Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.11.2010 ПО ДЕЛУ N А33-9457/2010

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 ноября 2010 г. по делу N А33-9457/2010


Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 9 ноября 2010 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Споткай Л.Е.,
судей: Гуровой Т.С., Хасановой И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шкреба К.В.,
при участии:
от истца ОАО "Красноярскэнергосбыт" - представителя Головач Е.А. по доверенности от 02.08.2010 N 201,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "УК Жилкомресурс"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 13 августа 2010 года по делу N А33-9457/2010, принятое судьей Морозовой Н.А.,

установил:

открытое акционерное общество "Красноярскэнергосбыт" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "УК Жилкомресурс" о взыскании суммы задолженности за потребленную электроэнергию в размере 719 229 рублей 41 копейка за период с 01.01.2009 по 31.12.2009.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 13 августа 2010 года исковые требования удовлетворены. С общества с ограниченной ответственностью УК "Жилкомресурс" в пользу открытого акционерного общества "Красноярскэнергосбыт" взыскано 719 229 рублей 41 копейка долга, 17 384 рубля 58 копеек расходов по уплате государственной пошлины. Открытому акционерному обществу "Красноярскэнергосбыт" из федерального бюджета возвращено 107 рублей 60 копеек излишне оплаченной государственной пошлины по платежному поручению N 4958 от 06.05.2010.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 13 августа 2010 года отменить, в удовлетворении иска отказать.
Ответчик в апелляционной жалобе не согласен с выводом суда первой инстанции со ссылкой на Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.06.2006 N 530, об определении количества потребленной электрической энергии исходя из мощности энергоустановок и часов их работы.
Ответчик считает, что отношения между сторонами, в том числе при определении количества электрической энергии, потребленной собственниками помещений в многоквартирных жилых домах, должны регулироваться нормами жилищного законодательства. Отсутствие приборов учета электрической энергии в многоквартирных жилых домах, не предоставляет ОАО "Красноярскэнергосбыт" права определять количество потребленной электрической энергии способом, не предусмотренным Жилищным кодексом Российской Федерации.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение от 13 августа 2010 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения в связи со следующим:
- - в спорный период норматив потребления электроэнергии местами общего пользования не утвержден уполномоченным на то органом, приборы учета на места общего пользования отсутствуют, в связи с чем, истец произвел расчет в соответствии с положениями 20 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам;
- - места общего пользования, а именно: лестничные площадки и лифты не могут относиться к жилым помещениям и по своему прямому назначению являются нежилыми помещениями. Следовательно, в отношении мест общего пользования можно применять расчет, используя при этом мощность электроустановок и соответствующее число часов их работы. Следовательно, в отношении мест общего пользования можно применять расчет, используя при этом мощность электроустановок и соответствующее число часов их работ.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение от 13 августа 2010 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Пояснил, что места общего пользования, а именно, лестничные площадки и лифты, не могут относится к жилым помещениям и по своему прямому назначению являются нежилыми помещениями. Следовательно, в отношении мест общего пользования можно применять расчет, используя при этом мощность электроустановок и соответствующее число часов их работы. Кроме того, ответчик не представил в материалы дела расчет потребления электроэнергии местами общего пользования, тогда как обязанность по сбору платы за энергоснабжение мест общего пользования, в соответствии со статьей 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также пунктом 49 Правил обязанность предоставления коммунальных услуг гражданам возложена на ответчика.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился. На основании статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассматривается в отсутствие представителя ответчика.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, апелляционный суд установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения дела.
Как следует из материалов дела, между истцом и ответчиком был заключен договор N 6128 от 01.10.2007 (далее - Договор), согласно которому истец обязуется осуществлять продажу электрической энергии, а также путем заключения договоров с третьими лицами обеспечить передачу электрической энергии и предоставление иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергии потребителей, а ответчик обязуется принимать и оплачивать потребляемую электрическую энергию и оказанные услуги (п. 1.1).
В пункте 2.1 договора стороны установили, что истец подает электроэнергию в точки поставки ООО УК "Жилкомресурс" в количестве, определенном в соответствии с согласованными ежегодно договорными объемами потребления электроэнергии (мощности) по настоящему договору с помесячной детализаций (приложение N 1) и категорией надежности электроснабжения, соответствующей выполненному технологическому присоединению в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Согласно пункту 4.1.1 договора истец принял на себя обязательство отпускать электроэнергию ответчику в количестве, установленном договором, согласно перечню объектов, перечисленных в Приложении N 3 к настоящему договору.
Учет отпущенной и потребленной электроэнергии осуществляется приборами учета и расчетными методами, указанными в приложении N 3 к договору (пункт 6.2).
Порядок расчетов за потребленную по договору N 6128 от 01.10.2007 электроэнергию сторонами установлен в разделе 7 договора.
Согласно пункту 7.3 договора в случае непредоставления ООО УК "Жилкомресурс" сведений о расходе электрической энергии расчет за израсходованную энергию в течение одного расчетного периода будет производиться по среднесуточному расходу электроэнергии за период, предшествующий расчетному, а в следующие расчетные периоды - как произведение присоединенной мощности и числа часов работы оборудования без последующего перерасчета.
В соответствии с пунктом 7.4 договора в случае отсутствия расчетных приборов учета расчет будет производиться как произведение присоединенной мощности и числа часов работы оборудования без последующего перерасчета.
В случае истечения срока государственной проверки расчетных приборов учета и иных элементов измерительных комплексов, определенного на основании паспортных данных вышеуказанных устройств либо установленного органами федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Российской Федерации или несоответствия приборов учета и иных элементов измерительных комплексов требованиям, установленным действующей нормативно-технической документацией, расчет с даты истечения срока поверки будет производиться как произведение присоединенной мощности и числа часов работы оборудования без последующего перерасчета (пункт 7.5 договора).
В соответствии с п. 10.2 договор N 6128 от 01.10.2007 стороны установили срок его действия по 31.12.2007, а также то, что договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с 01.05.2007. Прекращение действия договора не прекращает обязательств ответчика по оплате энергии, полученной в период действия договора.
Истец в период с января 2009 года по декабрь 2009 года выполнял принятые на себя обязательства по договору N 6128 от 01.10.2007, подавал на объекты, по адресу: г. Красноярск, ул. Калинина, 47, ул. Толстого 45, указанные в приложении N 3 к договору, электроэнергию, ответчик обязательство по оплате потребленной электроэнергии не исполнил.
В соответствии с приложением N 3 к договору N 6128 определены нагрузки по местам общего пользования в многоквартирных жилых домах, находящихся в управлении ООО УК "Жилкомресурс". Сведения о нагрузках не оспорены ответчиком.
Согласно приложению N 3 к договору, схема электроснабжения по адресу: г. Красноярск ул. Толстого 45, ЛОП, - ТП-2016, кабель от Горэлектросеть к "Жилкомресурс", Ру (осв= 1,08), расчетный счетчик отсутствует.
Согласно приложению N 3 к договору, схема электроснабжения по адресу; г. Красноярск, ул. Калинина 47 общеквартирный учет - ТП-467, кабель от Горэлектросеть к "Жилкомресурс", Ру (сил) = 122,5, номер расчетного счетчика - 297495, пок. 0001,5, тип счетчика - СА4У-И672м, трансформаторы тока 300/5.
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение обязанности по оплате потребленной электрической энергии, по адресу: Красноярск, ул. Калинина, 47, ул. Толстого 45, и электрической энергии, потребленной в местах общего пользования в указанных домах, истец просит взыскать с ответчика задолженность в сумме 719 229 рублей 41 копейку за период с 01.01.2009 по 31.12.2009.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Из материалов дела следует, что ООО УК "Жилкомресурс" является управляющей компанией в отношении многоквартирных жилых домов, расположенных в г. Красноярске, о чем свидетельствуют представленные в материалы дела документы.
Предметом иска ОАО "Красноярскэнергосбыт" является требование о взыскании с ООО "УК "Жилкомресурс" долга за электрическую энергию, отпущенную на общедомовые нужды многоквартирных жилых домов, находящихся в управлении ООО "УК "Жилкомресурс".
Согласно пункту 3 "Правил предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), коммунальными услугами является деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
Согласно пунктам 1, 2 и 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Согласно представленным в материалы дела документам, собственники помещений в жилых домах выбрали следующий способ управления многоквартирными домами - управление управляющей организацией - ООО УК "УК "Жилкомресурс". Факт принятия ООО УК "Жилкомресурс" многоквартирных жилых домов в управление ответчиком не оспаривается.
Собственники помещений в многоквартирных домах выбрали способ управления домом и в силу закона передали весь комплекс полномочий по управлению домами, в том числе по предоставлению коммунальных услуг, управляющей организации.
Таким образом, ответчик является исполнителем коммунальных услуг в отношении многоквартирных домов по договорам, заключенным с собственниками.
В соответствии с частью 4 статьи 539 Гражданского кодекса РФ к отношениям по договору снабжения электрической энергией применяются правила параграфа 6 "Энергоснабжение", если законом или иными правовыми актами не установлено иное.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, утверждены "Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики", (далее - Правила N 530), установившие правовые основы функционирования розничных рынков электрической энергии в течение переходного периода реформирования электроэнергетики.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 530 субъектами розничных рынков являются исполнители коммунальных услуг, приобретающие электрическую энергию в целях оказания гражданам коммунальных услуг.
Согласно пункту 1 Правил N 530 субъекты розничных рынков - это участники отношений по производству, передаче, купле-продаже и потреблению электрической энергии на розничных рынках, а также по оказанию услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергий. Следовательно, стороной по договору энергоснабжения (статья 539 ГК РФ) является исполнитель коммунальных услуг.
Пунктом 49 Правил N 307 предусмотрено, что исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах, заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для привлечения коммунальных услуг потребителям.
Состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, под которой понимается наличие в многоквартирном доме или жилом доме внутридомовых инженерных систем, позволяющих предоставить потребителю коммунальные услуги, в том числе электроснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя электрической энергией надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение.
Как следует из материалов дела, между сторонами заключен договор на снабжение электрической энергий от 01.10.2007, в соответствии с которым ОАО "Красноярскэнергосбыт" отпускало коммунальный ресурс - электроэнергию, а население жилых домов, управляемых ответчиком, потребляло электрическую энергию, в том числе на общедомовые нужды.
На основании пункта 10.2 договора от 01.10.2007 N 6128 стороны определили его срок действия с 01.05.2007 по 31.12.2007. О прекращении договорных отношений до истечения указанного срока ни гарантирующий поставщик, ни ООО УК "Жилкомресурс" не заявляли.
По окончании срока действия договора истец продолжал отпускать электрическую энергию на объекты ответчика.
Таким образом, в силу пункта 2 статьи 540 Гражданского кодекса Российской Федерации договор на электроснабжение 01.10.2007 N 6128 считается продленным на неопределенный срок.
Согласно части 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с пунктом 7.3 договора N 6128 от 01.10.2007 в случае не предоставления абонентом сведений о расходе электрической энергии, расчет за израсходованную энергию в течение одного расчетного периода будет производиться по среднесуточному расходу электроэнергии за период, предшествующий расчетному, а в следующие периоды - как произведение присоединенной мощности и числа часов работы оборудования без последующего перерасчета.
Согласно пункту 7.4 договора в случае отсутствия расчетных приборов учета расчет будет производится как произведение присоединенной мощности и числа часов работы оборудования без последующего перерасчета.
В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации
Оплата энергии, поставляемой для освещения мест общего пользования многоквартирного дома, также включается в оплату коммунальных услуг и подлежит внесению жильцами домов управляющей компании. Поскольку именно управляющая организация является исполнителем коммунальных услуг, то и лицом, обязанным производить оплату электроэнергии в местах общего пользования, является также ответчик.
Коммунальный ресурс приобретался у гарантирующего поставщика (ОАО "Красноярскэнергосбыт") обществом с ограниченной ответственностью ООО УК "Жилкомресурс" как исполнителем не в целях перепродажи, а для предоставления гражданам - потребителям коммунальной услуги.
Из пункта 136 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии следует, что оплата потребленной электрической энергии осуществляется на основании данных, полученных с помощью приборов учета и (или) расчетного способа в соответствии с правилами коммерческого учета электрической энергии на розничных рынках электрической энергии, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики в сфере топливно-энергетического комплекса, и разделом 12 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии.
Положения 12 раздела применяются в отношении граждан-потребителей, если иное не установлено жилищным законодательством Российской Федерации.
Истец правомерно произвел расчет, исходя из показаний приборов учета, а также в соответствии с положениями раздела 12 указанных правил (расчетным путем по домам, где отсутствуют приборы учета), в соответствии с пунктом 7.4 договора.
В соответствии с пунктом 147 указанных правил в целях учета в отсутствии приборов учета потребления электрической энергии потребителями, присоединенная мощность энергопринимающих устройств которых не превышает 25 кВ/а объемы потребления электрической энергии определяются на основании характерных для указанных потребителей объемов потребления электрической энергии за определенный период времени, рассчитываемых сетевой организацией, к сетям которых присоединены энергопринимающие устройства таких потребителей, в соответствии с правилами коммерческого учета электрической энергии на розничных рынках электрической энергии.
Доводы ответчика о невозможности производить расчет, исходя из мощности электроустановок и числа их работы, не соответствуют действующему законодательству.
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации 23.05.2006 утвердило Правила предоставления коммунальных услуг гражданам.
Как следует из пункта 20 указанных правил при отсутствии индивидуальных приборов учета в нежилых помещениях многоквартирного дома плата за коммунальных услуги в нежилом помещении рассчитываются исходя из объемов потребленных коммунальных ресурсов, которые определяются для электрической энергии - расчетным путем, исходя из мощности и режима работы установленных в этих помещениях потребляющих устройств.
Учитывая данные обстоятельства (отсутствие приборов учета в многоквартирных домах, управление которыми осуществляет ответчик, и нормативов потребления электрической энергии на места общего пользования) подлежит применению пункт 20 Правил N 307 при расчете объемов потребленных коммунальных ресурсов, которые определяются для газа и электрической энергии - расчетным путем, согласованным ресурсоснабжающей организацией с лицом, заключившим с ней договор, исходя из мощности и режима работы установленных в этих помещениях потребляющих устройств.
Согласно пункту 91 Правил N 530 в случае приобретения исполнителями коммунальных услуг электрической энергии у гарантирующего поставщика в целях оказания коммунальной услуги по электроснабжению гражданам-потребителям стоимость электрической энергии определяется в соответствии с положениями раздела VII настоящих Правил, установленными для граждан-потребителей.
В силу абзаца второго пункта 15 Правил N 307 в случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной и горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
При расчете стоимости потребленной электрической энергии истец правомерно применял тариф, установленный Постановлением РЭК Красноярского края от 03.12.2008 N 307 для городского населения, проживающего в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками, в пределах социальной нормы электропотребления.
При расчете стоимости потребленной электроэнергии истец обоснованно применял тарифы, установленные для граждан-потребителей.
Расчеты истца судом апелляционной инстанции проверены, являются верными.
На основании изложенного, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования в сумме 719 229 рублей 41 копейка.
При изложенных обстоятельствах, решение суда первой инстанции принято при правильном применении норм права, содержащиеся в нем выводы, не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам. Судебный акт является законным и обоснованным, и не подлежит отмене ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ответчика, уплачены им при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Красноярского края от 13 августа 2010 года по делу N А33-9457/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.
Председательствующий судья
Л.Е.СПОТКАЙ
Судьи:
Т.С.ГУРОВА
И.А.ХАСАНОВА
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)