Судебные решения, арбитраж
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 05 мая 2003 года Дело N Ф03-А73/03-1/853
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю от имени Министерства финансов РФ, Министерства финансов Хабаровского края на решение от 04.12.2002, постановление от 27.02.2003 по делу N А73-6678/2002-1 (АИ-1/31) Арбитражного суда Хабаровского края по иску открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Хабаровскэнерго" к ЖСК-60, Администрации г. Хабаровска, Финансовому департаменту Администрации г. Хабаровска, Министерству финансов РФ в лице УФК по Хабаровскому краю, Правительству Хабаровского края, Министерству финансов Хабаровского края о взыскании 227908 руб. 03 коп.
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Хабаровскэнерго" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к ЖСК-60 о взыскании 227908 руб. 03 коп., составляющих задолженность по оплате за поставленную тепловую энергию с февраля по апрель 2002 г. по договору N 6952300 от 09.09.96, уменьшив в заседании суда сумму иска в соответствии со ст. 49 АПК РФ до 136609 руб., в том числе изменив основание взыскания суммы 40039 руб. 09 коп. на взыскание их как убытков в виде выпадающих доходов от предоставления льгот отдельным категориям граждан по федеральным законам, в том числе "О статусе военнослужащих" - 2657 руб. 26 коп., "О донорстве крови и ее компонентов" - 297 руб. 08 коп., "О социальной защите инвалидов" - 3663 руб. 28 коп., "О ветеранах" - 6170 руб. 04 коп., "О реабилитации жертв политических репрессий" - 617 руб. 04 коп., по Указу Президента РФ "О социальной поддержке многодетных семей" - 1362 руб. 24 коп., малообеспеченным гражданам по ФЗ "Об основах федеральной жилищной политики" - 22373 руб. 45 коп., малообеспеченным пожилым гражданам по краевому закону - 737 руб. 02 коп., сумма иска по задолженности за потребленную тепловую энергию не льготниками составила 95586 руб. 80 коп.
Определением суда к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Администрация г. Хабаровска, Финансовый департамент Администрации г. Хабаровска, Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства РФ по Хабаровскому краю, Министерство финансов Хабаровского края.
Решением суда от 04.12.2002 требования истца удовлетворены частично, в том числе - за счет казны РФ удовлетворены требования о взыскании 297,08 руб. по предоставленным льготам почетным донорам по ФЗ "О донорстве крови и ее компонентов", за счет казны Хабаровского края - в сумме 39726,01 руб. - по остальной категории заявленных льготников.
В части взыскания задолженности по оплате жильцами за потребленную теплоэнергию в сумме 95586 руб. 80 коп. истцу отказано в связи с тем, что граждане, проживающие в доме ЖСК-60, оплачивают отпущенную тепловую энергию самостоятельно согласно выставленным истцом счетам-квитанциям согласно внесенным дополнениям от 01.04.2000 к договору между истцом и ответчиком от 09.09.96.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 27.02.2003 решение суда отменено, иск удовлетворен частично, в том числе за счет казны РФ - в сумме 1659,32 руб. - убытков от льгот, предоставленных почетным донорам и многодетным семьям, за счет казны Хабаровского края - в сумме 23353,14 руб. - убытков от предоставленных субсидий (22373,45 руб.) и льгот инвалидам - (3663,28 руб.).
В связи с частичным отказом истца от иска по убыткам от льгот, предоставленных реабилитированным лицам, ветеранам, военнослужащим, пожилым малообеспеченным гражданам, возмещенным истцу в период рассмотрения спора в суде в сумме 15010,63 руб., принятого судом, производство по делу в этой части прекращено.
С отказом судом первой инстанции истцу во взыскании 95586,80 руб. апелляционная инстанция согласилась, но в резолютивной части постановления указала об отмене решения полностью.
Министерство финансов РФ и Министерство финансов Хабаровского края, не согласившись с решением и постановлением суда о распределении ответственности по иску, просят их отменить как принятые с нарушением норм материального права, считая каждый необходимым освободить их от ответственности и возлагая ответственность за причиненные истцу убытки друг на друга.
При этом Минфин РФ ссылается на необоснованное возложение судом расходов на казну РФ, не запланированных в федеральном бюджете, на неприменение судом ст. 72 Конституции РФ, ст. 85 БК РФ, предусматривающих совместное финансирование программы социальной защиты населения как предмета совместного ведения. Министерство финансов РФ полагает, что суд неправильно применил ст. 4 ФЗ "О донорстве крови и ее компонентов", предусматривающей финансирование мероприятий по донорству крови на основании федеральной, республиканских, территориальных и местных программ за счет соответствующих бюджетов, не возложив ответственности за причиненные истцу убытки на казну субъекта Федерации - Хабаровского края, не исполнившего установленные обязанности по принятию такой программы и ее финансированию.
Аналогично судом неправильно применен Указ Президента РФ от 05.05.92 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" (подпункт "б" пункта 1) и принятое в его исполнение Письмо Министерства финансов России и Министерства социальной защиты РФ от 26.06.1992 N 51, 1-2359-18 "О финансировании мероприятий по социальной поддержке многодетных семей", предусматривающие отнесение затрат, возникающих при реализации мероприятий по предоставлению 30% скидки по оплате коммунальных платежей многодетным семьям, за счет средств местных бюджетов.
Министерство финансов Хабаровского края, не согласившись с судебными актами в части отнесения на него расходов истца по субсидиям малообеспеченным гражданам и инвалидам, полагает, что суд неправильно применил законы РФ "Об основах жилищной политики" и "О социальной поддержке инвалидов", не предусматривающих обязанности финансирования указанных расходов за счет бюджетов субъектов Федерации. Отнесение ст. 85 Бюджетного кодекса РФ к сфере совместного финансирования бюджетами всех уровней обеспечения социальной защиты населения предусматривает распределение и закрепление между ними этих расходов по согласованию органов государственной власти РФ и субъекта РФ с утверждением соответствующими законами о бюджетах.
Предусмотренные Законом о федеральном бюджете на 2002 г. средства в федеральном бюджете для Хабаровского края по реализации льгот по жилищным субсидиям и льготам инвалидам не покрывают потребности в этом Хабаровского края.
В заседании суда от 29.04.2003 объявлялся перерыв до 05.05.2003 до 15 часов в соответствии со ст. 163 АПК РФ.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив доводы кассационных жалоб, заслушав в заседании суда представителей сторон, проверив материалы дела, полагает постановление суда апелляционной инстанции изменить в части взыскания с казны Хабаровского края 3663,28 руб. и отнести эти убытки за счет казны РФ, а также дополнить резолютивную часть постановления об отказе истцу в иске на 95586,80 руб., в остальной части постановление подлежит оставлению без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом, истцом предъявлены требования по взысканию суммы задолженности по оплате потребленной тепловой энергии квартиросъемщиками ЖСК-60 в феврале - апреле 2002 г. по договору на подачу теплоэнергии N 6952300 от 09.09.96 в сумме 95586,80 руб., а также не компенсированные из соответствующих уровней бюджетов расходы по предоставлению льгот отдельным категориям граждан, проживающих в доме ЖСК-60, по оплате потребленной тепловой энергии, предусмотренных федеральным законодательством.
Суды обеих инстанций правомерно отказали истцу во взыскании с ЖСК-60 как с ненадлежащего ответчика 95586,80 руб., поскольку по условиям договора N 6952300 и дополнения к нему от 01.04.2000 истец принял на себя обязательства по сбору этих расходов непосредственно с жильцов.
Поскольку суд апелляционной инстанции, своим постановлением отменивший полностью решение суда первой инстанции, не указал в резолютивной части постановления в отказе истцу во взыскании этой суммы, постановление суда подлежит изменению в этой части.
Взыскивая в пользу истца его расходы по предоставлению льгот, не компенсированных органами государственной власти РФ, субъекта РФ и муниципального образования г. Хабаровска за счет соответствующих бюджетов, суд правомерно исходил из ответственности их за бездействие, предусмотренной ст. ст. 16, 1069, поскольку такие льготы предусмотрены соответствующими федеральными законами.
При этом суд правомерно, в соответствии с ФЗ "О донорстве крови и ее компонентов", признал (ст. ст. 3, 4, 5, 8) ответственной за неразработку программы по развитию донорства и ее финансированию Российскую Федерацию в лице ее Министерства финансов, не определившей порядок и не предусмотревшей соответствующих расходов в федеральный бюджет на реализацию льгот, представленных этим Законом гражданам, награжденным знаком "Почетный донор".
При отнесении на казну Российской Федерации убытков истца в сумме 1362,24 руб. по предоставлению льгот по оплате тепловой энергии в размере 30% многодетным семьям в соответствии с Указом Президента РФ N 421 от 05.05.1992, суд апелляционной инстанции правомерно исходил из того, что в федеральном бюджете на 2002 г. средства на реализацию этого Указа не предусмотрены, а отнесение совместным Письмом Министерства финансов РФ и Министерства социальной защиты РФ от 29.06.1992 (п. 2) этих расходов за счет средств местных бюджетов, в нарушение п. 2 ст. 85 Бюджетного кодекса РФ, указанными органами государственной власти РФ не согласованы с органами власти субъекта РФ.
Решение суда в этой части исковых требований судом апелляционной инстанции правомерно отменено.
Вместе с тем суды неправомерно отнесли на казну Хабаровского края убытки истца по предоставлению льготы по оплате тепловой энергии в соответствии со ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов".
Источник финансирования данных льгот настоящий Закон не определил.
Постановлением Правительства РФ N 901 от 27.07.96 (п. 16), изданным во исполнение указанного Закона, на который ссылается суд, установлено, что льготы возмещаются в порядке, установленном субъектом РФ и органами местного самоуправления.
Однако указанное Постановление также не устанавливает источник финансирования этих льгот.
В соответствии с ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ" от 24.01.99, обязательства по социальной защите населения, установленные федеральными законами, есть реализация полномочий РФ в области социальной защиты, и финансирование реализации этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.
В соответствии с п. 4 ст. 130, ст. 133, 136 Бюджетного кодекса РФ эти средства должны быть переданы в бюджет субъекта Федерации из федерального бюджета в виде субвенций и субсидий.
Вывод суда о том, что в бюджет Хабаровского края в 2002 г. были выделены достаточные средства из федерального бюджета для финансирования текущих расходов по предоставлению льгот в соответствии с ФЗ "О социальной защите инвалидов", противоречит представленным доказательствам. Согласно акту сверки исходных данных для расчета финансовой помощи из федерального бюджета Хабаровскому краю в 2002 г. с Министерством финансов РФ согласована сумма расходов на реализацию жилищно-коммунальных льгот инвалидам по ФЗ "О социальной защите инвалидов" из расчета численности 73798 человек при федеральных стандартах стоимости жилищно-коммунальных услуг 36 руб./кв. м, социальной нормы площади жилья 18 кв. м, что составляет 286927 тыс. руб. против установленного Постановлением Правительства РФ N 804 от 19.11.2001 федерального стандарта 43,2 руб./кв. м. Фактически в федеральном бюджете в составе Фонда компенсаций на 2002 г. Хабаровскому краю сумма расходов запланирована 149855 тыс. руб., а фактически исполнено на 159905 тыс. руб. Доказательств нецелевого использования субъектом РФ указанных средств Министерство финансов РФ не представило.
Поскольку органы государственной власти Российской Федерации не обеспечили финансовыми средствами в полном объеме исполнение Федерального закона, предоставившего указанную льготу инвалидам на территории Хабаровского края, не возмещенные истцу эти расходы подлежат отнесению на казну РФ, а постановление суда в этой части - изменению.
При этом довод Министерства финансов Хабаровского края о неправомерности отнесения судом на него убытков истца от предоставления льгот по ФЗ N 4218-1 от 24.12.92 "Об основах федеральной жилищной политики" необоснован, поскольку изданным в его исполнение Постановлением Правительства РФ N 887 от 02.08.99 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения" (п. 5) установлена обязанность предоставления гражданам указанных субсидий органами государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления и компенсации ими за счет собственных средств предприятиям, оказывающим услуги, расходов на предоставление субсидий гражданам в установленном ими порядке.
В остальной части постановление суда обоснованно и законно, доводы кассационных жалоб были предметом исследования суда, которым дана правильная фактическая и правовая оценка.
Арбитражному суду Хабаровского края произвести поворот измененной части судебного акта в установленном законом порядке.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации оставить без удовлетворения.
Постановление апелляционной инстанции от 27.02.2003 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-6678/2002-1 (АИ-1/31) изменить в части:
Взыскать в пользу ОАО ЭиЭ "Хабаровскэнерго" 3663,28 руб. с казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации.
В удовлетворении требований истца о взыскании 95586 руб. 80 коп. отказать.
В остальной части постановление суда оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства финансов Хабаровского края - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 05.05.2003 N Ф03-А73/03-1/853
Разделы:ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 05 мая 2003 года Дело N Ф03-А73/03-1/853
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю от имени Министерства финансов РФ, Министерства финансов Хабаровского края на решение от 04.12.2002, постановление от 27.02.2003 по делу N А73-6678/2002-1 (АИ-1/31) Арбитражного суда Хабаровского края по иску открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Хабаровскэнерго" к ЖСК-60, Администрации г. Хабаровска, Финансовому департаменту Администрации г. Хабаровска, Министерству финансов РФ в лице УФК по Хабаровскому краю, Правительству Хабаровского края, Министерству финансов Хабаровского края о взыскании 227908 руб. 03 коп.
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Хабаровскэнерго" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к ЖСК-60 о взыскании 227908 руб. 03 коп., составляющих задолженность по оплате за поставленную тепловую энергию с февраля по апрель 2002 г. по договору N 6952300 от 09.09.96, уменьшив в заседании суда сумму иска в соответствии со ст. 49 АПК РФ до 136609 руб., в том числе изменив основание взыскания суммы 40039 руб. 09 коп. на взыскание их как убытков в виде выпадающих доходов от предоставления льгот отдельным категориям граждан по федеральным законам, в том числе "О статусе военнослужащих" - 2657 руб. 26 коп., "О донорстве крови и ее компонентов" - 297 руб. 08 коп., "О социальной защите инвалидов" - 3663 руб. 28 коп., "О ветеранах" - 6170 руб. 04 коп., "О реабилитации жертв политических репрессий" - 617 руб. 04 коп., по Указу Президента РФ "О социальной поддержке многодетных семей" - 1362 руб. 24 коп., малообеспеченным гражданам по ФЗ "Об основах федеральной жилищной политики" - 22373 руб. 45 коп., малообеспеченным пожилым гражданам по краевому закону - 737 руб. 02 коп., сумма иска по задолженности за потребленную тепловую энергию не льготниками составила 95586 руб. 80 коп.
Определением суда к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Администрация г. Хабаровска, Финансовый департамент Администрации г. Хабаровска, Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства РФ по Хабаровскому краю, Министерство финансов Хабаровского края.
Решением суда от 04.12.2002 требования истца удовлетворены частично, в том числе - за счет казны РФ удовлетворены требования о взыскании 297,08 руб. по предоставленным льготам почетным донорам по ФЗ "О донорстве крови и ее компонентов", за счет казны Хабаровского края - в сумме 39726,01 руб. - по остальной категории заявленных льготников.
В части взыскания задолженности по оплате жильцами за потребленную теплоэнергию в сумме 95586 руб. 80 коп. истцу отказано в связи с тем, что граждане, проживающие в доме ЖСК-60, оплачивают отпущенную тепловую энергию самостоятельно согласно выставленным истцом счетам-квитанциям согласно внесенным дополнениям от 01.04.2000 к договору между истцом и ответчиком от 09.09.96.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 27.02.2003 решение суда отменено, иск удовлетворен частично, в том числе за счет казны РФ - в сумме 1659,32 руб. - убытков от льгот, предоставленных почетным донорам и многодетным семьям, за счет казны Хабаровского края - в сумме 23353,14 руб. - убытков от предоставленных субсидий (22373,45 руб.) и льгот инвалидам - (3663,28 руб.).
В связи с частичным отказом истца от иска по убыткам от льгот, предоставленных реабилитированным лицам, ветеранам, военнослужащим, пожилым малообеспеченным гражданам, возмещенным истцу в период рассмотрения спора в суде в сумме 15010,63 руб., принятого судом, производство по делу в этой части прекращено.
С отказом судом первой инстанции истцу во взыскании 95586,80 руб. апелляционная инстанция согласилась, но в резолютивной части постановления указала об отмене решения полностью.
Министерство финансов РФ и Министерство финансов Хабаровского края, не согласившись с решением и постановлением суда о распределении ответственности по иску, просят их отменить как принятые с нарушением норм материального права, считая каждый необходимым освободить их от ответственности и возлагая ответственность за причиненные истцу убытки друг на друга.
При этом Минфин РФ ссылается на необоснованное возложение судом расходов на казну РФ, не запланированных в федеральном бюджете, на неприменение судом ст. 72 Конституции РФ, ст. 85 БК РФ, предусматривающих совместное финансирование программы социальной защиты населения как предмета совместного ведения. Министерство финансов РФ полагает, что суд неправильно применил ст. 4 ФЗ "О донорстве крови и ее компонентов", предусматривающей финансирование мероприятий по донорству крови на основании федеральной, республиканских, территориальных и местных программ за счет соответствующих бюджетов, не возложив ответственности за причиненные истцу убытки на казну субъекта Федерации - Хабаровского края, не исполнившего установленные обязанности по принятию такой программы и ее финансированию.
Аналогично судом неправильно применен Указ Президента РФ от 05.05.92 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" (подпункт "б" пункта 1) и принятое в его исполнение Письмо Министерства финансов России и Министерства социальной защиты РФ от 26.06.1992 N 51, 1-2359-18 "О финансировании мероприятий по социальной поддержке многодетных семей", предусматривающие отнесение затрат, возникающих при реализации мероприятий по предоставлению 30% скидки по оплате коммунальных платежей многодетным семьям, за счет средств местных бюджетов.
Министерство финансов Хабаровского края, не согласившись с судебными актами в части отнесения на него расходов истца по субсидиям малообеспеченным гражданам и инвалидам, полагает, что суд неправильно применил законы РФ "Об основах жилищной политики" и "О социальной поддержке инвалидов", не предусматривающих обязанности финансирования указанных расходов за счет бюджетов субъектов Федерации. Отнесение ст. 85 Бюджетного кодекса РФ к сфере совместного финансирования бюджетами всех уровней обеспечения социальной защиты населения предусматривает распределение и закрепление между ними этих расходов по согласованию органов государственной власти РФ и субъекта РФ с утверждением соответствующими законами о бюджетах.
Предусмотренные Законом о федеральном бюджете на 2002 г. средства в федеральном бюджете для Хабаровского края по реализации льгот по жилищным субсидиям и льготам инвалидам не покрывают потребности в этом Хабаровского края.
В заседании суда от 29.04.2003 объявлялся перерыв до 05.05.2003 до 15 часов в соответствии со ст. 163 АПК РФ.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив доводы кассационных жалоб, заслушав в заседании суда представителей сторон, проверив материалы дела, полагает постановление суда апелляционной инстанции изменить в части взыскания с казны Хабаровского края 3663,28 руб. и отнести эти убытки за счет казны РФ, а также дополнить резолютивную часть постановления об отказе истцу в иске на 95586,80 руб., в остальной части постановление подлежит оставлению без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом, истцом предъявлены требования по взысканию суммы задолженности по оплате потребленной тепловой энергии квартиросъемщиками ЖСК-60 в феврале - апреле 2002 г. по договору на подачу теплоэнергии N 6952300 от 09.09.96 в сумме 95586,80 руб., а также не компенсированные из соответствующих уровней бюджетов расходы по предоставлению льгот отдельным категориям граждан, проживающих в доме ЖСК-60, по оплате потребленной тепловой энергии, предусмотренных федеральным законодательством.
Суды обеих инстанций правомерно отказали истцу во взыскании с ЖСК-60 как с ненадлежащего ответчика 95586,80 руб., поскольку по условиям договора N 6952300 и дополнения к нему от 01.04.2000 истец принял на себя обязательства по сбору этих расходов непосредственно с жильцов.
Поскольку суд апелляционной инстанции, своим постановлением отменивший полностью решение суда первой инстанции, не указал в резолютивной части постановления в отказе истцу во взыскании этой суммы, постановление суда подлежит изменению в этой части.
Взыскивая в пользу истца его расходы по предоставлению льгот, не компенсированных органами государственной власти РФ, субъекта РФ и муниципального образования г. Хабаровска за счет соответствующих бюджетов, суд правомерно исходил из ответственности их за бездействие, предусмотренной ст. ст. 16, 1069, поскольку такие льготы предусмотрены соответствующими федеральными законами.
При этом суд правомерно, в соответствии с ФЗ "О донорстве крови и ее компонентов", признал (ст. ст. 3, 4, 5, 8) ответственной за неразработку программы по развитию донорства и ее финансированию Российскую Федерацию в лице ее Министерства финансов, не определившей порядок и не предусмотревшей соответствующих расходов в федеральный бюджет на реализацию льгот, представленных этим Законом гражданам, награжденным знаком "Почетный донор".
При отнесении на казну Российской Федерации убытков истца в сумме 1362,24 руб. по предоставлению льгот по оплате тепловой энергии в размере 30% многодетным семьям в соответствии с Указом Президента РФ N 421 от 05.05.1992, суд апелляционной инстанции правомерно исходил из того, что в федеральном бюджете на 2002 г. средства на реализацию этого Указа не предусмотрены, а отнесение совместным Письмом Министерства финансов РФ и Министерства социальной защиты РФ от 29.06.1992 (п. 2) этих расходов за счет средств местных бюджетов, в нарушение п. 2 ст. 85 Бюджетного кодекса РФ, указанными органами государственной власти РФ не согласованы с органами власти субъекта РФ.
Решение суда в этой части исковых требований судом апелляционной инстанции правомерно отменено.
Вместе с тем суды неправомерно отнесли на казну Хабаровского края убытки истца по предоставлению льготы по оплате тепловой энергии в соответствии со ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов".
Источник финансирования данных льгот настоящий Закон не определил.
Постановлением Правительства РФ N 901 от 27.07.96 (п. 16), изданным во исполнение указанного Закона, на который ссылается суд, установлено, что льготы возмещаются в порядке, установленном субъектом РФ и органами местного самоуправления.
Однако указанное Постановление также не устанавливает источник финансирования этих льгот.
В соответствии с ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ" от 24.01.99, обязательства по социальной защите населения, установленные федеральными законами, есть реализация полномочий РФ в области социальной защиты, и финансирование реализации этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.
В соответствии с п. 4 ст. 130, ст. 133, 136 Бюджетного кодекса РФ эти средства должны быть переданы в бюджет субъекта Федерации из федерального бюджета в виде субвенций и субсидий.
Вывод суда о том, что в бюджет Хабаровского края в 2002 г. были выделены достаточные средства из федерального бюджета для финансирования текущих расходов по предоставлению льгот в соответствии с ФЗ "О социальной защите инвалидов", противоречит представленным доказательствам. Согласно акту сверки исходных данных для расчета финансовой помощи из федерального бюджета Хабаровскому краю в 2002 г. с Министерством финансов РФ согласована сумма расходов на реализацию жилищно-коммунальных льгот инвалидам по ФЗ "О социальной защите инвалидов" из расчета численности 73798 человек при федеральных стандартах стоимости жилищно-коммунальных услуг 36 руб./кв. м, социальной нормы площади жилья 18 кв. м, что составляет 286927 тыс. руб. против установленного Постановлением Правительства РФ N 804 от 19.11.2001 федерального стандарта 43,2 руб./кв. м. Фактически в федеральном бюджете в составе Фонда компенсаций на 2002 г. Хабаровскому краю сумма расходов запланирована 149855 тыс. руб., а фактически исполнено на 159905 тыс. руб. Доказательств нецелевого использования субъектом РФ указанных средств Министерство финансов РФ не представило.
Поскольку органы государственной власти Российской Федерации не обеспечили финансовыми средствами в полном объеме исполнение Федерального закона, предоставившего указанную льготу инвалидам на территории Хабаровского края, не возмещенные истцу эти расходы подлежат отнесению на казну РФ, а постановление суда в этой части - изменению.
При этом довод Министерства финансов Хабаровского края о неправомерности отнесения судом на него убытков истца от предоставления льгот по ФЗ N 4218-1 от 24.12.92 "Об основах федеральной жилищной политики" необоснован, поскольку изданным в его исполнение Постановлением Правительства РФ N 887 от 02.08.99 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения" (п. 5) установлена обязанность предоставления гражданам указанных субсидий органами государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления и компенсации ими за счет собственных средств предприятиям, оказывающим услуги, расходов на предоставление субсидий гражданам в установленном ими порядке.
В остальной части постановление суда обоснованно и законно, доводы кассационных жалоб были предметом исследования суда, которым дана правильная фактическая и правовая оценка.
Арбитражному суду Хабаровского края произвести поворот измененной части судебного акта в установленном законом порядке.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации оставить без удовлетворения.
Постановление апелляционной инстанции от 27.02.2003 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-6678/2002-1 (АИ-1/31) изменить в части:
Взыскать в пользу ОАО ЭиЭ "Хабаровскэнерго" 3663,28 руб. с казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации.
В удовлетворении требований истца о взыскании 95586 руб. 80 коп. отказать.
В остальной части постановление суда оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства финансов Хабаровского края - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)