Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 23.11.2006 ПО ДЕЛУ N А60-28517/06-С8

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом; Органы управления товарищества собственников жилья; ТСЖ (товарищество собственников жилья)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ


23 ноября 2006 г. Дело N А60-28517/06-С8

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.А. Сушковой при ведении протокола судебного заседания судьей рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению объединенного жилищно-эксплуатационного кооператива "Мичуринский" к Администрации г. Екатеринбурга о признании незаконными действий,
при участии в судебном заседании: от заявителя - В.М. Богданова, адвоката, по доверенности от 02.08.2006, Л.С. Ершовой, председателя правления, на основании протокола N 39 от 15.04.2006; от заинтересованного лица - Е.Н. Нестерова, специалиста, по доверенности от 25.08.2006.
Отвода составу суда не заявлено, права разъяснены. Заявителем заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного на обжалование срока, установленного п. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с длящимся характером бездействия заинтересованного лица.
С учетом представленной в материалы длительной переписки заявителя с заинтересованным лицом, длящегося характера бездействия, не прекратившегося к дате судебного заседания, ходатайство судом удовлетворено, пропущенный на обжалование срок восстановлен.
Заявителем в порядке, установленном ч. 1 ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявлено ходатайство об изменении предмета требований.
Ходатайство судом удовлетворено, поскольку изменение предмета требований не повлекло изменение основания требований.

Заявитель просит признать незаконным бездействие Администрации МО "город Екатеринбург", выразившееся в неформировании земельного участка, занимаемого жилыми домами N 8, 12, 16 по ул. Ткачей в г. Екатеринбурге, в размере 17429,5 кв. м для предоставления в общую долевую собственность собственников помещений в домах N 8, 12, 16 по ул. Ткачей в г. Екатеринбурге, а также обязать Администрацию МО "город Екатеринбург" устранить допущенные нарушения прав, совершить все необходимые действия по формированию земельного участка, занимаемого жилыми домами N 8, 12, 16 по ул. Ткачей в г. Екатеринбурге, в размере 17429,5 кв. м и предоставить указанный земельный участок в общую долевую собственность собственников помещений в домах N 8, 12, 16 по ул. Ткачей в г. Екатеринбурге.
Заинтересованное лицо отзыв на заявление не представило, представитель заинтересованного лица в судебном заседании заявленные требования отклонил со ссылкой на то, что оснований для формирования земельного участка указанной площади не имеется. Кроме того, представитель заинтересованного лица указал, что заявление о формировании земельного участка не подавалось.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд
УСТАНОВИЛ:

объединенный жилищно-эксплуатационный кооператив "Мичуринский" является некоммерческой организацией, созданной для эксплуатации комплекса домов N 8, 12, 16 по ул. Ткачей, дома N 2 по ул. Буторина в г. Екатеринбурге.
Решением Исполнительного комитета Свердловского городского совета народных депутатов от 10.12.1986 N 413-6 объединенному жилищно-эксплуатационному кооперативу "Мичуринский" был отведен в бессрочное пользование земельный участок площадью 2 га под выстроенные жилые дома по ул. Ткачей N 8, 12, 16.
15.05.2005 ОЖЭК "Мичуринский", действуя от имени собственников помещений в кооперативных домах, расположенных по адресам: г. Екатеринбург, ул. Ткачей, 8, ул. Ткачей, 12, ул. Ткачей, 16, ул. Буторина, 2, обратился в Администрацию г. Екатеринбурга с заявлением о предоставлении земельного участка, на котором находятся указанные дома, в собственность владельцев квартир.
В соответствии с п. 3, 4, 5 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно ст. 110, 115, 119 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищным или жилищно-строительным кооперативом признается добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления жилыми и нежилыми помещениями в кооперативном доме.
Жилищные и жилищно-строительные кооперативы являются потребительскими кооперативами.
Председатель правления жилищного кооператива без доверенности действует от имени кооператива, в том числе представляет его интересы и совершает сделки; осуществляет иные полномочия, не отнесенные Кодексом или уставом кооператива к компетенции общего собрания членов кооператива (конференции) или правления кооператива.
В соответствии со ст. 129 Жилищного кодекса Российской Федерации на отношения собственности в многоквартирном доме в жилищном кооперативе при условии полностью выплаченного паевого взноса хотя бы одним членом жилищного кооператива распространяется действие главы 6 Кодекса, в том числе ст. 36 Кодекса, согласно которой собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии с п. 2 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
Из изложенного выше следует, что при решении вопроса о приобретении в общую долевую собственность собственниками помещений в многоквартирном жилом доме земельного участка жилищный кооператив представляет интересы собственников помещений. Переход земельного участка состоит из двух этапов: формирование земельного участка и проведение государственного кадастрового учета. Предоставление земельного участка в общую долевую собственность домовладельцев осуществляется в порядке, установленном жилищным законодательством.
Как следует из материалов дела, от имени собственников помещений в многоквартирных домах N 8, 12, 16, расположенных в г. Екатеринбурге по улице Ткачей, ОЖЭК "Мичуринский" обратился в Администрацию г. Екатеринбурга с заявлением от 15.05.2005 о предоставлении земельного участка в собственность владельцев квартир, расположенных в указанных домах. Заявление получено заинтересованным лицом 23.05.2005, что подтверждается соответствующей отметкой. Письмом от 27.06.2005, направленным в адрес заявителя МУ "Центр подготовки разрешительной документации для строительства", заявителю было предложено обратиться к специалисту Октябрьского района.
Как пояснил в судебном заседании представитель заявителя, специалисту Октябрьского района г. Екатеринбурга был представлен запрошенный им пакет документов, необходимых для формирования земельного участка.
Однако с момента обращения заявителя в Администрацию г. Екатеринбурга до даты рассмотрения настоящего дела формирование земельного участка не произведено, единственным документом, предоставленным заявителю, является топографическая карта земельного участка.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" изданные до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации и регулирующие земельные отношения нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации применяются в части, не противоречащей Земельному кодексу Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1997 N 1223 утверждено Положение об определении размеров и установлении границ земельных участков в кондоминиумах.
Из положений ст. 1 Федерального закона от 15.06.1996 N 72-ФЗ "О товариществах собственников жилья", утратившего силу с введением в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 10 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" следует, что кондоминиумом является общее имущество многоквартирного дома.
Положение об определении размеров и установлении границ земельных участков в кондоминиумах не противоречит Земельному кодексу и в силу правовой нормы, содержащейся в п. 2 ст. 36 Кодекса, подлежит применению при рассмотрении настоящего спора.
В соответствии с п. 7, 8 названного Положения для определения размеров и установления границ земельных участков проводятся следующие работы:
- подготовка материалов по установлению границ земельных участков в кондоминиумах с указанием предлагаемых ограничений по их использованию и сервитутов; при необходимости организация разработки проекта межевания территории существующей застройки (квартала, микрорайона или другого элемента планировочной структуры их частей) для создания кондоминиумов;
- определение нормативных размеров и установление границ земельных участков, передаваемых домовладельцам бесплатно;
- выявление территорий, превышающих нормативные размеры земельных участков (сверхнормативные территории), и подготовка проектов договоров о передаче в собственность или аренду этих территорий домовладельцам или товариществу собственников жилья;
- разрешение споров, возникающих при установлении границ земельных участков, сервитутов и ограничений по использованию земельных участков.
Указанные работы выполняются органом, уполномоченным органами местного самоуправления. Уполномоченный орган принимает свои решения на открытых заседаниях с участием домовладельцев конкретного кондоминиума, а также собственников, владельцев, пользователей и арендаторов смежных земельных участков и владельцев расположенных на них зданий, строений и сооружений, которым по их требованию выдаются копии принятых решений.
Документы и материалы по определению размеров и установлению границ земельных участков в кондоминиуме должны быть подготовлены и переданы в органы государственной власти или органы местного самоуправления в срок не позднее двух месяцев с даты обращения в уполномоченный орган домовладельцев или товарищества собственников жилья о передаче земельного участка в собственность или аренду.
В течение первого месяца с даты подачи заявления уполномоченный орган обязан выдать товариществу собственников жилья (в случае его отсутствия - отдельным домовладельцам) проект границ земельного участка, передаваемого бесплатно, с указанием его площади, а также границ, размеров и стоимости сверхнормативной территории.
В срок не более двух недель после получения проекта границ земельного участка заявитель должен определить свои намерения в отношении формы владения сверхнормативной территорией (собственность или аренда) и подать в уполномоченный орган соответствующую заявку. Уполномоченный орган в недельный срок должен письменно уведомить собственников, владельцев, пользователей и арендаторов смежных земельных участков и владельцев расположенных на них зданий, строений и сооружений о порядке ознакомления с проектом границ земельного участка, а также о времени и месте заседания по рассмотрению и решению этого вопроса.
В нарушение изложенного работы по формированию земельного участка, подлежащего передаче в собственность собственников помещений в многоквартирных домах ОЖЭК "Мичуринский", заинтересованным лицом в месячный срок с даты поступления к нему соответствующего заявления не выполнены.
Следовательно, со стороны заинтересованного лица имеет место неправомерное бездействие, выраженное в неоформлении земельного участка, занимаемого жилыми домами N 8, 12, 16 по ул. Ткачей, что нарушает права и законные интересы заявителя, претендующего на передачу земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в указанных многоквартирных домах.
Представителем заинтересованного лица в судебном заседании факт бездействия по неоформлению земельного участка не опровергнут.
Представленная в материалы дела переписка заявителя с заинтересованным лицом по вопросу площади земельного участка не является подтверждением совершения действий по оформлению спорного земельного участка, так как результатом оформления земельного является проект границ земельного участка, передаваемого бесплатно, с указанием его площади.
Кроме того, Положением об определении размеров и установлении границ земельных участков в кондоминиумах установлено, что размеры участков, передаваемых в общую долевую собственность домовладельцев бесплатно, определяются с учетом методики расчета нормативных размеров земельных участков. Нормативный расчет земельного участка, подлежащего передаче заявителю, заинтересованным лицом в материалы дела не представлен.
Поскольку проект границ земельного участка с указанием его площади не изготовлен и в материалы дела не представлен, суд считает, что требования заявителя о признании незаконным бездействия Администрации г. Екатеринбурга, выразившегося в неоформлении земельного участка, занимаемого жилыми домами N 8, 12, 16 по ул. Ткачей, по заявлению от 23.05.2005 подлежат удовлетворению.
Требование заявителя об обязании Администрации г. Екатеринбурга устранить допущенные нарушения прав, совершить все необходимые действия по формированию земельного участка, занимаемого жилыми домами N 8, 12, 16 по ул. Ткачей в г. Екатеринбурге, в размере 17429,5 кв. м и предоставить указанный земельный участок в общую долевую собственность собственников помещений в домах N 8, 12, 16 по ул. Ткачей в г. Екатеринбурге расценивается судом как предложенный способ устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя, поскольку в качестве самостоятельного такой предмет требований гл. 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не предусмотрен.
Вместе с тем предложенный заявителем способ устранения допущенных нарушений прав и законных интересов не соответствует предмету заявленных требований, так как заявителем обжалуется бездействие органа местного самоуправления, данных об отказе Администрацией г. Екатеринбурга в формировании земельного участка площадью 17429,5 кв. м суду не представлено. Данные о формировании земельного участка иной площади в материалы дела также не представлены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 171, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:

1. Заявленные объединенным жилищно-эксплуатационным кооперативом "Мичуринский" требования удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации МО "город Екатеринбург", выразившееся в неформировании земельного участка, занимаемого жилыми домами N 8, 12, 16 по ул. Ткачей в г. Екатеринбурге, в размере 17429,5 кв. м для предоставления в общую долевую собственность собственников помещений в домах N 8, 12, 16 по ул. Ткачей в г. Екатеринбурге.
Обязать Администрацию МО "город Екатеринбург" устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОЖЭК "Мичуринский" путем совершения действий по рассмотрению заявления от 15.05.2005 о предоставлении земельного участка и принять меры по формированию земельного участка.
Возвратить ОЖЭК "Мичуринский" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 2000 руб., уплаченную по платежному поручению от 07.09.2006 N 192.
2. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты изготовления его в полном объеме, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу.
В соответствии с частью 2 статьи 257 и частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
Судья
СУШКОВА С.А.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)