения региона" сроком действия с 01.01.2008 по 31.12.2008 в размере 14 рублей 72 коп. за 1 куб.м (без НДС) (л.д. 9, т. 2).
Решением Шарыповского городского Совета депутатов N 26-290 от 18.12.2007 установлен размер платы за пользование жилым помещением, содержание и ремонт жилого помещения на территории муниципального образования "город Шарыпово Красноярского края" на 2008 год (л.д. 11-24, т. 2).
18.12.2007 Шарыповский городской Совет депутатов принял решение N 26-272 "О приведении размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствии с Приказом Департамента жилищно-коммунальной политики администрации Красноярского края от 31 октября 2007 г. N 10-т на 2008 год". В приложении N 1 к названному Решению установлен размер платы на коммунальные услуги по г. Шарыпово за холодное водоснабжение в домах с полным благоустройством - 8,15 руб./куб.м, с сидячими ваннами, оборудованными душами - 9,51 руб. /куб.м, с душами - 14 руб./куб.м, с общими душами - 10,25 руб./куб.м, в домах с водопроводом и канализацией без горячего водоснабжения - 14,11 руб./куб.м. (л.д. 25-26, т. 2).
В материалы дела представлены акты обследования жилищного фонда, согласно которым установлено, что произведена консервация поливочного крана в части жилых домах, произведено расконсервирование и ремонт поливочного крана, а также отсутствуют врезки и трубопроводы холодного водоснабжения. (л.д. 33-113, т. 2).
23.07.2008 ООО "СВР" направило в адрес ООО "ЖРЭУ 1-1" письмо N 956, в котором сообщило о необходимости установки приборов учета потребления холодной воды в многоквартирных жилых домах при проведении капитального ремонта (л.д. 114, т. 2).
ООО "ЖРЭУ 1-1" в ответ на письмо N 956 письмом N 141 от 04.08.2008 сообщило, что вид работ по установке приборов учета потребления холодной воды отсутствует в данной программе на 2008 г. на многоквартирные дома г. Шарыпово, т.е. субсидии на установку приборов учета потребления холодной воды в 2008 г. не выделены бюджетами различных уровней (л.д. 115, т. 2).
30.09.2008 ООО "СВР" выставило обществу с ограниченной ответственностью "ЖРЭУ 1-1" счет-фактуру N 3264 на 930 261 рубль 06 коп. за 53556,85 куб. м. питьевой воды по тарифу 14 рублей 72 коп. (л.д. 76, т. 2)
Муниципальное учреждение "Служба городского хозяйства" письмом N 09/1387 от 23.10.2008 направило в адрес ООО "СВР" перечень многоквартирных домов по городу Шарыпово и поселку Дубинино с указанием управляющей организации. Согласно приложенному к названному письму перечню ООО "ЖРЭУ 1-1" является управляющей организацией в отношении многоквартирных домов: N N 1, 2, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 25, 26, 27 первого микрорайона, N N 1, 2, 3, 21, 22, 23, 24, 25 третьего микрорайона, N N 1, 2 пятого микрорайона (л.д. 1-3, т. 2).
27.10.2008 ООО "СВР" направило в адрес ООО "ЖРЭУ 1-1" претензию N 1492 об оплате задолженности за потребленную в период с 01.01.2008 по 30.09.2008 жителями многоквартирных домов, управление которыми осуществляет ООО "ЖРЭУ 1-1", воду, исходя из разницы между платой, исчисленной исходя из нормативов водопотребления и водоотведения и количества жителей, и платой, исчисленной исходя из показаний индивидуальных приборов учета воды (л.д. 119, т. 2).
ООО "ЖРЭУ 1-1" представило в материалы дела отчеты по количеству зарегистрированных граждан, имеющих индивидуальные приборы учета, по названным жилым домам за январь - декабрь 2008 года (том 3, 4).
ООО "СВР" в обоснование своих расчетов объемов потребления холодной воды жителями, имеющими индивидуальные приборы учета, на общедомовые нужды многоквартирных домов, управление которыми осуществляется ООО "ЖРЭУ 1-1", представило в материалы дела списки жильцов, имеющих индивидуальные приборы учета за январь - декабрь 2008 года, списки показаний счетчиков, извещения на оплату потребленной холодной воды с показаниями приборов учета, объемом расхода воды (в куб.м), суммы оплаты (тома 5 - 28).
Истцом предъявляется разница в стоимости объема потребленной жильцами многоквартирных жилых домов холодной воды, определенного по нормативам, установленным органами местного самоуправления, и объема холодной воды, определенного по показаниям индивидуальных приборов учета, из расчета по тарифу, установленному для ООО "СВР".
Заслушав истца и ответчика, исследовав материалы дела, Третий арбитражный апелляционный суд считает, что решение арбитражного суда на основании пункта 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ подлежит отмене, в связи с неправильным применением норм материального права, по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
Согласно пункту 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
В соответствии с частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Исходя из содержания данной нормы, на собственниках помещений в многоквартирном доме лежит обязанность выбора лишь одного способа управления многоквартирным домом.
В материалы дела представлена копия договора управления общим имуществом многоквартирных домов от 01.01.2008, заключенного ООО "ЖРЭУ 1-1" (Управляющая организация) с собственниками жилых помещений, согласно приложенных реестров собственников помещений в следующих многоквартирных домах N 1, 2, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 25, 26, 27 микрорайона 1, 1, 2, 3, 21, 22, 23, 24, 25 микрорайона 3, 1, 2 микрорайона 5, г. Шарыпово (собственники) (л.д. 25-153, т. 1).
Согласно пункту 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Следовательно, собственники помещений в многоквартирных домах, выбрав способ управления домом, в силу закона обязаны передать весь комплекс полномочий по управлению домом, в том числе по предоставлению коммунальных услуг, управляющей организации. В рассматриваемом случае именно ответчик является исполнителем коммунальных услуг в спорный период январь - ноябрь 2008 года.
Отсутствие заключенного договора между ресурсоснабжающей организацией и управляющей организацией на снабжение холодной водой не освобождает потребителей и исполнителя коммунальных услуг от оплаты полученной холодной воды.
В пунктах 4 и 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что наниматели и собственники жилых помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят управляющей организации плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно пункту 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) плату за коммунальные услуги (плата за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление).
Исходя из пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 307 (далее Правила N 307) под коммунальными услугами понимается деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
Кроме того, обязанность управляющей компании, как исполнителя коммунальных услуг, заключить с ресурсоснабжающей организацией договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям предусмотрена подпунктом "в" пункта 49 Правил N 307.
Таким образом, по настоящему делу именно ответчик является исполнителем коммунальных услуг и лицом, обязанным производить оплату за холодное водоснабжение.
С учетом изложенного, возражения ответчика, основанные на том, что управляющей организации не переданы функции исполнителя коммунальных услуг в части холодного водоснабжения не принимаются судом во внимание как противоречащие положениям пункта 49 Правил N 307 и пункта 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, что правомерно установлено судом первой инстанции.
Отсутствие договорных отношений между истцом и ответчиком по снабжению холодной водой не освобождает ответчика от обязанности производить оплату за фактически отпущенную в жилые дома и полученную холодную воду.
Принимая решение об отказе в удовлетворении иска, суд первой инстанции руководствовался пунктом 16 Правил N 307, в соответствии с которым при наличии в помещениях индивидуальных приборов учета и при отсутствии общедомовых приборов учета расчет платы за коммунальные услуги осуществляется по показаниям индивидуальных приборов учета.
С указанным выводом суда первой инстанции нельзя согласиться на основании следующего.
Документальное подтверждение наличия общедомовых приборов учета холодной воды в указанных жилых домах в материалы дела не представлено, в связи с чем истец произвел перерасчет стоимости оказанных услуг по холодному водоснабжению исходя из количества жителей и утвержденных нормативов водопотребления и водоотведения с учетом показаний индивидуальных приборов учета (л.д. 237, т. 2).
Согласно пункту 2 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 32 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее Правила N 167) абонент обеспечивает учет полученной питьевой воды и сбрасываемых сточных вод. Исходя из пунктов 33, 34 Правил N 167 количество полученной питьевой воды и сброшенных сточных вод определяется на основании данных учета фактического потребления и сброса по показаниям средств измерения, для которых оборудуется узел учета, который должен размещаться на сетях абонента, как правило, на границе эксплуатационной ответственности между организацией водопроводно-канализационного хозяйства и абонентом.
При отсутствии средств измерения, предусмотренных пунктом 34 Правил N 167, объем отпущенной воды должен определяться ресурсоснабжающей организацией на основании нормативов потребления коммунальных ресурсов, которые устанавливаются для домов определенной группы независимо от наличия у их жителей индивидуальных приборов учета воды (подпункт "а" пункта 5, пункт 10, подпункт "в" пункта 39 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306). При установлении указанных нормативов показания индивидуальных приборов учета воды не принимаются во внимание.
Действующее нормативное регулирование отношений по водоснабжению допускает учет фактического потребления питьевой воды и сброса сточных вод одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета воды, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между организацией водопроводно-канализационного хозяйства и абонентом, либо расчетным путем исходя из количества жителей и утвержденных нормативов водопотребления.
Суд первой инстанции, делая вывод о применимости к отношениям сторон пункта 16 Правил N 307, предусматривающего исчисление платы за коммунальные услуги при отсутствии общедомовых приборов учета воды исходя из показаний индивидуальных приборов учета, не принял во внимание, что при отсутствии общедомовых приборов учета, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между организацией водопроводно-канализационного хозяйства и абонентом, объем отпущенной воды рассчитывается ресурсоснабжающей организацией по нормативам, которые установлены для домов определенной группы независимо от наличия у их жителей индивидуальных приборов учета воды.
Применение к отношениям между истцом и ответчиком пункта 16 Правил N 307 означало бы, по существу, перемещение границы эксплуатационной ответственности и, следовательно, возложение на истца (ресурсоснабжающую организацию) ответственности за потери в сетях, находящихся в управлении ответчика.
Указанная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 5290/09 от 22 сентября 2009 года.
Истцом в материалы дела представлен расчет (л.д. 237, т. 2), согласно которому объем воды, израсходованной, в том числе на содержание общего имущества, составляет 65511,25 куб.м. или 1 137 904 рубля 21 коп., что является разницей между общим объемом воды, израсходованным, в том числе, на содержание общего имущества из расчета по нормативам (101605,25 куб.м. или 1764 842 рубля 55 копеек) и предъявленным населению по индивидуальным приборам учета (36094 куб.м. или 626 938 рубля 34 коп.).
На основании приказа Департамента жилищно-коммунальной политики администрации Красноярского края "Об установлении тарифов на услуги водоснабжения от 30 ноября 2007 года N 37-т для общества с ограниченной ответственностью "Система водоснабжения региона" утвержден тариф на услуги водоснабжения на 2008 год в размере 14,72 руб./куб.м. (без НДС).
Истцом правомерно применен указанный тариф при расчетах с ответчиком, поскольку в вышеназванном приказе Департамента жилищно-коммунальной политики администрации Красноярского края "Об установлении тарифов на услуги водоснабжения для общества с ограниченной ответственностью "Система водоснабжения региона" не имеется разграничений для различных групп потребителей, а установлен единый тариф 14,72 руб./куб.м. (без НДС).
При этом пунктом 15 Правил N 307 предусмотрено применение в расчетах с ресурсоснабжающей организацией тарифов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги.
Проверив расчет истца, Третий арбитражный апелляционный суд полагает его правильным и основанным на доказательствах, представленных в материалы дела.
Учитывая отсутствие доказательств оплаты задолженности в размере 1 137 904 рубля 21 коп., с учетом НДС, требование истца о взыскании с ответчика задолженности по оплате потребленной холодной воды, в том числе на общедомовые нужды в сумме 1 137 904 рубля 21 коп., является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Согласно пункту 2 абзаца 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
Указанные выше обстоятельства являются основанием для отмены решения Арбитражного суда Красноярского края 25 августа 2009 года по делу N А33-1887/2009.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Поскольку истцу при подаче иска была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины (определение Арбитражного суда Красноярского края от 20 февраля 2009 года (л.д. 1, т. 1) и истцом государственная пошлина на момент рассмотрения апелляционной жалобы в федеральный бюджет не уплачена, т.е. расходы не понесены, государственная пошлина по иску в сумме 17 189 рублей 52 копеек подлежит взысканию с истца в доход федерального бюджета.
Расходы истца по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы подлежат взысканию с ответчика в пользу истца в сумме в сумме 1000 рублей.
Руководствуясь, статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Красноярского края от 25 августа 2009 года по делу N А33-1887/2009 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Иск удовлетворить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-ремонтный Эксплуатационный Участок 1-1" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Система водоснабжения региона" сумму основного долга 1 137 904 рубля 21 коп., а также расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1000 рублей.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Система водоснабжения региона" в доход федерального бюджета государственную пошлину по иску в сумме 17 189 рублей 52 копеек.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение в первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.11.2009 ПО ДЕЛУ N А33-1887/2009
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом; Выбор способа управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 ноября 2009 г. по делу N А33-1887/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 ноября 2009 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Магда О.В.,
судей: Радзиховской В.В., Шошина П.В.,
при ведении протокола судебного заседания Ахметшиной Г.Н.,
при участии:
- от истца (ООО "Система водоснабжения региона"): представителя по доверенности от 02.06.2008 Васильева Я.Ю.;
- от ответчика (ООО "Жилищно-ремонтный эксплуатационный участок 1-1"): представителей по доверенности от 26.10.2009 Скударновой А.Г., по доверенности от 27.10.2009 Терещенко Е.В., по доверенности от 26.10.2009 Елесиной О.П.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу истца - общества с ограниченной ответственностью "Система водоснабжения региона"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 25 августа 2009 года по делу N А33-1887/2009, принятое судьей Путинцевой Е.И.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Система водоснабжения региона" (далее - истец, ООО "СВР") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Жилищно-ремонтный Эксплуатационный Участок 1-1" (в дальнейшем - ответчик, ООО "ЖРЭУ 1-1") о взыскании 1 242 898 рублей 75 копеек, составляющих задолженность за потребленную холодную воду за период с 01.01.2008 по 31.12.2008.
В ходе судебного разбирательства в первой инстанции истец заявил ходатайство об уменьшении суммы иска до 1 137 904 рублей 21 коп., составляющих задолженность за потребленную холодную воду за период с 01.01.2008 по 30.11.2008, которое в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации удовлетворено судом первой инстанции.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 25 августа 2009 года в удовлетворении иска отказано. С истца в доход федерального бюджета взыскано 17189 рублей 52 коп. государственной пошлины.
Не согласившись с данным судебным актом, истец обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Красноярского края от 25 августа 2009 года отменить полностью, принять по делу новый судебный об удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе истец приводит следующие доводы:
- - с 01 января 2008 года спорные дома находятся в управлении ответчика, что предполагает наличие в его ведении систем водоснабжения домов, присоединенных к коммунальной системе водоснабжения, а также иного специального оборудования, требуемого для обеспечения домов холодной водой;
- - принятие домов для целей управления со стороны управляющей компании одновременно означает принятие ответчиком в свое ведение систем водоснабжения домов, присоединенных к сетям истца;
- - ответчик как управляющая компания является абонентом истца как ресурсоснабжающей организации. Таким образом, ответчик является абонентом истца и находится с ним в сложившихся правоотношениях по снабжению холодной водой, независимо от наличия или отсутствия заключенного письменного договора между данными сторонами;
- Судом первой инстанции неправомерно применен к отношениям сторон пункт 16 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 307 от 23.05.2006, поскольку в заявленных истцом домах отсутствуют коллективные приборы учета, а квартиры лишь частично оборудованы индивидуальными приборами учета.
Объем поставленной воды был определен истцом расчетным методом по нормативам потребления на основании пункта 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 307 от 23.05.2006.
Тариф для истца был утвержден органом государственной власти на 2008 год в размере 14,72 рубля.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда отменить и иск удовлетворить в сумме 1 137 904 рублей 21 коп., составляющих задолженность за потребленную холодную воду за период с января по ноябрь 2008 года.
Представители ответчика поддержали доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, считают решение суда законным и обоснованным. Полагают, что по данному спору ответчик является ненадлежащим, так как ООО "ЖРЭУ 1-1" не заключало договор с истцом о предоставлении услуг холодного водоснабжения. В 2008 году между собственниками жилых помещений и истцом напрямую сложились отношения по снабжению холодной водой. При расчете объема полученной холодной воды необходимо исходить из показаний индивидуальных приборов учета (пункт 16 Правил N 307). Тариф в размере 14,72 рубля истцом применен неправомерно.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела в порядке апелляционного производства судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Обществу с ограниченной ответственностью "СВР" выдана лицензия на право пользования недрами серии КРР N 01715 с целевым назначением и видами работ - добыча питьевых подземных вод Южно-Шарыповского месторождения для хозяйственно-питьевого водоснабжения населения и технологического обеспечения водой промышленных объектов. Срок действия лицензии 28.12.2026 (л.д. 16, т. 1).
Обществу с ограниченной ответственностью "СВР" выдана лицензия на право пользования недрами серии КРР N 01701 с целевым назначением и видами работ - добыча питьевых подземных вод Кадатского месторождения для хозяйственно-питьевого водоснабжения населения и технологического обеспечения водой промышленных объектов. Срок действия лицензии 28.12.2026 (л.д. 18, т. 1).
28 декабря 2007 года между Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельными отношениями Администрации города Шарыпово (Арендодатель) и ООО "СВР" (Арендатор) заключен договор N 112 аренды муниципального имущества, в соответствии с пунктом 1.1 которого (в редакции Дополнительного соглашения от 11.06.2008) Арендодатель сдает, а Арендатор принимает согласно приложению (Акту приема-передачи) во временное владение и пользование совокупность имущества, в состав которого входят здания, сооружения и иные объекты, в том числе движимое имущество, предназначенное для эксплуатации в целях оказания услуг водоснабжения населению, бюджетным учреждениям, организациям, предприятия и иным потребителям (л.д. 20-24, т. 1).
Пунктом 2.1 договора N 112 срок аренды установлен сторонами с 01.01.2008 до 30.12.2008.
Согласно приложению к договору аренды N 112 от 28.12.2007 между сторонами подписан акт приема-передачи муниципального имущества, в котором указано имущество, передаваемое в аренду, в том числе имущество Южно-Шарыповского водозабора, Кадатского водозабора, насосные станции 3-го подъема, водопроводные сети г. Шарыпово.
В материалы дела представлена копия договора управления общим имуществом многоквартирных домов от 01.01.2008 с приложениями, заключенного ООО "ЖРЭУ 1-1" (Управляющая организация) с собственниками жилых помещений, согласно приложенных реестров собственников помещений в следующих многоквартирных домах N 1, 2, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 25, 26, 27 микрорайона 1, 1, 2, 3, 21, 22, 23, 24, 25 микрорайона 3, 1, 2 микрорайона 5, г. Шарыпово (собственники) (л.д. 25-153, т. 1).
Предметом договора от 01.01.2008 согласно пункту 2.1 является обеспечение выполнения Управляющей организацией за плату услуг и работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, в целях управления многоквартирным домом, осуществление иной направленной на достижение целей обеспечения надлежащей эксплуатации, содержания и ремонта инженерных систем и оборудования многоквартирного дома деятельности, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", иных нормативно-правовых актов.
Договор управления имуществом многоквартирных домов от 01.01.2008 со стороны собственников подписан в реестрах собственников помещений в указанных многоквартирных домах.
С 09.12.2008 и 16.12.2008 при объединении многоквартирных домов в качестве способа управления многоквартирными домами избраны - товарищество собственников жилья "Восход", ТСЖ "Созвездие", ТСЖ "Солнечный", которые зарегистрированы в качестве юридических лиц 09.12.2008 и 16.12.2008 (л.д. 154-277, т. 1).
Решением Шарыповского городского Совета N 7-60 от 21.02.2006 (л.д. 4-5, т. 2) утверждены ставки платы за жилое помещение и коммунальные услуги по г. Шарыпово, п. Дубинино и п. Горячегорск на 2006 год, в том числе нормативы потребления коммунальных услуг, ставки платы за коммунальные услуги.
Приказом Департамента Жилищно-коммунальной политики администрации Красноярского края N 37-т от 30.11.2007 установлены тарифы на услуги водоснабжения для ОАО "Система водоснабжения региона" сроком действия с 01.01.2008 по 31.12.2008 в размере 14 рублей 72 коп. за 1 куб.м (без НДС) (л.д. 9, т. 2).
Решением Шарыповского городского Совета депутатов N 26-290 от 18.12.2007 установлен размер платы за пользование жилым помещением, содержание и ремонт жилого помещения на территории муниципального образования "город Шарыпово Красноярского края" на 2008 год (л.д. 11-24, т. 2).
18.12.2007 Шарыповский городской Совет депутатов принял решение N 26-272 "О приведении размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствии с Приказом Департамента жилищно-коммунальной политики администрации Красноярского края от 31 октября 2007 г. N 10-т на 2008 год". В приложении N 1 к названному Решению установлен размер платы на коммунальные услуги по г. Шарыпово за холодное водоснабжение в домах с полным благоустройством - 8,15 руб./куб.м, с сидячими ваннами, оборудованными душами - 9,51 руб. /куб.м, с душами - 14 руб./куб.м, с общими душами - 10,25 руб./куб.м, в домах с водопроводом и канализацией без горячего водоснабжения - 14,11 руб./куб.м. (л.д. 25-26, т. 2).
В материалы дела представлены акты обследования жилищного фонда, согласно которым установлено, что произведена консервация поливочного крана в части жилых домах, произведено расконсервирование и ремонт поливочного крана, а также отсутствуют врезки и трубопроводы холодного водоснабжения. (л.д. 33-113, т. 2).
23.07.2008 ООО "СВР" направило в адрес ООО "ЖРЭУ 1-1" письмо N 956, в котором сообщило о необходимости установки приборов учета потребления холодной воды в многоквартирных жилых домах при проведении капитального ремонта (л.д. 114, т. 2).
ООО "ЖРЭУ 1-1" в ответ на письмо N 956 письмом N 141 от 04.08.2008 сообщило, что вид работ по установке приборов учета потребления холодной воды отсутствует в данной программе на 2008 г. на многоквартирные дома г. Шарыпово, т.е. субсидии на установку приборов учета потребления холодной воды в 2008 г. не выделены бюджетами различных уровней (л.д. 115, т. 2).
30.09.2008 ООО "СВР" выставило обществу с ограниченной ответственностью "ЖРЭУ 1-1" счет-фактуру N 3264 на 930 261 рубль 06 коп. за 53556,85 куб. м. питьевой воды по тарифу 14 рублей 72 коп. (л.д. 76, т. 2)
Муниципальное учреждение "Служба городского хозяйства" письмом N 09/1387 от 23.10.2008 направило в адрес ООО "СВР" перечень многоквартирных домов по городу Шарыпово и поселку Дубинино с указанием управляющей организации. Согласно приложенному к названному письму перечню ООО "ЖРЭУ 1-1" является управляющей организацией в отношении многоквартирных домов: N N 1, 2, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 25, 26, 27 первого микрорайона, N N 1, 2, 3, 21, 22, 23, 24, 25 третьего микрорайона, N N 1, 2 пятого микрорайона (л.д. 1-3, т. 2).
27.10.2008 ООО "СВР" направило в адрес ООО "ЖРЭУ 1-1" претензию N 1492 об оплате задолженности за потребленную в период с 01.01.2008 по 30.09.2008 жителями многоквартирных домов, управление которыми осуществляет ООО "ЖРЭУ 1-1", воду, исходя из разницы между платой, исчисленной исходя из нормативов водопотребления и водоотведения и количества жителей, и платой, исчисленной исходя из показаний индивидуальных приборов учета воды (л.д. 119, т. 2).
ООО "ЖРЭУ 1-1" представило в материалы дела отчеты по количеству зарегистрированных граждан, имеющих индивидуальные приборы учета, по названным жилым домам за январь - декабрь 2008 года (том 3, 4).
ООО "СВР" в обоснование своих расчетов объемов потребления холодной воды жителями, имеющими индивидуальные приборы учета, на общедомовые нужды многоквартирных домов, управление которыми осуществляется ООО "ЖРЭУ 1-1", представило в материалы дела списки жильцов, имеющих индивидуальные приборы учета за январь - декабрь 2008 года, списки показаний счетчиков, извещения на оплату потребленной холодной воды с показаниями приборов учета, объемом расхода воды (в куб.м), суммы оплаты (тома 5 - 28).
Истцом предъявляется разница в стоимости объема потребленной жильцами многоквартирных жилых домов холодной воды, определенного по нормативам, установленным органами местного самоуправления, и объема холодной воды, определенного по показаниям индивидуальных приборов учета, из расчета по тарифу, установленному для ООО "СВР".
Заслушав истца и ответчика, исследовав материалы дела, Третий арбитражный апелляционный суд считает, что решение арбитражного суда на основании пункта 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ подлежит отмене, в связи с неправильным применением норм материального права, по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
Согласно пункту 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
В соответствии с частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Исходя из содержания данной нормы, на собственниках помещений в многоквартирном доме лежит обязанность выбора лишь одного способа управления многоквартирным домом.
В материалы дела представлена копия договора управления общим имуществом многоквартирных домов от 01.01.2008, заключенного ООО "ЖРЭУ 1-1" (Управляющая организация) с собственниками жилых помещений, согласно приложенных реестров собственников помещений в следующих многоквартирных домах N 1, 2, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 25, 26, 27 микрорайона 1, 1, 2, 3, 21, 22, 23, 24, 25 микрорайона 3, 1, 2 микрорайона 5, г. Шарыпово (собственники) (л.д. 25-153, т. 1).
Согласно пункту 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Следовательно, собственники помещений в многоквартирных домах, выбрав способ управления домом, в силу закона обязаны передать весь комплекс полномочий по управлению домом, в том числе по предоставлению коммунальных услуг, управляющей организации. В рассматриваемом случае именно ответчик является исполнителем коммунальных услуг в спорный период январь - ноябрь 2008 года.
Отсутствие заключенного договора между ресурсоснабжающей организацией и управляющей организацией на снабжение холодной водой не освобождает потребителей и исполнителя коммунальных услуг от оплаты полученной холодной воды.
В пунктах 4 и 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что наниматели и собственники жилых помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят управляющей организации плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно пункту 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) плату за коммунальные услуги (плата за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление).
Исходя из пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 307 (далее Правила N 307) под коммунальными услугами понимается деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
Кроме того, обязанность управляющей компании, как исполнителя коммунальных услуг, заключить с ресурсоснабжающей организацией договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям предусмотрена подпунктом "в" пункта 49 Правил N 307.
Таким образом, по настоящему делу именно ответчик является исполнителем коммунальных услуг и лицом, обязанным производить оплату за холодное водоснабжение.
С учетом изложенного, возражения ответчика, основанные на том, что управляющей организации не переданы функции исполнителя коммунальных услуг в части холодного водоснабжения не принимаются судом во внимание как противоречащие положениям пункта 49 Правил N 307 и пункта 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, что правомерно установлено судом первой инстанции.
Отсутствие договорных отношений между истцом и ответчиком по снабжению холодной водой не освобождает ответчика от обязанности производить оплату за фактически отпущенную в жилые дома и полученную холодную воду.
Принимая решение об отказе в удовлетворении иска, суд первой инстанции руководствовался пунктом 16 Правил N 307, в соответствии с которым при наличии в помещениях индивидуальных приборов учета и при отсутствии общедомовых приборов учета расчет платы за коммунальные услуги осуществляется по показаниям индивидуальных приборов учета.
С указанным выводом суда первой инстанции нельзя согласиться на основании следующего.
Документальное подтверждение наличия общедомовых приборов учета холодной воды в указанных жилых домах в материалы дела не представлено, в связи с чем истец произвел перерасчет стоимости оказанных услуг по холодному водоснабжению исходя из количества жителей и утвержденных нормативов водопотребления и водоотведения с учетом показаний индивидуальных приборов учета (л.д. 237, т. 2).
Согласно пункту 2 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 32 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее Правила N 167) абонент обеспечивает учет полученной питьевой воды и сбрасываемых сточных вод. Исходя из пунктов 33, 34 Правил N 167 количество полученной питьевой воды и сброшенных сточных вод определяется на основании данных учета фактического потребления и сброса по показаниям средств измерения, для которых оборудуется узел учета, который должен размещаться на сетях абонента, как правило, на границе эксплуатационной ответственности между организацией водопроводно-канализационного хозяйства и абонентом.
При отсутствии средств измерения, предусмотренных пунктом 34 Правил N 167, объем отпущенной воды должен определяться ресурсоснабжающей организацией на основании нормативов потребления коммунальных ресурсов, которые устанавливаются для домов определенной группы независимо от наличия у их жителей индивидуальных приборов учета воды (подпункт "а" пункта 5, пункт 10, подпункт "в" пункта 39 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306). При установлении указанных нормативов показания индивидуальных приборов учета воды не принимаются во внимание.
Действующее нормативное регулирование отношений по водоснабжению допускает учет фактического потребления питьевой воды и сброса сточных вод одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета воды, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между организацией водопроводно-канализационного хозяйства и абонентом, либо расчетным путем исходя из количества жителей и утвержденных нормативов водопотребления.
Суд первой инстанции, делая вывод о применимости к отношениям сторон пункта 16 Правил N 307, предусматривающего исчисление платы за коммунальные услуги при отсутствии общедомовых приборов учета воды исходя из показаний индивидуальных приборов учета, не принял во внимание, что при отсутствии общедомовых приборов учета, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между организацией водопроводно-канализационного хозяйства и абонентом, объем отпущенной воды рассчитывается ресурсоснабжающей организацией по нормативам, которые установлены для домов определенной группы независимо от наличия у их жителей индивидуальных приборов учета воды.
Применение к отношениям между истцом и ответчиком пункта 16 Правил N 307 означало бы, по существу, перемещение границы эксплуатационной ответственности и, следовательно, возложение на истца (ресурсоснабжающую организацию) ответственности за потери в сетях, находящихся в управлении ответчика.
Указанная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 5290/09 от 22 сентября 2009 года.
Истцом в материалы дела представлен расчет (л.д. 237, т. 2), согласно которому объем воды, израсходованной, в том числе на содержание общего имущества, составляет 65511,25 куб.м. или 1 137 904 рубля 21 коп., что является разницей между общим объемом воды, израсходованным, в том числе, на содержание общего имущества из расчета по нормативам (101605,25 куб.м. или 1764 842 рубля 55 копеек) и предъявленным населению по индивидуальным приборам учета (36094 куб.м. или 626 938 рубля 34 коп.).
На основании приказа Департамента жилищно-коммунальной политики администрации Красноярского края "Об установлении тарифов на услуги водоснабжения от 30 ноября 2007 года N 37-т для общества с ограниченной ответственностью "Система водоснабжения региона" утвержден тариф на услуги водоснабжения на 2008 год в размере 14,72 руб./куб.м. (без НДС).
Истцом правомерно применен указанный тариф при расчетах с ответчиком, поскольку в вышеназванном приказе Департамента жилищно-коммунальной политики администрации Красноярского края "Об установлении тарифов на услуги водоснабжения для общества с ограниченной ответственностью "Система водоснабжения региона" не имеется разграничений для различных групп потребителей, а установлен единый тариф 14,72 руб./куб.м. (без НДС).
При этом пунктом 15 Правил N 307 предусмотрено применение в расчетах с ресурсоснабжающей организацией тарифов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги.
Проверив расчет истца, Третий арбитражный апелляционный суд полагает его правильным и основанным на доказательствах, представленных в материалы дела.
Учитывая отсутствие доказательств оплаты задолженности в размере 1 137 904 рубля 21 коп., с учетом НДС, требование истца о взыскании с ответчика задолженности по оплате потребленной холодной воды, в том числе на общедомовые нужды в сумме 1 137 904 рубля 21 коп., является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Согласно пункту 2 абзаца 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
Указанные выше обстоятельства являются основанием для отмены решения Арбитражного суда Красноярского края 25 августа 2009 года по делу N А33-1887/2009.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Поскольку истцу при подаче иска была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины (определение Арбитражного суда Красноярского края от 20 февраля 2009 года (л.д. 1, т. 1) и истцом государственная пошлина на момент рассмотрения апелляционной жалобы в федеральный бюджет не уплачена, т.е. расходы не понесены, государственная пошлина по иску в сумме 17 189 рублей 52 копеек подлежит взысканию с истца в доход федерального бюджета.
Расходы истца по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы подлежат взысканию с ответчика в пользу истца в сумме в сумме 1000 рублей.
Руководствуясь, статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 25 августа 2009 года по делу N А33-1887/2009 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Иск удовлетворить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-ремонтный Эксплуатационный Участок 1-1" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Система водоснабжения региона" сумму основного долга 1 137 904 рубля 21 коп., а также расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1000 рублей.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Система водоснабжения региона" в доход федерального бюджета государственную пошлину по иску в сумме 17 189 рублей 52 копеек.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение в первой инстанции.
Председательствующий судья
О.В.МАГДА
Судьи:
В.В.РАДЗИХОВСКАЯ
П.В.ШОШИН
О.В.МАГДА
Судьи:
В.В.РАДЗИХОВСКАЯ
П.В.ШОШИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)