Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.04.2012 ПО ДЕЛУ N А05-584/2012

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 апреля 2012 г. по делу N А05-584/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 9 апреля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 апреля 2012 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Чельцовой Н.С., судей Мурахиной Н.В. и Осокиной Н.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Твороговой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Предприятие котельных и тепловых сетей" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 29 февраля 2012 года по делу N А05-584/2012 (судья Шадрина Е.Н.),

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Предприятие котельных и тепловых сетей" (ОГРН XXXXXXXXXXXXX; далее - ООО "ПКТС", общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Архангельской области (ОГРН XXXXXXXXXXXXX; далее - инспекция, административный орган) от 10.01.2012 N 01-10/1 о привлечении к административной ответственности по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением арбитражного суда от 29 февраля 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "ПКТС" обжаловало судебный акт в апелляционном порядке, ссылаясь на то, что не является субъектом вменяемого правонарушения.
Инспекция в отзыве отклонила доводы апелляционной жалобы.
ООО "ПКТС" ходатайствует о рассмотрении жалобы без своего участия.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в суд не направили, поэтому дело рассмотрено в их отсутствие на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав письменные доказательства, изучив изложенные в жалобе доводы, проверив законность и обоснованность судебного акта, апелляционная инстанция считает жалобу подлежащей удовлетворению, а решение суда отмене, в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения от 02.12.2011 N А-10/6-02/1436 в период с 05.12.2011 по 21.12.2011 государственным жилищным инспектором Хромцовой И.В. проведена внеплановая документарная проверка с целью рассмотрения коллективного обращения жильцов дома N 1, расположенного по адресу: ул. Нагорная, пос. Нименьга, Онежский район, Архангельская область, с жалобой на нарушение нормативов предоставления коммунальной услуги по отоплению многоквартирного дома (лист дела 45).
В ходе проверки выявлены нарушения нормативного уровня предоставления коммунальной услуги по отоплению указанного дома, а именно: температура воздуха в квартирах N 27, 28, 29, 30, 33, 35, 36 не соответствует требованиям пункта 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг) - при установленном нормативе +20 °C. Результаты проверки зафиксированы в акте от 21.12.2011 N А-10/7-05/965 (лист дела 43).
Данные обстоятельства послужили основанием для составления 26.12.2011 в отношении ООО "ПКТС" протокола об административном правонарушении N А-10/7-03/367 (том 1, листы 38 - 41).
Заместитель руководителя инспекции Белов А.В., рассмотрев указанный протокол и приложенные к нему материалы, вынес постановление от 10.01.2012 о привлечении общества к административной ответственности по статье 7.23 КоАП РФ в виде штрафа в размере 5000 руб. (листы дела 35 - 38).
ООО "ПКТС" с постановлением не согласилось и оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях общества состава вмененного правонарушения, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная инстанция не согласна с указанным выводом по следующим основаниям.
Статья 7.23 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
В силу указанной статьи ответственность за нарушение нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами установлена для лиц, которыми нарушены Правила предоставления коммунальных услуг.
Действие названных Правил распространяется на потребителей и исполнителей услуг по теплоснабжению, энергоснабжению, водоснабжению и канализации независимо от их ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы.
В силу пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг коммунальными услугами является деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых домах. При этом под исполнителем понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Потребителем является гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Ресурсоснабжающей организацией является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.
Коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Правилами предоставления коммунальных услуг (пункт 4 данных Правил).
В силу пункта 6 Правил предоставления коммунальных услуг, теплоснабжение является разновидностью коммунальных услуг и представляет собой круглосуточное обеспечение потребителя теплоэнергией надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение.
Пунктом 9 данных Правил предусмотрено, что при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена, в том числе, бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
Согласно пункту 49 Правил предоставления коммунальных услуг исполнитель обязан: предоставлять потребителю коммунальные услуги и в необходимых для него объемах; предоставлять потребителю коммунальные услуги надлежащего качества безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором; заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям; самостоятельно или с привлечением других лиц обслуживать внутридомовые инженерные системы, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю.
Потребитель в свою очередь имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу.
Министерство регионального развития Российской Федерации в письме от 20.03.2007 N 4989-СК/07 "О применении пункта 3 и 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307", разъяснило, что на основании пунктов 3 и 49 Правил в зависимости от выбранного в порядке, предусмотренном статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, способа управления многоквартирным домом исполнителем могут быть: управляющая организация, в обязанности которой входит предоставление всех коммунальных услуг в зависимости от имеющейся степени благоустройства многоквартирного дома; товарищество собственников жилья (жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив), в обязанности которого входит предоставление всех коммунальных услуг в зависимости от имеющейся степени благоустройства многоквартирного дома; иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы (в том числе ресурсоснабжающая организация) - только при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме или при предоставлении коммунальных услуг собственникам жилых домов.
Согласно пунктам 3 и 49 Правил предоставления коммунальных услуг в случаях, когда управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, товариществом собственников жилья (жилищно-строительным, жилищным или иным специализированным потребительским кооперативом), ресурсоснабжающая организация не может быть исполнителем коммунальных услуг.
Из положений пункта 3 и подпунктов "а" - "г" пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг обязательным признаком статуса исполнителя коммунальных услуг является ответственность одного лица и за подачу в жилое помещение коммунальных ресурсов и одновременно за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Как усматривается из материалов дела, согласно акту передачи и закрепления имущества на праве хозяйственного ведения от 01.09.2010, жилой дом N 1, расположенный по адресу: ул. Нагорная, пос. Нименьга, Онежский район, Архангельская область, передан администрацией муниципального образования "Нименьгское" на праве хозяйственного ведения муниципальному унитарному предприятию "Нименьгское коммунальное хозяйство" (далее - МУП "НКХ"). В состав общего имущества спорного многоквартирного дома, в том числе, входит и система центрального отопления.
По договору аренды муниципального имущества от 21.09.2010 N 5 с 01.10.2010 ООО "ПКТС" переданы в пользование на праве аренды оборудование котельной и наружные сети теплофикации в пос. Нименьга (листы дела 13 - 18).
Согласно трехстороннему договору от 01.09.2011, заключенному между администрацией муниципального образования "Нименьгское" ("собственник"), ООО "ПКТС" ("ресурсоснабжающая организация") и муниципальное унитарное предприятие "Нименьгское коммунальное хозяйство" (далее - МУП "НКХ", "управляющая компания"), "собственник" и "управляющая компания" поручает, а "ресурсоснабжающая организация", на основании договора ресурсоснабжения, обязуется поставлять "потребителям" через присоединенную сеть тепловую энергию установленного качества до границы сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. При этом ООО "ПКТС" несет ответственность за режим и качество подачи тепловой энергии до границы сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (пункты 1, 4 соглашения).
В свою очередь управляющей организацией дома N 1, расположенного по адресу: ул. Нагорная, пос. Нименьга, Онежский район, Архангельская область, является МУП "НКХ".
С учетом изложенного, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, апелляционный суд приходит к выводу о том, что субъект содержания внутридомовых инженерных систем административным органом не исследовался.
Таким образом, "ООО "ПКТС", являясь ресурсоснабжающей организацией, не соответствует понятию "исполнитель" закрепленному в пункте 3 Правил предоставления коммунальных услуг.
В силу пункта 75 данных Правил за нарушение качества и порядка предоставления коммунальных услуг ответственность, установленную законодательством Российской Федерации, несет исполнитель.
Согласно пункту 5 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации или теплосетевой организации либо в точке подключения к бесхозяйной тепловой сети. Следовательно, ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи тепловой энергии до границы балансовой принадлежности. Границы балансовой принадлежности определяются по внешней границе стены здания.
Указанный вывод нашел свое отражение и в пункте 6.1 типового договора ресурсоснабжения от 01.09.2011 (листы дела 19 - 23). Нормативный уровень предоставления коммунальной услуги по отоплению указанного дома по внешней границе стены здания инспекцией не определялся.
При таких обстоятельствах ООО "ПКТС" не является субъектом вменяемого ему правонарушения.
В силу части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Состав административного правонарушения должен содержать совокупность следующих элементов: объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону. Отсутствие хотя бы одного из названных элементов свидетельствует об отсутствии состава правонарушения и оснований для привлечения к административной ответственности.
Согласно части 2 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах постановление инспекции о привлечении ООО "ПКТС" к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 КоАП РФ, является незаконным.
Следовательно, решение суда первой инстанции следует отменить.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 29 февраля 2012 года по делу N А05-584/2012 отменить.
Признать незаконным и отменить полностью постановление Государственной жилищной инспекции Архангельской области от 10.01.2012 N 01-10/1 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Предприятие котельных и тепловых сетей" к административной ответственности по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Председательствующий
Н.С.ЧЕЛЬЦОВА
Судьи
Н.В.МУРАХИНА
Н.Н.ОСОКИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)