Судебные решения, арбитраж
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 26 августа 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 августа 2008 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Родиной Т.С.,
судей Аксеновой Г.А., Насоновой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Тузковой М.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 16.04.2008 по делу N А43-30927/2007-10-831, принятое судьей Ивановым А.В., по иску жилищно-строительного кооператива N 71 к Министерству финансов Российской Федерации (выступающего от имени Российской Федерации) при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, Министерства финансов Нижегородской области и территориального органа - Департамента социальной защиты населения, труда и занятости Нижегородской области - управления социальной защиты населения Автозаводского района г. Нижнего Новгорода, о взыскании 62282 руб. 70 коп. - понесенных расходов (убытков) по предоставлению льгот по оплате коммунальных услуг отдельной категории граждан (инвалидам) в 2004 году,
при участии:
- от ЖСК N 71 - представитель не явился, надлежащим образом извещен о месте и времени судебного разбирательства (уведомление N 40597);
- от Министерства финансов РФ - представитель не явился, надлежащим образом извещен о месте и времени судебного разбирательства (уведомление N 40601);
- от Министерства финансов Нижегородской области - представитель не явился, надлежащим образом извещен о месте и времени судебного разбирательства (уведомления N 40600, N 40599, N 40598);
- от Департамента социальной защиты населения труда и занятости Нижегородской области - управление социальной защиты населения автозаводского района г. Нижний Новгород - представитель не явился, надлежащим образом извещен о месте и времени судебного разбирательства (уведомление N 40602),
что жилищно-строительный кооператив N 71 (далее - ЖСК N 71) обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к Министерству финансов Российской Федерации (выступающего от имени Российской Федерации) о взыскании 62282 руб. 70 коп. - понесенных расходов (убытков) по предоставлению льгот по оплате коммунальных услуг отдельной категории граждан (инвалидам) в 2004 году.
В деле участвуют третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора на стороне ответчика - Министерство финансов Нижегородской области и территориальный орган - Департамент социальной защиты населения, труда и занятости Нижегородской области - управление социальной защиты населения Автозаводского района г. Нижнего Новгорода.
Исковые требования обоснованы статьями 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивированы причинением убытков в результате неправомерных действий органов власти и государства, ответственных за формирование, утверждение и исполнение бюджетов за 2004 год, за надлежащее финансовое обеспечение публичных обязательств государства, подлежавших принятию в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Представитель Министерства финансов Российской Федерации заявил о пропуске срока исковой давности.
Решением от 16.04.2008 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство финансов Российской Федерации обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, поскольку судом необоснованно было отказано в применении срока исковой давности по задолженности за период с сентября по декабрь 2004 года.
Лица, участвующие в деле явку полномочных представителей в суд не обеспечили, возражений против доводов апелляционной жалобы не представили.
Дело рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы заявителя апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании договора N 29 от 14 апреля 2004 года, заключенного ЖСК N 71 с органом социальной защиты населения Автозаводского района г. Нижнего Новгорода, истец в 2004 году осуществлял оказание коммунальных услуг по техническому обслуживанию, содержанию, текущему ремонту, водоснабжению и водоотведению, отоплению жилищного фонда и придомовой территории гражданам, проживающим в жилищном фонде ЖСК N 71. При этом в соответствии с упомянутым договором истец обязался предоставлять льготы по оплате коммунальных услуг гражданам, проживаемым в соответствующем жилищном фонде и пользующимся льготами, предусмотренными Федеральным законом от 24.11.1995 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Орган социальной защиты населения, в свою очередь, обязался при наличии денежных средств, предоставленных из бюджета Нижегородской области, по получению счетов-фактур производить истцу оплату за предоставленные льготы (возмещение выпадающих доходов).
Во исполнение обязательств из указанного договора истец в течение 2004 года оказывал коммунальные услуги с одновременным предоставлением льгот по их оплате инвалидам, проживающим в жилом фонде ЖСК N 71. В связи с чем, истец не получил от указанной категории жильцов 50 процентов от стоимости предоставленных им коммунальных услуг.
Часть выпадающих доходов истцу была возмещена органом социальной защиты населения за счет ассигнований из бюджета Нижегородской области. Наличие невозмещенной части выпадающих доходов в связи с предоставлением льгот истцу в сумме 62282 руб. 70 коп. послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Согласно материалам настоящего дела в результате инвентаризации кредиторской задолженности по Федеральному закону "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" между управлением социальной защиты населения Автозаводского района г. Нижнего Новгорода и истцом по состоянию на 01.01.2006, сумма в 62282 руб. 70 коп. представляет собой сверхлимитную (по отношению к расходным обязательствам Нижегородской области) задолженность по 2004 году.
Данная сумма подтверждена представленными в дело доказательствами (актами сверки взаимных расчетов 2004 года (промежуточными), счетами-фактурами, платежными поручениями на частичную оплату (возмещение) льгот).
В соответствии со статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей до 29.12.2004) инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов с квартирной платы (в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда) и оплаты коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению. Порядок предоставления указанных льгот определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно статьям 15.3, 15.6 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" (в редакции Федерального закона N 52-ФЗ от 06.05.2003 "О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг") возмещение организациям жилищно-коммунального хозяйства расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, установленных федеральными законами, осуществляется за счет средств федерального бюджета путем предоставления субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации для возмещения фактически произведенных расходов.
Целевое использование указанных субвенций возложено на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
При изложенных обстоятельствах суд пришел к верному выводу о том, что источником финансирования расходов по предоставлению льгот инвалидам на оплату жилья и коммунальных услуг является федеральный бюджет.
Установив в ходе судебного разбирательства, что органы государственной власти не обеспечили реализацию льгот, предоставленных федеральным законодательством, судом правомерно на основании статей 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации удовлетворены исковые требования за счет казны Российской Федерации в лице Минфина РФ.
Довод заявителя о пропуске истцом срока исковой давности подлежит отклонению. Возмещение расходов, установленных Федеральным законом, осуществляется из федерального бюджета и может быть произведено в течение всего периода, на который принят бюджет.
По правилам статьи 264 Бюджетного кодекса Российской Федерации (действовавшей до 01.01.2008) исполнение федерального бюджета завершается 31 декабря. Лимиты бюджетных обязательств прекращают свое действие 31 декабря. До 31 декабря включительно Федеральное казначейство обязано оплатить принятые и подтвержденные бюджетные обязательства. Счета, используемые для исполнения федерального бюджета завершаемого года, подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря. То есть срок исковой давности по заявленным требованиям следует исчислять с 01.01.2005.
Поскольку истец обратился с исковым заявлением в суд 25.12.2007, суд пришел к верному выводу о том, что трехгодичный срок исковой давности, установленный статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, не истек.
При изложенных обстоятельствах по настоящему делу отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены судебного акта.
Решение законно и обоснованно, принято при полном, объективном, всестороннем исследовании доказательств, представленных в дело.
Процессуальных нарушений, установленных пунктом 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 16.04.2008 по делу N А43-30927/2007-10-831 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационную инстанцию - Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.08.2008 ПО ДЕЛУ N А43-30927/2007-10-831
Разделы:ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 августа 2008 г. по делу N А43-30927/2007-10-831
Резолютивная часть постановления объявлена 26 августа 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 августа 2008 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Родиной Т.С.,
судей Аксеновой Г.А., Насоновой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Тузковой М.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 16.04.2008 по делу N А43-30927/2007-10-831, принятое судьей Ивановым А.В., по иску жилищно-строительного кооператива N 71 к Министерству финансов Российской Федерации (выступающего от имени Российской Федерации) при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, Министерства финансов Нижегородской области и территориального органа - Департамента социальной защиты населения, труда и занятости Нижегородской области - управления социальной защиты населения Автозаводского района г. Нижнего Новгорода, о взыскании 62282 руб. 70 коп. - понесенных расходов (убытков) по предоставлению льгот по оплате коммунальных услуг отдельной категории граждан (инвалидам) в 2004 году,
при участии:
- от ЖСК N 71 - представитель не явился, надлежащим образом извещен о месте и времени судебного разбирательства (уведомление N 40597);
- от Министерства финансов РФ - представитель не явился, надлежащим образом извещен о месте и времени судебного разбирательства (уведомление N 40601);
- от Министерства финансов Нижегородской области - представитель не явился, надлежащим образом извещен о месте и времени судебного разбирательства (уведомления N 40600, N 40599, N 40598);
- от Департамента социальной защиты населения труда и занятости Нижегородской области - управление социальной защиты населения автозаводского района г. Нижний Новгород - представитель не явился, надлежащим образом извещен о месте и времени судебного разбирательства (уведомление N 40602),
установил:
что жилищно-строительный кооператив N 71 (далее - ЖСК N 71) обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к Министерству финансов Российской Федерации (выступающего от имени Российской Федерации) о взыскании 62282 руб. 70 коп. - понесенных расходов (убытков) по предоставлению льгот по оплате коммунальных услуг отдельной категории граждан (инвалидам) в 2004 году.
В деле участвуют третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора на стороне ответчика - Министерство финансов Нижегородской области и территориальный орган - Департамент социальной защиты населения, труда и занятости Нижегородской области - управление социальной защиты населения Автозаводского района г. Нижнего Новгорода.
Исковые требования обоснованы статьями 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивированы причинением убытков в результате неправомерных действий органов власти и государства, ответственных за формирование, утверждение и исполнение бюджетов за 2004 год, за надлежащее финансовое обеспечение публичных обязательств государства, подлежавших принятию в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Представитель Министерства финансов Российской Федерации заявил о пропуске срока исковой давности.
Решением от 16.04.2008 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство финансов Российской Федерации обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, поскольку судом необоснованно было отказано в применении срока исковой давности по задолженности за период с сентября по декабрь 2004 года.
Лица, участвующие в деле явку полномочных представителей в суд не обеспечили, возражений против доводов апелляционной жалобы не представили.
Дело рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы заявителя апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании договора N 29 от 14 апреля 2004 года, заключенного ЖСК N 71 с органом социальной защиты населения Автозаводского района г. Нижнего Новгорода, истец в 2004 году осуществлял оказание коммунальных услуг по техническому обслуживанию, содержанию, текущему ремонту, водоснабжению и водоотведению, отоплению жилищного фонда и придомовой территории гражданам, проживающим в жилищном фонде ЖСК N 71. При этом в соответствии с упомянутым договором истец обязался предоставлять льготы по оплате коммунальных услуг гражданам, проживаемым в соответствующем жилищном фонде и пользующимся льготами, предусмотренными Федеральным законом от 24.11.1995 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Орган социальной защиты населения, в свою очередь, обязался при наличии денежных средств, предоставленных из бюджета Нижегородской области, по получению счетов-фактур производить истцу оплату за предоставленные льготы (возмещение выпадающих доходов).
Во исполнение обязательств из указанного договора истец в течение 2004 года оказывал коммунальные услуги с одновременным предоставлением льгот по их оплате инвалидам, проживающим в жилом фонде ЖСК N 71. В связи с чем, истец не получил от указанной категории жильцов 50 процентов от стоимости предоставленных им коммунальных услуг.
Часть выпадающих доходов истцу была возмещена органом социальной защиты населения за счет ассигнований из бюджета Нижегородской области. Наличие невозмещенной части выпадающих доходов в связи с предоставлением льгот истцу в сумме 62282 руб. 70 коп. послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Согласно материалам настоящего дела в результате инвентаризации кредиторской задолженности по Федеральному закону "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" между управлением социальной защиты населения Автозаводского района г. Нижнего Новгорода и истцом по состоянию на 01.01.2006, сумма в 62282 руб. 70 коп. представляет собой сверхлимитную (по отношению к расходным обязательствам Нижегородской области) задолженность по 2004 году.
Данная сумма подтверждена представленными в дело доказательствами (актами сверки взаимных расчетов 2004 года (промежуточными), счетами-фактурами, платежными поручениями на частичную оплату (возмещение) льгот).
В соответствии со статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей до 29.12.2004) инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов с квартирной платы (в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда) и оплаты коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению. Порядок предоставления указанных льгот определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно статьям 15.3, 15.6 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" (в редакции Федерального закона N 52-ФЗ от 06.05.2003 "О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг") возмещение организациям жилищно-коммунального хозяйства расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, установленных федеральными законами, осуществляется за счет средств федерального бюджета путем предоставления субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации для возмещения фактически произведенных расходов.
Целевое использование указанных субвенций возложено на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
При изложенных обстоятельствах суд пришел к верному выводу о том, что источником финансирования расходов по предоставлению льгот инвалидам на оплату жилья и коммунальных услуг является федеральный бюджет.
Установив в ходе судебного разбирательства, что органы государственной власти не обеспечили реализацию льгот, предоставленных федеральным законодательством, судом правомерно на основании статей 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации удовлетворены исковые требования за счет казны Российской Федерации в лице Минфина РФ.
Довод заявителя о пропуске истцом срока исковой давности подлежит отклонению. Возмещение расходов, установленных Федеральным законом, осуществляется из федерального бюджета и может быть произведено в течение всего периода, на который принят бюджет.
По правилам статьи 264 Бюджетного кодекса Российской Федерации (действовавшей до 01.01.2008) исполнение федерального бюджета завершается 31 декабря. Лимиты бюджетных обязательств прекращают свое действие 31 декабря. До 31 декабря включительно Федеральное казначейство обязано оплатить принятые и подтвержденные бюджетные обязательства. Счета, используемые для исполнения федерального бюджета завершаемого года, подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря. То есть срок исковой давности по заявленным требованиям следует исчислять с 01.01.2005.
Поскольку истец обратился с исковым заявлением в суд 25.12.2007, суд пришел к верному выводу о том, что трехгодичный срок исковой давности, установленный статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, не истек.
При изложенных обстоятельствах по настоящему делу отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены судебного акта.
Решение законно и обоснованно, принято при полном, объективном, всестороннем исследовании доказательств, представленных в дело.
Процессуальных нарушений, установленных пунктом 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 16.04.2008 по делу N А43-30927/2007-10-831 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационную инстанцию - Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок.
Председательствующий судья
Т.С.РОДИНА
Судьи
Г.А.АКСЕНОВА
Н.А.НАСОНОВА
Т.С.РОДИНА
Судьи
Г.А.АКСЕНОВА
Н.А.НАСОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)