Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.12.2012 N 15АП-14977/2012 ПО ДЕЛУ N А53-25897/2012

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 декабря 2012 г. N 15АП-14977/2012

Дело N А53-25897/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 декабря 2012 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Сулименко О.А., судей Гуденица Т.Г., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Власовой Т.С.,
при участии:
- от заявителя - представители Дементиевская Е.А., по доверенности от 01.03.2012, паспорт; Михайленко О.В., по доверенности от 01.03.2012, паспорт; адвокат Сокол А.А., по доверенности, удостоверение;
- от заинтересованного лица - главный специалист Гриценко Р.И., по доверенности от 20.03.2012 г., удостоверение;
- от третьего лица - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Администрации города Ростова-на-Дону на решение Арбитражного суда Ростовской области от 30.10.2012 по делу N А53-25897/2012
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Полипроф"
к заинтересованному лицу - Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Администрации города Ростова-на-Дону
при участии третьего лица - общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Донские коммунальные инвестиции"
о признании недействительным распоряжения Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Администрации города Ростова-на-Дону от 15.05.2012 N 43-р,

установил:

общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Полипроф" (далее - общество, ООО УК "Полипроф") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании недействительным распоряжения Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Администрации города Ростова-на-Дону (далее - департамент) от 15.05.2012 N 43-р.
Заявленные требования мотивированы тем, что департаментом в административном порядке оспариваемым распоряжением общество исключено из числа получателей субсидии (распоряжение департамента от 27.02.2012 N 15-р). Распоряжение департамента от 27.02.2012 N 15-р явилось основанием для возникновения гражданско-правовых отношений (проведен конкурсный отбор по выбору подрядной организации на капитальный ремонт многоквартирного жилого дома, заключены договоры подряда N 114/2 и N 115/2.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 30.10.2012 заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Решение мотивировано тем, что оспариваемое распоряжение от 27.02.2012 N 15-р противоречит статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Администрации города г. Ростова-на-Дону обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просил отменить судебный акт, в удовлетворении заявленных по делу требований отказать. Указывает, что перераспределение субсидий из бюджета города произведено в рамках полномочий департамента, в связи с чем не может быть признано незаконным.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании участвующие в деле лица настаивали на доводах апелляционной жалобы и отзыва на нее.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество является управляющей организацией в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Текучева, 125/200, а также в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: г. Ростов-на-Дону, пер. Газетный, 102/159.
Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Администрации г. Ростова-на-Дону, в соответствии с Постановлением Администрации г. Ростова-на-Дону от 14.04.2011 N 222, 27.02.2012 издано распоряжение N 15-р "Об утверждении перечня управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищно-строительных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов и многоквартирных домов, в которых предусмотрен капитальный ремонт с целью предупреждения и устранения аварийных ситуаций за счет субсидий бюджета города в 2012 году".
Указанным распоряжением для капитального ремонта с целью предупреждения и устранения аварийных ситуаций за счет субсидий бюджета города в 2012 году в Октябрьском районе утверждены УК ООО "Полипроф" и находящиеся в ее управлении многоквартирные жилые дома, расположенные по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Текучева, 125/200, на капитальный ремонт которого (закрепление грунтов в основании фундаментов, усиление несущих конструкций (2 этап)) запланировано выделение из бюджета 12 555 300 рублей и по адресу: г. Ростов-на-Дону, пер. Газетный, 102/159, на капитальный ремонт которого (закрепление грунтов в основании фундаментов здания (2 этап)) запланировано выделение из бюджета 8 416 780 рублей.
Доля собственников в финансировании капитального ремонта согласно данному распоряжению - 660 810 рублей по жилому дому на ул. Текучева, 125/200, и 442 990 рублей по жилому дому на пер. Газетный 102/159.
Указанные средства являются финансированием второго этапа проведения работ по капитальному ремонту названных выше многоквартирных домов.
29.03.2012 в рамках исполнения указанных актов был проведен конкурсный отбор по выбору подрядной организации на капитальный ремонт многоквартирного дома, финансируемых за счет средств бюджета города и собственников. Комиссией, состоявшей из представителей собственников, УК ООО "Полипроф" и дирекции по результатам конкурсного отбора составлен протокол N 1 от 29.03.2012 (по дому на ул. Текучева, 125/200), согласно которому победившей организацией признано ООО "ГеоИндустрия" и протокол N 2 от 29.03.2012 (по дому на пер. Газетный 102/159), согласно которому победившей организацией также признано ООО "ГеоИндустрия".
03.04.2012 между ООО УК "Полипроф" и ООО "ГеоИндустрия" во исполнение Распоряжения Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Администрации г. Ростова-на-Дону N 15 от 27.02.2012, Протокола N 1 от 29.03.2012 "О проведении конкурсного отбора подрядных организаций по видам работ многоквартирного дома" заключены договор подряда N 115/12, согласно которому ООО "ГеоИндустрия" обязалось выполнить работы по закреплению грунтов основания фундаментов, усиление несущих конструкций многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Текучева, 125/200, и договор подряда N 114/12, согласно которому ООО "ГеоИндустрия" обязалось выполнить работы по закреплению грунтов основания фундаментов здания многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, пер. Газетный 102/159.
15.05.2012 распоряжением департамента N 43-р внесены изменения в распоряжение от 27.02.2012 N 15-р. Указанными изменениями общество было исключено из списка получателей субсидий для целей капитального ремонта многоквартирных жилых домов.
Полагая распоряжение N 43-р нарушающим его права на получение субсидии, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
При рассмотрении апелляционной жалобы коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о недействительности оспариваемого распоряжения в силу следующего.
Постановлением Администрации г. Ростова-на-Дону от 14.04.2011 N 222 утверждено Положение о порядке предоставления субсидий из бюджета города управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным и иным специализированным потребительским кооперативам на проведение капитального ремонта многоквартирных домов с целью предупреждения и устранения аварийных и чрезвычайных ситуаций, согласно которому субсидия предоставляется управляющей организации при условии выполнения следующих видов работ по капитальному ремонту многоквартирных домов: - устранение деформаций и усиление несущих конструкций, оснований и фундаментов зданий.
При этом преимущественное право на получение субсидий имеют многоквартирные дома, капитальный ремонт которых был начат в предыдущие годы, на что частично выделялась субсидия из бюджета города, а также многоквартирные дома, требующие принятия безотлагательных мер по проведению капитального ремонта в результате чрезвычайной ситуации.
Таким образом, право общества на финансирование ремонта в указанных выше домах за счет субсидий бюджета города возникло на основании акта органа местного самоуправления - Постановления Администрации г. Ростова-на-Дону от 14.04.2011 N 222.
Перечень управляющих организаций и обслуживаемых ими домов, для которых было предусмотрено выделение бюджетных средств, был утвержден Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Администрации г. Ростова-на-Дону, в соответствии с Постановлением Администрации г. Ростова-на-Дону от 14.04.2011 N 222, в распоряжении N 15-р от 27.02.2012 "Об утверждении перечня управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищно-строительных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов и многоквартирных домов, в которых предусмотрен капитальный ремонт с целью предупреждения и устранения аварийных ситуаций за счет субсидий бюджета города в 2012 г.".
В части 1 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Согласно части 1 статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).
По смыслу указанных норм орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им ненормативный правовой акт в случае выявления его противоречия закону; в свою очередь, отменяющий акт органа местного самоуправления должен соответствовать закону, то есть быть обоснованным, и не нарушать законных прав граждан и организаций. При этом реализация органами местного самоуправления предоставленных законом полномочий не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов.
Оспариваемое распоряжение повлекло вмешательство в состоявшиеся гражданско-правовые отношения, возникшие на основании договоров подряда, создало препятствия для осуществления обществом экономической деятельности, то есть нарушило права и законные интересы заявителя.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные обществом требования о признании недействительным оспариваемого распоряжения Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Администрации города Ростова-на-Дону от 15.05.2012 N 43-р.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 30.10.2012 по делу N А53-25897/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Администрации города Ростова-на-Дону 1 000 руб. излишне уплаченной государственной пошлины по платежному поручению N 442 от 08.11.2012 г.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий
О.А.СУЛИМЕНКО

Судьи
Т.Г.ГУДЕНИЦА
С.С.ФИЛИМОНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)