Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2012 г.
Полный текст постановления изготовлен 19 марта 2012 года
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: А.Н.Барбатова
Судей: А.А.Шведова, Т.Н.Карпушиной
при участии
от ТСЖ "Толстовцы": председатель Лазаренко Елена Николаевна - протокол от 06.12.2010 N 06/12/10
от ОАО "Акционерный коммерческий Сберегательный банк РФ": Бойко Ирина Анатольевна - ведущий юрисконсульт по доверенности от 01.04.2011 N 21-03/11-1147
от администрации г.Владивостока: Бадаева Анастасия Владимировна - главный специалист правового управления по доверенности от 19.12.2010 N 1-3/4620
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
товарищества собственников жилья "Толстовцы"
на решение от 20.09.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2011
по делу N А51-14535/2010 Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья А.А.Лошакова,
в апелляционном суде судьи Л.Ю.Ротко, С.В.Шевченко, И.С.Чижиков
По иску товарищества собственников жилья "Толстовцы"
к открытому акционерному обществу "Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации", администрации города Владивостока
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "СРК-Армада", общество с ограниченной ответственностью Специализированная Компания "Дальлифт"
о признании недействительным дополнительного соглашения в части
Товарищество собственников жилья "Толстовцы" (ОГРН 1082536003857, место нахождения: 690014, Приморский край, г.Владивосток, ул. Толстого, 38 кв. 29, далее - ТСЖ "Толстовцы", истец) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к открытому акционерному обществу "Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации" (ОГРН 1027700132195, место нахождения: 117997, г.Москва, ул. Вавилова, 19, далее - Сбербанк России), администрации города Владивостока (ОГРН 1022501302955, место нахождения: 690950, Приморский край, г.Владивосток, Океанский проспект, 20, далее - Администрация) о признании недействительным пункта 3 дополнительных соглашений от 12.07.2010 N 1 к договорам банковского счета от 12.07.2010 N 00402, от 12.07.2010 N 00403, от 12.07.2010 N 00404, от 12.07.2010 N 00405.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "СРК-Армада" (далее - ООО "СРК-Армада"), общество с ограниченной ответственностью Специализированная компания "Дальлифт" (далее - ООО СК "Дальлифт").
Решением от 02.12.2010, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2011, в удовлетворении заявленных требований отказано. Суды пришли к выводу о том, что пункт 3 дополнительных соглашений к договорам банковского счета не противоречит нормам Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Закон N 185-ФЗ).
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 03.06.2011 решение от 02.12.2010 и постановление от 17.02.2011 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Приморского края.
При новом рассмотрении решением от 20.09.2011, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2011, в удовлетворении исковых требований отказано. При этом судами в мотивировочной части указанных судебных актов сделан вывод о ничтожности условий пункта 3 дополнительных соглашений в части согласования с органом местного самоуправления расчетных (платежных) документов и договоров на проведение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, а также закрытия счета или перечисления на другой счет остатка денежных средств как противоречащими статьям 845, 846 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ТСЖ "Толстовцы" обратилось в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просит принятые по делу решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что суды не учли, что статьей 20 Закона N 185-ФЗ не предусмотрено согласование с органом местного самоуправления копии акта приемки работ. Заявитель жалобы полагает, что судами недостаточно мотивирован отказ в удовлетворении исковых требований.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
В судебном заседании представитель ТСЖ "Толстовцы" поддержал доводы кассационной жалобы, дав по ним пояснения.
Представители ответчиков в судебном заседании просят решение и постановление оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения
Третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Проверив законность принятых по делу судебных актов с учетом доводов жалобы и возражений на нее, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает их подлежащими отмене на основании пункта 3 части 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 20 Закона N 185-ФЗ в течение тридцати дней со дня получения уведомления, предусмотренного частью 5 настоящей статьи, товарищество собственников жилья, жилищный, жилищно-строительный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, выбранная собственниками помещений в многоквартирном доме управляющая организация, которые осуществляют управление многоквартирным домом, в отношении которого принято решение, указанное в части 4 настоящей статьи, открывают отдельные банковские счета и направляют в орган местного самоуправления документы, перечисленные в пунктах 1 - 3 части 6 названной статьи.
Как установлено судами обеих инстанций, 12.07.2010 между Сбербанком России (банк) и ТСЖ "Толстовцы" (клиент) были заключены договоры банковского счета (в валюте Российской Федерации) NN 00402, 00403, 00404, 00405, предметом которых является открытие банком счета клиенту в валюте Российской Федерации и осуществление расчетно-кассового обслуживания клиента в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, нормативными актами Центрального банка Российской Федерации, Перечнем тарифов и услуг, оказываемых клиентам Сбербанком России ОАО и его филиалами.
Также 12.07.2010 между Сбербанком России (банк), ТСЖ "Толстовцы" (клиент) и Администрацией (орган местного самоуправления) подписаны дополнительные соглашения N 1 к договорам банковского счета NN 00402, 00403, 00404, 00405 от 12.07.2010.
В соответствии с пунктом 3 дополнительных соглашений банк исполняет расчетные (платежные) документы на совершение расходных операций со счета из средств, указанных в подпункте 7 дополнительных соглашений:
- 3.1 - при оплате работ по капитальному ремонту многоквартирного дома - при предоставлении клиентом банку согласованных с органом местного самоуправления расчетных (платежных) документов и согласованной с органом местного самоуправления копии акта приемки работ;
- 3.2 - при оплате аванса в размере более 30 процентов от стоимости работ по капитальному ремонту многоквартирного дома - при предоставлении клиентом банку расчетных (платежных) документов, согласованных с органом местного самоуправления и согласованной с органом местного самоуправления копии договора на проведение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома с наличием в нем условия об авансовом платеже;
- 3.3 - при закрытии счета или перечислении на другой банковский счет клиента, открытый в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" остатка денежных средств с условием предварительного согласования с органом местного самоуправления и предоставления банку соответствующего документа с отметкой органа местного самоуправления.
Полагая, что пункт 3 дополнительных соглашений N 1 к договорам банковского счета является недействительным как противоречащий статье 20 Закона N 185-ФЗ, статьям 13, 137 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), статьям 166 - 168, 845 Гражданского кодекса Российской Федерации, ТСЖ "Толстовцы" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований и делая при этом со ссылкой на статьи 180, 845, 846 Гражданского кодекса Российской Федерации в мотивировочной части обжалуемых судебных актах вывод о ничтожности условий пункта 3 дополнительных соглашений в части согласования с органом местного самоуправления расчетных (платежных) документов и договоров на проведение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, а также закрытия счета или перечисления на другой счет остатка денежных средств, суды обеих инстанций указали на то, что недействительность части сделки не влечет недействительность прочих ее частей.
Кроме того, отказывая в удовлетворении исковых требований, арбитражные суды пришли к выводу об отсутствии оснований для признания недействительным пункта 3 дополнительных соглашений в части условия о необходимости при оплате работ по капитальному ремонту многоквартирного дома предоставления клиентом банку согласованной с органом местного самоуправления копии акта приемки работ, полагая, что данное условие не противоречит пункту 9 статьи 20 Закона N 185-ФЗ.
С учетом установленного суды пришли к выводу об отсутствии оснований для признания всех условий пункта 3 дополнительных соглашений недействительными в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Однако судами не учтено следующее.
Закон N 185-ФЗ в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям, в том числе на проведение капитального ремонта многоквартирных домов путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 1 Закона).
В силу положений статьи 20 Закона N 185-ФЗ получателем средств Фонда являются субъекты Российской Федерации, которые распределяют их между муниципальными образованиями, претендующими в соответствии с заявкой субъекта на предоставление финансовой поддержки. Средства Фонда перечисляются на банковские счета товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организации. Оплата работ по капитальному ремонту многоквартирного дома за счет размещенных на банковских счетах и указанных в части 7 настоящей статьи средств производится с учетом требований, установленных частью 5 статьи 15 настоящего Федерального закона, на основании актов приемки работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, согласованных с органом местного самоуправления и подписанных лицами, которые уполномочены действовать от имени товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организации, за исключением случая, установленного частью 11 настоящей статьи.
Кроме того, указанный Закон N 185-ФЗ устанавливает специальный контрольный порядок за целевым использованием средств Фонда (мониторинг реализации региональных адресных программ, глава 8 Закона).
Таким образом, порядок расходования средств Фонда регламентирован статьей 20 вышеупомянутого закона, часть 5 которой предусматривает обязанность органа местного самоуправления в течение семи дней со дня принятия им решения о распределении полученных средств уведомить товарищество собственников жилья, в отношении которого принято такое решение, о принятии такого решения с указанием объема средств, предусмотренных на проведение капитального ремонта конкретного многоквартирного дома. Последнее в течение тридцати дней со дня принятия решения открывает отдельные банковские счета и направляет в орган местного самоуправления документы, исчерпывающий перечень которых предусмотрен в части 6 указанной статьи.
Орган местного самоуправления в силу положений части 7 статьи 20 Закона N 185-ФЗ в течение пяти рабочих дней со дня поступления документов, указанных в части 6 названной статьи, перечисляет средства, предусмотренные на проведение капитального ремонта многоквартирного дома на банковские счета, указанные в части 6, с учетом требований, установленных частью 6.1 этой же статьи.
При этом согласно части 11 статьи 20 Закона N 185-ФЗ размещенные на банковских счетах и указанные в части 7 этой статьи средства могут использоваться на выплату аванса на проведение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома в размере не более тридцати процентов указанных средств с учетом требований, установленных частью 5 статьи 15 названного выше Федерального закона.
Товарищество собственников жилья, как следует из части 12 статьи 20 Закона N 185-ФЗ, не вправе пользоваться и распоряжаться средствами, перечисленными на банковские счета на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, за исключением случаев, предусмотренных частями 9 и 11 названной статьи.
Частью 9 статьи 20 Закона N 185-ФЗ предусмотрено, что оплата работ по капитальному ремонту многоквартирного дома за счет размещенных на банковских счетах и указанных в части 7 настоящей статьи средств производится с учетом требований, установленных частью 5 статьи 15 настоящего Федерального закона, на основании актов приемки работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, согласованных с органом местного самоуправления и подписанных лицами, которые уполномочены действовать от имени товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организации, за исключением случая, установленного частью 11 настоящей статьи.
Иных ограничений для перечисления денежных средств, предусмотренных на проведение капитального ремонта многоквартирного дома, и их использования на выплату аванса на проведение такого ремонта указанный Закон не содержит.
В силу положений пункта 1 статьи 420 Гражданского кодекса Российской Федерации договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 452 Гражданского кодекса Российской Федерации соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное.
Дополнительные соглашения N 1 от 12.07.2010 также подписаны органом местного самоуправления - Администрацией, которая не является стороной по договорам банковского счета, соответственно в силу пункта 3 статьи 308 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства, предусмотренные договорами банковского счета и дополнительными соглашения N 1 к ним, не создают обязанностей для нее.
Согласно пункту 3 статьи 845 Гражданского кодекса Российской Федерации банк не вправе определять и контролировать направления использования денежных средств клиента и устанавливать другие не предусмотренные законом или договором банковского счета ограничения его права распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению.
Пунктом 2 статьи 846 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что банк обязан заключить договор банковского счета с клиентом, обратившимся с предложением открыть счет на объявленных банком для открытия счетов данного вида условиях, соответствующих требованиям, предусмотренным законом и установленными в соответствии с ним банковскими правилами.
Таким образом, учитывая вышеприведенные нормы права, суды обеих инстанций пришли к правомерному выводу о ничтожности условий пункта 3 дополнительных соглашений в части согласования с органом местного самоуправления расчетных (платежных) документов и договоров на проведение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, а также закрытия счета или перечисления на другой счет остатка денежных средств, поскольку данные условия противоречат статьям 845, 846 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, делая вывод об отсутствии оснований для признания недействительным пункта 3 дополнительных соглашений в части условия о необходимости при оплате работ по капитальному ремонту многоквартирного дома предоставления клиентом банку согласованной с органом местного самоуправления копии акта приемки работ, суды не учли, что частью 9 статьи 20 Закона N 185-ФЗ предусмотрено согласование с органом местного самоуправления акта приемки работ, но не его копии. Следовательно, возложение на клиента - ТСЖ "Толстовцы" дополнительной обязанности, не предусмотренной действующим законодательством, не соответствует тем целям, для достижения которых и был принят Закон N 185-ФЗ.
При таких обстоятельствах условие пункта 3 дополнительных соглашений N 1 в части предоставления клиентом банку согласованных с органом местного самоуправления расчетных (платежных) документов, копии акта приемки работ также следует признать недействительным как противоречащим статьям 845, 846 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 20 Закона N 185-ФЗ.
Кроме того, суд первой инстанции, указывая в резолютивной решения на отказ в удовлетворении исковых требований в полном объеме, не принял во внимание положения статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в мотивировочной части решения должны содержаться обоснования принятых судом решений и обоснования по другим вопросам, указанным в части 5 настоящей статьи.
Резолютивная часть решения должна содержать выводы об удовлетворении или отказе в удовлетворении полностью или в части каждого из заявленных требований, указание на распределение между сторонами судебных расходов, срок и порядок обжалования решения (часть 5 названной статьи).
Таким образом, учитывая предмет спора, а также вывод о ничтожности части условий пункта 3 дополнительных соглашений N 1, то есть частичное удовлетворение исковых требований, суд первой инстанции обязан был в резолютивной части решения указать на удовлетворение и отказ в удовлетворении в части каждого из заявленных требований.
Апелляционным судом указанное нарушение не исправлено.
Основанием для отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций в силу пункта 1 части 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является неприменение закона, подлежащего применению.
В пункте 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить решение суда первой и постановление апелляционной инстанций полностью и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт.
Поскольку все фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражными судами, суд кассационной инстанции считает необходимым решение от 20.09.2011 и постановление от 29.11.2011 отменить и принять новый судебный акт, которым частично удовлетворить заявленные требования, а именно признать пункт 3 дополнительных соглашений от 12.07.2010 N 1 к договорам банковского счета от 12.07.2010 N 00402, от 12.07.2010 N 00403, от 12.07.2010 N 00404, от 12.07.2010 N 00405 недействительным в части условий:
- - о предоставления клиентом банку согласованных с органом местного самоуправления расчетных (платежных) документов, копии акта приемки работ;
- - о предоставления клиентом банку согласованных с органом местного самоуправления расчетных (платежных) документов, копии договора на проведение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома с наличием в нем условия об авансовом платеже;
- - о предварительном согласовании с органом местного самоуправления и предоставления банку соответствующего документа с отметкой органа местного самоуправления при закрытии счета или перечислении на другой банковский счет остатка денежных средств.
В остальной части в удовлетворении иска следует отказать, поскольку недействительность указанных условий не влечет недействительность прочих частей пункта 3 дополнительных соглашений N 1.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение от 20.09.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2011 по делу N А51-14535/2010 Арбитражного суда Приморского края отменить.
Признать недействительным пункт 3 дополнительных соглашений от 12.07.2010 N 1 к договорам банковского счета от 12.07.2010 N 00402, от 12.07.2010 N 00403, от 12.07.2010 N 00404, от 12.07.2010 N 00405, заключенных между открытым акционерным обществом "Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации" и товариществом собственников жилья "Толстовцы" в части условий:
- - о предоставления клиентом банку согласованных с органом местного самоуправления расчетных (платежных) документов, копии акта приемки работ;
- - о предоставления клиентом банку согласованных с органом местного самоуправления расчетных (платежных) документов, копии договора на проведение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома с наличием в нем условия об авансовом платеже;
- - о предварительном согласовании с органом местного самоуправления и предоставления банку соответствующего документа с отметкой органа местного самоуправления при закрытии счета или перечислении на другой банковский счет остатка денежных средств.
В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 19.03.2012 N Ф03-720/2012 ПО ДЕЛУ N А51-14535/2010
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 марта 2012 г. N Ф03-720/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2012 г.
Полный текст постановления изготовлен 19 марта 2012 года
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: А.Н.Барбатова
Судей: А.А.Шведова, Т.Н.Карпушиной
при участии
от ТСЖ "Толстовцы": председатель Лазаренко Елена Николаевна - протокол от 06.12.2010 N 06/12/10
от ОАО "Акционерный коммерческий Сберегательный банк РФ": Бойко Ирина Анатольевна - ведущий юрисконсульт по доверенности от 01.04.2011 N 21-03/11-1147
от администрации г.Владивостока: Бадаева Анастасия Владимировна - главный специалист правового управления по доверенности от 19.12.2010 N 1-3/4620
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
товарищества собственников жилья "Толстовцы"
на решение от 20.09.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2011
по делу N А51-14535/2010 Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья А.А.Лошакова,
в апелляционном суде судьи Л.Ю.Ротко, С.В.Шевченко, И.С.Чижиков
По иску товарищества собственников жилья "Толстовцы"
к открытому акционерному обществу "Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации", администрации города Владивостока
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "СРК-Армада", общество с ограниченной ответственностью Специализированная Компания "Дальлифт"
о признании недействительным дополнительного соглашения в части
Товарищество собственников жилья "Толстовцы" (ОГРН 1082536003857, место нахождения: 690014, Приморский край, г.Владивосток, ул. Толстого, 38 кв. 29, далее - ТСЖ "Толстовцы", истец) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к открытому акционерному обществу "Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации" (ОГРН 1027700132195, место нахождения: 117997, г.Москва, ул. Вавилова, 19, далее - Сбербанк России), администрации города Владивостока (ОГРН 1022501302955, место нахождения: 690950, Приморский край, г.Владивосток, Океанский проспект, 20, далее - Администрация) о признании недействительным пункта 3 дополнительных соглашений от 12.07.2010 N 1 к договорам банковского счета от 12.07.2010 N 00402, от 12.07.2010 N 00403, от 12.07.2010 N 00404, от 12.07.2010 N 00405.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "СРК-Армада" (далее - ООО "СРК-Армада"), общество с ограниченной ответственностью Специализированная компания "Дальлифт" (далее - ООО СК "Дальлифт").
Решением от 02.12.2010, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2011, в удовлетворении заявленных требований отказано. Суды пришли к выводу о том, что пункт 3 дополнительных соглашений к договорам банковского счета не противоречит нормам Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Закон N 185-ФЗ).
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 03.06.2011 решение от 02.12.2010 и постановление от 17.02.2011 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Приморского края.
При новом рассмотрении решением от 20.09.2011, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2011, в удовлетворении исковых требований отказано. При этом судами в мотивировочной части указанных судебных актов сделан вывод о ничтожности условий пункта 3 дополнительных соглашений в части согласования с органом местного самоуправления расчетных (платежных) документов и договоров на проведение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, а также закрытия счета или перечисления на другой счет остатка денежных средств как противоречащими статьям 845, 846 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ТСЖ "Толстовцы" обратилось в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просит принятые по делу решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что суды не учли, что статьей 20 Закона N 185-ФЗ не предусмотрено согласование с органом местного самоуправления копии акта приемки работ. Заявитель жалобы полагает, что судами недостаточно мотивирован отказ в удовлетворении исковых требований.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
В судебном заседании представитель ТСЖ "Толстовцы" поддержал доводы кассационной жалобы, дав по ним пояснения.
Представители ответчиков в судебном заседании просят решение и постановление оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения
Третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Проверив законность принятых по делу судебных актов с учетом доводов жалобы и возражений на нее, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает их подлежащими отмене на основании пункта 3 части 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 20 Закона N 185-ФЗ в течение тридцати дней со дня получения уведомления, предусмотренного частью 5 настоящей статьи, товарищество собственников жилья, жилищный, жилищно-строительный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, выбранная собственниками помещений в многоквартирном доме управляющая организация, которые осуществляют управление многоквартирным домом, в отношении которого принято решение, указанное в части 4 настоящей статьи, открывают отдельные банковские счета и направляют в орган местного самоуправления документы, перечисленные в пунктах 1 - 3 части 6 названной статьи.
Как установлено судами обеих инстанций, 12.07.2010 между Сбербанком России (банк) и ТСЖ "Толстовцы" (клиент) были заключены договоры банковского счета (в валюте Российской Федерации) NN 00402, 00403, 00404, 00405, предметом которых является открытие банком счета клиенту в валюте Российской Федерации и осуществление расчетно-кассового обслуживания клиента в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, нормативными актами Центрального банка Российской Федерации, Перечнем тарифов и услуг, оказываемых клиентам Сбербанком России ОАО и его филиалами.
Также 12.07.2010 между Сбербанком России (банк), ТСЖ "Толстовцы" (клиент) и Администрацией (орган местного самоуправления) подписаны дополнительные соглашения N 1 к договорам банковского счета NN 00402, 00403, 00404, 00405 от 12.07.2010.
В соответствии с пунктом 3 дополнительных соглашений банк исполняет расчетные (платежные) документы на совершение расходных операций со счета из средств, указанных в подпункте 7 дополнительных соглашений:
- 3.1 - при оплате работ по капитальному ремонту многоквартирного дома - при предоставлении клиентом банку согласованных с органом местного самоуправления расчетных (платежных) документов и согласованной с органом местного самоуправления копии акта приемки работ;
- 3.2 - при оплате аванса в размере более 30 процентов от стоимости работ по капитальному ремонту многоквартирного дома - при предоставлении клиентом банку расчетных (платежных) документов, согласованных с органом местного самоуправления и согласованной с органом местного самоуправления копии договора на проведение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома с наличием в нем условия об авансовом платеже;
- 3.3 - при закрытии счета или перечислении на другой банковский счет клиента, открытый в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" остатка денежных средств с условием предварительного согласования с органом местного самоуправления и предоставления банку соответствующего документа с отметкой органа местного самоуправления.
Полагая, что пункт 3 дополнительных соглашений N 1 к договорам банковского счета является недействительным как противоречащий статье 20 Закона N 185-ФЗ, статьям 13, 137 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), статьям 166 - 168, 845 Гражданского кодекса Российской Федерации, ТСЖ "Толстовцы" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований и делая при этом со ссылкой на статьи 180, 845, 846 Гражданского кодекса Российской Федерации в мотивировочной части обжалуемых судебных актах вывод о ничтожности условий пункта 3 дополнительных соглашений в части согласования с органом местного самоуправления расчетных (платежных) документов и договоров на проведение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, а также закрытия счета или перечисления на другой счет остатка денежных средств, суды обеих инстанций указали на то, что недействительность части сделки не влечет недействительность прочих ее частей.
Кроме того, отказывая в удовлетворении исковых требований, арбитражные суды пришли к выводу об отсутствии оснований для признания недействительным пункта 3 дополнительных соглашений в части условия о необходимости при оплате работ по капитальному ремонту многоквартирного дома предоставления клиентом банку согласованной с органом местного самоуправления копии акта приемки работ, полагая, что данное условие не противоречит пункту 9 статьи 20 Закона N 185-ФЗ.
С учетом установленного суды пришли к выводу об отсутствии оснований для признания всех условий пункта 3 дополнительных соглашений недействительными в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Однако судами не учтено следующее.
Закон N 185-ФЗ в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям, в том числе на проведение капитального ремонта многоквартирных домов путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 1 Закона).
В силу положений статьи 20 Закона N 185-ФЗ получателем средств Фонда являются субъекты Российской Федерации, которые распределяют их между муниципальными образованиями, претендующими в соответствии с заявкой субъекта на предоставление финансовой поддержки. Средства Фонда перечисляются на банковские счета товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организации. Оплата работ по капитальному ремонту многоквартирного дома за счет размещенных на банковских счетах и указанных в части 7 настоящей статьи средств производится с учетом требований, установленных частью 5 статьи 15 настоящего Федерального закона, на основании актов приемки работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, согласованных с органом местного самоуправления и подписанных лицами, которые уполномочены действовать от имени товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организации, за исключением случая, установленного частью 11 настоящей статьи.
Кроме того, указанный Закон N 185-ФЗ устанавливает специальный контрольный порядок за целевым использованием средств Фонда (мониторинг реализации региональных адресных программ, глава 8 Закона).
Таким образом, порядок расходования средств Фонда регламентирован статьей 20 вышеупомянутого закона, часть 5 которой предусматривает обязанность органа местного самоуправления в течение семи дней со дня принятия им решения о распределении полученных средств уведомить товарищество собственников жилья, в отношении которого принято такое решение, о принятии такого решения с указанием объема средств, предусмотренных на проведение капитального ремонта конкретного многоквартирного дома. Последнее в течение тридцати дней со дня принятия решения открывает отдельные банковские счета и направляет в орган местного самоуправления документы, исчерпывающий перечень которых предусмотрен в части 6 указанной статьи.
Орган местного самоуправления в силу положений части 7 статьи 20 Закона N 185-ФЗ в течение пяти рабочих дней со дня поступления документов, указанных в части 6 названной статьи, перечисляет средства, предусмотренные на проведение капитального ремонта многоквартирного дома на банковские счета, указанные в части 6, с учетом требований, установленных частью 6.1 этой же статьи.
При этом согласно части 11 статьи 20 Закона N 185-ФЗ размещенные на банковских счетах и указанные в части 7 этой статьи средства могут использоваться на выплату аванса на проведение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома в размере не более тридцати процентов указанных средств с учетом требований, установленных частью 5 статьи 15 названного выше Федерального закона.
Товарищество собственников жилья, как следует из части 12 статьи 20 Закона N 185-ФЗ, не вправе пользоваться и распоряжаться средствами, перечисленными на банковские счета на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, за исключением случаев, предусмотренных частями 9 и 11 названной статьи.
Частью 9 статьи 20 Закона N 185-ФЗ предусмотрено, что оплата работ по капитальному ремонту многоквартирного дома за счет размещенных на банковских счетах и указанных в части 7 настоящей статьи средств производится с учетом требований, установленных частью 5 статьи 15 настоящего Федерального закона, на основании актов приемки работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, согласованных с органом местного самоуправления и подписанных лицами, которые уполномочены действовать от имени товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организации, за исключением случая, установленного частью 11 настоящей статьи.
Иных ограничений для перечисления денежных средств, предусмотренных на проведение капитального ремонта многоквартирного дома, и их использования на выплату аванса на проведение такого ремонта указанный Закон не содержит.
В силу положений пункта 1 статьи 420 Гражданского кодекса Российской Федерации договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 452 Гражданского кодекса Российской Федерации соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное.
Дополнительные соглашения N 1 от 12.07.2010 также подписаны органом местного самоуправления - Администрацией, которая не является стороной по договорам банковского счета, соответственно в силу пункта 3 статьи 308 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства, предусмотренные договорами банковского счета и дополнительными соглашения N 1 к ним, не создают обязанностей для нее.
Согласно пункту 3 статьи 845 Гражданского кодекса Российской Федерации банк не вправе определять и контролировать направления использования денежных средств клиента и устанавливать другие не предусмотренные законом или договором банковского счета ограничения его права распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению.
Пунктом 2 статьи 846 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что банк обязан заключить договор банковского счета с клиентом, обратившимся с предложением открыть счет на объявленных банком для открытия счетов данного вида условиях, соответствующих требованиям, предусмотренным законом и установленными в соответствии с ним банковскими правилами.
Таким образом, учитывая вышеприведенные нормы права, суды обеих инстанций пришли к правомерному выводу о ничтожности условий пункта 3 дополнительных соглашений в части согласования с органом местного самоуправления расчетных (платежных) документов и договоров на проведение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, а также закрытия счета или перечисления на другой счет остатка денежных средств, поскольку данные условия противоречат статьям 845, 846 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, делая вывод об отсутствии оснований для признания недействительным пункта 3 дополнительных соглашений в части условия о необходимости при оплате работ по капитальному ремонту многоквартирного дома предоставления клиентом банку согласованной с органом местного самоуправления копии акта приемки работ, суды не учли, что частью 9 статьи 20 Закона N 185-ФЗ предусмотрено согласование с органом местного самоуправления акта приемки работ, но не его копии. Следовательно, возложение на клиента - ТСЖ "Толстовцы" дополнительной обязанности, не предусмотренной действующим законодательством, не соответствует тем целям, для достижения которых и был принят Закон N 185-ФЗ.
При таких обстоятельствах условие пункта 3 дополнительных соглашений N 1 в части предоставления клиентом банку согласованных с органом местного самоуправления расчетных (платежных) документов, копии акта приемки работ также следует признать недействительным как противоречащим статьям 845, 846 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 20 Закона N 185-ФЗ.
Кроме того, суд первой инстанции, указывая в резолютивной решения на отказ в удовлетворении исковых требований в полном объеме, не принял во внимание положения статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в мотивировочной части решения должны содержаться обоснования принятых судом решений и обоснования по другим вопросам, указанным в части 5 настоящей статьи.
Резолютивная часть решения должна содержать выводы об удовлетворении или отказе в удовлетворении полностью или в части каждого из заявленных требований, указание на распределение между сторонами судебных расходов, срок и порядок обжалования решения (часть 5 названной статьи).
Таким образом, учитывая предмет спора, а также вывод о ничтожности части условий пункта 3 дополнительных соглашений N 1, то есть частичное удовлетворение исковых требований, суд первой инстанции обязан был в резолютивной части решения указать на удовлетворение и отказ в удовлетворении в части каждого из заявленных требований.
Апелляционным судом указанное нарушение не исправлено.
Основанием для отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций в силу пункта 1 части 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является неприменение закона, подлежащего применению.
В пункте 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить решение суда первой и постановление апелляционной инстанций полностью и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт.
Поскольку все фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражными судами, суд кассационной инстанции считает необходимым решение от 20.09.2011 и постановление от 29.11.2011 отменить и принять новый судебный акт, которым частично удовлетворить заявленные требования, а именно признать пункт 3 дополнительных соглашений от 12.07.2010 N 1 к договорам банковского счета от 12.07.2010 N 00402, от 12.07.2010 N 00403, от 12.07.2010 N 00404, от 12.07.2010 N 00405 недействительным в части условий:
- - о предоставления клиентом банку согласованных с органом местного самоуправления расчетных (платежных) документов, копии акта приемки работ;
- - о предоставления клиентом банку согласованных с органом местного самоуправления расчетных (платежных) документов, копии договора на проведение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома с наличием в нем условия об авансовом платеже;
- - о предварительном согласовании с органом местного самоуправления и предоставления банку соответствующего документа с отметкой органа местного самоуправления при закрытии счета или перечислении на другой банковский счет остатка денежных средств.
В остальной части в удовлетворении иска следует отказать, поскольку недействительность указанных условий не влечет недействительность прочих частей пункта 3 дополнительных соглашений N 1.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение от 20.09.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2011 по делу N А51-14535/2010 Арбитражного суда Приморского края отменить.
Признать недействительным пункт 3 дополнительных соглашений от 12.07.2010 N 1 к договорам банковского счета от 12.07.2010 N 00402, от 12.07.2010 N 00403, от 12.07.2010 N 00404, от 12.07.2010 N 00405, заключенных между открытым акционерным обществом "Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации" и товариществом собственников жилья "Толстовцы" в части условий:
- - о предоставления клиентом банку согласованных с органом местного самоуправления расчетных (платежных) документов, копии акта приемки работ;
- - о предоставления клиентом банку согласованных с органом местного самоуправления расчетных (платежных) документов, копии договора на проведение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома с наличием в нем условия об авансовом платеже;
- - о предварительном согласовании с органом местного самоуправления и предоставления банку соответствующего документа с отметкой органа местного самоуправления при закрытии счета или перечислении на другой банковский счет остатка денежных средств.
В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья:
А.Н.Барбатов
А.Н.Барбатов
Судьи:
А.А.Шведов
Т.Н.Карпушина
А.А.Шведов
Т.Н.Карпушина
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)