Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 14.10.2004, 19.10.2004 ПО ДЕЛУ N А41-К2-11287/04

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ


14 октября 2004 г. - объявлено Дело N А41-К2-11287/04

Арбитражный суд Московской области в составе: судьи М., при ведении протокола судебного заседания судьей М., при участии в заседании от заявителя: М. - представитель по доверенности; от Госжилинспекции Московской области: О., С. - представители по доверенностям, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению МУП "ПО ЖКХ Коломенского района" об оспаривании постановления Государственной жилищной инспекции Московской области о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:

МУП "ПО ЖКХ Коломенского района" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления N 134 по делу об административном правонарушении от 31.05.2004, вынесенного Государственной жилищной инспекцией Московской области, которым на Общество наложено административное взыскание в виде штрафа в размере 10000 рублей (100 МРОТ).
Заявитель указывает на отсутствие вины в прекращении горячего водоснабжения в квартире N 8 дома N 14 по ул. Сельской пос. Первомайского Коломенского района Московской области и принятии всех зависящих от него мер по обеспечению населения жилищно-коммунальными услугами.
Госжилинспекция Московской области полагает, что МУП "ПО ЖКХ Коломенского района" обоснованно привлечено к административной ответственности и просит в удовлетворении заявленного требования отказать, ссылаясь на следующее: МУП "ПО ЖКХ Коломенского района" является исполнителем по оказанию жителям поселка "Первомайское" коммунальных услуг по горячему водоснабжению и в соответствии с п. 4.12, п. 4.12.3 ГОСТа Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги" и п. 1.4, п. 1.5 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.09.1994 N 1099, должно обеспечить постоянную готовность системы предоставления услуг к обслуживанию потребителей. МУП "ПО ЖКХ Коломенского района" как исполнитель нарушило установленные законодательством нормативы обеспечения населения коммунальными услугами по горячему водоснабжению. Санкция статьи 7.23 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами. Факт нарушения оказания жителям поселка Первомайский услуг по предоставлению горячей воды подтверждается актом проверки N 134 от 25.05.2004; (отзыв на заявление - л. д. 71 - 74).
В судебном заседании представитель заявителя просил признать незаконным и отменить постановление N 134 по делу об административном правонарушении от 31.05.2004, ссылаясь на изложенные в заявлении доводы, а также пояснил: на основании договора N 1 от 9.08.2000 МУП "ПО ЖКХ Коломенского района" - служба заказчика - заключило договор N 7 от 18.03.2003 с МУЭП ЖКХ "Первомайское" - подрядчиком - на оказание услуг по горячему и холодному водоснабжению населения и выполнению других коммунальных услуг. В соответствии с п. 1.3 договора N 7 подрядчик обязан обеспечить весь технологический цикл работ до конечного результата непосредственно потребителю. Для этого МУЭП имеет соответствующий штат работников и именно МУЭП переданы Комитетом по управлению имуществом Коломенского района по договору безвозмездного пользования объекты инженерной инфраструктуры. Подрядчик также заключил договор с "Мосрегионгаз" на поставку газа, согласно которому МУЭП должно оплатить стоимость газа. МУП "ПО ЖКХ Коломенского района" предлагало на 31.07.2002 установить тариф по теплоснабжению в размере 505 руб. 85 коп. за 1 Гкал, но заказчик (Администрация Коломенского района) по договору N 1 утвердил тариф для населения 252 руб. 78 коп. По этой причине в 2003 году служба заказчика недополучила 37500000 руб. Чтобы предотвратить отключение газа служба заказчика взяла кредиты в ООО "Кредитный Агропромбанк" в сумме 6000000 рублей и в Сбербанке - 15000000 руб., которые распределил заказчик. Долг населения пос. Первомайский по состоянию на 1.07.2004 составлял 6226836 руб. 54 коп. Для взыскания задолженности с населения МУП обращалось в суд и направляло судебные приказы для исполнения в ССП МО. Подрядчику денежные средства перечислялись полностью по факту сбора с населения, как предусмотрено п. 5.3 договора N 7. Служба заказчика оставляла только 12,2% отчислений на содержание входящих в состав службы структур: РКЦ, счетный отдел, планово-экономический отдел и других подразделений, без которых выполнение обязательств по договору N 1 было бы невозможно. Противоправных действий (бездействия), приведших к прекращению горячего водоснабжения дома N 14 по ул. Сельской пос. Первомайский, МУП не совершало. Принимались все необходимые меры, а поэтому вины МУП в совершении административного правонарушения нет.
В судебном заседании представители Госжилинспекции Московской области сослались на изложенные в отзыве основания, а также пояснили: МУП "ПО ЖКХ Коломенского района" заключило договор с подрядной организацией на водоснабжение, но не обеспечило финансирование работ по водоснабжению населения горячей водой. Из письма Администрации Коломенского района следует, что 90 - 95% платежей от населения поступили на счет заявителя. Именно МУП "ПО ЖКХ Коломенского района" выполняющее функции службы заказчика, является исполнителем жилищно-коммунальных услуг и только МУП, а не подрядная организация, несет административную ответственность, предусмотренную ст. 7.23 КоАП РФ. Госжилинспекция не проверяла, какие суммы должно было перечислить МУП подрядчику и сколько денежных средств поступило от граждан на счет МУП.
Из материалов дела следует.
На основании распоряжения N 134 начальника Госжилинспекции Московской области от 20.05.2004 должностным лицом Инспекции было проведено мероприятие по государственному контролю в период с 20 мая по 20 июня 2004 года, предметом которого являлась проверка предоставления МУЭП ЖКХ "Первомайское" Коломенского района и МУП "ПО ЖКХ Коломенского района" коммунальных услуг жителям дома N 14 по ул. Сельской пос. Первомайский Коломенского района. Поводом для проверки послужило письмо Ч. - жильца квартиры N 8 указанного дома.
В акте N 134 от 25.05.2004 указано: в результате проведения мероприятия по контролю установлено, что в доме N 14 по ул. Сельской пос. Первомайский Коломенского района горячая вода отсутствует, нарушен ГОСТ Р 51617-2000. Отключение квартальной котельной отд. Семеновское МУЭП ЖКХ "Первомайское" по газу за неуплату ООО "Мосрегионгаз" - с 20.05.2004.
25 мая 2004 года консультантом отдела N 7 Госжилинспекции МО был составлен протокол N 134 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.23 КоАП РФ, в отношении МУП "ПО ЖКХ Коломенского района". В протоколе указано, что правонарушение совершено по адресу: Московская обл., Коломенский р-н, п. Первомайский, ул. Сельская, д. 14 и выразилось в нарушении режима обеспечения населения коммунальными услугами, нарушении ГОСТа Р 51617-2000 (п. 4.12.3).
Рассмотрев протокол N 134 об административном правонарушении от 25.05.2004, заместитель начальника Госжилинспекции Московской области 31 мая 2004 года вынес постановление N 134 по делу об административном правонарушении. Данным постановлением МУП "ПО ЖКХ Коломенского района" признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ, и на заявителя наложен штраф в размере 100 МРОТ, т.е. 10000 рублей. В постановлении указано: административное правонарушение выразилось в нарушении Правил предоставления коммунальных услуг - горячего водоснабжения - дома N 14 по ул. Сельской пос. Первомайский Коломенского района Московской области. (Правила предоставления коммунальных услуг (п. 1.4.15), ГОСТ Р 51617-2000 (п. 4.12.3)).
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд находит, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 7.23 КоАП РФ за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами установлена ответственность в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 10 минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда.





Правила предоставления коммунальных услуг (далее по тексту - Правила) регулируют отношения между исполнителями и потребителями услуг по теплоснабжению, электроснабжению, водоснабжению и канализации.
Исполнитель: предприятия или учреждения, в собственности, полном хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилищный фонд и объекты инженерной инфраструктуры и в обязанности которых входит предоставление потребителю коммунальных услуг, или предприятия и учреждения, уполномоченные выполнять функции исполнителя - для потребителей, проживающих в государственном (ведомственном), муниципальном или общественном жилищном фонде.
Системы предоставления услуг должны быть в постоянной готовности к обслуживанию потребителей за исключением времени перерывов: для проведения ремонтных и профилактических работ (устанавливаются исполнителем по согласованию с органами местного самоуправления в соответствии с действующими строительными нормами и правилами, правилами технической эксплуатации, положениями о проведении текущих и капитальных ремонтов и другими нормативными документами); на межотопительный период для систем отопления (устанавливаются исполнителем исходя из климатических условий); в связи со стихийными бедствиями, а также чрезвычайными ситуациями, не зависящими от исполнителя ресурсоснабжающих предприятий (п. 1.4 Правил).
Исполнитель обязан предоставить потребителю услуги, соответствующие по качеству обязательным требованиям нормативов и стандартов, санитарных правил и норм и условиям договора, а также информации об услугах, предоставляемых исполнителем.
Потребительские свойства и режим предоставления услуг должны соответствовать установленным нормативам: по горячему водоснабжению - гигиеническим требованиям по составу, свойствам и температуре нагрева подаваемой воды, а также расчетному расходу воды в точке разбора (п. 1.5 Правил).
Согласно п. 6.1 Правил исполнитель несет ответственность за качество предоставления услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящими Правилами и договором.
Пункт 4.12.3 ГОСТа Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия" устанавливает, что оказание услуг по предоставлению потребителям электрической энергии, питьевой воды, газа, тепловой энергии и горячей воды должны быть постоянными, за исключением времени перерывов: - для проведения ремонтных и профилактических работ; - в связи со стихийными бедствиями и чрезвычайными ситуациями, не зависящими от исполнителей.
В целях обеспечения населения, проживающего в муниципальном жилищном фонде, ЖСК, жилищно-коммунальными услугами между Администрацией Коломенского района (заказчик), Муниципальным учреждением "Управление жилищно-коммунального хозяйства Коломенского района" (служба заказчика) и МУЭП ЖКХ "Первомайское" Администрации Коломенского района (подрядчик) был заключен 9 августа 2000 года договор N 1 на выполнение муниципального заказа по техническому обслуживанию муниципального имущества и предоставлению населению жилищно-коммунальных услуг.
Обязанности сторон и порядок взаимодействия в целях обеспечения населения, в том числе и проживающего в пос. Первомайский, коммунальными услугами были определены договором N 1.
Постановлением Главы администрации Коломенского района от 26.11.02 N 899 Муниципальное учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства Коломенского района" было преобразовано в МУП "ПО ЖКХ Коломенского района" и по решению Комитета по управлению имуществом Коломенского района Московской области от 17.02.2003 N 5 МУП "ПО ЖКХ Коломенского района" передан на баланс на праве хозяйственного ведения жилищный фонд Коломенского района по состоянию на 1.02.2003, включая дом N 14 по ул. Сельской пос. Первомайский (решение N 5, акт приема-передачи и от 1.02.2003 с приложением).
Здания, сооружения, оборудование, автотракторную технику и автомашины, в том числе и здания котельных с оборудованием в поселках Акатьево, Первомайский, отделении Семеновское, Комитет по управлению имуществом Коломенского района (ссудодатель) передал МУЭП ЖКХ "Первомайское" Администрации Коломенского района в безвозмездное пользование (договор от 8.04.2002, приложение N 1, л. д. 9 - 12).
МУЭП ЖКХ "Первомайское" Администрации Коломенского района, наделенное имуществом и техническими средствами, необходимыми для обеспечения населения коммунальными услугами, в том числе горячей водой, приняло на себя обязательства: обеспечивать квалифицированное и качественное обслуживание жилищного и нежилого фонда, бесперебойную и безаварийную работу всех инженерных систем центрального отопления, холодного и горячего водоснабжения, канализации, вентиляции, дымоудаления в соответствии с п. 3 договора (п. 3 договора - порядок, условия, объемы и содержание выполняемых подрядчиком работ настоящим договором и приложением к нему, нормативными и законодательными документами, регламентирующими правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда); заключать договоры на поставку услуг с юридическими и физическими лицами (п. 5 договора N 1).
Кроме того, МУП "ПО ЖКХ Коломенского района" (заказчик) заключило договор N 7 от 18.03.2003 с МУЭП ЖКХ "Первомайское"(подрядчик) на исполнение муниципального заказа по обеспечению потребителей (населения) муниципального образования "Коломенский район" услугами по техническому обслуживанию, санитарному содержанию, ремонту жилищного фонда и придворовых территорий, услугами теплоснабжения, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения, вывоза и захоронения мусора.
Согласно п. 1.2 договора подрядчик принял на себя обязательства по выполнению услуг по горячему и холодному водоснабжению населения, проживающего в муниципальном жилом фонде, в жилищном фонде ЖСК и частных домовладениях в объемах, указанных в приложении N 1 к договору.
Договор заключен на весь технологический цикл работ, обеспечивающий конечный результат - реализацию работ и услуг непосредственно потребителю. В состав работ и услуг входит оказание услуг по техническому обслуживанию, теплоснабжению и горячему и холодному водоснабжению, водоотведению, вывозу и захоронению мусора в соответствии с требованиями ГОСТа и иных нормативных документов (п. 1.3 договора).
Подрядчик обязался обеспечивать качественное выполнение порученных работ и услуг в объемах и количествах в соответствии с действующими нормами эксплуатации жилищного фонда, условиями настоящего договора, требованиями ГОСТа, СНИПа, СанПина и иных нормативных документов (п. 3.2 договора).
С учетом указанных выше обстоятельств, а также с учетом содержащегося в Правилах предоставления коммунальных услуг понятия исполнителя, суд полагает, что исполнителем по предоставлению коммунальных услуг, в данном случае, МУП "ПО ЖКХ Коломенского района" не является, т.к. не имеет объектов инженерной инфраструктуры, необходимых для оказания этих услуг, и не принимало на себя обязательств по непосредственному предоставлению потребителю коммунальных услуг.
Причиной отсутствия горячей воды в доме 14 по ул. Сельской пос. Первомайский Коломенского района явилось отключение квартальной котельной отд. Семеновское МУЭП ЖКХ "Первомайское" по газу за неуплату ООО "Мосрегионгаз".
МУЭП ЖКХ "Первомайское" 9.12.2003, в целях исполнения своих обязательств по указанным выше договору N 1 и договору N 7 заключило договор поставки газа N 61-4-0820/04 с ООО "Московская областная региональная компания по реализации газа". По указанному договору МУЭП ЖКХ "Первомайское" (покупатель) обязалось производить расчет за поставляемый газ, идущий на выработку тепловой энергии, отпускаемой для жилого фонда, ежемесячно авансовыми платежами не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным. Согласно ст. 6 договора полное или частичное отсутствие оплаты за газ в сроки, оговоренные договором, является основанием для сокращения поставки газа вплоть до полного ее прекращения. Ограничение (прекращение) поставки газа производится покупателем самостоятельно по указанию поставщика. В противном случае принудительное ограничение (прекращение) поставки газа производится ГРО по письменному распоряжению поставщика.
11 мая 2004 г. первый заместитель генерального директора ООО "Мосрегионгаз" (факсограмма от 11.05.2004 N 06-219216-Д - л. д. 8) в связи с неуплатой задолженности за потребленный газ по договору N 61-4-0820 дал указание МУЭП ЖКХ "Первомайское" ограничить потребление газа с 10 часов 14 мая 2004 года, а в случае непогашения задолженности, начиная с 10 часов 19 мая 2004 года должно прекратить отбор газа.
20 мая 2004 года представитель ООО "Мосрегионгаз" в присутствии представителя покупателя (МУЭП ЖКХ "Первомайское") в связи с неисполнением обязанности по оплате за поставленный газ произвел отключение газа МУЭП ЖКХ "Первомайское" ул. Сельская путем закрытия задвижек (крана) N 1 с установкой пломбы N 12 (акт на отключение подачи газа от 20.05.2004 - л. д. 7).
Представители Госжилинспекции МО ссылаются на то, что МУП "ПО ЖКХ Коломенского района", заключив договор с подрядной организацией на водоснабжение, не обеспечило финансирование работ по водоснабжению населения горячей водой, что явилось причиной отключения подачи газа.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
МУП "ПО ЖКХ Коломенского района" действительно в соответствии с п. 5.4 договора N 7 обязано производить финансирование работ и услуг, выполняемых подрядчиком из средств, поступающих на транзитные счета заказчика от получателей (потребителей) работ и услуг, а также из средств бюджетного финансирования по мере их поступления на соответствующие счета заказчика, но с соблюдением условий, изложенных в п. 5.3 указанного договора.
В силу п. 5.3. договора перечисление средств подрядчику осуществляется с транзитных счетов заказчика в пределах средств, поступивших от получателей (потребителей) работ и услуг(нанимателей и собственников жилья, ЖСК и частного сектора) проживающих в обслуживаемом жилищном фонде, за исключением средств, расходуемых на содержание заказчика.
Договор N 1 также содержит ряд условий, касающихся финансирования работ (услуг), оказываемых населению подрядчиком.
Согласно п. 7.1 договора N 1 расчеты по договору производятся заказчиком через службу заказчика в части неоплаченной платежами потребителей (в том числе населения). Расчеты по договору осуществляются службой заказчика исключительно в пределах средств, оплачиваемых населением за техническое обслуживание жилищного фонда, мест общего пользования, коммунальные услуги и средств, выделяемых из бюджета на финансирование этих работ и услуг.
Заказчик - Администрация Коломенского района - обязан перечислять службе заказчика средства для расчетов с подрядчиками за оказание жилищно-коммунальных услуг в виде целевых средств на компенсацию убытков от эксплуатации жилищно-коммунальных объектов, как разницу между экономически обоснованным тарифом на жилищно-коммунальные услуги и установленными тарифами для населения, компенсацию льгот и жилищных субсидий, предоставляемых населению по закону, компенсацию выпадающих доходов муниципальных предприятий ЖКХ за оказание коммунальных услуг бюджетной сфере. Возмещать банковский кредит и проценты на него в случае несвоевременной оплаты услуг заказчиком, ведущей к необходимости использования службой заказчика банковского кредита (р. 4.1 договора N 1).
Представитель заявителя пояснил, что МУП "ПО ЖКХ Коломенского района" исполняло свои обязательства по перечислению денежных средств подрядчику в полном соответствии с условиями договоров N 1 и N 7. Подрядчику денежные средства перечислялись полностью по факту сбора с населения, как предусмотрено п. 5.3 договора N 7. Служба заказчика оставляла только 12,2% отчислений на содержание входящих в состав службы структур. Кроме того, МУП принимались дополнительные меры по изысканию дополнительных денежных средств для финансирования коммунальных услуг. МУП предлагало на 31.07.2002 установить тариф по теплоснабжению в размере 505 руб. 85 коп. за 1 Гкал, но заказчик (Администрация Коломенского района) не поддержал это предложение и решением Совета депутатов Коломенского района был утвержден тариф для населения 252 руб. 78 коп. По этой причине в 2003 году служба заказчика недополучила 37500000 руб. Чтобы предотвратить отключение газа, служба заказчика взяла кредиты в ООО "Кредитный Агропромбанк" в сумме 6000000 рублей и в Сбербанке - 15000000 руб., которые распределил заказчик. Долг населения пос. Первомайский по состоянию на 1.07.2004 составлял 6226836 руб. 54 коп. Для взыскания задолженности с населения МУП обращалось в суд и направляло судебные приказы для исполнения в ССП МО.
Госжилинспекция МО не проверяла, какие суммы должно было перечислить МУП подрядчику и сколько денежных средств поступило от граждан на счет МУП.
Госжилинспекция МО не представила суду доказательств, опровергающих доводы заявителя об исполнении им финансовых обязательств перед подрядчиком в объеме, предусмотренном договорами N 1 и N 7.
МУП "ПО ЖКХ Коломенского района" подписало договор N 1, которым было предусмотрено, что сторона, для которой возникли условия невозможности исполнения обязательств по настоящему договору, обязана немедленно известить другую сторону о наступлении и прекращении вышеуказанных обстоятельств (согласно п. 8.2). Это условие обеспечивало своевременное принятие мер другими сторонами по обеспечению населения коммунальными услугами и позволяло контролировать исполнение обязательств.
Госжилинспекция МО не представила суду доказательств извещения подрядчиком других участников договора о невозможности исполнить свои обязательства по обеспечению жителей домов по улице Сельской пос. Первомайский горячей водой в связи с отсутствием денежных средств, необходимых для расчета с ООО "Московская областная региональная компания по реализации газа".
При указанных выше обстоятельствах суд полагает, что Госжилинспекция МО не доказала несоблюдения МУП "ПО ЖКХ Коломенского района" правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также непринятие заявителем всех зависящих от него мер по их соблюдению.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ должностное лицо Госжилинспекции МО при проведении процессуальных действий в рамках административного расследования должно было выяснить: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее административное правонарушение; виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
Суд полагает, что в данном случае было установлено событие правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ, но не было установлено лицо, его совершившее, и не была установлена вина лица, привлеченного к административной ответственности.
Госжилинспекция Московской области не представила суду доказательств совершения МУП "ПО ЖКХ Коломенского района" административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.23 КоАП РФ.
Госжилинспекция Московской области не опровергла довода заявителя об отсутствии вины МУП "ПО ЖКХ Коломенского района" в нарушении нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
При указанных обстоятельствах суд полагает, что у Госжилинспекции Московской области отсутствовали правовые основания для привлечения заявителя к административной ответственности, а поэтому заявление МУП "ПО ЖКХ Коломенского района" подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 211 АПК РФ, п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:

заявление удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление N 134 по делу об административном правонарушении от 31.05.2004, вынесенное заместителем начальника Государственной жилищной инспекции Московской области в отношении МУП "ПО ЖКХ Коломенского района", зарегистрированного ИМНС РФ по Коломенскому району Московской области 10.12.2002, находящегося по адресу: Московская область, Коломенский район, пос. Радужный, д. 46.
Исполнительный лист выдать в порядке, предусмотренном ст. 319 АПК РФ.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в арбитражный суд апелляционной инстанции.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)