Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2012 года
Постановление изготовлено в полном объеме 20 ноября 2012 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Несмияна С.И.,
судей Мельниковой Н.А., Шестаковой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Дороховой Н.Н.,
при участии:
- от истца: Белякова Е.Н., доверенность от 09.11.2012;
- от ответчиков:
- не явился, извещен;
- Валина Е.М., по доверенности от 10.01.2012 N 12;
- не явился, извещен;
- рассмотрев апелляционные жалобы (регистрационные номера 13АП-10124/2012, 13АП-11498/2012) Товарищества собственников жилья "На Карповке" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.02.2012 по делу А56-54370/2007 (судья Иванилова О.Б.), принятое
по иску Товарищества собственников жилья "На Карповке"
к 1. Комитету по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга
2. Комитету по земельным ресурсам и землеустройству Правительства Санкт-Петербурга
3. Администрации Петроградского района Санкт-Петербурга
о признании незаконным и необоснованным формирования земельных участков жилых домов N 16, 18, 20 по наб. реки Карповки и 44в и 44/16 по Каменноостровскому проспекту по обрезу фундамента домов и обязании ответчиков восстановить границы земельных участков в соответствии с документами технического учета и инвентаризации
установил:
Товарищество собственников жилья "На Карповке" (далее - ТСЖ "На Карповке") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Комитету по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга (далее - КГА), Комитету по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга (далее - КЗРиЗ), Администрации Петроградского района Санкт-Петербурга (далее - Администрация) о признании незаконным и необоснованным, нарушающим имущественные права ТСЖ формирование земельных участков под жилыми домами N 16, 18, 20 по наб. реки Карповки по обрезу фундамента домов и просило обязать ответчиков привести границы земельных участков указанных домов и градостроительный план земельного участка N RU 78161000-197 в соответствие требованиям законодательства.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.06.2008 в удовлетворении иска отказано. Решение суда оставлено без изменения постановлением апелляционного суда от 03.07.2009 и постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12.10.2009.
Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее - ВАС РФ) от 01.06.2010 N ВАС-983/10 отказано в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения от 05.06.200 и разъяснено право ТСЖ "На Карповке" на обращение в арбитражный суд с заявлением о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам, с исчислением срока на обращение с момента получения копии определения ВАС РФ.
08.09.2010 ТСЖ "На Карповке" подало заявление о пересмотре решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.06.2008 по вновь открывшимся обстоятельствам.
Определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.03.2011 отказано в удовлетворении заявления о пересмотре решения от 05.06.2008 по вновь открывшимся обстоятельствам.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2011, оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 03.10.2011, определение от 10.03.2011 и решение от 05.06.2008 отменены, дело направлено в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.
Арбитражным судом города Санкт-Петербурга и Ленинградской области дело рассмотрено с учетом изменения предмета иска и решением от 13.02.2012 в иске отказано.
ТСЖ "На Карповке" подало в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд две апелляционные жалобы (регистрационные номера 13АП-10124/2012 и 13АП-11498/2012) на решение от 13.02.2012, которые объединены апелляционным судом в одно производство. Податель жалоб просит отменить решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.02.2012, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе судей, ссылаясь на низкое качество аудиозаписи судебного заседания, невозможность определить, что именно рассмотрела судья Иванилова О.Б., неправильное применение закона и неправомерное рассмотрение публичного спора по правилам рассмотрения споров из гражданских правоотношений.
В связи с наличием в материалах дела ряда заявлений и ходатайств об изменении предмета, оснований заявленного иска и новых требований, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, в судебном заседании апелляционного суда объявлялся перерыв для подготовки ТСЖ "На Карповке" письменного разъяснения о предмете заявленного иска.
После перерыва от ТСЖ "На Карповке" получено в письменное разъяснение иска, как его понимает истец, уточненное 23.07.2012 после отложения рассмотрения дела, предмет которого включает следующие требования:
1. Признать незаконным, необоснованным, противоречащим требованиям части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 и действующим документам Государственной технической инвентаризации (Техническим паспортам на дом (дома)) и земельный участок и Генеральным планам земельных участков по адресам: Каменноостровский пр., 44В, 44/16, наб. р. Карповки 16, плану Совмещенного участка домов ул. Ординарная 21, наб. р. Карповки 22, 18-20, корп. 2, нарушающим имущественные права собственников жилья установление границ земельных участков:
- - "по обрезу фундамента" с кадастровым номером 78:3126:1 от 26.12.1996 - Каменноостровский пр., д. 44В, литера А; с кадастровым номером 78:3126:3 от 29.01.2001 - наб. р. Карповки, д. 16, литера А; с кадастровым номером 78:3126:5 от 03.07.2003 - Каменноостровский пр., д. 44/16, литера Б;
- - без разработки проектов межевания и планировки, требуемых статьями 45, 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации под домами 18 и 20 корпус 2 (литера Г) по наб. р. Карповки.
2. Признать незаконным, необоснованным, нарушающим имущественные права собственников жилья в пяти домах ТСЖ "На Карповке", установление границ и размера земельного участка площадью 1678 кв. м, с градостроительным планом RV-78161000-197 с кадастровой регистрацией за N 78:3126:7 от 29.01.2005, утвержденным распоряжением КГА от 20.04.2007 N 800, осуществленное на основании только Градостроительного регламента, без разработки Градостроительной документации (без проектов межевания и планировки), требуемой статьями 45, 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
3. Обязать Комитет по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга, Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Правительства Санкт-Петербурга, Администрацию Петроградского района Санкт-Петербурга привести границы и размеры (площади) трех земельных участков, на которых расположены дома ТСЖ "На Карповке" в соответствие границам и размерам (площадям), указанным в документах государственной технической инвентаризации (Техническим паспортам на дом (дома) и земельный участок", двум Генеральным и одному Совмещенному планам) на даты первых приватизаций жилья в домах ТСЖ "На Карповке", а именно:
- - на 25.11.1994, наб. реки Карповки, дом 18, кв. 10;
- - на 29.08.1992, наб. реки Карповки, дом 16 (литера А), кв. 24;
- - на 19.08.1994, наб. реки Карповки, дом 20, корп. 2 (литера Г), кв. 7;
- - на 22.12.1995, Каменноостровский пр., дом 44/16, (литера Б), кв. 12;
- - на 1995 год, Каменноостровский пр., дом 44В (литера А).
В судебном заседании 23.07.2012 ТСЖ "На Карповке" заявило ходатайство об истребовании у подразделения по Петроградскому району Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Правительства Санкт-Петербурга землеустроительного дела на земельные участки с адресом: Каменноостровский пр. 44Д, который (адрес) впоследствии изменен на адрес: наб. реки Карповки, дом 20, корп. 2. Ходатайство удовлетворено.
Определением апелляционного суда от 25.06.2012 рассмотрение дела откладывалось для истребования у Управления Росреестра по Санкт-Петербургу, в порядке статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решения о кадастровом учете, заверенных копий кадастровых паспортов (при наличии) и кадастровых выписок из ЕГРП на земельные участки по адресам: Санкт-Петербург, Каменноостровский проспект, дом 44Д, кадастровый номер 78:3126:7; Санкт-Петербург, Каменноостровский проспект, дом 44В, кадастровый номер 78:3126:1; Санкт-Петербург, наб. реки Карповки, дом 16, кадастровый номер 78:3126:3. Установлен срок представления доказательств до 18 июля 2012 года.
16.07.2012 от Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Санкт-Петербургу в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд поступило письмо с отказом в предоставлении сведений ввиду нарушения порядка обращения с соответствующим запросом по установленной форме в филиал, либо орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Определением Председателя Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23 июля 2012 года срок рассмотрения настоящего дела продлен до 20 ноября 2012 года.
Определением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23 июля 2012 года рассмотрение дела отложено на 10 сентября 2012 года. Комитету по земельным ресурсам и землеустройству Правительства Санкт-Петербурга (отдел по Петроградскому району: 197101, Каменноостровский пр., д. 26-28, комн. 205) предложено представить в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в срок до 05.09.2012 землеустроительное дело (подлинник для обозрения, копию в дело) на земельный участок по адресу: Каменноостровский пр., дом 44Д, который впоследствии изменен на адрес: наб. реки Карповки, дом 20, корп. 2. Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Правительства Санкт-Петербурга определение апелляционного суда выполнено надлежащим образом.
Управлению Росреестра по Санкт-Петербургу предложено в срок до 05.09.2012 представить в арбитражный суд документы, истребованные определением суда от 25.06.2012. В целях упрощения работы территориального органа Росреестра направлен запрос по форме, установленной приложениями 1, 2 Порядка представления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости. От Управления Росреестра по Санкт-Петербургу поступил ответ исх. N 1-1098/иск от 30.08.2012 о передаче запроса на исполнение компетентному органу - ФГБУ "ФКП Росреестра".
От филиала федерального государственного бюджетного учреждения "ФКП Росреестра" (191124, Санкт-Петербург, Суворовский пр., д. 62) поступило письмо исх. N 2190 от 23.08.2012 за подписью заместителя директора Снеткова Д.А. (исп. Станкевич А.А.) об отказе в предоставлении сведений в связи с необходимостью оформления отдельного запроса на каждый земельный участок в соответствии с пунктом 26 приказа Минэкономразвития РФ от 27.02.2010 N 75 "Об установлении порядка предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости".
Определением суда апелляционной инстанции от 14 сентября 2012 года рассмотрение апелляционных жалоб отложено на 15 часов 15 минут 15 октября 2012 года. Апелляционный суд обязал Жукову Татьяну Федоровну, проживающую по адресу: Санкт-Петербург, наб. реки Карповки, дом 20, корп. 2 явиться в 15 часов 15 минут 15 октября 2012 года в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд по адресу: Санкт-Петербург, Суворовский пр., д. 65, зал 207 в суд для дачи объяснений в качестве свидетеля об обстоятельствах подготовки градостроительной документации, связанной с государственным учетом объектов недвижимости и межеванием.
Руководителю филиала федерального государственного бюджетного учреждения Управление Росреестра по Санкт-Петербургу (191124, Санкт-Петербург, Суворовский пр., д. 62) предложено предоставить в срок до 10.10.2012 Тринадцатому арбитражному апелляционному суду копии документов, на основании которых в государственный кадастр недвижимости внесены сведения об объектах недвижимости и сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, в виде кадастровой выписки, кадастрового паспорта и кадастрового плана территорий, на земельные участки, по адресам: Санкт-Петербург, Каменноостровский проспект, дом 44Д, кадастровый номер 78:3126:7; Санкт-Петербург, Каменноостровский проспект, дом 44В, кадастровый номер 78:3126:1; Санкт-Петербург, наб. реки Карповка, дом 16, кадастровый номер 78:3126:3; Наб. реки Карповка, дом 18 и наб. реки Карповка, дом 20 корпус 2 (литера Г). Направлены отдельные запросы по каждому отдельному земельному участку по форме, установленной приложениями 1, 2 Порядка представления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости. К 15 октября 2012 года ответы не получены.
В судебном заседании 15 октября 2012 года по техническим причинам, не влекущим замену судьи, не смогла участвовать судья Мельникова Н.А., в связи с чем для разрешения вопросов об отложении рассмотрения жалобы в судебном заседании участвовала председатель судебного состава N 1 Слобожанина В.Б. Замена судьи Мельниковой Н.А. не производилась.
Заслушивание объяснений сторон по существу не проводилось. Были разрешены вопросы: о дате следующего судебного заседания, приняты в материалы дела письменные объяснения Жуковой Т.Ф., отзыв Администрации Петроградского района, заявление (объяснение) председателя ТСЖ Сизовой Е.А. и распоряжение Комитета по градостроительству и архитектуре от 26.07.2010 N 2371 "О внесении изменений в градостроительный план N RU78161000-7304..." с приложениями.
В письменном разъяснении Жукова Т.Ф., как представитель собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: наб. реки Карповки, дом 20, литера В, пояснила, что 12.01.2012 она была приглашена Петроградским РО КЗРиЗ к участию в установлении и согласовании на местности границ земельного участка, расположенного по адресу: Каменноостровский проспект, дом 44 д. От подписания документов по установлению границ отказалась, поскольку процедура формирования и установления на местности границ земельных участков многоквартирных жилых домов в базисном квартале 3126 не завершена. Согласование "придуманных" границ выполнено ГУЖА Петроградского района, которое не имеет в собственности помещений в жилых домах, а поэтому не вправе производить согласование границ между смежными землепользователями. Регистрация земельного участка по адресу: Каменноостровский проспект, дом 44д произведена 28.01.2005 до оформления проекта его границ 29.07.2005. В различных документах размер земельного участка по адресу: наб. реки Карповки, дом 20, литера В не совпадает (936 кв. м, 826 кв. м, 450 кв. м).
Рассмотрение апелляционных жалоб отложено на 14 часов 45 минут 19 ноября 2012 года.
22.10.2012 от филиала ФБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Санкт-Петербургу в арбитражный суд поступило письмо исх. N 2683 от 12.10.2012 со следующими приложениями:
- 1. Кадастровая выписка от 12.10.20112 N 78/201/12-3221;
- 2. Решение от 12.10.2012 N 78/12/-673 об отказе в выдаче кадастрового паспорта;
- 3. Кадастровая выписка от 12.10.20112 N 78/201/12-3222;
- 4. Решение от 12.10.2012 N 78/12/-674 об отказе в выдаче кадастрового паспорта;
- 5. Кадастровый паспорт от 12.10.2012 N 78/20112-3223;
- 6. Решение от 12.10.2012 N 78/12/-676 об отказе в выдаче кадастрового паспорта;
- 7. Решение от 12.10.2012 N 78/12/-677 об отказе в выдаче кадастрового паспорта;
- 8. Решение от 12.10.2012 N 78/12/-678 об отказе в выдаче кадастрового паспорта;
- 9. Решение от 12.10.2012 N 78/12/-679 об отказе в выдаче кадастрового паспорта;
- Решения об отказе в выдаче межевых планов на земельные участки выданы суду с объяснением, что межевые планы в органы Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии не представлялись, поскольку формы межевых планов были утверждены приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков", а земельные участки прошли кадастровый учет ранее этой даты.
Рассмотрение дела продолжено со стадии прений. Представителем истца заявлены ходатайства об отложении рассмотрения дела, об истребовании проектов межевания и планировки квартала 78:3126:7 и документов, поданных для регистрации в Едином государственном кадастре недвижимости земельных участков за номерами: 78:3126:1, 78:3126:3, 78:3126:5, 78:3126:7, а также подано заявление о преступлении.
Ходатайства оставлены судом без удовлетворения, заявление о преступлении возвращено заявителю в связи с подачей его не по подведомственности. Представитель истца покинул заседание, ссылаясь на ограничение его полномочий на ведение дела в суде.
В судебном заседании представитель Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Правительства Санкт-Петербурга дал пояснения об известных обстоятельствах дела.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.02.2012 проверены в апелляционном порядке составом суда, который был определен на дату 15 октября 2012 года.
Отказывая в иске суд первой инстанции указал, что 22.02.2007 в КЗРиЗ поступило заявление от уполномоченного общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: Санкт-Петербург, наб. реки Карповки, д. 20, лит. Б - Жуковой Т.Ф. о формировании земельного участка, на котором расположен жилой дом. КЗРиЗ по согласованию с КГА была изготовлена схема границ земельного участка ориентировочной площадью 555 кв. м, по обрезу фундамента многоквартирного дома. В связи с несогласием собственников помещений с границами земельного участка, определенными КЗРиЗ, данный вопрос в порядке пункта 4.1.1 Инструкции был вынесен на заседание Комиссии по рассмотрению вопросов фактического землепользования (далее Комиссия), в соответствии с компетенцией Комиссии, установленной пунктом 7.5 Положения о Комиссии, утвержденного распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2003 N 31-рп.
09.03.2007 в КЗРиЗ поступило заявление от уполномоченного общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: Санкт-Петербург, наб. реки Карповки, д. 18, лит. Г лица - Предтеченской Е.А. о формировании земельного участка, на котором расположен жилой дом. КЗРиЗ по согласованию с КГА была изготовлена схема границ земельного участка ориентировочной площадью 661 кв. м, по обрезу фундамента многоквартирного дома. В связи с несогласием собственников помещений с границами земельного участка, определенными КЗРиЗ, данный вопрос был вынесен на заседание Комиссии.
15.03.2007 в КЗРиЗ поступило заявление от уполномоченного общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: Санкт-Петербург, наб. реки Карповки, д. 16, лит. А - Наумова Д.В. о формирование земельного участка, на котором расположен жилой дом. КЗРиЗ по согласованию с КГА была изготовлена схема границ земельного участка ориентировочной площадью 405 кв. м, по обрезу фундамента многоквартирного дома. В связи с несогласием собственников помещений с границами земельного участка, определенными КЗРиЗ, данный вопрос был также вынесен на заседание Комиссии.
18.10.2007 на заседании Комиссии было принято решение согласовать формирование земельных участков под многоквартирными домами по адресам в Санкт-Петербурге: наб. реки Карповки, д. 20, лит. В, наб. реки Карповки, д. 16, лит. А и наб. реки Карповки, д. 18, лит. Г в границах, определенных КЗРиЗ и согласованных КГА.
Решение Комиссии в установленном порядке обжаловано не было, распоряжение КЗРиЗ об утверждении границ земельного участка не издано до настоящего времени.
Земельный участок под домом 44в по Каменноостровскому пр. прошел кадастровый учет (кадастровый номер 78:3126:3), заявление от уполномоченного общим собранием собственников помещений в названном доме в КЗРиЗ не направлялось.
В отношении требований по земельному участку по Каменноостровскому пр., дом 44/16 суд установил, что документы в КЗРиЗ были представлены, однако заявка не принята в связи с отсутствием надлежащих полномочий у лица, подавшего заявление (т. 1, л.д. 24-25).
Суд признал, что формирование земельных участков, на которых находятся жилые дома по наб. реки Карповки, проводилось в соответствии с установленной в Санкт-Петербурге процедурой на основании обращения уполномоченных лиц, процесс формирования земельных участков до настоящего времени не завершен.
Распоряжением КГА от 20.04.2007 N 800 утвержден градостроительный план N RU78161000-197 земельного участка под домом адресу: Каменноостровский пр., дом 44 д. Суд первой инстанции признал несостоятельным требование о формировании границ земельных участков в объеме границ, существовавших по состоянию на 1999 и 2001 годы, поскольку собственники вновь построенного многоквартирного дома также вправе претендовать на земельный участок, на котором находится многоквартирный дом, в соответствии с пунктом 2 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь пунктом 2 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ; частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ; статьей 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации"; статьями 42 - 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ; частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации"; статьями 16, 17, 20, 22, 23, 37 - 40 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" отменил решение суда первой инстанции и частично удовлетворил иск ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
В пункте 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации содержится общее положение о том, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства.
В соответствии со статьей 16 Вводного закона к Жилищному кодексу Российской Федерации земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав данного дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. В случае если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Указанной нормой земельные участки, на которых расположены многоквартирные дома, разделены на две группы:
1) земельные участки, которые сформированы до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (до 1 марта 2005 г.) и в отношении которых проведен государственный кадастровый учет. В качестве момента предоставления земельных участков под многоквартирными домами в общую долевую собственность собственников помещений в таких домах названо вступление в силу Жилищного кодекса Российской Федерации (1 марта 2005 г.);
2) земельные участки, которые не сформированы до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (до 1 марта 2005 г.). Условиями предоставления таких земельных участков под многоквартирными домами в общую долевую собственность собственников помещений названы формирование земельного участка и проведение его государственного кадастрового учета. При предоставлении таких земельных участков под многоквартирными домами в общую долевую собственность собственников помещений используется общий (заявительный) порядок оформления земельно-правовых отношений, предусмотренный в Российской Федерации. В Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 июля 2009 г. N ВАС-8594/09 отклонены ссылки на пункты 5 и 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающие заявительный порядок приобретения земельных участков в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, поскольку пункт 2 статьи 36 Кодекса, касающийся прав на земельные участки под многоквартирным домом, содержит отсылку к жилищному законодательству, устанавливающему исключение из общего правила (заявительного порядка).
В письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 16 октября 2009 г. N Д23-3410 "О передаче земельных участков собственникам помещений в многоквартирном доме" даны разъяснения об отсутствии необходимости в издании органом государственной власти или органом местного самоуправления ненормативного правового акта о предоставлении земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая 2010 г. N 12-П указано, что переход в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка, на котором расположен этот дом, не предполагает принятия органами государственной власти или органами местного самоуправления специального решения о предоставлении конкретного земельного участка.
В пункте 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" выражена следующая правовая позиция: "Если земельный участок не сформирован и в отношении его не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем, по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме".
Процедура формирования земельного участка начинается как на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, так и в силу пункта 1 статьи 69 Земельного кодекса Российской Федерации инициативно органами государственной власти или органами местного самоуправления, а с учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 28.05.2010 N 12-П - и собственником нежилого помещения, расположенного в этом доме.
Вопросы формирования земельных участков под многоквартирными домами в части определения границ и размеров таких земельных участков урегулированы Градостроительным кодексом Российской Федерации, Вводным законом к Градостроительному кодексу Российской Федерации и Федеральным законом N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно части 2 статьи 6 Вводного закона к Градостроительному кодексу Российской Федерации границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа с соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частями 2, 4 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проектов межевания осуществляется в целях установления границ застроенных земельных участков, размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий.
Согласно статье 38 Федерального закона N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ путем подготовки межевого плана. При этом, если в соответствии с Федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа.
Для оформления земельно-правовых отношений по передаче земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположен многоквартирный дом, в общую долевую собственность необходимо издание соответствующего ненормативного акта уполномоченного органа.
В соответствии со статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности. Однако какие-либо специальные нормы в земельном законодательстве и законодательстве о градостроительной деятельности, посвященные формированию земельного участка под многоквартирным домом, в настоящее время отсутствуют.
До 24.10.2009 действовало Постановление Правительства РФ от 26.09.1997 N 1223 "Об утверждении Положения об определении размеров и установлении границ земельных участков в кондоминиумах" (в редакции от 21.08.2000), которое утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 17.10.2009 N 834. Во исполнение Постановления Правительства РФ от 26.09.1997 N 1223 был издан Приказ Минземстроя России от 26.08.1998 N 59 "Об утверждении Методических указаний по расчету нормативных размеров земельных участков в кондоминиумах".
Если полагать, что Постановление Правительства РФ от 26.09.1997 N 1223 и Приказ Минземстроя России от 26.08.1998 N 59 не действуют в силу прямого указания Постановления Правительства РФ от 17.10.2009 N 834, необходимо исходить только из общего смысла статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой к общему имуществу относится все то, что предназначено для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома. Бремя доказывания того, какой земельный участок необходим для обслуживания, эксплуатации и благоустройства жилого дома, должно возлагаться на истца, в том числе на основании заключения экспертизы.
Собственники помещений в многоквартирном доме вправе оспорить в судебном порядке, с учетом подведомственности дел, по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия (бездействие) органа власти по формированию земельного участка, на котором расположен данный дом, по разработке документации по планировке территории (статьи 45, 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а также предшествующие распоряжению земельным участком действия, в частности решения о предоставлении земельного участка для строительства, о проведении торгов по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка и т.д.
В случае если в результате таких действий органа власти у третьих лиц возникло право на земельный участок, необходимый для эксплуатации многоквартирного дома, собственники помещений в нем могут обратиться в суд к таким третьим лицам с иском, направленным на оспаривание соответствующего права, или с иском об установлении границ земельного участка.
Суд первой инстанции рассмотрел настоящее дело по общим правилам искового производства, тем самым необоснованно переложив бремя доказывания на заявителя. При рассмотрении указанных исков суд должен разрешить спорные вопросы, связанные с границами данного земельного участка, в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности (часть 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации). При этом обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для формирования земельного участка в оспариваемых границах и размере, возлагается на соответствующий орган власти. Данное процессуальное нарушение привело к принятию неправильного решения.
Суд апелляционной инстанции установил, что привлеченные к участию в деле органы исполнительной власти не доказали обоснованность уменьшения ранее сформированных и прошедших кадастровый учет земельных участков с кадастровым номером 78:3126:1 от 26.12.1996 по адресу: Каменноостровский пр., д. 44В, литера А; с кадастровым номером 78:3126:3 от 29.01.2001 по адресу: наб. реки Карповки, д. 16, литера А; с кадастровым номером 78:3126:5 от 03.07.2003 по адресу: Каменноостровский пр., д. 44/16, литера Б по "обрезу фундамента", и прохождение процедуры формирования земельных участков под домами 18 и 20 корпус 2 (литера Г) по наб. реки Карповки без разработки проектов межевания и планировки, требуемых статьями 45, 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Если в результате незаконных действий органов власти у третьих лиц возникло право на земельный участок, необходимый для эксплуатации данного многоквартирного дома, собственники помещений в нем могут обратиться в суд к таким третьим лицам с иском, направленным на оспаривание соответствующего права, или с иском об установлении границ земельного участка.
При рассмотрении указанных исков суд разрешает вопросы, связанные с границами данного земельного участка, в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности (часть 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации). При этом обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для формирования земельного участка в оспариваемых границах и размере, возлагается на соответствующий орган власти. По такому спору суд выносит решение об установлении границы земельного участка, являющееся основанием для изменения сведений о данном земельном участке в государственном кадастре недвижимости.
ТСЖ "На Карповке" иск к собственникам помещений в новом жилом доме, расположенном на земельном участке кадастровый номер 78:3126:7 от 29.01.2005, площадью 1678 кв. м, градостроительным планом RV-78161000-197, не предъявило, спор о размерах и обоснованности формирования земельного участки без участия собственником не должен разрешаться ввиду неучастия в деле заинтересованных лиц. Поэтому требование, направленное против собственников помещений, не может быть удовлетворено за счет органов власти.
Требование об обязании Комитета по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга, Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Правительства Санкт-Петербурга, Администрации Петроградского района Санкт-Петербурга привести границы и размеры (площади) трех земельных участков, на которых расположены дома ТСЖ "На Карповке" в соответствие границам и размерам (площадям), указанным в документах государственной технической инвентаризации (Техническим паспортам на дом (дома) и земельный участок", двум Генеральным и одному Совмещенному планам) на даты первых приватизаций жилья в домах ТСЖ "На Карповке", также неправомерно, поскольку закон закрепляет земельные участки в собственности владельцев помещений в жилом доме в границах, установленных при проведении кадастрового учета до 01.03.2005.
При принятии апелляционной жалобы ТСЖ "На Карповке" предоставлялась отсрочка по уплате государственной пошлине до рассмотрения жалобы по существу. В связи с удовлетворением апелляционной жалобы и отмены решения в полном объеме, государственная пошлина не должна уплачиваться, поскольку в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации при обращении в арбитражные суды от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.02.2012 по делу А56-54370/2007 отменить.
Признать незаконными, необоснованными, противоречащими части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьям 45, 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, нарушающим имущественные права собственников жилья, действия Комитета по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга, Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Правительства Санкт-Петербурга и Администрации Петроградского района Санкт-Петербурга по установлению границ земельных участков:
- - "по обрезу фундамента" земельного участка с кадастровым номером 78:3126:1 от 26.12.1996 по адресу: Каменноостровский пр., д. 44В, литера А; земельного участка с кадастровым номером 78:3126:3 от 29.01.2001 по адресу: наб. реки Карповки, д. 16, литера А; земельного участка с кадастровым номером 78:3126:5 от 03.07.2003 по адресу: Каменноостровский пр., д. 44/16, литера Б;
- - без разработки проектов межевания и планировки, требуемых статьями 45, 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации земельных участков под домами 18 и 20 корпус 2 (литера Г) по наб. реки Карповки.
В остальной части исковое заявление ТСЖ "На Карповке" оставить без удовлетворения.
Председательствующий
С.И.НЕСМИЯН
Судьи
Н.А.МЕЛЬНИКОВА
М.А.ШЕСТАКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.11.2012 ПО ДЕЛУ N А56-54370/2007
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 ноября 2012 г. по делу N А56-54370/2007
Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2012 года
Постановление изготовлено в полном объеме 20 ноября 2012 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Несмияна С.И.,
судей Мельниковой Н.А., Шестаковой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Дороховой Н.Н.,
при участии:
- от истца: Белякова Е.Н., доверенность от 09.11.2012;
- от ответчиков:
- не явился, извещен;
- Валина Е.М., по доверенности от 10.01.2012 N 12;
- не явился, извещен;
- рассмотрев апелляционные жалобы (регистрационные номера 13АП-10124/2012, 13АП-11498/2012) Товарищества собственников жилья "На Карповке" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.02.2012 по делу А56-54370/2007 (судья Иванилова О.Б.), принятое
по иску Товарищества собственников жилья "На Карповке"
к 1. Комитету по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга
2. Комитету по земельным ресурсам и землеустройству Правительства Санкт-Петербурга
3. Администрации Петроградского района Санкт-Петербурга
о признании незаконным и необоснованным формирования земельных участков жилых домов N 16, 18, 20 по наб. реки Карповки и 44в и 44/16 по Каменноостровскому проспекту по обрезу фундамента домов и обязании ответчиков восстановить границы земельных участков в соответствии с документами технического учета и инвентаризации
установил:
Товарищество собственников жилья "На Карповке" (далее - ТСЖ "На Карповке") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Комитету по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга (далее - КГА), Комитету по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга (далее - КЗРиЗ), Администрации Петроградского района Санкт-Петербурга (далее - Администрация) о признании незаконным и необоснованным, нарушающим имущественные права ТСЖ формирование земельных участков под жилыми домами N 16, 18, 20 по наб. реки Карповки по обрезу фундамента домов и просило обязать ответчиков привести границы земельных участков указанных домов и градостроительный план земельного участка N RU 78161000-197 в соответствие требованиям законодательства.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.06.2008 в удовлетворении иска отказано. Решение суда оставлено без изменения постановлением апелляционного суда от 03.07.2009 и постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12.10.2009.
Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее - ВАС РФ) от 01.06.2010 N ВАС-983/10 отказано в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения от 05.06.200 и разъяснено право ТСЖ "На Карповке" на обращение в арбитражный суд с заявлением о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам, с исчислением срока на обращение с момента получения копии определения ВАС РФ.
08.09.2010 ТСЖ "На Карповке" подало заявление о пересмотре решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.06.2008 по вновь открывшимся обстоятельствам.
Определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.03.2011 отказано в удовлетворении заявления о пересмотре решения от 05.06.2008 по вновь открывшимся обстоятельствам.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2011, оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 03.10.2011, определение от 10.03.2011 и решение от 05.06.2008 отменены, дело направлено в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.
Арбитражным судом города Санкт-Петербурга и Ленинградской области дело рассмотрено с учетом изменения предмета иска и решением от 13.02.2012 в иске отказано.
ТСЖ "На Карповке" подало в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд две апелляционные жалобы (регистрационные номера 13АП-10124/2012 и 13АП-11498/2012) на решение от 13.02.2012, которые объединены апелляционным судом в одно производство. Податель жалоб просит отменить решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.02.2012, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе судей, ссылаясь на низкое качество аудиозаписи судебного заседания, невозможность определить, что именно рассмотрела судья Иванилова О.Б., неправильное применение закона и неправомерное рассмотрение публичного спора по правилам рассмотрения споров из гражданских правоотношений.
В связи с наличием в материалах дела ряда заявлений и ходатайств об изменении предмета, оснований заявленного иска и новых требований, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, в судебном заседании апелляционного суда объявлялся перерыв для подготовки ТСЖ "На Карповке" письменного разъяснения о предмете заявленного иска.
После перерыва от ТСЖ "На Карповке" получено в письменное разъяснение иска, как его понимает истец, уточненное 23.07.2012 после отложения рассмотрения дела, предмет которого включает следующие требования:
1. Признать незаконным, необоснованным, противоречащим требованиям части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 и действующим документам Государственной технической инвентаризации (Техническим паспортам на дом (дома)) и земельный участок и Генеральным планам земельных участков по адресам: Каменноостровский пр., 44В, 44/16, наб. р. Карповки 16, плану Совмещенного участка домов ул. Ординарная 21, наб. р. Карповки 22, 18-20, корп. 2, нарушающим имущественные права собственников жилья установление границ земельных участков:
- - "по обрезу фундамента" с кадастровым номером 78:3126:1 от 26.12.1996 - Каменноостровский пр., д. 44В, литера А; с кадастровым номером 78:3126:3 от 29.01.2001 - наб. р. Карповки, д. 16, литера А; с кадастровым номером 78:3126:5 от 03.07.2003 - Каменноостровский пр., д. 44/16, литера Б;
- - без разработки проектов межевания и планировки, требуемых статьями 45, 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации под домами 18 и 20 корпус 2 (литера Г) по наб. р. Карповки.
2. Признать незаконным, необоснованным, нарушающим имущественные права собственников жилья в пяти домах ТСЖ "На Карповке", установление границ и размера земельного участка площадью 1678 кв. м, с градостроительным планом RV-78161000-197 с кадастровой регистрацией за N 78:3126:7 от 29.01.2005, утвержденным распоряжением КГА от 20.04.2007 N 800, осуществленное на основании только Градостроительного регламента, без разработки Градостроительной документации (без проектов межевания и планировки), требуемой статьями 45, 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
3. Обязать Комитет по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга, Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Правительства Санкт-Петербурга, Администрацию Петроградского района Санкт-Петербурга привести границы и размеры (площади) трех земельных участков, на которых расположены дома ТСЖ "На Карповке" в соответствие границам и размерам (площадям), указанным в документах государственной технической инвентаризации (Техническим паспортам на дом (дома) и земельный участок", двум Генеральным и одному Совмещенному планам) на даты первых приватизаций жилья в домах ТСЖ "На Карповке", а именно:
- - на 25.11.1994, наб. реки Карповки, дом 18, кв. 10;
- - на 29.08.1992, наб. реки Карповки, дом 16 (литера А), кв. 24;
- - на 19.08.1994, наб. реки Карповки, дом 20, корп. 2 (литера Г), кв. 7;
- - на 22.12.1995, Каменноостровский пр., дом 44/16, (литера Б), кв. 12;
- - на 1995 год, Каменноостровский пр., дом 44В (литера А).
В судебном заседании 23.07.2012 ТСЖ "На Карповке" заявило ходатайство об истребовании у подразделения по Петроградскому району Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Правительства Санкт-Петербурга землеустроительного дела на земельные участки с адресом: Каменноостровский пр. 44Д, который (адрес) впоследствии изменен на адрес: наб. реки Карповки, дом 20, корп. 2. Ходатайство удовлетворено.
Определением апелляционного суда от 25.06.2012 рассмотрение дела откладывалось для истребования у Управления Росреестра по Санкт-Петербургу, в порядке статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решения о кадастровом учете, заверенных копий кадастровых паспортов (при наличии) и кадастровых выписок из ЕГРП на земельные участки по адресам: Санкт-Петербург, Каменноостровский проспект, дом 44Д, кадастровый номер 78:3126:7; Санкт-Петербург, Каменноостровский проспект, дом 44В, кадастровый номер 78:3126:1; Санкт-Петербург, наб. реки Карповки, дом 16, кадастровый номер 78:3126:3. Установлен срок представления доказательств до 18 июля 2012 года.
16.07.2012 от Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Санкт-Петербургу в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд поступило письмо с отказом в предоставлении сведений ввиду нарушения порядка обращения с соответствующим запросом по установленной форме в филиал, либо орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Определением Председателя Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23 июля 2012 года срок рассмотрения настоящего дела продлен до 20 ноября 2012 года.
Определением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23 июля 2012 года рассмотрение дела отложено на 10 сентября 2012 года. Комитету по земельным ресурсам и землеустройству Правительства Санкт-Петербурга (отдел по Петроградскому району: 197101, Каменноостровский пр., д. 26-28, комн. 205) предложено представить в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в срок до 05.09.2012 землеустроительное дело (подлинник для обозрения, копию в дело) на земельный участок по адресу: Каменноостровский пр., дом 44Д, который впоследствии изменен на адрес: наб. реки Карповки, дом 20, корп. 2. Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Правительства Санкт-Петербурга определение апелляционного суда выполнено надлежащим образом.
Управлению Росреестра по Санкт-Петербургу предложено в срок до 05.09.2012 представить в арбитражный суд документы, истребованные определением суда от 25.06.2012. В целях упрощения работы территориального органа Росреестра направлен запрос по форме, установленной приложениями 1, 2 Порядка представления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости. От Управления Росреестра по Санкт-Петербургу поступил ответ исх. N 1-1098/иск от 30.08.2012 о передаче запроса на исполнение компетентному органу - ФГБУ "ФКП Росреестра".
От филиала федерального государственного бюджетного учреждения "ФКП Росреестра" (191124, Санкт-Петербург, Суворовский пр., д. 62) поступило письмо исх. N 2190 от 23.08.2012 за подписью заместителя директора Снеткова Д.А. (исп. Станкевич А.А.) об отказе в предоставлении сведений в связи с необходимостью оформления отдельного запроса на каждый земельный участок в соответствии с пунктом 26 приказа Минэкономразвития РФ от 27.02.2010 N 75 "Об установлении порядка предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости".
Определением суда апелляционной инстанции от 14 сентября 2012 года рассмотрение апелляционных жалоб отложено на 15 часов 15 минут 15 октября 2012 года. Апелляционный суд обязал Жукову Татьяну Федоровну, проживающую по адресу: Санкт-Петербург, наб. реки Карповки, дом 20, корп. 2 явиться в 15 часов 15 минут 15 октября 2012 года в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд по адресу: Санкт-Петербург, Суворовский пр., д. 65, зал 207 в суд для дачи объяснений в качестве свидетеля об обстоятельствах подготовки градостроительной документации, связанной с государственным учетом объектов недвижимости и межеванием.
Руководителю филиала федерального государственного бюджетного учреждения Управление Росреестра по Санкт-Петербургу (191124, Санкт-Петербург, Суворовский пр., д. 62) предложено предоставить в срок до 10.10.2012 Тринадцатому арбитражному апелляционному суду копии документов, на основании которых в государственный кадастр недвижимости внесены сведения об объектах недвижимости и сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, в виде кадастровой выписки, кадастрового паспорта и кадастрового плана территорий, на земельные участки, по адресам: Санкт-Петербург, Каменноостровский проспект, дом 44Д, кадастровый номер 78:3126:7; Санкт-Петербург, Каменноостровский проспект, дом 44В, кадастровый номер 78:3126:1; Санкт-Петербург, наб. реки Карповка, дом 16, кадастровый номер 78:3126:3; Наб. реки Карповка, дом 18 и наб. реки Карповка, дом 20 корпус 2 (литера Г). Направлены отдельные запросы по каждому отдельному земельному участку по форме, установленной приложениями 1, 2 Порядка представления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости. К 15 октября 2012 года ответы не получены.
В судебном заседании 15 октября 2012 года по техническим причинам, не влекущим замену судьи, не смогла участвовать судья Мельникова Н.А., в связи с чем для разрешения вопросов об отложении рассмотрения жалобы в судебном заседании участвовала председатель судебного состава N 1 Слобожанина В.Б. Замена судьи Мельниковой Н.А. не производилась.
Заслушивание объяснений сторон по существу не проводилось. Были разрешены вопросы: о дате следующего судебного заседания, приняты в материалы дела письменные объяснения Жуковой Т.Ф., отзыв Администрации Петроградского района, заявление (объяснение) председателя ТСЖ Сизовой Е.А. и распоряжение Комитета по градостроительству и архитектуре от 26.07.2010 N 2371 "О внесении изменений в градостроительный план N RU78161000-7304..." с приложениями.
В письменном разъяснении Жукова Т.Ф., как представитель собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: наб. реки Карповки, дом 20, литера В, пояснила, что 12.01.2012 она была приглашена Петроградским РО КЗРиЗ к участию в установлении и согласовании на местности границ земельного участка, расположенного по адресу: Каменноостровский проспект, дом 44 д. От подписания документов по установлению границ отказалась, поскольку процедура формирования и установления на местности границ земельных участков многоквартирных жилых домов в базисном квартале 3126 не завершена. Согласование "придуманных" границ выполнено ГУЖА Петроградского района, которое не имеет в собственности помещений в жилых домах, а поэтому не вправе производить согласование границ между смежными землепользователями. Регистрация земельного участка по адресу: Каменноостровский проспект, дом 44д произведена 28.01.2005 до оформления проекта его границ 29.07.2005. В различных документах размер земельного участка по адресу: наб. реки Карповки, дом 20, литера В не совпадает (936 кв. м, 826 кв. м, 450 кв. м).
Рассмотрение апелляционных жалоб отложено на 14 часов 45 минут 19 ноября 2012 года.
22.10.2012 от филиала ФБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Санкт-Петербургу в арбитражный суд поступило письмо исх. N 2683 от 12.10.2012 со следующими приложениями:
- 1. Кадастровая выписка от 12.10.20112 N 78/201/12-3221;
- 2. Решение от 12.10.2012 N 78/12/-673 об отказе в выдаче кадастрового паспорта;
- 3. Кадастровая выписка от 12.10.20112 N 78/201/12-3222;
- 4. Решение от 12.10.2012 N 78/12/-674 об отказе в выдаче кадастрового паспорта;
- 5. Кадастровый паспорт от 12.10.2012 N 78/20112-3223;
- 6. Решение от 12.10.2012 N 78/12/-676 об отказе в выдаче кадастрового паспорта;
- 7. Решение от 12.10.2012 N 78/12/-677 об отказе в выдаче кадастрового паспорта;
- 8. Решение от 12.10.2012 N 78/12/-678 об отказе в выдаче кадастрового паспорта;
- 9. Решение от 12.10.2012 N 78/12/-679 об отказе в выдаче кадастрового паспорта;
- Решения об отказе в выдаче межевых планов на земельные участки выданы суду с объяснением, что межевые планы в органы Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии не представлялись, поскольку формы межевых планов были утверждены приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков", а земельные участки прошли кадастровый учет ранее этой даты.
Рассмотрение дела продолжено со стадии прений. Представителем истца заявлены ходатайства об отложении рассмотрения дела, об истребовании проектов межевания и планировки квартала 78:3126:7 и документов, поданных для регистрации в Едином государственном кадастре недвижимости земельных участков за номерами: 78:3126:1, 78:3126:3, 78:3126:5, 78:3126:7, а также подано заявление о преступлении.
Ходатайства оставлены судом без удовлетворения, заявление о преступлении возвращено заявителю в связи с подачей его не по подведомственности. Представитель истца покинул заседание, ссылаясь на ограничение его полномочий на ведение дела в суде.
В судебном заседании представитель Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Правительства Санкт-Петербурга дал пояснения об известных обстоятельствах дела.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.02.2012 проверены в апелляционном порядке составом суда, который был определен на дату 15 октября 2012 года.
Отказывая в иске суд первой инстанции указал, что 22.02.2007 в КЗРиЗ поступило заявление от уполномоченного общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: Санкт-Петербург, наб. реки Карповки, д. 20, лит. Б - Жуковой Т.Ф. о формировании земельного участка, на котором расположен жилой дом. КЗРиЗ по согласованию с КГА была изготовлена схема границ земельного участка ориентировочной площадью 555 кв. м, по обрезу фундамента многоквартирного дома. В связи с несогласием собственников помещений с границами земельного участка, определенными КЗРиЗ, данный вопрос в порядке пункта 4.1.1 Инструкции был вынесен на заседание Комиссии по рассмотрению вопросов фактического землепользования (далее Комиссия), в соответствии с компетенцией Комиссии, установленной пунктом 7.5 Положения о Комиссии, утвержденного распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2003 N 31-рп.
09.03.2007 в КЗРиЗ поступило заявление от уполномоченного общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: Санкт-Петербург, наб. реки Карповки, д. 18, лит. Г лица - Предтеченской Е.А. о формировании земельного участка, на котором расположен жилой дом. КЗРиЗ по согласованию с КГА была изготовлена схема границ земельного участка ориентировочной площадью 661 кв. м, по обрезу фундамента многоквартирного дома. В связи с несогласием собственников помещений с границами земельного участка, определенными КЗРиЗ, данный вопрос был вынесен на заседание Комиссии.
15.03.2007 в КЗРиЗ поступило заявление от уполномоченного общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: Санкт-Петербург, наб. реки Карповки, д. 16, лит. А - Наумова Д.В. о формирование земельного участка, на котором расположен жилой дом. КЗРиЗ по согласованию с КГА была изготовлена схема границ земельного участка ориентировочной площадью 405 кв. м, по обрезу фундамента многоквартирного дома. В связи с несогласием собственников помещений с границами земельного участка, определенными КЗРиЗ, данный вопрос был также вынесен на заседание Комиссии.
18.10.2007 на заседании Комиссии было принято решение согласовать формирование земельных участков под многоквартирными домами по адресам в Санкт-Петербурге: наб. реки Карповки, д. 20, лит. В, наб. реки Карповки, д. 16, лит. А и наб. реки Карповки, д. 18, лит. Г в границах, определенных КЗРиЗ и согласованных КГА.
Решение Комиссии в установленном порядке обжаловано не было, распоряжение КЗРиЗ об утверждении границ земельного участка не издано до настоящего времени.
Земельный участок под домом 44в по Каменноостровскому пр. прошел кадастровый учет (кадастровый номер 78:3126:3), заявление от уполномоченного общим собранием собственников помещений в названном доме в КЗРиЗ не направлялось.
В отношении требований по земельному участку по Каменноостровскому пр., дом 44/16 суд установил, что документы в КЗРиЗ были представлены, однако заявка не принята в связи с отсутствием надлежащих полномочий у лица, подавшего заявление (т. 1, л.д. 24-25).
Суд признал, что формирование земельных участков, на которых находятся жилые дома по наб. реки Карповки, проводилось в соответствии с установленной в Санкт-Петербурге процедурой на основании обращения уполномоченных лиц, процесс формирования земельных участков до настоящего времени не завершен.
Распоряжением КГА от 20.04.2007 N 800 утвержден градостроительный план N RU78161000-197 земельного участка под домом адресу: Каменноостровский пр., дом 44 д. Суд первой инстанции признал несостоятельным требование о формировании границ земельных участков в объеме границ, существовавших по состоянию на 1999 и 2001 годы, поскольку собственники вновь построенного многоквартирного дома также вправе претендовать на земельный участок, на котором находится многоквартирный дом, в соответствии с пунктом 2 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь пунктом 2 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ; частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ; статьей 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации"; статьями 42 - 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ; частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации"; статьями 16, 17, 20, 22, 23, 37 - 40 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" отменил решение суда первой инстанции и частично удовлетворил иск ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
В пункте 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации содержится общее положение о том, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства.
В соответствии со статьей 16 Вводного закона к Жилищному кодексу Российской Федерации земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав данного дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. В случае если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Указанной нормой земельные участки, на которых расположены многоквартирные дома, разделены на две группы:
1) земельные участки, которые сформированы до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (до 1 марта 2005 г.) и в отношении которых проведен государственный кадастровый учет. В качестве момента предоставления земельных участков под многоквартирными домами в общую долевую собственность собственников помещений в таких домах названо вступление в силу Жилищного кодекса Российской Федерации (1 марта 2005 г.);
2) земельные участки, которые не сформированы до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (до 1 марта 2005 г.). Условиями предоставления таких земельных участков под многоквартирными домами в общую долевую собственность собственников помещений названы формирование земельного участка и проведение его государственного кадастрового учета. При предоставлении таких земельных участков под многоквартирными домами в общую долевую собственность собственников помещений используется общий (заявительный) порядок оформления земельно-правовых отношений, предусмотренный в Российской Федерации. В Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 июля 2009 г. N ВАС-8594/09 отклонены ссылки на пункты 5 и 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающие заявительный порядок приобретения земельных участков в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, поскольку пункт 2 статьи 36 Кодекса, касающийся прав на земельные участки под многоквартирным домом, содержит отсылку к жилищному законодательству, устанавливающему исключение из общего правила (заявительного порядка).
В письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 16 октября 2009 г. N Д23-3410 "О передаче земельных участков собственникам помещений в многоквартирном доме" даны разъяснения об отсутствии необходимости в издании органом государственной власти или органом местного самоуправления ненормативного правового акта о предоставлении земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая 2010 г. N 12-П указано, что переход в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка, на котором расположен этот дом, не предполагает принятия органами государственной власти или органами местного самоуправления специального решения о предоставлении конкретного земельного участка.
В пункте 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" выражена следующая правовая позиция: "Если земельный участок не сформирован и в отношении его не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем, по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме".
Процедура формирования земельного участка начинается как на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, так и в силу пункта 1 статьи 69 Земельного кодекса Российской Федерации инициативно органами государственной власти или органами местного самоуправления, а с учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 28.05.2010 N 12-П - и собственником нежилого помещения, расположенного в этом доме.
Вопросы формирования земельных участков под многоквартирными домами в части определения границ и размеров таких земельных участков урегулированы Градостроительным кодексом Российской Федерации, Вводным законом к Градостроительному кодексу Российской Федерации и Федеральным законом N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно части 2 статьи 6 Вводного закона к Градостроительному кодексу Российской Федерации границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа с соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частями 2, 4 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проектов межевания осуществляется в целях установления границ застроенных земельных участков, размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий.
Согласно статье 38 Федерального закона N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ путем подготовки межевого плана. При этом, если в соответствии с Федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа.
Для оформления земельно-правовых отношений по передаче земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположен многоквартирный дом, в общую долевую собственность необходимо издание соответствующего ненормативного акта уполномоченного органа.
В соответствии со статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности. Однако какие-либо специальные нормы в земельном законодательстве и законодательстве о градостроительной деятельности, посвященные формированию земельного участка под многоквартирным домом, в настоящее время отсутствуют.
До 24.10.2009 действовало Постановление Правительства РФ от 26.09.1997 N 1223 "Об утверждении Положения об определении размеров и установлении границ земельных участков в кондоминиумах" (в редакции от 21.08.2000), которое утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 17.10.2009 N 834. Во исполнение Постановления Правительства РФ от 26.09.1997 N 1223 был издан Приказ Минземстроя России от 26.08.1998 N 59 "Об утверждении Методических указаний по расчету нормативных размеров земельных участков в кондоминиумах".
Если полагать, что Постановление Правительства РФ от 26.09.1997 N 1223 и Приказ Минземстроя России от 26.08.1998 N 59 не действуют в силу прямого указания Постановления Правительства РФ от 17.10.2009 N 834, необходимо исходить только из общего смысла статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой к общему имуществу относится все то, что предназначено для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома. Бремя доказывания того, какой земельный участок необходим для обслуживания, эксплуатации и благоустройства жилого дома, должно возлагаться на истца, в том числе на основании заключения экспертизы.
Собственники помещений в многоквартирном доме вправе оспорить в судебном порядке, с учетом подведомственности дел, по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия (бездействие) органа власти по формированию земельного участка, на котором расположен данный дом, по разработке документации по планировке территории (статьи 45, 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а также предшествующие распоряжению земельным участком действия, в частности решения о предоставлении земельного участка для строительства, о проведении торгов по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка и т.д.
В случае если в результате таких действий органа власти у третьих лиц возникло право на земельный участок, необходимый для эксплуатации многоквартирного дома, собственники помещений в нем могут обратиться в суд к таким третьим лицам с иском, направленным на оспаривание соответствующего права, или с иском об установлении границ земельного участка.
Суд первой инстанции рассмотрел настоящее дело по общим правилам искового производства, тем самым необоснованно переложив бремя доказывания на заявителя. При рассмотрении указанных исков суд должен разрешить спорные вопросы, связанные с границами данного земельного участка, в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности (часть 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации). При этом обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для формирования земельного участка в оспариваемых границах и размере, возлагается на соответствующий орган власти. Данное процессуальное нарушение привело к принятию неправильного решения.
Суд апелляционной инстанции установил, что привлеченные к участию в деле органы исполнительной власти не доказали обоснованность уменьшения ранее сформированных и прошедших кадастровый учет земельных участков с кадастровым номером 78:3126:1 от 26.12.1996 по адресу: Каменноостровский пр., д. 44В, литера А; с кадастровым номером 78:3126:3 от 29.01.2001 по адресу: наб. реки Карповки, д. 16, литера А; с кадастровым номером 78:3126:5 от 03.07.2003 по адресу: Каменноостровский пр., д. 44/16, литера Б по "обрезу фундамента", и прохождение процедуры формирования земельных участков под домами 18 и 20 корпус 2 (литера Г) по наб. реки Карповки без разработки проектов межевания и планировки, требуемых статьями 45, 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Если в результате незаконных действий органов власти у третьих лиц возникло право на земельный участок, необходимый для эксплуатации данного многоквартирного дома, собственники помещений в нем могут обратиться в суд к таким третьим лицам с иском, направленным на оспаривание соответствующего права, или с иском об установлении границ земельного участка.
При рассмотрении указанных исков суд разрешает вопросы, связанные с границами данного земельного участка, в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности (часть 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации). При этом обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для формирования земельного участка в оспариваемых границах и размере, возлагается на соответствующий орган власти. По такому спору суд выносит решение об установлении границы земельного участка, являющееся основанием для изменения сведений о данном земельном участке в государственном кадастре недвижимости.
ТСЖ "На Карповке" иск к собственникам помещений в новом жилом доме, расположенном на земельном участке кадастровый номер 78:3126:7 от 29.01.2005, площадью 1678 кв. м, градостроительным планом RV-78161000-197, не предъявило, спор о размерах и обоснованности формирования земельного участки без участия собственником не должен разрешаться ввиду неучастия в деле заинтересованных лиц. Поэтому требование, направленное против собственников помещений, не может быть удовлетворено за счет органов власти.
Требование об обязании Комитета по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга, Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Правительства Санкт-Петербурга, Администрации Петроградского района Санкт-Петербурга привести границы и размеры (площади) трех земельных участков, на которых расположены дома ТСЖ "На Карповке" в соответствие границам и размерам (площадям), указанным в документах государственной технической инвентаризации (Техническим паспортам на дом (дома) и земельный участок", двум Генеральным и одному Совмещенному планам) на даты первых приватизаций жилья в домах ТСЖ "На Карповке", также неправомерно, поскольку закон закрепляет земельные участки в собственности владельцев помещений в жилом доме в границах, установленных при проведении кадастрового учета до 01.03.2005.
При принятии апелляционной жалобы ТСЖ "На Карповке" предоставлялась отсрочка по уплате государственной пошлине до рассмотрения жалобы по существу. В связи с удовлетворением апелляционной жалобы и отмены решения в полном объеме, государственная пошлина не должна уплачиваться, поскольку в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации при обращении в арбитражные суды от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.02.2012 по делу А56-54370/2007 отменить.
Признать незаконными, необоснованными, противоречащими части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьям 45, 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, нарушающим имущественные права собственников жилья, действия Комитета по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга, Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Правительства Санкт-Петербурга и Администрации Петроградского района Санкт-Петербурга по установлению границ земельных участков:
- - "по обрезу фундамента" земельного участка с кадастровым номером 78:3126:1 от 26.12.1996 по адресу: Каменноостровский пр., д. 44В, литера А; земельного участка с кадастровым номером 78:3126:3 от 29.01.2001 по адресу: наб. реки Карповки, д. 16, литера А; земельного участка с кадастровым номером 78:3126:5 от 03.07.2003 по адресу: Каменноостровский пр., д. 44/16, литера Б;
- - без разработки проектов межевания и планировки, требуемых статьями 45, 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации земельных участков под домами 18 и 20 корпус 2 (литера Г) по наб. реки Карповки.
В остальной части исковое заявление ТСЖ "На Карповке" оставить без удовлетворения.
Председательствующий
С.И.НЕСМИЯН
Судьи
Н.А.МЕЛЬНИКОВА
М.А.ШЕСТАКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)