Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом; ТСЖ (товарищество собственников жилья); Членство в товариществе собственников жилья
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2010 года
Полный текст постановления изготовлен 13 декабря 2010 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Волковой Т.В.,
судей Клочковой Н.А., Самохваловой А.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Евсигнеевой С.В.,
при участии в заседании:
от комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" - Куприянова Е.В., по доверенности N 02-47-02/265 от 14.09.2010 г., действительной по 05.02.2011,
от администрации Ленинского района муниципального образования "Город Саратов" - Еналеева И.Д., по доверенности N 990-01/15 от 01.06.2010 г.,
от комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" - Берестовская С.А., по доверенности N 02-02/449 от 22.05.2009 г., действительной по 31.12.2010,
от ТСЖ "Днепр-2004" - Соколова Ю.Ю., по доверенности от 11.05.2010 г., выданной сроком на три года,
от администрации муниципального образования "Город Саратов" - не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по финансам администрации МО "Город Саратов", г. Саратов, на решение Арбитражного суда Саратовской области от 07 октября 2010 года по делу N А57-7992/2010, (судья Алькова В.А.), по иску товарищества собственников жилья "Днепр-2004", г. Саратов, к администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, комитету по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, комитету по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, третье лицо: администрация Ленинского района муниципального образования "Город Саратов", о взыскании задолженности по взносам на капитальный ремонт общего имущества за период с 01 апреля 2010 года по 01 июня 2010 года в сумме 1149816,05 руб.,
установил:
Товарищество собственников жилья "ТДнепр-2004", г. Саратов, обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с иском к администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, комитету по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, комитету по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, о взыскании задолженности по взносам на капитальный ремонт общего имущества за период с 01 апреля 2010 года по 01 июня 2010 года в сумме 1149816,05 руб.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 07 октября 2010 года по делу N А57-7992/10 исковые требования удовлетворены. Суд взыскал с муниципального образования "город Саратов" в лице комитета по финансам администрации муниципального образования "город Саратов" за счет казны муниципального образования "город Саратов" в пользу товарищества собственников жилья "Днепр 2004", г. Саратов задолженность по взносам на капитальный ремонт доли муниципального образования "город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных жилых домов, входящих в состав ТСЖ "Днепр 2004" за период с 01 апреля 2010 года по 01 июня 2010 года в сумме 1149816,05 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом Комитет по финансам Администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Саратовской области от 07 октября 2010 г. по делу N А57-7992/10, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Представитель Комитета по финансам Администрации муниципального образования "Город Саратов" в судебном заседании явился, поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель ТСЖ "Днепр - 2004", г. Саратов, в судебное заседание явилось, возражал против доводов апелляционной жалобы, Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Администрация муниципального образования "Город Саратов" в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом (почтовое уведомление N 96538 7 приобщено к материалам дела). Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Представитель Администрации Ленинского муниципального образования "Город Саратов" в судебное заседание явился, поддержал доводы апелляционной жалобы. Просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель комитета по ЖКХ г. Саратова, в судебное заседание явился, поддержала доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу. Просил апелляционную жалобу удовлетворить.
В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассматривается в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в порядке ст. 123 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, выслушав мнения представителей сторон, изучив доводы апелляционной жалобы, в открытом судебном заседании, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
Как свидетельствуют материалы дела и установлено судом первой инстанции, что ТСЖ "Днепр 2004" является объединением собственников жилых и нежилых помещений в следующих многоквартирных жилых домах N 10, 12 по ул. Днепропетровская, N 1 по ул. Чехова, N 44/1, 46, 48, 52, 52а, 56, 64, 68, 68а, 6б, 70, 70а, 70б, 72, 74, 76а, 78, 80, 88 по проспекту Строителей; N 4, 5, 8, 8а, 10 по 3-му пр. Строителей; N 1, 3, 5, 5а, 6, 7, 8, 8а, 9, 11, 12, 13, 14по ул. Чемодурова; N 60, 61/2, 62, 63, 64, 64а, 65/9, 66, 66а; 67а, 68/2, 69, 71б, 72,72а, 74, 74а, 77, 78, 79, 81, 82/17, 84, 84а, 86, 88 по ул. Л.-Кумача; N 1а, 3, 3а, 7а; 9а, 11, 13, 15, 15а, 15б, 17, 19а, 19б, 25, 29, 31 по ул. Антонова; N 1, 3а, 4, 5, 5а, 6, 7, 7а, 8, 8а, 8б, 10, 12, 12а, 13, 15, 17, 19, 21, 23, 25, 25а, 27, 27а, 31, 31а, 31б, 31 в по ул. Перспективная; N 1 по ул. Бардина (в т.ч. и 7 подъезд); N 6, 7, 7а, 10, 10а, 12/9 по ул. Электронная; N 1, 1а, 3, 4а, 4б, 5, 6, 6а, 6б, 7, 12, 13, 14, 14а, 14б, 15, 17а, 19, 19а, 21, 21а, 21б, 23, 25/23 по ул. Тархова.
В силу части 1 статьи 137 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья вправе: определять смету доходов и расходов, в том числе затраты на капитальный ремонт многоквартирного дома (пункта 2) и устанавливать размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме (пункта 3).
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 145 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья относится установление размера обязательных платежей и взносов членов Товарищества.
10 января 2006 года на общем собрании членов ТСЖ "Днепр - 2004" была утверждена смета расходов на капитальный ремонт многоквартирных домов, входящих в состав товарищества, определен перечень работ; их стоимость; очередность проведения работ; отобраны подрядчики и определены условия оплаты работ; утверждена новая редакция устава ТСЖ "Днепр 2004", что подтверждается протоколом заседания общего собрания членов ТСЖ Днепр 2004" от 10.01.2006 г. (17 - 21).
На указанном собрании также было принято решение провести не позднее 01.05.2006 очередное общее собрание членов ТСЖ "Днепр 2004" в форме заочного голосования по вопросу установления для собственников жилых и нежилых помещений многоквартирных домов, входящих в состав Товарищества, ежемесячной платы (взносов) на капитальный ремонт общего имущества данных многоквартирных домов.
В период с 24 по 28.04.2006 г., в соответствии с разделом 13 Устава ТСЖ "Уфимский", в соответствии со ст. ст. 145, 146 ЖК РФ, было проведено общее собрание членов товарищества в форме заочного голосования по вопросу установления с 01.05.2006 для собственников жилых и нежилых помещений многоквартирных домов, входящих в состав товарищества, ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества данных многоквартирных домов. Решения общего собрания оформлены 28.04.2006 протоколом подведения итогов общего собрания членов товарищества, проведенного в форме письменного опроса (заочного голосования) (л.д. 44 - 45).
В голосовании также принял участие и голосовал "ЗА" установление с 01.05.2006 для собственников жилых и нежилых помещений многоквартирных домов, входящих в состав товарищества, ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества данных многоквартирных домов представитель муниципального образования "город Саратов" Гордополов И.В.по доверенности от 03.04.2006 г.
По итогам голосования общее собрание членов ТСЖ "Днепр - 2004" большинством голосов приняло решение установить с 01.05.2006 г. для собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества данных домов в размере, равном размеру федерального стандарта стоимости капитального ремонта жилого помещения на 1 кв. м общей площади жилья в месяц, утверждаемому для Саратовской области соответствующим Постановлением Правительства Российской Федерации "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг".
Решение данного общего собрания было опубликовано в газете "ЖилСовет Ленинского района" N 14(98) от 04 мая 2006 года. Данное решение общего собрания членов ТСЖ "Днепр - 2004" никем не оспорено.
Однако, муниципальное образование "Город Саратов" не исполняет надлежащим образом как собственник муниципальных квартир в многоквартирном доме свои обязательства по внесению взносов на капитальный ремонт доли муниципального образования город Саратов в праве общей долевой собственности. Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца с настоящим иском.
Судебная коллегия, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, находит их необоснованными и неподлежащими удовлетворению в силу следующего.
В соответствии со статьями 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, каждый участник долевой собственности обязан соразмерно своей доли участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Пунктом 1 статьи 39 и подпунктом 2 пункта 1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме путем внесения платы за жилое помещение, которое включает в себя плату за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
В силу пункта 1 статьи 137 и подпункта 4 пункта 2 статьи 145 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья вправе определять смету необходимых расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и устанавливать размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Общее собрание членов ТСЖ "Днепр - 2004" по вопросу установления платы за жилое помещение в части капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, входящих в состав товарищества, проведено в соответствии с нормами жилищного законодательства и принятое по его итогам решение не оспорено и не признано недействительным в установленном законом порядке.
Согласно пункту 5 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив), вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива.
На основании положений пункта 8 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер обязательных платежей и (или взносов) членов товарищества собственников жилья, которым является и муниципальное образование "Город Саратов", определяется органами управления товарищества собственников жилья в соответствии с уставом товарищества собственников жилья.
Пунктом 3 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
Суммарная площадь жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности в спорный период, подтверждается представленной в материалы дела справкой муниципального учреждения "Дирекция единого заказчика по Ленинскому району г. Саратова" о площади муниципальных квартир (жилых помещений), расположенных в многоквартирных жилых домах, входящих в состав ТСЖ "Днепр - 2004" в период с 01.02.2010 года по 01.06.2010 года, и не оспаривалась ответчиками ни в суде первой инстанции, ни в суде апелляционной инстанции (л.д. 23 - 24).
Суд первой инстанции обоснованно посчитал, что истцом при расчете размера взносов за капитальный ремонт доли муниципального образования "город Саратов" правомерно применен федеральный стандарт стоимости капитального ремонта жилого помещения на 1 кв. м общей площади жилья в месяц, установленный Постановлением Правительства РФ от 18.12.2008 года N 960 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на 2009 - 2011 годы".
В силу статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с требованиями закона.
Ссылка ответчиков на то, что муниципальное образование "город Саратов" не является членом товарищества собственников жилья, и договор на обслуживание и ремонт общего имущества с ним не заключался, подлежит отклонению, поскольку данные обстоятельства от установленной законом обязанности по содержанию общего имущества не освобождают.
Следовательно, муниципальное образование "город Саратов", являясь собственником жилых помещений в многоквартирных домах, входящих в состав ТСЖ "Днепр - 2004", обязано нести бремя содержания своего имущества, вносить обязательные взносы, связанные с оплатой расходов на капитальный ремонт доли муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных домов, входящих в состав ТСЖ "Днепр - 2004", в порядке и размере, установленными общим собранием членов товарищества.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются согласно пункту 3 статьи 39 ЖК РФ Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 года N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, пунктом 8 которых, установлено, что разъяснения о применении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме от имени Правительства Российской Федерации дает Министерство регионального развития Российской Федерации.
Правомерность установления размера взносов, в зависимости от пересмотра размера платы в будущем, без принятия ежегодных решений по данному вопросу подтверждено разъяснением Министерства регионального развития Российской Федерации, данным в Письме от 06.03.2009 N 6174-АД/14.
Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции, пришел к обоснованному выводу о том, что муниципальное образование "город Саратов" обязано нести бремя содержания своего имущества, обязано вносить обязательные взносы, связанные с оплатой расходов на капитальный ремонт доли муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных домов, входящих в состав ТСЖ "Днепр - 2004", в порядке и размере, установленными общим собранием членов товарищества.
Судом первой инстанции также правомерно сделан вывод о том, что ссылка ответчиков на регулирование отношений по расходам бюджета бюджетным законодательством не освобождает собственника имущества от бремени несения расходов по его содержанию. По данному спору между сторонами сложились гражданско-правовые правоотношения, и регулирование их нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации недопустимо.
Суд первой инстанции обоснованно и правомерно не принял к рассматриваемым спорным правоотношениям положения постановлений администрации города Саратова от 01.11.2005 N 558 и от 24.07.2007 N 599 (на которые ссылаются ответчики в отзывах на иски), поскольку названные постановления противоречат пункту 7 статьи 5, пунктам 9, 16 статьи 12, статье 14 ЖК РФ, носят не обязательный, а рекомендательный характер, их текст не был официально опубликован и кроме того, они отменены.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 года N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, пунктом 8 которых, установлено, что разъяснения о применении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме от имени Правительства Российской Федерации дает Министерство регионального развития Российской Федерации.
Разъяснением Министерства регионального развития Российской Федерации, данным в Письме от 06.03.2009 N 6174-АД/14 подтверждена правомерность установления размера взносов, в зависимости от пересмотра размера платы в будущем, без принятия ежегодных решений по данному вопросу.
В соответствии со ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
На основании изложенного судебная коллегия считает, что суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования истца о взыскании задолженности по взносам на капитальный ремонт общего имущества за период с 01 апреля 2010 года по 01 июня 2010 года в сумме 1149816 руб. 05 коп.
Кроме того, следует отметить, что позиция суда первой инстанции по настоящему спору не противоречит сложившейся судебной практике по аналогичным делам (в Определении ВАС РФ от 07.11.2008 N 14193/08 по делу N А57-6146/07-44, постановлениях Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 12.04.2010 г. по делу N А57-4956/2009 и от 15.05.2009 года по делу N А57-14630/06).
Судебная коллегия, проанализировав представленные в материалы дела письменные доказательства, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия считает, что при рассмотрении заявленного иска по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, в связи с чем, у судебной коллегии нет оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
Апелляционная жалоба Комитета по финансам Администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 07 октября 2010 года по делу N А57-7992/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по финансам Администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия.
Направить копии постановления лицам, участвующим в деле, в соответствии с требованиями пункта 4 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
Т.В.ВОЛКОВА
Судьи
Н.А.КЛОЧКОВА
А.Ю.САМОХВАЛОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.12.2010 ПО ДЕЛУ N А57-7992/2010
Разделы:Управление многоквартирным домом; ТСЖ (товарищество собственников жилья); Членство в товариществе собственников жилья
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 декабря 2010 г. по делу N А57-7992/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2010 года
Полный текст постановления изготовлен 13 декабря 2010 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Волковой Т.В.,
судей Клочковой Н.А., Самохваловой А.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Евсигнеевой С.В.,
при участии в заседании:
от комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" - Куприянова Е.В., по доверенности N 02-47-02/265 от 14.09.2010 г., действительной по 05.02.2011,
от администрации Ленинского района муниципального образования "Город Саратов" - Еналеева И.Д., по доверенности N 990-01/15 от 01.06.2010 г.,
от комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" - Берестовская С.А., по доверенности N 02-02/449 от 22.05.2009 г., действительной по 31.12.2010,
от ТСЖ "Днепр-2004" - Соколова Ю.Ю., по доверенности от 11.05.2010 г., выданной сроком на три года,
от администрации муниципального образования "Город Саратов" - не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по финансам администрации МО "Город Саратов", г. Саратов, на решение Арбитражного суда Саратовской области от 07 октября 2010 года по делу N А57-7992/2010, (судья Алькова В.А.), по иску товарищества собственников жилья "Днепр-2004", г. Саратов, к администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, комитету по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, комитету по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, третье лицо: администрация Ленинского района муниципального образования "Город Саратов", о взыскании задолженности по взносам на капитальный ремонт общего имущества за период с 01 апреля 2010 года по 01 июня 2010 года в сумме 1149816,05 руб.,
установил:
Товарищество собственников жилья "ТДнепр-2004", г. Саратов, обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с иском к администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, комитету по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, комитету по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, о взыскании задолженности по взносам на капитальный ремонт общего имущества за период с 01 апреля 2010 года по 01 июня 2010 года в сумме 1149816,05 руб.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 07 октября 2010 года по делу N А57-7992/10 исковые требования удовлетворены. Суд взыскал с муниципального образования "город Саратов" в лице комитета по финансам администрации муниципального образования "город Саратов" за счет казны муниципального образования "город Саратов" в пользу товарищества собственников жилья "Днепр 2004", г. Саратов задолженность по взносам на капитальный ремонт доли муниципального образования "город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных жилых домов, входящих в состав ТСЖ "Днепр 2004" за период с 01 апреля 2010 года по 01 июня 2010 года в сумме 1149816,05 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом Комитет по финансам Администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Саратовской области от 07 октября 2010 г. по делу N А57-7992/10, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Представитель Комитета по финансам Администрации муниципального образования "Город Саратов" в судебном заседании явился, поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель ТСЖ "Днепр - 2004", г. Саратов, в судебное заседание явилось, возражал против доводов апелляционной жалобы, Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Администрация муниципального образования "Город Саратов" в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом (почтовое уведомление N 96538 7 приобщено к материалам дела). Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Представитель Администрации Ленинского муниципального образования "Город Саратов" в судебное заседание явился, поддержал доводы апелляционной жалобы. Просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель комитета по ЖКХ г. Саратова, в судебное заседание явился, поддержала доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу. Просил апелляционную жалобу удовлетворить.
В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассматривается в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в порядке ст. 123 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, выслушав мнения представителей сторон, изучив доводы апелляционной жалобы, в открытом судебном заседании, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
Как свидетельствуют материалы дела и установлено судом первой инстанции, что ТСЖ "Днепр 2004" является объединением собственников жилых и нежилых помещений в следующих многоквартирных жилых домах N 10, 12 по ул. Днепропетровская, N 1 по ул. Чехова, N 44/1, 46, 48, 52, 52а, 56, 64, 68, 68а, 6б, 70, 70а, 70б, 72, 74, 76а, 78, 80, 88 по проспекту Строителей; N 4, 5, 8, 8а, 10 по 3-му пр. Строителей; N 1, 3, 5, 5а, 6, 7, 8, 8а, 9, 11, 12, 13, 14по ул. Чемодурова; N 60, 61/2, 62, 63, 64, 64а, 65/9, 66, 66а; 67а, 68/2, 69, 71б, 72,72а, 74, 74а, 77, 78, 79, 81, 82/17, 84, 84а, 86, 88 по ул. Л.-Кумача; N 1а, 3, 3а, 7а; 9а, 11, 13, 15, 15а, 15б, 17, 19а, 19б, 25, 29, 31 по ул. Антонова; N 1, 3а, 4, 5, 5а, 6, 7, 7а, 8, 8а, 8б, 10, 12, 12а, 13, 15, 17, 19, 21, 23, 25, 25а, 27, 27а, 31, 31а, 31б, 31 в по ул. Перспективная; N 1 по ул. Бардина (в т.ч. и 7 подъезд); N 6, 7, 7а, 10, 10а, 12/9 по ул. Электронная; N 1, 1а, 3, 4а, 4б, 5, 6, 6а, 6б, 7, 12, 13, 14, 14а, 14б, 15, 17а, 19, 19а, 21, 21а, 21б, 23, 25/23 по ул. Тархова.
В силу части 1 статьи 137 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья вправе: определять смету доходов и расходов, в том числе затраты на капитальный ремонт многоквартирного дома (пункта 2) и устанавливать размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме (пункта 3).
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 145 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья относится установление размера обязательных платежей и взносов членов Товарищества.
10 января 2006 года на общем собрании членов ТСЖ "Днепр - 2004" была утверждена смета расходов на капитальный ремонт многоквартирных домов, входящих в состав товарищества, определен перечень работ; их стоимость; очередность проведения работ; отобраны подрядчики и определены условия оплаты работ; утверждена новая редакция устава ТСЖ "Днепр 2004", что подтверждается протоколом заседания общего собрания членов ТСЖ Днепр 2004" от 10.01.2006 г. (17 - 21).
На указанном собрании также было принято решение провести не позднее 01.05.2006 очередное общее собрание членов ТСЖ "Днепр 2004" в форме заочного голосования по вопросу установления для собственников жилых и нежилых помещений многоквартирных домов, входящих в состав Товарищества, ежемесячной платы (взносов) на капитальный ремонт общего имущества данных многоквартирных домов.
В период с 24 по 28.04.2006 г., в соответствии с разделом 13 Устава ТСЖ "Уфимский", в соответствии со ст. ст. 145, 146 ЖК РФ, было проведено общее собрание членов товарищества в форме заочного голосования по вопросу установления с 01.05.2006 для собственников жилых и нежилых помещений многоквартирных домов, входящих в состав товарищества, ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества данных многоквартирных домов. Решения общего собрания оформлены 28.04.2006 протоколом подведения итогов общего собрания членов товарищества, проведенного в форме письменного опроса (заочного голосования) (л.д. 44 - 45).
В голосовании также принял участие и голосовал "ЗА" установление с 01.05.2006 для собственников жилых и нежилых помещений многоквартирных домов, входящих в состав товарищества, ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества данных многоквартирных домов представитель муниципального образования "город Саратов" Гордополов И.В.по доверенности от 03.04.2006 г.
По итогам голосования общее собрание членов ТСЖ "Днепр - 2004" большинством голосов приняло решение установить с 01.05.2006 г. для собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества данных домов в размере, равном размеру федерального стандарта стоимости капитального ремонта жилого помещения на 1 кв. м общей площади жилья в месяц, утверждаемому для Саратовской области соответствующим Постановлением Правительства Российской Федерации "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг".
Решение данного общего собрания было опубликовано в газете "ЖилСовет Ленинского района" N 14(98) от 04 мая 2006 года. Данное решение общего собрания членов ТСЖ "Днепр - 2004" никем не оспорено.
Однако, муниципальное образование "Город Саратов" не исполняет надлежащим образом как собственник муниципальных квартир в многоквартирном доме свои обязательства по внесению взносов на капитальный ремонт доли муниципального образования город Саратов в праве общей долевой собственности. Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца с настоящим иском.
Судебная коллегия, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, находит их необоснованными и неподлежащими удовлетворению в силу следующего.
В соответствии со статьями 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, каждый участник долевой собственности обязан соразмерно своей доли участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Пунктом 1 статьи 39 и подпунктом 2 пункта 1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме путем внесения платы за жилое помещение, которое включает в себя плату за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
В силу пункта 1 статьи 137 и подпункта 4 пункта 2 статьи 145 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья вправе определять смету необходимых расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и устанавливать размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Общее собрание членов ТСЖ "Днепр - 2004" по вопросу установления платы за жилое помещение в части капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, входящих в состав товарищества, проведено в соответствии с нормами жилищного законодательства и принятое по его итогам решение не оспорено и не признано недействительным в установленном законом порядке.
Согласно пункту 5 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив), вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива.
На основании положений пункта 8 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер обязательных платежей и (или взносов) членов товарищества собственников жилья, которым является и муниципальное образование "Город Саратов", определяется органами управления товарищества собственников жилья в соответствии с уставом товарищества собственников жилья.
Пунктом 3 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
Суммарная площадь жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности в спорный период, подтверждается представленной в материалы дела справкой муниципального учреждения "Дирекция единого заказчика по Ленинскому району г. Саратова" о площади муниципальных квартир (жилых помещений), расположенных в многоквартирных жилых домах, входящих в состав ТСЖ "Днепр - 2004" в период с 01.02.2010 года по 01.06.2010 года, и не оспаривалась ответчиками ни в суде первой инстанции, ни в суде апелляционной инстанции (л.д. 23 - 24).
Суд первой инстанции обоснованно посчитал, что истцом при расчете размера взносов за капитальный ремонт доли муниципального образования "город Саратов" правомерно применен федеральный стандарт стоимости капитального ремонта жилого помещения на 1 кв. м общей площади жилья в месяц, установленный Постановлением Правительства РФ от 18.12.2008 года N 960 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на 2009 - 2011 годы".
В силу статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с требованиями закона.
Ссылка ответчиков на то, что муниципальное образование "город Саратов" не является членом товарищества собственников жилья, и договор на обслуживание и ремонт общего имущества с ним не заключался, подлежит отклонению, поскольку данные обстоятельства от установленной законом обязанности по содержанию общего имущества не освобождают.
Следовательно, муниципальное образование "город Саратов", являясь собственником жилых помещений в многоквартирных домах, входящих в состав ТСЖ "Днепр - 2004", обязано нести бремя содержания своего имущества, вносить обязательные взносы, связанные с оплатой расходов на капитальный ремонт доли муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных домов, входящих в состав ТСЖ "Днепр - 2004", в порядке и размере, установленными общим собранием членов товарищества.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются согласно пункту 3 статьи 39 ЖК РФ Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 года N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, пунктом 8 которых, установлено, что разъяснения о применении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме от имени Правительства Российской Федерации дает Министерство регионального развития Российской Федерации.
Правомерность установления размера взносов, в зависимости от пересмотра размера платы в будущем, без принятия ежегодных решений по данному вопросу подтверждено разъяснением Министерства регионального развития Российской Федерации, данным в Письме от 06.03.2009 N 6174-АД/14.
Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции, пришел к обоснованному выводу о том, что муниципальное образование "город Саратов" обязано нести бремя содержания своего имущества, обязано вносить обязательные взносы, связанные с оплатой расходов на капитальный ремонт доли муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных домов, входящих в состав ТСЖ "Днепр - 2004", в порядке и размере, установленными общим собранием членов товарищества.
Судом первой инстанции также правомерно сделан вывод о том, что ссылка ответчиков на регулирование отношений по расходам бюджета бюджетным законодательством не освобождает собственника имущества от бремени несения расходов по его содержанию. По данному спору между сторонами сложились гражданско-правовые правоотношения, и регулирование их нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации недопустимо.
Суд первой инстанции обоснованно и правомерно не принял к рассматриваемым спорным правоотношениям положения постановлений администрации города Саратова от 01.11.2005 N 558 и от 24.07.2007 N 599 (на которые ссылаются ответчики в отзывах на иски), поскольку названные постановления противоречат пункту 7 статьи 5, пунктам 9, 16 статьи 12, статье 14 ЖК РФ, носят не обязательный, а рекомендательный характер, их текст не был официально опубликован и кроме того, они отменены.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 года N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, пунктом 8 которых, установлено, что разъяснения о применении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме от имени Правительства Российской Федерации дает Министерство регионального развития Российской Федерации.
Разъяснением Министерства регионального развития Российской Федерации, данным в Письме от 06.03.2009 N 6174-АД/14 подтверждена правомерность установления размера взносов, в зависимости от пересмотра размера платы в будущем, без принятия ежегодных решений по данному вопросу.
В соответствии со ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
На основании изложенного судебная коллегия считает, что суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования истца о взыскании задолженности по взносам на капитальный ремонт общего имущества за период с 01 апреля 2010 года по 01 июня 2010 года в сумме 1149816 руб. 05 коп.
Кроме того, следует отметить, что позиция суда первой инстанции по настоящему спору не противоречит сложившейся судебной практике по аналогичным делам (в Определении ВАС РФ от 07.11.2008 N 14193/08 по делу N А57-6146/07-44, постановлениях Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 12.04.2010 г. по делу N А57-4956/2009 и от 15.05.2009 года по делу N А57-14630/06).
Судебная коллегия, проанализировав представленные в материалы дела письменные доказательства, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия считает, что при рассмотрении заявленного иска по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, в связи с чем, у судебной коллегии нет оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
Апелляционная жалоба Комитета по финансам Администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 07 октября 2010 года по делу N А57-7992/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по финансам Администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия.
Направить копии постановления лицам, участвующим в деле, в соответствии с требованиями пункта 4 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
Т.В.ВОЛКОВА
Судьи
Н.А.КЛОЧКОВА
А.Ю.САМОХВАЛОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)