Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ ОТ 24.12.2010 ПО ДЕЛУ N А40-108761/10-149-363

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 24 декабря 2010 г. по делу N А40-108761/10-149-363


Резолютивная часть решения объявлена 21 декабря 2010 года
Полный текст решения изготовлен 24 декабря 2010 года
Арбитражный суд в составе судьи Лапшиной В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Самойловой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело
по иску ТСЖ "Бахрушина, 13"
к Департаменту имущества г. Москвы
третье лицо: Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы
о взыскании 1.287.016 руб. 79 коп. задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, 92.392 руб. 56 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами
при участии представителей:
- от истца Алферов С.А. представитель по доверенности б/н от 14.11.2009 г., паспорт;
- от ответчика: Феофанова Н.О. представитель по доверенности от 15.12.2009 г. N Д-09/6220, служебное удостоверение;

- установил:

ТСЖ "Бахрушина, 13" обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к г. Москве в лице Департамента имущества г. Москвы о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг в размере 1.169.182 руб. 06 коп., пени по ст. 155 Жилищного Кодекса РФ в размере 64.248 руб. 18 коп.
Истец в порядке ст. 49 АПК РФ заявил об увеличении размера исковых требований и изменении предмета иска, просил взыскать с Департамента имущества г. Москвы в пользу ТСЖ "Бахрушина, 13" 1.287.016 руб. 79 коп. задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, 92.392 руб. 56 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами. Изменение размера и предмета исковых требований принято судом протокольным определением от 09 ноября 2010 года.
Определением от 02.12.2010 г. суд в порядке ст. 51 АПК РФ привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы, который будучи надлежаще извещенным о месте и времени судебного разбирательства, в суд не явился. Дело рассмотрено без участия его представителя в порядке ст. ст. 123, 124, 156 АПК РФ.
Исковые требования мотивированы тем, что г. Москве принадлежат на праве собственности жилые и нежилые помещения по адресу: г. Москва, ул. Бахрушина, д. 13. В нарушение установленной п. 3 ст. 30, п. 1 ст. 157 Жилищного Кодекса РФ обязанности по уплате собственником жилищно-коммунальных платежей ответчик их оплату не производил с января 2009 года по 09.11.2010 г. в связи с чем у него образовалась задолженность перед истцом в размере 1.287.016 руб. 79 коп.
Представитель ответчика Департамент имущества г. Москвы возражал против удовлетворения иска, письменный отзыв суду не представил, считает себя ненадлежащим ответчиков в части жилых помещений, принадлежащих г. Москве, указал, что истец неправомерно использовал ставки за жилые помещения применительно к нежилым.
Оценив на основе всестороннего, полного и объективного исследования всех имеющихся в деле доказательств, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности, проверив обоснованность доводов, изложенных в исковом заявлении, суд признал исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 13 октября 2008 года было зарегистрировано Товарищество собственников жилья "Бахрушина, 13", которое в настоящее время является управляющей организацией в доме по адресу: г. Москва, ул. Бахрушина, дом 13.
Согласно Свидетельствам о государственной регистрации права серии 77 АЖ N 622133 и N 622136 от 25.12.2008 года, г. Москве на праве собственности принадлежат нежилые помещения по адресу: г. Москва, ул. Бахрушина, д. 13, площадью 156,5 кв. м и 764,8 кв. м.
Согласно пункта 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества.
Пунктом 4 статьи 137 ЖК РФ товарищество собственников жилья может истребовать в судебном порядке полного возмещения причиненных ему убытков в результате исполнения собственниками помещений в многоквартирном доме обязательств по уплате обязательных платежей и взносов и оплате иных общих расходов.
В силу императивных требований пункта 2 статьи 153 ЖК РФ, обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника с момента возникновения права собственности на жилое помещение
Структура платы за жилое помещение, ее внесение и размер определены в статьях 154 - 158 ЖК РФ.
Согласно пункта 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное оборудование, а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции иного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
На основании пунктов 1, 2 статьи 39 ЖК РФ собственник помещений в многоквартирном доме несет бремя расходов на содержание общего имущества в размере, определяемом долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника. При этом отсутствие договора не означает, что у него нет обязанности долевого участия в расходах.
В силу статьи 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Согласно статье 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" указывает, что собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества (далее соответственно - услуги, работы) с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом (п. 12).
Надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается, в том числе собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 ЖК РФ; путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом), - в соответствии со статьей 164 ЖК РФ (п. 16).
Согласно пункту 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения: а) платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений; б) обязательных платежей и взносов собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. При этом собственники помещений, не являющиеся членами указанных организаций, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения в соответствии с частью 6 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункта 3 части 1 статьи 137 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья вправе устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год товарищества размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Согласно п. 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491 (далее как - Правила), собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество.
Пунктом 33 Правил предусмотрено, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами товарищества собственников жилья, определяется органами управления товарищества собственников жилья на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год. Согласно пункту 35 Правил размеры платы за содержание и ремонт жилого помещения и размеры обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, должны быть соразмерны утвержденному перечню, объемам и качеству услуг и работ.
Из указанных правовых норм следует, что собственники помещений, не являющиеся членами товарищества собственников жилья, обязаны оплачивать расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме; установление размера таких платежей относится к компетенции органов управления товарищества собственников жилья; неучастие собственников помещений в товариществе собственников жилья не освобождает их от оплаты расходов на содержание и ремонт общего имущества дома.
Таким образом, суд приходит к выводу об обязанности ответчика как представителя собственника нести бремя расходов по содержанию дома соразмерно доле города.
В соответствии с п. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации).
Размер платежа за коммунальные услуги в 2009 году установлен постановлением Правительства Москвы от 10 декабря 2008 г. N 1112-ПП, в соответствии с которым плата за отопление в 2009 г. составляет 15,30 руб./кв. м.
Размер платежа за коммунальные услуги в 2010 году установлен Постановлением Правительства Москвы от 01 декабря 2009 г. N 1294-ПП, в соответствии с которым плата за отопление в 2010 г. составляет 19,04 руб./кв. м.
Согласно ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется на общем собрании. Согласно Протоколу от 15.09.2008 г. решением общего собрания собственников помещений утверждена сумма ежемесячных обязательных платежей на содержание и ремонт в размере 39 руб. за 1 квадратный метр общей площади помещения. В соответствии со ст. 46 ЖК РФ решение общего собрания является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
Право собственности г. Москвы не оспорено, принадлежащие г. Москве на праве собственности нежилые помещения площадью 156,5 кв. м и 764,8 кв. м не признаны в установленном законом порядке общим имуществом дома, на которое право общей долевой собственности принадлежит собственникам многоквартирного дома.
За период с января 2009 г. по октябрь 2010 г. ответчик не оплатил жилищно-коммунальные услуги за нежилые помещения в размере 1.014.127 руб. 85 коп., в связи с чем задолженность, расчет которой представлен истцом в материалы дела, подлежит взысканию в указанном размере в судебном порядке.
В связи с неисполнением ответчиком своих обязательств истец применил меру ответственности, предусмотренную ст. 395 ГК РФ, и начислил на сумму неисполненных обязательств проценты за пользование чужими денежными средствами.
С учетом правовой природы обязательств, оснований применения ст. 395 ГК РФ, а также сроков оплаты оказанных истцом жилищно-коммунальных услуг по нежилым помещениям, суд считает требование истца о взыскании процентов за пользование чужим денежными средствами в размере 73.703 руб. 54 коп. за период с 11.02.2009 г. по 09.11.2010 г. в размере 73.703 руб. 54 коп. с даты наступления обязательств по оплате услуг обоснованным, соразмерным и подлежащим удовлетворению.
При изложенных обстоятельствах арбитражный суд установил, что исковое заявление является обоснованным и подлежит удовлетворению в части взыскания задолженности по жилищно-коммунальным услугам за нежилые помещения.
Согласно Выпискам из ЕГРП от 14.07.2010 г. N 06/013/2010-131 и N 06/013/2010-133 г. Москве на праве собственности также принадлежат жилые помещения по адресу: г. Москва, ул. Бахрушина, д. 13 - две квартиры N 27 площадью 111,9 кв. м и N 45 площадью 120,3 кв. м.
Согласно ч. 3 ст. 153 Жилищного кодекса РФ до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
В соответствии с пунктом 1.2 постановления Правительства города Москвы от 26.08.2008 N 766-ПП Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы от имени Правительства Москвы осуществляет правомочия собственника по распоряжению жилыми помещениями, принадлежащими городу Москве и входящими в имущественную казну города Москвы.
В соответствии с ч. 1 ст. 47 АПК РФ в случае, если при подготовке дела к судебному разбирательству или во время судебного разбирательства в суде первой инстанции будет установлено, что иск предъявлен не к тому лицу, которое должно отвечать по иску, арбитражный суд может по ходатайству или с согласия истца допустить замену ненадлежащего ответчика надлежащим.
Согласно ч. 2 ст. 47 АПК РФ если истец не согласен на замену ответчика другим лицом, суд может с согласия истца привлечь это лицо в качестве второго ответчика.
Истец возражал против привлечения Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы к участию в деле в качестве соответчика, что отражено в определении суда от 02.12.2010 г.
Если истец не согласен на замену ответчика другим лицом или на привлечение этого лица в качестве второго ответчика, арбитражный суд рассматривает дело по предъявленному иску (ч. 5 ст. 47 АПК РФ).
Таким образом, исковые требования в части взыскания задолженности по оплате за содержание и ремонт, коммунальные услуги на сумму 272.888 руб. 94 коп. в отношении жилых помещений, принадлежащих на праве собственности г. Москве, предъявлены к Департаменту имущества г. Москвы как к ненадлежащему ответчику, в связи с чем правовые основания для удовлетворения заявленных исковых требований в указанной части отсутствуют. Следовательно не подлежит рассмотрению вопрос о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в оставшейся части.
В связи с частичным удовлетворением заявленных требований в соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по госпошлине относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Поскольку истцу при подаче искового заявления была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины, государственная пошлина в размере 5.663 руб. 70 коп. в соответствии со ст. 110 АПК РФ подлежит взысканию с истца в доход федерального бюджета.
Руководствуясь ст. ст. 9, 64 - 68, 71, 75, 110, 123, 156, 167 - 170, 176, 180, 181 АПК РФ, суд

решил:

Взыскать с Департамента имущества г. Москвы в пользу Товарищества собственников жилья "Бахрушина, 13" денежные средства в размере 1.087.831 руб. 39 коп. (один миллион восемьдесят семь тысяч восемьсот тридцать один рубль тридцать девять копеек), из которых: 1.014.127 руб. 85 коп. (один миллион четырнадцать тысяч сто двадцать семь рублей восемьдесят пять копеек) - основной долг 73.703 руб. 54 коп. (семьдесят три тысячи семьсот три рубля пятьдесят четыре копейки) - проценты за пользование чужими денежными средствами.
В остальной части исковых требований Товарищества собственников жилья "Бахрушина, 13" отказать.
Взыскать с Товарищества собственников жилья "Бахрушина, 13" в доход федерального бюджета 5.663 руб. 70 коп. (пять тысяч шестьсот шестьдесят три рубля семьдесят копеек) государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в течение месяца с даты принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья
В.В.ЛАПШИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)