Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2012 года
Постановление изготовлено в полном объеме 22 марта 2012 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.В. Бекетова
судей Каменецкого Д.В., Якутова Э.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яцевой В.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15
апелляционную жалобу Департамента земельных ресурсов города Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.12.2011
по делу N А40-80260/11-9-692, принятое судьей Ивлевым П.А.
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Голден Кей" (ОГРН 103773951043, 115054, г. Москва, ул. Бахрушина, д. 20)
к Департаменту земельных ресурсов города Москвы
признании незаконным отказа в формировании земельного участка
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Тарасов И.Н. по дов. от 19.07.2011
от заинтересованного лица: Давыдова Е.Ю., по дов. от 10.01.2012
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Голден Кей" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным отказа Департамента земельных ресурсов города Москвы (далее - административный орган, заинтересованное лицо) в формировании земельного участка от 10.05.2011, на котором расположен многоквартирный дом по адресу: г. Москва, ул. Минская, д. 1Б.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 23.12.2011 требования Общества удовлетворены, поскольку суд пришел к выводу о нарушении прав и охраняемых законом интересов заявителя, поскольку спорный земельный участок не имеет самостоятельной потребительской ценности и иного назначения, кроме обслуживания жилых и нежилых помещений расположенного на его территории дома. Действия по формированию земельного участка преследуют юридическое оформление уже существующих отношений, нормами жилищного законодательства предусмотрена возможность предоставления ограниченного в обороте земельного участка в частную собственность.
Не согласившись с указанным решением суда первой инстанции, административный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит о его отмене, ссылаясь на неприменение судом первой инстанции норм материального права, подлежащих применению, а также неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела. Считает, что спорный земельный участок относится к категории особо охраняемых территорий, ограничен в обороте и не может быть сформирован с учетом дальнейшего использования Обществом.
В порядке ст. 262 АПК РФ, Обществом представлен отзыв на апелляционную жалобу административного органа.
Представитель заинтересованного лица раскрыл содержание апелляционной жалобы и приведенные в ней доводы, просил суд отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя поддержал законность и обоснованность принятого по делу и обжалуемого административным органом судебного акта, с доводами апелляционной жалобы не согласен, просил суд оставить обжалуемого решение без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Законность и обоснованность решения проверены коллегией в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ с учетом имеющихся в материалах дела доказательств.
Суд апелляционной инстанции, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив взаимосвязь с учетом требований ст. 71 АПК РФ, а также рассмотрев содержащиеся в апелляционной жалобе доводы, считает, что оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется
В ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Как следует из материалов дела, Общество является собственником нежилых помещений площадью 936,8 кв. м, расположенных в многоквартирном доме по адресу: г Москва, ул. Минская. Д. 1Б (л.д. 11 - 13).
В целях реализации права собственности на вышеуказанные нежилые помещения, 19.04.2011 Общество обратилось к заинтересованному лицу с заявлением, в котором просило сформировать земельный участок на котором расположен данный многоквартирный дом для предоставления в общую долевую собственность собственников жилых помещений (л.д. 10).
В ответ на полученное заявление, 10.05.2011 административный орган уведомил генерального директора Общества о невозможности
В письме от 10.05.2011 N 33 заинтересованное лицо указало, что основания для формирования земельного участка отсутствуют в связи с нахождением многоквартирного дома в границах особо охраняемой территории, на которую распространяются ограничения, установленные Земельным кодексом Российской Федерации и Законом г. Москвы от 26.09.2011 N 48 "Об особо охраняемых территориях в городе Москве".
Отказ административного органа послужил основанием для обращения Общества в суд.
Суд первой инстанции исходил из имеющихся в деле доказательств, спорным отношениям дана надлежащая правовая оценка, нормы материального права, вопреки доводам апелляционной жалобы, применены правильно.
В соответствии с требованиями ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами. В существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно п. 3 - 5 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Как следует из статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" переход в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка, на котором расположен этот дом, связывается с завершением процесса формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета (части 2, 3 и 5) и не предполагает принятие органами государственной власти или органами местного самоуправления специального решения о предоставлении конкретного земельного участка, ограничивая их участие в процессе передачи права собственности исключительно вопросами формирования земельного участка.
Таким образом, в отличие от порядка приобретения гражданами и юридическими лицами прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, который установлен Земельным кодексом Российской Федерации, - для бесплатного перехода земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимо и достаточно осуществления органами государственной власти или органами местного самоуправления формирования данного земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности и проведения его государственного кадастрового учета, при том что ни специального решения органов публичной власти о предоставлении земельного участка, ни государственной регистрации права общей долевой собственности на данный земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не требуется.
Именно поэтому федеральный законодатель обусловил переход земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в его состав объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимостью формирования данного земельного участка по правилам земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, возложив его осуществление на органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Обращение с заявлением о формировании земельного участка имеет целью исключительно юридическое оформление уже существующих отношений. Кроме того, поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания.
Таким образом, обращение любого собственника помещений (как жилых, так и нежилых) в многоквартирном доме, в том числе не уполномоченного на то общим собранием собственников помещений в этом доме, в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться уполномоченным органом как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция.
В соответствии со ст. 46 Градостроительного кодекса РФ решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц подготовке документации по планировке территории, а также на основании заявлений о принятии решений о подготовке документации по планировке территории от лиц, указанных в части 8.1 статьи 45 Кодекса.
Со дня опубликования решения о подготовке документации по планировке территории физические или юридические лица вправе представить в орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения о порядке, сроках подготовки и содержании документации по планировке территории.
Проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях.
Глава местной администрации поселения или глава местной администрации городского округа с учетом протокола публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключения о результатах публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в орган местного самоуправления на доработку с учетом указанных протокола и заключения.
Указанные обстоятельства по вопросам применения норм материального права нашли свое отражение в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28.05.2010 N 12-П "По делу о проверке конституционности частей 2, 3 и 5 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", частей 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 3 и пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Е.Ю. Дугенец, В.П. Минина и Е.А. Плеханова".
Доводы административного органа о невозможности формирования земельного участка ввиду его расположения в границах особо охраняемой территории с учетом действия постановления Правительства Москвы от 19.10.2004 N 714-ПП коллегия отклоняет по следующим основаниям.
Согласно ст. 12 Закона г. Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" границы земельных участков многоквартирных домов устанавливаются на основании проектов межевания территорий
Статьей 27 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий.
В соответствии со ст. 14, 23 Закона г. Москвы от 26.09.2001 N 48 "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве" земельные участки в границах особо охраняемой природной территории могут быть по решению Правительства Москвы предоставлены в пользование гражданам, юридическим лицам, общественным и религиозным объединениям в рекреационных, физкультурно-оздоровительных, спортивных и культурно-просветительских целях, если это не противоречит режиму охраны и использования особо охраняемой природной территории.
Предоставление земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий гражданам и юридическим лицам в собственность, постоянное (бессрочное) пользование (кроме учреждений, организаций, осуществляющих охрану, содержание и использование особо охраняемых природных территорий) не допускается.
Использование территорий природных заказников допускается в культурно-просветительских, рекреационных, физкультурно-оздоровительных и спортивных целях.
В соответствии со ст. 53 Градостроительного кодекса г. Москвы установление, изменение границ особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий осуществляется Правительством Москвы при наличии положительного заключения органа исполнительной власти города Москвы, осуществляющего государственное управление в области охраны окружающей среды.
Отнесение природных объектов и территорий к особо охраняемым природным территориям осуществляется в порядке и на условиях, определенных Федеральным законом РФ от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", посредством принятия нормативного правового акта органа государственной власти федерального или регионального уровня (органа местного самоуправления).
Из содержания постановления Правительства Москвы от 19.10.2004 N 714-ПП не следует, что земельный участок, расположенный по адресу: г Москва, ул. Минская. Д. 1Б отнесен к категории "земли особо охраняемых территорий и объектов", доказательств обратного административным органом представлено не было.
Обращение заявителя в административный орган носило исключительно юридическое значение, поскольку факт регистрации права собственности на многоквартирный дом, расположенный непосредственно под спорным земельным участком административным органом не оспаривается. Указанное право на момент обращения заявителя к заинтересованному лицу не ограничено действием нормативных правовых актов, на которые ссылается административный орган в содержании апелляционной жалобы.
Принимая спорное решение, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, о том, что переход к собственникам помещений в многоквартирном доме права собственности на земельный участок, на котором он расположен, не может расцениваться как ущемление прав соответствующего публичного образования.
Подготовка и утверждение проектов межевания территорий в г. Москве зависит от воли уполномоченных государственных органов, а Общество, как субъект права на многоквартирный дом, не может нести негативные последствия в связи необоснованным отказом компетентного органа в формировании земельного участка.
В связи с изложенным, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств дела. Принимая во внимание относимость и допустимость имеющихся в нем доказательств, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены (изменения) судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269 и 271 АПК РФ Девятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.12.2011 по делу N А40-80260/11-9-692 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья
И.В.БЕКЕТОВА
Судьи
Э.В.ЯКУТОВ
Д.В.КАМЕНЕЦКИЙ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.03.2012 N 09АП-2422/2012 ПО ДЕЛУ N А40-80260/11-9-692
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 марта 2012 г. N 09АП-2422/2012
Дело N А40-80260/11-9-692
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2012 года
Постановление изготовлено в полном объеме 22 марта 2012 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.В. Бекетова
судей Каменецкого Д.В., Якутова Э.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яцевой В.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15
апелляционную жалобу Департамента земельных ресурсов города Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.12.2011
по делу N А40-80260/11-9-692, принятое судьей Ивлевым П.А.
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Голден Кей" (ОГРН 103773951043, 115054, г. Москва, ул. Бахрушина, д. 20)
к Департаменту земельных ресурсов города Москвы
признании незаконным отказа в формировании земельного участка
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Тарасов И.Н. по дов. от 19.07.2011
от заинтересованного лица: Давыдова Е.Ю., по дов. от 10.01.2012
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Голден Кей" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным отказа Департамента земельных ресурсов города Москвы (далее - административный орган, заинтересованное лицо) в формировании земельного участка от 10.05.2011, на котором расположен многоквартирный дом по адресу: г. Москва, ул. Минская, д. 1Б.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 23.12.2011 требования Общества удовлетворены, поскольку суд пришел к выводу о нарушении прав и охраняемых законом интересов заявителя, поскольку спорный земельный участок не имеет самостоятельной потребительской ценности и иного назначения, кроме обслуживания жилых и нежилых помещений расположенного на его территории дома. Действия по формированию земельного участка преследуют юридическое оформление уже существующих отношений, нормами жилищного законодательства предусмотрена возможность предоставления ограниченного в обороте земельного участка в частную собственность.
Не согласившись с указанным решением суда первой инстанции, административный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит о его отмене, ссылаясь на неприменение судом первой инстанции норм материального права, подлежащих применению, а также неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела. Считает, что спорный земельный участок относится к категории особо охраняемых территорий, ограничен в обороте и не может быть сформирован с учетом дальнейшего использования Обществом.
В порядке ст. 262 АПК РФ, Обществом представлен отзыв на апелляционную жалобу административного органа.
Представитель заинтересованного лица раскрыл содержание апелляционной жалобы и приведенные в ней доводы, просил суд отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя поддержал законность и обоснованность принятого по делу и обжалуемого административным органом судебного акта, с доводами апелляционной жалобы не согласен, просил суд оставить обжалуемого решение без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Законность и обоснованность решения проверены коллегией в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ с учетом имеющихся в материалах дела доказательств.
Суд апелляционной инстанции, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив взаимосвязь с учетом требований ст. 71 АПК РФ, а также рассмотрев содержащиеся в апелляционной жалобе доводы, считает, что оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется
В ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Как следует из материалов дела, Общество является собственником нежилых помещений площадью 936,8 кв. м, расположенных в многоквартирном доме по адресу: г Москва, ул. Минская. Д. 1Б (л.д. 11 - 13).
В целях реализации права собственности на вышеуказанные нежилые помещения, 19.04.2011 Общество обратилось к заинтересованному лицу с заявлением, в котором просило сформировать земельный участок на котором расположен данный многоквартирный дом для предоставления в общую долевую собственность собственников жилых помещений (л.д. 10).
В ответ на полученное заявление, 10.05.2011 административный орган уведомил генерального директора Общества о невозможности
В письме от 10.05.2011 N 33 заинтересованное лицо указало, что основания для формирования земельного участка отсутствуют в связи с нахождением многоквартирного дома в границах особо охраняемой территории, на которую распространяются ограничения, установленные Земельным кодексом Российской Федерации и Законом г. Москвы от 26.09.2011 N 48 "Об особо охраняемых территориях в городе Москве".
Отказ административного органа послужил основанием для обращения Общества в суд.
Суд первой инстанции исходил из имеющихся в деле доказательств, спорным отношениям дана надлежащая правовая оценка, нормы материального права, вопреки доводам апелляционной жалобы, применены правильно.
В соответствии с требованиями ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами. В существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно п. 3 - 5 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Как следует из статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" переход в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка, на котором расположен этот дом, связывается с завершением процесса формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета (части 2, 3 и 5) и не предполагает принятие органами государственной власти или органами местного самоуправления специального решения о предоставлении конкретного земельного участка, ограничивая их участие в процессе передачи права собственности исключительно вопросами формирования земельного участка.
Таким образом, в отличие от порядка приобретения гражданами и юридическими лицами прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, который установлен Земельным кодексом Российской Федерации, - для бесплатного перехода земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимо и достаточно осуществления органами государственной власти или органами местного самоуправления формирования данного земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности и проведения его государственного кадастрового учета, при том что ни специального решения органов публичной власти о предоставлении земельного участка, ни государственной регистрации права общей долевой собственности на данный земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не требуется.
Именно поэтому федеральный законодатель обусловил переход земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в его состав объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимостью формирования данного земельного участка по правилам земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, возложив его осуществление на органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Обращение с заявлением о формировании земельного участка имеет целью исключительно юридическое оформление уже существующих отношений. Кроме того, поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания.
Таким образом, обращение любого собственника помещений (как жилых, так и нежилых) в многоквартирном доме, в том числе не уполномоченного на то общим собранием собственников помещений в этом доме, в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться уполномоченным органом как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция.
В соответствии со ст. 46 Градостроительного кодекса РФ решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц подготовке документации по планировке территории, а также на основании заявлений о принятии решений о подготовке документации по планировке территории от лиц, указанных в части 8.1 статьи 45 Кодекса.
Со дня опубликования решения о подготовке документации по планировке территории физические или юридические лица вправе представить в орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения о порядке, сроках подготовки и содержании документации по планировке территории.
Проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях.
Глава местной администрации поселения или глава местной администрации городского округа с учетом протокола публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключения о результатах публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в орган местного самоуправления на доработку с учетом указанных протокола и заключения.
Указанные обстоятельства по вопросам применения норм материального права нашли свое отражение в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28.05.2010 N 12-П "По делу о проверке конституционности частей 2, 3 и 5 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", частей 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 3 и пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Е.Ю. Дугенец, В.П. Минина и Е.А. Плеханова".
Доводы административного органа о невозможности формирования земельного участка ввиду его расположения в границах особо охраняемой территории с учетом действия постановления Правительства Москвы от 19.10.2004 N 714-ПП коллегия отклоняет по следующим основаниям.
Согласно ст. 12 Закона г. Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" границы земельных участков многоквартирных домов устанавливаются на основании проектов межевания территорий
Статьей 27 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий.
В соответствии со ст. 14, 23 Закона г. Москвы от 26.09.2001 N 48 "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве" земельные участки в границах особо охраняемой природной территории могут быть по решению Правительства Москвы предоставлены в пользование гражданам, юридическим лицам, общественным и религиозным объединениям в рекреационных, физкультурно-оздоровительных, спортивных и культурно-просветительских целях, если это не противоречит режиму охраны и использования особо охраняемой природной территории.
Предоставление земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий гражданам и юридическим лицам в собственность, постоянное (бессрочное) пользование (кроме учреждений, организаций, осуществляющих охрану, содержание и использование особо охраняемых природных территорий) не допускается.
Использование территорий природных заказников допускается в культурно-просветительских, рекреационных, физкультурно-оздоровительных и спортивных целях.
В соответствии со ст. 53 Градостроительного кодекса г. Москвы установление, изменение границ особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий осуществляется Правительством Москвы при наличии положительного заключения органа исполнительной власти города Москвы, осуществляющего государственное управление в области охраны окружающей среды.
Отнесение природных объектов и территорий к особо охраняемым природным территориям осуществляется в порядке и на условиях, определенных Федеральным законом РФ от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", посредством принятия нормативного правового акта органа государственной власти федерального или регионального уровня (органа местного самоуправления).
Из содержания постановления Правительства Москвы от 19.10.2004 N 714-ПП не следует, что земельный участок, расположенный по адресу: г Москва, ул. Минская. Д. 1Б отнесен к категории "земли особо охраняемых территорий и объектов", доказательств обратного административным органом представлено не было.
Обращение заявителя в административный орган носило исключительно юридическое значение, поскольку факт регистрации права собственности на многоквартирный дом, расположенный непосредственно под спорным земельным участком административным органом не оспаривается. Указанное право на момент обращения заявителя к заинтересованному лицу не ограничено действием нормативных правовых актов, на которые ссылается административный орган в содержании апелляционной жалобы.
Принимая спорное решение, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, о том, что переход к собственникам помещений в многоквартирном доме права собственности на земельный участок, на котором он расположен, не может расцениваться как ущемление прав соответствующего публичного образования.
Подготовка и утверждение проектов межевания территорий в г. Москве зависит от воли уполномоченных государственных органов, а Общество, как субъект права на многоквартирный дом, не может нести негативные последствия в связи необоснованным отказом компетентного органа в формировании земельного участка.
В связи с изложенным, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств дела. Принимая во внимание относимость и допустимость имеющихся в нем доказательств, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены (изменения) судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269 и 271 АПК РФ Девятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.12.2011 по делу N А40-80260/11-9-692 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья
И.В.БЕКЕТОВА
Судьи
Э.В.ЯКУТОВ
Д.В.КАМЕНЕЦКИЙ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)