Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Мурин В.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Псковского областного суда
в составе:
Председательствующего Сладковской Е.В.,
Судей Виноградовой О.А., Ениславской О.Л.,
при секретаре М.,
с участием прокурора Лепихиной М.Н.,
рассмотрев в судебном заседании дело по кассационной жалобе ООО "Микрорайон N 7" на решение Псковского городского суда от 2 сентября 2010 года, которым постановлено: признать недействительным, ущемляющим права потребителей на предоставление услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома, договор управления многоквартирным домом от 1 марта 2008 г., заключенного ООО "Микрорайон N 7" с собственниками жилого дома N 16 по улице Стахановской в городе Пскове, в части включения услуги по уборке лестничных клеток жилого дома в перечень дополнительных услуг (п. 1.1 приложения N 4 к договору) финансируемых за отдельную плату.
Обязать ООО "Микрорайон N 7" в соответствии с договором управления многоквартирным домом от 1 марта 2008 г., заключенного с собственниками жилого дома N 16 по улице Стахановской в городе Пскове осуществлять уборку лестничных клеток данного жилого дома.
Выслушав доклад судьи Псковского областного суда Сладковской Е.В., объяснения представителей ООО "Микрорайон N 7" - В. и Т., заключение прокурора Лепихиной М.Н. об оставлении решения суда без изменения,
Судебная коллегия
Заместитель прокурора города Пскова в интересах И. обратился в суд с иском, уточненным в ходе рассмотрения дела, к Обществу с ограниченной ответственностью "Микрорайон N 7" о признании бездействия управляющей организации в части отсутствия организации уборки лестничных клеток дома N 16 по ул. Стахановской в г. Пскове незаконным, обязании ответчика производить уборку лестничных клеток в соответствии с требованиями п. 3.2.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 - сухую уборку и мойку пола лестничных площадок и маршей, а также обметание пола и стен, подоконников, отопительных приборов и т.д. производить не реже чем через пять дней, а стен - не менее двух раз в год. Мокрую уборку всех поверхностей - не реже одного раза в месяц, а также просил признать пункт 1.1 приложения N 4 к договору управления многоквартирным домом от 01.03.2008 года недействительным.
В обоснование предъявленных требований указал, что дом N 16 по улице Стахановской в городе Пскове находится в управлении ООО "Микрорайон N 7", что подтверждается заключенным между собственниками многоквартирного дома и управляющей организацией договором на управление многоквартирным домом от 01.03.2008.
Пунктом 2.1.5 договора управления многоквартирным домом предусмотрено, что санитарные работы по содержанию помещений общего пользования, в том числе уборка лестничных клеток (приложение N 4) отнесены к дополнительным услугам по содержанию и ремонту общего имущества, которые могут быть установлены дополнительным соглашением с собственниками дома.
Однако данное условие договора противоречит пункту 3.2.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, из содержания которого следует, что организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить требуемое санитарное состояние лестничных клеток.
Пунктом 1.5 ранее действовавшего решения Псковской городской Думы от 11.07.2008 N 499 "Об оплате за жилищные услуги" предусмотрен состав затрат на услуги по содержанию и ремонту жилья, оказываемые муниципальными предприятиями "Управление микрорайоном" или управляющими организациями, применяющими общий режим налогообложения, где в приложении N 3-а указана статья затрат 2.1 "уборка лестничных клеток".
Аналогичная статья затрат предусмотрена действующим решением Псковской городской Думы от 17.07.2009 N 861 "Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения".
Однако, в нарушение указанного федерального законодательства, администрацией ООО "Микрорайон N 7" не ведется работа по уборке лестничных клеток, т.е. не обеспечено требуемое санитарное состояние и благоприятные условия проживания граждан, несмотря на взимание за данную услугу с жильцов дома денежных средств.
Данное бездействие управляющей организации нарушает права и законные интересы И.
Истец в судебное заседание не явился, просил о рассмотрение дела в его отсутствие.
Представители ответчика - ООО "Микрорайон N 7" исковые требования не признали, и пояснила, что настоящие правоотношения урегулированы Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491, изданного на основании п. 3 ст. 39 ЖК РФ. Поскольку лестничные клетки многоквартирного дома являются общедомовым имуществом, расходы на его содержание обязаны нести собственники жилых помещений данного дома в пределах своей доли. Ответственность за содержание общего имущества в многоквартирном доме несут собственники, о чем говорит п. 41 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491; а решение о проведении регулярных уборок и санитарно-гигиенической очистке помещений должно быть принято на общем собрании собственников. На основании предписания, вынесенного органами Роспотребнадзора, ими была проведена разъяснительная беседа с уполномоченным представителем дома N 16 по ул. Стахановской, во время которой было предложено провести общее собрание собственников по изменению условий договора управления многоквартирным домом; результатов данная беседа не принесла.
Судом постановлено указанное выше решение.
В кассационной жалобе ООО "Микрорайон N 7" ставится вопрос об отмене решения суда с вынесением нового решения суда об отказе в удовлетворении требований прокурора, заявленных в интересах И. по тем основаниям, что суд неверно применил материальный закон, в частности ст. 162 ЖК РФ, и не учел, что решение Псковского городской Думы от 17.07.2009 г. за N 861 носит для них лишь рекомендательный характер.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит, что решение суда в части признания недействительным п. 1 приложения N 4 договора от 1 марта 2008 года подлежит отмене с направлением на новое рассмотрение в связи с тем, что судом нарушен процессуальный закон, восполнить эти нарушения без отмены решения суда невозможно.
Оспаривая данный договор в части в интересах И., прокурор ссылался на ничтожность п. 1.1 приложения N 4, поскольку положение п. 1.1 приложения N 4 к договору противоречат действующему законодательству, регулирующему вопросы содержания и управления многоквартирным домом.
Как видно из материалов дела, договор от 1 марта 2008 года был заключен на управление многоквартирным домом N 16 по ул. Стахановская в гор. Пскове. Жилые помещения в этом доме частично находятся в собственности граждан, а частично представляют собой муниципальную собственность.
Однако суд не привлек к участию в деле одну из сторон договора от 1 марта 2008 года - это собственников жилых помещений, чем грубо нарушил права стороны договора, лишив сторону договора права на участие в судебном разбирательстве при оспаривании договора.
При новом рассмотрении дела это нарушение закона подлежит устранению.
В остальной части решение суда первой инстанции является правильным, не противоречащим ст. 162 ЖК РФ.
Названный выше договор от 1 марта 2008 года заключен собственниками жилых помещений с ответчиком как управляющей компанией именно в рамках ст. 162 ЖК РФ.
Включая в перечень услуг и работ по содержанию дома уборку лестничных клеток по договору от 1 марта 2008 г., суд первой инстанции верно исходил из приложения N 9 к договору, где в п.п. "г" п. 11 уборка и санитарно-гигиеническая очистка помещений общего пользования включены в содержание общего имущества.
Кроме того, как пояснял представитель ответчика, определяя размер платы за содержание и ремонт жилья, их управляющая организация руководствовалась расчетами, предусмотренными решением Псковской городской Думы от 17.07.2009 г. N 861 "Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения" в сумме 7,73 руб. за квадратный метр.
Согласно данного расчета в сумму 7,73 руб. включены затраты на уборку лестничных клеток в сумме 0,46 коп.
Это не противоречит абз. 1 п. 31 постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", в соответствии с которым при определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Принимая во внимание изложенное, доводы кассационной жалобы являются несостоятельными.
Руководствуясь абз. 3 ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
Решение Псковского городского суда от 2 сентября 2010 года отменить в части признания недействительным, ущемляющим права потребителей на предоставление услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома, договор управления многоквартирным домом от 1 марта 2008 г., заключенного ООО "Микрорайон N 7" с собственниками жилого дома N 16 по улице Стахановской в городе Пскове, в части включения услуги по уборке лестничных клеток жилого дома в перечень дополнительных услуг (п. 1.1 приложения N 4 к договору) финансируемых за отдельную плату и направить дело на новое рассмотрение в тот же суд, в остальной части решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Микрорайон N 7" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 26.10.2010 ПО ДЕЛУ N 33-1437
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 октября 2010 г. по делу N 33-1437
Судья Мурин В.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Псковского областного суда
в составе:
Председательствующего Сладковской Е.В.,
Судей Виноградовой О.А., Ениславской О.Л.,
при секретаре М.,
с участием прокурора Лепихиной М.Н.,
рассмотрев в судебном заседании дело по кассационной жалобе ООО "Микрорайон N 7" на решение Псковского городского суда от 2 сентября 2010 года, которым постановлено: признать недействительным, ущемляющим права потребителей на предоставление услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома, договор управления многоквартирным домом от 1 марта 2008 г., заключенного ООО "Микрорайон N 7" с собственниками жилого дома N 16 по улице Стахановской в городе Пскове, в части включения услуги по уборке лестничных клеток жилого дома в перечень дополнительных услуг (п. 1.1 приложения N 4 к договору) финансируемых за отдельную плату.
Обязать ООО "Микрорайон N 7" в соответствии с договором управления многоквартирным домом от 1 марта 2008 г., заключенного с собственниками жилого дома N 16 по улице Стахановской в городе Пскове осуществлять уборку лестничных клеток данного жилого дома.
Выслушав доклад судьи Псковского областного суда Сладковской Е.В., объяснения представителей ООО "Микрорайон N 7" - В. и Т., заключение прокурора Лепихиной М.Н. об оставлении решения суда без изменения,
Судебная коллегия
установила:
Заместитель прокурора города Пскова в интересах И. обратился в суд с иском, уточненным в ходе рассмотрения дела, к Обществу с ограниченной ответственностью "Микрорайон N 7" о признании бездействия управляющей организации в части отсутствия организации уборки лестничных клеток дома N 16 по ул. Стахановской в г. Пскове незаконным, обязании ответчика производить уборку лестничных клеток в соответствии с требованиями п. 3.2.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 - сухую уборку и мойку пола лестничных площадок и маршей, а также обметание пола и стен, подоконников, отопительных приборов и т.д. производить не реже чем через пять дней, а стен - не менее двух раз в год. Мокрую уборку всех поверхностей - не реже одного раза в месяц, а также просил признать пункт 1.1 приложения N 4 к договору управления многоквартирным домом от 01.03.2008 года недействительным.
В обоснование предъявленных требований указал, что дом N 16 по улице Стахановской в городе Пскове находится в управлении ООО "Микрорайон N 7", что подтверждается заключенным между собственниками многоквартирного дома и управляющей организацией договором на управление многоквартирным домом от 01.03.2008.
Пунктом 2.1.5 договора управления многоквартирным домом предусмотрено, что санитарные работы по содержанию помещений общего пользования, в том числе уборка лестничных клеток (приложение N 4) отнесены к дополнительным услугам по содержанию и ремонту общего имущества, которые могут быть установлены дополнительным соглашением с собственниками дома.
Однако данное условие договора противоречит пункту 3.2.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, из содержания которого следует, что организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить требуемое санитарное состояние лестничных клеток.
Пунктом 1.5 ранее действовавшего решения Псковской городской Думы от 11.07.2008 N 499 "Об оплате за жилищные услуги" предусмотрен состав затрат на услуги по содержанию и ремонту жилья, оказываемые муниципальными предприятиями "Управление микрорайоном" или управляющими организациями, применяющими общий режим налогообложения, где в приложении N 3-а указана статья затрат 2.1 "уборка лестничных клеток".
Аналогичная статья затрат предусмотрена действующим решением Псковской городской Думы от 17.07.2009 N 861 "Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения".
Однако, в нарушение указанного федерального законодательства, администрацией ООО "Микрорайон N 7" не ведется работа по уборке лестничных клеток, т.е. не обеспечено требуемое санитарное состояние и благоприятные условия проживания граждан, несмотря на взимание за данную услугу с жильцов дома денежных средств.
Данное бездействие управляющей организации нарушает права и законные интересы И.
Истец в судебное заседание не явился, просил о рассмотрение дела в его отсутствие.
Представители ответчика - ООО "Микрорайон N 7" исковые требования не признали, и пояснила, что настоящие правоотношения урегулированы Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491, изданного на основании п. 3 ст. 39 ЖК РФ. Поскольку лестничные клетки многоквартирного дома являются общедомовым имуществом, расходы на его содержание обязаны нести собственники жилых помещений данного дома в пределах своей доли. Ответственность за содержание общего имущества в многоквартирном доме несут собственники, о чем говорит п. 41 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491; а решение о проведении регулярных уборок и санитарно-гигиенической очистке помещений должно быть принято на общем собрании собственников. На основании предписания, вынесенного органами Роспотребнадзора, ими была проведена разъяснительная беседа с уполномоченным представителем дома N 16 по ул. Стахановской, во время которой было предложено провести общее собрание собственников по изменению условий договора управления многоквартирным домом; результатов данная беседа не принесла.
Судом постановлено указанное выше решение.
В кассационной жалобе ООО "Микрорайон N 7" ставится вопрос об отмене решения суда с вынесением нового решения суда об отказе в удовлетворении требований прокурора, заявленных в интересах И. по тем основаниям, что суд неверно применил материальный закон, в частности ст. 162 ЖК РФ, и не учел, что решение Псковского городской Думы от 17.07.2009 г. за N 861 носит для них лишь рекомендательный характер.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит, что решение суда в части признания недействительным п. 1 приложения N 4 договора от 1 марта 2008 года подлежит отмене с направлением на новое рассмотрение в связи с тем, что судом нарушен процессуальный закон, восполнить эти нарушения без отмены решения суда невозможно.
Оспаривая данный договор в части в интересах И., прокурор ссылался на ничтожность п. 1.1 приложения N 4, поскольку положение п. 1.1 приложения N 4 к договору противоречат действующему законодательству, регулирующему вопросы содержания и управления многоквартирным домом.
Как видно из материалов дела, договор от 1 марта 2008 года был заключен на управление многоквартирным домом N 16 по ул. Стахановская в гор. Пскове. Жилые помещения в этом доме частично находятся в собственности граждан, а частично представляют собой муниципальную собственность.
Однако суд не привлек к участию в деле одну из сторон договора от 1 марта 2008 года - это собственников жилых помещений, чем грубо нарушил права стороны договора, лишив сторону договора права на участие в судебном разбирательстве при оспаривании договора.
При новом рассмотрении дела это нарушение закона подлежит устранению.
В остальной части решение суда первой инстанции является правильным, не противоречащим ст. 162 ЖК РФ.
Названный выше договор от 1 марта 2008 года заключен собственниками жилых помещений с ответчиком как управляющей компанией именно в рамках ст. 162 ЖК РФ.
Включая в перечень услуг и работ по содержанию дома уборку лестничных клеток по договору от 1 марта 2008 г., суд первой инстанции верно исходил из приложения N 9 к договору, где в п.п. "г" п. 11 уборка и санитарно-гигиеническая очистка помещений общего пользования включены в содержание общего имущества.
Кроме того, как пояснял представитель ответчика, определяя размер платы за содержание и ремонт жилья, их управляющая организация руководствовалась расчетами, предусмотренными решением Псковской городской Думы от 17.07.2009 г. N 861 "Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения" в сумме 7,73 руб. за квадратный метр.
Согласно данного расчета в сумму 7,73 руб. включены затраты на уборку лестничных клеток в сумме 0,46 коп.
Это не противоречит абз. 1 п. 31 постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", в соответствии с которым при определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Принимая во внимание изложенное, доводы кассационной жалобы являются несостоятельными.
Руководствуясь абз. 3 ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Псковского городского суда от 2 сентября 2010 года отменить в части признания недействительным, ущемляющим права потребителей на предоставление услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома, договор управления многоквартирным домом от 1 марта 2008 г., заключенного ООО "Микрорайон N 7" с собственниками жилого дома N 16 по улице Стахановской в городе Пскове, в части включения услуги по уборке лестничных клеток жилого дома в перечень дополнительных услуг (п. 1.1 приложения N 4 к договору) финансируемых за отдельную плату и направить дело на новое рассмотрение в тот же суд, в остальной части решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Микрорайон N 7" - без удовлетворения.
Председательствующий
Е.В.СЛАДКОВСКАЯ
Судьи
О.А.ВИНОГРАДОВА
О.Л.ЕНИСЛАВСКАЯ
Е.В.СЛАДКОВСКАЯ
Судьи
О.А.ВИНОГРАДОВА
О.Л.ЕНИСЛАВСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)