Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 19.12.2011 г.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Воронежской области, кассационную жалобу ТСЖ "Парус" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 29.04.2011 г. и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2011 г. по делу N А14-12779-2010-354/34,
установил:
Товарищество собственников жилья "Парус" (далее - заявитель, ТСЖ "Парус") обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Администрации городского округа город Воронеж (далее - администрация) о формировании земельного участка площадью 4 671 кв. м в границах, определенных инвентарным делом завода "Радиодеталей", для размещения и эксплуатации: многоквартирного жилого дома N 31 по улице Плехановской в городе Воронеже; элементов озеленения и благоустройства; хозяйственных построек, предназначенных для обслуживания этого жилого дома.
Решением арбитражного суда от 29.04.2011 г. в удовлетворении заявленных требований ТСЖ "Парус" отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2011 г. указанный судебный акт оставлен без изменения.
В кассационной жалобе ТСЖ "Парус" просит отменить решение и постановление суда по настоящему делу ввиду их несоответствия нормам материального и процессуального права.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения представителей сторон, явившихся в судебное заседание, кассационная инстанция считает, что обжалуемые судебные акты отмене или изменению не подлежат в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, 22.06.2009 г. на общем собрании собственники помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Плехановская, д. 31, приняли решение о создании товарищества собственников жилья "Парус" для управления имуществом указанного дома, формировании земельного участка общей площадью 4 671 кв. м, на котором расположен указанный многоквартирный дом, в границах, определенных инвентарным делом завода "Радиодеталей", и уполномочили председателя ТСЖ Комолых В.И. представлять интересы собственников.
24.06.2009 г. ТСЖ "Парус" обратилось в Администрацию городского округа г. Воронеж с заявлением о формировании земельного участка площадью 4 671 кв. м, на котором расположен указанный жилой дом, элементы озеленения и благоустройства, хозяйственные постройки.
Сообщением от 26.10.2009 г. Администрация уведомила товарищество о том, что испрашиваемый земельный участок сформирован на основании постановления администрации города Воронежа от 22.06.2001 г. N 576.
При этом орган местного самоуправления также указал, что осуществлена постановка указанного земельного участка на кадастровый учет с присвоением этому участку кадастрового номера 36:34:0401017:5.
Полагая, что в соответствии с действующим законодательством для обслуживания жилого дома по улице Плехановской должен быть сформирован земельный участок площадью 4 671 кв. м, ТСЖ "Парус" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой и апелляционной инстанций обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 АПК РФ).
Таким образом, согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснениям, изложенным в пункте 6 Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.96 г. N 6/8, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности (п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ).
В силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Порядок приобретения права на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения и сооружения, регламентирован пунктами 5 - 8 статьи 36 Земельного кодекса РФ.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта (пункт 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ).
При этом, пунктом 7 статьи 36 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи, кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления, на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения, предусмотренного статьей 29 данного Кодекса исполнительного органа государственной власти, в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных
линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Как видно из материалов дела, на момент обращения ТСЖ "Парус" в орган местного самоуправления с заявлением об установлении границ земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом, земельный участок площадью 3 103 кв. м в установленном законом порядке был сформирован. Постановлением администрации от 22.06.2001 г. N 576 утверждены границы этого участка. Земельный участок площадью 3 103 кв. м, сформированный для размещения и эксплуатации жилого дома, поставлен на кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера 36:34:0401017:5.
Постановление администрации от 22.06.2001 г. N 576, которым утверждены границы указанного земельного участка, а также действия регистрирующего органа, связанные с постановкой на кадастровый учет этого участка, в установленном порядке не отменены и недействительными (незаконными) не признаны.
Формирование земельного участка и постановка его на кадастровый учет осуществлялись на основании обращения собственников помещений, расположенных в жилом доме по улице Плехановской, 31.
При таких обстоятельствах спора, суд первой и апелляционной инстанций правильно указал на то, что заявителем избран неверный способ защиты нарушенного права, поскольку до отмены ранее принятых органом местного самоуправления и органом кадастрового учета актов, на основании которых был сформирован и поставлен на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером 36:34:0401017:5, формирование нового земельного участка для размещения и эксплуатации жилого дома N 31 по улице Плехановской в городе Воронеже не допускается.
В пункте 68 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" также разъяснено, что собственники помещений в многоквартирном доме вправе оспорить в судебном порядке с учетом подведомственности дел по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ действия (бездействие) органа власти по формированию земельного участка, на котором расположен данный дом, по разработке документации по планировке территории (статьи 45 и 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а также предшествующие распоряжению земельным участком действия, в частности решения о предоставлении земельного участка для строительства, о проведении торгов по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка и т.д.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судом, в границах испрашиваемого заявителем земельного участка расположены сформированные земельные участки, принадлежащие третьим лицам как на праве собственности, так и на праве аренды.
Указанные права третьих лиц на спорные земельные участки зарегистрированы в установленном законом порядке.
Как разъяснено в пункте 68 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в случае, если в результате таких действий органа власти у третьих лиц возникло право на земельный участок, необходимый для эксплуатации многоквартирного дома, собственники помещений в нем могут обратиться в суд к таким третьим лицам с иском, направленным на оспаривание соответствующего права, или с иском об установлении границ земельного участка.
При рассмотрении указанных исков суд разрешает спорные вопросы, связанные с границами данного земельного участка, в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности (часть 1 статьи 36 ЖК РФ). При этом обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для формирования земельного участка в оспариваемых границах и размере, возлагается на соответствующий орган власти.
Решение суда, которым установлены границы земельного участка, является основанием для изменения сведений о данном земельном участке в государственном кадастре недвижимости.
Таким образом, в порядке искового производства могут быть оспорены как права третьих лиц на земельные участки, так и границы спорных земельных участков.
При этом иски, направленные на оспаривание соответствующих прав, а также иски об установлении границ земельного участка, должны быть предъявлены к правообладателям этих участков.
Как следует из искового заявления ТСЖ "Парус", последним фактически оспаривались действия Администрации городского округа город Воронеж, связанные с распоряжением землей в пользу третьих лиц.
Требования к правообладателям спорных земельных участков ТСЖ "Парус" не заявляло.
При таких обстоятельствах спора вывод суда о том, что заявитель избрал ненадлежащий способ защиты своих прав является обоснованным.
В силу изложенного требования, заявленные к Администрации городского округа город Воронеж, суд правомерно оставил без удовлетворения.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном понимании вышеперечисленных норм действующего законодательства, направлены на переоценку выводов суда, подтвержденных соответствующими доказательствами, что в силу требований статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену решения и постановления арбитражного суда, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 29.04.2011 г. и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2011 г. по делу N А14-12779-2010-354/34 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 26.12.2011 ПО ДЕЛУ N А14-12779-2010-354/34
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 декабря 2011 г. по делу N А14-12779-2010-354/34
Резолютивная часть постановления объявлена 19.12.2011 г.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Воронежской области, кассационную жалобу ТСЖ "Парус" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 29.04.2011 г. и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2011 г. по делу N А14-12779-2010-354/34,
установил:
Товарищество собственников жилья "Парус" (далее - заявитель, ТСЖ "Парус") обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Администрации городского округа город Воронеж (далее - администрация) о формировании земельного участка площадью 4 671 кв. м в границах, определенных инвентарным делом завода "Радиодеталей", для размещения и эксплуатации: многоквартирного жилого дома N 31 по улице Плехановской в городе Воронеже; элементов озеленения и благоустройства; хозяйственных построек, предназначенных для обслуживания этого жилого дома.
Решением арбитражного суда от 29.04.2011 г. в удовлетворении заявленных требований ТСЖ "Парус" отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2011 г. указанный судебный акт оставлен без изменения.
В кассационной жалобе ТСЖ "Парус" просит отменить решение и постановление суда по настоящему делу ввиду их несоответствия нормам материального и процессуального права.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения представителей сторон, явившихся в судебное заседание, кассационная инстанция считает, что обжалуемые судебные акты отмене или изменению не подлежат в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, 22.06.2009 г. на общем собрании собственники помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Плехановская, д. 31, приняли решение о создании товарищества собственников жилья "Парус" для управления имуществом указанного дома, формировании земельного участка общей площадью 4 671 кв. м, на котором расположен указанный многоквартирный дом, в границах, определенных инвентарным делом завода "Радиодеталей", и уполномочили председателя ТСЖ Комолых В.И. представлять интересы собственников.
24.06.2009 г. ТСЖ "Парус" обратилось в Администрацию городского округа г. Воронеж с заявлением о формировании земельного участка площадью 4 671 кв. м, на котором расположен указанный жилой дом, элементы озеленения и благоустройства, хозяйственные постройки.
Сообщением от 26.10.2009 г. Администрация уведомила товарищество о том, что испрашиваемый земельный участок сформирован на основании постановления администрации города Воронежа от 22.06.2001 г. N 576.
При этом орган местного самоуправления также указал, что осуществлена постановка указанного земельного участка на кадастровый учет с присвоением этому участку кадастрового номера 36:34:0401017:5.
Полагая, что в соответствии с действующим законодательством для обслуживания жилого дома по улице Плехановской должен быть сформирован земельный участок площадью 4 671 кв. м, ТСЖ "Парус" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой и апелляционной инстанций обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 АПК РФ).
Таким образом, согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснениям, изложенным в пункте 6 Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.96 г. N 6/8, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности (п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ).
В силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Порядок приобретения права на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения и сооружения, регламентирован пунктами 5 - 8 статьи 36 Земельного кодекса РФ.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта (пункт 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ).
При этом, пунктом 7 статьи 36 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи, кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления, на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения, предусмотренного статьей 29 данного Кодекса исполнительного органа государственной власти, в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных
линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Как видно из материалов дела, на момент обращения ТСЖ "Парус" в орган местного самоуправления с заявлением об установлении границ земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом, земельный участок площадью 3 103 кв. м в установленном законом порядке был сформирован. Постановлением администрации от 22.06.2001 г. N 576 утверждены границы этого участка. Земельный участок площадью 3 103 кв. м, сформированный для размещения и эксплуатации жилого дома, поставлен на кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера 36:34:0401017:5.
Постановление администрации от 22.06.2001 г. N 576, которым утверждены границы указанного земельного участка, а также действия регистрирующего органа, связанные с постановкой на кадастровый учет этого участка, в установленном порядке не отменены и недействительными (незаконными) не признаны.
Формирование земельного участка и постановка его на кадастровый учет осуществлялись на основании обращения собственников помещений, расположенных в жилом доме по улице Плехановской, 31.
При таких обстоятельствах спора, суд первой и апелляционной инстанций правильно указал на то, что заявителем избран неверный способ защиты нарушенного права, поскольку до отмены ранее принятых органом местного самоуправления и органом кадастрового учета актов, на основании которых был сформирован и поставлен на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером 36:34:0401017:5, формирование нового земельного участка для размещения и эксплуатации жилого дома N 31 по улице Плехановской в городе Воронеже не допускается.
В пункте 68 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" также разъяснено, что собственники помещений в многоквартирном доме вправе оспорить в судебном порядке с учетом подведомственности дел по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ действия (бездействие) органа власти по формированию земельного участка, на котором расположен данный дом, по разработке документации по планировке территории (статьи 45 и 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а также предшествующие распоряжению земельным участком действия, в частности решения о предоставлении земельного участка для строительства, о проведении торгов по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка и т.д.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судом, в границах испрашиваемого заявителем земельного участка расположены сформированные земельные участки, принадлежащие третьим лицам как на праве собственности, так и на праве аренды.
Указанные права третьих лиц на спорные земельные участки зарегистрированы в установленном законом порядке.
Как разъяснено в пункте 68 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в случае, если в результате таких действий органа власти у третьих лиц возникло право на земельный участок, необходимый для эксплуатации многоквартирного дома, собственники помещений в нем могут обратиться в суд к таким третьим лицам с иском, направленным на оспаривание соответствующего права, или с иском об установлении границ земельного участка.
При рассмотрении указанных исков суд разрешает спорные вопросы, связанные с границами данного земельного участка, в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности (часть 1 статьи 36 ЖК РФ). При этом обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для формирования земельного участка в оспариваемых границах и размере, возлагается на соответствующий орган власти.
Решение суда, которым установлены границы земельного участка, является основанием для изменения сведений о данном земельном участке в государственном кадастре недвижимости.
Таким образом, в порядке искового производства могут быть оспорены как права третьих лиц на земельные участки, так и границы спорных земельных участков.
При этом иски, направленные на оспаривание соответствующих прав, а также иски об установлении границ земельного участка, должны быть предъявлены к правообладателям этих участков.
Как следует из искового заявления ТСЖ "Парус", последним фактически оспаривались действия Администрации городского округа город Воронеж, связанные с распоряжением землей в пользу третьих лиц.
Требования к правообладателям спорных земельных участков ТСЖ "Парус" не заявляло.
При таких обстоятельствах спора вывод суда о том, что заявитель избрал ненадлежащий способ защиты своих прав является обоснованным.
В силу изложенного требования, заявленные к Администрации городского округа город Воронеж, суд правомерно оставил без удовлетворения.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном понимании вышеперечисленных норм действующего законодательства, направлены на переоценку выводов суда, подтвержденных соответствующими доказательствами, что в силу требований статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену решения и постановления арбитражного суда, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 29.04.2011 г. и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2011 г. по делу N А14-12779-2010-354/34 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)